Нынче мода на раннее развитие. Она касается разных областей жизни ребенка, в том числе и чтения. Один из самых распространенных вопросов, которые задают специалистам родители: когда учить читать?
Когда моей старшей дочери было пять, одна знакомая спросила, читает ли она. Я сказала, что нет. Буквы почти все знает, но складывать их в слоги мы еще не пробовали. Знакомая высоко подняла бровь и сказала, что ее сыну три, а он уже читает.
Меня такими вещами пронять сложно. Но многие родители после подобных слов искренне расстраиваются и думают, что с их детьми что-то не так. Поэтому я постараюсь объяснить, как работает детский мозг и когда есть смысл начинать учить чтению.
Ребенок развивается постепенно – и физически, и эмоционально, и интеллектуально. Этапы этого развития логичны и последовательны: сначала младенец учится держать голову, а уж потом сидеть и ползать, не наоборот. Это важно и для его безопасности, и для того, чтобы новые навыки лучше и легче закреплялись.
Мозг тоже развивается постепенно. А еще неравномерно: темп может снижаться или увеличиваться у разных детей в разное время. К тому же левое и правое полушария развиваются по-разному.
Правое полушарие активно развивается с 3 до 5 лет. Оно отвечает за восприятие целостных образов. Тренировка такого развития – взаимодействие с окружающим миром. Малыш наблюдает, слушает, щупает, нюхает, оперирует предметами и учится воспринимать целостные образы. В этом возрасте он с удовольствием будет рассматривать буквы, особенно если они красиво и ярко нарисованы, похожи на знакомые ему предметы, зверей или человечков.
Но такое узнавание для него – игра. Малыш не воспринимает букву как символ, обозначающий звук. Она для него – картинка. Именно поэтому многие родители жалуются: все буквы знает, а читать не хочет. Не хочет, потому что не понимает, как это делается. Не понимает, потому что мозг еще не готов.
А готов он будет, когда достаточно разовьется левое полушарие. Это происходит в возрасте 5–7 лет. Левое полушарие отвечает за аналитические задачи. Это значит, что ребенок начинает понимать: буква – символ звука. Он анализирует речь – собственную и окружающих, сопоставляет ее с символом, видит соответствие. За буквой, то есть, графическим символом, картинкой, он начнет видеть звук. Постепенно поймет, как эти звуки соединять в слоги, а слоги в слова. В среднем это происходит в 6–6,5 лет.
Если поставить цель выучить с трехлеткой буквы – ее можно добиться. Малыш будет радовать бабушку и поражать гостей знанием алфавита. Только его мозг в этот момент будет обрабатывать буквы не как звуковые символы, а как картинки. Он запомнил рисунки, и «А», «К» или «Ю» для него наравне с кошкой или мячиком из книжки.
И все бы ничего, но неправильно сформированный навык чтения останется с ребенком надолго. Лет в 6–7 он сравняется со сверстниками, которые только что научились читать, но будет тратить больше усилий на усвоение текста. Ведь сверстники считывают символ, чувствуя за ним звук, а его мозг совершает двойную работу: обрабатывает картинку и переводит ее в другое смысловое поле. Это энергозатратно, приводит к быстрой усталости – а значит, снижается мотивация читать.
Если бы для чтения нам просто требовалось сливать звуки в слова, освоить его можно бы было раньше, легче и быстрее. Но мы знаем, что одна буква на практике может обозначать разные звуки. Когда мы читаем, наш глаз сначала отыскивает в слове гласные, потом возвращается к согласным. Потому что именно от гласных зависит, мягко или твердо мы произнесем согласный звук.
Дети со слабым читательским навыком просто не понимают, что прочли – все силы их мозга направлены на обработку символов
Все это нужно освоить ребенку, чтобы успешно читать. А мы ведь даже не касались еще смысловой стороны, понимания текста. Дети со слабым читательским навыком просто не понимают, что прочли – все силы их мозга направлены на обработку символов. В этом случае сложно говорить о пользе книги и тем более об удовольствии от чтения. А если нет удовольствия, читать точно не захочется.
Поэтому мне часто встречается следующий сценарий. Родители вкладывают огромные силы, время, средства в раннее развитие. В 2–3 года малыш знает буквы, в 5 читает по слогам. К школе он устает от постоянных занятий, не понимает смысл текста. От него требуют техники, не спрашивая, о чем он прочел, как он к этому относится, как все это соотносится с жизнью. И когда возникает реальная необходимость читать и анализировать, ребенку нечего сказать. Он чувствует только усталость и раздражение. Сверстники читают так же, а то и лучше, мотивации у него нет. Он привык читать, но не привык думать над тем, что прочел. За что ему любить книги?
Чтобы понять, готов ли ребенок учиться читать, можно провести простой тест. Предположим, что малыш хорошо знает буквы, которые изображены на кубиках или в азбуке. Покажите ему эти же буквы на уличной вывеске, в книге, нарисуйте на листе бумаги. Если он их узнает – мозг готов к обучению чтению. Если нет – не стоит торопиться. Сколько ни подгоняй, развиваться он будет все равно в своем темпе.
А вот то, что действительно нужно малышу, – это слушать чтение взрослых. Этому есть несколько причин. Во-первых, постепенно он нащупывает связь между книгой как предметом и интересной историей. От этапа «книжка=игрушка» переходит к осознанию, что это особая вещь, в ней скрыты смыслы, которые раскрываются, когда мама или папа берут ее в руки: «Придет время, и я научусь так же». Во-вторых, как утверждает детский писатель, педагог и специалист по чтению Марина Семеновна Аромштам, чтобы ребенку захотелось читать, нужно показать ему возможности не только устной, но и письменной речи. Ну, а в-третьих, огромную роль играет пример и привычка. Пока ребенок маленький, ему важно то, что важно и интересно нам. Сейчас мы, родители, формируем его вкусы и видение мира.
Учимся читать, чтобы узнавать новое, чтобы было интересно. Чтобы открывать мир
Есть два подхода к детскому чтению. Один формальный: главное – научить. Второй – осознанный: учимся читать, чтобы узнавать новое, понимать и усваивать информацию. Чтобы было интересно. Чтобы открывать мир. Первый подход, при целеустремленности взрослого, может сработать, и трехлетка будет читать под восхищенные вздохи окружающих. Но если спросить его, понял ли он, что прочитал, результат, скорее всего, будет нулевой. Второй подход завязан на понимании текста. От него отталкивается интерес, рефлексия, навык. Все это связано с определенными этапами развития мозга. То, на что с малышом нужно было потратить уйму усилий, старший дошкольник усвоит гораздо легче, а главное – с удовольствием.
Читателем нас делает не формальное умение складывать буквы в слова, а способность осмыслять прочитанное. Восхищаться и негодовать, сравнивать и анализировать, находить соответствия с жизнью и меняться. Это сложные процессы, до них надо дорасти. Поэтому пусть малыши бегают, прыгают, играют, фантазируют и слушают то, что им читают взрослые. Освоить чтение они успеют перед школой. Всему свое время.