Психология: от исследования психики к исследованию души

Беседа с Юлией Санниковой

Беседа нашего корреспондента с Юлией Павловной Санниковой – руководителем «Ассоциации православных психологов» Кирова, доцентом, кандидатом психологических наук – о правильной любви к себе и ближнему, психологической помощи семьям участников СВО, сенсорной экологии и понимающей психотерапии.

Юлия Санникова, кандидат психологических наук Юлия Санникова, кандидат психологических наук

Куда идем?

Современные психологи часто говорят о саморазвитии личности, в то время как для христианина главное – совершенствование духовное, и это путь, в какой-то степени связанный с самоограничениями. С разных сторон можно посмотреть и на вопрос планирования. Есть ли смысл планировать цели, задачи, дни, недели, месяцы, по советам коучей? Возможно, верующему человеку ближе позиция: будет день – будет и пища, ведь птицы небесные летают, и Господь их не оставляет, «Волос не упадет с головы его на землю, ибо с Богом он действовал» (1Цар.14, 45). Конечно, в каждой из позиций есть своя правда, подтвержденная жизнью. А вы, как православный психолог, не находите противоречия в таких мировоззренческих понятиях?

– Работа большинства психологов имеет общую основу, когда приходится работать с тем или иным феноменом человеческой психики. К примеру, когда человеку нужно выйти из состояния тревоги. Однако, в зависимости от мировоззрения, они показывают разные маршруты – куда идти. Конечно, в светской психологии есть техники, чтобы человека вывести из того или иного жизненного кризиса. А куда идём?

В светской психологии есть техники, чтобы человека вывести из того или иного жизненного кризиса. А куда идём?

Что касается вопроса планирования, думаю, это полезный навык. Да, мы, пытаясь соответствовать званию соработника Бога, уповаем на Него, но при этом конкретные дела реализуются нашими руками.

При этом православный христианин – он легче, смиреннее принимает те обстоятельства жизни, которые от него уже не зависят и в которых этот план станет конкретным делом. Опыт работы, допустим, с утратой в разных аспектах показывает, что православному христианину проще пройти все этапы горя, начиная от отрицания, заканчивая принятием. Православие дает человеку внутреннюю опору, помогает справляться со всеми обстоятельствами его жизни с верой, надеждой, упованием на Божий Промысл. А самому человеку важно действовать и понимать, что даже если, например, план «А» не сработал, есть план «В», «С» и так далее, и даже просто без плана, когда отпускаешь ту или иную ситуацию, – также вариант. Поэтому нет противоречия. То есть мы план готовим, какие-то события планируем: хотя бы дела милосердия, ведь их тоже планировать надо. И делать это можно с упованием на волю Господа.

Да, развитию личности сейчас придают большое значение, модно ее «прокачивать». При этом мы знаем, что человек создан по образу и подобию Божию, и он призван к самосовершенствованию. Разногласия могут быть в том, что в светской психологии и в популярной психологии человек рассматривается в усечённом виде, не как существо телесное-душевно-духовное, а как телесно-душевное, поэтому и варианты самосовершенствования, которые предлагаются, в основном только на этих двух уровнях. А вот духовное делание – пост, молитва, милостыня, борьба со страстями – не берётся во внимание. Либо, наоборот, подменяется другими «духовными» практиками, оккультными, связанными с астрологией, тарологией и так далее, которые лишь отдаляют человека от Истины. И обращение к таким практикам только навредит человеку. Духовность, основанная на вере в Истинного Бога, является ядром при рассмотрении всех жизненных вопросов человека. Дух творит форму.

Духовность, основанная на вере в Истинного Бога, является ядром при рассмотрении всех жизненных вопросов человека

В фокусе внимания православной психологии, с точки зрения целей жизни, с одной стороны, – самореализация талантов, но, с другой стороны, служение этими талантами Богу и людям, а не самому себе. А в научно-популярной психологии в фокусе внимания: «Я сам – все благо», и так далее в этом роде – увеличение объёма и размера этого «я». С позиции православной психологии все-таки практикуется видение себя во взаимосвязи с другими, видение и другого человека, что с ним там происходит, как я выстраиваю взаимоотношения. И, наверно, это большая доля ответственности – держать в фокусе внимания дело спасения своей души, нести ответственность за то, что мной сделано и не сделано, и за вклады в социум – взаимодействие с другими людьми (а каково им рядом с нами?). Это и про ответственность, и про правильную любовь – и к себе, и к ближнему.

Осознанный выбор

– Часто приходится слышать об эмоциональном и профессиональном выгорании людей таких профессий, как, например, педагоги. Что вам, как преподавателю и психологу, работающему с большими аудиториями и проблемами людей, помогает оставаться бодрым человеком?

– На самом деле, огромным ресурсом является само православное мировоззрение. Мне кажется, человек, который живёт в лоне Церкви, может быть, даже не очень нуждается в психологах, он исцеляет душу благодаря участию в таинствах. Регулярное Причастие, Исповеди, духовные беседы со своим наставником, священником, благословение на реализацию каких-то новых проектов – все это как раз дает огромную стрессоустойчивость.

С другой стороны, это собственный осознанный выбор. Есть такая фраза: люби то, что ты делаешь, делай то, что ты любишь. Это может быть реализация тех направлений, которые созвучны талантам и способностям. Поэтому мы даже внутри Ассоциации стараемся распределять деятельность сообразно тому, к чему у человека особенно лежит душа, горят глаза, – туда и направлять его силу, внимание.

С разными запросами

– С какими проблемами чаще всего обращаются люди к психологам Ассоциации?

– Поскольку все мы родом из детства, достаточно много вопросов, связанных с семейными взаимоотношениями: детско-родительские, супружеские отношения, вопросы утраты близкого, тревоги, одиночества.

– А где базируется Ассоциация? Куда человеку обратиться в случае потребности? Где человеку можно найти информацию о конкретных мероприятиях, и нужно ли оплачивать участие?

– В социальной сети «В Контакте» у нас есть страница «Православная психология на Вятке» для участников, где публикуются анонсы событий. Администратор принимает заявки, распределяет, кому из психологов ближе запрос. Там представлена информация о наших психологах, у каждого из которых своя специализация, круг тем и вопросов: у одного, к примеру, детско-родительские отношения, у другого – профессиональное консультирование.

Что касается финансовой стороны, все групповые мероприятия, лекции, семинары, тренинги у нас бесплатные, в случае индивидуального запроса – первая встреча с психологом также на бесплатной основе, лишь последующие встречи индивидуальной сессии оплачиваются по договоренности клиента с психологом.

Формирование надежных опор

– На ваш взгляд психолога, какая поддержка необходима человеку в современном мире, который называют турбулентным – быстро и непредсказуемо изменяющимся?

– Мне кажется, что современному человеку очень важно формирование прочных, надежных опор в жизни, с помощью которых он мог бы совладать с разного рода трудностями. Например, одной из таких опор является вера. Другая – это наша ментальная сфера, мышление, включающее такие процессы, как чтение, слушание той или иной информации, которая не будет внутри нас нагнетать негативную атмосферу, а станет источником, питающим душу. Поскольку человек – существо телесно-душевно-духовное, то и для тела, и для сознания важно иметь возможность выхода из информационного потока, здесь в помощь прогулки, времяпрепровождение на природе, создание семейных традиций, физкультура, активный отдых, то есть должна быть задействована физическая составляющая. Еще одним важным аспектом является формирование поддержки, такой как семья, близкие, единомышленники, то есть наше социальное окружение. И, конечно, работа с воображением, когда через творчество, фантазируя, человек также находит выход для себя из сложной ситуации, погружаясь в мир идей или что-то производя руками, обретает опору.

Таковы основные опоры по методу многомерной модели BASIC Ph, применяемые в психологической практике. И у нас, православных психологов, как раз основой является вера. И уже далее идет работа с мышлением, воображением (через творчество), эмоциями, социальными контактами и с телом – физической составляющей.

– В связи с ситуаций СВО, Ассоциация оказывает поддержку семьям участников специальной военной операции. В чем она заключается?

– Двое членов нашей ассоциации – Лариса Александровна Зорина и Валерий Владимирович Щербина – участвуют в президентском грантовом проекте, который называется «Спасательный круг». Цель этого проекта – оказание помощи семьям мобилизованных. В рамках этого направления они проводят лекции, беседы, тренинги, индивидуальные консультации, занимаются вопросами адаптации и реадаптации как членов семей мобилизованных, так и участников специальной военной операции, вернувшихся на Родину с полей сражений в отпуск или по иным причинам. Типичная ситуация: когда члена семьи забрали, а от него две недели нет весточки, у его родных возникает тревога.

Наши специалисты активно участвуют во встречах, выезжают в районы области. В случае запроса можно также обратиться к нам в ассоциацию, например, написать в сообщество «В Контакте», и мы уже, ориентируясь на запросы, будем адресно направлять к нашим психологам. В этой работе также участвует Центр социально-психологической помощи подросткам, населению (расположенный в Кирове по адресу: ул. Карла Маркса, 47).

Сенсорная экология

– А как в наш информационно насыщенный век человеку не чувствовать себя частью гаджета, некой флешкой, едва ли не круглосуточно подсоединенной к компьютеру, планшету, телефону?

Есть такое понятие, как сенсорная экология. Современное информационное общество нацеливает человека на потребление, оно делает акцент на таком массовом, необходимом нам потреблении всех этих объёмов информации, чтобы быть в курсе событий, трендов, жизни звезд, сериалов, различных новинок и так далее. Что нередко делает человек? Да, берет гаджет и смотрит, что в мире произошло, просматривает новостную ленту, переходит к развлекательному контенту, пока телефон не выпадет из рук в момент засыпания.

С другой стороны, актуальность приобретает другая, не менее важная тенденция, она как раз связана с ограничением поглощения информации. Это может быть фиксирование времени для работы в этом информационном пространстве. Важно, чтобы у человека в течение дня была возможность побыть с собой и своими мыслями, проанализировать, порефлексировать, даже прочувствовать, например, свое дыхание. И если часто во время работы с информацией мы все настроены на быстроту, кто-то даже проходит техники скорочтения, то можно попрактиковать технику медленного чтения (читаю четыре слова и вдумываюсь в их смысл), слушаю классическую музыку, замедляюсь во время ходьбы. И это замедление предоставит возможность сегодня не потеряться. Природа, общение в теплом кругу с друзьями, с родными, прогулки с животными – все это выход из виртуального пространства в реальный мир, мир, в котором нас ждут те, кому мы нужны.

И даже просто проходя по улице, можно провести такой мониторинг: вижу ли я небо, деревья, людей, слышу ли шорох листвы, запах леса, чтобы это было не фоном, а значимым объектом для нас, чтобы ощущать жизнь в мгновении, которое происходит, а не отдавать все внимание экрану.

К тому же современное информационное пространство нередко нагнетает тревожную атмосферу, отчего мы начинаем воспринимать жизнь как полупустой стакан: мне и того не хватает, и этого. Происходит формирование ложных образцов-идеалов, в погоне за которыми хочется какой-нибудь «…цатый» айфон. А может, всего-то нужно поменять восприятие жизни как наполовину полного стакана: у меня есть мозги, руки, ноги, органы чувств, крыша над головой, работа, близкие люди, друзья, знания, умения, навыки… Испытывать благодарность за все то доброе, удивительное, что происходит в жизни: слава Богу за все это хорошее, что у меня есть! Вот за что я могу быть благодарным.

Служение людям,
или Сообщество православных психологов

– Юлия Павловна, теперь расскажите, что представляет собой Ассоциация православных психологов на Вятке.

– Ассоциация представляет собой сообщество профессиональных психологов. При этом важно: это люди, которые объединены православным мировоззрением. Среди практикующих психологов, состоящих в Ассоциации, есть как те, кто недавно завершил профессиональную переподготовку, так и более опытные, практикующие по той или иной специализации.

Создание ассоциации было инициативой настоятеля Спасского собора отца Петра Машковцева, который возглавляет Спасский университет, где специалисты Ассоциации проходят переподготовку по профилю «Православная психология», по сути, повышение квалификации. И первыми участниками Ассоциации у нас стали выпускники именно этих курсов повышения квалификации, а также преподаватели.

Цель деятельности ассоциации, если её глобально сформулировать, то это служение Богу, людям своими талантами, и более конкретно – оказание качественной психологической помощи людям, не только верующим, а всем, кто в ней нуждается. Однако специфика нашей работы в фундаменте – православном мировоззрении. Практические приемы и цели работы психолога не должны входить в противоречия с нашей верой и установленными Богом законами.

Практические приемы и цели работы психолога не должны входить в противоречия с установленными Богом законами

– Какие психологические проекты социальной направленности реализованы за 3 года существования Ассоциации?

Создана целая сеть психологических гостиных, где оказывается групповая психологическая помощь людям. Есть также возможность получить индивидуальную консультацию. В течение нескольких лет у нас действуют договорённости с разными библиотеками, и многие групповые мероприятия проходят именно там. Например, на базе библиотеки «Маяк» уже 3 года действует арт-терапевтическая мастерская, приходят люди, у которых есть вопросы, и они получают помощь. При библиотеке имени Герцена мы сотрудничаем с «Клубом позитивной психологии». Сейчас реализуется целый цикл встреч, назвали его «Путь к истинной свободе». На встречах будут подниматься темы о страстях, о борьбе с ними в ракурсе психологии и Православия. На базе библиотеки «Благовест» начал работу психологический клуб «Параклит», где уже состоялся цикл встреч, на которые приходили люди с разными вопросами.

И самый известный проект в нашем городе, реализованный совместно с Миссионерским отделом Вятской епархии, – «Поющие храмы Вятки», в рамках которого проходила школа семейной православной психологии «Семья плюс счастье». Он продолжался в течение двух месяцев и нашел большой отклик у слушателей. Мы, благодаря этому проекту, активно вышли и в онлайн-пространство.

– Каковы первоочередные планы и задачи ассоциации на новый учебный год?

– Начиная с прошлого года, в фокусе внимания Ассоциации – психологическая помощь семье: это вопросы, связанные с супружеством, с конфликтами, с детско-родительскими отношениями.

В этом году у нас два новых направления помощи. Одно из них – «Школа семейной православной психологии». Работать с участниками будет уникальный специалист – Екатерина Соловьёва, которая является и юристом по семейным вопросам, и медиатором, и психологом. Поэтому будет оказана разносторонняя помощь, подобие группового кабинета антикризисной помощи или психологической службы примирения. Для многих современных семей это востребовано.

Второй проект связан с детско-родительскими отношениями – «Школа эффективного родителя». Мы ее запускаем с октября на базе библиотеки «Маяк», к мероприятиям при библиотеке могут присоединиться все заинтересованные родители. Ведущей этой программы будет Анастасия Зайцева, сама многодетная мама, семейный психолог.

В рамках профилактических мероприятий у нас также стартовал цикл семейных экскурсий, игровой клуб, на территории которого можно вместе прийти поиграть детям и родителям, что также станет фактором укрепления их здоровых взаимоотношений.

– Вы рассказали о школе семейной православной психологии при Спасском соборе. С какими приходами еще выстраиваете взаимодействие?

– С храмом Великомученика и целителя Пантелеимона города Кирова в рамках приходского клуба, храмом в честь Сорока мучеников Севастийских, где настоятель работает с людьми, страдающими зависимостями, и их созависимыми родственниками. И периодически у нас бывают выезды на разные приходы, где проводим психологические гостиные.

Мостик к храму

– Как к вашей деятельности относятся священнослужители, принимающие участие в совместных мероприятиях?

Мы активно приглашаем духовенство к сотрудничеству с нами. Наверное, лучший формат взаимодействия в рамках мероприятия складывается, когда вопрос раскрывает и психолог, и священник, и у слушателей создается объёмное видение той или иной ситуации.

Взгляды на обсуждаемую проблему с точки зрения духовной и психологической не противоречат друг другу

Как правило, взгляды на обсуждаемую проблему с точки зрения духовной и психологической не противоречат друг другу. Мы благодарны за сотрудничество священникам, которые принимают участие в наших проектах, например, в совместных выходах в библиотеки, беседах с людьми. Мы благодарны батюшкам, которые приняли участие в нашей семейной школе. Для многих такие встречи важны. Мне кажется, что психолог здесь может выступать своего рода мостиком между широкими массами населения и Церковью, в какой-то степени проводником.

Плодотворное сотрудничество проходит и в рамках образовательных Трифоновских и Кирилло-Мефодиевских чтений, в которых мы принимаем участие, также выезжаем на Рождественские образовательные чтения в Москву, где повышаем свою квалификацию. Можно сказать, что с точки зрения православного мировоззрения у наших психологов и священников, с кем выстраиваем взаимодействие, противоречий нет. Есть некоторые противоречивые моменты в плане видения целей и задач светской психологии, связанные с направленностью на самоактуализацию, курсом на индивидуализацию, эгоцентризм.

Изменение состояния – важный критерий

– Можете привести пример из практики с соблюдением конфиденциальности, когда помощь психолога буквально на глазах изменила состояние человека и его жизнь в лучшую сторону?

– Достаточно часто бывает, что человек ожидает чуда от психологии. На самом деле, это длительный процесс, потому что за любой проблемной ситуацией чаще всего стоят особенности личности человека. Один из критериев эффективности консультации – трансформация психологического состояния. То есть когда человек пришёл в одном состоянии, а ушёл в другом. Но вопрос в том, а как долго продлится это состояние, да и нацелен ли потом будет человек на то, чтобы внедрять в свою жизнь те решения, которые он здесь, в кабинете психолога, принял?

Нередко годами формируются те или иные паттерны (паттерн – образец, шаблон) поведения, и изменить их даже после осознания и принятия такого решения порой бывает не так-то просто. Однако есть какая-то внешняя история – это те изменения, которые мы можем увидеть. И действительно, изменение состояния – важный критерий, когда человек уходит, и у него появляется вера, надежда. Есть такая хорошая фраза, что разделённое горе вдвое меньше. И когда ты видишь, что человек начал, допустим, дышать, он контактирует, меняется в лучшую сторону даже внешний вид, у него появляются какие-то планы и перспективы, он видит, как из этой ситуации можно выйти, – значит, работа проходит. Все это увидеть и осознать самому клиенту на основе совместного анализа – тоже уже хорошо.

Порой клиент приходит с запросом, и он оценивает результат, получил ли он ответ на свои вопросы. Но психологическая помощь – это не всегда про эмоциональное поглаживание. Часто человеку важно увидеть, а как он сам, своими руками эту ситуацию себе создаёт. И бывает – когда человек с помощью психолога видит, что он стоит за тем, что происходит, не всегда ему это нравится.

Психологическая помощь – это не всегда про эмоциональное поглаживание

Иногда приходит клиент с запросом, который выглядит примерно так: «Они виноваты (ребёнок, муж, сноха, свекровь и так далее)… Как сделать, чтобы они по-другому поступали, дайте мне пульт с дистанционным управлением!» Для него поход к психологу обычно становится трезвением, появляется новое видение, он, скорее всего, увидит свою причастность к этой ситуации. Это уже некий итог консультационного взаимодействия, который не всегда самому клиенту, пришедшему с обвинительным запросом, покажется приятным. При этом, когда человек увидит, что он, так сказать, находится в процессе, он может измениться сам, изменить своё отношение к ситуации, ближним, и тем самым проблема разрешится или изменит для него значимость.

Такой парадокс: когда человек приходит с обвинительной позицией, он, с одной стороны, не берет на себя ответственность, а с другой стороны, у него нет возможности изменения ситуации. И наоборот: если есть возможность как-то выстроить взаимодействие по-другому, изменить или принять ситуацию, то это уже другая мера ответственности самого клиента.

Осознанное отношение

– Современная психология много внимания уделяет работе с бессознательным, однако насколько такой подход экологичен, с точки зрения православного психолога? Какие подходы, направления близки вам как специалисту?

– Если мы говорим о целях работы, и наша задача – формирование осознанного, ответственного отношения к своей жизни, то человеку важно приобрести некое трезвение. И поэтому многие направления хороши, но мне более близко то, которое работает со словом, это когнитивное. Когнитивно-поведенческая терапия – направление, которое предполагает, что у нас есть некие вредоносные программы в голове, которые «поработили» наши мысли («Соседка меня терпеть не может» или «Я не сдам экзамен»), и человек выступает исследователем, то есть он проверяет ту или иную программу на вредоносность. И далее психолог и клиент совместно работают над корректировкой той или иной установки. Клиент учится как бы распознавать эти вирусные программы.

Однако и здесь нужна бдительность, ведь, вступая в диалог со своим помыслом, я могу опять-таки быть обманутым и найти там и те, и другие варианты, направления выхода, развития, а насколько они будут полезны для души и окружающих? В любом случае этот подход подразумевает фокус внимания на осознанность. На мой взгляд, к православной психологии ближе всего в современной науке направление понимающей психотерапии. Оно создано нашими российскими психотерапевтами, по сути, это наша российская визитная карточка, не заимствованное, не чужое направление. Фёдор Ефимович Василюк – православный человек, основатель психотерапевтической школы в нашей стране – создал авторскую психотехническую систему – понимающую психотерапию. Работа с клиентом направлена на обретение смыслов в парадигме «Я и истинная жизнь», как в логотерапии у Виктора Франкла. Именно с этими категориями идёт работа.

И даже для практикующих светских психологов обучение может стать глотком воздуха в профессии. Психолог, если он честен с самим собой, часто сталкивается с определёнными ограничениями: он видит, что он не все может, и есть те вопросы, которые как раз связаны с духовным измерением и которые человеку нужно решать уже совместно со священником. И хочется отметить, что у нас при Спасском университете обучаются слушатели не только из нашего региона, но и со всего мира, потому что обучение проходит очень интересно.

Обращение к душе

– И все же психология – это больше о душе человека («pshyso» в переводе с греческого языка означает «душа») или о психике (трактовок понятия много, основную их суть можно обобщить: свойство мозга, субъективное отражение объективной действительности)?

– В ракурсе православной психологии речь хочется вести о душе человека. Словно душа возвращается из изгнания (слово «душа» многие годы игнорировалось в науке). Именно с ней работает психолог, он помогает человеку почувствовать, ощутить и свою душу, и ее проявления во взаимодействии с миром. Когда мы говорим о психологии как о науке о душе, мы возвращаем себе, можно сказать, все святоотеческое наследие уже на пользу современным людям. Там же такой огромный багаж! Это творения святых Феофана Затворника, Паисия Святогорца, Игнатия (Брянчанинова).

Мне нравится, что сейчас достаточно много священников имеют и психологическое образование, и активно популяризируют православную психологию и ставят её на служение людям. Здесь могу привести в пример просветительскую деятельность священника Андрея Лоргуса, священника Петра Коломейцева, а также супругов Михаила и Екатерины Бурмистровых. Их взгляд на ситуации, основанный на опыте семейной жизни и духовном наставничестве, может предотвратить многие психологические проблемы.

Если светская психология больше направлена на рассмотрение реакций психики, то православная большей частью направлена на то, как человеку реализовать на благо себе и другим тот потенциал, который заложен в нем, как в образе и подобии Божием.

При разговоре о душе и психике мы проводим со студентами интересный эксперимент. У нас в языке много выражений о том, что душа делает: душа ликует, она радуется, она может съёжиться, спрятаться, уйти в пятки. Или, когда мы говорим о человеке, можем в двух словах раскрыть его сущность, например: «Светлая душа», «Душевный человек», или о супругах: «Они живут душа в душу». Описывая встречу, праздник, можем сказать: «Какая там душевная атмосфера», – и все становится понятно. А допустим, в этих высказываниях слово «душа» заменим на слово «психика», что получается: живут психика в психику, психика нараспашку, или он психический человек. Сразу вопрос: это как? Уже на слух воспринимаем, что какое-то обезличивание происходит и потеря смыслов.

Слово «душа» заменим на слово «психика», что получается: живут психика в психику, психика нараспашку, или он психический человек

В русской традиции принято обращение именно к душе. И надо сказать, что первые работы по психологии – они так и назывались, например, «О душе» – трактат Аристотеля, и далее эта традиция продолжилась. Например, работа по возрастной психологии – «О душе ребенка». Просто спустя какое-то время, можно сказать, психология «потеряла» «душу», заменила её на «психику», а теперь наблюдается в течение как минимум 20 лет такое возвращение к душе. Это возвращение не только термина, понятия, но и возвращение самих истинных смыслов, обращение к душе человека.

– В октябре в Вятской епархии традиционно проходят Трифоновские чтения, как региональный этап Рождественских образовательных чтений, и один из семинаров проводит Ассоциация психологов. Какой теме нынче будет посвящена секция, какие вопросы и почему будут на ней подняты?

– В этом году мы снова проводим психологическую секцию. Встреча для специалистов будет проходить 22 октября в 11 часов, на базе библиотеки имени Герцена. Мы её назвали «Духовное измерение в работе психолога», и считаем, что она может быть интересна как специалистам, так и многим людям, поэтому вход планируется свободный.

Кроме того, 19 октября в 18.00 мы организуем площадку только для населения. Поскольку тема чтений в этом году «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего», мы нашу площадку назвали «Потери – приобретения», делаем мастер-класс по фототерапии: как по страницам семейного альбома, через фотографии мы можем увидеть семейную систему. Будет проведен анализ фотографий, рассмотрим, как на них участницы мастер-класса взаимодействуют с мужьями, с детьми. Это может стать инструментом для улучшения отношений в семье и поспособствует взаимному обмену опытом в плане добрых семейных традиций.

Фокус внимания

– У кого-то осень – пора вдохновения, а для других сопровождается унынием, хандрой, возможно, даже депрессией. Какое душевное лекарство от таких симптомов порекомендуете?

– Интересно, что у нас есть два полюса: это полюс отчуждения и полюс любви, близости с другим человеком. И когда мы находимся на полюсе близости с другим, это как раз про принятие, про благодарение, про прощение, и если это все в фокусе внимания держать, тогда проблемы становятся не такими глобальными. И даже если они не решаемы, то есть мы понимаем, что не все в нашей власти, но уже сама попытка увидеть, что есть какие-то возможности, задать правильные вопросы: не почему со мной это все происходит, а для чего мне это? Зачем мне послана ситуация? Что мне надо, чтобы выйти из нее, или что взрастить в себе посредством ее проживания?.. Если это какой-то жизненный урок, тогда осознать – что это за урок и чему мне нужно научиться в этой жизненной ситуации… Осознание – уже путь к выходу из гнетущего состояния, из одного узкого туннеля видения ситуации в восприятие ее в другой плоскости.

Осознание – уже путь к выходу из гнетущего состояния

Так же и с осенью. Смотрим, на что направлен фокус нашего внимания: в окружающем мире всегда много прекрасного, что вокруг происходит. С другой стороны, мне кажется, если у человека есть значимые для него цели и задачи, если он занимается любимым делом, может быть чем-то полезен другим, то скучать уже не придется. И не всегда может быть полезен «лайтовый» режим, просто нужно соблюдать баланс между трудом и отдыхом, и в определенные моменты собраться, замотивировать себя на то или иное делание, приложить усилия, последовать образу муравья из басни Крылова.

– Ваше доброе пожелание в осеннюю пору нашим читателям?

– Самый важный момент – это тот, который происходит прямо сейчас. Самое важное дело – это то, которое ты делаешь, и самый важный человек – это тот, который прямо сейчас рядом с тобой. Тогда каждое мгновение станет осмысленным, а жизнь – наполненной.

С Юлией Санниковой
беседовала Лада Баева

26 сентября 2023 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Используйте правило зеленой ручки» «Используйте правило зеленой ручки»
Татьяна Булатова
«Используйте правило зеленой ручки» «Используйте правило зеленой ручки»
Беседа с семейным психологом Татьяной Булатовой
Когда у ребенка есть домашние обязанности, когда он может проявить качества самоорганизации в повседневной жизни, тогда ему будет легко проявить их и в школе.
Ценность жизни Ценность жизни
Беседа с кризисным психологом Натальей Мотевой
Ценность жизни Ценность жизни
Беседа с кризисным психологом Натальей Мотевой
Нам кажется, что мы жалеем человека, если не говорим с ним о том, что он чувствует, о его боли; на самом деле, разделяя его боль, мы делаем её чуть меньше.
«Любовная зависимость = эмоциональная незрелость» «Любовная зависимость = эмоциональная незрелость»
Психотерапевт Андрей Бутько
«Любовная зависимость = эмоциональная незрелость» «Любовная зависимость = эмоциональная незрелость»
Беседа с психотерапевтом Андреем Бутько
Любовная зависимость всегда держится на конфликте: с одной стороны ‒ ожидание от партнера удовлетворения своих потребностей, с другой стороны ‒ страх одиночества.
Комментарии
Галина27 сентября 2023, 09:29
пости 2 тысячи просмотров, рейтинг 8,5 - и нет комментариев? неправда!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×