Пленение Креста Господня и его возвращение в Иерусалим

Сайт «Православие.ру» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». В праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня публикуем отрывок о событиях пленения персами этой святыни и возвращения ее императором Ираклием в Иерусалим, которые также вспоминаются в этот день.

Император Ираклий взошел на престол в 610 году в разгар войны ромеев с сасанидским Ираном. В ходе этой войны ромеи терпели неудачи: персы успешно действовали в Сирии, города которой один за другим переходили под их контроль. Весной 614 года после 20-дневной осады пал Иерусалим. Построенный святой Еленой храм Гроба Господня был сожжен, а Животворящий Крест вывезен в Ктесифон. Шах Хосров передал Крест одной из своих жен Ширин, которая была христианкой, и она распорядилась поместить его во дворце. Хранившаяся в храме Гроба Господня Губка была доставлена в Константинополь и выставлена там в Святой Софии для поклонения 14 сентября 614 года. Полтора месяца спустя в столицу прибыла другая святыня из числа орудий страстей Спасителя – Копие, отправленное туда по распоряжению шаха.

За падением святого города последовал погром христиан, учиненный местными иудеями, действовавшими под покровительством персидского гарнизона. Патриарх Иерусалимский Захария был вместе с тысячами других пленников отправлен в Персию. Многие из христиан Иерусалима и других городов Палестины бежали в Египет, где о них позаботился патриарх Александрийский святой Иоанн Милостивый.

Между тем Ираклий не смирился с поражением и не утратил надежду возвратить в лоно империи утраченные провинции. В течение весны и лета 622 года он проводил военные учения, одновременно погрузившись в книжное изучение военной теории, разрабатывая стратегию войны и оттачивая приемы боевой тактики, а осенью он повел армию в Каппадокию и там нанес персам, которыми командовал их лучший полководец Шахрбараз, поражение, вынудив их уйти из понтийских провинций в Армению. Зиму войска Ираклия провели в Каппадокии и Понте, в то время как сам император находился в столице, принимая меры к укреплению ее гарнизона на случай вероломного нападения со стороны аваров. Перед возобновлением военных действий Ираклий направил шаху Хосрову послание, в котором предлагал заключить мир, но на свое предложение он получил сохранившийся в «Истории» армянского писателя Себеоса высокомерный и оскорбительный ответ, исполненный разнузданного кощунства: «Любимый богами господин и царь всей земли, рождение великого Ормузда, Хосров – Ираклу, несмышленому и негодному рабу нашему. Не желая отправлять мне рабскую службу, ты называешь себя господином и царем… Собрав разбойничьи войска, ты не даешь мне покоя. Разве я не истребил греков? Ты говоришь, что уповаешь на своего Бога. Почему Он не спас Кесарии, Иерусалима и великой Александрии из рук моих? Неужели ты и теперь не знаешь, что я подчинил себе море и сушу? Разве я теперь не могу подкопать Константинополь? Но я отпускаю тебе все твои преступления. Возьми жену свою и детей и приди сюда. Я дам тебе поля, сад и оливковые деревья… Да не обманет вас тщетная надежда ваша – Христос, Который не мог спасти Себя от иудеев, и они убили Его, распяв на кресте. Как же Он избавит тебя от рук моих? Если ты сойдешь в бездны моря, я протяну руку и схвачу тебя, и тогда ты увидишь меня таким, каким бы не желал видеть»[1].

Весной 623 года Ираклий вернулся к войскам и повел их в Армению. Под ударами ромеев один за другим пали занятые персами Двин и Нахичеван. Затем император двинул армию в Атропатену, расположенную на севере древней Мидии, штурмом взял столицу этой сатрапии Ганзаку, разрушив в отмщение за Иерусалим и похищенный персами Крест находившийся в этом городе грандиозный зороастрийский храм, почитавшийся персами за великую святыню. Чтобы переломить ход войны, Хосров приказал армиям Шахина и Шахрбараза соединиться и действовать совместно против ромеев. Ввиду явного превосходства в силах противника Ираклий уклонился от генерального сражения и увел войска на север, в принадлежавшую Персии кавказскую Албанию, захватил ее столицу Партав и перезимовал там. Весной и летом 624 года главным театром боевых действий стали Албания и Персоармения. На стороне Ираклия сражались грузины, абхазы, лазы, в то время как местные христиане-монофизиты – персоармяне и албанцы – в массе своей сохраняли верность своему верховному правителю Хосрову. Иранские войска превосходили числом армию ромеев, и когда ей стало угрожать окружение, Ираклий дал приказ к отступлению. Он повел армию через Сюнник, мимо озера Ван в Каппадокию, откуда в свое время и начал поход. Там армия разместилась на зимние квартиры. Первый поход Ираклия против персов закончился без победного результата, но император не пал духом и готовил армию к продолжению войны.

Ранней весной 626 года персы перешли в контрнаступление: часть армии под командованием Шахина возобновила боевые действия против ромеев в сердце Малой Азии, а другие войска во главе с Шахрбаразом двинулись на Константинополь. Угроза падения имперской столицы была особенно велика, потому что одновременно с персами со стороны Балкан Константинополь был атакован и осажден аварами, которые привели с собой славян и гепидов. Перед лицом смертельной угрозы горожане собирались в церквях на молитву. Патриарх Сергий совершал каждодневные богослужения, возглавлял крестные ходы, произносил проповеди, в которых призывал народ к усердной молитве о спасении города и империи. Воины гарнизона мужественно сражались, успешно отбивая все попытки штурмовать столичные стены. Многочисленные лодки славян – моноксилы, или однодеревки, – заполонили Босфор и прибрежные воды Мраморного моря: цепь, запиравшая вход в Золотой Рог, препятствовала им войти в этот залив, а несравненно более мощный и профессиональный флот ромеев опрокидывал и топил эти утлые суденышки. Авары вынуждены были снять осаду и отступить. Тогда в Константинополе составлен был, возможно самим патриархом Сергием, благодарственный гимн Божией Матери, защитившей Свой город: «Взбранной Воеводе победительная». Это песнопение впервые было спето вместе с акафистом Богородице, ранее составленным Романом Сладкопевцем, 6 августа 626 года.

Молитвами Богородицы вдруг град посыпался в лицо неприятеля и многих воинов убил

После отступления союзников аваров Шахрбараз оставил Халкидон и повел свою армию назад, в Сирию. Тем временем брат императора Феодор нанес поражение Шахину. По словам святого Феофана Исповедника, в начале битвы, «с помощью Божией, молитвами всепетой Богородицы… вдруг град посыпался в лицо неприятеля и многих из них убил, между тем как на стороне римлян была совершенная тишина; они обратили персов в бегство и великое множество их побили, за что Хосров прогневался на Шахина, который из отчаяния заболел и умер. Хосров приказал привезти к себе труп Шахина, набальзамированный солью, и мертвого подвергнул великим ругательствам»[2].

Реакцией Ираклия на заключение союза Хосрова с аварами стали переговоры посланца императора Андрея с ябгу-каганом западных тюркютов Мохо-шадом о совместных действиях против персов. Андрей сумел заинтересовать тюркютов перспективой грабежей во владениях шаха. На обратном пути императорского посла сопровождал отряд из 1000 тюркютских всадников, которые с боями против персидских гарнизонов прорвались через Дербентские ворота в Закавказье, прошли через земли грузин и лазов и прибыли в ставку Ираклия, которая в ту пору находилась в Трапезунде. Император продолжил переговоры с посланцами ябгу-кагана, результатом которых стало заключение союза. В конце 626 года полчище тюркютов, в котором преобладали подчинившиеся потомкам Ашина хазары, так что и сама эта орда в византийских источниках нередко именуется хазарской, двинулась по берегу Каспия на юг, в Закавказье. На их пути находился защищенный горным рельефом и целой системой крепостных стен Дербент, или Чор. И все же город пал под ударом орды, союзной ромеям. Об ужасах, пережитых его обитателями, красноречиво писал автор «Истории агван» Моисей Каланкатуйский: «Видя страшную опасность со стороны безобразной, гнусной, широколицей, безресничной толпы (монголоидные черты завоевателей шокировали горожан. – прот. В.Ц.), которая в образе женщин с распущенными волосами устремилась на них, содрогание овладело жителями; при виде метких и сильных стрелков, которые как бы сильным градом одождили их и как хищные волки… бросились на них и беспощадно перерезали их на улицах и площадях города… они не жалобились и сердце их не сжималось при виде мальчиков, обнимавших зарезанных матерей»[3]. Слух об истреблении жителей захваченного варварами Чора ужаснул жителей Кавказской Албании, и многие из них бежали из родных селений в гористый Арцах, населенный армянами, надеясь обрести там укрытие.

Затем тюркюты и ромеи с двух сторон – одни с востока, а другие с запада, из Лазики, – подошли к Тбилиси. Рассказывая о встрече союзников, Феофан Исповедник писал, что ябгу-каган, увидев Ираклия, «подъехал к нему, целовал его в плечи и поклонился ему в виду персов, смотревших из города Тифлиса»[4]. Началась затянувшаяся осада города, который защищали грузины под предводительством своего царя Стефана, признавшего себя данником шаха, и отряд персов из 1000 отборных воинов. Глумясь над наружностью ябгу-кагана, защитники города, по рассказу Моисея Каланкатуйского, выставили на стене напоказ его карикатурное изображение в виде тыквы размером «аршин в ширину и аршин в длину, вместо ресниц – несколько отрезанных ветвей, место бороды оставили безобразно голым, на месте носа – ноздри шириной в локоть, редкие волосы на усах… Они… кричали: вот царь, государь ваш… поклонитесь ему, это джебукаган. И взяв в руки копья, кололи и пронзали тыкву»[5]. Взять Тбилиси не удалось, и ябгу-каган, предоставив в распоряжение Ираклия 40 тысяч воинов, увел остальную орду на север, в степные кочевья.

Вскоре после этого император, оставив для продолжения осады часть стратиотов, повел основные силы вместе с союзниками тюркютами на юг. Утомленные тяготами похода, тюркюты вскоре ушли в свои степи.

В начале декабря 627 года ромеи осадили Ниневию. Персидские войска шли следом за ними и настигли противника у стен этого древнего города. 12 декабря дано было генеральное сражение, победу в котором одержал Ираклий, – в битве пали командующий персидской армией Рахзад, а войско было перебито и рассеяно. Одержав блистательную победу, Ираклий повел свою армию на столицу персов Ктесифон, по пути разрушив резиденцию Хосрова в Дастагерде, вблизи современного Багдада, спешно покинутую шахом. Но под Ктесифоном императора ожидали свежие силы противника. Ираклий не решился атаковать их и повернул в сторону Атропатены. Во время отступления до него дошла весть о государственном перевороте в персидской столице: шах Хосров Парвиз был свергнут и убит, на престол взошел его сын Кавад Широе, который незамедлительно направил послов в ставку Ираклия.

«Пал высокомерный богоборец Хосров! Пал и низвергся в недра земные, и истреблена с земли память его!»

Начались переговоры, и 3 апреля 628 года был заключен договор о перемирии. 15 мая в столичном храме Святой Софии было оглашено послание императора Ираклия, в котором он извещал об одержанной им победе: «Ликуйте Богу вся земля, служите Господеви в радости, выходите в сретение Его в веселии и знайте, что Бог есть Сам Владыка… Пал высокомерный богоборец Хосров! Пал и низвергся в недра земные, и истреблена с земли память его! Надменный и глаголавший неправду в гордыне… против Господа нашего Иисуса Христа, Бога истинного, и Приснодевы Марии, погиб, нечестивец, с шумом»[6]. В ту пору ставка Ираклия находилась в Армении. Пока велись переговоры о мире, необходимо было военное присутствие императора на Востоке. По мирному договору, которым завершились эти переговоры, в состав Ромейской империи были возвращены Армения, Сирия, Палестина и Египет. Персия освободила пленников и обязалась выплатить контрибуцию и возвратить из плена Животворящий Крест Христов.

Между тем, процарствовав восемь месяцев, Кавад Широе заболел и скончался. Перед смертью он обратился к Ираклию с письмом, в котором просил его о покровительстве своему малолетнему сыну и наследнику Ардаширу: «Как ваш Бог был вручен старцу Симеону, так я отдаю в твои руки раба твоего, моего сына. Пусть Бог, Которому ты поклоняешься, будет свидетелем того, как ты с ним поступишь»[7].

8 апреля 629 года, возложив командование войсками, расквартированными на востоке, на своего брата Феодора, Ираклий отправился в столицу. На азиатском берегу Босфора, в Иерии, близ Халкидона, его торжественно встречали патриарх Сергий, сенат, духовенство и народ, приветствовавший его ветвями маслин, зажженными светильниками, благодарственными молитвенными песнопениями. Несколько дней спустя состоялся торжественный въезд победоносного императора в Константинополь. Он проследовал в Святую Софию по Месе через Золотые ворота на колеснице, в которую запряжены были четыре слона. На играх, которые даны были в честь триумфального завершения войны с персами на ипподроме, раздавались щедрые подарки воинам и народу. Конфискованные в Персии денежные средства радикально поправили финансовое положение государства, и император смог щедро возместить Церкви и частным кредиторам позаимствованные у них деньги.

В связи с победоносным завершением войны с Персией император Ираклий впервые назвал себя василевсом

В 629 году, в связи с победоносным завершением войны, император Ираклий впервые назвал себя василевсом. Греческим эквивалентом титула императора было «автократор», что можно перевести на русский как «самодержец». Греческие панегиристы давно величали императоров царями – василевсами, но в официальную титулатуру это слово было включено впервые в преамбуле новеллы, датированной 21 марта 629 года. Этот акт издан от имени «Ираклия и Ираклия, сына Константина, верных во Христе василевсов» – «Ираклеос каи Ираклеос неос Константинос пистои эн Христо василеис»[8].

В феврале 630 года Ираклий снова отправился на Восток, чтобы наладить управление на территориях, переданных ромеям Персией, и чтобы позаботиться о возвращении все еще остававшегося в плену Животворящего Креста Господня. По требованию императора Крест был доставлен из Ктесифона в Иераполь, куда прибыл Ираклий. Его дальнейший путь с Крестом шел через Берою (Алеппо), Эмесу, Дамаск, Тивериаду, куда к нему пришли посланцы от иудеев из всех городов Галии. «Они поднесли ему богатые дары и просили предать забвению их вины в прошлом, а в обеспечение от мести христиан выдать им грамоту. Ираклий внял их просьбам и выдал грамоту, скрепив ее печатью и клятвой»[9].

Встреча Ираклия была особенно торжественной: он доставил в Иерусалим Животворящий Крест

21 марта 630 года василевс прибыл в Иерусалим. До тех пор ни один из императоров не посещал Святой Город. Встреча Ираклия была особенно торжественной, потому что он доставил в Иерусалим Животворящий Крест, возвращенный на свое прежнее место на Голгофе в храме Гроба Господня. Себеос рассказывал об этом событии: «В день вступления в Иерусалим немало происходило там ликования. Раздавался голос плача и печали, лились слезы умиленного сердца у царя и знати, всех войск и жителей города. И никто не мог петь Господних песен от плачевного умиления. Царь водрузил Крест на своем месте, всю церковную утварь расположил по своим местам и роздал церквам и жителям города подарки и деньги на ладонь»[10].

Установленный ранее праздник в честь Воздвижения Креста Господня с тех пор стал также днем памяти и о возвращении Животворящего Креста в Святой Город.

Протоиерей Владислав Цыпин

27 сентября 2016 г.

[1] Себеос. История императора Иракла. СПб., 1862. С. 101.

[2] Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта // Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта; Приск Панийский. Сказания. Рязань, 2005. С. 274–275.

[3] Моисей Каганкатваци. История агван. СПб., 1861. С. 105.

[4] Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. С. 275.

[5] Моисей Каганкатваци. История агван. С. 107–108.

[6] Цит. по: Кулаковский Ю.А. История Византии. Т. 3. СПб., 2004. С. 94.

[7] Цит. по: Там же. С. 97.

[8] См.: Острогорский Георгий. История Византийского государства. М., 2011. С. 157. Прим. 2.

[9] Кулаковский Ю.А. История Византии. Т. 3. С. 103.

[10] Себеос. История императора Иракла. С. 111.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Благословение Креста Благословение Креста
Сергей Худиев
Благословение Креста Благословение Креста
Сергей Худиев
Увидеть Крест не как привычный религиозный символ, не как деталь архитектуры, а как свидетельство о том, что Бог совершил нас ради человек и нашего ради спасения, и отозваться – покаянием, верой.
Место встречи. Крест Место встречи. Крест
Игум. Нектарий (Морозов)
Место встречи. Крест Место встречи. Крест
Игумен Нектарий (Морозов)
Днесь Неприкосновенный существом прикосновен мне бывает... Днесь — когда распинается за нас. Но днесь — и когда мы распинаемся.
Воздвижение Креста Господня. ВИДЕО Воздвижение Креста Господня. ВИДЕО
Еп. Василий (Родзянко)
Воздвижение Креста Господня. ВИДЕО Воздвижение Креста Господня
ВИДЕО
Епископ Василий (Родзянко)
Нас иногда упрекают что мы почитаем крест более того, что он того заслуживает, будучи просто орудием казни и что это не есть что-то, к чему можно, так сказать, обращаться даже в личном отнощении, как это и есть у нас. «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его», – начинается этот псалом. И там молитва, в этой молитве – обращение ко кресту: «О кресте Господень!»
Комментарии
Наталья29 сентября 2016, 23:10
Спасибо! Очень интересно было прочитать.
Василий28 сентября 2016, 04:39
Спасибо! Отличный исторический материал. Очень характерна роль иудеев в истории. Причем этот сценарий их поведения многократно повторялся в истории и впоследствии. Очень всё узнаваемо...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×