Восстановление разрушенных в годы богоборчества сельских храмов – одна из самых больших проблем Русской Православной Церкви. Перед каждым из священников, которым поручено возрождение таких приходов, стоит множество задач: найти единомышленников, изыскать средства, организовать ход работ, непрестанно нести ответственность за начатое дело. Трудно переоценить помощь прихожан и просто неравнодушных людей, которые участвуют в этом благом деле. Истории о том, как священники, направленные на служение в старинные сельские храмы Ульяновской области, с Божией помощью возрождают их, – в нашем материале.
«Мы стали одной командой»
Прихожане храма села Ждамирово
Иерей Иоанн Филиппов стал священнослужителем уже в зрелом возрасте. За плечами – опыт работы в школе, в городской администрации. Постепенно в душе назревал вопрос: «А что дальше?». Искренняя молитва к Богу помогла найти ответ, и в жизни начались кардинальные перемены…
Осенью 2022 года первым местом служения отца Иоанна в должности настоятеля стали храмы села Ждамирово и села Хмелевка Сурского района.
Проезжая мимо Ждамирово, сложно не заметить старинный Троицкий храм у дороги. Он был одним из крупнейших каменных храмов Симбирской губернии, строился на средства прихожан. Приделов в храме было три: во имя Святой Живоначальной Троицы, святителя Николая Чудотворца и пророка Илии. Церковь освятили в 1810 году, хотя строить начали еще в XVIII веке. Храм был большим и величественным, его украшал богатый многоярусный иконостас. На богослужения верующих призывал звон 16 колоколов, который был слышен даже в Алатыре. Самый большой из них весил почти шесть тонн. Храм разделялся на летний (холодный) и зимний (теплый).
Храм во имя Святой Живоначальной Троицы с. Ждамирово
С наступлением богоборческих времен многое изменилось в жизни прихода. В начале 1930-х годов храм разграбили и закрыли: никого не подпуская к храму, солдаты сбросили колокола, раскололи их кувалдами и увезли. В 1950-х годах разобрали колокольню и теплый храм, а в уцелевшей части церкви разместили зернохранилище.
После революции дом Божий стал сельсоветом и правлением колхоза
Со временем снесли купол храма, отбили все фрески. Дом Божий стал сельсоветом и правлением колхоза. Потом в стенах храма были кочегарка и спортивный зал. И – годы запустения…
О прежнем облике любимой всеми сельчанами церкви сейчас напоминают лишь дореволюционные картины и фоторепродукции.
Первая служба после семидесятилетнего перерыва прошла в разрушенном Троицком храме на Пасху 1999 года. За дело восстановления церкви взялись активные прихожанки: Нина Николаевна и Олимпиада Константиновна Красильниковы и Тамара Николаевна Грызунова.
Олимпиада Константиновна Красильникова, жительница села Ждамирово, и митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин
По словам Олимпиады Константиновны, на мысль о восстановлении храма их натолкнул батюшка, приезжающий из Алатыря. «Мы начали молиться святителю Николаю Чудотворцу на кирпичиках», – вспоминает прихожанка. От прежде величественного храма тогда оставались только стены. Чтобы собрать средства на реконструкцию, женщины ходили по селу, выезжали в соседние населенные пункты. И люди отзывались! Нашлись мастера из соседнего Алатыря, которые добросовестно и усердно выполняли строительные и ремонтные работы за небольшую плату. Удалось воссоздать алтарную часть, собрать иконостас. Начались регулярные богослужения. Но, к сожалению, в силу разных причин восстановление храма затянулось.
С назначением на должность настоятеля отца Иоанна ситуация поменялась. Сегодня ремонтные работы проходят постоянно и поэтапно: покрасили пол, потолки, стены, притвор. Из пристройки, сооруженной в советское время, сделали трапезную. Предстоит еще немало трудов, но батюшка и жители с верой и надеждой рассказывают о своих задумках.
– Жители села – очень верующие люди и стремятся, чтобы на их земле вновь возродился храм. Потому что прихожане понимают: храм – это сердце села. Они его берегут и стараются, чтобы это сердце билось постоянно. Мы надеемся, что завершение работ по восстановлению храма даст новый толчок и для развития самого села, – рассказал отец Иоанн.
Иерей Иоанн Филиппов и прихожане храма во имя Святой Живоначальной Троицы с. Ждамирово
Говоря о храме в селе Хмелевка, где также служит иерей Иоанн Филиппов, стоит отметить, что деревянный храм в честь великомученика Димитрия Солунского, построенный в начале XX века, был полностью разрушен. Колокольня была разобрана, в здании храма сделали клуб, а позднее здание разобрали на бревна. Сейчас даже сложно определить место, где располагалась церковь. От нее совсем ничего не осталось.
Каменное здание, в котором сейчас оборудован храм, – бывший купеческий дом. Он был передан верующим в 2001 году в полуразрушенном состоянии. Прежде чем совершать там богослужения, необходимо было отремонтировать пол и крышу. Благодаря отцу Анатолию Капранову, служившему в этом храме, и совместным усилиям прихожан работы были проведены, и началось возрождение духовной жизни села.
Храм – это сердце села. Прихожане его берегут и стараются, чтобы это сердце билось постоянно
– Хочу отметить: когда людям нужен храм в селах, они объединяются этой благородной идеей, они воодушевлены и работают во славу Божию, не требуя ничего взамен, – говорит отец Иоанн.
По прошествии двух десятилетий зданию храма вновь потребовался ремонт. В 2023 году приступили к работе: заменили кровлю, построили новое крыльцо, облагородили дверь, выложили плиткой входную группу, отремонтировали печи и дымоходы, привели в надлежащий вид ограду.
– Изменения коснулись в основном внешнего облика храма. Но и это уже радует жителей села: когда они проходят мимо, то замечают перемены, – значит, жизнь продолжается, это их вдохновляет. Спасибо им, они ведут активный сбор средств. Им нужен храм, даже тем, кто уже уехал отсюда. Это дает надежду на то, что и заброшенные дома здесь начнут возрождаться. Все-таки у меня есть такое желание (возможно, наивное), но мне бы очень хотелось, чтобы жизнь на селе возрождалась, – делится отец Иоанн.
Впереди еще немало трудов: запланированы внутренние ремонтные работы, установка купола большего размера.
– Главная задача – создать привлекательный вид, насколько это возможно в нынешних условиях. Ведь храм – это место, где обитает Сам Господь, а для Бога должно быть все лучшее, – отметил батюшка.
Но свою первостепенную задачу отец Иоанн видит в том, чтобы сплотить прихожан. Регулярные богослужения и совместная молитва этому способствуют.
– Мы стали одной командой, и мне как священнику это очень нравится. На мои просьбы всегда откликаются, идут навстречу, – поделился настоятель.
Прихожане ценят доброго и отзывчивого батюшку. Уже укоренилась традиция поздравлять друг друга с днем рождения или днем ангела после литургии, устраивать совместные трапезы. Если кого-то из жителей села надо причастить, пособоровать, отпеть, отец Иоанн незамедлительно выезжает к человеку, хотя и живет в Ульяновске.
«Прошу Бога сделать меня добрым пастырем для прихожан»
История иерея Андрея Корунова как настоятеля тоже началась на сельских приходах.
20-летний стаж в профессиональном спорте, работа менеджером в нескольких организациях, приносящая неплохой доход, – все это не остановило его на пути к священству. Скорее наоборот, этот опыт оказался полезен на новом поприще.
– Ничуть не жалею, что стал священником. Вижу, что Господь постепенно вкладывал в меня все, что хотел. Я рад каждому событию в жизни. Благодарен спорту за физическую силу, которая необходима мне для сегодняшних трудов, а квалификация менеджера помогает управлять приходами. Все в моей жизни было неслучайно, – делится отец Андрей.
Храм Казанской иконы Божией Матери села Кайсарово
В 2022 году владыка Лонгин благословил его быть настоятелем двух храмов в Цильнинском районе – в честь Казанской иконы Божией Матери села Кайсарово и во имя святых бессребреников Космы и Дамиана Асийских в селе Малое Нагаткино. В июне добавился еще один – Христорождественский храм в Русской Цильне.
– Познакомившись с жизнью приходов, я стал молиться о том, чтобы Господь дал мне сил восстановить храмы. Просил Его сделать меня добрым пастырем для своих прихожан. В каждом храме своя ситуация. В Кайсарово, слава Богу, церковь в хорошем состоянии. В Малом Нагаткино – в плачевном. Силами жителей села мы не в состоянии отремонтировать его.
В храме Казанской иконы Божией Матери села Кайсарово
Внешне храм ничем не отличается от обычного деревенского дома: ни колокола, ни купола нет
Старинный храм, построенный в селе Малое Нагаткино в конце XIX века, располагался в другом месте. В годы гонений на Церковь он был разобран. Здание, в котором сейчас оборудован храм, изначально было школой-интернатом. Много лет оно простояло заброшенным, прежде чем его около 10 лет назад передали верующим. Прихожане с настоятелем отцом Николаем Семеновым занимались его обустройством. Внешне храм ничем не отличается от обычного деревенского дома: ни колокола, ни купола нет. Внутри установлен небольшой алтарь и царские врата. Храм совсем маленький, но сделать в нем предстоит немало.
Своими силами уже сделали ремонт в алтаре, покрасили иконостас и заменили на нем иконы, оклеили стены и потолок. Местные жители и многие священники откликнулись и подарили храму иконы.
Храм во имя святых бессребреников Космы и Дамиана Асийских в селе Малое Нагаткино
Теперь необходимо обновить фасад храма – здание выглядит ветхим и почерневшим, починить кровлю – она протекает. К тому же в стенах виднелись дыры внушительных размеров. Это было большой проблемой. Батюшка с прихожанами заделывали их с помощью пленки-утеплителя и шифера. Благодаря неравнодушным людям были закуплены обогреватели, чтобы богослужебная жизнь не прекращалась и в холодное время года.
Так как здание маленькое, то даже при наличии 20 человек в помещении становится душно: при каждении, при работе обогревателей людям тяжело дышать. Окна, которым более 50 лет, уже не открываются, и ремонту они не подлежат. Поэтому еще одной первоочередной задачей для прихода является замена хотя бы одного или двух окон, чтобы создать нормальные условия для людей во время богослужения.
– Когда я принимал приход, в храме было человек пять-шесть, сейчас уже сформировался дружный приход из 20 человек, – делится отец Андрей. В основном прихожане – женщины и младенцы. Помочь в тяжелых ремонтных работах они, конечно, не могут, но всегда рады выполнить какие-то послушания в храме во время богослужений. Еще у нас есть одна общая мечта – приобрести колокол. В представлении людей он обязательно должен быть в храме, хотя бы один. В небольшом селе будет всюду слышен звон даже одного колокола, созывающего прихожан на службу.
Храм Рождества Христова в Русской Цильне
Прихожане чувствуют потребность в богослужении – и это главное!
Дел еще много, но мы не унываем! С Божией помощью постепенно справляемся с трудностями, ищем помощников, благотворителей. Прихожане чувствуют потребность в богослужении – и это главное! – говорит батюшка.
Еще один приход отца Андрея – храм Рождества Христова в Русской Цильне. Это уникальное село – родина Николая Александровича Мотовилова, собеседника преподобного Серафима Саровского, его первого биографа.
Первый храм, возведенный здесь в XVIII веке помещиками Мотовиловыми, по ветхости был разобран. И на том же месте в 1889 году здесь был построен новый деревянный храм. В 1920-е годы его закрыли, утварь и церковные ценности были изъяты. В 1960–1970-х годах здесь располагался Дом культуры и отдыха, а ближе к 1990-м из здания сделали клуб.
Только спустя столетие после закрытия храма отцу Андрею передали обычное старое здание с протекающей крышей, разбитыми окнами и исписанными стенами. С июня 2022 года батюшка занимается его восстановлением.
Иконостас храма Рождества Христова в Русской Цильне
Столкнувшись с большими финансовыми трудностями, настоятель долго искал помощи для начала работ по восстановлению древней церкви, даже обратился в Дивеевскую обитель: написал в монастырь письмо, где рассказал о нуждах прихода, – и настоятельница обители игумения Сергия (Конкова) оказала посильную помощь храму! Благодаря матушке были закуплены необходимые строительные материалы и начато дело восстановления не только храма, но и воскресной школы, которая когда-то действовала на приходе.
– Мы убрали сцену, зачистили и обшили весь храм изнутри, установили иконостас, который нам пожертвовали из Самары, покрасили алтарь, повесили новые иконы, смастерили аналои, покрасили фасад. Мы работали вдвоем с алтарником Иваном. Было тяжело, потому что помощников не было. Мы дали себе такое послушание: ездить два раза в неделю на восстановительные работы в этот храм, – вспоминает отец Андрей.
Архиерейское богослужение в храме Рождества Христова в Русской Цильне
В здании нет отопления. Поставили печку, но с приходом зимы стало очевидно, что этого мало: в храме ноги промерзают даже в валенках. Здание большое, необходимо, чтобы тепло было в каждом углу.
Постепенно начала налаживаться приходская жизнь. В этом храме постоянными прихожанами стали уже 20 человек. Они приходят на богослужения в любую погоду и приводят с собой детей.
– Когда на праздник Крещения Господня все дороги были занесены, а дома стояли укрытые снегом так, что невозможно было открыть входные двери, я был очень удивлен, что на службу пришли все без исключения, – вспоминает батюшка.
Просто жители села очень рады, что у них теперь есть храм, где можно собраться на совместную молитву, исповедаться, причаститься.
– И благодаря этой радости они не просто идут – они бегут в этот храм. А я вижу это и сам не могу передать, как я рад, что мы служим и возносим молитвы к Богу! – признается батюшка.
К тому же шесть человек из села отправились на СВО, теперь у их родных есть возможность молиться за них в доме Божием.
Летом 2023 года владыка Лонгин выделил от епархии для храма жертвенник и престол. Стало возможно совершение полной Божественной литургии, верующие теперь могут участвовать в таинстве Причащения.
Возрождается и воскресная школа при храме. Отец Андрей с матушкой Марией проводят для детей в трапезной уроки, на которые собирается до 20 детей. В селе семьи большие: у одной прихожанки шестеро детей, и все они посещают занятия по Закону Божию. После занятий дети более старшего возраста выступают с докладами о жизни святых. Потом всех ребят ждет совместное чаепитие и подвижные игры на свежем воздухе.
Сельский приход обязывает священника держать в руках не только кадило, но и молоток
– Несмотря на все трудности, мне все равно больше нравится служить в селе, чем в городе. Сельский приход обязывает священника держать в руках не только кадило, но и молоток. Всегда нужно что-то строить, ремонтировать, красить. Деревенская простота и образ жизни, неразрывно связанный с физическим трудом, мне по душе. Люди у нас очень открытые. Здесь не простят равнодушия или лукавства. Ты всегда на виду и очень четко понимаешь: священник должен быть любящим, должен жить своим приходом и радеть за каждого прихожанина. Будешь искренним – жизнь прихода будет складываться должным образом, – считает отец Андрей.
Не забывая о родном селе…
Владыка Лонгин и о. Вадим у храма Архангела Михаила в с. Мордовский Белый Ключ
Осенью 2022 года иерей Вадим Муругов был назначен благочинным Вешкаймского округа и вместе с тем настоятелем храмов: Бориса и Глеба рабочего поселка Вешкайма, Святой Троицы села Зимненки, Казанской иконы Божией Матери села Вешкайма, Архангела Михаила в селе Мордовский Белый Ключ.
Отец Вадим родился в поселке, деревенская жизнь со всеми ее особенностями ему хорошо известна и понятна.
В храме Архангела Михаила в с. Мордовский Белый Ключ
– Я очень люблю деревню. Мне нравится ее быт. Конечно, пастырское служение в селе протекает иначе, нежели в городском приходе. Здесь надо много трудиться своими руками, – делится батюшка.
Ранее отец Вадим на протяжении шести лет служил в храмах Майнского района.
Владыка Лонгин и о. Вадим в с. Зимненки
Старинный деревянный храм в честь Архангела Михаила был построен на средства прихожан в 1877 году. Как и многие храмы Ульяновской области, он был закрыт в 30-е годы прошлого столетия. Колокольня и купол были снесены, колокола сброшены и отправлены на переплавку, а крышу просто перекрыли в два ската. В годы богоборческой власти многие храмы спасали верующие люди. Прихожане храма во имя Архангела Михаила, желая уберечь иконы от поругания, разбирали их по своим домам. Но многое спасти не удалось – иконы и книги были сожжены.
В храме Святой Троицы села Зимненки
Из здания храма сделали сельский клуб. Из алтаря, амвона и солеи, как это тогда было принято, – сцену.
– Благодаря этому сохранилось само здание. Если бы оно не было клубом, возможно, его бы разобрали до основания, – рассказывает отец Вадим.
В советские годы здание было поставлено на каменный блочный фундамент: до этого оно стояло на дубовых пнях и, видимо, стало подкашиваться. За весь период советской власти в нем делали только косметический ремонт: красили пол и белили стены.
Казанский храм в р.п. Вешкайма
В начале 1980-х годов сход жителей принял решение о восстановлении храма, в 1989 году храм стал действующим, а в 1990 году – признан объектом культурного наследия.
Люди из близлежащих сел стали возвращать уцелевшие старинные иконы. Вновь над притвором была возведена колокольня в виде сруба. По средствам оборудовали храм, и начались богослужения.
В 1990-е годы многие принимали Крещение именно в этом храме
В те годы храм в Мордовском Белом Ключе был единственным сохранившимся и действующим приходом во всем Вешкаймском районе. На богослужениях церковь была заполнена людьми: из всех близлежащих сел они шли пешком через поля, приезжали на автобусах. В 1990-е годы многие принимали Крещение именно в этом храме. Часто после вечерней службы люди оставались ночевать в селе у местных жителей, утром шли на литургию и только потом возвращались домой.
Храм тогда выглядел простенько, ремонт не делали десятилетиями: стены здания изнутри были обиты дранкой, которая была покрыта штукатуркой и побелкой. В таком виде церковь оставалась на протяжении десятилетий.
Только в 2007 году местный меценат Виктор Степанович Чечеватов взялся за ремонт этого храма и помог провести его полную внутреннюю отделку. Он старался использовать самые качественные строительные материалы, все было сделано добротно, на совесть.
Казанский храм в р.п. Вешкайма
Стены храма были обшиты дорогим материалом – лиственничной доской. Полностью были подшиты и выровнены потолки, перестелены полы, установлены новые окна, кардинально переделано печное отопление. Тогда же храм претерпел некоторые изменения и снаружи: была перестроена колокольня, приобретены и установлены колокола.
Приехав в 2022 году на новое место служения, отец Вадим отметил необходимость капитального ремонта храма. Внешний облик здания свидетельствовал о том, что в обветшалом виде церковь стоит уже не один год. Но проведение работ требовало немалых затрат, а своими силами прихожане не справились бы. И вновь помог Виктор Степанович Чечеватов. Обратиться к нему предложили местные жители, которые знают и уважают его. Он многое сделал для своей малой родины и односельчан. Несмотря на то, что Виктор Степанович давно проживает в Москве, он не забывал о родном селе: всячески помогал школе, благоустроил сквер памяти павших воинов Великой Отечественной войны.
Несколько раз в год он приезжает в Мордовский Белый Ключ. В один из таких визитов батюшка попросил Виктора Степановича о помощи – восстановить в храме придел во имя святителя Николая Чудотворца, чтобы можно было совершать богослужения в зимний период.
Дело в том, что храм – пятистенный. Он разделен стеной-перегородкой на два придела: зимний (во имя святителя Николая Чудотворца) и летний, основной (в честь Архангела Михаила). Церковь с дореволюционных времен была двупрестольной, но после того как храм был вновь открыт, алтарь в Никольском приделе так и не был восстановлен.
Виктор Степанович сразу откликнулся на просьбу и помог: к Пасхе был изготовлен иконостас для придела во имя святого Николая Чудотворца.
Опять же благодаря В.С. Чечеватову была сделана полная наружная реставрация здания. Внешний облик храма кардинально преобразился: был сделан ремонт наружных фасадов, частично заменена обшивка храма, вместо ветхих досок были установлены новые, третий ярус звонницы, не отделанный с 2007 года, полностью обшит. Для работы на высоте заказывали спецтехнику (автовышку). Цокольная часть церкви, раскрывающая блочный фундамент, также была заменена, были сделаны отливы. Храм полностью перекрасили: теперь стены приобрели спокойные светлые тона, а большие арочные окна в белых наличниках видны издалека.
Перемены коснулись и колокольни: были переустановлены колокола, по всем правилам оборудована звонница. Немного позднее был установлен часовой электронный колокол, отсчитывающий каждый час. Благодаря ему в течение дня по селу ежечасно раздается звон.
Дорожки от центральных ворот к храму и к церковному домику вымощены брусчаткой. Местные жители называют этот дом причта сторожкой, но он не так уж и мал, там вполне можно проводить трапезу для прихожан. Дом тоже был частично отреставрирован: покрашен, внутри настелен новый пол, заменена вся электропроводка, старая веранда была разобрана, вместо нее – построена новая.
Несмотря на то, что объем проведенных работ немалый, уже есть планы на следующий год:
– Планируем облагородить прилегающую к храму территорию: поставить новые ворота на территории храма, потому что старые уже обветшали – они там с 1990-х годов. Надо сделать красиво. Необходимо поправить и частично заменить металлическую ограду вокруг храма: возможно, сходит грунт и местами ограда заваливается в сторону обрыва. Будем надеяться, что с Божией помощью все получится! – делится отец Вадим.
Хочется отметить, что храм удачно расположен – на возвышенности в центре села. Он виден со всех сторон и встречает всех приезжающих. Здесь же расположен источник. Определенно, раньше умели подбирать места для строительства дома Божия.
На сегодняшний день в селе проживают практически одни пенсионеры. Многие молодые люди уехали. В школе учится порядка десяти детей. На богослужения приходят в основном бабушки. Правда, летом заезжают еще дачники из Шарлово. Прихожане очень радуются происходящим переменам и сами, как могут, помогают своими трудами: зимой приходят чистить снег, топят храм к службам, летом окашивают огромную территорию вокруг храма. На них возложено много дел, так как настоятель просто не успеет все сделать сам. Во время ремонта убирали мусор и наводили порядок тоже сельчане. Кто мог, на свои пожертвования покупал все для Никольского придела: лампады, масло. Во всем помогали местные жители, и большая благодарность им за это!
***
Видя, как заброшенные храмы после долгого забвения вновь объединяют людей в соборной молитве, хочется лишь тихо радоваться и благодарить Господа
Каждая история возрождения храма по-своему чудесна и уникальна, каждая свидетельствует о непостижимости Божиего Промысла, ведущего всех нас ко спасению. Видя, как ветхие, заброшенные и разрушенные храмы после долгого забвения вновь объединяют людей в соборной молитве, хочется лишь тихо радоваться, благодарить Господа за Его милость к нам и постараться ответить Богу на Его любовь…