Как подобрать книгу под возраст ребенка

Заметки о детском чтении

Илья и Кирилл. Художник: Леокадия Ляхович Илья и Кирилл. Художник: Леокадия Ляхович

Чтобы ребенок слушал или читал книгу, она должна ему нравиться. Это «нравится» складывается из разных факторов: склонностей, интересов, навыков, семейных традиций, культурного контекста. И, конечно, из возрастных особенностей.

Многие люди, в том числе и я, перечитывая школьную классику во взрослом возрасте, ощущают шок: оказывается, я совсем не понимал в 15 лет «Мертвые души» или «Преступление и наказание»! Это происходит потому, что наш багаж жизненного опыта изменился и продолжает меняться. Меняется отношение к людям, восприятие мира и самого себя. Часто мы в более взрослом возрасте относимся к героям снисходительнее, чем в юности.

Дети тоже воспринимают произведения по-разному. Например, в 3 года малыш боится медведя из русской народной сказки «Маша и медведь». А в 4 с удовольствием ее рассказывает, разглядывая картинки. В 5 лет ребенок не понимает, в чем соль сказки «Вершки и корешки», а через год хохочет над ней, потому что сам сажал репу с бабушкой на даче.

Мой сын в 6 лет смотрел фильм «Стрелы Робин Гуда». Его хватило примерно на половину картины: потом он откровенно заскучал и начал играть, а вскоре вообще отвернулся и стал собирать конструктор. Прошел год – и Андрюша, затаив дыхание, слушает книгу о Робин Гуде в пересказе Михаила Гершензона, мастерит себе лук и стрелы и спит с игрушечным мечом.

Как же понять, что книга по возрасту ребенку? Вот несколько советов.

Главное – интерес

Когда мы заставляем себя читать сложную статью и разбираться в ней, у нас есть мотивация. Например, нужно сдать экзамен, понять, каков процесс лечения той или иной болезни, освоить новый навык. Мы готовы преодолевать сопротивление, разбираться в незнакомых терминах, продираться сквозь научный слог.

У ребенка нет такой мотивации. Главное для него – интерес. Он возникает, если нравится герой и хочется узнать, что будет дальше. Интерес, конечно, зависит от условий, в которых растет ребенок, мировосприятия и стиля жизни семьи. Но и от возраста он зависит тоже.

Главное для ребенка – интерес. Он возникает, если нравится герой и хочется узнать, что будет дальше

Например, в 3–4 года малышу интересны книги, герои и сюжет которых соприкасаются с его жизненным опытом. Он знает маму, папу, бабушку, видел кошку, собачку, корову. Он радуется узнаванию во время чтения. А вот выдуманные миры или сложные сюжетные кульбиты волшебных сказок ему пока будут неинтересны.

Сам интерес в возрасте до 5 лет во многом зависит от способности ребенка удерживать внимание. Например, короткое веселое стихотворение или народную сказку про животных он послушает с удовольствием, а на большой главе сказочной повести заскучает и запутается. Да и вообще, удерживать объемный сюжет в голове на протяжении нескольких дней он вряд ли сможет.

Ближе к школьному возрасту ребенку становятся интересны книги о сверстниках и о приключениях. Пройдет 2–3 года, и он будет готов читать о приключениях не детей, а взрослых людей – например, Робинзона Крузо или Робина Гуда.

Взрослый всегда может понять по реакции ребенка, интересно ему или нет. Если неинтересно – не стоит давить и во что бы то ни стало дочитывать книгу. Отложите ее на годик, и интерес, скорее всего, появится.

Книга должна быть понятна ребенку

Кажется, это очевидная вещь. Ясное дело, что читать пятилетке «Детей капитана Гранта» нет никакого смысла. Но я хочу сказать не о понимании фактов или исторических реалий, а о другом.

Учителя-словесники часто жалуются, что дети, прочитав произведение, не могут сказать, о чем оно вообще. Они не понимают его идею, для выражения которой, в общем-то, и служит фактическая сторона. Это связано в первую очередь с тем, что дети не привыкли рефлексировать, задавать вопросы и отвечать на них, давать труд своему уму и сердцу. Большинство мультфильмов, а особенно короткие видео из соцсетей, не нуждаются в такой обработке.

Умение понимать произведение не приходит само собой – оно формируется у ребенка с помощью взрослого. Это происходит постепенно, как и интерес, зависит от накопленного жизненного опыта и индивидуальных качеств личности.

Поэтому один пятилетка с удовольствием слушает «Золотой ключик» или приключения Буратино», жалеет папу Карло, возмущается проделками лисы Алисы и кота Базилио, переживает за главного героя. Он чувствует стремительный темп повествования и может отчасти объяснить свои чувства. А его ровесник быстро теряет интерес к книге, потому что не понимает, в чем конфликт Буратино и папы Карло, и зачем деревянный человечек решил закопать в землю монеты. А Карабаса Барабаса он просто испугается, потому что картинка страшная.

При этом оба малыша развиваются по возрасту, родители много с ними общаются, в семье царит дружественная атмосфера. Но понимание приходит в разное время – и это нормально.

Определить, пришло ли время для книги, можно, задав несколько вопросов после чтения главы или пары страниц. Ответы ребенка покажут, насколько он понимает, что и зачем происходит в произведении.

Принцип аналогии

Выбирая книгу для ребенка, можно пойти двумя путями. Первый – попробовать читать принципиально новое, например, сказку в стихах, приключенческую повесть или адаптированную биографию. Другой вариант – пойти проторенным путем.

Если вы регулярно читаете с ребенком, в вашем арсенале наверняка есть книги, которые ему понравились. Выбирая следующую и пытаясь понять, по возрасту ли она, можно подобрать нечто похожее по стилю, объему, сюжету.

Например, если малышу нравятся книги Эдуарда Успенского, стоит почитать Андрея Усачева. Любит Астрид Линдгрен – откройте для него других скандинавов: Анну-Катрине Вестли, Турбьерна Эгнера, Свена Нурдквиста, Марию Парр. Полюбились древнегреческие мифы в изложении Николая Куна – почитайте скандинавские, рассказанные Леонидом Яхниным. Нравятся короткие рассказы – возьмите в библиотеке подобные, только других авторов.

Этот принцип хорош, но не универсален. Лучше всего чередовать его с принципом нового. И, конечно, смотреть на реакцию ребенка.

Взросление – индивидуальный процесс

Мы, родители, часто сравниваем детей – и с другими детьми, и с собой маленькими. Ничего хорошего из этого, как правило, не выходит. Ребенок чувствует, что его недооценивают, и стремления к чтению это точно не прибавит. В то же время можно понять и чувства родителей: иногда по-настоящему больно, если близкий человек пренебрегает тем, что было тебе дорого в детстве.

Мы часто забываем делать скидку на то, что росли в другое время, при других обстоятельствах и возможностях. И даже если у ребенка наши глаза и характер, он – не мы. К выбору книг это тоже относится.

Даже если у ребенка наши глаза и характер, он – не мы. К выбору книг это тоже относится

Конечно, предлагать и рекомендовать стоит. Часто, если у взрослого доверительные отношения с ребенком, тот с удовольствием принимает рекомендации, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Но если «Чиполлино», которого вы так любили в детстве, не нравится малышу, не стоит расстраиваться. Можно будет вернуться к нему позже, а если все равно не пойдет – что ж, много на свете и других хороших книг.

Сравнивать детей со сверстниками еще бесполезнее. Во-первых, об их книжных интересах, скорее всего, вам рассказали взрослые, а они могут ошибаться. Во-вторых, все люди разные. У меня трое детей, и каждый по-своему любил и понимал разные книги в одном и том же возрасте. Например, то, что старшая дочь с восхищением слушала в 5 лет, сыну интересно только ближе к семи. А младшая вообще предпочитает книги с определенными героями и сюжетами.

Выбирая книги для чтения, не стоит опираться на чужое мнение и пытаться уместиться в возрастные рамки. Главное – чтобы ребенку было интересно, понятно и не страшно.

Мария Минаева

2 февраля 2023 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Трудные вопросы, честные ответы. Как говорить с детьми о книгах, когда не знаешь, что сказать Трудные вопросы, честные ответы. Как говорить с детьми о книгах, когда не знаешь, что сказать
Мария Минаева
Трудные вопросы, честные ответы. Как говорить с детьми о книгах, когда не знаешь, что сказать Трудные вопросы, честные ответы. Как говорить с детьми о книгах, когда не знаешь, что сказать
Заметки о детском чтении
Мария Минаева
Если родители будут отговариваться, умалчивать, вилять и хитрить, то чему же научатся дети? Закрывать глаза и душу в ответ на чужую боль.
Когда пора начинать учить ребенка читать Когда пора начинать учить ребенка читать
Мария Минаева
Когда пора начинать учить ребенка читать Когда пора начинать учить ребенка читать
Заметки о детском чтении
Мария Минаева
Читателем нас делает не формальное умение складывать буквы в слова, а способность осмыслять прочитанное.
Зачем нужны стихи и как с ними подружиться Зачем нужны стихи и как с ними подружиться
Мария Минаева
Зачем нужны стихи и как с ними подружиться Зачем нужны стихи и как с ними подружиться
Заметки о детском чтении
Мария Минаева
Человек, дожив до 7–8 лет, вообще не понимает, зачем нужна поэзия, не слышит ее, не понимает. И совсем не умеет учить стихи.
Комментарии
Юлия 4 февраля 2023, 15:12
Мария, спасибо! Вы очень помогаете в выборе книг. Недавно разучили "На грядке все в порядке". Все надо успеть прочесть вовремя)))
Татьяна 4 февраля 2023, 11:15
Зато дети прочтя книгу "Малыш и Карлсон" на какие-то свои поступки могут посмотреть со стороны. Хуже себя вести мои дети после прочтения этой книги не стали. Не всегда бывают чисто положительные герои и чисто отрицательные. Человек не безгрешен. Дети понимают какие поступки хорошие, а какие плохие. Малыш и Карлсон - это не идеально положительные герои. Дети это видят. И при обсуждении этой книги говорят про это.
Георгий 3 февраля 2023, 18:05
"Главное – чтобы ребенку было интересно, понятно и не страшно." И не вредно. Чему, например учит книга "Малыш и Карлсон" ? Для начала, некоторые детали: Малыш страдает от скуки. Родителям до него дела нет. Карлсон влетает в форточку. Малыш рад ему, с ним нескучно. Ради этого он терпит от Карлсона всякие неправды в отношении себя (обман, жадность, превозношение). Родителям Малыша Карлсон никогда не показывается. Своим примером Карлсон учит (вы сомневаетесь?) читателя: непослушанию старшим, чревоугодию, дерзости в обращении с друзьями и старшими, вредительству (наример, сбросил цветок на прохожего из окна). Из хорошего, Карсон учит читателя... А чему, собственно?
Елена 2 февраля 2023, 18:14
Ребенку 5 лет. Сказки не любит,больше любит приключения или рассказы о реальных вещах -технике, животных, природе, космосе. Вообще, главное-не мелкий шрифт, картинки, немного текста на странице. Хотя есть одно исключение. Я читала Алые паруса на электронной книге. И он их потом по моему примеру тоже прочитал.
Марина Анатольевна 2 февраля 2023, 10:39
Интерес к тому или иному чтению зависит от развития самого интереса гораздо больше, чем от возраста. Есть от пеленок "интересующиеся" и есть с бородою "безинтересные". Сама (разумеется с Божией помощью) научилась читать в 5 лет, а мой ребенок научился чтению в 3,5 года. Шести лет я читала с удовольствием летнюю программу для чтения моей 10летней сестры, а мой ребенок очень увлекался географическими картами и в 4 года по атласу выучил наизусть названия всех столиц мира, какая в какой стране находится. По моему рассуждению 50% интереса - от вложенного богом, а 50% - от интеллектуального уровня родителей: - не столько как и чем заинтересовывают ребенка, сколько чем и как интересуются сами.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×