Восторг и зависть – вот имена тех чувств, которые мною овладели при знакомстве с этой новостью. Видит Бог, я не завидую другим народам, когда те строят самые дерзкие мосты и самые высокие небоскребы. Но в этом случае я завидую грузинам. Завидую той завистью, которой не стыжусь, и которую не понесу на исповедь. Только есть вопрос: а мы когда дорастем до таких событий?
И Россия, и Украина настолько территориально и количественно велики, что одному человеку – пусть даже облеченному высшей церковной властью - вряд ли возможно давать такие «домашние задания» многомиллионной пастве. Эта работа более соответствует домашней атмосфере небольшого народа, который сплочен уже потому, что малочислен. И если в таком народе есть духовный вождь, которого любят, то ему удобно по-свойски, без пафоса, как дедушка – внукам, дать добрый совет или высказать некое пожелание, как тут же большая часть народа бросится эту пожелание исполнять. (Все никогда не бросятся, как бы ни был хорош и сплочен народ, что надо знать заранее) У больших же народов большие проблемы. У них то, что сказал Патриарх Грузинский, должен говорить каждый епархиальный епископ, поскольку и паства отдельных наших епархий по количеству сопоставима с паствой Патриарха Илии.
Что же практически для этого нужно? Не очень много духовных вещей, если они уже есть, и очень много, если их нет. Поскольку приобретаются эти вещи очень не просто. Первое – Владыка должен иметь авторитет у паствы. То есть, если он скажет: «Дорогие жители города N и N-ской области, возьмите с полки «Мертвые души» Гоголя, и в следующую пятницу я поговорю с вами на тему первой главы», то нужно, чтобы его слова услышали все и исполнили с радостью, те, кто услышал. Иначе это будет местная акция, подобная стрельбе из пушки по воробьям. Многие, предчувствуя фиаско, за нее и браться не будут.
Второе - Владыка должен быть приготовлен к подобному, не столько литературоведческому, сколько духовному труду. Ему придется засесть за книги, уплотнить график (и без того обычно плотный), чем-то пожертвовать, начать вести конспекты. Причем, никто не заставляет читать непременно Гоголя. Это я сказал к слову. Можно читать Лествицу или Авву Дорофея, то есть те духовные книги, знакомство с которыми пастве необходимо. Не в книге дело. Книг хороших много. Дело в желании сдвигать горы закостенелости и невежества, которым удобно стоять столетиями на привычных местах, претендуя на статус местной традиции.
Третье – смелость. Такие труды и инициативы древностью не освящены. Не было раньше таких трудов и инициатив. А значит, найдется немало критиков и противников не только из числа чужих, вечно готовых пыхтеть и ерничать, но из числа своих, временами пыхтящих и ерничающих не хуже врагов. Для плодотворного действования во Христе и ради Христа всегда нужна смелость. Смелость, знания и желание. Вернее, если расположить требования в порядке очередности, то :1) желание, 2) знания, 3) смелость.
Если все это есть, то ничего больше не надо. Можно начинать. Но если нет их, то значит ничего нет, и еще долго не будет. Желание появляется таинственно, знания приобретаются долго, а смелость вообще непонятно, откуда берется. Вот я и говорю, что грузинам я завидую той завистью, которую на исповедь не понесу.
А вообще-то, надо учиться. При чем – у всех. У арабов говорят, что «чернила ученого так же драгоценны, как кровь мученика». Вчитайтесь в эту фразу. И какая мне разница, что это арабы сказали, а не русские? Если сказано верно, то я запомню и постараюсь мысль в жизнь претворить. Пусть грузины начнут, а мы подхватим. Мы ведь не на перегонки бежим, а общее дело делаем. Пусть другие еще что-нибудь доброе начнут, а мы подсмотрим и переймем. Умение замечать доброе и учиться есть высшая похвала любому народу. Похвала и благословение. Поэтому, не имея честь быть грузинами, подходите к книжным полкам. Берите «Илиаду», «Робинзона Крузо», «Собор Парижской Богоматери». Начинайте читать что-нибудь хорошее, и будем ждать, что найдутся вскоре и те, кто начнет с нами обсуждать прочитанное.
Пусть он живет вечно! Я с интересом читаю каждую его статью, с интересом читают его очень много людей. Проповедник с сильным словом. Если лично я с какими-то его высказываниями не согласен, то этих несогласий ничтожно мало; во много раз больше истин, о которых он подробно рассказывает, и с которыми нельзя не согласиться. Я несогласен с ним (если брать все его публикации) в одном-двух случаях, а согласен - в тысячах других случаев. Полностью с ним согласен и в этой статье. Желаю и дальше учиться на статьях и рассказах о.Андрея Ткачева.
Спасибо Вам, о. Андрей, за добрые слова о книгах.
Думаю, что можно было бы начать обсуждение книг в воскресных школах для взрослых.
У нас в приходе, кстати, время от времени, вывешивались объявления - совместный просмотр фильма (современного) и последующее обсуждение.
В одной из статей с полгода назад Вы упомянули "Сила и слава" Грэма Грина, прочел. Действительно сильное произведение. Дает много пищи для ума. И "Повелителя мух" прочел - поразительно, насколько быстро с нас может слететь вся цивилизованность, если мы окажемся предоставлены сами себе. Правильно сказал Гоголь: "Если люди еще не едят друг друга - то только потому, что каждый день совершается Божественная Литургия".
Хорошую идею Вы предложили, спаси Вас Господи!
У нас при храме недавно организовали библиотеку, возможно, со временем и такая мысль воплотится в жизнь.