К святителю Николаю

Путевые заметки для паломника из турецкого Демре и итальянского Бари

Всеми любимый святой

Николай Чудотворец. Одно из древнейших изображений Николай Чудотворец. Одно из древнейших изображений Было время, когда я знала акафист святителю Николаю наизусть. Весь. Сама удивляюсь! А ведь просто читала его каждый день, вот и запомнила – в конце 1990-х вместе с сестрами милосердия молилась о строительстве в Минске храма, нижний, криптовый, придел которого ныне освящен в честь этого святого.

Спустя годы, в сентябре 2015-го, впервые увидела Италию. И там посчастливилось побывать в городе Бари у мощей святителя Николая Чудотворца. А в сентябре 2019-го, будучи в Турции, побывала в том месте, где родился, жил и служил всеми любимый святой.

Никого из приходящих к нему он не отвергает, будь то даже разбойник или иноверец

Почему Николай Чудотворец так любим народом христианским, да и теми, кто верующим себя не считает? Его икона – в каждом храме, и порой не одна. В памяти многих поколений он – пастырь, защитник плачущих, помощник немощных и утешение обиженных. Никого из приходящих к нему не отвергает, будь то даже разбойник или иноверец. Для всех христиан этот святой – добрый, понимающий, что ли, хотя и строгий одновременно…

Вот и турок-гид в экскурсионном автобусе с теплотой и почтением на ломаном русском всю дорогу восхвалял святого Николая. Правда, перестарался с описанием его святости, поставив его на один уровень со Спасителем и Богородицей. Ну, что с него возьмешь, если он и крестовые походы упорно называл «крестовскими».

Хотя и в Италии гиды тоже не всегда были корректны и точны при рассказе о христианских святынях. Один из них (совсем не турок) почему-то называл миро словом «мира».

Зато в обоих путешествиях был хороший повод самой поискать и почитать более достоверные сведения о жизни, мощах и чудесах святителя Николая.

Мира, Миры Ликийские (Демре)

В окрестностях Демре В окрестностях Демре

Осколки древности

По мнению большинства исследователей, родился святитель Николай в III веке в городе Патара римской провинции Ликия. В то время большинство жителей там говорили по-гречески. Нынче это один из регионов Турции под названием Анталия.

Рядом расположен населенный пункт, где святитель Николай служил и проповедовал – город Мира или Миры Ликийские, в настоящее время – Демре. Интересно, осталось ли что-то от древнего поселения, от зданий и улиц, по которым ходил святой?

В окрестностях Демре В окрестностях Демре

Говорят, что нет, хотя Миры были одним из крупнейших городов Ликийского союза (создан в начале II века до Р.Х.). Правда, собственными глазами видела сохранившиеся здесь развалины греко-римского театра и высеченные в скалах ликийские гробницы. Это обязательно показывают туристам. Захоронения эти впечатляют одновременно своей монументальностью и изяществом! Может быть, они помнят святителя Николая?

Развалины греко-римского театра Развалины греко-римского театра

Вообще, в нынешней Турции много таких мест – осколков древности – языческой Римской империи и христианской Византии.

Чудеса

Древние ликийские гробницы Древние ликийские гробницы Годы епископства святого Николая в городе Миры относятся к периоду относительной терпимости к христианам – после 311 года. Это уже территория не Римской, а Византийской империи. Христианские общины росли и развивались, святитель Николай пользовался большой любовью и уважением жителей города. Это было связано, в первую очередь, с его щедрой благотворительностью.

Некоторые чудеса святого, сотворенные им еще при жизни, относятся к периоду царствования императора Константина. Одна история, подлинность которой доказана историками и которая не вошла в широко известный текст жития, очень впечатлила меня. Она описана в книге А. В. Бугаевского «Новый опыт составления жития святителя Николая» (2004 г.):

«В IV веке несправедливой податью Ликия была доведена до разорения и голода. Присланный из столицы сборщик налогов, требуя все новых и новых денег, постоянно унижал народ. Жители попросили своего архиепископа о заступничестве.

Святитель Николай отправился в Константинополь, и после его разговора с императором подать была уменьшена в 100 раз. Это решение было записано в скрепленную золотой печатью грамоту. Но архиепископ знал, что под влиянием сановников Константин может отменить свой указ. Святитель обратился к Богу за помощью, и чудесным образом императорская грамота в тот же день оказалась в Мирах и была обнародована.

На следующий день император, поддавшись уговорам, попытался изменить указ. Когда святитель сказал, что документ уже зачитан в Мирах и, значит, вступил в силу, ему не поверили: до Ликии от Константинополя было шесть дней пути. Чтобы проверить слова святителя, снарядили самый быстроходный корабль.

Через две недели посланники вернулись и подтвердили, что ликийский сборщик налогов получил грамоту императора в тот день, когда она была подписана. Христолюбивый Константин усмотрел во всем происшедшем волю Божию и попросил прощения у святителя, щедро одарив его».

Особо трогают чудесные истории, когда святой помогал людям, которым, на первый взгляд, помогать никак бы не стоило

Особо трогают чудесные истории, когда святой помогал людям, которым, на первый взгляд, помогать никак бы не стоило. Вспомню яркий случай из не столь далеких времен.

Один вор, когда собрался на кражу, поставил свечу и молился святителю Николаю, прося удачи в своем злом деле. Но оно не сложилось, и началась погоня. Вора точно схватили бы, но он, когда убегал, увидел в поле гниющий труп лошади. Гонимый страхом смерти, злодей спрятался в животе лошади, в ее зловонных внутренностях. И его не заметили. Когда же бедолага выбрался из трупа, ему явился благообразный старец и спросил: «Хорошо ли тебе там было?» Тот ответил, что чуть жив от смрада. «Такова была для меня и твоя молитва, когда ты просил меня о помощи в краже», – сказал старец. Тогда вор понял, кто был перед ним.

Кстати, именно эту историю однажды я предложила православным кинематографистам экранизировать. И она вошла в сценарий художественного фильма «Три слова о прощении», снятого студией во имя святого Иоанна Воина в 2012 году.

О Санта-Клаусе

Внутренний дворик храма Внутренний дворик храма Когда оказываешься в Демре, то прежде чем войти в древний храм в честь святителя Николая (который, к слову, полностью не восстановлен), проходишь торговые ряды, где предлагают миро, иконы и сувениры, массу атрибутики, связанной с именем святителя, в том числе изображения Санта-Клауса. Сейчас уже широко известно, как возник этот образ в странах Западной Европы и Америки. Его прототипом был святитель Николай. Какая, однако, странная трансформация! Но не хочется здесь, в Мирах Ликийских, сокрушаться по поводу страсти потребительства, завладевшей миром… Всё ждем, чем святые порадуют нас – подарками или чудесной помощью? Но чудеса-то Божьи не просто так совершаются, не забавы ради. И еще: а мы… мы-то чем Божьего угодника Николая порадовать можем?

Храм

Своды храма Своды храма

Храм, где покоились мощи Николая Чудотворца, – крестообразная базилика, построенная в VIII веке. Здание IV века не сохранилось. Проход к храму – через турникеты, где твои вещи проверяет местная полиция. Обратно – та же схема.

Центральное пространство базилики слева и справа имеет приделы, нефы. Там стоят каменные саркофаги, в одном из которых, как принято считать, покоились останки и святителя Николая.

В алтаре как образ Святой Троицы — три окна В алтаре как образ Святой Троицы — три окна На стенах и потолке сохранилось немало фресок.

Алтарь по древней традиции не отделен от центрального пространства храма иконостасом. Между ними – лишь каменные колонны. В алтаре как образ Святой Троицы – три окна, через них в полусумраке храма – яркий солнечный свет. Символично! И атмосфера особая – молитвенная.

Однако богослужения совершаются здесь крайне редко. Вот в день памяти святителя бывают. Служат священники Константинопольского патриархата. Большей частью проводятся экскурсии. Хотя паломников много.

Мощи

Все экскурсионные и паломнические группы, естественно, выстраиваются в очередь, чтобы подойти к мраморному саркофагу, в котором, как принято считать, до конца XI века покоились мощи святителя. За защитным стеклом, которым закрыт саркофаг, хорошо видна пробитая кем-то обширная брешь.

Паломники прикасаются к стеклу, к самому каменному саркофагу не подойти

Паломники прикасаются именно к этому стеклу, к самому каменному саркофагу не подойти. Видимо, турецкие власти боятся, что святыню могут разобрать по кусочкам. Как показала история, такие попытки предпринимались неоднократно. Люди прикладывают к стеклу иконки и молятся. Очень долго, так что порой гиды просят поторопиться. Люди верят, что это великая, благодатная святыня. «По вере вашей да будет вам»…

На стенах и потолке сохранилось немало фресок На стенах и потолке сохранилось немало фресок Но согласно последним исследованиям, «святитель не мог быть захоронен или перезахоронен в данной галерее и в саркофаге, ранее принадлежавшем язычнику». Как пишет диакон Дионисий Куприченков в «Истории мощей святителя Николая Мирликийского», его тело было погребено в другой каменной раке и не в самом храме, а под его полом, в земле. Есть версия, что еще в древности местные жители поставили рядом со зданием церкви поврежденный саркофаг, взятый из языческого некрополя, и выдали его за гроб святого Николая, ограбленный жителями Бари, чтобы предотвратить последующие попытки похищения мощей. И что саркофаг этот по стечению каверзных исторических обстоятельств до сих пор демонстрируют в храме-музее современного Демре, выдавая за подлинную гробницу Николая Чудотворца. Дело в том, что посланники Бари в спешке не забрали святые останки святителя целиком, полностью. И спустя пару десятков лет уже дерзкие венецианцы весьма агрессивным образом похитили у жителей Мир те частицы мощей, что оставалось еще в храме.

Благодать присутствия

И все же… Когда оказываешься в храме, которому больше 13-ти веков, и осознаешь, что в его окрестностях жил, служил, проповедовал великий святой, что эти камни помнят его – кажется, что благодатью его присутствия здесь наполнено всё, а не только саркофаг, к которому выстроилась длинная очередь. Кажется, что в любом месте этой древней базилики, где бы ты ни обратился к святителю, он обязательно услышит…

Он рядом

Центральное пространство базилики слева и справа имеет приделы, нефы Центральное пространство базилики слева и справа имеет приделы, нефы На обратном пути из Демре случилось со мной знаменательное событие. Когда мы были в тех магазинах, где путешественникам предлагают иконы Николая Чудотворца, один из моих попутчиков купил большой образ. Этот бизнесмен из Казахстана решил пожертвовать его городскому храму у себя на родине, и правящий архиерей поручил ему приобрести икону святителя в этом особом месте – Мирах Ликийских.

Но куда аккуратно и благоговейно поставить или положить образ? Все места в автобусе заняты пассажирами. Багажник не годится. И ни одной подходящей полочки. Только рядом со мной – единственное свободное место. Ясное дело, я предложила поставить икону на сиденье рядом со мной. И получилось, что всю дорогу в тот день я провела как бы… в присутствии самого святителя. Он был рядом…

Это располагало молиться, размышлять, мысленно обращаться к святому. Это стало продолжением молитвенного диалога с ним, который начался еще там – в храме Мир Ликийских. Потому что, войдя в базилику, захотелось отойти от нашей группы и остаться наедине, чтобы попросить у духоносного и щедрого на милость Николая помощи в своих насущных проблемах, вопросах, тревогах. И эта икона рядом – словно ответ святого: не бойся, я с тобою!

Бари

Перенесение

Минуло 700 лет с момента блаженной кончины святителя, когда город Миры был завоеван мусульманами. Одни жители были убиты, другие покинули родные края. Лишь немногие осмеливались дойти до полуразрушенной базилики, где пребывали мощи святого. Память о нем сохранялась. Однако существовала реальная угроза, что храм будет окончательно разорен, а христианская святыня осквернена. Тревожная ситуация царила тогда во всем Средиземноморье.

Минуло 700 лет с момента блаженной кончины святителя, когда город Миры был завоеван мусульманами

И вот в конце XI века большая часть мощей великого святого была перенесена в итальянский город Бари, а позднее (в самом начале XII века) все остальные частицы доставлены в Венецию. Будет совершенно справедливым сказать, что причиной этого знакового события стало переплетение религиозных, патриотических, политических и экономических амбиций жителей двух итальянских городов.

Согласно текстам исторических хроник, при императоре Алексии I Комнине в провинции Апулия, городе Бари, одному священнику было видение. Ему явился святитель Николай и велел перенести его мощи из Мир Ликийских в Бари.

Видение есть видение – это область веры. Но кроме него было еще несколько вполне объективных причин и предпосылок, убедивших жителей Бари в 1087 году снарядить несколько кораблей и отправиться в Миры с дерзким намерением любой ценой увести мощи святого в их родной город, как и было указано в откровении.

Интересный момент: в разных городах нынешней Италии, которые мне довелось посетить, разные гиды рассказывали про одно и то же: в эпоху Средневековья городские власти стремились заполучить в свой город какую-нибудь значимую, почитаемую святыню или даже несколько.

Это считалось престижным, укрепляло значимость города и способствовало его экономическому процветанию, ибо привлекало паломников. Никто не обращал внимания на то, каким образом добыты мощи, пусть даже украдены или взяты силой (так, например, в Венецию попали святые останки апостола Марка). Таким образом многие святыни Византийской империи оказались в Европе, в том числе и мощи святого архиепископа Мир Ликийских.

В крипте свт. Николая В крипте свт. Николая

Трудно дать оценку всем этим событиям – Промысл Божий или чисто человеческая воля способствовала перемещению многих святынь, но это состоялось, и уже много веков чудотворные останки святителя покоятся в городе Бари, где почитаются и православными, и католиками. Место, где сейчас они находятся, это католическая базилика – Basilica di San Nicola. В крипте этого храма, именно там, где под престолом алтаря лежат мощи Николая Чудотворца, православным в определенные дни и часы разрешено совершать литургию и другие богослужения.

Исследование мощей

Начальный период деятельности святителя Николая как священнослужителя относится к периоду очень продолжительных гонений на христиан, и святой тоже не избежал темницы.

В ХХ веке по разрешению Ватикана было проведено научное антропологическое исследование мощей святителя. Тогда их впервые за девять веков достали из-под плиты, которая их скрывает. Было это во время реставрации базилики в 1952–1953 годах.

Согласно результатам: святой Николай был постником – употреблял только растительную пищу. Он страдал болезнями, свойственными для человека, довольно долго прожившего в заключении в тесной, сырой камере. Поврежденные суставы, позвоночник и кости грудной клетки свидетельствуют о том, что в тюрьме святитель перенес истязания. Это характерные повреждения после пытки на дыбе.

Современные технологии показали, что икона святителя достаточно точно отображает его внешность

Современные технологии показали и то, что икона святителя достаточно точно отображает его внешность. Кроме этого, сохранились очень древние изображения святого. Ведь его почитали еще при жизни – изображения архиепископа Мир Ликийских, на которых достаточно достоверно был изображен его лик, путешественники и мореплаватели брали с собой в дорогу.

Исследование мощей, проведенное профессором Луиджи Мартино, показало, что святой дожил до преклонных лет и почил в возрасте между 70–80 годами, в период с 341 по 345 года. Приблизительно определили и время его рождения – где-то 270 год.

Мощи святого покоятся не открыто, а положены под престол по той простой причине, что еще в древности предпринималось немало попыток похитить их из базилики в Бари. Хотя кроме этого есть местное предание, согласно которому святитель Николай явился во сне одному монаху со словами: «Благоволением всесильного Бога я пришел к Вам в город Бар; теперь я хочу, чтобы мощи мои были положены под престолом».

Миро

Над базиликой свт. Николая безоблачно Над базиликой свт. Николая безоблачно В 1953 году «по благословению папы Пия XII (1876–1958 гг.) был открыт… саркофаг святителя Николая; останки его, которые не открывались с того дня, как положил их в саркофаг папа Урбан II (1088–1099 гг.), были тщательно освидетельствованы. На дне саркофага было до 2 см прозрачной жидкости, похожей на воду горного источника»[1]. Мощи великого святого до сих пор источают это целебное и драгоценное вещество, которое каждый год через маленькое отверстие в плите извлекают из гробницы.

Поклонение

Гробница святителя находится за решетчатым ограждением, через которое ее хорошо видно. Когда в крипте находятся православные священнослужители и наступает время, разрешенное для православных служб, решетку открывают, и паломники, которым посчастливилось оказаться в храме именно в это время, могут приложиться к плите, которая закрывает покоящуюся под спудом святыню. Нашей группе повезло – мы оказались возле гробницы именно в такой момент, и нам выпала возможность послушать молебен, подать записки и прикоснуться к этому святому камню.

Намоленность

Когда оказываешься в криптовом храме базилики, чувствуешь особую атмосферу (есть такое ёмкое слово) «намоленности» – благоговейной, искренней, горячей молитвы множества людей. Все-таки в подобных местах более искренне, истово молятся. И хотя святитель не жил в Бари, не служил там, хотя мощи доставлены сюда весьма сомнительным образом, тем не менее ощущается, что множество молящихся искали здесь помощи и утешения, с горячим сердцем призывали имя святого.

Престол, под которым покоятся мощи святого Престол, под которым покоятся мощи святого

Можно сказать, что все это мне только кажется… Потому что я тоже верующий человек. Но тем, кто сомневается, можно посоветовать побывать в Демре или Бари и прикоснуться к благодати этих мест, войти в их атмосферу. Интересно, что они почувствуют?

Он добр ко всем

А еще мне кажется, что, если выпадает возможность даже со светской экскурсионной группой посетить святые места и прикоснуться к христианским святыням, не стоит отказываться. Это радость и глубокие впечатления – побывать там и увидеть места, куда съезжаются паломники со всего мира. Ведь кто-то знает святого Николая всего лишь как Санта Клауса, другие молятся великому чудотворцу. Но самое главное, что люди почитают этого святого и верят в меру своих возможностей. А уже сделать следующие шаги, чтобы больше знать, больше понимать и чувствовать – это личный труд и дело каждого.

Когда оказываешься в местах, связанных с именем святителя Николая, на душе становится очень тепло

Лично от себя подытожу: когда оказываешься в местах, связанных с именем святителя Николая, на душе становится очень тепло. И хочется верить, да и верится, что этот святой очень добр ко всем, кто просит его помощи. Даже если человек, как тот вор, просит помощи в деле грешном. Этот святой по мудрости своей, дарованной ему от Бога, может вразумить, образумить и такого человека, направить его к истине, правде, к более верному пути по жизни.

Елена Наследышева
Фото автора

19 декабря 2023 г.

[1] Журнал Московской Патриархии. 1978. № 8. С. 71.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
victor20 декабря 2023, 19:42
Каким образом мощи Святителя Николая попали на остров ЛИДА в Венеции ??
Марина19 декабря 2023, 04:54
Навсегда в памяти останутся дни,когда мощи святителя Николая посетили Россию. Тогда казалось, что буквально вся страна выстроилась в одну бесконечную очередь.И действительно, благодать была необыкновенная,в воздухе разносились церковные песнопения,читался акафист святителю. Святителю отче Николае моли Бога о нас!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×