Полезна ли альтернатива бумажным книгам?

Заметки о детском чтении

Родители и педагоги часто спрашивают меня, как я отношусь к электронным или аудиокнигам. Не вредно ли это? Как повлияет на читательский навык? А на понимание произведения? Можно ли заменить чтение «Войны и мира» просмотром сериала Бондарчука? Что будет, если вместо книжки на ночь включать малышу аудиосказку?

В этой статье я постаралась ответить на самые популярные вопросы об альтернативах бумажным книгам.

Полезно ли читать ребенку книгу в электронном варианте?

Читать полезно в принципе, если текст произведения не искажен или не сокращен, если не потерялись важные смыслы и детали. И если мы уверены, что ребенок внимательно слушает и понимает то, что мы ему читаем, не нуждается в иллюстративном подкреплении, вид носителя не важен. Например, в походах я читаю детям с телефона: таскать тяжелые книги вместе с палаткой, спальниками и рюкзаками непрактично.

Но если мы говорим о малышах, для которых иллюстрация так же значима, как и текст, а то и больше, файлом в смартфоне не обойтись. Нужно сидеть рядом, рассматривать и обсуждать картинки. Да, это можно делать и на ноутбуке, например, но у современных детей и так много экранной нагрузки – лучше от нее отдыхать, когда есть такая возможность.

В мире, полном коротких видео, игр на любую тематику и мультсериалов, воспринимать чтение как ценность непросто: нужен навык

Ну а еще, если мы говорим о маленьких детях, важно сформировать у них привычку к бумажной книге. В мире, полном коротких видео, игр на любую тематику и бесконечных мультсериалов, воспринимать чтение как ценность непросто: нужен навык. И если мама покупает или берет в библиотеке красивые книжки с картинками, листает их вместе с малышом, обращает его внимание на детали, учит правильно листать, объясняет, почему важно ставить на полку корешком наружу, выбирает с ребенком закладку, происходит приобщение к книжной культуре. А уже дальше в жизнь могут безболезненно войти книги на каких угодно носителях.

Подросток читает книги только в своем телефоне. Стоит ли волноваться?

По поводу того, что подросток читает электронную, а не бумажную книгу, волноваться точно не стоит. Подросток – это почти взрослый человек, личность, он абстрактно мыслит, анализирует большие объемы информации и уже кое-что знает о мире. Его читательский навык сформирован еще в младшей школе, и, если он много читает, неважно, на каком носителе он это делает. Может быть, у него нет времени ходить в библиотеку, неудобно таскать с собой тяжелые тома, ну, или ему просто так больше нравится. У всех свои предпочтения.

Другое дело, если родители не уверены, а читает ли он на самом деле. Может быть, обманывает, и вместо книги у него в смартфоне игры, или он бесконтрольно зависает в соцсетях? Такие подозрения невозможно развеять полностью, если только не отобрать смартфон, то есть грубо вторгнуться в личное пространство ребенка. Что же делать?

Говорить. Не давить и настаивать на чтении, не интересоваться количеством прочитанного, а спрашивать о мнении и впечатлении подростка. Он читает «Анну Каренину»? И как ему Вронский? Какая сцена больше всего запомнилась – может быть, скачки, где сломала спину несчастная Фру-Фру, а Анна открылась в измене мужу? И какие чувства он испытывает к Каренину – жалость, солидарность, отвращение, что-то другое?

Такой безоценочный, но заинтересованный разговор укрепит доверие между родителем и ребенком. И подросток, со всеми сложностями возраста, оценит, что родитель не поучает, не ругает и не контролирует, а интересуется его мнением и делится своим.

Можно ли вместо вечернего чтения включать ребенку аудиокнигу?

Можно – это отличная альтернатива, если у родителей нет времени или сил на чтение. Ребенок слушает книгу вместо мультиков, родители в это время могут отдохнуть и попить чайку. Или сделать важные дела, которые не успели за день.

Аудиокниги хороши тем, что читают их, как правило, профессионалы. Читают выразительно, не спеша, умело расставляя смысловые акценты, не запинаясь. Аудиокниги записывают в профессиональных студиях звукозаписи: все четко, хорошо слышно, без посторонних шумов. Не каждый родитель сможет создать такие условия и прочитать так же хорошо.

Но родитель – он на то и родитель, чтобы быть рядом с ребенком. И чтение помогает проводить время вместе, в едином смысловом пространстве, мирно и с удовольствием. И это не менее важно, чем получение новых знаний или развитие кругозора и эстетического вкуса.

Поэтому аудиокнига не может полностью заменить семейное чтение. Оно – не только про пользу книг, но и про отношения в семье. И никакой самый вдумчивый и чуткий чтец не заменит маму, которая обнимает, прижимает к себе и читает на ночь сказку.

Замечательная детская писательница и специалист по чтению Юлия Кузнецова советует родителям записывать на диктофон собственное чтение. Ребенок может слушать его, когда у мамы нет времени, а может даже следить за текстом или рассматривать картинки под ее голос.

Просмотр мультиков можно заменять аудиокнигами: под них замечательно рисовать, лепить или собирать конструктор

Если же такой возможности нет – слушайте аудиокниги. Они хороши не только перед сном: можно включать их в дороге, в пробке, в очереди в поликлинике в наушниках. Или заменять ими просмотр мультиков: под аудиокниги замечательно рисовать, лепить или собирать конструктор.

Кстати, я, как работающая мама троих детей, художественную литературу именно слушаю, а не читаю. На чтение хорошо, если находится полчасика перед сном. А вот слушать можно, когда идешь или едешь куда-то, ждешь ребенка из спортивной секции в соседнем парке, варишь суп или моешь полы. Так мне удается прослушивать 2–3 книги в месяц.

Прочитать сказку или послушать радиоспектакль по ней: что лучше?

Радиоспектакль – это не аудиокнига. Он может сохранять канву повествования и раскрывать характеры героев, если этого захочет сценарист или режиссер. А может быть и вовсе не похожим на оригинал, как, например, чудесная пластинка «Алиса в стране чудес», создателем и исполнителем которой стал Владимир Высоцкий. Это великолепный спектакль, в котором мало что осталось от сказки Льюиса Кэрролла.

Радиоспектакли – советское наследие, с которым можно и нужно знакомить детей. Это настоящий театр, который воспринимается как постановка именно на слух. Сейчас практически все радиоспектакли нашего детства есть в бесплатном доступе, и многие родители радостно удивляются, когда я рассказываю им, как легко можно познакомить детей с их любимыми «Приключениями Кузнечика Кузи» или пластинкой «Маша и Витя против диких гитар».

Только вот чтение книги радиоспектакль точно не заменит. Это совершенно другое произведение искусства – яркое, эмоциональное, с огромным количеством песен, звуками, которые выражают настроение. Когда мы с мужем решили включить детям на ночь пластику «Бременские музыканты», они начали скакать по кроватям, и мы долго не могли их угомонить. Радиоспектакли вызывают намного более яркие и сильные эмоции, чем самая увлекательная книга. Поэтому сравнивать их с литературными первоисточниками – все равно, что соленое с теплым. И если говорить о времени перед сном – лучше почитать книгу.

Ребенок не хочет читать книги по школьной программе. Стоит ли вместо них смотреть экранизации?

Школьная программа по литературе – сложная. Формально ребенок должен освоить ее сам, реально он очень плохо понимает исторический и культурный контекст многих книг. А где непонятно – там чаще всего пропадает интерес, за ним и мотивация.

Поэтому родителям часто приходится подключаться к изучению литературы: читать вместе, беседовать, объяснять. Иногда в ход идут комментарии экспертов: например, запись, на которой литературовед и пушкинист Валентин Непомнящий читает и поясняет «Евгения Онегина».

Но такие роскошные комментарии существуют не для всех произведений. Зато почти каждая книга школьной программы экранизирована, некоторые и не раз. И есть большой соблазн заменить чтение просмотром фильма, особенно если произведение сложное и объемное.

Я считаю кино вспомогательным материалом, но никак не заменой чтению

Я считаю кино вспомогательным материалом, но никак не заменой чтению. Потому что, во-первых, режиссер создает отдельное самостоятельное произведение искусства. Он снимает, вкладывая собственное мировоззрение, идеи, творческий метод. Это очень хорошо можно понять, посмотрев две экранизации романа Федора Достоевского «Идиот»: 1958 года Ивана Пырьева и 2003 года Владимира Бортко (это две самые известные из десятков экранизаций романа). Разница огромная – в постановке, подборе и игре актеров, темпе и атмосфере фильма. Идеи и смыслы романа в каждом сериале подсвечиваются по-своему.

Во-вторых, даже самая подробная экранизация не передаст внутренней атмосферы произведения, которая выражена словом. Да, могут быть озвучены внутренние монологи персонажей или лирические отступления автора, но целостно передать их в фильме нельзя: его время и возможности ограничены. Поэтому он не может быть заменой чтению.

Остаются два варианта. Смотреть экранизацию, потому что не хочется читать, и усвоить из нее общую внешнюю формальную канву. Или смотреть экранизацию после чтения, дополняя и обогащая свое восприятие, получая пищу для размышлений и рассуждений. Второй вариант отнимает больше времени и сил, но и дает нам значительно больше.

Мария Минаева

19 октября 2023 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Антоний 28 октября 2023, 16:05
Дорогая Галина И., будьте добры, дайте ссылку на соответствующие документы, регламентирующие безопасное использование электронных книг (и иных устройств с рефлективными экранами). Было бы весьма интересно их изучить. Благодарю!
Катерина27 октября 2023, 12:14
Галина И.26 октября 2023, 10:11 -- совершенно с Вами согласна. Дети, рано начавшие "общаться" со смартфоном, теряют интеллектуальный потенциал в сравнении со сверстниками, родители которых всеми силами (личный наш семейный опыт) заморозили этот процесс и отодвинули знакомство со смартфоном примерно до возраста 11 лет.
Галина И.26 октября 2023, 10:11
Татьяна, рада за вас, что вы учились в гуманитарном классе под руководством опытного учителя. Но вы описываете процесс обучения уже в старших классах. А психологическая зависимость детей от мобильных телефонов- это болезнь века, и о ней молчать никак нельзя, если только их здоровье никого не интересует. Об этом без слов говорит сама фотография, помещенная на сайте перед статьей. Ребенок в очках, лёжа, читает электронную книгу, на пользование которой установлено 6 правил безопасности. Я сама работала преподавателем литературы, в контролирующей области, поэтому знаю эти проблемы. Не обращать на них внимания при глобальной цифровизации обучения- это преступность.
Татьяна 24 октября 2023, 17:29
Спасибо Мария за статью. Мне очень нравится как Вы всё анализируете. Хочу добавить, что главное любовь и внимание к ребёнку. А что читать и как читать зависит от конкретных людей и их возможностей. На счёт того, читать ли все книги по школьной программе, тоже все зависит от людей. Я училась в гуманитарном классе и наша учительница по литературе понимала, что все книги прочитать невозможно, а может быть кому-нибудь и не нужно. Пьесы классиков мы старались смотреть в театре. Из "Войны и мир" девочки читали отрывки про мирное время, а мальчики про войну. Смотрели фильм Бондарчука "Война и мир". А в классе мы разбирали важные моменты романа. Ко всему надо подходить с рассуждением и любовью.
Галина И.23 октября 2023, 21:14
Ув. Антоний, это замечательно, что вы такой специалист в области электроники. Но, как я поняла, в статье о ридерах речи нет. "Подросток читает книги только в своем телефоне. Стоит ли волноваться?" Если автор имела в виду наличие данных инновац. компьютерных программ или компьютерных планшетных устройств у всех детей, то и это замечательно. Однако, к большому сожалению, ридеры имеются далеко не у всех дошкольников и школьников, большинство из них (по крайней мере, у нас) пользуются обычными телефонами. И даже для наиболее безвредных (и дорогих) электронных книг с E-Ink-дисплеем имеются установленные правила безопасности, не все так просто и розово. А до школы рефлективные экраны еще не дошли.
Антоний 23 октября 2023, 17:13
Дорогая Галина И., в приведенном Вами стандарте перечислены следующие электронные средства обучения: "интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки". То есть средства с трансмиссивными (излучающими свет) экранами (как вариант - проектор с интерактивной доской, тоже трансмиссивный источник). Не нашел ни слова по рефлективным (отражающими окружающий свет как обычная бумага) экранам. Именно такими, неотличимыми от бумаги по принципу отображения информации, экранами, обладают современные ридеры.
Галина И.23 октября 2023, 00:05
И еще. Для организации и проведения эффективного "безоценочного, но заинтересованного разговора...между родителем и ребенком" о прослушанном аудиотексте /аутентичном тексте/ или просмотренной экранизации художественного произведения заинтересованным родителям может помочь существующая разработанная технология (методика) по данной теме, которую нетрудно найти на просторах Интернета.
Галина И.22 октября 2023, 23:35
Странно, в статье почти совсем не говорится о том вреде, который причиняет нарушение норм использования мобильных электронных устройств детьми, особенно в возрасте до 12 лет (по мнению многих врачей, даже до 17-18 лет). И о самих нормах тоже ничего нет. Можно с ними познакомиться в школьных СанПиНах-2023 в разделе "Требования к организации образовательного процесса". И волноваться от того, что ребенок или подросток читает электронные книги, смотрит экранизации литературных произведений, не стоит, если электронные носители используются дозированно и под контролем взрослых. В противном случае наносится большой вред здоровью и психике детей и возникает от них зависимость. Это сплошь и рядом.
раба Божия тамара22 октября 2023, 19:24
Возлюбленный во Христе брат Антоний, спасибо за очень интересную и подробную консультацию по электронным носителям. Но вспомним возраст Библейских рукописей... Это сохранено Господом для нас, немощных и грешных, но христианам: чтобы читали, внимали, помнили, а, возможно, и исполняли. Каждый читает Их как ему удобно: на бумаге, на экране... Электронные носители - это просто помощь в пользовании, чтобы в пути читать, в очереди... А хранится всё на бумажном, папирусе и т.д. в различных Хранилищах. После Второго Пришествия - ничто материальное уже не нужно будет ... "9.Господи Иисусе Христе, напиши мя, раба Твоего в книге животней и даруй ми конец благий" Господи, будь милостив, нам грешным!
Антоний 22 октября 2023, 00:28
В общем, дорогая Катерина, подведу итог своей позиции относительно хранения информации. Если хранить на века, тысячелетия, десятки и сотни тысяч лет - нужна диверсификация. Бумага плюс долговечный цифровой носитель плюс электронные копии в множестве хранилищ. А для повседневной жизни однозначно делаю выбор в пользу электронных книг. P.S. Главное - выбрать ридер подходящего размера. Для дороги хорош 6-7-дюймовый. Но для чтения в спокойной обстановке нужны полноценные 10 дюймов, а гиганты в 13-14 дюймов подойдут для журналов, чертежей, комиксов и др. специфических задач. Главное, чтобы экран был E-ink. Один минус, цены кусаются: 50-70 тыс. руб. за 10 дюймов уже не предел. Зато книги от 50 руб.
Антоний 22 октября 2023, 00:14
По поводу окончательного выяснения срока хранения носителя информации всецело согласен: придется подождать сотню тысяч лет. Но все же расчетный срок хранения полезный параметр. И даже если не брать в расчет экзотику вроде вышеупомянутого кварцевого диска (неуязвимого для большинства гибельных для бумаги воздействий) или предназначенных для инопланетян золотой грампластинки и инертных табличек, самые обычные электронные и оптические носители весьма выносливы (моей старейшей флэшке ≈20 лет, 28-летний ноутбук включается и загружается без проблем, компакт-диски ещё старше). А с учётом возможности лёгкого создания 100% идентичных копий - цифровые данные фактически неуязвимы для старения и износа.
Катерина21 октября 2023, 14:55
Что касается долгожительства приведенных Вами в пример печатных богослужебных/часто используемых книг-так качество производства уменьшается с каждым столетием. Библиотечные книги наиболее популярных авторов послевоенного производства не разваливались же через пару лет.Я читала ребенком затертые издания рус.классиков 50х еще в середине 70х. Сравнить их переплет, бумагу и просто печать с нынешними - конечно, нынешние начинают разваливаться практически сразу после того, как их взяли в руки. Что касается "сгореть" и прочего - да.Но могут,надежно спрятанные,и не сгореть (семейная Библия 19 века).А вот спрятать текст электронного Святого Евангелия вряд ли получится - носитель более чувствителен.
Катерина21 октября 2023, 14:27
Дорогой Антоний, спасибо за интересную информацию. Что касается расчетной длительности хранения того или иного изобретения - его можно проверить только практикой.
Антоний 21 октября 2023, 11:55
Дорогая сестра Катерина, кварцевый диск от лаборатории ФПИ, представленный в прошлом году, имеет расчетную длительность хранения данных 100 тыс. лет. Хватит ли стойкости бумаги на этот срок? Диск, конечно, можно разбить. Магнитную или флэш-память - стереть, "включив излучатели определенных волн". Но и бумажная книга - не панацея. Увы, хорошо горит, и быстро изнашивается. Обратите внимание на богослужебные Книги: часослов живёт два-три года, Апостол - лет пять, вот Псалтири у нас в Храме уже более ста лет, но она много раз реставрировалась. В общем, на длительный срок в сотни веков я делаю ставку на более долговечный носитель, чем бумагу - стекло и инертные сплавы (как таблички "Вояджеров").
Катерина20 октября 2023, 08:08
Понравилась статья. Правильные рассуждения. Что касается предподчтений вида носителя текста - не зря же существует пословица "Что написано пером, не вырубишь топором". В Дублине можно увидеть красивейшее издание Святого Евангелия, старейшего на этом острове. Родом из 8-9 веков, т.е дораскольного периода. Не смотря ни на что, Книга сохранилась. И переживет все эти модные электронные носители, стереть информацию на которых можно, включив излучатели определенных волн.
Алла20 октября 2023, 00:09
Постоянная читательница, совершенно согласна с этим выводом! Проверено на себе. Я большая поклонница вселенной Вархаммер 40К, но книги по ней в России печатались небольшими тиражами, а доп.тиражи ждать приходилось годами. Соответственно, когда я пришла в фандом, мне многое приходилось в электронном виде читать. И я заметила, что прочитанное на бумаге и на электронке запомнилось по-разному. Бумага оставляет бОльший след в памяти и душе. Как-то даже эмоций больше переживаешь. Я потом перечитывала кое-какие книги, когда они на бумаге появлялись, и иначе воспринималось многое.
раба Божия тамара19 октября 2023, 23:23
Хорошую тему затронула Мария Минаева.Мы росли с бумажными книгами, проблема была -найти нужную. Сейчас бумажную читать трудно-глаза слабые, в основном слушаю с компьютера и могу сказать - разница огромная!Заметила, что частенько мысли уходят "в сторону" и что-то пропускается. Читать с телефона невозможно, даже СМС-ки. Подруга,наоборот,предпочитает телефон-привыкла к коротким строчкам!Фильм вообще не может сравниться с книгой!".там, под сенью этой Элен."- как это показать? Но главное,боюсь, что мы теряем хороших писателей, многие соврем. книги написаны именно в стиле коротких строчек, рубленными фразами в стиле СМСок, от этого теряется душевность,мозг не работает, не развивается фантазия..
Алла19 октября 2023, 16:01
А я предпочитаю бумажные книги, читаю электронные в крайнем случае, если в бумаге не достать. Настоящую книгу приятно в руках держать, это отдельное удовольствие. И даже сумочки дамские всегда выбираю с учетом того, чтобы небольшая книга влезла.
Постоянная читательница19 октября 2023, 10:00
Спасибо за статью. ДЛя скептиков есть еще такой аргумент: проведены серьезные исследования, которые показывают, как усваивается материал с бумажного и электронного носителя. Данная информация не имеет широкого распространения - в ней не заинтересованы производители электроники. Но тем не менее - бумажную книгу не победил пока никто! И электронная тоже. Текст с нее усваивается хуже: проверено и краткосрочное, и долгосрочное запоминание. Пример: https://www.kp.ru/daily/26419/3293139/?ysclid=lnwtqigynq244083522 Но если покопать, можно найти и более подробную информацию на этот счет.
Антоний 19 октября 2023, 07:25
Конечно, электронная книга сегодня весьма важное устройство. Всё-таки мы выросли в самой читающей стране мира. Таскать с собой бумажные книги не слишком практично. И купить - та ещё проблема: попробуйте купить, скажем, полное собрание Ефремова, Лема, Кларка, Азимова и других выдающихся авторов, - не так и просто, а в электронном виде удается мне найти в том числе ранние произведения великих фантастов, которые были упущены в юности, а дальше просто - оплатил, скачал, загрузил в ридер и читай в электричке сколько душе угодно! Чёрно-белые читалки давно превзошли бумагу по всем свойствам, цветной E-Ink пока похуже, но и цветные книги - специфический продукт, для детских книг и комиксов.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×