«Любовная зависимость = эмоциональная незрелость»

Беседа с психотерапевтом Андреем Бутько

Обычно мы относимся к влюбленности как к чему-то прекрасному, тому, что сулит радость, удовольствие, блаженство. Не потому ли и т.н. «День влюбленных» пользуется нынче большой популярностью во всем мире? Однако жизнь, да и вся мировая литература почему-то полны примерами, когда влюбленность годами мучает, а не радует человека, а то и доводит до суицида. Любовь ли это? И как справляться с тяжелыми чувствами? Современная психотерапия наряду с нравственным богословием пытается дать ответы на эти вопросы. Об этом – в беседе с врачом-психотерапевтом из Минского гештальт-института (МиГИ), членом Свято-Никольского братства при Петропавловском соборе Минска Андреем Бутько.

– Мне довелось слышать немало реальных историй, где влюбленность, привязанность доставляла больше страданий, чем радости. Не похоже ли это скорее на зависимость?

– Вообще, современный мир полон зависимостей: от химических веществ, от компьютерных и азартных игр, еды, секса, работы, шопинга. То есть понятие «зависимое поведение» или «зависимость» включает в себя много проявлений. Любовная или эмоциональная зависимость, когда ее объектом является человек, – это частный случай, один из вариантов зависимости. Для нее будут характерны общие законы, но будут и свои особенности, пикантные штучки, которые относятся только к этому виду зависимости.

Понятие «любовь» – неоднозначно. Попробуем его конкретизировать. Если мы говорим о Любви – это чувство одного человека к другому, субъекта к субъекту. Любящий осознает себя как личность, осознает свои эмоции, мысли, тело и всем существом устремлен на другого человека, которого так же осознает как личность, воспринимает его целостно: телесно, эмоционально, мысленно и так далее, имея в этом устремлении многогранный интерес. В таком случае мы можем говорить о любви как о чем-то великом, значительном.

Когда мы говорим о любовной зависимости, то это отношение к другому человеку не как к личности, а как к объекту

Когда же мы говорим о любовной зависимости, то это отношение к другому человеку не как к личности, а как к объекту, который успокаивает. Формируется своего рода тоннельное зрение на объект – это классика для всех зависимостей.

Любая зависимость – дерево, растущее на некой «почве» (а точнее, прошлом опыте). Если почва полна стыдом, виной, отчаянием, безысходностью, пустотой, одиночеством, то из нее вырастает дерево зависимости.

– То есть любовная зависимость – это нездоровое отношение к другому человеку?

– Конечно, потому что любовная зависимость, в первую очередь, это зависимость. Мы можем слово «любовная» или «эмоциональная» на время опустить. И вспомнить о детстве. Зависимость возникает у человека, который неспособен выдерживать эмоциональное (нервное) возбуждение, как реакцию на мир и на других людей. Возможно, у него не было отношений с умеющим это делать взрослым, или еще хуже – он общался в основном с гаджетами. А выдерживать напряжение от переживания мира и отношений можно научиться только в отношениях с другим человеком.

Ребенок, а по сути – маленький человек, когда воспринимает мир, то всем своим существом реагирует на него, и это всегда затрагивает и его тело, и мысли, и чувства. Вот ребенок увидел качели – у него возникает интерес к ним, увидел цветочек – и тут то же. Эта реакция всегда имеет окраску. Например, интерес к цветочку может быть окрашен нежностью, а интерес к трактору – страхом, опасением.

Андрей Бутько. Фото: Елена Наследышева Андрей Бутько. Фото: Елена Наследышева – То есть возникает некая эмоционально окрашенная реакция?

– Да, и особенно в отношении людей возникает сложная реакция. Она не только эмоциональная, но и телесная, и мысленная. Эта реакция может быть очень мощной. И пока человек маленький, он не знает, как с ней поступать. Для него это как взрыв – в теле, душе, в мыслях. Если рядом взрослый – мама, папа, нянечка, – то он называет предмет, объясняет, что это такое, поддерживает, может прикасаться к ребенку, потому что тот может испугаться даже цветочка. И таким образом эта эмоциональная реакция оказывается поддержана взрослым – при этом он как бы создает «коробочку», в которую это возбуждение упаковывается.

Это явление названо «контейнированием» – у ребенка «взрыв», а взрослый накрывает этот «взрыв» «колпаком», помогая малышу этот неоформленный, беспорядочный взрыв оформить, упорядочить, придать ему какую-то форму, название и смысл – неким образом ограничить его или идентифицировать. Этот взрыв становится управляемым. Взрослый вместе с ребенком придумывает для каждого взрыва «коробочку» определенного размера и формы. Рядом со взрослым, который его поддерживает и учит «упаковывать» свои реакции, ребенок созревает. До какого-то этапа он учится, а дальше способен эту работу делать сам. Он уже запомнил процесс придания формы, и когда встречается с новыми «взрывами» в процессе восприятия мира, то во взаимодействии с другими людьми придает новым взрывам переживаний форму, смысл и название.

Очень важно научиться выдерживать напряжение от возбуждения – таким образом формируется так называемый «эмоциональный интеллект»

Научиться выдерживать напряжение от возбуждения, которое возникает в процессе жизни, очень важно – таким образом формируется так называемый «эмоциональный интеллект».

Когда ребенок долгое время жил со зрелым взрослым, который помогал все виды взрывов «упаковать», то условно к 21 году он сам становится зрелым человеком – это идеальный вариант.

– Хотелось бы услышать пример этой идеальной «зрелости», как это работает?

– Допустим, начальник кричит на подчиненного. У того вначале возникает неприятное ощущение (это может быть чувство вины, возмущения, обиды). Эти чувства там, внутри, достигают, условно говоря, своего максимального накала, но все они укладываются в конкретные контейнеры. И это дает человеку возможность выдерживать очень высокое внутреннее напряжение эмоций – он держит удар.

– То есть не взрывается, не выплескивает наружу свои эмоции, это имеется в виду?

– Да, он может быть натянут, как струна, но выдерживает напряжение. И в это время улавливает, чего в нем больше: обиды, возмущения или гнева. То есть способен в это время подумать, прочувствовать, какие из эмоций сильнее, какие слабее. И все его чувства укладываются в свои контейнеры, формы, которые были когда-то созданы, и не расплескиваются. Человек продумывает возможные альтернативы: обидеться, развернуться и уйти, возмутиться, высказать что-то, выразить гнев, ударить начальника, уйти в вину или извиниться – и делает выбор. То есть между ощущением, переживанием, осмыслением и действием происходит «упаковка» в контейнеры.

Если же их нет, то человека захлестывает обида, и он не держит напряжения – сразу же начинает обижаться.

– Не может владеть собой?

– Да.

– То же самое и в любовной зависимости?

Зависимость от кого-то или чего-то – это убежище от возбуждения, «гаситель чувств»

– Да. Способность выдерживать напряжение от жизни – это признак эмоциональной зрелости. Если возникает зависимость – это незрелость, когда в детстве не было этого взрослого, который оказал бы поддержку, научил «упаковывать» свои реакции. Тогда, если возникает эмоциональное напряжение, чувства захлестывают человека, и он терпит до какого-то предела, а потом не выдерживает этого, а сразу переходит к действию – ему нужно сбросить напряжение. В частности, находит какой-то объект, который его успокаивает. Зависимость от кого-то или чего-то – это убежище от возбуждения, «гаситель чувств». Например, возник эмоциональный стресс – человек выпил, и возбуждение уменьшилось. Его можно сбросить не только с помощью спиртного или другого химического вещества. Идейно-субъективно тяжелые и невыносимые чувства могут быть размещены в любом объекте – будь то игра, еда, работа или другой человек. Причем важно, что этот другой не воспринимается как личность, а скорее, как предмет, функция для удовлетворения потребностей.

Часто в моей работе с дисфункциональными семьями прямо на сеансе бывают такие выпады в адрес друг друга: «Да он – не мужик!», «Да она – не женщина!» То есть супруги не видят реального его или ее, но есть вымышленный образ «мужчины» или «женщины», часто нереальный, с фантастическим сочетанием опций. И требование соответствия чувств, мыслей и поведения реального живого партнера образу, существующему в воображении.

– А в случае эмоциональной зрелости что будет?

– Даже если напряжение от восприятия реальности будет нарастать до максимума – человек выдержит его. Вынесет разочарование, видя, что качества и черты реального человека отличаются от ожидаемого образа. Выдержит очарование и не пустится «во все тяжкие», когда качества и черты случайно встреченного человека совпали с образом «идеального любимого» в голове.

– Как это отражается на отношениях мужчины и женщины?

– Таким образом, любовная зависимость – это когда встречаются два ребенка в теле взрослых и создают семью или пару. Внешне они взрослые, но эмоционально – на уровне детей. В том смысле, что у них «эмоциональный интеллект» не вырос в полную силу и способность выдерживать напряжение низкая.

– А почему вы говорите именно про двух детей? Разве не бывает таких вариантов, когда зрелый человек вступает в отношения с незрелым?

– Потому что мы выбираем другого человека по уровню своей эмоциональной зрелости. И зрелому вместе с незрелым будет просто неинтересно. Понятно, что жизнь многообразна и могут быть разные варианты, но классика жанра – это когда у обоих приблизительно одинаковый уровень зрелости, и эти оба очень одиноки.

– Почему такие личности одиноки? Не слишком ли категорично сказано?

– Чем больше зрелости – тем меньше одиночества, чем меньше зрелости – тем больше одиночества. Я не одинок, когда как личность вступаю в отношения с другой личностью. Когда четко воспринимаю свое тело и тело другого человека, хорошо осознаю свои чувства и мысли, а также воспринимаю чувства и мысли другого человека – то есть в состоянии выстраивать непредсказуемый, потенциально «опасный» отвержением и соблазнительный привязанностью контакт.

В нас заложено стремление двигаться навстречу другому человеку и быть в отношениях. Но для того, чтобы строить «питательные», взаимообогащающие отношения с кем-то, нужна определенная зрелость. Зрелость же – это количественный параметр, трудно охарактеризовать ее наличие словами «есть» или «нет». Зрелость – это такая драгоценность, которая создается кропотливым трудом. И когда мы общаемся с человеком эмоционально зрелым, то это своего рода удовольствие, определенная легкость.

– Как избежать любовной зависимости?

– Любовная зависимость, как и любая другая, – это образ жизни. В данном случае образ жизни двух детей – девочки и мальчика, – которые живут в теле взрослых, но на самом деле не умеют жить по-взрослому. У каждого из них есть незавершенный конфликт с родителями, который тяготеет к завершению, есть определенные ожидания от родителей, которые не сбылись.

Любовная зависимость, как и любая другая, – это образ жизни

Подобный незавершенный конфликт – признак незрелости, потому что когда человек созревает, то постепенно отпускает его и уже в состоянии полюбить родителей такими, какие они есть, простить и принять. Если же этого не произошло, то эти незрелые «дети» безошибочно выбирают того, кто чем-то напоминает им своих родителей, и начинают зависимые отношения.

Любовная зависимость всегда держится на конфликте: с одной стороны – ожидание от партнера удовлетворения своих потребностей, чтобы он давал, то, что я хочу; с другой стороны – страх одиночества.

– То есть страх его потерять и остаться одному?

– Да. Может показаться, что такие любовные отношения держатся на ком-то одном, что кто-то один зависимый, а другой пользуется этим. На самом деле отношения держатся на двоих. Потому что, если хотя бы один не будет в них нуждаться, то просто закроет вопрос и – адью! Все закончится. Отношения продолжаются потому, что это нужно двоим.

– А если только один из двоих пытается постоянно прекратить отношения, а второй все время возобновляет?

– Нет! Это может быть такая игра. Но играют в нее двое.

– Есть ли возможность разорвать этот замкнутый круг? Остановить мучительный процесс?

– Да, можно. Обычно один убегает, другой догоняет, или меняются ролями (если не меняются, то любое закостеневание – это хуже, чем хоть какая-нибудь подвижность). Для того, кто догоняет, актуальна потребность в близости, он – зависимый. А для того, кто убегает, важна потребность в уединении, в свободе, он – контрзависимый. Однако и там, и там нет свободы

У одного не хватало близости с родителями, а у второго они были гиперконтролирующие. Первый пытался получить близость с родителями и никак не мог дотянуться, а второй никак не мог вырваться из «удушающей» заботы.

– Так ведь жаль обоих! В детстве страдали, выросли – снова страдают. Как им помочь?

– Их отношения держатся на конфликте. Вот у одного появляется какая-то потребность к другому, какое-то желание, и он требует, чтобы другой немедленно это желание удовлетворил, и ставит ультиматум: или ты делаешь то, что я хочу, сию минуту, немедленно, или я ухожу! Другой партнер, например, отказывает. Или явно, или делает вид, что не понял другого, хотя на самом деле все понял.

– Но это же подло, грубо, цинично!

– Да. И, значит, у них в паре нарастает недовольство. По принципу: «Разве я много прошу?» Возникает ссора, претензии, буря эмоций, взрыв.

– И какое развитие сценария дальше?

– Они пытаются расстаться. Но возникает страх одиночества, и тогда они отказываются от своих личных потребностей, чтобы снова войти в слияние друг с другом. Но через какое-то время – очередной дисбаланс, недовольство, взрыв. Происходит своего рода пульсация.

– И сколько так может продолжаться?

– Основное достоинство таких отношений, что они длятся вечно!

– Вы шутите? Вечно терпеть подобные крайности, выматывающие душу скачки – то в огонь, то в холод!

– Есть несколько вещей, которые нужно понять. Первое: партнер не является родителем. Важно лишний раз обозначить, что он – живой человек со своими собственными потребностями и ограничениями, что какие-то вещи ему не под силу…

– Например, свободного времени не хватает?

– Дело не во времени, а в том, что нет каких-то качеств, возможности что-то сделать. И важно, что каждому из двоих надо чему-то учиться. Тому, кто догоняет, – учиться осознавать свои потребности и просить, а не требовать. Просить с пониманием: «Я понимаю, что ты мне можешь дать, а можешь и не дать, я прошу, не требую».

А тому, кто убегает, важно учиться заранее улавливать ощущения, когда ему достаточно отношений, и выбирать правильную форму отказа.

– Чтобы не ранить «догоняющего»?

– Да. Какую-то не травмирующую партнера мягкую форму, но чтобы и не в ущерб самому себе. Например: один хочет встречи сию минуту, немедленно. Второй: «Хорошо, я могу тебе это дать. И вот даю, даю, даю… Но вот уже все – больше не могу, дальше я буду чувствовать себя плохо. Поэтому извини, я, конечно, тебя люблю и, что мог, уже дал, но больше не могу». Ему нужно учиться выражать себя и проявлять себя свободно. Потому что без недовольства нет близости.

– В каком смысле? Поясните!

– Все люди разные. Соответственно, один человек не может полностью удовлетворить другого, значит, вынужден отказывать в какие-то моменты.

– И другой должен учиться принимать отказ?

Один должен учиться выдерживать напряжение, связанное с отказом. А второй – отказывать в мягкой, корректной форме

– Один должен учиться выдерживать напряжение, связанное с отказом. А второй должен учиться отказывать в мягкой, корректной форме.

– А если отказов слишком много? Например, 80% отказов и только 20% согласия?

– Важно, чтобы там, где может быть «да», было «да» не в ущерб себе, и там, где отказ, был отказ в мягкой форме. Тогда это будет какое-то принятие реальности.

Если же 80% отказов и только 20% согласия… Возможно, это вообще не тот человек, который нужен…

– Так, может быть, в столь болезненной ситуации, если это еще не семейные отношения, лучше как можно скорее разрубить этот «гордиев узел», чем потом целую вечность пытаться развязать его? И трудно сказать, имеет ли подобная эмоциональная зависимость какое-то отношение к любви. Хоть двоих и связывают некие мощно влекущие их чувства, но ведь они мучают друг друга!

– Страдают и растут в отношениях, они выбрали друг друга, чтобы благодаря друг другу вырасти.

– Но если зависимость с повторами одних и тех же ситуаций может длиться бесконечно, как вы сказали, разве это может привести к чему-то хорошему?

– Может привести, а может и не привести.

– То есть могут быть разные исходы?

– У незрелых взрослых не завершен детский конфликт с родителями. И они выбирают друг друга, чтобы эту ситуацию завершить. Они могут вырасти, завершить зависимые отношения – и расстаться; а могут вырасти, завершить – и остаться друг с другом.

– То есть у них есть надежда на «свет в конце тоннеля»?

– Ну, конечно! Они же друг друга выбрали именно потому, что чувствуют: друг с другом они могут достигнуть этого света. Я уверен – они верно выбрали друг друга.

– Но мы же обычно неосознанно влюбляемся, ненамеренно…

– Конечно, неосознанно, и все равно выбираем правильно. Выбираем потому, что чувствуем: вот с этим человеком мы можем продвинуться…

– Можно ли так сказать, что это происходит промыслительно, что Бог сводит этих «взрослых детей» ради того, чтобы они росли и учились?

– Можно и так сказать.

– Но почему этот процесс может затянуться на многие годы и вызывать ощущение, что ничего не меняется?

– Когда паре не хватает поддержки, тогда семья развивается медленно, и рост, «созревание» каждого индивида тоже происходит медленно.

– Какой поддержки? От кого?

– Друг от друга, круга родственников, друзей, коллег и профессионального сообщества, приятелей, соседей. Специфической поддержки – от психотерапевта, духовной – от священника и общины. Эти двое на правильной дороге, пробуют взять новую высоту, но у них не получается. Им не хватает техники, не хватает сил, чего-то еще. Но, вообще, направление они выбирают верное – в этом-то и суть.

Все пары формируются по степени зрелости, и у кого ее мало, поддержки мало, – те начинают буксовать. А у кого зрелости и поддержки побольше – продвигаются.

– Как же помочь тем, кто застрял?

– Дать больше поддержки.

– Так обычно личное, интимное скрывают…

– Научаются скрывать, вырастая в среде, которая не поддерживает. Могут по привычке продолжать скрывать, даже когда окружение изменилось…

– То есть важно доверяться кому-то?

Это тоже признак индивидуальной зрелости – идти к людям, доверять им

– Ну, конечно. Это тоже признак индивидуальной зрелости – идти к людям…

Однако зрелость (развитость, здоровость) окружения так же важна, умение принимать и поддерживать доверяющегося человека, семью. Поэтому переход от эмоциональной зависимости «любовного ада» к здоровой близости «Любви» – это совместное движение как индивида и пары, так и остальных членов семьи, родственников.

– В нашей беседе мы больше говорили о зависимых отношениях влюбленных, которые еще не вступили в брак. Там от тяжелых, мучительных отношений можно просто отказаться. А как избежать распада венчанного брака, где и дети уже есть, но супруги мучают друг друга своей незрелостью? Что им делать, если совсем невмоготу? Ведь задача христианина – сохранить, а не разрушить.

– Кто-то идет за помощью к священнику как душепопечителю, кто-то к психотерапевту. Кому что более приемлемо. Решения человек принимает, исходя из своих убеждений, ценностей, степени религиозности. Есть ведь и такие «православные», для которых развестись – раз плюнуть, неоднократно разводились и венчались, и никакой проблемы в этом не видят.

Как психотерапевт скажу, что во время своей консультации я не даю рекомендации разводиться. Расстаться или жить вместе решают сами супруги. Моя задача, в частности, показать им, какие они. Чтобы они широко открытыми глазами увидели: что получается у каждого из них, а что не получается. Нужно, чтобы каждый из супругов увидел, какие ошибки он совершает и сколько.

На консультациях пробуем обучать их и смотрим – насколько они обучаемы. Бывает, что количество ошибок снижается. А бывает, что в конкретной паре ошибки очень стойкие – и ничего не меняется. Тогда психотерапевту остается только предупредить, что, видимо, так и будет по жизни, и это надо либо принять, смириться с этим и терпеть, или не терпеть. Вот это решение мужу и жене придется принимать самим.

– Им надо понять: по силам ли им быть вместе, смогут ли они это выдержать?

– Да. Но если ничего не меняется, либо изменения крайне медленные – это не значит автоматически, что супруги обязательно расстанутся. Они могут остаться вместе и просто перестать друг друга дергать, потому как ясно, что перемен ждать не приходится.

– То есть в идеале вы, как врач, призваны помочь супругам трезво посмотреть на себя, оценить свои силы и не строить иллюзий на будущее?

Избавить от иллюзий – это означает показать паре, какие у них запросы, ожидания и какова реальность

– Да. Основная иллюзия может быть по поводу того, как скоро они смогут измениться и насколько. Избавить от иллюзий – это означает еще одно: показать паре, какие у них запросы, ожидания и какова реальность. Ведь кого-то устраивает изменения в отношениях хотя бы на 1–10 % (и уже это приведет в восторг), а кто-то ждет только 100% результата.

Порой семейной паре не хватает правильного руководства, и если оно будет, то скорость и размеры изменений в отношениях могут быть большими. Задача и психотерапевта, и душепопечителя в том, чтобы дать супругам какие-то задания, благодаря которым они бы увидели, как быстро способны меняться.

– Остается самый насущный вопрос: как найти такого духовного руководителя или же специалиста в области психотерапии, который поможет расставить все точки над «i»? Бог же может помочь и через священника, и через врача.

– Да. И есть разные священники, разные психотерапевты – и мудрые, толковые, и не совсем. Главное – действовать и искать.

С Андреем Бутько
беседовала Елена Наследышева

14 февраля 2023 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Жертвенность: всегда ли она созидательна? Жертвенность: всегда ли она созидательна?
Ирина Самуйлова
Жертвенность: всегда ли она созидательна? Жертвенность: всегда ли она созидательна?
Беседа с психологом Ириной Самуйловой
Многим нелегко принять себя «обычным», слабым, не готовым, не способным… Хочется геройства, жертвы и святости здесь и сейчас.
«Ты не сделал меня счастливой!» «Ты не сделал меня счастливой!»
Марина Филоник
«Ты не сделал меня счастливой!» «Ты не сделал меня счастливой!»
Беседа с психологом Мариной Филоник о созависимости, привязанности и свободе
На то они и близкие отношения, что мы идем друг другу навстречу даже там, где нам не очень сильно хочется.
«Можете сделать так, чтобы всего этого не было?» «Можете сделать так, чтобы всего этого не было?»
Наталья Мотева
«Можете сделать так, чтобы всего этого не было?» «Можете сделать так, чтобы всего этого не было?»
Беседа с психологом-консультантом Натальей Мотевой о подростковых проблемах
Ребёнка, у которого всё хорошо, практически невозможно зомбировать: если все пойдут с крыши прыгать, он не пойдет.
Комментарии
Иоанна_ 21 февраля 2023, 15:14
Обратимся к святым отцам: если дело, за которое человек вознамерился взяться (в данном случае отношения с другим человеком с целью создания семьи) угодно Богу - тогда человек чувствует воодушевление, решимость, вдохновение. Если же чувствует страх или даже ужас, необъяснимую тревогу, смущение - тогда нет воли Божией на это мероприятие! Уйди, пока не зашло слишком далеко - лучше не будет! Исправить взрослого человека в его "базовых настройках" - невозможно! Надо с упованием на то, что Бог каждого своего сына любит, о каждом каким-то Ему Одному известным образом заботится, этого своего мучителя оставить и бежать, не оглядываясь. Нет и не может быть здесь никакого другого решения.
Наталья14 февраля 2023, 19:24
Полезно
Анна14 февраля 2023, 13:06
Есть полезные моменты в статье.
Игорь Александрович14 февраля 2023, 02:15
Толково.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×