Памяти иеромонаха Василия (Рослякова), инока Ферапонта (Пушкарёва) и инока Трофима (Татарникова), убиенных на Пасху 1993 года
Эта заметка была написана 20 лет назад для Оптиной пустыни. Всё, о чём говорится в ней, могу подтвердить и сейчас. Правда, детей стало шестеро, и они уже выросли. А муж Самуил недавно преставился ко Господу...
***
Семья Самуила и Анны Бецис в 2002 году Чувствуя себя в неоплатном долгу перед отцом Ферапонтом, отцом Василием и отцом Трофимом, я оставляю здесь краткое свидетельство о милости Божией ко мне, явленной по их молитвам. Хотелось бы рассказать, как Оптинские братья-новомученики, о которых я прежде ничего не знала, приняли участие в моей жизни и, надеюсь, изменили её.
Несколько слов о себе. Крестившись в 18 лет, я получила с избытком всё необходимое для спасения, да и в обыденном смысле у меня всё складывалось хорошо. Увлекательная учеба и работа по специальности (я занималась древнерусским искусством); опытный и мудрый духовник, который поможет разрешить сложные вопросы; Венчание в родном Покровском храме в Акулове, замужество, пятеро детей, материальная обеспеченность. Бывали, конечно, временные трудности, болезни, но в целом они не меняли этой благополучной картины. Мне казалось, что я живу настоящей церковной жизнью, регулярно бывая с семьёй на богослужении, приступая к таинствам Исповеди и Святого Причащения, выполняя всё «как положено».
Как незаметно порой заменяется внутренняя жизнь внешней, содержание – формой, а стремление к Богу – чувством собственной правоты и самодостаточности
Как незаметно порой заменяется внутренняя жизнь внешней, содержание – формой, а стремление к Богу – чувством собственной правоты и самодостаточности! Тогда человек начинает всё больше отстраняться от Бога, всячески ублажая своё самолюбие, а столь необходимые для души покаяние и молитва постепенно угасают в нём. Душа ожесточается и медленно умирает, но это скрыто под обманчиво живым и деятельным обликом.
Так происходило со мной. Время от времени возникало чувство печали, неудовлетворённости, сознание того, что многое я делаю не так. Но как исправить своё положение, устранить греховные привычки – осуждение, неблагодарность, упрямство и тому подобные, уже обратившиеся в навык, – я не знала. Мне было легче уклониться от этих вопросов, свести свою духовную жизнь к минимальному набору православных «обязанностей», уделяя им только часть своего времени и сознания. К духовному отцу мы выбирались редко, я оправдывала это занятостью и исповедовалась в разных храмах, у разных священников. В одну из поездок в Акулово я призналась, что очень мало молюсь и хотела бы читать какую-нибудь молитву в течение дня. Духовник благословил меня читать Иисусову молитву. Я успокоилась, но не позаботилась об исполнении батюшкиного совета: опять нашлось множество оправданий.
Встреча Благодатного огня на Пасху в Покровском храме села Акулово. Со свечами – протоиерей Валериан (ныне архимандрит Серафим) Кречетов. 2015 год
Наступила зима 2003 года. Мы с мужем давно радовались обилию литературы, появившейся в последнее время, и он покупал в большом количестве книги на православных ярмарках. Одни мы читали с детьми, другие – сами, хотя большей частью они «лежали праздными на окнах». И вот, с очередной ярмарки муж принёс книгу Нины Павловой «Пасха красная».
Обложка книги Нины Павловой «Пасха Красная» Почти сразу чтение поглотило меня целиком. Прямо на глазах разворачивались трагические события. Образы отца Василия, отца Ферапонта и отца Трофима были необычайно живыми. Наши современники, смиренно ходившие среди нас, вдруг оказались святыми! Это поражало. Нечто подобное я испытала лишь после Крещения, когда читала «Старца Силуана».
Трудно выразить словами, что именно пробудила во мне эта книга: чувство вечности, святости, близости Божьего мира? Я как будто проснулась от долгого сна. Неожиданно для себя я стала читать молитву Иисусову безо всякого усилия и не могла оторваться. Мне было непонятно: как можно занимать время какими-то мысленными беседами с людьми, которых нет с тобой рядом, тогда как твоя душа каждую минуту предстоит пред Господом? Я реально чувствовала свою душу и то, как она алчет и жаждет единственной пищи – молитвы, общения с Богом. В слова Иисусовой молитвы необъяснимым образом вместилась вся моя жизнь: покаяние и благодарение, просьбы о семье и детях – вообще всё. Прежде я думала, что такое бывает только после разлучения души с телом.
Конечно, это состояние невозможно было сохранить надолго, ведь я не была к нему готова. Но даже несколько дней живого ощущения духовного мира перевернули моё сознание.
Несколько дней живого ощущения духовного мира перевернули моё сознание
Возникла насущная потребность серьёзного рассмотрения своей жизни, раскрытия её пред Богом. Если Господь показывает нам, грешным, такую глубину и смысл нашего бытия, разве мы можем утаивать от Него тёмные стороны своей души?
И я как бы заново вернулась в тот храм, где крестилась, где мой духовный отец. Я не могла иначе: человеку трудно без духовного руководства, особенно если покаяние настолько слабое, что боишься его потерять. Было грустно и стыдно оттого, что так много времени упущено, растрачено впустую, и вместе с тем радостно, что мы стали всей семьей чаще бывать на нашей духовной родине и укрепляться в вере.
Иеромонах Василий (Росляков), инок Ферапонт (Пушкарёв), инок Трофим (Татарников)jpg
Я отчётливо понимала, что всё случившееся со мной произошло благодаря молитвенному предстательству Оптинских новомучеников. Раньше я не решалась особо выделять кого-то из святых, представляя, что все они – одинаково сильные наши заступники в Царстве Небесном. Я и сейчас верю, что это так. Однако какого-то их участия в своей жизни я не ощущала – видимо, из-за ожесточения сердца. Теперь я убедилась, что они действительно заботятся о наших душах и очень близки нам. И дело тут не только в книге «Пасха красная», хотя написана она замечательно. Сами братья Оптинские, наши новые, ещё даже не прославленные святые, вошли в мою жизнь. Удивительно, что одновременно и образы других подвижников ожили для меня. Желая узнать больше о молитве, покаянии, я стала часто обращаться к святителю Игнатию (Брянчанинову) и сразу же почувствовала помощь – через его творения, службу, ему составленную, иконы и портреты, просто мысленное вразумление. Ведь каждый угодник Божий, к которому мы прибегаем, не оставляет наше прошение безответным. Это и есть, как писал в одном из своих стихотворений отец Василий, «вечная любовь святых отцов».
Часовня на месте погребения убиенных Оптинских братьев
Внутреннее изменение человека – то главное чудо, без которого прочие не имеют силы
То, что я пережила и попыталась изложить здесь, для меня – несомненное чудо, хотя внешне оно может показаться не таким уж ярким и впечатляющим. Но на самом деле, внутреннее изменение человека – то главное чудо, без которого прочие не имеют силы. Когда Христос исцелял больных и воскрешал мертвых, те, чьих сердец не коснулась благодать Божия, только озлоблялись и в конце концов распяли Его. Святые же видели чудеса и Божественную премудрость даже в привычных вещах, потому что души их были открыты для Бога и устремлены к Нему. И чтобы мы не ожесточились, Господь посылает нам помощников, уже прошедших путь от земных скорбей к небесной отчизне. Они всегда рядом и готовы поддержать нас на этом пути.
Упокой, Господи, души убиенных иеромонаха Василия, инока Ферапонта, инока Трофима и святыми их молитвами прости наши согрешения!