Яко лев рыкая

У многих горожан есть иллюзии по поводу жизни в деревне: мол, свежий воздух, хорошие продукты, тишина, покой. Когда поживешь в деревне лет десять, понимаешь, что все это – только пасторальная лирика. Вот пастушок идет босиком, вот стадо барашков. А потом оказывается, что и босиком-то пройти нельзя, ибо полно клещей, и барашки – не барашки вовсе, а настоящие бараны.

Живя в деревне, остро сознаешь, что все необходимые блага современной цивилизации, а именно медицина, образование и транспорт, для тебя недоступны. Поэтому приходится выкручиваться. Но это все еще полбеды.

Главная иллюзия – это иллюзия тишины и покоя. В деревне вроде спокойно, спокойно, а потом как бабахнет – и город содрогнется. Например, в соседней деревне лет двадцать назад были изнасилованы и убиты две бабушки-пенсионерки – их же односельчанином, молодым парнем. Убил-то ради копеек на выпивку, а изнасиловал, видимо, спьяну.

Три года назад в нашем районном центре – небольшом городке Столбцы (который тоже все называют большой деревней) с населением всего-то 10–12 тысяч человек – десятиклассник во время урока достал нож и начал резать всех подряд. В результате погибли парень-одиннадцатиклассник и учительница. В Столбцах лишь три школы. В то время мои дети тоже учились в Столбцах, только в другой школе, в 500 метрах от той, где произошла трагедия. Тот ужасный день все помнят до сих пор.

Или совсем недавнее: этой зимой я похоронил молодого мужчину. Его зарезала жена в пьяной ссоре из-за куска пиццы. Трое детей остались сиротами.

Собственно, список я могу продолжать и дальше, но все-таки это православный сайт, а не сводка МВД по району. Честно говоря, здесь, в небольшом районе с 40 тысячами населения, каждый год столько происшествий, что кажется, будто тут какой-то бермудский треугольник.

Однако то, что произошло у нас на прошлой неделе, просто не вмещается ни в какие рамки. В одной семье подвыпивший молодой парень поссорился с родителями. Детали истории не вполне ясны. Тем не менее парень был очень зол на мать. Он ударил отца, потом пошел в сарай, взял канистру с бензином, облил мать и поджог…

Крики, огонь, запах горелого мяса… Видимо, от этого он все-таки пришел в себя и стал ее тушить. Женщину привезли в больницу с 70% ожогов. Она пролежала неделю в реанимации. Во вторник я ее отпевал.

Я стоял на кладбище и смотрел на ее родственников, друзей, близких. И очень ясно понимал, что многие из них в деревне, где проживает 350 человек, мне не знакомы вовсе. Я не знаю ни их имен, ни фамилий, ни лиц. Может быть, потому что почти никто из них не ходит в церковь?

В нашей деревне никогда не было храма. В 2010 году мы начали его строить. Уже пять лет, как совершаются службы. И уже два года, как богослужения проходят каждую неделю. В храме – 5–10 человек. На последней Литургии причащался только один – мой шестилетний сын. И я вам хочу сказать, что почти на всех приходах в районе ситуация не намного лучше. При таком раскладе не нужно быть старцем, чтобы понять, почему же у нас столько происшествий.

Конечно, можно во всем сразу обвинить священника и сказать: а что ж ты, батя, не проповедуешь? Почему за десять лет не привел ко Христу всех жителей деревни?

Что на это сказать? Наверное, я – плохой священник. Но из Евангелия мы знаем, что и проповедь Христа Спасителя не везде хотели принимать. «Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида!» (Лк. 10: 13).

Святые отцы говорят нам, что человек может находиться в трех состояниях: естественном, нижеестественном и вышеестественном:

«Эти состояния иначе называются: душевное, плотское, духовное. Еще иначе: пристрастное, страстное, бесстрастное. Нижеестественный есть служащий вполне временному миру, хотя бы он и не предавался грубым порокам. Естественный есть живущий для вечности, упражняющийся в добродетелях, борющийся со страстями, но еще не получивший свободы, не видящий ясно ни себя, ни ближних, а только гадательствующий, как слепец, ощупью. Вышестоящий есть тот, кого осенил Дух Святый, кто, будучи исполнен Им, действует, говорит под влиянием Его, возносится превыше страстей, превыше естества своего», – говорит святитель Игнатий (Брянчанинов).

Если перевести язык святых отцов на современный русский, то получается, что христианин, ходящий в храм и стремящийся к Богу, находится в естественном состоянии. Спасающийся – уже в сверхъестественном. А неверующий или даже просто невоцерковленный – в нижеестественном.

Естественное состояние для человека – это, оказывается, не состояние разумного животного (питаться, спать, работать), а состояние христианина, восходящего к Богу через молитву и исполнение заповедей. Но даже в этом состоянии он все еще духовно «близорук», как утверждает святитель Игнатий.

Однако мне кажется, что в наше время всеобщей суеты и расслабленности шкала «естественности» немножко «съехала» вниз. Теперь, наверное, более актуально сказать так: в «естественном» состоянии живут все люди невоцерковленные. Это состояние разумного животного, состояние вполне естественное для падшей человеческой природы. Душу такого человека не смущают уколы совести, он видит радость только в плотских удовольствиях.

Выше он может подняться, когда принимает веру и начинает подвизаться ради Господа. Как и мы пытаемся стать выше своего естества, когда предпринимаем усилия для воздержания, молитвы и исполнения заповедей.

Ну, а вот состояние ниже естества есть уже состояние демоническое. В таком состоянии человек становится игрушкой в руках бесов и выполняет их волю беспрекословно. В такое состояние человек может прийти, когда живет только страстями и направляет свою волю только на то, чтобы еще больше работать страстям. Тогда его, как послушного раба, демоны влекут на всякое беззаконие. В этом состоянии человек совершает такие преступления, от которых потом содрогаются окружающие.

Никто из нас не застрахован от падений. Но, наверное, это не самое страшное, что может случиться в духовной жизни. Внезапное грехопадение сразу становится поводом для сугубого покаяния, плача и усиленной молитвы. Гораздо хуже, когда человек потихоньку засыпает греховным сном, когда его молитва становится все более рассеянной и медленно превращается в обычную формальность.

Незаметно происходит выхолащивание внутреннего трезвения, и человек отпадает от Бога, даже не замечая этого

Так незаметно происходит выхолащивание внутреннего трезвения, и человек отпадает от Бога, даже не замечая этого. Это опасность для любого христианина, на какой бы степени богоугождения он ни находился. Мы знаем из житий святых, что и высокие подвижники падали, обманутые бесом.

Так, например, преподобный Иаков Постник (VI в.) вел такую строгую жизнь, что удостоился уже дара чудотворения. Однажды к нему привели девицу, чтобы он изгнал из нее беса. Отшельник исполнил просьбу, но родители девицы настояли, чтобы девица осталась возле него на три дня, опасаясь, чтобы бес не вернулся к ней. И подвижник согласился. Но диавол воздвиг на него тяжкую плотскую брань, и Иаков пал. Он совершил любодеяние, а потом в ужасе от содеянного убил девицу и бежал. Много лет он скитался по пустыне в отчаянии, на грани самоубийства. Но Бог спас его от окончательной погибели. В конце концов падший отшельник затворился в погребальной пещере и провел в ней практически безысходно десять лет, в слезах каясь. И Господь простил его грех.

Святитель Димитрий Ростовский, комментируя падение преподобного Иакова Постника, говорит: «Это произошло, вероятно, потому, что он стал много думать о своей святости и богоугодной жизни и считать себя великим подвижником». Очевидно, что не вдруг возникли у него такие помыслы, а исподволь враг влагал их в душу преподобного, понемногу ослабляя его внимание. В какой-то момент эти помыслы Иаков перестал от себя отгонять или вследствие услаждения ими, или же вследствие расслабления трезвения. Возможно, подвижник стал больше внимания уделять внешним трудам, а не внутреннему сосредоточению.

Поэтому, дорогие братья и сестры, не будем ни в коем случае надеяться на свои труды и молитвы. В один момент все наше благочестивое устроение может быть перечеркнуто бесовским искушением, и при этом совершенно неважно, где вы живете: в городе или деревне. И только благодать Господня и страх Божий, укорененный в сердце, могут сохранить нас.

Непрестанно нужно стоять на страже своего сердца и не допускать в него никаких чуждых помыслов

Непрестанно нужно стоять на страже своего сердца и не допускать в него никаких чуждых помыслов.

Вооружимся словами апостола Петра:

«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире. Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. Ему слава и держава во веки веков. Аминь» (1 Пет. 5: 8–11).

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Такое важное повседневное делание Такое важное повседневное делание
Игумен Нектарий (Морозов)
Такое важное повседневное делание Такое важное повседневное делание
Игумен Нектарий (Морозов)
Что свидетельствует о том, что человек развивается, живет настоящей, полноценной жизнью? Вне всякого сомнения – положительная динамика.
«Злые помыслы подобны самолетам, которые ищут аэродромов» «Злые помыслы подобны самолетам, которые ищут аэродромов»
Монах Власий Виглиот
«Злые помыслы подобны самолетам, которые ищут аэродромов» «Злые помыслы подобны самолетам, которые ищут аэродромов»
Беседа о страстях, помыслах и духовной брани
Монах Власий Виглиот
Необходимо огромное внимание, потому что диавол борет прежде всего на уровне помыслов. Сначала ты и понятия не имеешь, куда может завести тебя помысл, какое искушение может в себе скрывать.
7% «Лествицы»: избранные цитаты 7% «Лествицы»: избранные цитаты 7% «Лествицы»: избранные цитаты 7% «Лествицы»: избранные цитаты
Для чего нам посылаются болезни, почему мы часто не получаем просимое, какова связь между унынием и тщеславием? На эти и другие вопросы даны ответы в «Лествице», 7% которой приведено далее.
Комментарии
Нина15 июня 2021, 19:29
Если честно,как сводку криминального канала прочитала. Когда в населенном пункте несколько школ , это уже не маленький населенный пункт В нашей деревне, куда летом приезжаем на дачу, раньше была школа, а потом ее закрыли. А церкви наоборот не было, а усилиями местных жителей построили сначала часовенку деревянную. Потом местный фермер построил церковь. На эту Пасху говорили "нет людей, некому служить."Так староста деревни смогла поговорить по телефону, что сказали, что пришлют, добавив, "это не женщина, это Васса Железнова". Критиковать можно много, надо проявлять инициативу, выходить в народ,искать активных людей, творческих
Дмитрий15 июня 2021, 15:22
Илья, я думаю что Достоевский имел в виду (если говорил эту фразу),что русский человек строил жизнь в первую очередь по совести, по справедливости, т.е на христианских ценностях,(по крайней мере до недавнего времени), и уж потом на расчете и юридических нормах, как может быть европейцы. И когда вера терялась, то и опора в жизни тоже терялась, или приобретала извращенную форму. На этом играли и различные провокаторы с призывами к "cвободе" и бунтам, чтобы построить царство Божье на земле. Тут речь идет скорее, о душе русского человека.
Алексей13 июня 2021, 23:24
Илья13 июня 2021, 08:55 "А формально безбожному СССР Промыслом была дарована победа." К сожалению СССР был безбожным не только формально. Борьба с религией (и в первую очередь с православием) была частью государственной идеологии СССР. Расстреливали священников, уничтожали верующих, взрывали храмы совсем не формально. Да, в трудное время в июне 41-го товарищам коммунистам пришлось на ходу менять окраску, и вспоминать о "братьях и сестрах". Но это уже другая история. И далее не совсем понятна ваша логика. В итоге холодной войны Промыслом была дарована победа США над СССР. И о чем, по-вашему, это говорит? В истории человечества очень много кому Промыслом были дарованы победы...
Илья13 июня 2021, 08:55
Иоанна, Достоевский-то русский конечно, но слов этих не писал. Уже разобрано, на просторах интернета есть статьи. Я понимаю о чем вы говорите. Отступничество было среди русских, со всеми его горькими плодами, но и тут все по-разному себя проявляли. По поводу 20 века: во-первых в том же СССР было ещё 14 республик, а во вторых "отличились", развязав 2 мировые войны совсем неправославные немцы, а например вполне себе православные королевство Румыния и царство Болгария выступили их союзниками (и весьма рьяными кстати). А формально безбожному СССР Промыслом была дарована победа. А по теме статьи, как я понял это как бы перефраз нашей пословицы "Сам не плошай, но на Бога надейся" (везде).
Иоанна_ 12 июня 2021, 15:20
Илья, Достоевский и сам русский, так что какое же это осуждение? Это самообличение и само-предупреждение, и ХХ век показал, что оно было не безосновательным.
Иоанна_ 12 июня 2021, 09:59
Я не поняла связь между первой частью статьи и второй. В деревне искушений больше? Или меньше? На самом деле искушения в любом месте настигнут того, кто хочет духовно развиваться. И каждый будет именно тем искушаем, в чём он слаб. Где бы он не находился, хоть в пустыне Египетской. Это по патерикам видно. // Приятно было прочесть комментарий Юрия, совсем в другом ключе.
Илья11 июня 2021, 23:42
Иоанна, русофобское в этой фразе мне видится слово "русский", если кратко. Разве есть с точки зрения Православия основания выделять именно русский народ из числа других, в этом плане? Или мы какие-то особенно грешные и испорченные по сравнению например с греками, сербами, румынами, грузинами, украинцами, американцами, англичанами и т.д? А "дрянь, а не человек"-это ещё и очень похоже на прямое нарушение запрета Христа осуждать и называть кого-либо "рака","пустой человек" (Мы.5.22).
Священник Сергий Бегиян11 июня 2021, 21:54
Анна, можно в деревню ехать, но очень осмотрительно. Внимательно выбирать, не сжигать за собой все мосты. И конечно же, молиться, чтобы Господь управил. Хорошо, когда в деревне есть старинный храм, потому что это значит, что в него ходило не одно поколение жителей, а это - уже совсем другие нравы. В деревне с таким храмом вряд ли возможны такие дикие истории, которые я рассказал. Как-то так.
юрий11 июня 2021, 20:40
Вышел на пенсию 13 лет как.Тишина покой,храм Божий есть,огородик,рыбалка.Правда батюшку за штат вывели,уехал в город.С района нас теперь батюшка окормляет.Иногда в соседние деревни ездим на службу.Так что далеко не во всех деревнях режут и насилуют.
Иоанна_ 11 июня 2021, 15:24
Илья, можете объяснить, что "русофобского" в этой фразе?
Алексей10 июня 2021, 16:25
Илья,есть множество фраз которые были произнесены (или нет) самыми разными велики людьми в частных беседах, и они давно вошли в оборот историков и литераторов. А по поводу статей УК, так сейчас почитай любого классика можно привлекать за недостаточную толерантность)). У того же Достоевского таких высказываний (причём неоспаримых, содержащихся в полном с/с) - огромное множество. Например в «Дневнике Писателя" за сентябрь 1876: «Хозяин земли русской — есть один лишь русский". Вполне подподает под указанную вами статью современного УК. А вообще набирающая обороты мода грозить оппонентам статьями УК в литературных и исторических спорах выглядит смешно и некрасиво.
Илья10 июня 2021, 12:35
Дмитрий, извините, но Достоевскому эту русофобскую фразу ложно приписывают. А ещё она сомнительна с точки зрения современного законодательства (ст.282).
Дмитрий с Волги 9 июня 2021, 22:04
Василий 7 июня 2021, 20:10 "Помню детство в деревне ещё в далекие советские времена, кон. 70-х. Храма тоже не было, в райцентре собор был разобран на кирпич в начале 30-х." У нас еще в 20-ые скидывали кресты с храма местные активисты-комбедовцы, все их потомки потом спились. Да и все село вырождалось понемногу. А в 90-е храм восстановили, и село ожило, люди детей рожать стали, теперь даже приезжают к нам из других мест.
Дмитрий 9 июня 2021, 17:33
Видимо, раньше в деревне страсти сдерживались физическим трудом, христианским укладом, общественным мнением. А с разрушением этого, да еще при упадке веры, страсти уже мало что сдерживает. Как писал Достоевский- "Русский без православия – дрянь, а не человек… ". Если в городе это еще как-то заглушается и нивелируется, то в деревне выступает с особой силой.
И. 8 июня 2021, 19:31
"В нашей деревне никогда не было храма" - в деревнях раньше и не было храмов, основным отличием села от деревни было наличие храма. А люди за 2000 лет мало поменялись, к сожалению. Всегда находились "ниже естественного" не уважающие родителей, с кулаками, топорами и пр. Были суета и расслабленность. Святые отцы писали о том, что видели, а не об инопланетянах теоретизировали, простите. Характерной чертой нынешнего времени стала нажива на пороках, оттого "сводки МВД" в приоритете.
Алексей 8 июня 2021, 14:06
Великолепная статья. Ни отнять, ни прибавить. Есть о чём думать. Спасибо батюшке.
Анна 8 июня 2021, 13:58
Очень хорошая статья, особенно полезна для меня - горожанина с розовыми очками и "пасторалью" в голове. Я давно лелею мечты об отъезде в деревню, но краткие визиты туда и вот такие статьи отрезвляют, Вопрос к автору: умерла ли деревня совсем и что бы он посоветовал тем, кто о жизни в деревне думает непрестанно.
Никита 8 июня 2021, 12:37
Очень нравятся статьи отца Сергия! Считаю его одним из лучших авторов на этом сайте.
Наталья 7 июня 2021, 22:12
Спасибо отцу Сергию и редакции: хорошая и нужная статья.
Андрей 7 июня 2021, 22:04
Спаси Господи! Очень хорошая статья.
Василий 7 июня 2021, 20:10
"В нашей деревне никогда не было храма." Это и есть ключевые слова. Помню детство в деревне ещё в далекие советские времена, кон. 70-х. Храма тоже не было, в райцентре собор был разобран на кирпич в начале 30-х. Т.е. все кто там вырос не знали ни что такое вера, ни что такое храм. Всё что описал автор, с некоторыми вариациями, было тогда. Допившийся до белой горячки сосед бегающий с топором за женой или старухой-матерью, это была повседневность. Когда началась "борьба с зеленым змием" мужики мазали гуталин на хлеб, глотали антифриз, травились. Пацаны пили и курили с младшей школы. Нравственная грязь, блуд, пьянство, разврат - вот такая жизнь людей живущих без Бога.
Мария 7 июня 2021, 18:01
У нас в деревне народу примерно столько же, но на службу ходили люди - ровно до тех пор, пока священник не стал читать проповеди, поминая в них исповеди своих прихожан. Которые, в отличие от городских приходов, знают проблемы друг друга. Ему тут же припомнили, как он выцыганивает у бабушек деньги и... поменяли приход на более удаленный. Кто мог. А кто не мог - продолжил жить по старинке.
НН 7 июня 2021, 17:44
Спасибо, о.Сергий, за предостережение и напоминание о человеческой слабости; и о том, что невозможно человеку возможно Богу. Антон, а нам никто никогда не обещал, что мы, христиане, будем жить легко и просто... Какие времена - такие и нравы... И наоборот. Мне кажется, что когда стараешься быть, а не казаться, то и оставаться тем, кто ты есть на самом деле - проще. Но человек слаб, может упасть... Главное - с Божией помощью подняться, верить Богу и не забывать благодарить Его за всё, что Он нам посылает. Христос Воскресе!
Дмитрий 7 июня 2021, 16:56
Очень хорошая, отрезвляющая статья, математически точно показаны духовные аспекты, спасибо автору. Да и все мы уже осуждены и среднии и низшии. А спасти нас может, только искренняя милостыня. Так сказал и делал Иоанн Кронштадтский. Сори если кого обидел.
Антон 7 июня 2021, 12:49
Уже в довольно далёкие от нас времена христиане сокрушались: "Монастырь стал как мир, а мир стал как ад". А что сказать о нашем времени? Адская тьма наползает со всех сторон, стараясь поглотить и уничтожить не только Церковь, но и семью, и все нормальные человеческие отношения, изуродовать психику людей. Сегодня неимоверно трудно оставаться не то что христианином, но просто нормальным хорошим человеком, как это понималось несколько поколений назад.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×