Опыт правового взаимодействия государственного музея и местной религиозной организации

Коллекция археологических предметов в музее Златоустовского монастыря

Музей Златоустовского монастыря «Разрушенный, но живой» стал одним из первых в России обладателей уникального опыта правового взаимодействия государственного музея и местной религиозной организации. Создан он Центром изучения Златоустовского монастыря, действующим при храме святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке.

После многочисленных консультаций с юристами Московской Патриархии были внесены изменения в Устав прихода, связанные с прописыванием в Уставе культурно-просветительской и выставочной деятельности. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла деятельность Центра изучения истории и наследия Московского Златоустовского монастыря юридически оформлена в статусе структурного подразделения местной религиозной организации «Православный приход храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке». Затем был подготовлен еще ряд документов, результатом чего стал совместный Договор между ГБУК «Музейное объединение “Музей Москвы”» и приходом, согласно которому археологические экспонаты были переданы Музею во временное пользование.

Экспонаты музея Златоустовского монастыря Экспонаты музея Златоустовского монастыря

В статье описывается, как официально оформить экспонирование археологических предметов в приходском музее

Как официально оформить экспонирование археологических предметов в приходском музее, подробно описано в статье зав. сектором археологии Музея Москвы Екатерины Николаевны Святицкой.

ГБУК «Музейное объединение “Музей Москвы”» и Центр изучения истории и наследия Златоустовского монастыря связывают несколько лет плодотворного сотрудничества, результатом которых стало оформление археологической коллекции, сформированной по результатам археологических исследований 2011–2018 годов на территории, ранее принадлежавшей монастырю, в качестве части выставочного проекта «Разрушенный, но живой».

Подобный опыт организации взаимодействия между государственным музеем и религиозной организацией является одним из первых в России и фактически уникальным по своей сути. Мы воспринимаем это сотрудничество как пилотный проект, который в дальнейшем послужит в определенном смысле «методичкой» для тех церковных музеев, которые имеют свои не «легитимизированные» археологические коллекции.

Проблема, связанная со статусом предметов в коллекциях церковных музеев, ранее поднималась на научной конференции, посвященной памяти протоиерея Покровского собора И.И. Кузнецова (Кузнецовские чтения ГИМ), в докладе О.Г. Кирьяновой[1]. В своем обзоре музейных учреждений приходов Русской Православной Церкви она озвучила тот факт, что с начала 1990-х годов в связи с возвращением Церкви в общественную жизнь России образовалось значительное количество церковных музеев. Наряду со всемирно известным музеем-ризницей Троице-Сергиевой лавры, в силу своей уникальности существовавшем и в советское время, появились и маленькие общественные музеи, которые создаются при приходах различных храмов. Тематика подобных приходских музеев может быть самой разнообразной, иногда даже не связанной непосредственно с церковной жизнью, с историей самого храма. Так, в городе Королеве есть церковный музей, который, помимо прочего, рассказывает и о тех жителях города, которые связаны с авиацией. Казалось бы, история освоения человеком воздушного пространства достаточно далека от церковной жизни, но люди, внесшие свой вклад в создание советской авиации, являются прихожанами храма, и экспонаты музея собраны их трудами и рассказывают про дело всей их жизни.

Златоустовский мужской монастырь Златоустовский мужской монастырь

Важно отметить, что этот процесс общероссийский: члены многих приходов активно собирают различные древности, артефакты, предметы, которые становятся в дальнейшем экспонатами приходских музеев и позволяют вести разговор об истории храмов и приходов, мест и людей, с ними связанных. Не всегда эти предметы получают какой-либо официальный статус, чаще всего даже само название «музей» является условным обозначением некоего помещения при приходе, в котором экспонируются предметы, не имеющие никакого официального музейного статуса и, следовательно, могущие в любой момент из этого помещения быть изъятыми по воле владельца, сдатчика, главы прихода, церковного старосты и т.д.

Члены многих приходов активно собирают различные древности, которые становятся в дальнейшем экспонатами приходских музеев

В связи с этим процессом комплектования общественных музеев возникает определенное затруднение юридического характера, связанное с археологическими предметами. Собирание коллекции живописных и графических полотен, фотографий, предметов церковного обихода и даже церковных предметов, вещей культового назначения может законно производиться как частными коллекционерами, которые потом разместят свои собрания в приходском музее, так и любыми общественными организациями, в том числе и приходами – учредителями приходских музеев. Однако статус предметов археологии не позволяет им законно попадать в общественные музеи таким образом (через частные руки). Согласно 73-му Федеральному закону РФ, все предметы археологии должны передаваться только в государственные музеи, пополняя Государственный музейный фонд Российской Федерации.

73-й Федеральный закон определяет процедуру передачи археологических коллекций в музеи РФ следующим образом: исполнитель археологических полевых работ – физическое лицо, проводившее археологические полевые работы, и юридическое лицо, в трудовых отношениях с которым состоит такое физическое лицо, в течение трех лет со дня окончания срока действия разрешения (открытого листа) обязаны передать в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия, все изъятые археологические предметы (включая антропогенные, антропологические, палеозоологические, палеоботанические и иные объекты, имеющие историко-культурную ценность) в государственную часть Музейного Фонда РФ[2].

В связи с этим хочу высказать осторожную надежду, что наш «пилотный» проект особого взаимодействия между государственным музеем и религиозной организацией, который я подробно разберу ниже, в дальнейшем послужит тому, что наши церковные музеи и те археологические коллекции, которые располагаются в церковных музеях, получат свой официальный статус.

С 2011 года на территории, прилегающей к Большому и Малому Златоустинским переулкам, ООО «Археологические изыскания в строительстве» проводились археологические наблюдения за различными работами по строительству и благоустройству. В результате этих работ была собрана коллекция белокаменных надгробий и архитектурных деталей, составившая монастырский лапидарий при сохранившемся келейном корпусе, в котором размещается Центр изучения истории и наследия Златоустовского монастыря. Описание лапидария опубликовали в своей статье В.А. Беркович и К.А. Егоров[3].

Здание музея Здание музея

В последние годы работы московских археологов на территориях московских монастырей привели к складыванию следующей практики, еще не нашедшей отражение в официальных документах, но принятой научным сообществом. При архитектурно-археологических следованиях монастырских комплексов найденные остатки монастырских некрополей принимаются за часть архитектурного комплекса монастыря и в качестве этой части остаются на месте своей находки. Для специалистов, занимающихся охраной памятников архитектуры, это означает необходимость включения в перечень описания предмета охраны наряду с отдельными архитектурными постройками или архитектурным ансамблем, территориями и лапидария или отдельных его элементов. Это обусловлено самим определением предмета охраны как «объемно-пространственных, планировочных, архитектурно-стилистических характеристик памятника и его отдельных элементов, в том числе особенности интерьера, его историческое функциональное использование (например, жилое, торговое, промышленное, религиозное и иное), подлежащее обязательному сохранению». В данном случае функциональное существование некрополя как неотъемлемой части монастырской жизни делает его одним из элементов вышеперечисленных характеристик памятника[4].

15 мая 2019 года приказом № 405 Департамента культурного наследия Правительства г. Москвы территория бывшего Златоустовского монастыря была включена в государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения как «Достопримечательное место. Здесь с н. XV в. и до 1930-х гг. располагался Московский Златоустовский монастырь»[5]. Некрополь монастыря содержал значительное количество белокаменных надгробных плит, часть которых, дошедшая до нас, в настоящий момент включена в лапидарий и должна сохраняться в неотрывной связи с тем достопримечательным местом, где надгробия исторически находились. Их формальный статус в этой связи не вызывал у нас опасения.

Вместе с тем в процессе археологических исследований на территории самого монастыря и примыкающих улицах сотрудниками ООО «Археологические изыскания в строительстве» была сформирована коллекция археологических предметов, состоявшая из предметов быта, монет, культовых предметов, изразцов. Некоторые из находок были описаны исследователям[6]. Материалы исследований проходили реставрационную и научную обработку, в 2018 году часть предметов экспонировалась на выставке ГБУК «Музейное объединение “Музей Москвы”» «Находки моей улицы», в том числе «перстень Лазарянов» из Армянского переулка, ранний двустворчатый крест-энколпион, глиняная поливная птичка.

Археологические предметы, полученные из культурного слоя в результате археологических раскопок, имеют свой особый статус

В 2019 году специалистами ООО «Археологические изыскания в строительстве» была окончательно сформирована коллекция археологических находок для создания выставочного проекта «Разрушенный, но живой» Центра изучения истории и наследия Златоустовского монастыря, который мы уже традиционно называем музеем Златоустовского монастыря. Однако археологические предметы, полученные непосредственно из культурного слоя в результате археологических раскопок или наблюдений, имеют свой особый статус. Ранее мы уже упоминали положения 73-го Федерального закона, который определяет, что за три года после окончания раскопок или наблюдений археологи должны провести все необходимые мероприятия по обработке коллекции. В этот период они являются, условно говоря, «ответственными держателями» полученного в результате археологических работ материала. В этом качестве полевые археологи могут обрабатывать эти коллекции, проводить необходимые анализы, реставрировать, фиксировать, составлять описи, могут отдавать предметы для временного экспонирования в какие-то проекты, но по истечении указанного срока они должны, они обязаны передавать коллекции предметов археологии в государственные музеи для включения в Государственный музейный фонд РФ.

В связи с вышесказанным было ясно, что ООО «Археологические изыскания в строительстве» как юридическое лицо, проводившее археологические исследования, не может передать Центру изучения истории и наследия Московского Златоустовского монастыря эту коллекцию для экспонирования или хранения на сколько-нибудь длительное время по причине его негосударственного статуса, тем более для создания на ее основе постоянно действующего музея.

После обсуждения со всеми заинтересованными сторонами было выработано следующее решение. Коллекция, включающая в себя предметы, найденные в Златоустинском переулке во время работ по благоустройству (2018 г.) и некоторые находки более ранних годов, происходящие, в том числе, из Армянского переулка, была описана сотрудниками ООО «Археологические изыскания в строительстве». Полевая опись была передана в отдел «Археология» ГБУК «Музейное объединение “Музей Москвы”», археологическая коллекция в установленном порядке была представлена на ЭФЗК (Экспертной фондово-закупочной комиссии) Музея, на которой было принято решение о включении предметов коллекции в количестве 242 единиц хранения в научно-вспомогательный фонд Музея Москвы с присвоением учетных номеров ММ НВФ-17718/1-242[7]. Держатель Открытого листа на проведение археологических исследований получил Справку о том, что коллекция сдана в музей. Таким образом, были выполнены требования законодательства о включении предметов археологии в Государственный музейный фонд Российской Федерации.

Стороной, принимающей музейные предметы в случае их внешней выдачи, может быть только юридическое лицо

Следующим этапом должна была стать выдача предметов коллекции в Музей Златоустовского монастыря на временное экспонирование. Однако стороной, принимающей музейные предметы в случае их внешней выдачи, может быть только юридическое лицо. Центр изучения истории Златоустовского монастыря на тот момент не имел юридического статуса.

После многочисленных консультаций с юристами Патриархии РПЦ было решено, что нет необходимости создания нового юридического лица в ситуации, когда уже существует юридическое лицо – местная религиозная организация Православный приход храма святых бессребренников Космы и Дамиана на Маросейке гор. Москвы Московской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) (далее – МРО). Начался процесс по внесению в Устав религиозной организации изменений, точнее – дополнений, связанных с прописыванием в Уставе культурно-просветительской и выставочной деятельности. По решению приходского собрания и благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА деятельность Центра изучения истории и наследия Московского Златоустовского монастыря была юридически оформлена в статусе структурного подразделения местной религиозной организации Православный приход храма святых бессребренников Космы и Дамиана на Маросейке.

После этого все дальнейшие переговоры о передаче археологической коллекции Златоустовского монастыря велись между МРО и Музеем. Результатом переговоров стал совместный Договор между ГБУК «Музейное объединение “Музей Москвы”» и местной религиозной организацией Православный приход храма святых бессребренников Космы и Дамиана на Маросейке. Пункт 1.1. Договора гласил:

«Направляющая сторона безвозмездно предоставляет Принимающей стороне музейный предмет (далее – Экспонаты) из собрания Направляющей стороны в соответствии со списком (Приложение № 1), являющимся неотъемлемой частью Договора, на временное хранение и во временное пользования для экспонирования на экспозиции “Разрушенный, но живой” (далее “Выставка”) сроком на 1 год».

Двусторонний договор временный, сроком на один год, но пролонгировать его можно и дальше.

Местной религиозной организацией Православный приход храма святых бессребренников Космы и Дамиана на Маросейке, как принимающей стороной, были собраны следующие документы:

  1. Письмо от руководителя принимающей стороны на имя руководителя организации (государственного музея), хранящей предметы археологии с приглашением принять участие в выставочном проекте музея Златоустовского монастыря «Разрушенный, но живой».
  2. Устав МРО, в котором прописана культурно-просветительская и выставочная деятельность.
  3. Facility report – Типовой отчет об объекте, включающий в себя данные принимающей организации, характеристику и описание здания и помещений, пожаробезопасности здания, охраны и сигнализации, обеспечения сохранности и безопасности экспонатов, выставочного оборудования.
  4. Гарантийное письмо на имя руководителя организации (государственного музея – «хозяина» предметов археологии), в котором гарантируется сохранность и своевременный возврат предметов, от руководителя принимающей стороны.
  5. Доверенность от руководителя принимающей стороны на своего сотрудника, который будет принимать и хранить предметы.
  6. Полис страхования культурных ценностей (список предметов со страховой стоимостью предоставляет музей как приложение к Договору). Это стандартный документ, сопровождающий все перемещения музейных предметов. Он оформляется практически всеми крупными страховыми компаниями, которые работают со страхованием музейных предметов. Для этого им предоставляется Договор между двумя организациями, в нашем случае – между Музеем и местной религиозной организацией. К нему прилагается составленный музеем список экспонатов с указанной музеем их страховой стоимостью. Оплачивает страховку принимающая сторона (в нашем случае МРО).

В свою очередь, Музей Москвы как направляющая сторона произвел следующие действия:

  1. Заключение Договора с МРО о предоставлении предметов археологии для экспонирования.
  2. Проведение ЭФЗК и научно-реставрационного Совета для получения заключения о возможности выдачи музейных предметов для экспонирования.
  3. Получение Разрешения на выдачу музейных предметов для экспонирования от Учредителя организации (для ГБУК МО «Музей Москвы» учредителем является Департамент культуры города Москвы).
  4. Оформление Акта выдачи предметов во временное пользование.

В результате подписания Акта археологические предметы теперь уже на законном основании заняли свое место в Музее Златоустовского монастыря

Весь комплект документов, собранный и переданный принимающей стороной (местная религиозная организация Православный приход храма святых бессребренников Космы и Дамиана на Маросейке), внутримузейная учетная документация на коллекцию (коллекционная опись) и Договор между Музеем и религиозной организацией поступили в отдел учета Музея Москвы. Начальник отдела учета направил весь пакет документов на утверждение в Департамент культуры города Москвы. После получения разрешения, был оформлен Акт № 1241 выдачи предметов во временное пользование от 23.01.2023 г. – финальный документ, на основании которого археологическая коллекция получила законные основания своего экспонирования в Музее Златоустовского монастыря.

Подписание экземпляров этого Акта стало фактическим завершением всего этого достаточно долгого бумажного процесса; в результате археологические предметы теперь уже на законном основании заняли свое место на выставке музея «Разрушенный, но живой». Еще раз хочу подчеркнуть, что вся описанная выше процедура касается исключительно предметов археологии. Экспозиция музея истории Златоустовского монастыря не ограничена только ими, здесь представлены и предметы быта, мебель, документы и фотографии, все те вещи, которые могут поступать в музей, организованный местной религиозной организацией, без ограничений, накладываемых законодательством на археологические артефакты.

Хочется, с одной стороны, еще раз подчеркнуть особый статус археологического предмета в работе с ним негосударственного музея, а, с другой стороны, призвать все заинтересованные стороны не бояться правильно оформленного взаимодействия государственных и негосударственный институций в деле экспонирования предметов археологии в церковных музеях. По моему глубокому убеждению, это можно и нужно делать, так как именно археологические экспонаты способны наиболее наглядно, достоверно, научно представить многие аспекты церковной истории. Надеюсь, что история создания Музея Златоустовского монастыря в его археологической части в дальнейшем может послужить своего рода методическим материалом для тех, кто захочет пройти вслед за нами путем официального оформления археологических предметов в своих музейных экспозициях и выставках.

Екатерина Святицкая,
заведующая сектором «Археология» Музея Москвы

1 ноября 2023 г.

[1] Кирьянова О.Г. Музейные учреждения приходов Русской Православной Церкви начала XXI в. // Актуальные проблемы изучения и сохранения памятников архитектуры. Чтения памяти И.И. Кузнецова. Выпуск 1. (Материалы научной конференции, посвященной памяти протоиерея Покровского собора (храма Василия Блаженного), историка Иоанна Иоанновича Кузнецова и 550-летию рождения блаженного Василия, Московского чудотворца (12–13 ноября 2019 г., г. Москва). Москва, 2020. С. 280–288.

[2] Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Ст. 45.13.

[3] Беркович В.А., Егоров К.А. Новые находки белокаменных надгробий московского Златоустовского монастыря. // II Златоустовские чтения. Сборник докладов историко-богословской научно-практической конференции. М., 2018. С. 7–34.

[4] П.6 ст. 18, ст. 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», приказ Министерства культуры Российской Федерации от 13 января 2016 года № 28 «Об утверждении порядка определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

[5] Хондзинская А.П., Зиброва Т.В. Отчет о работе Центра изучения истории и наследия Московского Златоустовского монастыря. // V Златоустовские чтения. Сборник докладов научно-практической конференции 06-07 февраля 2020 г. М., 2001. С. 19.

[6] Беркович В.А., Егоров К.А., Маралов Е.А. Опыт музеефикации: фрагменты ограды Златоустовского монастыря и храма Николая Чудотворца в Столпах. // IV Златоустовские чтения. Сборник докладов историко-богословской научно-практической конференции 12–13 февраля 2019 г. М., 2020. С. 141, 143.

[7] ММ НВФ-17718 – Коллекция археологических предметов: «Предметы, найденные в Златоустинском переулке во время работ по благоустройству в 2018 году», в количестве 242 ед. Категория ценности музейного предмета: «Прочие культурные ценности». Собственность Субъекта РФ. Протокол ЭФЗК №25 от 21.12.2020 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Как подружить детей с музеями. Личный опыт Как подружить детей с музеями. Личный опыт
Мария Минаева
Как подружить детей с музеями. Личный опыт Как подружить детей с музеями. Личный опыт
Мария Минаева
Дети действительно не очень любят музеи. Почему? Потому что им скучно. Возмущаться здесь смысла нет ‒ нужно определить причину скуки.
«Чемоданный распил», «краснушки» и прикосновение к Священной истории «Чемоданный распил», «краснушки» и прикосновение к Священной истории
Протоиерей Александр Салтыков, Ольга Заводова
«Чемоданный распил», «краснушки» и прикосновение к Священной истории «Чемоданный распил», «краснушки» и прикосновение к Священной истории
Беседа о Церковно-археологическом музее ПСТГУ
Протоиерей Александр Салтыков, Ольга Заводова
Христианство исторично по своей природе. Священное выражает себя не только в слове, но и в образе.
«Наш музей получился не монастырским, а историческим» «Наш музей получился не монастырским, а историческим»
Монахиня Варвара (Пивняк)
«Наш музей получился не монастырским, а историческим» «Наш музей получился не монастырским, а историческим»
Монахиня Варвара (Пивняк) о новом музее Зосимовой пустыни
Жизненный путь преподобного, его вклад в духовную литературу XIX века, история основанного им монастыря – все это нуждалось в подробном освещении.
Комментарии
Марина Анатольевна 1 ноября 2023, 09:40
Ну, наконец-то! Слава Богу! Процесс пошел.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×