— Ты что, ничего не слышала об этой иконе? — удивилась Виктория, моя хорошая знакомая. — Она чудотворная. Это все здесь знают.
В тот день мы договорились съездить вместе в Феклину пустынь. Она с младшей дочкой — и я с Машей и Тоней. Женский этот монастырь как раз находится совсем рядом с нашей деревней в Калужской области. Километрах в пяти — не больше. Но любя всем сердцем Оптину, в Феклиной я, конечно, бываю, но не так часто.
Мы стояли в Успенском соборе этого женского монастыря перед иконой Божией Матери «Троеручица», которая вся была в разных украшениях, видимо, в благодарность от тех, кто получил здесь помощь. И тогда я и спросила, что это за икона.
Подозревал, что она непростая
Вика знает в православной округе все. Много лет она даже послушалась в монастыре. И не в одном. Но не в Феклиной. У неё и мама — монахиня. Но потом девушка поняла, что это не ее путь. Ушла из монастыря, встретила своего будущего мужа, нарожала кучу детей, довольна и счастлива. Но если рассказывать всю ее жизнь, то можно книгу написать.
— Мы с мужем молились перед этой иконой, акафист читали. И у нас случилось чудо, — начала рассказывать она. — А ты правда о ней ничего не знаешь?
Я правда не знала...
Оказалось — с этой иконой связана удивительная история.
Чуть меньше 15 лет назад, когда в Феклиной пустыни восстанавливался Никольский придел Успенского собора, сестры во главе с игуменьей Виталией (Кочетовой) искали для него разную церковную утварь. К сожалению, игуменья Виталия умерла в 2021-м году от короновируса.
И вот, поехали они по этим делам в Москву. Оказались на Болгарском подворье — в ризнице.
— Игуменья Виталия рассказывала, что увидела там в углу большую чёрную доску. И почему-то очень ей захотелось именно ее взять. Прямо тянуло, и все. Было очевидно, что это икона, но кто на ней изображён — совершенно непонятно, — вспоминала Виктория.
Настоятель того подворья подтвердил, что это действительно икона. Старинная, почерневшая от времени. И, несмотря на то, что сам он испытывал к ней особое чувство и подозревал, что это непростая икона, с радостью ее подарил, попросив отреставрировать и рассказать потом, кто на ней изображён.
«Плакала и просила у всех прощения»
— Привезли игуменья Виталия с сёстрами эту чёрную икону в Феклину пустынь, показали отцу Антонию (игумен Антоний (Гаврилов) — духовник обители), — рассказывала мне Вика. — И он сказал: «Ну, привезли, теперь молитесь».
Сестры стали читать перед этой иконой акафист, и совершенно неожиданным образом она начала появляться. И скоро стало понятно, что это именно Божья Матерь.
— Сейчас на ней даже нарисованные камушки сверкают, бусинки, видишь? — показывала мне моя знакомая. — А тогда, когда все это происходило, одна из сестёр не верила, думала — иконописцы ночами рисуют, а утром им рассказывают, что она сама собой обновляется. Но однажды, когда она сама ночью читала перед ней акафист, на ее глазах на иконе начали появляться новые детали.
Однажды, когда она ночью читала акафист, на ее глазах на иконе начали появляться новые детали
— Эта сестра потом ходила по монастырю, плакала и просила у всех прощения, — говорила Вика.
Когда на образе проявилась третья рука, стало понятно, что это «Троеручица»...
Прошло почти 15 лет... В Феклиной пустыни есть тетрадь, в которую сестры записывают случаи чудесной помощи после молитв перед этой иконой. Люди исцеляются от болезней, находят работу, и многое-многое другое.
Помогла Божия Матерь и Виктории с ее мужем...
По закону его как будто бы нет
Когда около 9 лет назад Вика ушла из монастыря, первым делом отправилась она на море отдохнуть — вот такой зигзаг судьбы.
Там и познакомилась она со своим будущим супругом. А у него в жизни все оказалось ещё сложнее, чем у неё.
Полностью его историю я рассказывать не буду. Но главное, что на тот момент парень был без документов. Утеряны они были в связи с военными событиями на Донбассе 2014 года. А так как находился он уже в России, то восстановление в его конкретном случае было делом долгим, муторным, со всякими подводными камнями.
Так и жил — без документов. И даже удивительным образом работал. А потом они встретились.
Когда же стало понятно, что это любовь, то повезла Вика парня к своему духовнику (передвигались они на попутках, там документы не требуют). Из монастыря-то она ушла, а из Церкви, слава Богу, — нет. А это часто бывает.
Выслушал он их и... обвенчал. Без штампа в паспорте. Но монах тот знал, что делал. Вика говорит, что он ещё раньше ей сказал, что будет у неё мужем именно такой человек.
Приобрели они в глухой деревне Калужской области маленький домик и стали жить. Она детей рожала, он — руками работал, где мог. И все думали, как бы документы ему сделать. Детей же куча уже. А он по закону — не муж, не отец. Да и вообще непонятно кто. Как будто бы нет его.
В итоге, после десяти лет жизни без документов, начались у них по этому поводу разные суды. Установление личности, гражданства и т.д. И как-то очень долго не могли они получить одну очень важную справку. Нужно было делать запросы в разные инстанции, их «футболили» туда-сюда. Необходимо было ехать по месту бывшего жительства мужа (а это было невозможно), потом в Москву, а потом все равно ничего не получалось. А ещё куча маленьких детей на руках. И, как известно, бюрократию нашу может победить только Бог. Или Богородица. Так в итоге получилось.
Стали они читать акафист «Троеручице». В Феклину пустынь к ней ездили. Параллельно опять отправили запрос, чтобы выслали им эту справку. В суде же им сказали, что ждать надо минимум 3 месяца.
11 июля, в самый день памяти Божией Матери «Троеручица», нам прислали эту самую важную справку
— Отправили мы письмо в первых числах июля. Молились. И 11 июля, в самый день памяти Божией Матери «Троеручица», нам прислали эту самую важную справку. Вместо трёх месяцев. Мы поверить не могли!
Вот такая история о том, как Божья Матерь победила российскую бюрократию. Прошёл уже год, у парня сделаны все документы, они с Викой расписались (после 9 лет венчанного брака), и он даже подтвердил отцовство собственных многочисленных детей...
«Батюшка Серафим! Вылечи меня!»
Хотела я на этом закончить, но решила ещё немного о Вике и ее судьбе рассказать. Тем более что там другая история о чуде имеется. Правда, по молитвам уже к преподобному Серафиму Саровскому. Но чтобы два раза не вставать...
Воспитывала ее одна мама, человек в то время совершенно нецерковный. Но потом у женщины случился крутой поворот, и она уверовала.
— Мне тогда 9 лет было. И если раньше моя мама без макияжа не выходила даже мусор выносить, и Бога в нашей жизни не было, то теперь она с головой ушла в веру и меня за собой потащила. И начались у нас сплошные храмы, посты, молитвы и спасение души. А когда мне исполнилось 15, она отвезла меня в монастырь, чтобы я стала монахиней. Хотя я не очень-то и хотела.
Нередкая, впрочем, история... Но тут все «шли до конца». И мама Вики не только из дочки монахиню делала, но и сама инокиней стала.
Были моменты, когда Викторию из того монастыря выгоняли — за поведение. Потом она возвращалась... Уезжала в другой... Ну, и так далее...
Мне интересно, как в таких условиях ей удалось не потерять веру.
— А в монастыре со мной случались чудеса... Были два момента, когда я очень хорошо поняла, что Бог есть.
Об одном из них я и хочу рассказать. Тогда Вика трудилась в монастыре на коровнике. Работа была очень тяжёлая, и она просто-напросто надорвалась.
— Опустился и болел живот. Я попала в больницу. Потом вернулась, но началась слабость и высокая температура. Две недели подряд. Каждый день. Никто не понимал, что со мной. А мне казалось, что я умираю. Кто-то тогда привёз из Дивеево сухарики Серафима Саровского и дал мне. И вот, лежала я на своей кровати лицом к стене, ела эти сухарики и плакала: «Батюшка Серафим! Вылечи меня!» Заснула... Проснулась... Пошла на работу. И поняла, что я здорова.
...Потом, после многих перипетий, у Вики были годы счастливой жизни в другом монастыре.
— Матушка-настоятельница просто взяла меня на руки и понесла, — вспоминала она.
— А почему же ты не стала монахиней? — спросила я.
— Потому что однажды поняла, что предстать перед Богом в монашеском одеянии я не готова, — ответила Вика
А дальше была та история о встрече с мужем. Так случается...