Зачем служить в разрушенных храмах?

Храм Петра и Павла в урочище Еделево Храм Петра и Павла в урочище Еделево

Этот величественный красавец-храм в русском стиле виден издалека. Он неизменно хорошо получается на фото в окружении распаханных полей, изумрудной зелени или полей подсолнечника. Поэтому летом сюда часто приезжают те, кто любит фотографировать живописные заброшки. Да, сегодня Петропавловский храм полуразрушен, и он стоит в прямом смысле этого слова в чистом поле. Место, где он находится, сегодня обозначают как урочище Еделево. Не село, не деревня – урочище. А это значит – место, где давно никто не живет…

20 июля, впервые почти за целое столетие, в Петропавловском храме состоялась Божественная литургия. Ее совершил митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин. Зачем служить в полуразрушенном храме, рядом с которым нет и, скорее всего, уже не будет даже захудалой деревеньки? Пожалуй, именно этот вопрос чаще всего задают владыке в эти дни.

Петропавловский храм в селе Еделево в начале XX века Петропавловский храм в селе Еделево в начале XX века

Но сначала – об истории Петропавловского храма, хотя известно о нем не очень много.

Деревня Еделево на речке Иерусалимке была основана около 1675 года князем А.П. Еделевым. Его сын И.А. Еделев построил в 1729–1737 годах деревянную церковь во имя Апостолов Петра и Павла, и деревня превратилась в село Петропавловское, «Еделево тож», которое входило в состав Буинского уезда Симбирской губернии.

Прихожане храма Прихожане храма

В конце XIX века деревянная церковь сгорела, и в 1895-м на ее месте возвели новый каменный храм по проекту симбирского архитектора В.Л. Ивановского, который и сохранился чудом до наших дней. Причт храма состоял из священника и двух псаломщиков. С 1863 года в Петропавловском действовала земская школа. В 1913-м году в селе было 127 дворов, 883 жителя.

В 1922-м году в селе создали товарищество колхозников «Совершенство». Есть свидетельства, что храм пытались разрушить, но он устоял. Использовался ли он как-то колхозниками – сведений нет, но нет и следов перестройки или переделки для каких-либо хозяйственных нужд. Уже к концу 1960-х – началу 1970-х годов колхоз пришел в упадок, а Еделево перешло в разряд вымирающих. Его объединили с соседним селом Новые Маклауши. После того как туда перевели еделевскую школу, и в селе на стало работы, Еделево было оставлено жителями. Это случилось в 1973-м году. От старинного большого села осталась лишь пустующая Петропавловская церковь, стоящая посреди поля, и такое же полузаброшенное кладбище…

Служба в поруганном, заброшенном храме, как говорят ее участники, вызывает одновременно и радость, и печаль

За несколько дней до службы православные добровольцы привели в порядок храм и окружающую его территорию.

– Вокруг храма был кустарник и бурьян. Внутри тоже нужно было уборку делать. По благословению владыки, кинул клич нашим майнским прихожанам, пригласили православную молодежь из города. Собралось больше двадцати человек. С Божией помощью прибрались: траву выкосили, деревья, кустарники спилили. Создали минимальные условия для того, чтобы можно было совершить здесь богослужение, – рассказывает благочинный Майнского округа иерей Арсений Розин.

Митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин Митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин

20 июля на богослужение собрались прихожане храмов Ульяновска и рабочего поселка Майна (ныне урочище Еделево находится в Майнском районе), жители соседних сел.

Служба в поруганном, заброшенном храме, как говорят ее участники, вызывает одновременно и радость, и печаль. Но невозможно было остаться равнодушным. Особенно когда возносились особые прошения «о почивших жителях веси сия, всех на кладбище сем погребенных» – то есть обо всех прежде живших в оставленном селе людях, всех, молившихся и служивших в этом храме. А после литургии был совершен крестный ход по Пасхальному чину, и прозвучало: «Христос воскресе!»

После литургии был совершен крестный ход по Пасхальному чину, и прозвучало: «Христос воскресе!»

– Для меня поездка сюда стала очень значимой, – рассказывает жительница Ульяновска Светлана Кочеткова. – Мы приехали всей семьей из трех поколений: я, дочка, ее муж и дети. Мы часто ездим по святым местам, но обычно благоустроенным: Сергиева лавра, Дивеево, Жадовская наша обитель... Но здесь, в полуразрушенном храме, конечно, особые впечатления. Это общая беда нашей страны: к сожалению, таких храмов очень и очень много. Так хотелось бы, чтобы здесь когда-то вновь появилась жизнь, звучали молитвы Господу нашему Иисусу Христу…

После службы митрополит Лонгин обращается ко всем, кто собрался в Петропавловский храм с молитвой и надеждой на его возрождение:

– Каждый разрушенный храм – это боль для каждого верующего человека, в том числе для меня, и это огромная проблема всей Русской Православной Церкви. Уничтожение нашего народа началось именно с попыток уничтожения в нем веры, уничтожения Церкви. В 1920-е –30-е годы были закрыты практически все храмы и монастыри. Большевики объявляли целые области безбожными, и одной из них стала «родина Ильича» – наша Ульяновская область. Людям говорили: «Попы вас пугали, обманывали, а мы сейчас все церкви закроем, попов и монахов выгоним – и заживем!» Закрыли, выгнали и зажили… И вот – дожили до того, что мы видим сегодня пустые деревни. А ведь деревня – это корень нации. Люди, живущие на своей земле и занимающиеся трудом земледельца, – это коренное, в прямом смысле этого слова, население любой страны.

Очень хочется, чтобы все заброшенные, разрушенные храмы были восстановлены. И этот прекрасный Петропавловский храм. Здравый смысл говорит: «А для кого?» Ведь здесь никто не живет, ближайшее село в четырех километрах… Но раз храм стоит, раз он выжил во всех перипетиях ХХ столетия, – значит, есть воля Божия на то, чтобы он сохранился, он кому-то нужен. Я верю в это.

Надо помнить, что храмы возводились для молитвы к Богу. Храм живет богослужением. И если служба в нем совершается, значит, несмотря ни на что – ни на тот урон, который ему нанесли время и люди, ни на поругание, ни на отсутствие постоянных прихожан, – жизнь этого храма продолжается. Я хочу, чтобы он жил. Поэтому служу здесь, и хочу послужить во всех таких церквях на территории области, где возможно это сделать.

Во многих случаях полностью восстановить исторические руинированные храмы пока невозможно. Но мы будем стараться законсервировать их, чтобы остановить дальнейшее разрушение.

Хочется, чтобы не только храмы были сохранены и отреставрированы, но чтобы и сердца человеческие изменялись, чтобы люди возвращались к Богу

Помолитесь, братья и сестры, чтобы Господь послал неравнодушных людей, в чьем сердце загорится боль и скорбь о поруганных святынях нашего народа. Прошу вас молиться, чтобы Господь послал делателей на ниву Свою. Очень хочется, чтобы не только храмы были сохранены и отреставрированы, но чтобы и сердца человеческие изменялись, чтобы люди возвращались к Богу. Это не стыдно, это не страшно. Если в основе жизни каждого человека и общества будет вера в Бога, то у нас будет другая жизнь. Мы будем любить свою Родину, будем почитать своих родителей, а родители – заботиться о своих детях. Будем делать все то доброе, что делает человека человеком, а народ – народом. Дай Бог, чтобы это произошло!

Наталья Горенок
Фото Андрея Гутынина

25 июля 2024 г.

Смотри также
Храм в Пятино: величественная история любви и покаяния Храм в Пятино: величественная история любви и покаяния
Екатерина Любимова
Храм в Пятино: величественная история любви и покаяния Храм в Пятино: величественная история любви и покаяния
Екатерина Любимова
Неравнодушными людьми, у которых сердце не смогло смириться с картиной разрушающейся и ускользающей красоты, было принято решение начать трудное дело восстановления святыни.
«Храм – это сердце села» «Храм – это сердце села»
Возрождение духовной жизни в русской глубинке
«Храм – это сердце села» «Храм – это сердце села»
Возрождение духовной жизни в русской глубинке
Мария Башарина
Сельский приход обязывает священника держать в руках не только кадило, но и молоток.
Как могло произойти возрождение Церкви из руин Как могло произойти возрождение Церкви из руин
Памяти митр. Прокла (Хазова)
Как могло произойти возрождение Церкви из руин Как могло произойти возрождение Церкви из руин
Памяти митрополита Симбирского и Новоспасского Прокла (Хазова)
Священник Феодор Калинин
Вера владыки была безграничной, искренней и заразительной, и это было великое счастье – рядом с ним славить Бога.
Комментарии
Наталья25 июля 2024, 13:01
Слезы радости и горести одновременно... Врагу рода человеческого неугодно, чтобы человек был человеком, а народ - народом. Но Господь сильнее!!! С Божией помощью возродится Россия, ведь она, по слову святого праведного Иоанна Кронштадтского - подножие Престола Божьего!
Марина Бирюкова25 июля 2024, 06:53
Большое спасибо владыке Лонгину и автору этой статьи. Я очень рада тому, что и в нашей Саратовской митрополии, во всех ее епархиях старинные храмы, подчас полуразрушенные, не забыты: даже при ограниченных возможностях делается все, чтобы их поддерживать и возрождать. И в этом участвуют все, от правящих архиереев до простых сельских прихожан.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×