Илья и Кирилл. Художник: Леокадия Ляхович
Чтобы ребенок слушал или читал книгу, она должна ему нравиться. Это «нравится» складывается из разных факторов: склонностей, интересов, навыков, семейных традиций, культурного контекста. И, конечно, из возрастных особенностей.
Многие люди, в том числе и я, перечитывая школьную классику во взрослом возрасте, ощущают шок: оказывается, я совсем не понимал в 15 лет «Мертвые души» или «Преступление и наказание»! Это происходит потому, что наш багаж жизненного опыта изменился и продолжает меняться. Меняется отношение к людям, восприятие мира и самого себя. Часто мы в более взрослом возрасте относимся к героям снисходительнее, чем в юности.
Дети тоже воспринимают произведения по-разному. Например, в 3 года малыш боится медведя из русской народной сказки «Маша и медведь». А в 4 с удовольствием ее рассказывает, разглядывая картинки. В 5 лет ребенок не понимает, в чем соль сказки «Вершки и корешки», а через год хохочет над ней, потому что сам сажал репу с бабушкой на даче.
Мой сын в 6 лет смотрел фильм «Стрелы Робин Гуда». Его хватило примерно на половину картины: потом он откровенно заскучал и начал играть, а вскоре вообще отвернулся и стал собирать конструктор. Прошел год – и Андрюша, затаив дыхание, слушает книгу о Робин Гуде в пересказе Михаила Гершензона, мастерит себе лук и стрелы и спит с игрушечным мечом.
Как же понять, что книга по возрасту ребенку? Вот несколько советов.
Главное – интерес
Когда мы заставляем себя читать сложную статью и разбираться в ней, у нас есть мотивация. Например, нужно сдать экзамен, понять, каков процесс лечения той или иной болезни, освоить новый навык. Мы готовы преодолевать сопротивление, разбираться в незнакомых терминах, продираться сквозь научный слог.
У ребенка нет такой мотивации. Главное для него – интерес. Он возникает, если нравится герой и хочется узнать, что будет дальше. Интерес, конечно, зависит от условий, в которых растет ребенок, мировосприятия и стиля жизни семьи. Но и от возраста он зависит тоже.
Главное для ребенка – интерес. Он возникает, если нравится герой и хочется узнать, что будет дальше
Например, в 3–4 года малышу интересны книги, герои и сюжет которых соприкасаются с его жизненным опытом. Он знает маму, папу, бабушку, видел кошку, собачку, корову. Он радуется узнаванию во время чтения. А вот выдуманные миры или сложные сюжетные кульбиты волшебных сказок ему пока будут неинтересны.
Сам интерес в возрасте до 5 лет во многом зависит от способности ребенка удерживать внимание. Например, короткое веселое стихотворение или народную сказку про животных он послушает с удовольствием, а на большой главе сказочной повести заскучает и запутается. Да и вообще, удерживать объемный сюжет в голове на протяжении нескольких дней он вряд ли сможет.
Ближе к школьному возрасту ребенку становятся интересны книги о сверстниках и о приключениях. Пройдет 2–3 года, и он будет готов читать о приключениях не детей, а взрослых людей – например, Робинзона Крузо или Робина Гуда.
Взрослый всегда может понять по реакции ребенка, интересно ему или нет. Если неинтересно – не стоит давить и во что бы то ни стало дочитывать книгу. Отложите ее на годик, и интерес, скорее всего, появится.
Книга должна быть понятна ребенку
Кажется, это очевидная вещь. Ясное дело, что читать пятилетке «Детей капитана Гранта» нет никакого смысла. Но я хочу сказать не о понимании фактов или исторических реалий, а о другом.
Учителя-словесники часто жалуются, что дети, прочитав произведение, не могут сказать, о чем оно вообще. Они не понимают его идею, для выражения которой, в общем-то, и служит фактическая сторона. Это связано в первую очередь с тем, что дети не привыкли рефлексировать, задавать вопросы и отвечать на них, давать труд своему уму и сердцу. Большинство мультфильмов, а особенно короткие видео из соцсетей, не нуждаются в такой обработке.
Умение понимать произведение не приходит само собой – оно формируется у ребенка с помощью взрослого. Это происходит постепенно, как и интерес, зависит от накопленного жизненного опыта и индивидуальных качеств личности.
Поэтому один пятилетка с удовольствием слушает «Золотой ключик» или приключения Буратино», жалеет папу Карло, возмущается проделками лисы Алисы и кота Базилио, переживает за главного героя. Он чувствует стремительный темп повествования и может отчасти объяснить свои чувства. А его ровесник быстро теряет интерес к книге, потому что не понимает, в чем конфликт Буратино и папы Карло, и зачем деревянный человечек решил закопать в землю монеты. А Карабаса Барабаса он просто испугается, потому что картинка страшная.
При этом оба малыша развиваются по возрасту, родители много с ними общаются, в семье царит дружественная атмосфера. Но понимание приходит в разное время – и это нормально.
Определить, пришло ли время для книги, можно, задав несколько вопросов после чтения главы или пары страниц. Ответы ребенка покажут, насколько он понимает, что и зачем происходит в произведении.
Принцип аналогии
Выбирая книгу для ребенка, можно пойти двумя путями. Первый – попробовать читать принципиально новое, например, сказку в стихах, приключенческую повесть или адаптированную биографию. Другой вариант – пойти проторенным путем.
Если вы регулярно читаете с ребенком, в вашем арсенале наверняка есть книги, которые ему понравились. Выбирая следующую и пытаясь понять, по возрасту ли она, можно подобрать нечто похожее по стилю, объему, сюжету.
Например, если малышу нравятся книги Эдуарда Успенского, стоит почитать Андрея Усачева. Любит Астрид Линдгрен – откройте для него других скандинавов: Анну-Катрине Вестли, Турбьерна Эгнера, Свена Нурдквиста, Марию Парр. Полюбились древнегреческие мифы в изложении Николая Куна – почитайте скандинавские, рассказанные Леонидом Яхниным. Нравятся короткие рассказы – возьмите в библиотеке подобные, только других авторов.
Этот принцип хорош, но не универсален. Лучше всего чередовать его с принципом нового. И, конечно, смотреть на реакцию ребенка.
Взросление – индивидуальный процесс
Мы, родители, часто сравниваем детей – и с другими детьми, и с собой маленькими. Ничего хорошего из этого, как правило, не выходит. Ребенок чувствует, что его недооценивают, и стремления к чтению это точно не прибавит. В то же время можно понять и чувства родителей: иногда по-настоящему больно, если близкий человек пренебрегает тем, что было тебе дорого в детстве.
Мы часто забываем делать скидку на то, что росли в другое время, при других обстоятельствах и возможностях. И даже если у ребенка наши глаза и характер, он – не мы. К выбору книг это тоже относится.
Даже если у ребенка наши глаза и характер, он – не мы. К выбору книг это тоже относится
Конечно, предлагать и рекомендовать стоит. Часто, если у взрослого доверительные отношения с ребенком, тот с удовольствием принимает рекомендации, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Но если «Чиполлино», которого вы так любили в детстве, не нравится малышу, не стоит расстраиваться. Можно будет вернуться к нему позже, а если все равно не пойдет – что ж, много на свете и других хороших книг.
Сравнивать детей со сверстниками еще бесполезнее. Во-первых, об их книжных интересах, скорее всего, вам рассказали взрослые, а они могут ошибаться. Во-вторых, все люди разные. У меня трое детей, и каждый по-своему любил и понимал разные книги в одном и том же возрасте. Например, то, что старшая дочь с восхищением слушала в 5 лет, сыну интересно только ближе к семи. А младшая вообще предпочитает книги с определенными героями и сюжетами.
Выбирая книги для чтения, не стоит опираться на чужое мнение и пытаться уместиться в возрастные рамки. Главное – чтобы ребенку было интересно, понятно и не страшно.