Эта проповедь была произнесена в Крещенский Сочельник текущего 2024 года.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа, единого Бога. Аминь.
Крещение Господне Сегодня я хочу поговорить о драконах.
Знаю, знаю: вы можете подумать, что отец Эндрю совсем помешался на сказках про хоббитов и эльфов и уже готов вставлять их в проповеди. Это правда, отчасти: я их люблю, но не до помешательства.
Потому что о драконах (змиях) сказано в Библии. И совершенно точно о них можно поговорить в связи с праздником Богоявления, который мы начали отмечать в Сочельник и завтра отпразднуем во всей полноте. Итак, мы говорим не о драконах вообще, а конкретно о водяных драконах. Но прежде, чем к этому перейдём, объясню контекст: что я имею в виду.
Среди творений Господних есть и невидимые человеческим глазом – воинства Небесные, ангелы. Как говорит Писание, часть Небесных воинств восстала против Бога, и теперь они называются демонами. Это падшие ангелы, ранее бывшие в союзе гармонии и любви с Богом, а теперь восставшие. И вместо того, чтобы сослужить Богу в управлении миром и подаянии жизни Его творению, они угнетают его и уничтожают.
Эти падшие ангелы стали принимать поклонение от людей, и так произошло идолопоклонство, как сказано в Библии (ср. Втор. 32,17, Пс. 95, 5, 105, 37, Вар. 4, 7–8, 1Кор.10, 20–22). Принесение жертв этим демонам и вкушение этих жертв привело человечество к общению, причастию демонам. И таким образом человечество стало всё больше и больше уподобляться бесам, ведь чему ты причащаешься, чему поклоняешься, тем ты и становишься (ср. Пс.113, 16).
Господь сотворил ангелов, чтобы они служили Ему в мире, в том числе и там, где при их служении Он приносит жизнь, потому что они находятся в общении с Богом. Но демоны, падшие ангелы, наоборот, приносят смерть, потому что они вне общения с Богом, подателем жизни.
Апостол Павел называет диавола, среди прочего, «имеющим державу смерти» (Евр.2, 14). Итак, где бесовские силы, там и смерть. Именно смертью они нас терроризируют, и страх перед смертью подвергает нас рабству демонам (ср. Евр.2, 15)
Теперь, усвоив все это, мы должны понять, как в Библии сказано о смерти и как её вообще понимали в Древнем мире. Даже сейчас у нас есть понятие, что смерть как-то связана с преисподней – подземным миром. Но древний мир ассоциировал с преисподней и другую стихию – воду. Многие ветхозаветные люди представляли, что глубоко под землей находится огромная толща воды, место смерти – бездна.
Зная это, мы можем увидеть в пребывании пророка Ионы во чреве огромного морского чудовища не просто подводное путешествие, но и – прообразовательно – нисхождение в преисподнюю, место смерти. И вот почему Иисус говорит о Его сошествии во ад и воскресении как о «знамении Ионы пророка» (ср. Мф.12, 39–41, 16–14, Лк.11, 29–32).
Из всего этого мы выносим ассоциацию воды – со смертью, и демонов – со смертью. Неудивительно, что на многих вариантах иконы Богоявления изображены демоны в воде, которых попирают стопы крещаемого Иисуса.
Вы видите: Он не для того вошёл в Иордан, чтобы просто искупаться. И не имел Он, конечно, нужды в очищении. Он начинал путь в царство смерти, входил в мир, покоренный демонами. И что Он там сделал? Попрал демонов. На нашей иконе Богоявления вы видите, как Он сокрушает змееподобные фигуры в воде.
И снова мы возвращаемся к теме драконов, не просто драконов, а водяных драконов. Те водяные драконы, которых мы видим на иконе Богоявления, – бесовские силы, которые смертью и страхом смерти порабощают нас. А вхождение Иисуса в воды сокрушает их силы.
Когда мы взираем на Писания и особенно Личность и дела Иисуса Христа, как на брань против бесовских сил и орудия их террора, то есть смерти, всё становится чётко видно и ясно, как день. Христос пришёл, чтобы изгнать бесов из мира, дать жизнь вместо смерти, смирение вместо гордыни, любовь вместо эгоизма.
Христос пришёл, чтобы изгнать бесов из мира, дать жизнь вместо смерти, смирение вместо гордыни, любовь вместо эгоизма
В разгаре этой брани и мы находимся, и, конечно, в ней одержит верх Христос, а в определённом смысле Он уже победил.
Освящение воды на Богоявление – это обряд участия в Христовой миссии в этом мире. Через молитвы и водосвятие (сегодняшнее и завтрашнее) мы присоединяемся к вхождению Христа в воды, сокрушая главы змиев (Пс.73, 13–14), таящихся в ней. Мы вступаем в войну со смертным царством бездны, противостоим демонам и поражаем их.
Мы вступаем в войну со смертным царством бездны, противостоим демонам и поражаем их
Главный вопрос в связи с нашими молитвами и богослужениями – не столько «Что это значит?» (хотя и это, без сомнения, важно), а «Какие плоды это приносит?» И чтобы понять, какие плоды приносит Богоявление, мы должны посмотреть на икону и увидеть, что Господь Иисус Христос сокрушает главы змиев.
Эти драконы – не просто символы, в смысле иносказания. Это подлинные бесовские силы, которые по-настоящему присутствуют в мире. И сокрушение их голов – это военные действия против них. Иисус пришёл, чтобы победить этих тварей. Для Него это не составляло никаких усилий, конечно же, ведь Он Творец всего. Все творения Ему просто повинуются. Ему нет нужды произносить заклинания, волшебные слова. Он просто повелевает, и даже бесы выходят – немедленно.
Усилия надо приложить нам, и не потому, что Бог в каком-либо смысле слаб (что невозможно), а потому, что слабы мы, и наши сердца не до конца ещё вступили в битву. Если бы наши сердца были целиком и полностью с Богом, изгнание бесов из нас не представляло бы никаких усилий. Это бы сделал за нас Бог, без нашего вмешательства. Это мы видим в святых.
Итак, что нам делать? Как преуспеть в этом борении?
Прежде всего, нам надо понять, что мы не можем держать нейтралитет в этой войне. Либо мы исполняем волю Божию – либо волю бесовскую. Мы идём либо по пути жизни – либо по пути смерти. Третьего – нейтрального – пути не дано.
Идем ли мы со Христом на победоносную брань Его со смертью, поклоняясь Ему, повинуясь Его заповедям?
На этом основании и надо оценивать всё, что мы делаем. Идем ли мы со Христом на победоносную брань Его со смертью, поклоняясь Ему, повинуясь Его заповедям, пренебрегая всем, чего мы желаем, но что нам не нужно?
Или вступаем в союз с демонами и их смертным террором, поклоняясь им, не повинуясь Божиим заповедям, полагая целью жизни угождение своим страстям?
Выбор очевиден, но сделать его трудно. Нам приходится повторять его снова и снова. Пока мы ещё в этой земной жизни, если мы сделаем ложный выбор, у нас есть шанс покаяться. После смерти шанса покаяться уже нет.
Давайте не предадим себя в пищу водяным драконам. Войдём вместе с Иисусом в воды, чтобы сокрушить головы змиев, таящихся там.
Итак, Господу нашему Иисусу Христу, с Его Отцом и Святым Духом, всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков, аминь.