Автономная некоммерческая организация «Под Покровом» при Покровской епархии изо дня в день помогает беженцам из зоны боевых действий. Прекрасно понимая, что им пришлось пережить, для них делают все возможное – от гуманитарной помощи до жилья, от работы до психологической поддержки.
Елена Максимова приходит за помощью в центр уже не первый раз и всегда благодарит волонтеров за заботу и доброту
Дорога в Россию
На часах полдень, и православный центр постепенно заполняется людьми, которые пришли за помощью. Всех вписывают в журнал учета, фиксируют личные данные, выдают продуктовые наборы. В каждом пакете – крупы, чай, сахар, растительное масло, консервы, мясные изделия, бытовая химия. Далее с людьми подробно беседуют и выясняют, что еще им в первую очередь необходимо. Порой человек отвечает: «То, что на мне, – это все, что у меня есть». Тогда его ведут на вещевой склад, чтобы выбрать подходящую одежду.
Их истории похожи одна на другую: когда начались военные действия, пришлось спешно бросать обжитое место и бежать
Их истории похожи одна на другую: когда начались военные действия, пришлось спешно бросать обжитое место и бежать. Елена Максимова, мама троих детей, вспоминает, как 9 мая в Славянске Донецкой области рядом с их домом упала тяжелая ракета. Звуки взрывов, мощная ударная волна и обрушения зданий.
«Спустя несколько дней кассетный обстрел унес жизни нескольких местных жителей, – рассказывает женщина, голос ее дрожит, а глаза наполняются слезами. – Когда стало совсем невыносимо, всей семьей перебрались в женский скит и там большую часть времени проводили в подвале, вместе с насельницами и сестрами обители. Спали на лавках, по очереди выходили из скита, приносили еду и воду. В конце мая, когда увозили раненых, мы попросили, чтобы нас тоже эвакуировали. Мы сразу хотели приехать в Энгельс, здесь родители мужа живут. Но на этом наши испытания не закончились – вскоре умер свекор, сердце не выдержало всех переживаний, а супруг тяжело заболел».
Елена приходит за помощью в кризисный центр уже не в первый раз, и всегда благодарит волонтеров за заботу и доброту. Признается, что иллюзий не питает, хотя и надеется на возвращение домой.
«Фронт очень близко, мои родители в Артемовске, есть родственники, которые сейчас находятся в пунктах временного размещения. Возможно, когда-то мы сможем соединиться, хочется начать новую жизнь. Психолог центра настроил на то, что надо пережить все трудности, негатив оставить позади и думать о будущем. Мы понимаем, что мы не одни, и это дает силы», – говорит она.
Мы понимаем, что мы не одни, и это дает силы
Для семьи Кристины Демченко, приехавшей вместе с сыном, мамой и бабушкой из Луганской области, перспектива возвращения домой тоже маловероятна. В городе Рубежный, где шли бои, они больше месяца прятались в подвалах. С момента появления российских войск стало спокойнее, и люди стали выбираться.
«Мы эвакуировались в апреле прошлого года, приехали в Энгельс. Мне сразу удалось устроиться в колледж лаборантом. Нам дали жилье в общежитии», – сообщает женщина.
О том, что в гуманитарном центре «Милосердие» можно получить помощь, узнала в Комитете социальной защиты населения.
Она думала, что еще немного надо потерпеть, и все наладится. Но тут снова несчастье: у семилетнего сына при обследовании в детском саду обнаружили порок сердца.
«На Украине мы были никому не нужны, с медициной там плохо, поэтому узнали о диагнозе только здесь. Теперь больницы, дорогостоящие лекарства», – делится переживаниями Кристина и спрашивает, когда в центре принимает психолог.
Ей до сих пор снятся сны о военных действиях, но волнует ее больше всего сын – он боится громких звуков. Волонтеры рассказывают, что зачастую беженцы, попадая в другую страну в экстренном порядке, находятся в стрессовом состоянии, а дети напуганы. И только психолог помогает снять годами копившееся напряжение.
Чужой беды не бывает
В Энгельс, как и в другие города России, едут те, кто больше не может жить под вой снарядов и отблески пожарищ. Многие люди, прибывающие в нашу страну, имеют с собой только паспорт. Ни средств к существованию, ни работы, ни крыши над головой. У большинства от прежней жизни не осталось ничего, кроме небольшой сумки с одеждой. Поэтому сейчас гуманитарная задача – обеспечить их вещами первой необходимости и продуктами питания.
Юлия Михайлусенко приехала с семьей из Шебекино месяц назад Организация «Под Покровом» при Покровской епархии с марта прошлого года помогает людям, которые попали в сложную ситуацию в связи со специальной военной операцией на Украине.
«А с октября 2022 года у нас появилась возможность продолжить эту деятельность в рамках проекта ‟Мы вместе!”, который реализуется за счет средств Фонда президентских грантов. Мы оказываем комплексную информационно-консультативную, социально-правовую, материальную, психологическую и духовную поддержку вынужденным переселенцам из ДНР, ЛНР и Украины. Для мам с маленькими детьми работает комната временного присмотра. Пока взрослые решают свои проблемы, дети занимаются с квалифицированным педагогом, – говорит руководитель центра Елена Гранкина. – К нам стал поступать большой поток обращений. Мы стараемся оказывать беженцам комплексную помощь. Во-первых, рассказать, на какие меры социальной поддержки на территории России они могут рассчитывать. Об этом мы подробно информируем и раздаем специальные памятки с адресами и телефонами. Второе: надо было элементарно их одеть, обуть. Третье: взрослые и дети были в депрессии, потребовалась помощь психолога. Так, поэтапно, люди получают помощь. Уже есть семья, которая благодаря консультациям нашего юриста получила жилищный сертификат, и скоро они обретут свой дом. Была семейная пара, у которой ребенок родился, когда они пересекли границу России. Не было ни детского питания, ни памперсов, мы их тоже поддержали. Этот проект эффективен, уже порядка 140 человек получили помощь».
Некоторые плачут, говорят: «У меня было все, а сейчас нет ничего»
Среди прибывающих есть наши соотечественники из города Шебекино Белгородской области, они уехали из-за постоянных обстрелов с украинской стороны. Валентина Яковлева приехала с семьей месяц назад. «Ужасные ощущения, когда дом ходит ходуном», – рассказывает она. Ночью покидала родные стены и семья Юлии Михайлусенко. В Энгельсе они уже две недели, и Юлия очень довольна тем, как принял их город:
«Все вежливо отзываются на наши просьбы, муж нашел работу сварщиком на предприятии. Нам дали временное жилье – это главное, а остальные трудности переживем».
Переселенцы нуждаются в посуде, электрических чайниках, в постельном белье. Пока в центре подобрали все, что требуется на первое время.
«Это благодаря акции, которую мы объявили, наши жители откликнулись и подключились к помощи согражданам, – говорит Елена Гранкина. – Люди приходят к нам в основном спокойные, только благодарят. Некоторые плачут, говорят: ‟У меня было все, а сейчас нет ничего”. Но они живут надеждой и добрыми помыслами».
Беженцы и чудеса святителя
Беженцы признаются, что без веры и помощи Божией не вынесли бы всех потерь
Что дальше? Этот вопрос для беженцев крайне важен.
«В такое сложное время необходимо духовно укрепляться. А сделать это можно только с Божией помощью. Только вера – единственное утешение и опора для человека. Необходимо посещать храм и участвовать в таинствах», – наставляет их духовник центра священник Кирилл Панкрашов.
Беседа проходит в уютной комнате за чашкой чая. Женщин интересуют не только повседневные проблемы, но и духовная поддержка в новых для них условиях.
«Рядом с нашим домом в поселке Приволжский, где мы сейчас живем, находится храм в честь иконы Божией Матери ‟Неупиваемая Чаша”. Сын помогает в алтаре, дочь поет на клиросе. В связи с болезнью мужа нечасто получается бывать в храме, но стараюсь причащаться и исповедоваться. Без веры и помощи Божией мы не вынесли бы всех потерь», – уверена Елена Максимова.
Она вспоминает период, когда всей семьей они были прихожанами скита в честь Святителя Иоанна Шанхайского в селе Адамовка Донецкой области. Это родина святителя, именно здесь он провел свои детские годы.
При жизни владыка Иоанн был отзывчив на людские нужды, строил приюты, проявлял милосердие ко всем беззащитным. Особенно помогал русским беженцам, которых в ХХ веке разбросало по всем континентам. Владыка Иоанн сам был вынужден в юности покинуть Родину и всегда заботился о нуждающихся. В тяжелые моменты жизни, когда никакие земные силы не могут помочь в беде, Елена обращается к нему с просьбой о помощи. С собой она привезла из скита небольшую икону святителя и подарила ее отцу Кириллу. «Надо же, только сегодня с батюшкой вспоминали этого святого, а вы его образ принесли», – удивляется Елена Гранкина. Священник тут же призывает всех собраться на молебен святому епископу. Беженцы с радостью откликаются, потому что, оставив родные края, они знают и верят, что святитель услышит их прошения и не оставит без помощи.