«Храм – это сердце села»

Возрождение духовной жизни в русской глубинке

Восстановление разрушенных в годы богоборчества сельских храмов – одна из самых больших проблем Русской Православной Церкви. Перед каждым из священников, которым поручено возрождение таких приходов, стоит множество задач: найти единомышленников, изыскать средства, организовать ход работ, непрестанно нести ответственность за начатое дело. Трудно переоценить помощь прихожан и просто неравнодушных людей, которые участвуют в этом благом деле. Истории о том, как священники, направленные на служение в старинные сельские храмы Ульяновской области, с Божией помощью возрождают их, – в нашем материале.

«Мы стали одной командой»

Прихожане храма села Ждамирово Прихожане храма села Ждамирово

Иерей Иоанн Филиппов стал священнослужителем уже в зрелом возрасте. За плечами – опыт работы в школе, в городской администрации. Постепенно в душе назревал вопрос: «А что дальше?». Искренняя молитва к Богу помогла найти ответ, и в жизни начались кардинальные перемены…

Осенью 2022 года первым местом служения отца Иоанна в должности настоятеля стали храмы села Ждамирово и села Хмелевка Сурского района.

Проезжая мимо Ждамирово, сложно не заметить старинный Троицкий храм у дороги. Он был одним из крупнейших каменных храмов Симбирской губернии, строился на средства прихожан. Приделов в храме было три: во имя Святой Живоначальной Троицы, святителя Николая Чудотворца и пророка Илии. Церковь освятили в 1810 году, хотя строить начали еще в XVIII веке. Храм был большим и величественным, его украшал богатый многоярусный иконостас. На богослужения верующих призывал звон 16 колоколов, который был слышен даже в Алатыре. Самый большой из них весил почти шесть тонн. Храм разделялся на летний (холодный) и зимний (теплый).

Храм во имя Святой Живоначальной Троицы с. Ждамирово Храм во имя Святой Живоначальной Троицы с. Ждамирово

С наступлением богоборческих времен многое изменилось в жизни прихода. В начале 1930-х годов храм разграбили и закрыли: никого не подпуская к храму, солдаты сбросили колокола, раскололи их кувалдами и увезли. В 1950-х годах разобрали колокольню и теплый храм, а в уцелевшей части церкви разместили зернохранилище.

После революции дом Божий стал сельсоветом и правлением колхоза

Со временем снесли купол храма, отбили все фрески. Дом Божий стал сельсоветом и правлением колхоза. Потом в стенах храма были кочегарка и спортивный зал. И – годы запустения…

О прежнем облике любимой всеми сельчанами церкви сейчас напоминают лишь дореволюционные картины и фоторепродукции.

Первая служба после семидесятилетнего перерыва прошла в разрушенном Троицком храме на Пасху 1999 года. За дело восстановления церкви взялись активные прихожанки: Нина Николаевна и Олимпиада Константиновна Красильниковы и Тамара Николаевна Грызунова.

Олимпиада Константиновна Красильникова, жительница села Ждамирово, и митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин Олимпиада Константиновна Красильникова, жительница села Ждамирово, и митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин

По словам Олимпиады Константиновны, на мысль о восстановлении храма их натолкнул батюшка, приезжающий из Алатыря. «Мы начали молиться святителю Николаю Чудотворцу на кирпичиках», – вспоминает прихожанка. От прежде величественного храма тогда оставались только стены. Чтобы собрать средства на реконструкцию, женщины ходили по селу, выезжали в соседние населенные пункты. И люди отзывались! Нашлись мастера из соседнего Алатыря, которые добросовестно и усердно выполняли строительные и ремонтные работы за небольшую плату. Удалось воссоздать алтарную часть, собрать иконостас. Начались регулярные богослужения. Но, к сожалению, в силу разных причин восстановление храма затянулось.

С назначением на должность настоятеля отца Иоанна ситуация поменялась. Сегодня ремонтные работы проходят постоянно и поэтапно: покрасили пол, потолки, стены, притвор. Из пристройки, сооруженной в советское время, сделали трапезную. Предстоит еще немало трудов, но батюшка и жители с верой и надеждой рассказывают о своих задумках.

– Жители села – очень верующие люди и стремятся, чтобы на их земле вновь возродился храм. Потому что прихожане понимают: храм – это сердце села. Они его берегут и стараются, чтобы это сердце билось постоянно. Мы надеемся, что завершение работ по восстановлению храма даст новый толчок и для развития самого села, – рассказал отец Иоанн.

Иерей Иоанн Филиппов и прихожане храма во имя Святой Живоначальной Троицы с. Ждамирово Иерей Иоанн Филиппов и прихожане храма во имя Святой Живоначальной Троицы с. Ждамирово

Говоря о храме в селе Хмелевка, где также служит иерей Иоанн Филиппов, стоит отметить, что деревянный храм в честь великомученика Димитрия Солунского, построенный в начале XX века, был полностью разрушен. Колокольня была разобрана, в здании храма сделали клуб, а позднее здание разобрали на бревна. Сейчас даже сложно определить место, где располагалась церковь. От нее совсем ничего не осталось.

Каменное здание, в котором сейчас оборудован храм, – бывший купеческий дом. Он был передан верующим в 2001 году в полуразрушенном состоянии. Прежде чем совершать там богослужения, необходимо было отремонтировать пол и крышу. Благодаря отцу Анатолию Капранову, служившему в этом храме, и совместным усилиям прихожан работы были проведены, и началось возрождение духовной жизни села.

Храм – это сердце села. Прихожане его берегут и стараются, чтобы это сердце билось постоянно

– Хочу отметить: когда людям нужен храм в селах, они объединяются этой благородной идеей, они воодушевлены и работают во славу Божию, не требуя ничего взамен, – говорит отец Иоанн.

По прошествии двух десятилетий зданию храма вновь потребовался ремонт. В 2023 году приступили к работе: заменили кровлю, построили новое крыльцо, облагородили дверь, выложили плиткой входную группу, отремонтировали печи и дымоходы, привели в надлежащий вид ограду.

– Изменения коснулись в основном внешнего облика храма. Но и это уже радует жителей села: когда они проходят мимо, то замечают перемены, – значит, жизнь продолжается, это их вдохновляет. Спасибо им, они ведут активный сбор средств. Им нужен храм, даже тем, кто уже уехал отсюда. Это дает надежду на то, что и заброшенные дома здесь начнут возрождаться. Все-таки у меня есть такое желание (возможно, наивное), но мне бы очень хотелось, чтобы жизнь на селе возрождалась, – делится отец Иоанн.

Впереди еще немало трудов: запланированы внутренние ремонтные работы, установка купола большего размера.

– Главная задача – создать привлекательный вид, насколько это возможно в нынешних условиях. Ведь храм – это место, где обитает Сам Господь, а для Бога должно быть все лучшее, – отметил батюшка.

Но свою первостепенную задачу отец Иоанн видит в том, чтобы сплотить прихожан. Регулярные богослужения и совместная молитва этому способствуют.

– Мы стали одной командой, и мне как священнику это очень нравится. На мои просьбы всегда откликаются, идут навстречу, – поделился настоятель.

Прихожане ценят доброго и отзывчивого батюшку. Уже укоренилась традиция поздравлять друг друга с днем рождения или днем ангела после литургии, устраивать совместные трапезы. Если кого-то из жителей села надо причастить, пособоровать, отпеть, отец Иоанн незамедлительно выезжает к человеку, хотя и живет в Ульяновске.

«Прошу Бога сделать меня добрым пастырем для прихожан»

Иерей Андрей Корунов Иерей Андрей Корунов

История иерея Андрея Корунова как настоятеля тоже началась на сельских приходах.

20-летний стаж в профессиональном спорте, работа менеджером в нескольких организациях, приносящая неплохой доход, – все это не остановило его на пути к священству. Скорее наоборот, этот опыт оказался полезен на новом поприще.

– Ничуть не жалею, что стал священником. Вижу, что Господь постепенно вкладывал в меня все, что хотел. Я рад каждому событию в жизни. Благодарен спорту за физическую силу, которая необходима мне для сегодняшних трудов, а квалификация менеджера помогает управлять приходами. Все в моей жизни было неслучайно, – делится отец Андрей.

Храм Казанской иконы Божией Матери села Кайсарово Храм Казанской иконы Божией Матери села Кайсарово

В 2022 году владыка Лонгин благословил его быть настоятелем двух храмов в Цильнинском районе – в честь Казанской иконы Божией Матери села Кайсарово и во имя святых бессребреников Космы и Дамиана Асийских в селе Малое Нагаткино. В июне добавился еще один – Христорождественский храм в Русской Цильне.

– Познакомившись с жизнью приходов, я стал молиться о том, чтобы Господь дал мне сил восстановить храмы. Просил Его сделать меня добрым пастырем для своих прихожан. В каждом храме своя ситуация. В Кайсарово, слава Богу, церковь в хорошем состоянии. В Малом Нагаткино – в плачевном. Силами жителей села мы не в состоянии отремонтировать его.

В храме Казанской иконы Божией Матери села Кайсарово В храме Казанской иконы Божией Матери села Кайсарово

Внешне храм ничем не отличается от обычного деревенского дома: ни колокола, ни купола нет

Старинный храм, построенный в селе Малое Нагаткино в конце XIX века, располагался в другом месте. В годы гонений на Церковь он был разобран. Здание, в котором сейчас оборудован храм, изначально было школой-интернатом. Много лет оно простояло заброшенным, прежде чем его около 10 лет назад передали верующим. Прихожане с настоятелем отцом Николаем Семеновым занимались его обустройством. Внешне храм ничем не отличается от обычного деревенского дома: ни колокола, ни купола нет. Внутри установлен небольшой алтарь и царские врата. Храм совсем маленький, но сделать в нем предстоит немало.

Своими силами уже сделали ремонт в алтаре, покрасили иконостас и заменили на нем иконы, оклеили стены и потолок. Местные жители и многие священники откликнулись и подарили храму иконы.

Храм во имя святых бессребреников Космы и Дамиана Асийских в селе Малое Нагаткино Храм во имя святых бессребреников Космы и Дамиана Асийских в селе Малое Нагаткино

Теперь необходимо обновить фасад храма – здание выглядит ветхим и почерневшим, починить кровлю – она протекает. К тому же в стенах виднелись дыры внушительных размеров. Это было большой проблемой. Батюшка с прихожанами заделывали их с помощью пленки-утеплителя и шифера. Благодаря неравнодушным людям были закуплены обогреватели, чтобы богослужебная жизнь не прекращалась и в холодное время года.

Так как здание маленькое, то даже при наличии 20 человек в помещении становится душно: при каждении, при работе обогревателей людям тяжело дышать. Окна, которым более 50 лет, уже не открываются, и ремонту они не подлежат. Поэтому еще одной первоочередной задачей для прихода является замена хотя бы одного или двух окон, чтобы создать нормальные условия для людей во время богослужения.

– Когда я принимал приход, в храме было человек пять-шесть, сейчас уже сформировался дружный приход из 20 человек, – делится отец Андрей. В основном прихожане – женщины и младенцы. Помочь в тяжелых ремонтных работах они, конечно, не могут, но всегда рады выполнить какие-то послушания в храме во время богослужений. Еще у нас есть одна общая мечта – приобрести колокол. В представлении людей он обязательно должен быть в храме, хотя бы один. В небольшом селе будет всюду слышен звон даже одного колокола, созывающего прихожан на службу.

Храм Рождества Христова в Русской Цильне Храм Рождества Христова в Русской Цильне

Прихожане чувствуют потребность в богослужении – и это главное!

Дел еще много, но мы не унываем! С Божией помощью постепенно справляемся с трудностями, ищем помощников, благотворителей. Прихожане чувствуют потребность в богослужении – и это главное! – говорит батюшка.

Еще один приход отца Андрея – храм Рождества Христова в Русской Цильне. Это уникальное село – родина Николая Александровича Мотовилова, собеседника преподобного Серафима Саровского, его первого биографа.

Первый храм, возведенный здесь в XVIII веке помещиками Мотовиловыми, по ветхости был разобран. И на том же месте в 1889 году здесь был построен новый деревянный храм. В 1920-е годы его закрыли, утварь и церковные ценности были изъяты. В 1960–1970-х годах здесь располагался Дом культуры и отдыха, а ближе к 1990-м из здания сделали клуб.

Только спустя столетие после закрытия храма отцу Андрею передали обычное старое здание с протекающей крышей, разбитыми окнами и исписанными стенами. С июня 2022 года батюшка занимается его восстановлением.

Иконостас храма Рождества Христова в Русской Цильне Иконостас храма Рождества Христова в Русской Цильне

Столкнувшись с большими финансовыми трудностями, настоятель долго искал помощи для начала работ по восстановлению древней церкви, даже обратился в Дивеевскую обитель: написал в монастырь письмо, где рассказал о нуждах прихода, – и настоятельница обители игумения Сергия (Конкова) оказала посильную помощь храму! Благодаря матушке были закуплены необходимые строительные материалы и начато дело восстановления не только храма, но и воскресной школы, которая когда-то действовала на приходе.

– Мы убрали сцену, зачистили и обшили весь храм изнутри, установили иконостас, который нам пожертвовали из Самары, покрасили алтарь, повесили новые иконы, смастерили аналои, покрасили фасад. Мы работали вдвоем с алтарником Иваном. Было тяжело, потому что помощников не было. Мы дали себе такое послушание: ездить два раза в неделю на восстановительные работы в этот храм, – вспоминает отец Андрей.

Архиерейское богослужение в храме Рождества Христова в Русской Цильне Архиерейское богослужение в храме Рождества Христова в Русской Цильне

В здании нет отопления. Поставили печку, но с приходом зимы стало очевидно, что этого мало: в храме ноги промерзают даже в валенках. Здание большое, необходимо, чтобы тепло было в каждом углу.

Постепенно начала налаживаться приходская жизнь. В этом храме постоянными прихожанами стали уже 20 человек. Они приходят на богослужения в любую погоду и приводят с собой детей.

– Когда на праздник Крещения Господня все дороги были занесены, а дома стояли укрытые снегом так, что невозможно было открыть входные двери, я был очень удивлен, что на службу пришли все без исключения, – вспоминает батюшка.

Просто жители села очень рады, что у них теперь есть храм, где можно собраться на совместную молитву, исповедаться, причаститься.

– И благодаря этой радости они не просто идут – они бегут в этот храм. А я вижу это и сам не могу передать, как я рад, что мы служим и возносим молитвы к Богу! – признается батюшка.

К тому же шесть человек из села отправились на СВО, теперь у их родных есть возможность молиться за них в доме Божием.

Летом 2023 года владыка Лонгин выделил от епархии для храма жертвенник и престол. Стало возможно совершение полной Божественной литургии, верующие теперь могут участвовать в таинстве Причащения.

Возрождается и воскресная школа при храме. Отец Андрей с матушкой Марией проводят для детей в трапезной уроки, на которые собирается до 20 детей. В селе семьи большие: у одной прихожанки шестеро детей, и все они посещают занятия по Закону Божию. После занятий дети более старшего возраста выступают с докладами о жизни святых. Потом всех ребят ждет совместное чаепитие и подвижные игры на свежем воздухе.

Сельский приход обязывает священника держать в руках не только кадило, но и молоток

– Несмотря на все трудности, мне все равно больше нравится служить в селе, чем в городе. Сельский приход обязывает священника держать в руках не только кадило, но и молоток. Всегда нужно что-то строить, ремонтировать, красить. Деревенская простота и образ жизни, неразрывно связанный с физическим трудом, мне по душе. Люди у нас очень открытые. Здесь не простят равнодушия или лукавства. Ты всегда на виду и очень четко понимаешь: священник должен быть любящим, должен жить своим приходом и радеть за каждого прихожанина. Будешь искренним – жизнь прихода будет складываться должным образом, – считает отец Андрей.

Не забывая о родном селе…

Владыка Лонгин и о. Вадим у храма Архангела Михаила в с. Мордовский Белый Ключ Владыка Лонгин и о. Вадим у храма Архангела Михаила в с. Мордовский Белый Ключ

Осенью 2022 года иерей Вадим Муругов был назначен благочинным Вешкаймского округа и вместе с тем настоятелем храмов: Бориса и Глеба рабочего поселка Вешкайма, Святой Троицы села Зимненки, Казанской иконы Божией Матери села Вешкайма, Архангела Михаила в селе Мордовский Белый Ключ.

Отец Вадим родился в поселке, деревенская жизнь со всеми ее особенностями ему хорошо известна и понятна.

В храме Архангела Михаила в с. Мордовский Белый Ключ В храме Архангела Михаила в с. Мордовский Белый Ключ

– Я очень люблю деревню. Мне нравится ее быт. Конечно, пастырское служение в селе протекает иначе, нежели в городском приходе. Здесь надо много трудиться своими руками, – делится батюшка.

Ранее отец Вадим на протяжении шести лет служил в храмах Майнского района.

Владыка Лонгин и о. Вадим в с. Зимненки Владыка Лонгин и о. Вадим в с. Зимненки

Старинный деревянный храм в честь Архангела Михаила был построен на средства прихожан в 1877 году. Как и многие храмы Ульяновской области, он был закрыт в 30-е годы прошлого столетия. Колокольня и купол были снесены, колокола сброшены и отправлены на переплавку, а крышу просто перекрыли в два ската. В годы богоборческой власти многие храмы спасали верующие люди. Прихожане храма во имя Архангела Михаила, желая уберечь иконы от поругания, разбирали их по своим домам. Но многое спасти не удалось – иконы и книги были сожжены.

В храме Святой Троицы села Зимненки В храме Святой Троицы села Зимненки

Из здания храма сделали сельский клуб. Из алтаря, амвона и солеи, как это тогда было принято, – сцену.

– Благодаря этому сохранилось само здание. Если бы оно не было клубом, возможно, его бы разобрали до основания, – рассказывает отец Вадим.

В советские годы здание было поставлено на каменный блочный фундамент: до этого оно стояло на дубовых пнях и, видимо, стало подкашиваться. За весь период советской власти в нем делали только косметический ремонт: красили пол и белили стены.

Казанский храм в р.п. Вешкайма Казанский храм в р.п. Вешкайма

В начале 1980-х годов сход жителей принял решение о восстановлении храма, в 1989 году храм стал действующим, а в 1990 году – признан объектом культурного наследия.

Люди из близлежащих сел стали возвращать уцелевшие старинные иконы. Вновь над притвором была возведена колокольня в виде сруба. По средствам оборудовали храм, и начались богослужения.

В 1990-е годы многие принимали Крещение именно в этом храме

В те годы храм в Мордовском Белом Ключе был единственным сохранившимся и действующим приходом во всем Вешкаймском районе. На богослужениях церковь была заполнена людьми: из всех близлежащих сел они шли пешком через поля, приезжали на автобусах. В 1990-е годы многие принимали Крещение именно в этом храме. Часто после вечерней службы люди оставались ночевать в селе у местных жителей, утром шли на литургию и только потом возвращались домой.

Храм тогда выглядел простенько, ремонт не делали десятилетиями: стены здания изнутри были обиты дранкой, которая была покрыта штукатуркой и побелкой. В таком виде церковь оставалась на протяжении десятилетий.

Только в 2007 году местный меценат Виктор Степанович Чечеватов взялся за ремонт этого храма и помог провести его полную внутреннюю отделку. Он старался использовать самые качественные строительные материалы, все было сделано добротно, на совесть.

Казанский храм в р.п. Вешкайма Казанский храм в р.п. Вешкайма

Стены храма были обшиты дорогим материалом – лиственничной доской. Полностью были подшиты и выровнены потолки, перестелены полы, установлены новые окна, кардинально переделано печное отопление. Тогда же храм претерпел некоторые изменения и снаружи: была перестроена колокольня, приобретены и установлены колокола.

Приехав в 2022 году на новое место служения, отец Вадим отметил необходимость капитального ремонта храма. Внешний облик здания свидетельствовал о том, что в обветшалом виде церковь стоит уже не один год. Но проведение работ требовало немалых затрат, а своими силами прихожане не справились бы. И вновь помог Виктор Степанович Чечеватов. Обратиться к нему предложили местные жители, которые знают и уважают его. Он многое сделал для своей малой родины и односельчан. Несмотря на то, что Виктор Степанович давно проживает в Москве, он не забывал о родном селе: всячески помогал школе, благоустроил сквер памяти павших воинов Великой Отечественной войны.

Несколько раз в год он приезжает в Мордовский Белый Ключ. В один из таких визитов батюшка попросил Виктора Степановича о помощи – восстановить в храме придел во имя святителя Николая Чудотворца, чтобы можно было совершать богослужения в зимний период.

Дело в том, что храм – пятистенный. Он разделен стеной-перегородкой на два придела: зимний (во имя святителя Николая Чудотворца) и летний, основной (в честь Архангела Михаила). Церковь с дореволюционных времен была двупрестольной, но после того как храм был вновь открыт, алтарь в Никольском приделе так и не был восстановлен.

Виктор Степанович сразу откликнулся на просьбу и помог: к Пасхе был изготовлен иконостас для придела во имя святого Николая Чудотворца.

Опять же благодаря В.С. Чечеватову была сделана полная наружная реставрация здания. Внешний облик храма кардинально преобразился: был сделан ремонт наружных фасадов, частично заменена обшивка храма, вместо ветхих досок были установлены новые, третий ярус звонницы, не отделанный с 2007 года, полностью обшит. Для работы на высоте заказывали спецтехнику (автовышку). Цокольная часть церкви, раскрывающая блочный фундамент, также была заменена, были сделаны отливы. Храм полностью перекрасили: теперь стены приобрели спокойные светлые тона, а большие арочные окна в белых наличниках видны издалека.

Перемены коснулись и колокольни: были переустановлены колокола, по всем правилам оборудована звонница. Немного позднее был установлен часовой электронный колокол, отсчитывающий каждый час. Благодаря ему в течение дня по селу ежечасно раздается звон.

Дорожки от центральных ворот к храму и к церковному домику вымощены брусчаткой. Местные жители называют этот дом причта сторожкой, но он не так уж и мал, там вполне можно проводить трапезу для прихожан. Дом тоже был частично отреставрирован: покрашен, внутри настелен новый пол, заменена вся электропроводка, старая веранда была разобрана, вместо нее – построена новая.

Несмотря на то, что объем проведенных работ немалый, уже есть планы на следующий год:

– Планируем облагородить прилегающую к храму территорию: поставить новые ворота на территории храма, потому что старые уже обветшали – они там с 1990-х годов. Надо сделать красиво. Необходимо поправить и частично заменить металлическую ограду вокруг храма: возможно, сходит грунт и местами ограда заваливается в сторону обрыва. Будем надеяться, что с Божией помощью все получится! – делится отец Вадим.

Хочется отметить, что храм удачно расположен – на возвышенности в центре села. Он виден со всех сторон и встречает всех приезжающих. Здесь же расположен источник. Определенно, раньше умели подбирать места для строительства дома Божия.

На сегодняшний день в селе проживают практически одни пенсионеры. Многие молодые люди уехали. В школе учится порядка десяти детей. На богослужения приходят в основном бабушки. Правда, летом заезжают еще дачники из Шарлово. Прихожане очень радуются происходящим переменам и сами, как могут, помогают своими трудами: зимой приходят чистить снег, топят храм к службам, летом окашивают огромную территорию вокруг храма. На них возложено много дел, так как настоятель просто не успеет все сделать сам. Во время ремонта убирали мусор и наводили порядок тоже сельчане. Кто мог, на свои пожертвования покупал все для Никольского придела: лампады, масло. Во всем помогали местные жители, и большая благодарность им за это!

***

Видя, как заброшенные храмы после долгого забвения вновь объединяют людей в соборной молитве, хочется лишь тихо радоваться и благодарить Господа

Каждая история возрождения храма по-своему чудесна и уникальна, каждая свидетельствует о непостижимости Божиего Промысла, ведущего всех нас ко спасению. Видя, как ветхие, заброшенные и разрушенные храмы после долгого забвения вновь объединяют людей в соборной молитве, хочется лишь тихо радоваться, благодарить Господа за Его милость к нам и постараться ответить Богу на Его любовь…

Мария Башарина

25 апреля 2024 г.

Смотри также
Как могло произойти возрождение Церкви из руин Как могло произойти возрождение Церкви из руин
Памяти митр. Прокла (Хазова)
Как могло произойти возрождение Церкви из руин Как могло произойти возрождение Церкви из руин
Памяти митрополита Симбирского и Новоспасского Прокла (Хазова)
Священник Феодор Калинин
Вера владыки была безграничной, искренней и заразительной, и это было великое счастье – рядом с ним славить Бога.
Сладкое послушание у Бога Сладкое послушание у Бога
История газеты «Православный Симбирск»
Сладкое послушание у Бога Сладкое послушание у Бога
История газеты «Православный Симбирск»
Сергей Серюбин
Иногда, глядя на незнакомое лицо в храме, думаешь: может, решение перешагнуть порог храма созрело у этого человека после прочтения статьи в «Православном Симбирске»?..
Соборное решение на родине «вождя мирового пролетариата» Соборное решение на родине «вождя мирового пролетариата»
Владимир Басенков
Соборное решение на родине «вождя мирового пролетариата» Соборное решение на родине «вождя мирового пролетариата»
Владимир Басенков
Центральной площади города Ульяновска вернули историческое название – Соборная. Событие только на первый взгляд незначительное. Имена городов и их площадей и улиц задают ориентиры, и очень важно, куда эти ориентиры направляют.
Комментарии
Наталия25 апреля 2024, 21:09
Божией помощи Вам!!! Храни Вас Бог и Пресвятая Богородица!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×