Жертвенность: всегда ли она созидательна?

Беседа с психологом Ириной Самуйловой

Забота о близких, умение уступать, не ставить свои интересы превыше всего – безусловно, все это важные человеческие качества и христианские добродетели. Но… Как избежать ситуаций, когда забота приносит только вред ее «объекту»? И особенно часто, к сожалению, такие ситуации возникают в отношениях детей и родителей.

Как не идти на поводу у манипуляций и сохранять при этом мир? Обо всем этом размышляет Ирина Сергеевна Самуйлова, психолог-практик храма Всех святых земли Белорусской в Заславле (Беларусь, Минская область).

Художник: Александр Шилов Художник: Александр Шилов

– Каждый любящий человек – тем более христианин – старается дать своим близким максимум тепла и заботы. Но бывает, что от нас ожидают больше, чем мы в силах дать… Например, родители требуют от взрослых детей внимания в ущерб их работе, собственной семье. Как в таких случаях находить баланс?

Если трезво оценивать свои реальные способности (а не свои фантазии о том, что я, дескать, мог бы), перекосов не будет

– Находить баланс нужно согласно своему внутреннему состоянию, прислушиваясь к своему внутреннему тумблеру. Мы, конечно, всегда хотим большего: и больше дать, и больше взять. Мы словно постоянно проверяем границы – как свои, так и чужие – на прочность, словно все время хотим их немножко отодвинуть. Но здесь как раз очень важна и наша человеческая способность мыслить и анализировать свои реальные способности. И важно, если хотите, христианское смирение, чтобы принять этот факт – да, в данный период жизни мой ресурс именно такой. Да, мне хотелось бы больше, но пока, именно сейчас, я способен только на это и ни на что больше. Если трезво оценивать свои реальные способности (а не свои фантазии о том, что я, дескать, мог бы), перекосов не будет. Но многим нелегко принять себя «обычным», слабым, не готовым, не способным… Хочется геройства, жертвы и святости здесь и сейчас. Этого хотим как мы сами от себя, так и наши близкие от нас.

– А если родители болеют? Я сейчас говорю не о тех случаях, когда реально необходим постоянный уход, а о тех, когда, например, мама необъективно полагает, что ей уделяют мало внимания…

– То есть что делать, если близкие, так сказать, злоупотребляют своими «полномочиями» или нашей к ним привязанностью. Здесь все дело в любви. В том, есть ли она вообще, и что для нас значит любовь. И если она для нас выражается в том, чтобы поставить человека на пьедестал и бросить свою жизнь под этот пьедестал, то нездоровый перекос очевиден. Если мы видим ее в том, чтобы исполнять чьи-то прихоти, «лишь бы от меня отстали», то и здесь любовью не очень-то пахнет.

Любовь, как ни странно, начинается с себя и продолжается в человеке, который рядом. Любовь в том, что я знаю, кто я, понимаю, что я чувствую, чего хочу, на что я способен, а на что нет. Понимаю, что я реально могу дать человеку, которого люблю, а что хотел бы, но, к сожалению, не могу.

Любовь в том, что, познавая себя, я автоматически научаюсь понимать человека рядом со мной: что на самом деле ему нужно, а что нет, что полезно, а что только усугубит его «перекосы». В том, что я не перестану его любить, даже если он не готов мне ответить взаимностью, даже если причиняет мне боль. И эта любовь позволяет понимать, где действительно просьба наших близких помочь, а где крик: «Ты принадлежишь только мне, ты моя собственность, ты должен заполнить мою пустоту». И именно это позволяет нам правильно принимать решения.

– Но как же все-таки бывает трудно найти золотую середину…

Если человек не слышит себя, не чувствует, не понимает – другими словами, не привык работать над собой, – он и другому человеку помочь не сможет

– Золотая середина понимается и чувствуется исходя из личного душевного здоровья. Только здоровый человек может более-менее адекватно оценить картину происходящего, основываясь на личном опыте. Поэтому повторюсь, критерий здесь – степень самопознания. Если человек не слышит себя, не чувствует, не понимает – другими словами, не привык работать над собой, – он и другому человеку помочь не сможет. Во всяком случае, не сможет помочь правильно.

– Многих сбивает с толку мнение, что христианин должен жертвовать всем буквально по первому требованию. Но ведь Господь призывает нас к рассуждению, и это же мы слышим из уст прославленных святых.

– Вы, можно сказать, сами ответили на свой вопрос. Жертвовать можно, но нужно понимать, кому нужна эта жертва, для чего мы ее приносим и оправдана ли она для меня. С нас ведь Господь тоже может спросить. Спросить «отчета» за наши таланты – ресурсы, способности, время, здоровье. Куда, зачем и для чего мы их употребили, а главное, где результат (улыбается). Если результата нет или он отрицательный, не говорит ли это о том, что мы вкладывались не туда?

Если попытаться обобщить: у каждого христианина свои, личные отношения с Богом, и только на основе этих отношений он сам решает вопрос о жертве своему Создателю.

– Это очень верно. Но иногда, когда, скажем, взрослые дети мягко отклоняют манипуляции родителей, те застревают в обиде. А очень хотелось бы, чтобы были «и волки сыты, и овцы целы».

– Детям всегда нелегко отделяться от родителей, а родителям трудно отпускать детей. Но это естественный процесс, неизбежный, и его надо пройти. Так будет лучше для всех. Но если делать это не вовремя, слишком рано или, наоборот, с опозданием, то это происходит еще более болезненно.

В ситуации, которую вы описали, детям нужно понимать – особенно если они чувствуют, что поступают правильно, хоть это и нелегко, – что нужно просто набраться терпения и продолжать в том же духе. Да, родители будут пытаться с помощью, например, чувств вины и привязанности воздействовать на детей. Но в итоге, видя непоколебимость, либо примут ребенка в его новом, взрослом статусе, либо (что крайне редко, но бывает) будут упорствовать и тем самым все равно отдалять своих детей от себя. И если здесь есть любовь, готовая принимать даже такое упорство, то, конечно, она поможет.

– Да, это непросто… Вот пример из реальной жизни: мать требует от взрослой дочери постоянного внимания, обижается, если та не всегда берет трубку в рабочее время, требует переехать к ней в другой город, хотя не нуждается в бытовом уходе.

– К сожалению, так часто поступают родители, которые, по их словам, «посвятили себя детям», «жили ради детей» и все в том же роде. Подсознательно от взрослых детей они ждут «дивидендов», ждут отдачи. Ребенок для него, скорее всего, был не столько личностью, которую Бог доверил на воспитание, сколько собственным проектом, с помощью которого можно «закрывать» свои личные «форточки». Естественно, умом такой родитель все понимает и так не считает, но где-то в подсознании имеет установку: ты мой ребенок – значит, в первую очередь ты должен мне.

– И для детей это впоследствии становится тяжелым грузом…

– Да. Дети чувствуют эту неподъемную гнетущую тяжесть пожизненного долга. Хотя, если честно, в каждой конкретной ситуации нужно разбираться индивидуально, всегда лучше знать мнения обеих сторон, ведь бывает, что каждый видит «со своей колокольни».

Ориентиром здесь должно быть именно внутреннее чувство. Если человек привык прислушиваться к себе, он моментально распознает любой внутренний дискомфорт. И согласно этому внутреннему барометру определяет, что здесь «что-то не то». Однако самое важное здесь – поддерживать у родителя чувство того, что он нужен, любим и дорог. Говорить: «Мама, я так рад(а), что ты у меня есть! Пусть я не могу проводить с тобой столько времени, сколько мне хотелось бы, но я всегда рада с тобой побыть, пообщаться». Ведь мама, возможно, чувствует, что сын или дочь тяготится, и умом понимает, что нужно дать ему или ей жизненное пространство, но не может иначе… И получается такая бесконечная изматывающая гонка за вниманием, за чувством собственной нужности.

– И здесь важно обоюдно пойти навстречу друг другу.

– Да. С одной стороны, дочери нелегко понять, что мама не сможет кардинально изменить свой характер. Она как ребенок требует внимания, и со временем это будет, скорее всего, только усугубляться. Поэтому нужно принять, что «мама у меня вот такая, очень хочет на ручки» (улыбается), и относиться к этому немного снисходительно. Однако нужно занимать взрослую позицию по отношению к маме: мягко, но уверенно держать собственные границы, одновременно давая маме понять, что она любима, дорога и важна.

– Хочу привести и другой пример: взрослая замужняя дочь, младшая у родителей, отказывается от переезда в другой город вместе с мужем, потому что не хочет уезжать от мамы. А точнее, мама не хочет «отпускать». Мама относительно здорова, а в том же городе живут и двое старших детей – сын и дочь, со своими семьями.

– В этой ситуации, думаю, на самом деле всех все устраивает. Мать, видимо, живет одна, а семья дочери для нее – возможность восполнить недостаток собственной семейной жизни и отношений.

Да, к сожалению, наши одинокие женщины часто поддаются этому соблазну – «заменить» собственную личную жизнь семьей ребенка. А дочь, на самом-то деле, это может устраивать по самым разным причинам – от нежелания брать ответственность за собственную жизнь до банального бытового удобства.

– И такое бывает…

Первым условием для создания счастливого брака является – что бы вы думали? – «развод» с собственными родителями

– А ведь первым условием для создания счастливого брака является – что бы вы думали? – «развод» с собственными родителями. Это трудно и для детей, и для родителей, но без этого просто никак.

– А может быть, порой такие отношения мамы и дочери – это отголоски того самого женского желания кого-то «спасти»? Кто-то спасает, например, мужа-алкоголика, кто-то – непутевого сына, а кто-то – маму…

– Желание спасти – всегда очень сладкое и соблазнительное. Ведь оно несет в себе столько скрытой власти и превосходства! От этого нам, зараженным гордыней, отказаться очень сложно. И здесь, на самом деле, не важен пол – «спасателями» хотят быть все.

Каждый из нас для себя должен честно ответить на вопрос: зачем на самом деле мне это нужно? И эти ответы мы часто готовы скрывать до последнего – особенно от самих себя. Но здесь очень важно понять всем своим существом, что Бог, Которому я бесконечно дорог, знает все это обо мне. И, несмотря на это, я Ему нужен – любым. Беспомощным, слабым, падающим. И когда мы это постигаем, мы отказываемся кого-то спасать. Потому что понимаем, что даже самих себя удержать в более-менее адекватном состоянии без помощи свыше нам непросто.

– А может быть, чрезмерный страх огорчить родителей возникает потому, что взрослый «ребенок» сам еще не до конца сепарировался?

– Здесь вы тоже ответили на собственный вопрос (улыбается). Чрезмерное переживание как раз и свидетельствует о том, что что-то не так. Если кратко – любое чрезмерное переживание любых эмоций говорит о том, что проблема именно в нас, внутри.

– Еще мне интересно ваше мнение не только как психолога, но и как христианки. Совместим ли такой «здоровый эгоизм» с христианским мировоззрением? С любовью, отзывчивостью, милосердием?

Я могу хорошо изучить только себя, изменить только себя. И только после опыта самопознания могу как-то приблизиться к пониманию ближнего

– Можно сказать, что именно с любви к себе начинается любовь к ближнему. Господь дал нам заповедь: «Возлюби ближнего своего, как самого себя» (Мф. 22: 37–39). Но если человек не научился любить себя как любимое творение Своего Создателя, не научился понимать себя, изучать, не научился помогать себе, то как он все это будет делать для ближнего? Или тем более – для Бога? Ведь я – это единственная реальность, которая по-настоящему мне доступна. Я могу хорошо изучить только себя, изменить только себя. И только после опыта самопознания (который никогда не прекращается) я могу как-то приблизиться к пониманию ближнего. И только через себя, а потом и через близкого мне человека я могу приблизиться к познанию Бога (конечно, насколько это возможно человеку).

– Хочется задать вопрос, который вертится на языке: что бы вы посоветовали людям, которые даже в очень непростых ситуациях считают обращение к психологу чем-то излишним? Не секрет, что в православной среде встречаются такие точки зрения…

– Психология и духовная жизнь вполне сочетаемы – так же, как физиология и духовная жизнь (улыбается). К примеру, у нас есть болезни телесные, и нам необходимы врачи. Конечно, прекрасно останавливать кровь молитвой, но многие ли на это способны? А есть у нас и болезни душевные, болезни нашей психики, которые связаны и с нашим психотипом, с травмами, образом жизни, окружением и многими другими факторами. И здесь психология очень помогает, потому что рассказывает и об особенностях разных типов характера, и о реакциях, и о переживаниях.

Но, конечно, надо понимать, что есть и болезни духовные, которые не зависят от строения мозга или типа личности, а зависят от неправильного выбора, который человек делает, тем самым отдаляя себя от источника Жизни – Бога, нашего Создателя. И здесь уже помогает только Сам Бог – и тоже часто через людей, но только через духовно здоровых.

Болезни духовные отличает то, что источник у них другой…

Источник и сердцевина – это наш дух. Источник жизни – Бог, а грех отдаляет нас от Него. И этот грех потом может влиять на нашу психику, человек начинает хотеть греха, хотеть жить этой страстью. У него изменяются потребности, стремления, приоритеты, а потом и поведение.

И порой в результате этого страдает и тело. Все взаимосвязано.

Как видите, ничто ничему не противоречит. Как врач изучает болезни телесные и их симптомы, а потом подбирает лечение, так и психолог изучает болезни психики, их проявления, типы характеров людей, взаимоотношения, их реакции и то, как привести все это в норму. Когда речь идет о здоровье – телесном, психологическом или духовном, – важно в первую очередь рассуждение, трезвая оценка ситуации и понимание, где искать помощь в данном случае. Чего и желаю всем нам!

С Ириной Самуйловой
беседовала Анастасия Марчук

29 ноября 2022 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Анастасия Марчук 18 декабря 2022, 06:10
Всем доброго дня! Всех благодарю за комментарии - с любым знаком. Да, верно подметили выше, что речи вовсе нет о непочтении к родителям или о том, что им не нужно помогать. Упаси Боже. Речь только о РАССУЖДЕНИИ, важной добродетели - важной и для нас, и для наших ближних. И о том,что иногда лучшая помощь родному и любимому человеку - научить его помогать себе самостоятельно (что вовсе не исключает ни нашей помощи, ни нашей жертвенности). Это часто делает человека СВОБОДНЕЕ - и в бытовом смысле, и порой даже свободнее от своих страстей. Излагать снова содержание материала не буду - при желании его можно перечитать. Ещё раз благодарю за отзывы!
Катерина 9 декабря 2022, 20:27
Игорь Ковалев:) Вы меня прям запутали. То Вы цитируете профессора: 《При капитализме происходит разъединение людей,разрываются узы любви и сотрудничества,человек воспринимает окружающих как «чужих»,непомерно развивается эгоизм (ego).》 А то Вы уверяете меня спустя несколько дней, уже в том, что "узы любви и сотрудничества" (или хотя бы просто сотрудничества) все-таки и при капитализме не так уж и разрываются, поскольку 《подавляющему большинству людей приходится работать и соответственно тесно общаться со своими коллегами и не несколько недель в году,как раньше, во время посевной и жатвы,а круглый год, 5-6 дней в неделю.》 Что касается Аллы, она имела ввиду все-таки более глубокие отношения.
Игорь Ковалев 9 декабря 2022, 11:32
Катерина//Во- первых,не только альпийские крестьяне могут нанимать работников,но и рязанские))До революции таких наёмных с/х рабочих называли - батраки.Так,что и раньше зажиточным крестьянам можно было нанять батраков,а не работать в поле с соседями.Во- вторых,чтобы пользоваться благами цивилизации надо платить ежемесячно,а для этого подавляющему большинству людей приходится работать и соответственно тесно общаться со своими коллегами и не несколько недель в году,как раньше, во время посевной и жатвы,а круглый год, 5-6 дней в неделю. Поэтому,теория Аллы об автономности и независимости, благодаря прогрессу,ошибочна.
Катерина 8 декабря 2022, 12:05
Игорь Ковалев 8 декабря 2022, 11:38 -- а разве речь идет не о личностной автономности? Конкретной Алле или мне, проживающих в городах, совершенно нет необходимости теснейшего контакта с соседями для того, чтобы эффективно вспахивать вместе с соседями мою полоску земли или жать ее. Да и моим родственникам, альпийским кркстьянам, также нет необходимости в этом, поскольку есть работники на крестьянском двлре, которые нанимаются по принципу товарно-денежных отношений. Что касается приведенного в пример преподобного - у него движущей силой этой автономности была сильнейшая религиозность, а не желание экономической автономности. Иная мотивация.
Игорь Ковалев 8 декабря 2022, 11:38
Алла//Вы не понимаете, что это иллюзия независимости и автономности? Сейчас человек в городе ПОЛНОСТЬЮ зависит от ЖЭКА(дворников, электриков, сантехников и т.д.),поставок электричества,тепла,воды, связи.А раньше в деревне были своя вода, своё тепло, свои продукт и даже сами лапти плели,пряли,ткали. А не хочешь иметь соседей иди в глушь, да живи там натуральным хозяйством.Прп. Сергий Радонежский с братом ушли в дремучий лес, да жили в уединении и сами всё делали своими руками, не завися от тысяч людей в ЖЭКах,на ТЭЦ и Водоканалах.
Алла 7 декабря 2022, 13:07
И., я вам привела конкретный примеры: сейчас для того, чтобы не только выжить, но даже и очень комфортно прожить жизнь, можно не создавать семью/не общаться с соседями/не иметь друзей, и даже всё это вместе взятое, если есть на то желание, точнее нежелание. Зарабатывай достаточно денег, и живи, как хочешь. Раньше только самые богатые люди могли себе такое позволить, сейчас же и средний класс, который стал намного шире. Это факты, которым вы противопоставляете одни лишь отвлеченные рассуждения.
Игорь Ковалев 7 декабря 2022, 12:03
Катерина.//"Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом, как написано: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро,нет ни одного... потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе... "Послание апостола Павла к римлянам глава 3)
Игорь Ковалев 7 декабря 2022, 11:45
Катерина.//А я разве утверждал, что грехи и страсти,это одно и тоже?К чему вы привели эту цитату?Хотя и безгрешных нет и не может быть.А прелесть,как раз от омрачения ума и сердца страстями.Может,конечно,есть единичные подвижники,которые достигли бесстрастия,но это очень редкие исключения.Свт. Игнатий Брянчанинов:"Прелесть есть повреждение естества человеческого ложью.Прелесть есть состояние всех человеков,без исключения, произведенное падением праотцев наших.Все мы — в прелести. Знание этого есть величайшее предохранение от прелести. Величайшая прелесть — признавать себя свободным от прелести.Все мы обмануты,все обольщены,все находимся в ложном состоянии,нуждаемся в освобождении истиною."
Катерина 6 декабря 2022, 23:32
Игорь Ковалев,отнюдь не все в страстях и в прелести, надо различать: «Иное суть страсти, и иное – грехи. Страсти суть: гнев, тщеславие, сластолюбие, ненависть, злая похоть и тому подобное. Грехи же суть самые действия страстей, когда кто-то приводит их в исполнение на деле, т.е. совершает телом те дела, к которым побуждают его страсти; ибо можно иметь страсти, но не действовать по ним». преп. авва Дорофей. Вы же вме килаете в одну кастрюлю, обобщая не по делу. Впрочем, наша с Вами спорливость также грех.
И. 6 декабря 2022, 19:35
Алла, Цивилизация без человека пока не известна. Но раньше надо было самому тратить душевные силы на построение отношений с людьми, сейчас создали посредников/регуляторов. Следствие НТП возросшее число формальных связей, которые из-за их количества и сложности мозг обычно игнорирует, пока сбой где-то не происходит. Т.о. зависимость не ушла, а возросла. Только иллюзию независимости стало легко поддерживать среди возросшего числа приверженцев индивидуализма. НТП упростил реализацию принципа "разделяй и властвуй". В атомизированном обществе с формальными связями проще навязывать большинству интересы более сильных индивидуалистов: подавить много формальных связей проще чем одну душевную, личную.
Игорь Ковалев 6 декабря 2022, 10:43
Катерина/"Советы в статье хороши своей практичностью."//Из статьи:"Золотая середина понимается и чувствуется исходя из личного душевного здоровья.Только здоровый человек может более-менее адекватно оценить картину происходящего,основываясь на личном опыте."Какая практичность,если психолог ошибается в главном?Нет среди нас душевно здоровых людей.Все больны страстями,все в прелести. Поэтому надо не "самим оценивать картину происходящего, основываясь на личном опыте",а оценивать по Евангелию,по опыту и советам св. Отцов.А св. Отцы говорят не доверять своим мыслям и чувствам до очищения ума и сердца от страстей.
Игорь Ковалев 6 декабря 2022, 10:07
Алла,Катерина//Какой может быть у православных индивидуализм,когда у нас теснейшая душевная и духовная связь с ближними и от отношений с ними зависит наше спасение? Как пример,вспомните,что прп. Серафим Саровский КАЖДОГО приходящего к нему называл "радость моя" и даже руки целовал.Он имел любовь к ближнему.К этому и нам надо стремиться,а не оправдывать свой эгоизм и отсутствие любви.Прп.Антоний Великий:«Внимайте,братия,поскольку от брата нашего зависит,отправимся ли мы в рай,и от него зависит,отправимся ли в ад» Прп.Никон Оптинский:"Спасение ваше и погибель ваша—в ближнем вашем.Спасение ваше зависит от того,как вы относитесь к своему ближнему.Не забывайте в своем ближнем видеть образ Божий".
Алла 5 декабря 2022, 22:54
И., ну вы же понимаете разницу между зависимостью от цивилизации в целом и от конкретных людей? Да, сейчас человек может спокойно прожить жизнь, имея по минимуму тесных связей с другими людьми. И это следствие именно научно-технического прогресса, когда не нужно выживать, а можно дозированно отдавать свои умения обществу, получая взамен ресурсов куда больше, чем раньше. И неужели вы правда считаете благом ВЫНУЖДЕННУЮ зависимость людей друг от друга?
Алла 5 декабря 2022, 22:41
Катерина, благодарю за столь высокое мнение обо мне)
И. 5 декабря 2022, 17:13
Алла 3 декабря 2022, 00:43 Конечно естественный процесс, как эгоизм свойственен падшему естеству человека, так и его законное дитя индивидуализм. Ничего сверху спускать не надо, просто пользуйся во всю и подводи теоретическую базу. А если копнуть поглубже, то индивидуализм, как его пытаются показать, весьма условен. Более чем сейчас зависимым от "общего хозяйства" с его техническим прогрессом человек никогда не был. Уже даже не в рамках общины, клана, местности, страны, а в мировом масштабе. Естественным путем индивидуализм вернулся к своему корню - эгоизму.
И. 5 декабря 2022, 13:58
Катерина 4 декабря 2022, 19:58 Надуманное сравнение индивидуалистов со схимниками-пустынниками. Схимнику от мира ничего не нужно. Более несопоставимые примеры трудно придумать.
Игорь Ковалев 5 декабря 2022, 11:59
Катерина 4 декабря 2022, 20:06//Личный опыт всегда субъективен,а также могут быть исключения из общих закономерностей.А закономерность очень явно прослеживается.Просто сравните отношения между людьми в СССР при социализме,коллективизме и после развала СССР при капитализме,индивидуализме.А В. Катасонов,во- первых,верующий православный человек,а во-вторых,доктор экономических наук.Поэтому,он профессионально изучает экономические взаимоотношения с акцентом на веру,а не мне так кажется и я так думаю.
Катерина 4 декабря 2022, 20:06
Игорь Ковалев, не стоит и Вам увлекаться пусть и занятными, но все-таки мирскими субъективными выводами мирского автора, Ваши ссылки, я, к примеру, оспорила бы их на основании своего личного опыта с применением практических наблюдений.
Катерина 4 декабря 2022, 19:58
Что касается дел милосердия, то, как пишут оптинские старцы, не каждое такое желание сделать что-то для ближнего от Бога. Частенько оно, ненужно-непосильное бремя в ненужное время и в ненужном месте, нашептывается врагом рода человеческого, желающем ввергнуть христианина в отчаяние невыполнимостью и неподъемностью таковых дел (что мы и видим в комментариях некоторых братьев и сестер по вере). Отличить же одно от другого помогает жизненная опытность, внутреннее чутье, но что делать, если многие из нас до седых волос дожили, а практического ума не нажили, тогда хорошо прибегать к совету более разумных братьев и сестер по вере. Советы в статье хороши своей практичностью.
Катерина 4 декабря 2022, 19:50
Алла 3 декабря 2022, 00:58 -- не вижу ничего индивидуалистического в Вашей манере поведения, простая сдержанность мыслей и чувств, если так думать, и схимники-пустынники тоже понимаешь индивидуалисты-эгоисты в их пещерках.Вот у оптинских старцев есть совет братии не болтаться в свободное время по кельям, но и не шарахаться от тех, кто забредет в келью на огонёк, советуют сидеть в своей и молиться, а если забрел кто, разговаривать, но очень сдержанно, поскольку как раз в разговорах человек соскальзывает и в осуждение, и в злословие, и пр.Уверена, что если Вашим соседям или окружающим понадобится конкретная помощь, то (я уверена в этом) Вы будете скорее всего первая, кто кинется им на помощь.
Дмитрий 4 декабря 2022, 15:33
Думаю, что тема взаимоотношений между родственниками и людьми открывается более полно, если смотреть на нее не только с точки зрения решения бытовых и земных проблем, но и с точки зрения вечности, спасения своей души, покаяния за прошлые грехи, избавления от своих страстей, которые (страсти) сидят глубоко в нас и часто открываются через близких людей. Наверно, познание себя- это отделять в себе ветхого человека от обновленного верой, и работать в этом направлении.
Димитракис 4 декабря 2022, 14:42
По комментариям видно, что читатели "накушались" статьями по психологии.
Алла 3 декабря 2022, 00:58
Игорь Ковалёв, на мой взгляд индивидуалист других не врагами воспринимает, а просто не зависит от них. Он связывает себя с людьми только из симпатии, а не по необходимости. К примеру, я с соседями не дружу и даже не общаюсь, а только здороваюсь. Мне не хочется, чтобы круг общения мне навязывался извне. То, что я живу с ними рядом, ещё не делает их для меня близкими и интересными. Раньше кооперироваться приходилось элементарно ради выживания, но в наш век в этом нет необходимости.
Алла 3 декабря 2022, 00:43
И., я имею ввиду, что считаю этот процесс естественным и неизбежным, а не спущенным сверху чьим-то злым умыслом.
Татьяна 2 декабря 2022, 20:05
Может быть, я не понимаю значение слов "почитать своих родителей". Я просто люблю своих родителей. А то что они говорят по отношению ко мне, я воспринимаю как истину. И у меня был период в жизни, когда я чувствовала, что без меня всем было бы намного лучше.
Татьяна 2 декабря 2022, 19:30
Может быть это даже хорошо, что у меня есть проблемы с моими родителями. Слава Богу! Теперь я знаю как не надо себя вести с моими выросшими детьми, чтобы им не было больно. Я стараюсь всегда себя ставить на место другого и думаю хорошо мне было бы или плохо.
Татьяна 2 декабря 2022, 18:55
Проблемы между детьми и родителями есть. Мне кажется, их надо обсуждать. В статье не говорится о не почитании родителей. У меня иногда сердце разрывается между любовью к родителям и любовью к своему мужу и детям. Хорошо когда существует единогласие между старшим поколением и детьми. А если его нет? Я не хочу обижать свою родителей, но у меня своя семья и уже другая жизнь. Это я не про помощь родителям. Если родители просят помощи, я и мой муж всегда помогаем.
Игорь Ковалев 2 декабря 2022, 15:24
Алла//В. Катасонов"Человек-индивидуалист начинает воспринимать других людей как своих врагов. В обществе начинает господствовать принцип homo homini lupus est (человек человеку волк). Индивидуализм — один из краеугольных камней протестантизма. Другими краеугольными камнями протестантизма являются: рационализм (упование на разум), сенсуализм (упование на чувства), антицерковность. Кстати,антицерковность непосредственно связана с индивидуализмом. Христианская Церковь означает соборность следующих за Христом людей, а Лютер предложил им следовать каждому в одиночку, считая Церковь ненужным «посредником» между человеком и Богом."
И. 2 декабря 2022, 13:48
Алла 2 декабря 2022, 05:39 это не моя прихоть привязать индивидуализм к капитализму Историки, социологи сходятся в этом вопросе. И никаких противоречий, по-моему, нет, новому типу общественных отношений нужен новый тип мировоззрения человека.
Игорь Ковалев 2 декабря 2022, 12:37
Алла//В. Катасонов:"Индивидуализм в значительной степени идентичен понятию «эгоизм»—он пронизывает все стороны личной и общественной жизни.Хорошо известно,что человек—существо общественное.В христианстве это общественное существо,уподобляясь своему Творцу,относится к окружающим людям с любовью и милосердием; братская любовь сплачивает людей в единое целое(семья, коммуна,сельскохозяйственная община,трудовое братство и т. п.).В сфере хозяйственно-экономических отношений это проявляется во взаимной помощи, сотрудничестве...При капитализме происходит разъединение людей,разрываются узы любви и сотрудничества,человек воспринимает окружающих как «чужих»,непомерно развивается эгоизм (ego)."
Игорь Ковалев 2 декабря 2022, 12:25
Когда пытаются совместить психологию и христианство получается ерунда.Можно почти каждое утверждение психолога оспорить,потому что они противоречат Писанию и учению св. Отцов.Что такое любовь и в чём она заключается читаем у апостола Павла("не завидует,не превозносится...")А не то,что считает каждый из нас по-своему.Христианин должен стараться больше дать,а не взять. Руководствоваться надо Евангелием,а не своим видением и чувствами.И суть вопроса раскрыта в Евангелии:"Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь,как вынуть сучок из глаза брата твоего."(Мф. 7:5)Если не потакать своим страстям и похотям,то не будешь потакать и страстям ближнего. Это и есть проявление правильной любви.
Алла 2 декабря 2022, 05:39
И., дело скорее не в капитализме, а в прогрессе - чем развитее общество, тем большую автономность оно может предоставить своим членам. И поскольку уровень общественного благосостояния сильно вырос с прошлых веков, больше стало и возможности для индивидуализма, ведь меньше зависимость людей друг от друга. Я не считаю, что это плохо.
И. 1 декабря 2022, 18:36
Алла, да, ничего плохого в индивидуализме, кроме того, что сегодня он обанкротился. Индивидуалистам чаще требуются психологи, не выдерживают стресс от автономии. И почему-то у них чаще возникают претензии к обществу, особенно по поводу принятия обществом их индивидуальных воззрений. Теория индивидуализма развивалась вместе с капитализмом, в докапиталистическую эпоху у народов не возникало подозрений по поводу коллективизма как естественной формы сосуществования. И когда Господь сказал "возлюби ближнего твоего, как самого себя", трудности возникли с "ближним", а не с собой. А сейчас психологи учат "любить себя". Может тоже побочный эффект индивидуализма.
СергейG 1 декабря 2022, 17:53
Уважаемая сестра Алла! Я написал «протестантский индивидуализм». Есть такое понятие, не я его придумал, и очень советую вам разобраться с тем, что это такое, в чем его смысл. Но вот удивительно! Блестящий и исчерпывающий ответ на вопрос о познании себя сегодня напечатан здесь же, на «Православии», в статье иерея Тарасия Борозенеца «Блаженны плачущие». Спаси Христос!
Алла 1 декабря 2022, 05:53
Сергей, а что плохого в индивидуализме? Спастись невозможно группой, Суд над каждым будет отдельным. Индивидуализм требует настоящего мужества и душевных сил, а коллективизм куда проще, ведь всегда приятней и спокойней следовать за всеми, чем думать самому. Только вот общество далеко не всегда хорошему научит. И что плохого в любви к себе? Без любви к себе не получится и ближнего любить, ведь недаром сказано: "Люби ближнего, как самого себя".
Дарья29 ноября 2022, 21:24
Это не православный материал! "Любовь к ближнему начинается с любви к себе" - это вообще ни разу не Православие! Такие материалы могут многих вдохновить нарушать заповедь о почитании родителей. Пожалуйста, уберите это интервью с сайта!
Татьяна29 ноября 2022, 17:25
Спасибо большое за статью! « Сначала будем строить дом души, а потом освящать» и «..начало духовной жизни и все должно быть в приобретении душевного здоровья»- вспомнились слова из Келейной книжицы о. Иоанна Крестьянкина. Психология необходима в Церкви, решает много проблем. Простые, элементарные ситуации - а справиться не можем! «Остыть» не хотим- душевность проявляем и крови сердечной боли проливаем потоками… Вопрос сепарации от родителей хороших родителей и любящих детей- больной! Аскетику и духовную жизнь ни в коем случае не отменяет психология. Еще раз спасибо за статью.
Татьяна29 ноября 2022, 15:58
Наверное, у каждого своя проблема. У меня была проблема не в том, что родители просили мне чаще приходит к ним и помогать, а в том что они просили приводить к ним одну из моих дочерей, с которой мой отец хотел заниматься. Каждый день мне звонила мама и спрашивала приведу я к ним внучку и расстраивалась, если я не могла её привести. А мне было очень жалко расстраивать своих родителей. Несколько раз пыталась объясниться, но родители только обижались и говорили, что делают благо для меня и внучки, а я их неуважаю. Когда я к ним прихожу, я чувствую, что они тяготиться мной и хотят общаться, только с моей дочкой. Я чувствую себя виноватой, но как быть не знаю.
СергейG29 ноября 2022, 14:38
Увы, вот она, ставшая нормой, печальная отметина нашего самосознания. Протестантский индивидуализм в сочетании с православной атрибутикой. Уважаемый автор этого и не скрывает, конечно по неразумению, и с полною уверенностью исповедует: «И только через себя, а потом и через близкого мне человека я могу приблизиться к познанию Бога (конечно, насколько это возможно человеку)». Тут же и любовь к себе. Еще маленький шажок, и вот Он – личный Спаситель! Протестантам простительно, а нам? Кто-то уверен, что он уже спасен?
Владимир29 ноября 2022, 13:28
Этими вопросами все же должны заниматься Священники. А если и психологи, то только воцерковленные и знающие Священное Писание, Жития Святых.
Татьяна29 ноября 2022, 10:11
Вопрос всегда нужно рассматривать цельно, иначе такое рассмотрение пользы не принесет. Сейчас инфантильность детей (родители обязаны помогать) распостранена куда больше, чем завышенные претензии родителей, а этому вопросу внимание в статье не уделено. Может, потому, что родители реже ходят к психологам. Хотелось бы,чтобы практикующий психолог рассматривал проблему по сути, а не только по рассказам людей, которые к нему обращаются, иначе ему и им сложно будет помочь. Священное писание, равномерно указывает на обе стороны: Дети, почитайте родителей... Родители, не раздражайте детей, чтобы они не унывали... Хорошо почитать письма оптинского старца Макария к мирянам.
Анна29 ноября 2022, 09:24
Прекрасное, спокойное, взвешенное интервью. Думаю, что ставить низкие оценки могут люди с нерешенными психологическими проблемами. Просвети их Господь!
Катерина29 ноября 2022, 08:31
Очень грамотно изложено. Понравилось. Спасибо всем за статью.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×