В преддверии нового учебного года мы побеседовали с православным семейным психологом Татьяной Викторовной Булатовой о важности положительного настроя на учебу и о специфике работы православного психолога.
Татьяна Булатова, психолог – Татьяна Викторовна, расскажите вкратце об основных вехах вашей профессиональной деятельности.
– Говоря о своем профессиональном опыте, наверное, можно начать с самого начала: в моем дипломе значится специализация «школьный психолог», и начинала я работать именно в школе, но потом, в тяжелые 1990-е – начало 2000-х, пробовала себя в других сферах, в сфере работы с персоналом, работала в продажах бизнес-тренером. Но судьба, видимо, все-таки знает свой путь, и в начале 2010 года я снова оказалась в образовании. Работала в детских садах психологом, занималась частной практикой консультирования семьи. И вот уже последние 10 лет я занимаюсь семейным консультированием, работаю психологом в частном детском саду «Мэри Поппинс», и в данный момент – психологом в благотворительном фонде по работе с семьями, попавшими в кризисную ситуацию.
– В начале сентября у детей и, соответственно, их родителей происходит перестройка дня в связи с началом учебы. Что можно посоветовать, чтобы этот период произошел более гармонично, и ребенок спокойно втянулся в учебный процесс?
– Только что закончились 3 месяца свободы, отдыха, и снова начался учебный процесс, и от того, как относятся дети и родители к этому периоду, очень много зависит. Если в вашей семье, когда вспоминают школу, говорят: «О, скоро это начнется, и это надо пережить, вот, давай, бегай последние моменты и денечки, скоро тебе придется много трудиться и учиться», – то и настрой к учебе будет соответствующий. А от этого настроя, конечно же, во многом зависит и адаптация ребенка, поэтому первый главный совет: воспринимайте новый учебный год как ступеньку роста, развития вашего ребенка, и пусть ваше отношение к учебному периоду станет скорее позитивным, радостным, ожидающим чего-то интересного, чем испуганным.
Воспринимайте новый учебный год как ступеньку роста, развития вашего ребенка
Чтобы адаптация к началу учебного года прошла более плавно, создайте для вашего ребенка какие-то приятные моменты, связанные с подготовкой. Пусть он сходит в магазин и сам выберет себе тетрадки, ручки, карандаши, или поговорите о том, в чем он пойдет, приобретите какие-то новые школьные принадлежности или учебники, в которые уже интересно заглянуть сейчас, и поразмышляйте вместе с ним о том, какие интересные открытия его ждут на уроках.
Также ближе к школе нужно подумать о том, какой режим сложился у ребенка в течение лета, и как-то постепенно адаптировать режим дня к школьной жизни, то есть пораньше вставать, ложиться в одно и то же время. Можно обратить внимание на другие организационные режимные моменты, соответствующие школьному периоду, возможно, связанные с питанием, с подготовкой одежды на каждый день с вечера.
Школьная жизнь – это способность организовать себя, спланировать свой день, выполнить определённые задачи, проявить свои волевые качества на пути к цели. Все эти навыки важно развивать в семье. Когда у ребенка есть поручения, домашние обязанности, когда он может о ком-то позаботиться, проявить качества самоорганизации в повседневной жизни, тогда ему будет легко проявить их и в школе.
– На какие моменты важно обратить внимание родителям первоклашек?
– Для первоклашек? Конечно, это особый день. Это, прежде всего, праздник. Праздник должен быть и для родителей, и для ребенка. И это тот период, когда в жизни ребенка действительно происходит очень много перемен, очень много нового. Новое взрослое окружение, дети, новое место, куда ребенок должен ходить, и, конечно, новые требования. Поэтому очень важно, чтобы ваш первоклашка был готов.
И, наверное, в первую очередь мы отмечаем психологическую готовность, связанную с мотивацией, с эмоционально-волевой сферой, то есть если первоклашка хочет идти в школу, если ему интересно и хочется учиться, – это самое главное, что может быть сформировано у будущего ученика. Часто, к сожалению, бывает так, что дети уже замучены всякими подготовками, курсами, дополнительными занятиями и ранним обучением, и для них приход в школу, даже в первый класс, уже в тягость. Поэтому, уважаемые родители, не доводите до этого, пусть все будет своевременно. И, опять же, повторюсь, что положительный настрой от процесса обучения, положительный эмоциональный фон, связанный с обучением, – это, наверное, основа основ для первоклассника и в целом для обучения в школе.
Положительный эмоциональный фон, связанный с обучением, – основа основ для обучения в школе
Хочется сказать несколько слов для родителей, которые говорят: «Мы пошли в первый класс», «Мы начали учиться»… Все-таки не забывайте, что это опыт вашего ребенка, а вы являетесь только стороной, которая его всегда поддержит, поможет, но не будет учиться за него. Самое главное, чему должен научиться ребенок в начальной школе, – это научиться учиться, а не тому, что родители будут учиться за него.
– Некоторые дети проявляют особенности в поведении, сейчас много говорят о свойственной детям «гиперактивности», а кому-то учеба за партами может показаться скучной. Что тут можно посоветовать родителям, классным руководителям, самим детям, и, может быть, обратить внимание педагогов?
– Все дети имеют свою индивидуальность, от особенностей темперамента до каких-то особенностей физиологического характера. Да, встречаются дети с синдромом дефицита внимания, гиперактивные дети, здесь я считаю, что нужно своевременно обращаться к нужному специалисту, чтобы выявить эту проблему и помочь своему малышу. И у психологов, так же, как и у докторов, есть своя специализация, поэтому обратиться можно к нейропсихологу, неврологу при необходимости. Выявить причины и помочь таким детям вовремя, и тем самым облегчить их обучение в школе.
Рекомендую взрослым – и родителям, и учителям – не сравнивать детей друг с другом, потому что все мы разные
Рекомендую взрослым – и родителям, и учителям – не сравнивать детей друг с другом, потому что все мы разные. У кого-то одни сильные стороны, у кого-то другие, кто-то более усидчив, кто-то более быстр, работоспособность разная бывает, поэтому сравнивать ребенка нужно только с самим собой. Ну, и, конечно, больше положительного отношения, больше разговоров в положительном ключе. Старайтесь говорить о том, что у него уже получается, что ему нравится в школе, спрашивать его, что он там узнал, а не ругать его за то, что что-то не собрал вовремя, что-то забыл записать или криво написал буквы. Как говорится у нас, психологов: используйте правило зеленой ручки, то есть нужно видеть что-то хорошее, а не замечать одни лишь ошибки.
– Обращение к психологу у человека обычно связано с решением сложной жизненной ситуации, переживанием кризиса или принятием болезни?
– У психологов есть такая шутка – «главное, чтобы человек был счастлив со своим диагнозом». Но это действительно шутка. Есть люди, которые никогда не придут к психологу, для них решаемы все проблемы и задачи, на все вопросы, которые возникают в их жизни, они сами находят ответы. А есть люди, которые нуждаются в поддержке, в помощи, разъяснении, и самое главное – совместном поиске путей выхода из сложной жизненной ситуации. Психолог – это всего лишь инструмент, с помощью которого человек может решить какой-то свой сложный вопрос, найти ответ для выхода из сложной жизненной ситуации.
– Вы позиционируете себя как православный психолог, в чем особенность вашего подхода – особенное отношение к мировоззрению человека, выбор техник при консультировании?
– Сейчас в психологии действительно очень много направлений, которые используют специалисты в работе с клиентом. Я считаю, что мировоззрение человека накладывает отпечаток на его профессию. И когда специалист – человек верующий, православный, воцерковленный, то это влияет на то, как он ведёт консультацию, относится к своей работе и к людям в целом. Поэтому, конечно, мне приятно, комфортно работать с людьми верующими, православными, которые приходят и видят решение своей сложной ситуации, проблемы не только в каких-то психологических возможностях, но и в духовной жизни, в изменении своей жизни, в работе над внутренним миром, качествами и проявлениями своей души.
Вера и психология не противопоставляются в отношении души человека
Но и для таких людей психологическая помощь порой является необходимой, потому что есть такие у психологов инструменты, техники, которые помогают пережить и компенсировать какой-то детский травматический опыт, посмотреть на ситуацию с другой стороны, увидеть свои ошибки, снять эмоциональное напряжение, и другие. Вера и психология не противопоставляются в отношении души человека. Обучаясь на богословских курсах, я поняла, что психология помогает изменению личности человека и подчас бывает ступенькой на пути к духовным изменениям.
– Кому показана помощь психолога, на ваш взгляд, в наше не совсем спокойное время?
– Верующим воцерковленным людям тоже подчас нужна помощь и поддержка, чтобы увидеть какую-то ситуацию со стороны, проработать свой травматический опыт, найти выход, решение из конфликта. Психология в этом может помочь.
Я работаю по основным двум направлениям: это работа с образом (метод Символ-драма) и телесно-ориентированная психотерапия, – на мой взгляд, эти два направления психологии более комплексно помогают человеку.
Жизненный и профессиональный опыт подсказывает, что в решении каких-то внутренних запросов человека, когда психолог действует со стороны души, а священник – со стороны духовной жизни (аспекты веры и Церкви), такое совместное делание, при осознанной внутренней работе самого человека, содействует тому, чтобы жизнь и личность человека стали более гармоничными.
Конечно, приходят клиенты и невоцерковленные, неверующие, то есть у меня нет цели прямо во что бы то ни стало их осчастливить Истиной. Я работаю как специалист, обладая своими профессиональными знаниями. Если в процессе нашего общения (а между психологом и клиентом всегда складывается определённая атмосфера доверия) человек задумается о том, что есть духовная жизнь, что во многом ответ на его вопрос кроется в изменении себя, покаянии, в приходе в Церковь, участии в таинствах церковных, то, наверное, это хороший результат моей работы. Ну, и самое главное, – помощь в обретении главного помощника в жизни – Господа Бога.
– Что радует психолога по завершении работы с тем или иным клиентом?
– Я думаю, что любого специалиста радует, когда клиент доволен, благодарен тебе. Но вот в моем случае мне даже бывает приятнее видеть, когда клиент задумался, когда немножко оказался в растерянности от того, что он узнал о себе. В таком случае, считаю, произошла более действенная внутренняя работа, которая позволяет человеку задуматься об изменении своей жизни и решении своего трудного вопроса, которое зависит от него, а не от волшебника-психолога.
На самом деле, психолога радуют самые маленькие мелочи: когда клиент говорит, что после работы ему хочется пойти домой и обнять своего любимого, близкого или своего ребенка, с которым был конфликт, – наверное, это уже очень хороший результат, и я всегда радуюсь вместе с клиентом таким маленьким открытиям.
Благодарность – это, наверное, взаимный процесс. Я бываю благодарна своим клиентам за то, что они мне доверяют, за то, что они отправляют ко мне своих знакомых, друзей, тех, кому нужна помощь, и когда они меня вспоминают по прошествии времени и отмечают, что что-то меняется в их жизни, в семье, в душе. Когда семья остается в полном составе, когда дети счастливы в семье, когда родители находят взаимопонимание, когда они учатся меняться сами, а не стремятся, чтобы кто-то поменял их партнера.