«В тот заснеженный вечер под Сретение 1994 года…»

К 30-летию возрождения монашеской жизни в московском Сретенском монастыре

Ровно 30 лет назад, на праздник Сретения Господня 1994 года, в возрождаемой Сретенской обители, которая стала подворьем Псково-Печерского монастыря, состоялось первое богослужение. Мы предлагаем вниманию читателей воспоминания Наталии Николаевны Шабалиной, которая была очевидицей зарождения, становления и развития Сретенского монастыря. Воспоминания взяты из книги «Жизнь мояСретенский монастырь. Сборник воспоминаний» (Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2022).

Первая служба в Сретенском монастыре. Худ. С. Ивлева Первая служба в Сретенском монастыре. Худ. С. Ивлева

В 1987 году для организации мероприятий к Рождественскому фестивалю владыка Питирим дал в помощь нашему коллективу молодого человека — Гошу Шевкунова. Так в издательстве Патриархии на Погодинской улице мы познакомились с будущим нашим батюшкой, отцом Тихоном.

Гоше Шевкунову было тогда лет около двадцати восьми, а на вид и того моложе

Ему было тогда лет около двадцати восьми, а на вид и того моложе: худенький, с красивыми пышными и волнистыми волосами. Каждый из нас приближался уже тогда к пятидесяти, и мы смотрели на него сначала с недоверием, но потом он стал готовить музыкальную программу и подготовил ее просто блестяще — теперь-то мы знаем, насколько блестяще он, с помощью Божией, может все делать… Мы подружились: и в Дивеево вместе ездили, и в гости друг к другу ходили. А потом мы все ходили на монашеский постриг Гоши Шевкунова в Донской монастырь.

Прошло немного времени, и отец Тихон получил благословение создавать подворье Псково-Печерского монастыря на месте бывшего Сретенского в Москве. Единственный уцелевший Владимирский храм был тогда занят братством «Сретение» во главе со священником Георгием Кочетковым, и хотя им был уже передан находящийся неподалеку храм Успения Богородицы, они не желали оставлять Владимирский.

Послушник Псково-Печерского монастыря Георгий Шевкунов Послушник Псково-Печерского монастыря Георгий Шевкунов

В ноябре 1993 года, — в воскресенье, после праздника Казанской иконы Божией Матери, — отец Тихон отправил нескольких из нас посмотреть, как там проходит служба. И мы отправились к кочетковцам, про которых я тогда даже понятия никакого не имела. Пришли на литургию, а там — все свои, междусобойчик такой. Мы стоим вроде как совсем чужие — это было очень ощутимо. Бросилось в глаза, что у них полностью отсутствовали иконы русских святых…

В пустом храме горит свет, сидит внутри сторож и никому не открывает. Так и отслужили всенощную во дворе, на морозе

После Евхаристического канона к нам подошли с вопросом:

— Вы причащаетесь?

Мы говорим:

— Нет, мы причащались накануне, в праздник Казанской иконы. А сегодня не готовились.

— В таком случае покиньте храм — «изыдите, оглашенные»! — и выгоняют нас из храма.

Мы пытались объяснить, что не оглашенные, а наоборот, крещеные, и регулярно причащаемся, но нас слушать не захотели и из храма выставили. Мы «изышли» и потом рассказали обо всем отцу Тихону.

Иконостас Сретенского монастыря в 1994 году Иконостас Сретенского монастыря в 1994 году

Под Сретение 1994 года батюшка Тихон объявил, что его благословили служить на праздник в монастырском храме. Накануне вечером пришли мы на всенощную, а Владимирский храм закрыт. В пустом храме горит свет, сидит внутри сторож и никому не открывает. Староста кочетковцев в панике, ему дали, видимо, указание нас не впускать, но он понимает: что-то здесь не так. Бегает вокруг и не может решить, как поступить.

И устроились мы на улице, в сугробах. Народу собралось много, человек пятьсот, весь двор оказался заполненным. Батюшку уже тогда вся молодая интеллигентная Москва знала — человек он общительный, круг друзей и знакомых у него всегда был большой. Так и отслужили всенощную во дворе, на морозе. Пел знаменитый хор Анатолия Гринденко, — приехали несколько его ребят, — затем все мы прикладывались к иконе Сретения Господня, и помазание было.

Вход в храм

Собор в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери Собор в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери В Патриархии обо всем этом узнали, и на следующий день кочетковцам ничего уже не оставалось, как впустить нас на службу в храм, так что утром служили вместе: и кочетковцы, и наши. Наших отцов было тогда мало: сам отец Тихон, приехавшие из Печор отец Стефан и отец Анастасий (оба ныне покойные), отец Иоанн Сирота и отец Сергий.

Батюшка наш сказал проповедь, и Кочетков сказал проповедь. На Символе веры кочетковцы бросились к нам обниматься и целоваться — так у них заведено, но причащались отдельно от нас, из своих Чаш. Потом они не выдержали таких совместных служб и стали служить в Успенском храме, хотя наш монастырский храм долго еще не оставляли. Сам Кочетков жил прямо в алтаре придела Иоанна Предтечи, в алтаре и спал. Там, где сейчас придел со стасидиями, у кочетковцев были туалеты… А место, где сейчас в храме свечная лавка, они приспособили под кухню и трапезную — у них там стояли плитки, кастрюли, всякая кухонная утварь.

Когда уже наши отцы служили там, кочетковцы во время службы через правые диаконские двери спокойно проходили в алтарь к своему наставнику — и мужчины, женщины, все подряд.

Отец Тихон благословил закрыть туалеты, но кочетковцы снова их открыли. Тогда наши ребята взяли и просто разобрали их.

Кочетковцы занимали также двухэтажный дом с подвалом, где по настоянию Патриархии выделили несколько комнаток и для нас. В одной из комнат отцы поставили перегородку, сделав из нее келию для батюшки Тихона и рабочий кабинет. В кабинете сидели мы с Надеждой Федоровной и печатали документы, письма. Другая комнатка стала трапезной, в которой одновременно могли сесть за стол всего человека четыре. Остальные две комнаты превратились в келии для братии: отцов Никиты, Анастасия и Феодосия.

С отцом Анастасием. Вторая слева в верхнем ряду - автор - Н.Н. Шабалина С отцом Анастасием. Вторая слева в верхнем ряду - автор - Н.Н. Шабалина

Остальные помещения этого здания никак не использовались и стояли закрытыми — кочетковцы ссылались на то, что они предназначены для иконописной мастерской и воскресной школы. Как оказалось впоследствии, все они были заняты стеллажами, на которых хранились тюки одежды и обуви — гуманитарная помощь, полученная от каких-то иностранных организаций. В одной из комнаток было, правда, устроено что-то вроде иконописной мастерской, а еще в одной хранилось множество непонятной литературы, в том числе иудаистской.

Со временем кочетковцы все же перебрались в храм Успения Богородицы окончательно, а мы начали преодолевать разруху и запустение.

Большие хлопоты

В это самое время закончился срок моей трехлетней работы в приходском совете храма в Троицком-Голенищеве, возвращенного Церкви с помощью нашей двадцатки, и я сказала себе:

— Все, теперь я на пенсии, и работать больше никуда не пойду — буду отдыхать.

А отец Тихон как раз получил подворье и звонит мне:

— Помогите нам, пожалуйста, с оформлением документов!

Указ Патриархии об организации монастырского подворья вышел, распоряжение правительства Москвы о предоставлении ему бывших монастырских зданий имелось, а здания эти все еще были заняты какими-то мелкими светскими организациями. На улицу их не выгонишь — требовалось расселять, и это были большие хлопоты.

Архимандрит Антоний (Гулиашвили) с иеромонахом Тихоном и прихожанами Архимандрит Антоний (Гулиашвили) с иеромонахом Тихоном и прихожанами

Нужно было ходить по всем комитетам: по жилищным, имущественным, земельным. Затем начались отселения. В нынешних зданиях монастыря находились квартиры, коммуналки, общежития — там жили разные люди, многие из которых работали в КГБ. Помещения эти пришли на то время в ужасное состояние: страшные проваливающиеся полы, падающие потолки и стены, укрепленные какими-то балками…

Мы ходили по разным комитетам-департаментам, и нам постепенно выделяли квартиры для расселения, но жильцы упирались: это не подходит, то не подходит. Многие желали остаться в центре и долго дожидались подходящего варианта. Это была очень тяжелая работа, но понемногу помещения для монастыря освобождались.

Интересно, что в одном из домов долго еще проживала старушка лет за восемьдесят, художница Евгения Матвеевна Грика. Представьте себе ситуацию: монастырь, братские келии, и посреди всего этого живет мирская старушка, которая совершенно не желает ничего принимать в расчет — никакие указы Патриархии и никакие распоряжения правительства Москвы. Но в конце концов она согласилась переехать и освободить монастырские помещения. И отец Тихон эту старушку не бросил до конца ее дней — монастырские постоянно к ней ездили, во всем помогали. Умерла она почти в столетнем возрасте, и отпевали ее в нашем храме торжественно, как ктитора обители, хотя одному только батюшке известно, каких усилий стоило уговорить ее освободить исконное монастырское здание.

И вот когда отец Тихон позвал меня сюда для помощи, я подумала: «Ну, немного помогу — письмецо в Москомимущество какое-то напишу, опыт-то у меня есть. А уже затем — на заслуженный отдых…»

Но вот сейчас мне уже за восемьдесят, и до сих пор я здесь работаю, все этими вопросами занимаюсь. «Когда же они закончатся?» — думаю порой. А они все не заканчиваются, и судьба моя по сей день со Сретенским монастырем тесно связана…

600-летие Сретения Владимирской иконы

Владимирская икона Божией Матери Владимирская икона Божией Матери

В 1995 году отец Тихон решил праздновать 600-летие Сретения Владимирской иконы, и мы стали думать, как бы нам взять на службу из Третьяковской галереи ту самую чудотворную Владимирскую, которую встречали здесь 600 лет назад и в честь которой был заложен Сретенский монастырь.

Мы стали думать, как взять на службу из Третьяковской галереи ту самую Владимирскую, которую встречали здесь 600 лет назад

Во время походов в мэрию и разговоров-переговоров о касающихся монастыря документах, был найден общий язык с префектом Центрального округа Москвы А.И. Музыкантским — он начал ездить к батюшке и во всем нам содействовать. А директором Третьяковки в те годы работал В.И. Родионов, он тоже отнесся сочувственно к нашей задумке. Многие искусствоведы третьяковские начали нам помогать, но были и такие, которые выступали решительно против.

— Ни в коем случае нельзя вывозить икону из галереи — она может пострадать, это перемещение может оказаться для нее гибельным! — протестовали они.

В то время в монастыре уже работала Мария Георгиевна Жукова, дочь Маршала Жукова, и мы с ней ездили на совещания в Третьяковку, убеждали. Заведующей отделом древнерусского искусства работала там Надежда Геннадиевна Бекенева, человек православный, которая тоже нас поддерживала, говорила, что можно обеспечить такие условия доставки иконы в монастырь, при которых она никак не пострадает.

Позже в монастыре появился иеромонах Никодим (Бекенев), и оказалось, что это была его мама!

Чтобы доставить икону в монастырь, пришлось провести огромную работу. Привлекли какой-то завод, который сделал специальную капсулу для соблюдения строгого температурного режима, и установил электронную сигнализацию. Свечную лавку освободили, и там разместились операторы со всей своей аппаратурой. Нужно было также обеспечить пожарную охрану, организовать практическую конференцию с участием ученых и искусствоведов, и много всего другого требовалось сделать — это было грандиозное по объему мероприятие не только с духовной точки зрения, но и со стороны практической организации всего этого торжества.

И вот наконец все свершилось.

К всенощной в мини-автобусе «Мерседес» привезли чудотворную Владимирскую икону и установили в храме. Крестный ход из Кремля шел со списком Владимирской, присутствовал Лужков, и говорили, что вначале был даже Ельцин. А в тот вечер случился невиданный ливень — с неба обрушилось какое-то невероятное море воды и лилось, не переставая…

Храм был полон до отказа — в основном архиереи, священство. Сотрудники монастыря зашли заранее, иначе никто из нас просто бы туда не попал. Весь двор тоже оказался забит народом, народ стоял и на улице у ворот, но уже никого не пропускали — места не было.

В храме шла служба, люди с благоговением прикладывались к иконе, пели: «Надеющиеся на Тебя да не погибнем…» Это было грандиозное, невероятное событие!

Икону по окончании всенощной должны были увезти на ночь обратно в Третьяковку, но множество людей так и не успели к ней приложиться. Тогда отец Тихон с кем-то из иеромонахов пошли вдоль Лубянки и помазывали всю эту огромную очередь освященным у чудотворной Владимирской иконы маслом до двух часов ночи.

Утром 8 сентября икону снова привезли. Приехал хор архимандрита Матфея (Мормыля) из лавры — это, конечно, такой грандиозный хор, такое настроение создавал… Я как раз рядом стояла. А когда в конце службы стали забирать икону, было настоящее переживание — люди плакали. Увозили нашу святыню, и вряд ли когда снова увидим мы ее в этих стенах… Были в эти дни даже чудеса, исцеления, и долго еще народ не мог забыть про это событие.

Яблоку негде упасть

Почти с самого начала в храм наш было не войти — такая теснота стояла. Это объяснялось, конечно, авторитетом отца Тихона, который очень быстро стал известен, а во-вторых, популярностью нашего хора — многие приходили его послушать. А потом, Владимирский храм ведь очень маленький, и решили мы с батюшкой обходные галереи пристроить, чтобы побольше людей помещалось.

Почти с самого начала в храм наш было не войти — такая теснота стояла

У нас был тогда молодой еще Леша Котов, архитектор (сейчас он уже архитектор-реставратор Алексей Борисович), и он сделал замечательные эскизы будущей галереи: все эти окна, арки, столбы, пилястры смотрелись в том же стиле, что и сам храм. Никто потом не мог сказать, что это новое, чужеродное — галерея выглядела так, словно была построена вместе с храмом. Но вначале мы очень долго ходили с этими эскизами по всяким комиссиям и объясняли, что нам обязательно нужна галерея, что мы задыхаемся от тесноты, что люди стоят на улице под дождем и в мороз, что даже Чашу вынуждены выносить на улицу.

Вид на храм из окна семинарии Вид на храм из окна семинарии

А нам отвечали, что наш храм — это федеральный памятник, охранная зона, что строить здесь категорически ничего нельзя, а тем более что-либо пристраивать к храму.

Мы в ответ выдвигали свои аргументы: что пристройка галереи будет способствовать сохранности фресок, поскольку будет какая-то защитная зона, что галерея разгрузит храм, и всякие другие доводы приводили. В конце концов свершилось чудо, нам разрешили строить, и галерея была возведена как раз к 10-летию возрождения монастырской жизни. Площадь храма увеличилась на треть, и это, конечно, великое дело. С левой стороны получилось устроить придел в честь святой Марии Египетской, там теперь исповедь совершается, а справа галерея превратилась в придел Иоанна Предтечи — отдельную площадь для братии и студентов нашей семинарии, теперь уже академии.

Монастырская стена и сад

Стройка стены вокруг монастыря Стройка стены вокруг монастыря

Собираясь праздновать 600-летие Сретения Владимирской иконы, решили мы возвести монастырскую стену. Леша Котов нарисовал ее, и начались мои «мытарства». Где только не приходилось согласовывать!

Ведь там, в земле, проходили какие-то кабели, там собирались прокладывать какие-то трубы. Я ходила в мэрию, в префектуру, в кабельную сеть, в геологоразведочную организацию, уже не помню, куда еще, — носилась по всем этим конторам, дарила им какие-то книжечки, толкала речи, что вот, 600-летие — такая дата…

Это были 1990-е годы, время духовного подъема — люди с охотой и радостью шли навстречу Церкви. Скажем, срок согласования месяц, а они за неделю все делали.

Получили мы разрешение, стали готовить место, рыть землю, и открылись фундаменты старых монастырских храмов. Их сломали в 1930-е годы, расширяя улицу. Так что когда мы идем сейчас по тротуару, то ступаем как раз по этим фундаментам. В 1995 году мы построили стену и сделали монастырские ворота.

После того, как появилась стена, стало возможным настоящее озеленение территории. Был у нас отец Аркадий — садовод от рождения, он и создал нам этот роскошный монастырский садик. На том месте ведь был сплошной строительный мусор: битый кирпич, куски цемента, известки. У него имелось большое такое сито, он копал землю на метр глубиной и всю ее просеивал… Как сейчас вижу: сидит он у аллейки и землю просеивает… Это были, конечно, героические усилия. Находились, конечно, и помощники, которые тоже копали, выбирали мусор, позже завозили землю.

Затем батюшка Тихон благословил выписывать растения, и отец Аркадий начал доставать кустарники, цветы различные, какие-то невероятные сорта роз. Сам отец Аркадий был родом из Ивано-Франковска, Западной Украины, так он и оттуда что-то привозил, а после уже по интернету заказывал.

Хотел даже выкорчевать все старые деревья, только бы побольше своих любимых роз высадить, но тут я стала насмерть и сказала:

— Только вместе со мной! — И отстояла эти деревья.

Был смешной случай. Отец Аркадий посадил кипарисы, еще какие-то деликатные южные растения, которые в наших условиях нужно хорошо укрывать на зиму. И обратился к женщинам-прихожанкам, чтобы принесли ненужную ветошь для утепления. Все с радостью откликнулись, нанесли всякого тряпья. Вхожу я утром в калитку, а вокруг все обмотано какими-то цветными платьями, халатами, чуть ли не портками и колготками! Картина называлась: зимний сад расцвел!

Батюшка Тихон увидел, наверное, и дал команду убрать, и вообще указал, чтобы впредь все было цивилизованно. После этого для утепления растений завели одинаковые мешки.

Сад у нас особенный, без преувеличения. Почти круглый год все в нем растет, цветет и благоухает — заходишь из этой сумасшедшей Лубянки и словно попадаешь в другой мир.

Французская школа и новая семинария

В Сретенской духовной семинарии В Сретенской духовной семинарии

Прямо напротив Владимирского храма стояла школа с углубленным изучением французского языка, построенная в советский период. Ирония судьбы: на этом месте располагалось когда-то кладбище, где во время войны с Наполеоном хоронили французов. Школа располагалась на исконной монастырской территории, которую мы с самого начала просили мэрию и префектуру полностью нам вернуть. В правительстве Москвы работал тогда Михаил Мень, сын протоиерея Александра Меня, и он оказал батюшке Тихону большую помощь в этом вопросе. Наконец, в конце 2005 года было принято решение построить для французской школы новое здание, отселив ее с монастырской территории.

Некоторое время существовала идея снести помещение школы и на этом месте построить новый храм, поскольку народ все прибывал, и даже галерея уже не спасала: люди опять стояли на улице. В Моспроекте подготовили даже макет, где храм стоит на месте школы, но вдруг на градостроительном совете выступил Лужков и заявил:

Жизнь моя — Сретенский монастырь : Сборник воспоминаний / Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2022. — 384 с. : ил. ISBN 978-5-7533-1769-8 Жизнь моя — Сретенский монастырь : Сборник воспоминаний / Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2022. — 384 с. : ил. ISBN 978-5-7533-1769-8 — Нет, храм строить мы не будем. Школу снесем и сделаем большую соборную площадь. А если рядом со старинным храмом появится новый, современный — это будет нехорошо, неправильно.

Народу сидело больше ста человек — заслуженные архитекторы, члены разных комиссий, но я все же решилась и сказала:

— Вы знаете, постройки разных времен присутствуют в любом монастырском ансамбле, и все это гармонично вписывается в архитектурный стиль. Обитель растет, число братии увеличивается, и, конечно же, строятся новые храмы, появляются новые пристройки — это естественный исторический процесс, не стоит этого бояться.

Но после выступления Лужкова все уже были против строительства нового храма, хотя вначале выступали как раз за его возведение. Звоню батюшке, рассказываю, а он отвечает:

— Ну что же, может оно и к лучшему… А то ведь при строительстве такой шум начнется, везде грязь, машины ездят…

— Если не будем на этом месте строить храм, — говорю батюшке, — то зачем нам ломать такое хорошее здание? У нас вот семинаристы в каких-то каморках ютятся, и классы у них по всем зданиям разбросаны…

Нам разрешили переоборудовать здание школы, и таким образом семинаристы получили прекрасное место для проживания и учебы

Батюшка согласился. Я написала письмо Лужкову, нам разрешили переоборудовать помещение, и таким образом семинаристы получили прекрасное место для проживания и учебы. Я очень рада, что мы сохранили это замечательное здание — крепкое, добротное, всего лишь 1952 года постройки. Сделали отличный проект реставрации, и такие чудесные комнаты и классы получились! Какое потрясающее там сейчас оформление, какая превосходная мебель стоит! Все самое современное, удобное, надежное — батюшка лично за каждой мелочью следил. На открытие приезжал Патриарх, и он был просто поражен. Ребята собрались встречать его в актовом зале — просторном, красивом… Учиться в такой семинарии— это счастье.

Новый храм

Строительство храма Новомучеников и Исповедников Церкви Русской Строительство храма Новомучеников и Исповедников Церкви Русской

Но задумка о строительстве нового храма нас не покидала, ведь во Владимирском все опять стояли в невероятной тесноте. И вы не представляете, каким трудным оказалось воплощение нашей давней мечты. Построить храм в центре города, причем в зоне памятника федерального значения, оказалось неимоверно сложной задачей. Кругом коммуникации, места мало — машина пройти не может, бордюры задевает…

А самым первым делом нужно было снести два небольших здания на монастырской территории — постройки конца XIX века, не представляющие никакой исторической или архитектурной ценности, и одно из которых пребывало к тому же в аварийном состоянии. Стали производить экспертизу: позвали искусствоведов, других специалистов, которые написали целые тома исследований и сделали заключение. Мы вышли с этим документом на комиссию, и тут поднялась целая буча. Существует такая комиссия, которую называют «несносной» — вот она как раз по сносу.

Есть еще некий «Архнадзор» — это такая самодеятельная, можно сказать, группа людей, которые следят за памятниками старины. С одной стороны, это хорошо, поскольку памятники нужно беречь, но с другой стороны — они обычно выступают против строительства храмов. Субсидирует их некто Гельман, известный противник христианства. Его соратники постоянно занимаются сбором подписей против всего, что касается православной веры.

И вот такое поднялось: и публикации в прессе, и письма Патриарху, и даже самому президенту. Они всячески всем объясняли, что нельзя эти домики сносить, что они являются не обычными хозяйственными постройками, а ценными памятниками архитектуры.

В конце концов победа оказалась на нашей стороне и нам разрешили снос. Городские чиновники нас поздравляли и говорили, что мы добились чего-то совершенно немыслимого — почти никто из них не верил в такой исход дела.

В результате у нас получился и новый храм, и огромная площадь в середине монастыря. Проходя по ней, я каждый раз думаю: откуда взялась такая огромная площадь?! Ведь раньше тут просто негде было развернуться.

Возможно ли было представить себе все это в тот заснеженный вечер под Сретение 1994 года, когда служили всенощную в сугробах? Кто мог вообразить этот чудесный огромный храм, эту прекрасную семинарию, этот цветущий сад? Да и все остальное, что образовало сейчас наш любимый Сретенский монастырь…

Наталья Шабалина

15 февраля 2024 г.

Смотри также
Встреча Владимирской иконы Божией Матери, 1995 год Встреча Владимирской иконы Божией Матери, 1995 год
ВИДЕОХРОНИКА
Встреча Владимирской иконы Божией Матери, 1995 год Встреча Владимирской иконы Божией Матери, 1995 год
ВИДЕОХРОНИКА
25 мин. видеохроники 1995 г., повествующей о принесении в Сретенский монастырь Владимирской иконы Божией Матери из Третьяковской галереи.
Дежпом по-сретенски Дежпом по-сретенски
Иерей Константин Белый
Дежпом по-сретенски Дежпом по-сретенски
Глава из книги «Попасть в Сретенку»
Иерей Константин Белый
Студенты замерли. Дежур­ный помощник сомкнул веки, протер их руками и вновь искоса, крайне осторожно и недоверчиво взглянул на странный силуэт с ноутбуком.
Несколько мыслей к престольному празднику главного собора Сретенского монастыря Несколько мыслей к престольному празднику главного собора Сретенского монастыря
Сергей Комаров
Несколько мыслей к престольному празднику главного собора Сретенского монастыря Несколько мыслей к престольному празднику главного собора Сретенского монастыря
Сергей Комаров
Безбожники, строящие рай на земле, неминуемо построят концлагерь – об этом без слов свидетельствуют, а вместе с тем и предупреждают купола собора.
Комментарии
Борис18 февраля 2024, 21:51
Какой же хороший и уютный Сретенский монастырь, как там хорошо на службах! На воскресной всенощной в субботу и на литургии.
Ирина Евгеньевна17 февраля 2024, 21:43
Благодарю Вас, Наталья Николаевна, за такие прекрасные воспоминания! Уважаемая редакция, прошу Вас, по случаю празднования юбилея возрождения монастыря, помянуть труженицу монахиню Марию (Елену Птицыну). Может быть, где-то на фото она есть, или кто-то еще напишет свои воспоминания о ней, ведь она тоже внесла свой вклад в жизнь Сретенского монастыря. Благодарю Вас!
Татьяна15 февраля 2024, 21:24
Я ненамного старше владыки Тихона. Конечно, мы жили в разных условиях,но Господь каждому даёт возможность проявить себя и принести пользу там, где он живёт. Дает возможность и указывает путь, и оказывает помощь, но мы часто ищем другие возможности, другие пути и не ценим ту помощь, которая нам предоставляется. Владыко Тихон был из тех, кто увидел, почувствовал и без сомнений, с благодарностью и радостью принял Божию помощь. Я думаю, что его без сомнения можно назвать избранным. И дай, Господи, ему помощи в его трудах во славу Божию. Всем людям, откликнувшимся тогда, в те трудные годы на призыв Господа оставить всё и идти за Ним, земной поклон и благодарность.
Елена15 февраля 2024, 17:01
Спаси Господи! Спасибо, так интересно узнать о Сретенском монастыре. Мы тоже любим свой маленький монастырь, очень переживаем за батюшек. Низкий поклон всем. С Праздником!
Ирина15 февраля 2024, 13:49
Наташа, огромное спасибо Вам за статью и земной поклон за труды и помощь в великом деле. Я точно так же, как и Вы, до сих пор не могу понять, как смог поместиться этот великолепный храм, полный света и благолепия, красоты и какой то мощи, на совершенно маленькой территории. Даже очутившись, уже какой раз! в любимом Сретенском, рассматривая и снаружи, и изнутри, я сломала голову, откуда взялись допонительные метры. Ведь я знала хорошо прежнюю территорию и всегда посещала Сретенский, начиная с 90-х, ходила в трапезную и даже умудрялась встречать знакомых. Поэтому Сретенский для нас, сибиряков, всегда был особенным. Уже не говорю о любимом всеми митр. Тихоне. Здоровья Вам и духовных открытий.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×