Фото: doxologia.ro / Magda Buftea
Человеком, через которого святой Ефрем Новый соблаговолил открыть себя всему миру, является монахиня Макария. В миру Маргарита Десипри, она родилась 12 марта 1911 года в деревушке Фаталади на острове Тинос в Эгейском море. Родители ее были благочестивыми людьми, дедушка по матери был священником, звали его отец Антоний, и она его очень любила. Бог благословил семью Десипри рождением множества детишек, из которых две дочери стали монахинями, а сын Андрей – священником, он один до сих пор еще жив. Бог призвал его к особым подвигам.
Во времена оккупации Греции, в 1941–1945-й годы, она добровольно навещала в Афинских тюрьмах заключенных женщин и утешала их. В монастырь поступила 11 декабря 1930 года, а 31 июня 1932 года приняла монашеский постриг с именем Макария. Воспылав ревностью о познании святых Божиих и желая узнать, как же жили и подвизались в стародавние времена греческие пустынники, она удалилась в местность Неа Макри, о которой из преданий было известно, что тут находился один из древнейших очагов исихазма.
Летом 1945 года, обходя местность Неа Макри на полуострове Аттика, она пошла возжечь лампадку в развалинах того, что впоследствии откроется ей как древний ставропигиальный монастырь с «Горы непорочных». Она уже тогда стала чувствовать, что место это святое. То место, где она, по воле Божией, останется до конца жизни.
Соорудила себе там келлийку и продолжила вести монашескую жизнь, по ночам трудясь, чтобы добыть себе самое необходимое для жизни, а днем, в свободное от богослужений время, исследуя развалины древней Благовещенской церквушки и стародавних келлий. Жила она в суровых условиях, согреваясь зимой только жаром горячих молитв к Богу да накидкой, оставленной пастухом, понявшим, что здесь кто-то обитает.
Жила она в суровых условиях, согреваясь зимой только жаром горячих молитв да накидкой, оставленной пастухом
После ее долгих молитв и неутихающего желания узнать, как жили святые подвижники этих мест, Спаситель Христос открыл Макарии останки святого великомученика Ефрема. Произошло это 3 января 1950 года, когда монахине Макарии было почти 40 лет, т.е. она приблизилась к возрасту того, чьи мощи ей были открыты Спасителем. И вот как дивно действовал Бог, дав монахине Макарии в ответ не одно лишь слово, а святого, очень близкого ей по возрасту. Воистину, самые великолепные красоты Божии – это святые.
Рассказ монахини Макарии об обретении ею мощей святого Ефрема
в развалинах древнего монастыря
«Приютившись среди развалин древнего монастыря, куда Святой Промысл направил мои стопы, я обратила свой мысленный взор к истекшим годам, к давним временам, когда повсюду были рассыпаны останки святых, обагривших и напитавших кровью древо Православия.
Расчищая эти развалины, я думала о том, что нахожусь в святом месте, и молилась так: ‟Господи Боже мой, сподоби меня, смиренную рабу Твою, увидеть одного из отцов, подвизавшихся здесь”. И спустя какое-то время, в течение которого я молилась не переставая, услышала внутри себя голос, говоривший мне: ‟Копай вот там, и обретешь то, что желаешь”, – и мне был таинственным образом показан уголочек земли на паперти монастыря. Время шло, а голос все сильнее и горячее повелевал мне: ‟Копай там, и обретешь то, что желаешь”.
Фото: doxologia.ro / Magda Buftea
Тогда я показала это место рабочему, которого пригласила в те дни для небольшой работы. Но только он не захотел копать в том месте, которое указал мне внутренний голос. Хотел копать где-нибудь подальше. Глядя на его упрямство, я предоставила ему копать, где хочет, а сама молилась, чтобы он не смог этого сделать, наткнулся на камень и вынужден был прийти на место, указанное таинственным голосом. И вот наконец, попробовав в 3–4 местах и каждый раз натыкаясь на камень, он вернулся к тому месту, которое я показала ему вначале.
Там все – очаг, три ниши, наполовину обрушившаяся стена – указывало на то, что в этом месте когда-то была келлия монаха, и от нее остались эти развалины, чтобы рассказать нам о драме, произошедшей в этом месте. Я расчистила место от камней, сгрудившихся на нем, и рабочий стал копать. Он был довольно раздражен, немного гневался, и я боялась, что он что-нибудь уничтожит.
Сказала ему:
– Не торопись, не надрывайся, работай полегоньку.
А он, словно не слыша меня, продолжил копать по-прежнему.
Я сказала ему:
– Может, здесь кто-нибудь похоронен, и ты можешь что-нибудь сломать. Прошу тебя, будь внимательней!
Тогда он понял и говорит мне:
– Ты действительно веришь, что это правда, то, что взбрело тебе в голову?
А я действительно была так уверена, словно видела это наяву. Он копал все глубже, и когда дошел до глубины чуть более 1,7 метра, лопата сначала открыла череп человека Божия. И в тот же миг невыразимое благоухание разлилось вокруг. Рабочий тут же побледнел, лишился дара речи, и дыхание у него оборвалось.
– Оставь меня одну, прошу тебя, – сказала я ему, и он отошел.
Я благоговейно опустилась на колени и обняла останки святого, глубоко предчувствуя величие его мученичества
Я благоговейно опустилась на колени и обняла останки святого, глубоко предчувствуя величие его мученичества. Душа моя исполнилась радости. Я обрела огромное сокровище.
Затем, бережно разгребая землю, открыла целиком все его мощи, которые, невзирая на многовековое пребывание в земле, не истлели.
Я поняла, что это клирик, ибо, отгребая в сторону землю напротив его святых рук, увидела края рукава рясы. На одеянии тоже не было ни малейшего следа грязи, оно было очень чистое, сшито грубовато и отделано по старинке, а толщина нити была более миллиметра.
Когда я расчистила место, где находились ноги, снова открылась кайма чистой рясы, такая же, как на рукавах, тогда как следы ног святого отпечатались на почве.
Я не знала, что делать: радоваться или плакать, и спрашивала себя: как же человек Божий оказался похоронен там? Что случилось? Что видели его глаза? Думала, что, должно быть, произошла потрясающая драма.
Попробовала очистить его кости от грязи, но кости рук ломались. В могилу полился дождь, поэтому я разложила останки, как они были, в нише над могилой. Но что вам сказать о дожде, который начался? О нем можно было бы сказать, что это небо изливало серебристые капли, которыми кропило святого в его могиле.
Был вечер, поэтому я стала читать вечерню; я все еще была одна в этом святом месте, куда меня управил Бог. И вдруг услышала шаги, которые начинались с могилы и направлялись ко двору. Они дошли до церковной двери. Это были сильные и решительные шаги, и я почувствовала, что это поступь могучего человека. Это был единственный момент, когда мне стало страшно. Я почувствовала, как вся кровь у меня вся стынет в жилах, и, парализованная страхом, даже не могла повернуться назад.
Тогда услышала его голос, говорящий мне:
– Доколе ты будешь держать меня там? И он, положивший мою голову так!..
Я обернулась и увидела его. Он был высокого роста, глаза небольшие, круглые и с легкими морщинками в уголках. Борода покрывала шею, а оттуда разделялась на три части, она была немного кучерявая и черного цвета.
Одежду он носил монашескую, в левой руке держал очень яркую свечу, а правой благословлял. Моя душа исполнилась блаженства и неописуемой радости. Ко мне опять вернулись смелость и сила. Страх исчез, я почувствовала его рядом с собой и сказала ему:
– Прости меня, завтра, как только воссияет свет, я позабочусь о тебе.
Он тут же стал невидим, и я спокойно закончила вечерню.
На другой день, после утрени, взяла святые мощи, очистила их, омыла и сложила в нише в святом алтаре, а рядом зажгла свечу.
Вечером того же дня увидела во сне святого мужа Божия, стоящего в храме с правой стороны и придерживающего сияющую икону, на которой был написан его образ. Икона была в натуральную величину, обложена старинным серебром и написана вручную. Возле нее стоял большой подсвечник, на который я поставила свечу из чистого воска.
И услышала, как он говорит мне:
– Огромное благодарение тебе. Меня зовут Ефрем.
Время шло, и меня терзала неуверенность по поводу произошедшего. И вот однажды после вечерни, когда я уже потянулась, чтобы закрыть дверь церкви, я услышала три стука, словно кто-то стучал в дверь янтарными четками. Я поняла, что это был святой. Вошла в алтарь, куда положила его святые мощи, и, зажегши свечу, поклонилась. Но что вам сказать? Как передать словами то чувство, которое я испытывала перед небесным благоуханием, исходившим от святых мощей? Подлинная пучина поглотила все мое существо, я ощутила в самой себе рай и в то же время свою ничтожность перед этим величием».
Монахиня Макария
Своей жизнью и неустанным свидетельством монахиня Макария возвестила всем о том, что открыл ей святой Ефрем Новый. На том месте, где были обретены его святые мощи, был воздвигнут монастырь, посвященный великомученику. До конца жизни старица Макария была истинным образцом веры и молитвы, следуя, насколько было в ее силах, трудам и отшельническим подвигам святого Ефрема.
Блаженная Макария преселилась в вечность 23 апреля 1999 года, на праздник святого Георгия, в возрасте 88 лет
Блаженная Макария преселилась в вечность 23 апреля 1999 года, на праздник святого Георгия, в возрасте 88 лет.
Старице Макарии (Десипри), высокодуховной монахине, дано было услышать от святого Ефрема такие слова: «Я много чудес буду совершать!» Потому что святой Ефрем совершает чудеса, он великий чудотворец, он духовно уподобляется святому Рафаилу Митиленскому.
Фото: doxologia.ro / Magda Buftea
«Я совершу много чудес!» – сказал святой Ефрем старице Макарии, явившись ей непосредственно. «Я многим помогу, прежде чем начнутся страдания!.. Прежде чем начнутся несчастья».
Я сам не раз слышал это от игуменьи Макарии, настоятельницы монастыря Неа Макри. Она очень духовная монахиня, ей открыл себя святой Ефрем. Он был похоронен 500 лет тому назад и сам показал ей место, где его погребли. Она копала в этом месте и обрела мощи. Святой Ефрем совершает много чудес.
Без сомнения, если учесть Писания и пророчества отцов, нам за то, что мы не каемся, уготованы мучения…