Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб (Ин. 3: 16).
Возлюбленные верующие!
Совсем мало времени отделяет нас от праздника Воздвижения Креста Господня. Поэтому Святая Церковь напоминает нам гласом нынешнего Евангелия о воплощении Господа, Его добровольном страдании, о Кресте и безмерной любви, которую Он проявил к нам ради нашего спасения. Сам Господь Иисус Христос открывает нам неизреченную тайну Своего воплощения, когда говорит:
«Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3: 13).
То есть никто другой не восходил одесную Отца, кроме Сына, воплотившегося ради нас, претерпевшего Крест за всех. Однако не станем понимать это так, будто Сын, сойдя с небес, какое-то время не находился возле Отца. Он, как Бог, одновременно был и на небе, и на земле, и на Кресте на виду у всех людей, словно самый провинившийся человек, осужденный на смерть. Ибо Спаситель пришел не только для того, чтобы исцелить больных или изгнать из храма меновщиков денег. Он пришел, чтобы претерпеть за нас смерть. И не обычную смерть, а крестную. Не в каком-нибудь укромном месте, не в пустом поле, а там, наверху, на горе Голгофе, чтобы быть видимым и ангелам, и людям, и бесам. Чтобы все уверовали, что Он Спаситель мира, и избавились от осуждения за грех.
Вот почему Он приводит нам в пример Моисея. Ведь когда Моисей проходил с избранным народом через аравийскую пустыню Едом, полчище ядовитых змей ринулось на народ, и кого жалили, тот сразу умирал. И вот, когда Моисей молился, Бог велел ему отлить медного змия и затем вознести его на столп и прибить на самом высоком месте. И кого ужалит змея, тот пусть тут же посмотрит на этот столп и медного змия и останется жив (см.: Чис. 21: 8). И когда Моисей сделал так, он спас весь народ от такой лютой смерти.
Моисей прообразует Христа, пришедшего, чтобы вывести нас из рабства сатане
Какое удивительное сходство! Ведь Моисей прообразует Христа, пришедшего, чтобы вывести нас из рабства сатане. Избранный народ – это мы, христиане. Пустыня Едом – это мир, эта суетная жизнь. А ядовитые змеи – это несущие смерть бесы и грехи. Укус, отравление и страшная смерть указывают на вечную смерть грешников после совершения всякого греха. А взирание на этот столп и медного змия – это наше избавление от смерти, ада и мук, если мы будем взирать на Христа, распятого за нас на Кресте.
Вы видите глубину мудрости? Змей змеем умерщвляется. Боль от укуса болью смерти Христовой исцеляется. Смерть смертью побеждается. Жизнь Источником жизни даруется. Достаточно взглянуть на этот столп посередине и на мертвого змия – и человек избавляется от смерти. А нам достаточно взглянуть на Христа, висящего мертвым на Кресте, – и мы остаемся вечно живы верою в Него.
Этот змей был вознесен посреди толпы, чтобы все его видели, и Христос вознесся посреди толпы, посреди земли, чтобы все Его видели, спрашивали о Нем, видели Его раны, верили в Него и, веруя, уже не умирали, но имели жизнь вечную (см.: Ин. 3: 14–16). Это говорит пророческим гласом и царь Давид: «Возшел еси на высоту, пленил еси плен: приял еси даяния в человецех» (Пс. 67: 19). Иисус Христос вознесся на высоту Креста и там, умертвив грех, пленил всех людей, порабощенных сатаной, и сделал их сынами Божиими. А излиянием Духа Святого Он подал неисчислимые дары людям, сделав их причастниками Царства Небесного. И всё, что сделал для нас Иисус Христос, говорит о том, как безгранична любовь Божия к людям, к нам.
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3: 16–17).
О, Божественная и непостижимая любовь Божия!
Ты смотрел на нас с небес. Ты увидел, как мы рабствуем диаволу. Увидел, как мы скованы цепями греха. Услышал наш плач. Сжалился над нашими слезами. Ты смилостивился над нашими душами! Вспомнил, что Ты Отец и у Тебя есть дети. Что Ты Владыка, и у Тебя есть рабы. Что Ты Бог, и у Тебя на земле есть заблудившиеся люди! И, чтобы собрать нас, послал Единственного Сына Твоего, а чтобы не испугать нас, облек Его в человеческое тело и в одеяние бедного путника.
А чтобы искупить нас от греха и вернуть к вере, Ты отдал Сына Твоего в руки человеческие. Ты попустил, чтобы Он был распят на Кресте на виду у всех, чтобы на просторах стран, морей и континентов все видели Его: и иудей, и грек, и араб, все народы, и, веруя, спаслись.
Кто из людей любит так, как Творец любит людей? Кто из смертных любит как Господь? Кто из наших отцов может любить как Отец светов? Никто, никто.
Наша любовь, если она еще существует, – это всего лишь тень, всего лишь греза. Мы любим того, кто любит нас. Уважаем тех, кто уважает нас. Прощаем тому, кто прощает нас. Питаем того, кто питает нас. И ненавидим ненавидящего нас, бьем бьющего нас и жаждем мести даже родителям, вырастившим нас. Мы не хотим любить от души. Мы не хотим прощать своих врагов. Мы не хотим слушать родителей и искренне любить своих детей.
Но не такова, не такова любовь Божия. Любовь Божия совершенна, потому что совершенен Бог. Она совершенна потому, что не в дворцах и на пирах проявляет себя, а на Кресте, в страдании открывается нам. Мы любим Бога и ближнего только в спокойное время и в сытости, да и то больше устами. А Бог любит нас всегда, и во время бедствий, искушений – в особенности. Он любит нас, и когда мы молимся, и когда спим. И когда идем в храм, и когда идем в корчму. И когда каемся, и когда грешим. Он всегда нас любит как Отец добрый и милостивый.
Мы во время опасности, во время искушения бежим, прячемся, предаем брата своего, лжем, даже убиваем, только бы выжить. А Бог любит нас до конца (см.: Ин. 13: 1). Во время опасности Он не бросает нас, а идет впереди, несет за нас крест, первым восходит на него, первым терпит удары и первым умирает плотью, чтобы живы были мы.
Христос из любви терпел нас, когда мы грешили; из любви пришел к нам. Но высочайшая Его любовь проявилась там, наверху, на Кресте
Кто любил нас когда-нибудь больше? А кто пролил бы за нас свою кровь? И что дороже Сына мог отдать Отец? А что больше мог сделать для нас Сын? Он из любви сотворил нас и даровал нам дух жизни. Из любви терпел нас, когда мы грешили. Из любви Христос пришел к нам. Но высочайшая любовь проявилась там, наверху, на Кресте, в страдании. Ведь великая любовь, не испытанная ударами, бедами и слезами, – это не совершенная, не Божественная любовь.
Возлюбленные верующие!
На такую бездну любви и милости Божией мы должны ответить такой же любовью и милостью. Он любил нас? Будем любить Его и мы. Он прощал нас? Будем прощать и мы подобных себе. Он претерпел Крест за нас? Будем терпеть и мы крест скорбей жизни сей. Он умер за нас? Положим и мы свою жизнь за Его любовь. Как? Воспитывая своих детей в страхе Божием, претерпевая неуважение, побои и даже смерть за ближнего. Ведь, по слову Господню, «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13).
Как мы бываем растроганы, когда видим, что родители подвергают себя за нас опасности, когда видим друзей, готовых броситься в огонь, чтобы спасти нас, врача, с таким старанием делающего всё, чтобы сохранить нам жизнь? Так же растрогались бы и подобные нам люди, если бы мы старались сделать всё, что можем, во имя их чести, здоровья, спасения. А если мы говорим больному: «Будь здоров», – алчущему и жаждущему: «Да помилует тебя Бог, ступай с миром», – а отчаявшемуся: «Потерпи немного, и Бог утешит тебя», – это не христианская любовь, это не полная, живая, истинная любовь, а любовь лицемерная, ложная, обманчивая.
Любить ближнего – значит не только утешать его словом, но и войти в дом к бедному, разжечь огонь в печи мерзнущего, вселить надежду в сердце отчаявшегося, это значит выстирать белье страждущему на одре болезни, повернуть его на другой бок, на руках принести его в больницу, к священнику, на исповедь. Любить ближнего – значит накормить нищего, плакать с плачущим и смеяться со смеющимся, никого не вводить в соблазн и быть готовым и жизнь свою положить за других.
А любить Бога всем сердцем, всей душой и всеми силами – значит отдать свое сердце Богу, а не похотениям, удовольствиям, диаволу. Это значит слушать и исполнять все Его заповеди, ибо Он Сам говорит:
«Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14: 21).
Любить Бога – значит положить свою жизнь за Его любовь, значит любить прежде всего всех людей.
«Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4: 20).
«Кто любит всех людей в равной мере, – говорит один святой отец, – тот совершенен в любви».
И если у любви к ближнему есть мера – «как самих себя», то любовь к Богу безмерна – «всем сердцем, всеми силами», потому что и сама любовь Божия безмерна. Блажен и достоин Христа тот, у кого есть Божественная любовь!
Но как же мы, увы, чужды любви Христовой! Нам, нынешним христианам, уже чуть ли не надоело слушать слово Евангелия. А кто еще сделает это? Никто. У нас почти нет времени послушать звон церковных колоколов, постоять на богослужении, исповедаться у священника. А кто будет стараться за нас? Нам не хватает денег на роскошную одежду, вкусную еду, красивые дома и т.д. Где нам подавать еще нищим? Где нам кормить алчущих? Горе нам, нынешним христианам!
«Отче, когда наступит конец?» – «Когда не станет тропинки от соседа к соседу»
Как-то спросили одного отшельника:
– Отче, когда наступит конец?
И ответил старец:
– Знаешь когда? Когда не станет тропинки от соседа к соседу.
То есть когда в мире кругом будет злоба, ненависть, вражда, суды, драки, разводы. Когда будут враждовать брат с братом, сосед с соседом, отец с сыном, мать с дочерью, племя с племенем, народ с народом. И поневоле задаешься вопросом: а не наступают ли эти минуты? Ведь мы видим, как народы, охваченные ненавистью и местью, бурлят, как волны бушующего моря. Видим, как огромное множество перемалывается ужасными грехами, как они чахнут от такой ненависти и вражды друг ко другу. Не стало доверия между супругами, не стало уважения среди детей, исчезла любовь между соседями. На тропинке гармонии и христианской любви растут теперь бурьян и чертополох. Уже не услышишь ни от кого слова на пользу. Не получишь ни от кого доброго совета, чаши холодной воды, маломальского утешения. Ушла, ушла христианская любовь!
Итак, если мы хотим быть со Христом, если хотим быть живы навеки, повернем назад, на тропу любви. Выкосим сорняки ненависти. Будем жить в гармонии и ладу со всеми людьми. Будем соблюдать все заповеди Христа и ждать Господа, ведь скоро Он снова придет как Страшный Судия миру. Простим и будем прощены. Помилуем и будем помилованы. Будем питать любовь ко всем, ведь любовь не перестает никогда (1 Кор. 13: 8)[1].