Фреска монастыря Воронец, Румыния
«Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое»
(2 Кор. 5, 10).
Возлюбленные верующие!
Сегодня все мы, стоящие здесь, слышали слова Спасителя нашего Иисуса Христа о Его пришествии на Престрашный Суд. Знайте, что с основания мира до скончания веков нет ничего страшнее пришествия Господа на Страшный Суд.
С основания мира до скончания веков нет ничего страшнее пришествия Господа на Страшный Суд
Даже ангелы не могут подробно рассказать нам об этом престрашном пришествии Господнем, когда Он будет судить все народы земли, начиная с Адама до конца света. Мы, слишком немощные и непонятливые, сами не смогли бы говорить об этом неописуемом страхе и страшном пришествии Господа. Но из того, что мы слышали сегодня в Святом Евангелии, и из того, что показано в Божественном Писании вообще, а также из писаний святых отцов о Суде Великого дня обозначим здесь, по нашему слабому разумению, несколько поучений о пришествии Господа на Страшный Суд. И, прежде всего, покажем, приводя свидетельства из Священного Писания, каким образом приидет Господь и какими будут первые знамения Его пришествия.
Первыми знамениями, возвещающими пришествие Господа на Суд, будут трубы небесные. Эту истину показывает нам Спаситель, говоря: «и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною» (Мф. 24, 31). Потому и святой пророк Софония назвал Судный день «днем трубы и воскликновения» (Соф. 1, 16). Великий апостол Павел о воскрешении мертвых и гласе небесной трубы говорит так: «вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными» (1 Кор. 15, 52–53). И в другом месте, показывая, что трубы будут сопровождать Господа на Суд, говорит, что «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба» (1 Фес. 4, 16).
Святитель Григорий Богослов, описывая мощь гласа и силу труб тех, которые возвестят пришествие Господа, говорит:
«Страшен глас труб, которым повинуются стихии и которые рассекут камни, которые раскроют гробы, которые обнажат преисподнейшее, которые сокрушат и снесут врата медные и разорвут и разнесут оковы смерти».
Вторым знамением, которое последует за громогласным звучанием труб, будет воскрешение мертвых. Но какими, братия мои, будут тела праведных и грешных при воскрешении? Воскреснут ли они такими же, какими мы полагаем их в гробы и могилы?
Тело каждого праведника будет сиять неисчислимыми лучами, подобно солнцу
Нет, ибо велико будет отличие человеческих тел в грядущем воскресении от тел нынешних. Тела праведных на Страшном Суде будут украшены четырьмя избранными дарами: даром сияния, даром легкости, тонкости и бесстрастия.
Таким образом, тело каждого праведника будет сиять неисчислимыми лучами, подобно солнцу, как Сам Владыка и Спас наш Иисус Христос сказал:
«Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф. 13, 43).
Предивной будет тогда легкость и легкоподвижность тел праведников, так что они смогут устремляться в любую часть света по своей воле, ибо никакого замедления не причинит им тяжесть. Это показывает и премудрый Соломон, который говорит: «Они воссияют как искры, бегущие по стеблю» (Прем. 3, 7), ведь искры, носимые ветром, распространяются повсюду с великой легкостью.
Тела праведников будут обладать и тонкостью, так что со всей легкостью смогут проходить через другие материи. Так, тело Владыки нашего Иисуса Христа прошло после Воскресения через тот большой камень, который лежал на могиле, не нарушив печатей, и через запертые двери вошло в дом, где были собраны ученики, страха ради иудейского, как тончайший дух, который ни стенами не удерживается, ни дверями не останавливается.
Об этих четырех дарах воскресших тел говорит святой апостол Павел: «сеется в тлении, восстает в нетлении» (1 Кор. 15, 42). Это дар бесстрастия. «Сеется в уничижении, восстает в славе» (1 Кор. 15, 43). Это дар сияния. «Сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1 Кор. 15, 44). Это дар тонкости.
Велико будет отличие тел грешников от светлых тел праведников и святых Божиих
Покажем вкратце, какими будут и воскресшие тела грешников, осужденных на муки вечные. Велико будет отличие тел грешников от светлых тел праведников и святых Божиих. Ибо вместо сияния облекутся они в мрак глубокий, подобный преисподней тьме кромешной адовой. Вместо красоты тела грешников будут отличаться отвратительным уродством, полным мерзости. В отличие от легкости тел праведников, тела грешников будут очень тяжелыми и трудноподвижными, ибо не следовали с усердием Божественным заповедям. Ведь сами эти тела грешников будут служить мучениям вечным и конца не имеющим.
Возлюбленные верующие! Какие еще знамения явятся перед пришествием Господа на Суд? В Святом Евангелии читаем, что тогда явится на небе знамение Сына Человеческого (ср. Мф. 24, 30), которым, по разумению святых отцов, является Крест Христов, на котором Он предал дух (Ин. 19, 30). Некоторые говорят, что, как только явится Крест на небе, этим знамением будут запечатлены чела всех праведных (Откр. 7, 3).
Увидев знамение Святого Креста на небе, «восплачутся все племена земные» (Мф. 24, 30). Но почему при его появлении восплачутся все племена земные? Все народы будут плакать тогда потому, что узнают, Чье это знамение Святого Креста; будут плакать все не почитавшие Святой и Животворящий Крест — этот святейший алтарь с Кровию Христовой и знамение Его пришествия. Что же скажут тогда язычники, неверующие и сектанты, которые не почитали Святой Крест и не кланялись знамению Сына Человеческого?
После явления Святого Креста на небе приидет на Страшный Суд Иисус Христос в славе и силе, как сказано в Божественном Евангелии:
«И увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24, 30).
Вот и несколько блестящих свидетельств, описывающих нам ту славу неизреченную, с которой приидет Господь на Страшный Суд. Святой пророк Давид говорит: «Огнь пред Ним возгорится», и пламенем пожжет окрест врагов Его (ср. Пс. 49, 3). И еще:
«Осветиша молния Его вселенную: виде и подвижеся земля. Горы яко воск растаяша от лица Господня, от лица Господа всея земли. Возвестиша небеса правду Его, и видеша вси людие славу Его» (Пс. 96, 4–6).
А великий пророк Исаия о страшном пришествии Господнем говорит так:
«Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его — как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и прещение Свое с пылающим огнем. Ибо Господь с огнем и мечом Своим произведет суд над всякою плотью, и много будет пораженных Господом» (Ис. 66, 15–16).
А возле страшного пламенного престола Господа будет стоять Пресвятая и Пречистая Богородица, одесную Превечного Царя, как написано: «Предста Царица одесную Тебе» (Пс. 44, 11).
Господу будут предшествовать наивысшие силы небесные, за ними пойдут власти, начала и Архангелы, впереди которых — Архангел Михаил, препоясанный мечом огненным и сияющий подобно молнии, как великий воин Великого Царя. Затем последуют апостолы, мученики, святители и несметное множество ангелов и святых, «и мечи обоюду остры в руках их: сотворити отмщение во языцех, обличения в людех» (Пс. 149, 6–7).
Кто же сможет устоять тогда перед Судией Страшнейшим и неподкупным? Об этом думал и пророк Исаия, который говорит:
«Войдите в расселины скал и скройтесь в пыли от страшного лица Господня и от сияния славы Его» (Ис. 2, 10)[1].
Святой евангелист Матфей о пришествии Господа говорит следующее:
«И увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24, 30).
И еще говорит:
«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей» (Мф. 25, 31).
Святой евангелист Лука также показывает Его «грядущим на облаке с силою и славою великою» (Лк. 21, 27).
Страшный Суд будет происходить в воздухе над долиной Иосафатовой, где будут собраны все народы и языки, начиная с первого Адама до последнего человека. По слову святого апостола Павла, «все мы предстанем на суд Христов» (Рим. 14, 10). Затем Он «отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую» (Мф. 25, 32–33). После этого вечного разлучения добрых от злых начнется великий Суд.
Кто же будет обвинять нас перед Праведным Судией? Сами наши злые дела, которые мы совершили и не покаялись
Кто же будет обвинять нас перед Праведным Судией? Сами наши злые дела, которые мы совершили и не покаялись. Затем нас осудят духовники, которым мы не исповедали всех грехов и не выполнили за них епитимию. Затем осудят нас ангелы, которые с Крещения были нашими хранителями и которых мы не слушали. Осудят нас и ангелы, записывавшие все дела наши с детских лет. Но самым большим обвинителем, который будет осуждать нас и огласит нам наказание и вечное осуждение от Бога в этот великий день Страшного Суда, будет диавол, которого мы сейчас слушаем, и исполняем его хотения, и не каемся каждый день в том, что делаем.
Горе нам! Что мы будем делать тогда, если смерть и суд застигнут нас неисповеданными и не покаявшимися? Какая польза нам будет тогда от жизни сей, обманчивой и преходящей, которой сейчас наслаждаемся? Ведь мы так привязываемся сердцем к ней и к попечениям нынешнего века, что забываем о смерти, которая грядет, и об осуждении вечном, которое ждет нас в великий день Страшного Суда.
Вы видите, братия мои, что мы все умираем, и никто из людей не остается на этой земле, кем бы он ни был. Видите, как у умирающего на наших глазах отказывает язык, меняется взгляд, замолкают уста, обрывается речь, когда он видит Божественных ангелов, вызывающих душу его из тела! Будь он тогда хоть Царем, хоть слугой, хоть владыкой всего мира, всё равно вострепещет, взволнуется, ужаснется, видя страшные силы, видя чужие образы, видя лица суровые и мрачные, видя полчища ангельские, которых мы никогда не видели.
Тогда ангелы, взяв душу, поведут ее по воздуху на суд, на котором стоят начала, власти и миродержители противных сил, наши горькие обвинители, лютые мытари и учетчики, а ангелы в воздухе, встречающие ее, потребуют у нее отчета, и просчитают ее, и предъявят ей грехи и рукописания ее беззаконий с самой юности и до старости, вольные и невольные, делом, помышлением и воспоминанием. Великий там будет страх, великий трепет ждет тогда окаянную душу, страдающую от многих миллионов диаволов.
Возлюбленные верующие! Евангелие нынешнего воскресенья — самое страшное в году, потому что говорит нам о конце света, который становится всё ближе, и о великом Страшном Суде над всеми людьми и злыми ангелами. Это третье и последнее воскресенье, подготовительное к Святому и Великому посту, потому что оно напоминает нам о скончании веков, о Суде, вечном осуждении грешников и воздаянии праведникам в Царстве Небесном. Кто будет помышлять обо всем этом, тот с пользой пройдет течение Святого поста, примирится с ближним своим, будет больше молиться, исповедоваться с раскаянием в своих грехах и с великим благоговением примет Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Вот какова польза этого воскресенья.
Нам следует помнить, что на Страшном Суде Праведный Судия скажет стоящим одесную Его:
«Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне… истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 34–36, 40).
Кто подает милостыню страдающим и нищим — как материальную, для тела, так и духовную, для души, — тот спасается легче всего
Видите, братия мои, какую силу имеют у Бога милостыня и любовь к ближнему? Видите, что милостыня восхваляется выше суда? Видите, что кто подает милостыню страдающим и нищим — как материальную, для тела, так и духовную, для души, — тот спасается легче всего? Видите, что больше всех добрых дел — любовь и дочь ее, милостыня? Поэтому увещаю вас ее возлюбить, ее возделывать больше всего прочего, особенно в святые посты, и будет вам воздаяние вечное на небесах.
Слышите, что говорит Праведный Судия скупым и злым, стоящим слева от Него, которые не подают милостыни по жизни:
«Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть…» (Мф. 25, 41–45).
Видите, как велик грех жадности и нелюбви к людям? Да сохранит нас Бог от этого лютого греха.
А начнем мы Святой пост прямо сегодня, заговев на мясо. Затем примиримся со всеми нашими, будем молиться и подавать милостыню и делать всякое доброе дело по силам своим. Если будем делать так, то пройдем Великий пост с большой пользой, благополучно дойдем до Воскресения Господня, а на Страшном Суде услышим Христа, говорящего нам сладким гласом:
«Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира».
Аминь.