«Отцом не называйте себе никого на земле»

Что ответить протестантам?

Данный запрет Спасителя относительно наименования отцов уже давно является одним из камней преткновения не только для протестантских религиозных течений, но, в некоторой степени, и для православных христиан. Ибо первые, понимая этот запрет буквально, впадают в очевидную крайность, противоречащую Писанию. А вторые, хотя и называют отцов отцами, но не могут объяснить, почему этого делать не запрещается.

Итак, что касается буквального понимания этих слов Спасителя, то это очевидное заблуждение. В таком случае и кровные родители подпадают под этот запрет. Однако пятая заповедь Божия о почитании отца и матери полностью разрешает это недоумение. Повелевший почитать отца и мать не мог при этом запретить называть родителя «отцом».

Повелевший почитать отца и мать не мог при этом запретить называть родителя «отцом»

Тогда возникает логический вопрос: почему не запрещено называть мать «матерью»? Но Господь говорит: «Всякий, кто оставит отца или мать ради Меня... получит в сто раз больше» (Мк. 10, 29). «Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1Кор. 14, 33) – Его заповеди не могут противоречить одна другой. Апостол Павел, прекрасно понимая это, вполне традиционно обращается к колосским и ефесским родителям: «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3, 21, Еф. 6, 4). Таким образом, очевидно, что данный запрет направлен не против кровного родства.

Но если с кровным родством все более-менее понятно, то вот духовное отцовство у многих вызывает массу вопросов. Собственно, вопросы евангельских христиан и прочих протестантов звучат именно по поводу духовного наставничества. Этим, например, объясняется протестантская практика называть своих духовных лидеров – «брат», «пастор» или «преподобный».

Но если мы обратимся к Писанию, то увидим, что протестанты ошибаются в понимании слов Спасителя. Например, апостол Павел, называвший себя «учителем язычников» (1Тим. 2, 7; 2 Тим. 1,11) (это к вопросу о запрете называться учителями), говорит: «Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов, я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1Кор. 4, 15). Т.е. Павел вовсе не считает для себя зазорным именоваться духовным отцом коринфских христиан. Галатов апостол также называет своими детьми: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения...» (Гал. 4, 19). «Прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого я родил в узах моих» (Фил. 10), – обращается Павел к Филимону. Также апостольский столп Иоанн Богослов постоянно в своих посланиях обращается к верующим «дети мои» (1Ин. 2, 1; 2,18; 2, 28; 3, 7; 3, 18; 4, 4; 5, 21), «Пишу вам, дети... пишу вам, отцы» (1Ин. 2, 12).

Более того, сам Господь в притче о богаче и Лазаре от лица богача обращается к Аврааму: «Отче Аврааме» (Лк. 16, 24), на что Авраам, в свою очередь, называет его «чадо». Т.е. Сам Господь, пусть и через притчу, духовного вождя всего еврейского народа называет «отцом Авраамом».

Таким образом, очевидно, что запрет на именование отцов нужно понимать иначе. Как же? Для ответа на этот вопрос нужно учитывать Евангельский и исторический контекст. Мы видим, что вся 23 глава от Матфея посвящена иудеям и фарисеям, точнее, их суровому обличению. Начав со слов о тяжких бременах, которые книжники и фарисеи накладывают на людей, а также о своих показных добродетелях, о ношении на себе списков молитв (т.н. хранилищ) и расширении для их ношения «воскрилий одежд» (чтобы людям было их лучше видно), предвосседаниях на собраниях, Он переходит к требованиям фарисеев называть их «учителями», «отцами» и «наставниками». Именно от этого, фарисейского смысла Господь предостерегает Своих учеников.

Не уподобляйтесь фарисеям, любящим собирать вокруг себя учеников, создавать школы во имя свое, искажать учение Божие

Т.е. не уподобляйтесь фарисеям, любящим собирать вокруг себя учеников, создавать школы во имя свое, искажать учение Божие и заменять его собственными «преданиями». У вас только одно учение – Мое, только одна Церковь – Моя, только один наставник – Христос, и только один Отец – Который на небесах:

«Запрещение называться учителями и отцами направлено было против обычаев тогдашних раввинов, которые считали себя основателями школ и назывались отцами. Таковы были школы Шаммаи, Гиллела, Гамалиила»[1].

Таким образом, для правильного осмысления этих слов Спасителя необходимо понимать исторический контекст того времени. Спаситель восстает не против отцовства как такового, но против иудейского раввинизма, заменяющего Божественное учение своим, а Бога Отца – собой. На апостольском примере мы видим, что, когда речь идет об учении Христовом либо о подлинном богопочитании (как было с Авраамом в ветхозаветное время), тогда апостолы и сами назывались учителями/отцами, и другие их именовали так же. Новозаветное духовенство, а также патриарх Авраам с прочими великими деятелями своей верностью заслужили право отцовства, тогда как фарисеи и книжники утратили его.

Отцами по праву могут именоваться только те, кто ведет к Богу

В этом состоит главное отличие понимания значения «духовного отцовства». Отцами по праву могут именоваться только те, кто ведет к Богу. Тех же, кто собирает людей во имя свое и вокруг себя, запрещено называть/считать отцами и учителями. Именно это имеет в виду Иоанн Златоуст, когда говорит:

«Это не то значит, чтобы они никого не называли отцом, но чтобы знали, кого, собственно, должно называть отцом».

Поэтому кратко ответить протестантам на этот вопрос не получится. Поскольку их проблема, как мне видится, комплексная. Они не только не разумеют Писания (хотя хвалятся как раз обратным), но и отрицают Предание. А это значит, что для них нет авторитетов. Они не могут взять, например, святителя Иоанна Златоуста и изучить его толкование по обозначенной теме, потому что он для них – такой же рядовой «брат», как и брат Вася в соседнем кресле. И за это они должны быть благодарны своему отцу-основателю – Мартину Лютеру, который, отвергнув авторитет Церкви, разрешил каждому толковать Писания по своему усмотрению. А это значит: сколько голов – столько и мнений. И пока они не преодолеют эту проблему, найти общий язык будет непросто.

Иеромонах Роман (Кропотов)

27 сентября 2023 г.

[1] Иванов А.В., инспектор Владимирской духовной семинарии. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Александр 8 октября 2023, 08:21
Продолжение... Библейский «выход из мiра», это не отделение от людей, а отделение от зла (Ис 48:20, 52:11). История протестантов насчитывает века, и нам непостижима воля Божия в отношении их бытия. Господь Сам знает, когда дать спасение душе. Проверяя, верны ли шаги наши, вспомним слова мудрого Гамалиила (Деян 5:38). Вас раздражают слова из уст протестантов? Старцы говорят, если ждёшь от другого, опечалившего тебя, что он будет просить прощения, значит ты не в порядке. Лучше, считать полезным, кратко терпеть жжение от слов, чем вечно от пламени геенны. Спаси, Христос.
Александр 8 октября 2023, 08:20
Вы — свет мiру, и негоже поучать вас, простите, но мудрости в вашей статье я не заметил. Арсений Великий, часто, задавал себе вопрос: для чего я вышел из мiра? Задачей монаха, по традиции, идущей от истоков монашества, служит молитва за весь мiр, в том числе, за братьев единородных, оступившихся, не идущих спасительным путём. Такое делание служит на благо миссии православия, сохраняя веру непосредственной и неподдельной, а не выпячивание богословских знаний. На это указывает и Святейший, озвучивая взгляд Церкви на духовный подвиг, ибо мечом молитвы сокрушается огненный меч херувима, стерегущего путь к древу жизни, и победитель становится причастником живота вечного...
Александр 3 октября 2023, 09:43
Не разумение Писания, не знание Предания, сколько голов — столько и мнений, всё это есть и в православии. Одержимые одними и теми же страстями лишены единства, нет общего мира — вот печаль! Только подвизающимися в одной и той же добродетели он достигается. Все получили бытие по воле Сущего, и не должна душа наша заострять ярость против единородных. Не забывайте, что порок есть добровольное уклонение ума от добра — если бы ум не уклонялся, то не было бы и порока. Бегущий от подражания дурному и вместе не избегающий говорить против него — незаметно покажет себя ничуть не менее подобным порицаемому. «Лучше судить о том, как бы не подавать брату случая к преткновению и соблазну» (Рим 14:13).
Галина И. 1 октября 2023, 20:11
Простите. Неохаризматов правильнее, наверно, назвать неопятидесятниками, харизматами. Презумпция невиновности и святости там зашкаливает. Сплошной духизм, почитание своего "Я" как друга Божьего, без почитания каких-либо авторитетов и святых.
Галина И. 1 октября 2023, 16:40
Протестанты протестантам разница, обо всех судить одинаково нельзя, как и о церквах Современной Православной Церкви. При фактически одинаковом вероисповедании здесь разные подходы к служению, обычаям и обрядам. Основные направления протестантизма в России- это евангельские пятидесятники, баптисты и харизматы, причем друг друга они могут и не признавать. Очень строго у баптистов, пятидесятники тоже не балуют. Особо стоят неохаризматы, здесь, как говорится, завал. Святость всех избранных, непомерная гордыня, чванливость и самомнение, неприятие никакой критики, никакого обличения. Всякая вина-"от диавола", любое замечание- "дух критики". Лидер- действительно, как гуру. Но люди везде все разные.
Илья30 сентября 2023, 12:07
В сектоведении это называется "гуруизм"-всецелая преданность и слепое послушание "духовному наставнику" (лидеру), восхищение и зацикленность на его личности и идеях (учении, методе), являющихся уникально спасительными и действенными. Чтобы предостеречь и новозаветное священство и паству от подобных соблазнов (стать кумиром/сотворить кумира) и сказаны эти "не называйтесь" и "не называйте". Кто-то мудро сказал "священник должен вести не к себе, а к Богу". Можно называясь по-другому (пастором или гуру-не важно) на погибель себе и другим стать тем самым запрещённым "отцом, учителем и наставником", и называясь как бы "запретными" титулами быть чуждыми этого соблазна. Нужна осторожность, трезвость
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×