Дети за чтением книги. Художник: Иван Горохов, 1924 г.
Наступили каникулы. Школьникам выдали списки литературы. В том числе и моим детям – они закончили первый и третий классы. Списки большие, многие произведения серьезные и объемные. Чтобы осилить все, даже опытному читателю нужно выделять как минимум час-два в день. Родителей такая перспектива пугает – особенно тех, чьи дети не любят книги. Кажется, что теперь, когда есть возможность отдохнуть от домашних заданий, придется контролировать количество прочитанных страниц, задавать вопросы по содержанию, вместе писать читательский дневник. Есть от чего приуныть.
На самом деле, все не так страшно. Постараюсь рассказать, как быть со списком и как организовать процесс летнего чтения, чтобы он был не обузой, а удовольствием.
Зачем нужен список книг?
Список литературы на лето нужен по двум причинам. Первая – рекомендации хорошей литературы от экспертов. Большинство родителей никак не связаны по роду деятельности с детскими книгами. Даже если они много и с удовольствием читали в школе, скорее всего, многое позабылось. Сложно предугадать, пойдет ли у вашего десятилетки «Кортик», или в его возрасте лучше взять «Незнайку на луне». Или уже поздно? Списки книг составлены теми, кто разбирается в детской литературе, знает, для какого примерно (это важно!) возраста подходит то или иное произведение. И, чтобы родителям не искать самим и не выбирать книги наугад, можно воспользоваться школьным списком.
Читающий ребенок быстрее понимает задание, ему легче анализировать, вычленять суть. Привычка читать снимает немало проблем в школе
Вторая причина, по которой учитель выдает список литературы на лето, – побудить ребенка читать. Многие дети (а иногда и взрослые) не имеют привычки читать регулярно, делают это, только когда необходимо. Чаще всего у таких людей навык чтения и восприятия книг слабый. Но школьная программа предполагает много чтения, и каникулы – отличный повод этот навык развить и укрепить. Это поможет легче справляться с программой по литературе, но не только. Свободное чтение помогает учиться лучше и по другим предметам – и гуманитарного, и естественно-научного цикла. Читающий ребенок быстрее понимает задание, ему легче анализировать и пересказывать, вычленять суть, он грамотнее пишет и больше знает о мире. Чтобы хорошо учиться и быстро делать уроки, не обязательно нанимать репетиторов или ходить на дополнительные занятия. Привычка читать снимает немало проблем в школе.
Список большой – нам что, все это надо прочитать?
Вовсе не обязательно. Список большой, но он рекомендательный. Что это значит? Эксперты выбрали книги разных авторов, разных жанров, на разные темы. Например, в перечне для младших школьников есть народные и авторские сказки, сказочные повести, рассказы и повести о школе, книги о природе и животных, книги об истории – чаще всего это рассказы Алексеева о Петре Первом или Великой Отечественной войне, книги из серии «Страницы истории нашей Родины». То есть составители списка старались подобрать разную литературу. А задача родителей вместе с ребенком – выбрать то, что ему ближе и интереснее.
Важно не прочитать все – важно просто читать. Большинство произведений из летнего списка не входит в программу. Эти книги некогда было читать в течение учебного года, поэтому можно сделать это летом. А заодно сформировать привычку регулярного, ежедневно чтения – пусть даже и по чуть-чуть.
Как работать со списком?
Да, с ним нужно поработать. Звучит это устрашающе, но на самом деле займет примерно час времени. Нужно сесть и проанализировать список вместе с ребенком, а на его основании составить свой. Вот что можно сделать:
- выбрать то, что заинтересует ребенка и то, что, по вашему мнению, он успеет прочитать за лето без напряжения;
- заменить книги, которые вы уже прочитали или которые не интересны ребенку, на другие, которых в списке нет;
- определить порядок чтения: что-то ребенок читает сам, что-то – вы вместе, что-то он слушает в вашем исполнении или как аудиокнигу.
Новый список, который вы составили вместе, учитывая пожелания, интересы и возможности ребенка, не будет его пугать. А отсутствие страха и четкий план – серьезный вклад в мотивацию к чтению.
Как читать летом?
Я уверена, что большинство детей выберет не чтение, а прогулки и игры с друзьями, катание на велосипеде и купание. Это закономерно и правильно: ребенок устал в течение учебного года, и теперь ему хочется отдохнуть и набраться впечатлений. Если же у него есть планшет или телефон – скорее всего, он предпочтет игры и соцсети, а не книгу. Это тоже закономерно: гаджеты развлекают без напряжения и усилий со стороны ребенка. Сплошное удовольствие.
Но читать надо, это факт. И его можно и нужно объяснить ребенку. Школьники, даже младшие, могут понять и принять, что читать необходимо каждый день, и писать читательский дневник тоже. При этом не все будут искренне радоваться предстоящему занятию, но осознать его важность могут все.
Лучше прочитать 3–4 книжки за лето с удовольствием, без нервов и ссор, чем с гордостью поставить галочки напротив всех пунктов в списке
Если ребенку сложно дается чтение, не нужно ставить перед ним грандиозные задачи. Мало кто в девять лет (да и в четырнадцать, будем честны) может усидеть час за книжкой. Для «нечитающего» ребенка и 10 минут – серьезное преодоление. Лучше прочитать 3–4 книжки за лето с удовольствием, без напряжения, нервов и ссор, чем с гордостью поставить галочки напротив всех пунктов в списке, а бонусом заполучить неприязнь к чтению.
Естественно, родителям придется контролировать процесс. Но прежде нужно все организовать – так, чтобы ребенок действительно читал и при этом успевал отдыхать и заниматься своими делами.
Вот какие шаги нужны:
- Договорится на берегу. Не огорошить ребенка, хлопнув перед ним на стол стопку увесистых библиотечных томов. Взять список, сесть вместе и спокойно обсудить: что за книги, о чем они. Выбрать те, что заинтересовали ребенка. Остальные можно просто не читать.
- Составить план. Он должен быть удобен конкретному ребенку и именно вашей семье. Например, ребенок читает полчаса утром книгу полегче, а что-то более сложное, из классики, вы вместе читаете вечером. Или с утра дети идут гулять, а после обеда некоторое время уделяют чтению. Главное – учесть желания ребенка и оставить ему достаточно времени на отдых и любимые занятия.
- Обсуждать книги. Если не знаете или не помните сюжет произведения, которое читает ребенок, потратьте десять минут на то, чтобы его пролистать, прочитайте краткое содержание в Интернете. Главное, чтобы обсуждение не ограничивалось контролем содержания – кто из героев куда пошел и что сделал. Важно говорить о поступках, их мотивах и последствиях, о характерах и чувствах героев. Говорить – и слушать друг друга.
Важно, чтобы ребенок не пересказывал сюжет, а кратко выражал суть
- Помогать с читательским дневником. Многим детям сложно выражать свои мысли письменно. При этом от школьных сочинений их никто не освобождал. Читательский дневник – хорошая тренировка. Не нужно исписывать страницы, раскрывать характеры героев. Достаточно кратко ответить на несколько вопросов: «О чем книга?» «Кто герои?» «Чем понравилась/не понравилась». Младшим школьникам можно предложить нарисовать героев или сценку из произведения. Главное – перед тем, как писать, обсудить с ребенком книгу. Важно, чтобы он не пересказывал сюжет, а кратко выразил суть. Сделать это непросто, поэтому лучше вместе.
- Читать вместе – даже если ребенок уже в средней школе или подросток. Выберите произведение, которое самостоятельно ему сложно осилить. Читайте по очереди, читайте понемногу – по 10 минут. Если возникают вопросы – разрешайте их прямо по ходу чтения. Для этого не нужно специально готовиться – просто говорите о том, как вы понимаете ситуацию или явление. Десять минут такого чтения могут стать настоящей терапией. Во-первых, ребенку будет легче осваивать сложный текст. Во-вторых, он почувствует вашу поддержку. Ну, а в-третьих (и это, наверное, самое главное), – чтение станет дополнительным поводом для того, чтобы вместе провести время.
Список чтения на каникулы – это не тяжкая обязанность и груз, которым нужно придавить школьника на три летних месяца. Это возможность выбрать самое интересное из того, что предложили эксперты. Главное – не бросать ребенка один на один с горой книг, а помочь ему распределить время и силы, прочитать и осмыслить те произведения, которые ему интересны.