Да явится настоящий святой Николай!

Может быть, этот новый факт вас удивит, а может быть, и нет, но Санта Клаус – американец. Имею в виду, что родился он на американской земле в 1823-м году, и поэт, породивший его, – мистер Клемент Кларк Мур, который опубликовал в том году (анонимно) стихотворение «Визит святого Николая» (он признался в авторстве в 1837-м году). До того время имя святого Николая приводило на ум образ истинного до мозга костей архиерея, прославленного в лике святых архиепископа города Миры в римской провинции Ликия. Когда стихотворение м-ра Мура стало популярным, святого Николая в американской культуре всё чаще стали представлять как «забавного толстяка, просто эльфа, да и только»[1], кто «скользнул прямиком в дымоход» и «чулки», которые были развешаны «как положено, чинно, у камина, наполнил умело». Он ездил на санях, запряжённых получившими известность восемью оленями (среди них пока и в помине не было Рудольфа; он получит свою роль в околорождественской мифологии лишь в 1939-м году). Святой Николай в версии мистера Мура не вызывал особого чувства благоговения: когда его святой Николай взялся за дело, он выглядел как коробейник, открывающий мешок, а коробейники с мешками были не в особой-то чести.

Святой Николай в версии мистера Мура не вызывал особого чувства благоговения

Это, вкупе с тем, что его «кругленький толстый животик от смеха как студень дрожал – доложу вам, потеха», и было причиной того, что рассказчик «рассмеялся до колик», увидев его, хотя и «слегка опасался смеяться». Не очень-то почтительная реакция на пришествие архиепископа. Гостеприимство – это встреча с хлебом-солью, не так ли?

До того, как м-р Мур перекроил образ святого IV века на полностью американский лад, на Западе святителя Николая ассоциировали с празднованием самого дня Рождества, а не Рождественского Сочельника. Как гласит статья в Википедии,

«ко времени, когда Мур написал стихотворение, день Рождества обгонял Новый год по популярности как изысканный зимний семейный праздник, но некоторые протестанты (которые считали Рождество плодом ‟католического невежества и обмана”) всё ещё возражали. Перенеся прибытие святого Николая на ночь раньше, Мур ловко сместил внимание со дня Рождества, всё ещё вызывавшего спорные религиозные ассоциации. В итоге жители Нью-Йорка приняли адаптированную для детей версию Рождества, словно она была им привычна всю жизнь».

Почему в центре внимания не оказался собственно праздник в честь этого святого, 6 декабря[2], – история умалчивает. Но с 1823 года Санта-Клаус спускается по дымоходам и оставляет подарки, пока не рассветет день Рождества. Вот такая сильная метаморфоза произошла с образом святителя Николая в массовом сознании. Добавьте сюда ёлку, длинный список желаний, обязательное дарение подарков, а также «чёрную пятницу», и получится современное положение дел. Справедливости ради скажем, что м-р Мур вряд ли мог предвидеть, что случится с его версией святителя Николая.

Стоит немного размыслить над разницей между святителем Николаем и Санта-Клаусом, и не потому лишь, что версия м-ра Мура – легкая мишень для критики, а потому, что сравнение этих двоих покажет степень различия между светской и христианской культурой, а ведь мы призваны жить в христианской культуре все 12 месяцев в году. Между рождественским эльфом и Архипастырем три коренных различия: как они выглядят, что они с собой несут и что говорят.

Сравнение этих двоих покажет степень различия между светской и христианской культурой

Забавный старый эльф Клаус, конечно, тучен, а настоящий святитель Николай выглядит как настоящий постник, каким он и является. Широкий пояс забавного старого эльфа – это свидетель одержимости нашей культуры самоугождением. Мы круглый год соблюдаем правило «ешь, пей, веселись», а не только в Рождество. Целый декабрь мир празднует и объедается (под звуки ужасной новогодней музыки, атакующей нас в торговых центрах) и одурманенно валится 25 декабря, на День подарков[3], уже позабыв о Рождестве, заботясь только о том, как бы скорее добраться до «Алка-Зельтцера». Наоборот, Церковь в этом месяце постится до самого Рождества, а празднует от Рождества до Богоявления. Итак, Церковь в декабре являет зеркальное отражение, противоположность миру. Смотря на мир, нельзя не видеть, что наша культура боготворит удовольствие и, соответственно, страшится поста и аскетизма. Он приемлет контроль питания и аскетизм только тогда, когда цель – хорошо смотреться в бикини, но не тогда, когда цель – святость. Два пояса двух разных Николаев – святителя Николая и Санта-Клауса – это два противоположных подхода к аскетизму и посту.

Во-вторых, заметим, что эльф несет мешок, полный игрушек, а у архиерея с собой книга Евангелия. Тот мешок иллюстрирует погрязание нашей культуры в развлечениях и стяжательстве, как будто бы мы серьёзно верили в надпись-наклейку на бампере: «Кто умирает, накопив больше всего игрушек, тот побеждает». Поэтому после 25 декабря у нас спрашивают: «Что ты получил на Рождество?», а не «Что ты подарил на Рождество?» Как будто получать важнее. Но Евангелие, наоборот, говорит нам, что «жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк.12, 15). Радость и непрекращающееся счастье происходят от изобилия даров Духа Святого, а не от множества барахла, и нам напоминает Писание, что «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20, 35). Обратите внимание: не «лучше давать», а «блаженнее давать» – т.е. благословение Господне снисходит на наши жизни, когда мы даем, а не принимаем. Одержимость приобретениями не даст нам более блаженной жизни в радости и довольстве.

Наконец, какая фраза является «визитной карточкой» персонажа, спускающегося по дымоходу? «Хо-хо-хо!» Наоборот, с епископом ассоциируется иная фраза: «Слава Господу Иисусу Христу» или другая в этом духе. В смехе Санта-Клауса мы можем расслышать поверхностность нашей культуры, аллергию на серьёзное размышление о наших конечных судьбах. Мы не ценим долгое глубокомысленное рассуждение, которое могло бы дать осмысление обрывков информации из новостей и ответы на все дискуссии в соцсетях. Мы, как гласит заглавие книги 1985 года, «развлекаемся до смерти»[4]. Жизнь слишком страшна и сложна для большинства, они поскорее хотят сбежать в страну Ля-ля-ляндию с шутками, развлечениями и видеоиграми. Как известно, Скарлетт о’Хара говорила: «Об этом я подумаю завтра», а наша культура откладывает размышление не на завтра, а совсем. Хорошо иметь веселое сердце, но оно должно сочетаться со здравомыслящей и благочестивой головой.

Своими размышлениями я не то хочу сказать, что надо объявить войну Санта-Клаусу, светскому Рождеству, дарению подарков и прочим радостям этого времени года. Но ежегодный праздник не должен стать для нас троянским конём, через которого в наши души проникают мирские склонности и дела. Пусть будут елки, дымоходы, подарки, пусть воздух звенит кличем «Счастливого Рождества!» Но вместе с тем нельзя пренебрегать молитвой, постом и милосердием к нищим. Именно так мы можем угодить сердцу настоящего святителя Николая.

Протоиерей Лаврентий Фарли
Перевёл с английского Дмитрий Бурцев

No Other Foundation

19 декабря 2023 г.

[1] Здесь и далее перевод Ольги Литвиновой под заглавием «Рождественская ночь».

[2] Православная Церковь считает 6 декабря по юлианскому календарю, этот день соответствует 19 декабря по новому стилю.

[3] Следующий за западным Рождеством день – 26 декабря.

[4] Книга философа Нила Постмана.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Доброе чудо (рассказ прихожанина) Доброе чудо (рассказ прихожанина)
Юлия Кулакова
Доброе чудо (рассказ прихожанина) Крепкий старичок из крайнего дома
Рассказ прихожанина о добром чуде
Юлия Кулакова
Никому ничего никогда не рассказывал, скажут еще – тряпка, а не мужик, ноет тут. А этому старичку вдруг давай рассказывать. А он по-отечески так, уверенно, говорит: образуется всё, образуется.
Санта Клаус или Дед Мороз? Правильный ответ: свт. Николай Санта Клаус или Дед Мороз? Правильный ответ: свт. Николай
Денис Ахалашвили
Санта Клаус или Дед Мороз? Правильный ответ: свт. Николай Санта Клаус или Дед Мороз? Правильный ответ: святитель Николай
Денис Ахалашвили
Какое отношение два веселых толстячка с бородами из ваты имеют к празднику Рождества Христова? Да никакого.
«Скорый помощник», заушение Ария и Санта Клаус (+ВИДЕО) «Скорый помощник», заушение Ария и Санта Клаус (+ВИДЕО)
Проф. А.И. Сидоров
«Скорый помощник», заушение Ария и Санта Клаус (+ВИДЕО) «Скорый помощник», заушение Ария и Санта Клаус (+ВИДЕО)
Профессор А.И. Сидоров о святителе Николае
Времена наступают сложные. А святитель Николай может мно-о-ого нам помочь.
Комментарии
р.Б.Сергий19 декабря 2023, 16:05
Замечательный и очень своевременный материал.Основной посыл,на мой взгляд,заключен в предпоследнем предложении последнего абзаца :"нельзя пренебрегать молитвой, постом и милосердием к нищим. Именно так мы можем угодить сердцу настоящего святителя Николая."
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×