Православный психолог Мария Василенко: «Моя скромная роль – быть рядом с человеком»

Споры о психологии ведутся не только среди верующих людей, но и в светском обществе. Часто можно встретить настороженное отношение к этой сфере, иногда даже резко отрицательное. Но психология неоднородна, и корректнее говорить о том, насколько приемлема для человека с определенным мировоззрением та или иная методика. В Санкт-Петербурге с 2018 года существует «Мастерская православного психолога». О том, какое место может занимать психологическая работа в жизни человека, мы поговорили со специалистом мастерской клиническим психологом Марией Василенко.

Мария Василенко, православный психолог Мария Василенко, православный психолог – Мария, что в вашей жизни появилось раньше – вера или психология?

– Вера. Я родилась с пороком сердца и в детстве пережила сложный период, у меня была клиническая смерть. Появилась детская вера, что со мной все будет хорошо, что меня Господь не оставит. У меня бабушка была верующая, она за меня молилась, когда была операция. И сейчас моя вера – такая детская. Просто знаю, что в любой момент рука Бога со мной, никуда меня не отпускает и ведет туда, куда надо. И надеюсь, что Промыслом Божьим я на своем месте в своей профессии. Я, к сожалению, не так уж много читала трудов православных подвижников, но мне близок покровитель православных психологов святитель Феофан Затворник. У нас, православных психологов, в феврале в Санкт-Петербурге проходит конференция в честь Феофана Затворника, день его памяти – наш профессиональный праздник. И я рада, что моих православных коллег все больше и больше, что и некоторые священники получают психологическое образование.

– Расскажите, пожалуйста, о вашем профессиональном пути.

По первому образованию я педагог, филолог. В 2000 году я окончила РГПУ имени Герцена и 6 лет работала в школе – преподавала русский язык, литературу и английский язык. Потом решила, что хочу развиваться как маркетолог, окончила экономическую школу и немного поработала в бизнесе. Занималась рекламой, и было интересно: так как я филолог, то любая форма проявления языка – разговорная, письменная – мне очень близка. И в рамках той своей должности я начала обучать новичков, то есть стала внутренним корпоративным тренером.

Говорение – это еще не общение, общение – это когда в процессе коммуникации мы становимся друг другу ближе

Потом прошла переподготовку и с тех пор занимаюсь уже бизнес-тренингом. Моя программа «Эффективные коммуникации» про то, как прокладывать мосты между людьми, как лучше понимать друг друга. Говорение – это еще не общение, общение – это когда в процессе коммуникации мы становимся друг другу ближе, и важно то, что в пространстве между нами. И вот я веду группу, где мы изучаем навыки общения.

В процессе работы я заметила, что ко мне после тренингов подходят люди и просят помощи в решении каких-то бытовых, семейных и других личных проблем. Это были не один и не два случая – я работала в больших корпорациях, соответственно, через мои тренинги проходило много людей. И часто оставалось пять-шесть человек, которые говорили: «Мария, вы психолог? Можно прийти к вам на консультацию?» – Я отвечала: «Нет-нет, я только про профессию, про переговоры». Но когда и год, и два, и три люди обращались с таким вопросом, я стала думать, не пойти ли мне поучиться.

Стала искать – ведь в психологии много направлений. Поняла, что психоанализ – точно не мое. А однажды увидела статью Ларисы Филипповны Шеховцовой, руководителя Общества православных психологов Санкт-Петербургской митрополии во имя святителя Феофана Затворника, потом прочитала ее книжку. И мне это пришлось по душе. А еще мне оказалась близка экзистенциальная психология, или психология смыслов Виктора Франкла.

И вот я окончила курс в Институте социального образования при Российской христианской гуманитарной академии. Мне было очень интересно и до сих пор интересно общение с моими коллегами, хотя я уже не являюсь членом Епархиального общества. В 2022 году я получила еще одно образование в нашем Первом медицинском университете имени Павлова (теперь я клинический психолог) и вступила в РОП – Российское общество психиатров, психотерапевтов и медицинских психологов.

Так что теперь я больше в медицине. Но медицинский психолог с православным мировоззрением, даже не будучи членом Епархиального общества, вероятно, может оказать помощь не только на физическом, но и на духовном уровне.

Мой профессиональный интерес лежит в зоне тревожных расстройств и зависимостей. Ко мне приходят люди с зависимостями алкогольной, наркотической, от интернета, от гаджетов, от секса, с расстройствами пищевого поведения и любыми другими поведенческими зависимостями. Например, трудоголизм – социально одобряемая и часто встречающаяся зависимость. Также в сферу моей профессиональной деятельности входят фобии и депрессия.

– Как появилась «Мастерская православного психолога»?

– Вступив в епархиальное общество православных психологов, я познакомилась с моей любимой и уважаемой коллегой Анжеликой Михайловной Ефимовой. Она арт-терапевт, профориентолог, работает в психодинамическом подходе. И мы с ней решили создать программу для людей, выросших в семьях зависимых, например, так называемых ВДА – взрослых детей алкоголиков и для людей, которые в настоящее время живут в семьях с зависимыми. Это не реплика 12-шаговой программы, но что-то похожее. Когда наша программа сложилась, то для ее продвижения мы с Анжеликой организовали сообщество, которое назвали «Мастерской православного психолога».

Наша программа называется «Развивающий диалог». Это безопасное творческое пространство, в котором мы с Анжеликой – ведущие. Программа длится полгода. Первые три месяца ведет Анжелика. Ее часть – это такое приближение человека к самому себе, когда при помощи арт-терапии человек, живущий в постоянном стрессе, раздрае, не имея никаких опор, возможно, первый раз в жизни обращается к своим ресурсам.

Некоторые в процессе участия в нашей программе впервые в жизни идут на исповедь

А моя часть программы про то, как выйти из созависимых отношений или сделать их более экологичными – когда человек остается в этих отношениях, но ведет себя несколько иначе. Мы знаем, что семья – это система. И если одно звено начинает меняться, то начинает меняться и вся система. Как вы понимаете, лечение этого биопсихосоциодуховного заболевания – большая психологическая работа. И вот если потрепанного человека мы бы сразу направляли в такую работу, наверное, многие не справлялись бы с ней и уходили. Ведь я даю много интеллектуальной информации, которую надо прорабатывать – о чем-то размышлять, обращаться к своим эмоциям, выстраивать отношения с людьми, а дальше, возможно, идти к Богу.

Некоторые в процессе участия в нашей программе первый раз после большого перерыва или вообще впервые в жизни идут на исповедь. Некоторые говорят, что Бог у них в душе, поэтому Церковь им не нужна. Мы им прямо в ответ не возражаем, но стараемся подвести к вопросам: «А как у меня в душе Бог умещается? Что у меня в душе? Может, там надо порядок навести?»

Соответственно, та часть программы, которую ведет Анжелика, – это как бы тихая гавань, где потрепанный бурей парусник подлатали, натянули новые паруса, и он может отправляться в новое путешествие. Мы с Анжеликой шутим, что первая часть – это как детский сад или начальная школа, а вторая – как старшие классы школы или институт. Анжелика занимается с клиентами арт-терапией, в том числе фототерапией, говорит о чувствах в бережной форме. А у меня уже после первого занятия кто-то говорит: «Мария, что это было?», кто-то: «Я не хочу. Зачем это?» В группу мы берем не больше 15 человек, и только небольшой процент уходит в течение работы – один-два человека по разным обстоятельствам.

У нас было уже семь выпусков. Еще у нас появился новый формат работы – клуб выпускников «Развивающего диалога». Ведь люди говорят: «Мы закончили программу, начали жить по-другому, но нам нужна ваша наставническая поддержка, нам хочется общаться между собой, хочется обсудить какие-то новые обстоятельства жизни». И мы устраиваем встречи, на которых проходят психологические просмотры фильмов, театральные занятия, занятия с метафорическими ассоциативными картами (не путать с Таро, это совсем другое – абсолютно безобидная методика по развитию творческих способностей). Но клубный формат – не лекционный, мы просто обсуждаем разные темы. Вот в начале этого года мы сразу начали с темы тревоги и прорабатывали ее с разных сторон, разными способами. Люди уходили очень благодарные. Интересно наблюдать, что изменилось у выпускников разных потоков.

– Можно ли выйти из созависимых отношений, не разрывая собственно отношения?

– Очень часто человек, находящийся в созависимости, боится, что если начнет выходить из нездоровых отношений с супругом, взрослыми детьми или родителями, то останется в одиночестве, разорвет близкие отношения.

Хочу обратить внимание, что именно деструктивная природа созависимости делает человека разделенным с другими – не только с людьми, но и Богом. И для многих моих клиентов и участников группы «Развивающий диалог» бывает неожиданным открытием, что когда они начинают меняться, то у них выстраиваются другие, более здоровые, теплые и доверительные отношения.

Преодоление созависимости помогает человеку по-настоящему встретиться с собой, с другими людьми и в конечном итоге – с Богом

Что касается нашей группы «Развивающий диалог», то работа в группе возвращает участникам ощущение безопасности, поддержки, у них возрастает вера в собственные силы. Формируется образ социально адаптированного человека, обладающего личным потенциалом. Подытожу: преодоление созависимости помогает человеку по-настоящему встретиться с собой, с другими людьми и в конечном итоге – с Богом.

– Различаются ли ваши подходы в зависимости от того, верующий клиент или неверующий?

– Когда ко мне клиент приходит впервые, всегда спрашиваю: «Почему вы меня выбрали?» И православные люди нередко говорят, что видели меня и слышали, так как я провожу много лекций, в том числе для молодежи в Институте семьи. Как сказал один клиент: «Мария, я знаю, что с вами мне не надо будет отстаивать мое право на мою веру». Вот эта возможность говорить на одном языке и привлекает ко мне именно верующих людей.

Я начинаю с экзистенции, то есть для меня очень важен смысл. И даже неверующие люди задумываются о смыслах. Вот приходит ко мне человек и говорит: «Я изменил жене». Мы в этом случае не говорим: «Это грех! Надо покаяться!» Верующий человек и так это знает, а для атеиста это неважно. Мы задаемся вопросом: «Какой в этом смысл? К чему ты стремишься? И приблизил ли твой поступок тебя к этому?» С верующим православным человеком мы друг друга лучше поймем, потому что у нас общее мировоззрение.

Первое, что я спрашиваю: «Можете ли вы ответить на вопрос, кто вы, куда идете, с кем идете и зачем туда идете?» Потом мы обсуждаем вопросы свободы и зависимости, смерти. Некоторые об этом просто не думают. И мне кажется, уже хорошо, если человек хотя бы начинает об этом размышлять. Или вопрос одиночества. Если мы с Богом, то мы не одиноки, а если у нас Бога нет, то одиноки. Без Бога человек чувствует, что он из мрака, где ничего не было, вышел, тут пожил и дальше во мрак уйдет. Как правило, человека это страшит.

– А если не страшит? Вот человек принимает эту картину мира и видит смысл в том, чтобы просто хорошо прожить эту жизнь, раз уж она есть.

– Я психолог и помогаю человеку прийти к самому себе. А к Богу он может потом идти сам. Если он знает, что я православная, то может меня о чем-то спросить. Вот есть вертикаль «я и Бог», есть горизонталь «я и мои земные проблемы, я и другие люди». И вот моя работа как раз в горизонтали.

– Приходят ли к вам представители других конфессий, вероисповеданий?

– Да, конечно! Однако, на мой взгляд, психология не доходит до конфессионального уровня. Когда ко мне на сессию приходит человек и рассказывает, что у него проблемы в супружеских взаимоотношениях, то это далеко от богословских вопросов.

Думаю, что моя задача как психолога – сделать так, чтобы человек, верующий или атеист, стал не объектом, а субъектом своей жизни, то есть начал отвечать себе на вопросы, о которых я уже упомянула, а также на вопросы: «О чем думаешь?», «Кого ты винишь в своих неудачах?», «Умеешь ли общаться?», «Можешь ли понять, что с тобой происходит?». Этот огромный пласт экзистенциальных вопросов мы обсуждаем на наших встречах с клиентами и участниками «Развивающего диалога» – как с православными, так и с представителями других конфессий.

– Бывало ли у вас так, что ваши христианские убеждения противоречили профессиональным моментам? Если да, то как вы разрешали эти внутренние конфликты?

– Есть то, что я не принимаю – ни как личность, ни как профессионал. Например, расстановки по Хеллингеру или представление о власти либидозной энергии в психодинамическом подходе, то есть во фрейдизме. Так я это и не практикую.

Бывают сложные, спорные моменты. Я вижу людей, которые долго жили в зависимых и созависимых отношениях, и призываю их обращать больше внимания на себя, больше рассказывать о себе, даже, можно сказать, больше баловать себя. Вот клиент спрашивает: «Можно я покатаюсь на самокате и ребенка с собой не возьму? Я не буду тогда плохим родителем?» или «У нас очень скудный бюджет. А можно я куплю себе мороженое?» Я понимаю, что в храме человек может услышать: «Отвергнитесь себя, отдайте другому…».

Психолог не дает советы – и, следуя этому правилу, я даю только рекомендации

Психолог не дает советы – и, следуя этому правилу, я даю только рекомендации, так как уважаю своих клиентов. Но стараюсь, чтобы эта рекомендация способствовала не только физическому и психологическому, но и духовному здоровью человека.

Знаю, что рука Господа меня не отпускает. Если я ее не чувствую, то прошу Господа управить создавшуюся ситуацию. Но как профессионал не могу сказать клиенту: «Правильно, не покупайте себе ничего и вообще не оказывайте себе никакого внимания». Я понимаю, что сейчас человек этого не выдержит. Господь ведь не показывает человеку тех его грехов, осознания которых он не может перенести. Так и психолог должен не делать травму еще больше, а наоборот уменьшать ее. Ведь бывает, что и в детстве клиенту не хватало заботы, внимания. И потому беру на себя смелость на вопрос «а мне это можно?» ответить: «Вам это можно».

– В чем разница между советом и рекомендацией? Разве это не синонимы?

– Советы психолога – это медвежья услуга для клиента, поскольку они мешают ему обрести самостоятельность. Разница между советом и рекомендацией есть, и она существенная. Самое главное: совет дается на основании жизненного опыта советчика, а, давая рекомендации, психолог опирается на свои знания, умения и на опыт тоже, но профессиональный. Кроме того, советы обычно касаются глобальных жизненных решений, а рекомендации носят практический характер и касаются конкретной ситуации.

И помимо прямых рекомендаций мне нравится задавать своим клиентам вопросы в экспериментально-вопросительной форме, предлагая человеку разные варианты решения проблемы: «А что, если…?», «А не пробовали ли вы делать то-то?», «Не думали ли вы об этом так-то?», «А как вам такой вариант?» и так далее.

– Как сочетается ваше неприятие фрейдизма с психодинамическим подходом, в котором работает ваша коллега Анжелика Ефимова? Ведь именно Фрейд считается основателем психодинамики.

– Говоря о психодинамическом подходе, я подразумеваю, что наша группа основана на групповой динамике, то есть процессах межличностного взаимодействия участников. Другими словами – в психодинамический группе не обсуждаются заранее заданные темы, нет множества упражнений, а основная терапевтическая работа происходит за счет установления и развития отношений в группе, осознания и изменения тех способов, с помощью которых участники в отношениях участвуют и добиваются или не добиваются удовлетворения своих потребностей.

– А если клиент делится с вами чем-то, что прямо противоречит христианской этике?

– Работа психолога предполагает безоценочность. Я не оцениваю поступки человека в разговоре с ним, это не моя прерогатива. Я воспринимаю клиента как страждущую душу – его ранит то, что он совершил. Ведь если мужчина изменил жене и пошел спокойно в семью, он к психологу и не придет.

Я не оцениваю поступки человека. Я воспринимаю клиента как страждущую душу – его ранит то, что он совершил

Но с подобным могут прийти и православные. Вот у меня есть клиентки, у которых произошли в жизни такие грехопадения. Иногда клиентка сама это понимает, говорит мне: «Я не могу прийти в храм, не могу причащаться – мне стыдно сказать священнику о таком поступке». И она пришла к психологу не для того, чтобы я ее погладила по голове, а для того, чтобы разобраться, почему это произошло. Моя история – это принятие каждого человека. И евангельская норма – бороться с болезнью, а не с больным. И врач, как правило, борясь с чьей-то болезнью, не ругает самого пациента за то, что тот заболел.

Есть темперамент, характер – это индивид. Индивид стяжает что-то для себя, обижается, строит козни и так далее, настроен на свое эго, в том числе на свои удовольствия. А личность – это стадия развития человека, когда он поднимается над инфантильной историей индивида и начинает смотреть, как выстраиваются отношения между людьми.

Моя задача – подвести человека к осознанности, к пониманию, что жить и просто потреблять, как сказано у Гоголя, «срывать цветы удовольствия», – не единственно возможный путь. Конечно, человек может и так прожить жизнь (я ему не судья и не указчик, грехов не отпускаю), но у него есть выбор. Можно показать человеку другие пути, какие-то из них ему, вероятно, даже понравятся. Возможно, он придет к Богу, возможно – нет. Но думаю, так или иначе, все мы идем к Богу, ведь «каждая душа – христианка».

Мне как психологу важно человека «взять за ручку» и, если он позволяет, вместе проделать его путь от индивида ближе к личности, когда работает схема «стимул – осознание – реакция», то есть человек уже реакцию выбирает, при этом понимает, что его поступок не равен его личности. Моя скромная роль – быть рядом с человеком. В каком-то моменте мы с ним встретились, он пригласил меня в это путешествие, и я сопровождаю его. Когда-то, окрепнув, он пойдет сам, но за это время, вероятно, что-то в нем изменится – надеюсь, что в лучшую сторону.

С Марией Василенко
беседовал Игорь Лунев

13 ноября 2023 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Психология: от исследования психики к исследованию души Психология: от исследования психики к исследованию души
Юлия Санникова
Психология: от исследования психики к исследованию души Психология: от исследования психики к исследованию души
Беседа с Юлией Санниковой
Православие дает человеку внутреннюю опору, помогает справляться со всеми обстоятельствами его жизни с верой, надеждой, упованием на Божий Промысл.
«Используйте правило зеленой ручки» «Используйте правило зеленой ручки»
Татьяна Булатова
«Используйте правило зеленой ручки» «Используйте правило зеленой ручки»
Беседа с семейным психологом Татьяной Булатовой
Когда у ребенка есть домашние обязанности, когда он может проявить качества самоорганизации в повседневной жизни, тогда ему будет легко проявить их и в школе.
Ценность жизни Ценность жизни
Беседа с кризисным психологом Натальей Мотевой
Ценность жизни Ценность жизни
Беседа с кризисным психологом Натальей Мотевой
Нам кажется, что мы жалеем человека, если не говорим с ним о том, что он чувствует, о его боли; на самом деле, разделяя его боль, мы делаем её чуть меньше.
Комментарии
Алина28 ноября 2023, 09:18
Очень высокая цена у психологов,неудобоносимые времена увы, недоступно, если нужно будет. Про безплатно если кто скажет, это безполезно вообще.
Павел К.16 ноября 2023, 12:05
Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся . Умение и готовность выслушать другого человека ,посочувствовать его скорби -это долг не только психолога ,но и всякого христианина . Мы все периодически то сами в одурманивающих скорбях , то протрезвляемся и другим помогаем .Глаза мудрого в доме печали .
НН15 ноября 2023, 12:38
Ксения, По иронии судьбы моя подруга-психолог(2я специальность). Закончила психфак,чтоб разобраться в отношениях в семье. Итог:семья вдребезги,сама по специальности не работает,но пару раз в год посещает курсы психолога(однокурсник)- покопаться в чувствах,вспомнить детские травмы, проговорить их, рассказать про плохих родичей. За деньги. К священнику не идёт, хотя утверждает, что Бог ей помогает и всегда у неё в душе. Причина- точно написали И:/священник "огреет" сразу/ и Галина И:/Создается иллюзия успеха, псевдорешение проблемы, изменяется САМОЧУВСТВИЕ человека в/на определенный промежуток времени/.И ещё: я хорошая, всё делаю правильно, а он/они не правы и плохие. Оч похоже на зависимость.
И.14 ноября 2023, 18:37
Конечно, священник "огреет" сразу: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его". А с психологом можно продолжать эго взращивать, он признает, что нет у него задачи клиента к Богу лицом повернуть. И еще психолог подтверждает, что применяемые методы могут войти в конфликт с мировоззрением верующего. Чем тогда православный психолог отличается от любого другого, не очень понятно. И никакой существенной разницы нет в просьбе "посоветуйте" и "порекомендуйте" мне специалиста, фильм, книгу, таблетку, блюдо и что угодно еще. Ни там, ни там никакой глобальности не наблюдается, да и без личного опыта можно обойтись, сославшись или обобщив мнение/отзывы/опыт других. Словесная эквилибристика, не более.
Алла14 ноября 2023, 18:28
Если человек идет к психологу, то определенно лучше пусть психолог будет православным, чем каким-нибудь атеистом, или того хуже сторонником чуждых духовных практик или оккультизма. Психологи пользуются бешеным спросом сейчас, поэтому рассуждения об их бесполезности ничего не дадут. А вот высокие духовные качества психолога дадут очень даже многое. Нужны людям душевные лекари, при этом идти к священникам они не хотят? Так пусть хоть они будут нашего духа. Не забывайте, в каком мире мы живём.
Ксения14 ноября 2023, 17:32
Уважаемые комментаторы!Не надо отговаривать ходить людей к психологам. Все ваши советы сводятся к одному: сам не ходил, не читал, не изучал, но ОСУЖДАЮ. Если человеку нужна помощь, а в наше время она нужна очень многим людям, пусть человек получит ее у профессионала, а не впадает в отчаяние или хуже того. Не всем помогает молитвослов. Далеко не всем.
НН14 ноября 2023, 13:02
Галина И:/Ведь болезнь нашего века-отвержение и депрессия,скрытая или открытая рана в сердцах,которую мы часто наносим сами своим же ближним/- А когда-либо было по-другому? Суть человека во все времена одна и та же. Меня больше смущает частота появления на этом сайте материалов на тему психологии. Если, напр, кому-то потребуется сложная операция(не дай Бог), он пойдёт к православному хирургу или просто к хирургу, но на класс выше, чем православный? Так зачем афишировать свою веру? На рекламу похоже, простите. При чём в весьма сомнительном деле...когда точно знаешь, что от тебя мало чего зависит, по твоей же вере. Интересно, почему же некоторые священники снимают сан и идут в коучи-психологи?
Иоанна_14 ноября 2023, 08:55
Тому, кто изменил жене, да - надо прямо и честно сказать, что он находится в состоянии смертного греха, и пока это так - психолог ему не поможет! Вообще УДИВИТЕЛЬНО, что человек, который имеет несколько образований, живёт в большом городе и даже называет себя православным психологом, не видит необходимости изучать основы своей веры, не интересуется святоотеческим опытом. Объяснить это можно тем, что это не кажется ему таким уж важным, необходимым... Очень жаль!
Антоний 14 ноября 2023, 06:50
Дорогие сестры Ольга и НН, согласен всецело. Не вижу ни малейшего повода посещать психологов, ибо ответы на все вопросы есть в Священном Писании, - ответы, данные не человеком, но Богом. Чтобы эти ответы узнать, мне не нужен ни психолог, ни экстрасенс, ни ещё какой-нибудь новомодный коуч.
Галина И.13 ноября 2023, 21:26
Экзистенциальная "православная" психология имеет такое высокое назначение, достичь которого может только психолог глубокой веры со знанием Свящ. Писания и трудов св.Отцов. Ведь болезнь нашего века- отвержение и депрессия, скрытая или открытая рана в сердцах, которую мы часто наносим сами своим же ближним. Смутил характер интервью: слишком уж мажорный, открыто прагматичный. Даже опытный психолог не знает истины, он может только найти слабое звено и подсказать пути выхода из него. Создается иллюзия успеха, псевдорешение проблемы, изменяется САМОЧУВСТВИЕ человека в/на определенный промежуток времени. Но его СОСТОЯНИЕ, СМЫСЛ его жизни может изменить только Бог, в объектно-субъектных отношениях.
НН13 ноября 2023, 13:18
Ольга, согласна с Вами. На мой взгляд,психология-навязанная "прокладка" для создания новой зависимости и добывания денег. До 90-ых нас приучали к тому, что ты сам отвечаешь за свои поступки, сам обязан искоренять из себя плохие мысли и не делать плохо. Не перекладывать ответственность на других. А сейчас-во всём виноваты детские травмы(родители плохо воспитали и мало обнимали), аж до седых волос дитяток бедным родителям все оплеухи припоминаются. АВТОР:/и я сопровождаю его.Когда-то,окрепнув,он пойдет сам,но за это время вероятно,что-то в нем изменится–надеюсь,что в лучшую сторону/- Человека сопровождает Бог и Ангел-хранитель.И никакая "прокладка" не работает, даже священик только свидетель.
Ольга 13 ноября 2023, 10:05
У психологов никогда не была, была только у психотерапевтов - была нужна справка на работу. На приеме было задано несколько смешных и странных вопросов. Подумала, какая хорошая работа - непыльная! У меня слово "тренинг" всегда вызывает отторжение. Почему-то оно ассоциируется исключительно с выколачиванием денег из страждущих. До 90-х ведь как-то жили без них.
Постоянная читательница13 ноября 2023, 09:45
Не очень понятно. Вот есть фраза в интервью - "Я, к сожалению, не так уж много читала трудов православных подвижников". Если психолог - православный, должен ли он и в этом направлении развиваться? Планирует ли он читать труды подвижников? Что значит "мне близок св. Феофан Затворник"? Чем его труды помогают и какие именно? Как психолог должен углубляться в святоотеческие писания, в какие именно и как их применять в жизни? А то так получается просто психолог в церковном платочке.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×