- Часть 1: Миссионеры и просветители
- Часть 2: Преподобные мужи и жены
Святители
- Священномученик Ламберт Маастрихтский († ок.705; память: 17 сентября)
- Святитель Губерт Льежский († 727; память: 3 ноября)
- Святитель Виро Рурмондский († 753; память: 8 мая)
- Священномученик Фредерик Утрехтский († ок. 838; память: 18 июля)
- Святитель Радбод Утрехтский († 917; память: 29 ноября)
- Святитель Ансфрид Утрехтский († 1010; память: 3 мая)
Безусловно, целый сонм святителей просиял в странах Бенилюкс в период их православной истории. Великие учителя, проповедники, аскеты и чудотворцы, они входят в число выдающихся святителей мирового Православия. Некоторых из них мы вспомним ниже.
Священномученик Ламберт, епископ Маастрихтский (Lambert of Maastricht), принял мученическую кончину за святость и чистоту христианского брака. Как и многие из представленных здесь святых, он происходил из знатного рода и был тесно связан с другими святыми: святитель Ремакл (о котором мы уже говорили) его крестил и стал ему крестным отцом. Ламберт был вовлечен в придворную жизнь Меровингов. Став епископом Маастрихтским, он через некоторое время был изгнан со своей кафедры в монастырь Ставло жестоким майордомом Эброином. Ламберт помогал святителю Виллиброрду в его миссионерских трудах. Вместе с преподобной Ландрадой (о которой мы писали ранее) он участвовал в основании монастыря Мюнстербилзен. Святитель также был наставником молодого Губерта, будущего великого светильника веры.
Свт. Губерт Льежский Святой Ламберт вступил в конфликт с властями из-за своего отказа идти на компромисс с христианской моралью. Осуждая прелюбодеяние майордома Пипина, Ламберт вместе со своими племянниками Петром и Аудолетом (Peter, Audolet; тоже почитаются в лике святых) принял мученическую кончину в Льеже (Liege). Они были убиты военными за отказ мириться с распущенностью майордома (Ламберт был пронзен копьем в сердце). Мощи святителя Ламберта хранятся в кафедральном соборе Святого Павла в Льеже (Бельгия).
Одна из наиболее интересных предысторий жития святителя – это предыстория Губерта Льежского (Hubert of Liege). Он родился на территории нынешней Бельгии, происходил из меровингской знати. Как и многие представители привилегированного сословия, он в молодости проводил большую часть времени, предаваясь легкомысленным занятиям. Губерт был заядлым охотником, а после безвременной кончины при родах любимой супруги он стал посвящать этому увлечению все свое время. Его пристрастие к охоте было таким сильным, что он однажды даже пропустил церковное богослужение в Страстную пятницу. Но именно той поездке на охоту было суждено радикально изменить его жизнь.
Когда Губерт преследовал оленя в лесу, олень повернулся к нему, и святой вдруг увидел великолепный сияющий крест между его рогами
Когда в тот день Губерт преследовал оленя в лесу, его посетило чудесное видение: олень повернулся к нему, и святой вдруг увидел великолепный сияющий крест между его рогами (подобное видение при похожих обстоятельствах было пережито великомучеником Евстафием Плакидой (†118) за несколько столетий до него). Затем чей-то голос воззвал к нему: «Губерт, если ты не обратишься к Господу и не будешь вести святую жизнь, то быстро последуешь в ад».
Вмиг отрезвленный видением и предупреждением, Губерт изменил свою жизнь. Он отказался от всех титулов и раздал все свое огромное богатство бедным. Как и велел голос, он обратился за духовным руководством к местному благочестивому епископу, священномученику Ламберту Маастрихтскому. Имея столь великого духовного отца, святой Губерт быстро поднялся по ступеням лестницы, ведущей к святости. После мученической кончины святителя Ламберта Папа Римский провозгласил Губерта его преемником.
Святитель Губерт стал великим просветителем в регионе Арденн (на территории Франции, Бельгии и Люксембурга), где тогда еще процветало язычество. Он также служил первым епископом Льежским. Святитель привел многих людей ко Христу, и все идольские капища были разрушены. Кроме того, святитель Губерт слыл красноречивым проповедником. Проведя оставшуюся часть жизни в служении Богу и совершении богоугодных дел, он мирно преставился в 727-м году и унаследовал Царство Небесное. Святителя Губерта почитают покровителем охотников, математиков, оптиков и механиков.
Святитель Виро Рурмондский (Wiro of Roermond) также может быть причислен к великим миссионерам этого региона. Он был англосаксом по происхождению и близким сподвижником святителя Виллиброрда, которого позднее сменил на Утрехтской кафедре, став вторым епископом Утрехта. Он также был тесно связан со священномучеником Вонифатием, апостолом Германии. Виро занимался миссионерской деятельностью вдоль реки Маас и вместе со святым Плехельмом сыграл важную роль в образовании значимого и влиятельного монастыря Синт-Одилиенберге. Мощи святителя Виро, которые были на некоторое время утеряны во время Реформации, позже были вновь обретены и ныне покоятся в соборе деревни Синт-Одилиенберг (пригород Рурмонда, Нидерланды) – к ним приезжают паломники. Его честная глава хранится в Утрехте.
Икона сщмч. Фредерика Утрехтского Еще одним святым, связанным с Утрехтом, был священномученик Фредерик (Frederick). Он служил епископом Утрехтским примерно в 815– 838 годы. Фредерику, мужу великой учености, приписывается авторство «Жития святого Вонифатия», просветителя Германии. Фредерик тоже был активным миссионером, трудясь на острове (ныне полуостров) Валхерен в Зеландии (провинция в Нидерландах) вместе с преподобным Одульфом (о котором мы говорили ранее). Фредерик был возведен в сан епископа утрехтского около 820 года и на этой кафедре принял мученическую смерть. Его зарезали после совершения литургии: по одной версии, по приказу Императрицы, отомстившей святому за то, что он неоднократно ее обличал в беззакониях; по другой версии, его убили по наущению язычников с Валхерена, которые яростно протестовали против его миссионерской деятельности. После мученической кончины Фредерика сразу стали почитать как святого.
Святитель Радбод (Radbod) Утрехтский был одним из многих святых, занимавших епископскую кафедру Утрехта. Также следует кратко упомянуть ирландца священномученика Эобана Утрехтского (Eoban; † 754; память: 5 июня), принявшего мученическую смерть в Доккуме (Нидерланды) вместе со священномучеником Вонифатием; святителя Альберика Утрехтского (Alberic; † 784; память: 14 ноября), успешно миссионерствовавшего среди тевтонов (древних германских племен), который помогал святителю Людгеру; и святителя Хунгера Утрехтского (Hunger; † 866; память: 22 декабря), во время вторжения норманнов переехавшего в Трюм (Германия).
Радбод был благородного происхождения и получил хорошее образование. Став епископом Утрехта, он спустя некоторое время был вынужден поселиться в Девентере из-за разорения его епископской кафедры норманнами. Он также является автором житий ряда святых, например, Вонифатия Майнцского (апостола Германии), епископа-миссионера Суитберта (Swithbert; † 713, спутника святителя Виллиброрда; память: 1 марта), Амалии, Серватия и других. Святитель Радбод скончался в 917-м году во время миссионерской поездки.
Последний святитель, о котором хотелось бы рассказать, – Ансфрид (Ansfried). Он тоже служил епископом Утрехтским. Его история (как у святителя Губерта) весьма примечательна. Он в молодости был рыцарем и меченосцем Императора Священной Римской Империи Оттона I Великого (912– 973), но позже добровольно отказался от воинской службы, чтобы стать епископом Утрехтским.
Ансфрид родился примерно в 940-м году, происходил из благородной семьи. Его дядя, у которого он обучался в юности, был архиепископом Трирским. Будучи рыцарем, святой отличился верной службой Императору и тем, что успешно боролся с разбойниками. Вместе со своей благочестивой женой Хильсондой он основал церковь Архангела Михаила с двойным монастырем в одном из своих поместий. Их дочери Бенедикте предстояло стать его первой настоятельницей.
Ансфрид положил свой меч на престол в честь Пресвятой Девы Марии, чтобы никогда больше не брать его в руки
После кончины Хильсонды в 994-м году святой Ансфрид надеялся уйти в монастырь. Однако настойчивыми уговорами Император Оттон III (980– 1002) убедил его занять освободившуюся в то время епископскую кафедру Утрехта. Ансфрид положил свой меч на престол в честь Пресвятой Девы Марии, чтобы никогда больше не брать его в руки.
Один из самых примечательных случаев за время его архипастырского служения касался его реакции на неминуемое вторжение норманнов (в те дни набеги норманнов представляли серьезную и постоянную угрозу для большей части Северной Европы). Когда в 1006-м году норманны собирались напасть на Утрехт, епископ Ансфрид приказал горожанам поджечь свои собственные дома. Увидев дым и развалины, норманны, потеряв интерес, повернули в другом направлении. Несмотря на вроде бы крайнюю меру, жизни многих людей были спасены.
Святитель Ансфрид основал монастырь Хайлигенберг (Heiligenberg; «Святая гора», хотя это был невысокий холм) близ Лейдена (ныне Нидерланды), куда сам часто удалялся. Он подарил все свои обширные земельные владения бедным. Ослабев от суровых аскетических подвигов, святитель Ансфрид к концу своей жизни ослеп. Он особенно прославился заботой о нищих и больных, ежедневно кормил десятки нуждающихся и даже лично ухаживал за прокаженными. Почитание Ансфрида началось сразу после его преставления. Его так любили, что едва не вспыхнула борьба между двумя городами, которые претендовали на обладание его мощами (дочери святого, Бенедикте, удалось помирить враждовавшие стороны). Святитель Ансфрид был захоронен в соборе Святого Мартина в Утрехте.
Святые архипастыри, которые когда-то были славным украшением этих земель, продолжают нам сиять из глубины веков. Да будем черпать от них вдохновение и да получим обильную благодатную помощь по их молитвам!
Святые Гвидо Андерлехтский, Иоанн (Максимович) и нынешняя ситуация
- Праведный Гвидо Андерлехтский († 1012; память: 12 сентября)
Праведный Гвидо Андерлехтский († 1012; память: 12 сентября) Многие святые, о которых мы рассказывали в этих статьях, были знатного, даже королевского происхождения. Святой Гвидо Андерлехтский (Guido of Anderlecht) не был одним из них: он родился бедным и в поте лица работал на земле. Праведник также добросовестно исполнял обязанности ризничего в местной церкви в Лакене близ Брюсселя. Когда позволяли силы и время, он ухаживал за больными.
Несмотря на свою бедность, Гвидо всегда добровольно раздавал все заработанные им деньги нищим. Однажды, желая заработать больше денег, чтобы более существенно помогать обездоленным, он согласился на уговоры одного купца принять участие в его торговом предприятии. Однако корабль, перевозивший их товары, затонул при первом рейсе. Святой Гвидо воспринял это как Божию кару и дал обещание больше никогда не впутываться в мирские дела.
Житие Гвидо доказывает, что призваны все, и всем открыты Небеса, независимо от жизненных обстоятельств
Затем в знак покаяния праведный Гвидо предпринял длительное пешее паломничество сначала в Рим, а затем на Святую Землю, где около 7 лет молился у великих святынь.
Вернувшись на родину в Андерлехт (ныне пригород Брюсселя), праведник заболел чумой. Он заразился, когда самоотверженно ухаживал за больными паломниками. Так святой Гвидо, известный также как «Андерлехтский бедняк», предал дух в руки Божии в 1012-м году.
Пример праведного Гвидо показывает, что великой святости могут достичь самые беднейшие из людей и миряне точно так же, как ее достигли многие другие святые, представленные в наших статьях, будь то монашествующие или члены королевской семьи. Житие Гвидо доказывает, что призваны все, и всем открыты Небеса, независимо от их социального положения и жизненных обстоятельств. В Андерлехе стоит древняя коллегиальная церковь Святых Петра и Гвидо, в крипте которой, предположительно, находится гробница святого. Гвидо является небесным покровителем Андерлехта.
Чудотворец наших дней
- Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Брюссельский († 1966).
Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Брюссельский и Западноевропейский (в красном), совершает литургию по западному обряду Одним из самых известных и любимых православных святых XX века является святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский. Этот великий подвижник и чудотворец, чья жизнь и деятельность охватывали большую часть земного шара, – один из величайших светочей Церкви нашего времени.
Хотя мы здесь не будем пересказывать факты из его жизни, в контексте нашего обзора истории Православия в странах Бенилюкс необходимо упомянуть о его служении в этом регионе Европы. Благодаря ему эти земли сподобились иметь еще одного святого в середине XX века – через 900 лет после того, как Запад отпал от Православия.
Служение святителя Иоанна в этих землях было довольно долгим, значимым и духовно плодотворным. С 1951 по 1962 год он служил Архиепископом Западной Европы. Его кафедра сначала располагалась в Париже, но впоследствии была перенесена в Брюссель. В то время в Западной Европе, включая страны Бенилюкс, существовала значительная русская диаспора, бежавшая от гонений и беспорядков, последовавших за революцией в России. И святитель Иоанн совершал свое служение непосредственно на этих землях, подарив им святого современника, которого они могут назвать своим.
Святитель Иоанн поражал всех своей удивительной святостью, чудесами и аскетической жизнью, которая, казалось, превосходила человеческие силы
Будучи архиепископом, святитель Иоанн поражал всех своей удивительной святостью, чудесами и аскетической жизнью, которая, казалось, превосходила человеческие силы. Важно то, что он сделал больше, чем кто-либо еще в прошлом столетии, для возрождения почитания православных западных святых, просиявших до великого раскола. Святитель Иоанн настаивал на том, чтобы находившиеся под его юрисдикцией клирики в Европе узнавали о православных святых своего региона, находили их мощи и совершали в их честь службы, особенно в дни их памяти. Святитель сам, лично неустанно изучал их жития и собрал о них обширную информацию – если бы не его труды, предпринятые несколько десятилетий тому назад, многие сведения были бы навсегда потеряны, и даже данная статья вряд ли была бы написана. Святитель Иоанн также много сделал для возрождения западных литургических традиций, существовавших до Великого раскола, и нынешний западный обряд, практикуемый в некоторых приходах РПЦЗ, во многом обязан своим существованием ему. Сегодня святителю Иоанну посвящен русский православный приход в Антверпене.
Прослужив последние годы своей жизни архиепископом Сан-Франциско в США, святитель Иоанн скончался в 1966-м году в Сиэтле во время молитвы перед чудотворной Курской Коренной иконой Божией Матери. Россия, Сербия, Китай, Филиппины, Западная Европа (включая страны Бенилюкс) и Америка – все они могут считать его своим заступником. Он поистине вселенский святой!
Нынешняя ситуация. Вывод
Число православных христиан в странах Бенилюкс сегодня невелико и составляет около 2% от общего числа верующих в Люксембурге, около 1% в Бельгии, и столь же низкий уровень в Нидерландах. Большая часть региона на протяжении нескольких веков была протестантской, хотя в последнее время наметилась тенденция к секуляризму и отходу от религии.
За последние два-три столетия греческие и русские эмигранты составляли большую часть православных верующих в этих землях. Например, возвращение Православия на бельгийскую землю началось лишь в конце XIX века, с открытием часовни в российском посольстве в Брюсселе. В 1900-м году в Антверпене появился православный храм для греческих моряков. XX век ознаменовался значительным ростом Православия в регионе из-за большого числа русских эмигрантов, спасавшихся от последствий революции. Тем не менее статистика указывает на срочную необходимость повторной проповеди Православия в регионе, давно впавшем в инославие и даже откровенное неверие. Согласно одному источнику, по состоянию на 2006 год в Бельгии насчитывалось всего около 80 000 православных верующих, а в Люксембурге – всего около 1000. Время пришло!
Святые этих земель усердно трудились, чтобы вывести свои народы из тьмы язычества и утвердить их в вере Христовой
Много веков назад святые этих земель усердно трудились, чтобы вывести свои народы из тьмы язычества и утвердить их в вере Христовой. Многие из величайших святых угодников Божиих, когда-либо просиявших в Западной Европе, трудились на месте нынешних Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, спасая предков нынешних бельгийцев, нидерландцев и люксембуржцев от той самой тьмы, которая, кажется, сегодня снова практически окутала эти земли. С восстановлением православного присутствия в этих странах, пусть и в скромных масштабах, Церковь сможет снова там развиваться и снова примет людей в свои объятия. Дай, Боже, чтобы по молитвам сонма удивительных святых этого региона мы дожили до того дня, когда эта благословенная надежда станет реальностью. Эти святые преодолевали еще большие опасности и трудности, чем те, с которыми сталкиваемся сегодня мы, и они приобрели множество душ для Христа.
Православные святые стран Бенилюкс, молите Бога о нас!