«Иди, человек, и молись»

Мой опыт крестного хода

Скоро, с 18 по 26 августа 2024 года, по благословению митрополита Минского и Заславского Вениамина, пройдет ежегодный Всебелорусский крестный ход «Жировичи – Минск». В преддверии этого грандиозного события мы публикуем дневник журналистки Ольги Демидюк, прошедшей с крестоходцами 250 км в 2023 году.

***

Девять дней пути из Свято-Успенского Жировичского монастыря в Минский Свято-Духов кафедральный собор с молитвой и святынями. Это 250 км и маршрут, который проходит через четыре епархии и 18 храмов.

Мозоли, боль, усталость, жара, дождь – всё это переживают те, кто решился пройти свой крестный ход. Для чего люди идут на это? Ради чего покидают дом, отказываясь от уюта и комфорта? Журналист сайта Свято-Елисаветинского женского монастыря г. Минска на четыре дня присоединилась к крестному ходу, чтобы ответить на эти вопросы самой себе.

Крестный ход. Вечер первый

Мы приезжаем в деревню Налибоки, чтобы присоединиться к Всебелорусскому крестному ходу. В год 850-летия преставления прп. Евфросинии Полоцкой по благословению митрополита Минского и Заславского Вениамина, Патриаршего экзарха всея Беларуси, он проходит с 18 по 26 августа.

Сегодня пятый день пути из девяти. Крестоносцы вышли в 6:30 и должны преодолеть 39 км. Уже восемь вечера, а их еще нет. Возле храма их ждут нарядные местные жители: мужчины – в рубашках, женщины – в белых платках. Солнце уже начинает садиться, а небо укрыто тонкими облаками.

Если ты решился на крестный ход, Бог будет помогать во всем, даже в таких «мелочах», как транспорт

Меня с попутчицей Алиной привез на машине Сергей – прихожанин Свято-Елисаветинского монастыря. Мама Алины идет в крестном ходе с первого дня, а девушка присоединяется, как и я. Алина говорит, что целый день не могла заказать маршрутку и до последнего не знала, как ей добраться. Помолилась – «Богородица, помоги мне туда попасть», – и тут ее мама узнала, что сегодня к ним едет машина из Минска. Так всё чудесно разрешилось. Вообще, подобные истории мне расскажут еще не раз: если ты решился на крестный ход, Бог будет помогать во всем, даже в таких «мелочах», как транспорт.

Алина рассказывает, что в прошлом году прошла весь маршрут крестного хода и что был такой день, когда она понимала: всё, идти дальше не может – жарко, трудно, очень хочется помыться. У многих тогда поднялась температура. На крестном ходу был ее двоюродный брат на машине, подвозил тех, кому было трудно идти. Он решил пройти часть пути сам, а Алине предложил взять его машину и ехать домой. Но как только она села за руль, машина сломалась. А потом была остановка у реки. Все искупались – стало легче.

«Если трудно, прикладываешься к иконам, мощевикам, просишь сил, как ребенок», – говорит мне Алина.

Крестный ход сопровождают скорая, машины, которые везут вещи крестоходцев, машина с водой и автомобили, которые могут подвезти отстающих. Пока мы ждем, к храму подвозят несколько таких женщин. Одна из них, Алла, делится впечатлениями:

– Когда ноги болят и сил нет, Господь укрепляет. Последние километры «пролетаешь». Молебен заканчивается – идешь как утка, всё болит. Поспишь ночь, встаешь и идешь дальше. И силы есть.

Крестный ход – это большая сила. В прошлом году одна женщина собиралась идти один день. Взяла с собой коврик, спальник и больше ничего. У нее было плохое зрение, и она шла в очках. Прошла первый день, ночевала в спальном мешке под открытым небом (не могла выдержать духоты, храпа в школе, где ночевали все). И вы знаете, в итоге она дошла до конца. Она просила Матушку Царицу Небесную, чтобы Та ее укрепляла. На привале в одной деревне, когда была остановка два часа, эта женщина постучалась в первый попавшийся дом, чтобы постирать свою одежду. Ей открыл дедушка, приготовил ванну, она вымылась, выстирала одежду, надела и высушила ее на себе. Так и прошла весь путь.

– Говорят, что тому, кто идет крестным ходом, Матушка Царица Небесная готовит какой-то подарок, – продолжает Алла. – Эта женщина писала, что через две недели после крестного хода у нее что-то случилось со зрением – она стала в очках хуже видеть. Пошла к врачу, а ей сказали, что у нее замечательное зрение. Теперь она ходит без очков.

Алла рассказывает, что в прошлом году, когда услышала про крестный ход, у нее загорелось сердце, а потом появились сомнения, дойдет ли: все-таки возраст, много болячек. Просила благословения у Царицы Небесной и Иисуса Христа. И еще она предупреждает, что во время крестного хода могут быть искушения: у кого-то случаются неприятности дома, и срочно нужно уезжать, у кого-то обостряются болезни. Но если молиться, положиться на волю Божию, всё разрешается. У одной женщины, например, пока она шла крестным ходом, заболела мама, и ей нужно было уезжать домой. Она не хотела, но пришлось смириться с этим. Алла говорит:

– В жизни так бывает, что, когда мы чего-то очень сильно хотим, это не происходит, а когда ты смиряешься, что, значит, вот так, Господь сразу преподносит подарок. И вот когда та женщина уже собралась уезжать, ей позвонила мама и сказала, что ночью что-то произошло, она начала сильно потеть, проснулась – ничего не болит. И женщина пошла дальше.

Первое, что нужно делать, – всю дорогу молиться. Если не молиться, отвлекаешься, начинаешь себя жалеть

Первое, что нужно делать, – всю дорогу молиться. Если не молиться, отвлекаешься, начинаешь себя жалеть. Если тяжело, становитесь за иконой, и она вас будет «нести».

Крестный ход – это борьба с самим собой. В прошлом году я слышала от многих, что во время хода от людей можно услышать неприятные слова, грубости. Страсти вылезают наружу, и в них нужно каяться. А вывод какой? Когда ты прошел крестный ход, ты меняешься, становишься пускай на сантиметрик, но ближе к Богу.

К храму подъезжает машина из колонны крестного хода, в громкоговоритель объявляют, что крестный ход уже в населенном пункте, и приглашают встречать его. «“Христос воскрес!” – у нас так принято говорить!» – объясняет мужской голос из громкоговорителя.

Мы с Алиной и нашим «водителем» Сергеем решаем пойти навстречу крестному ходу. Идем по деревенской дороге, у домов стоят жители с детьми, собаками и смотрят вдаль. Мы идем и втроем читаем Иисусову молитву вслух. Вскоре видим первые ряды крестоходцев, хоругви и иконы. Впереди – братья, за ними сестры. Они читают Иисусову молитву по очереди. Голос братьев – мощный, громкий, как будто раздвигает воздух перед собой и прокладывает путь, а голос сестер – звонкий, нежный – стелется следом.

Мы постепенно приближаемся друг к другу, и наша маленькая и тонкая, как ручеек, молитва вот-вот вольется в общую реку. Я запинаюсь, потому что к горлу подступают слезы, которые я не могу объяснить. Чувствую только неземную радость, которая не вмещается в сердце. Поворачиваюсь к Алине с немым вопросом в глазах: «А что происходит? Почему текут слезы?» – и вижу, что она тоже плачет.

Мы понимаем, что идем навстречу силе, которую пока не можем объяснить. Три следующих дня я буду пытаться понять, что это за сила.

За две недели до

«Это великое путешествие. Это нелегко, но великолепно. Пойдем со мной!» – пишет мне Надя. Она прошла крестным ходом в прошлом году и зовет меня пройти его вместе в этом. Я отказываюсь. Для меня это непосильный подвиг, ведь я не походник, не спортсмен. Мое сердце никак не откликается на ее слова. И еще мне очень не хочется расставаться со своим комфортом, мало спать, много идти и в зной, и в холод. Я хочу, как сейчас, когда читаю сообщения Нади, сидеть в кафе и пить эспрессо-тоник. И у меня нет ответа, зачем мне нужно идти и страдать.

«Крестный ход – это особенное событие. Мне кажется, о таком невозможно пожалеть. Для меня это время было концентрацией жизни и концентрацией меня: за неделю у меня произошло то, что в обычной жизни происходит за год», – продолжает уговаривать Надя.

Я обещаю подумать и сразу решаю, что весь путь не осилю. Когда всё же озвучиваю ей робкое согласие на часть пути, с мыслью «не понравится, будет трудно – уеду домой», – Надя присылает мне список необходимых вещей из 42 пунктов. Среди них – палатка, коврик, молитвослов, дождевик и т.д.

Я решаю, что пойду на четыре дня – это 100 км из 250-ти, но даже это расстояние кажется мне невозможным. Обычно после выстаивания службы у меня ноги гудят весь день, а пешком в день я могу осилить километров десять. К тому же за пару дней до моего запланированного выхода мне стало плохо, и так, что я три дня не могла встать. Я не понимала, как в таком состоянии пойду, и всерьез думала всё отменить. Но внутри было чувство, что, если отменю, упущу что-то важное. Оно помогло доползти до храма и причаститься.

Вещи собрала за два дня. Подруга одолжила рюкзак и спальник. Надя пригласила ночевать в своей палатке, всё быстро решилось с транспортом.

Итак, я настроилась и уже приехала в Минск, откуда меня должны были подвезти к маршруту, как вдруг приходит сообщение, которое выбивает почву из-под ног. Желание одно – всё отменить, остаться дома и реветь. Но я понимаю, что если и может меня сейчас что-то исцелить, то только дорога, молитва и Бог…

Ночь первая

На полу коридора школы расстелены коврики, на них – спальники, рядом стоят рюкзаки с вещами. Перед сном все обрабатывают ноги зеленкой и перебинтовывают мозоли. Сегодня Надя ночует у знакомых прихожан, и я решила не ставить палатку. Лежу на твердом полу в спальнике и думаю о том, куда я попала. Зачем калечить свои ноги? Зачем так страдать? В помещении душно, кто-то храпит, кто-то кашляет, уснуть не удается. Я выхожу на улицу и иду к школьному стадиону, где никого нет, останавливаюсь, смотрю на звездное небо.

Я поняла, что там, вдали от дома, при внешнем дискомфорте, трудностях, я хочу почувствовать близость Бога

Когда я сидела на деревенском крыльце своего дома и решалась, ехать или нет, думала о том, что самое главное для меня сейчас – понять, зачем мне туда идти. Ведь это необязательный подвиг. Ходи в храм, молись, участвуй в таинствах – и хватит тебе. В чем смысл крестного хода именно для меня? Я знала, что иду туда не для того, чтобы Бог исполнил какие-то мои желания. И даже вряд ли чтобы молиться за других – на это нет моих сил. И тут я вспомнила, как после воцерковления решила поехать потрудиться в монастыре семь дней и как часто мысленно возвращалась к этому опыту и думала о том, что сейчас я бы никогда на это не решилась. Ход жизни, комфорт, дела плотно держат меня на земле, и мне всё сложнее чувствовать и видеть небо, слышать в биении своего сердца волю Бога обо мне. Вот тут я и поняла, что там, вдали от дома, при внешнем дискомфорте, трудностях, я хочу почувствовать близость Бога. Как только внутри себя я озвучила эту мысль, сердце отозвалось радостью, а в небе упала звезда. Это было так ярко и изумительно, что я поняла – Бог меня поддержит.

И вот я смотрю на звездное небо здесь, на школьном стадионе деревни Налибоки, становлюсь на колени и прошу Бога помочь мне пройти мои 100 км.

Когда возвращаюсь к школе, вижу, как вприпрыжку бежит девочка и громко и радостно кричит: «Папа, папа, нужно пройти до конца! Мне сказали, что тем, кто дойдет до конца, Богородица готовит подарок!»

Я вдруг чувствую себя такой девочкой, которой тоже очень хочется получить свой подарок. Но которая не смеет надеяться на него…

День первый

В школе, где мы ночуем, гулкое эхо, оно усиливает каждый шорох, каждое слово. Этой ночью я не буду спать совсем. Подъем в 4 утра. Сбор вещей, выход в храм на Божественную литургию, начало которой в 4:40. Сегодня впереди 26 км. Для меня это первый день пути. А для остальных – шестой. После первых дней жары и в среднем 30 км в день этот день считается легким.

У всех крестоходцев благословение причащаться каждый день. Священник в храме говорит о том, что исповедуются только те, кто приехал или совершил смертные грехи. Если в течение дня добросовестно молились Иисусовой молитвой, то можно не вычитывать правило перед Причастием. «А если шли и разговаривали, то это не крестный ход, а просто прогулка с иконами», – внушительно добавляет батюшка.

После бессонной ночи я не очень понимаю, что происходит. От школы к храму иду как в тумане. Но после Причастия ощущаю силы, как будто не было этой ночи на твердом полу. Если спросить у любого здесь, как он держится, тебе ответят: «Держусь, но с Богом. Сам не могу». Сегодня я начинаю понимать, что здесь бессмысленно надеяться на себя, только на Бога.

«Райские пирожки, прямиком из рая!» – это брат Сергий раздает у храма чай и пирожки. На всем пути следования крестного хода он разносит на привалах перекусы, и они у него неизменно райские – финики, орехи, сушки. Его так и прозвали – Сергей Райский. «Запасы Бога неистощимы», – часто повторяет он.

Сергей идет позади всех, обычно берет под руки тех, кому трудно идти, и буквально «несет их немощи» на себе. На нем (буквально) и потерянные на привалах вещи. Когда начинается ход, он идет вдоль шествия и разыскивает хозяев. То есть проходит гораздо больше, чем все мы.

За воду отвечает брат Андрей. Его называют Андрей-водонос. Он несет бутылку воды и стаканчик и предлагает попить прямо на ходу. При этом еще и спрашивает: «Как ты, сестричка?», «Как ты, родная?» Когда идти трудно и жарко, это его участие, добрый взгляд и пара глотков воды ощущаются как роскошь и дар.

По традиции все, кто присоединяется к крестному ходу, встают перед ним на колени – так, чтобы над ними пронесли святыни. Затем вливаются в колонну.

И вот мы идем. Когда поют сестры, несколько человек дирижируют веточкой. Молитва помогает держать ритм. А еще я понимаю, что только она сейчас и держит меня на плаву. И как только я отвлекаюсь, «прилетевшая» накануне новость тянет меня в печаль и саможаление. А когда я возвращаюсь к общей молитве, потихоньку приподнимаюсь к свету. Тогда я понимаю, что в эти дни могу держаться только за эту веточку. Как держится тот, кто тонет в болоте, за руку спасающего. И задача моя сейчас очень простая – ухватиться за нее изо всех сил, не останавливать шаг и нести в своем сердце имя Христа.

«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». Кажется, давно я так искренне и от всей глубины души не произносила эти слова и не чувствовала, как мне нужны Его милость, утешение, покровительство. Как мне нужен Бог. И как только Он один может мне помочь.

«Ты что, опять пошла?!»

В первый день пути я встречаю Анну из моего города. В прошлом году она прошла весь маршрут крестного хода. Я знала, что ей было трудно и что она после этого полгода лечила ноги. Как она решилась идти снова, я не представляю.

Для меня крестный ход – это покаяние

– В прошлом году у меня от напряжения воспалилась мышца «гусиной лапки», – рассказывает она. – И если сейчас я приду к доктору, он мне скажет: «Ты что, опять пошла?!» Для меня крестный ход – это покаяние. В этом году я сомневалась, ехать ли. Просто я уже знаю, что это такое, и мне было страшно, дойду ли я из-за колена. К тому же возраст. Но заболел родственник, и я поняла, что надо идти, чтобы молиться за него. На третий день было очень тяжело: попали в самое пекло и два дня были переходы 36 и 39 км. Я каждый день хотела уехать. Спрашивала, кто едет в Кобрин, но машины не было. Поняла, что надо идти дальше. А теперь, когда самые трудные дни позади, понимаю, что доползу.

Людмила, которая поддерживает Анну под руку и идет рядом, говорит, что крестный ход приносит много плодов – пользу и духовную, и житейскую. Рассказывает, как одна женщина писала отзыв после Великорецкого крестного хода: она очень молилась, чтобы встретить мужа, и вот за год нашла мужа, забеременела и уже на следующий год пошла в крестный ход беременная, чтобы благодарить.

Анна советует мне поминать имена близких, пока иду. Я пою с сестрами вслух, а когда поют братья – про себя поминаю свою семью. Как раз успеваю назвать все имена. Первое время ум отвлекается, но я понимаю, что сейчас это и есть мое поле битвы. Я иду или с Богом, или с собой. И каждая праздная мысль или слово крадут мою молитву.

«Размер участия Бога в моей жизни»

Коврик, посуду, дождевик и всё, что может тебе пригодиться для ночлега, несешь с собой. Во время коротких остановок или обеденного привала садишься на коврик и вытягиваешь ноги. Кто-то успевает вздремнуть.

Сегодня на обеде раздают гречневую кашу, чай и арбуз. Пока лежим на ковриках, расспрашиваю Надю, которая позвала меня сюда, про смысл крестного хода для нее.

– Мне понравилось в прошлом году, и я думала о людях, которых тут снова увижу, – говорит Надя. – Для меня это приключение. Я очень много всего проживала за тот крестный ход, и мне нравится, что здесь приходят какие-то мысли, которые меняют мое отношение к жизни. Вот я сейчас ищу работу и очень переживаю по этому поводу. Сегодня за завтраком я поговорила об этом с Вероникой, которая тоже идет во второй раз. Оказалось, что и она ищет работу, но совсем не переживает. Она сказала мне про приоритеты: на первом месте должен быть Бог. А получается, что то, о чем ты переживаешь, становится на первое место и заменяет Его.

У тебя на крестном ходу есть неделя, когда ты не думаешь о бытовых вещах, тебе не нужно решать свои обычные вопросы, когда освобождается много времени, чтобы ты могла о чем-то ином думать. Есть расписание, за тебя всё уже продумали – ты только спи, ешь, иди, молись.

Сегодня я много думала о балансе делания и неделания и поняла: а ведь если не суетиться, если решить, что я сделала всё, что могла, и что остальное разрешит Бог, становится легче. Самое главное, о чем я должна переживать, – это насчет своих отношений с Богом. А еще мысль, которую я тут обдумываю, – это размер участия Бога в моей жизни. Многие говорят, что крестный ход пройти нереально, ты идешь только с Божией помощью. В прошлом году у меня про себя такого ощущения не было, потому что я могу ходить по горам 20 км с рюкзаком. Пройти 30 км без рюкзака по равнине мне несложно. Я считала, что прошла сама. И вот Вероника сказала мне, что это самонадеянность. И я подумала: а ведь спала я по 3–4 часа в день – это ненормально, а хорошо себя чувствовала. И сейчас я понимаю, что это были не только мои силы. Значит, всё же Господь помогал.

«Через крестный ход мы возвращаемся к Богу»

Вечером мы приходим в Ивенец, в Спасо-Евфросиниевскую церковь. Служат молебен. Многие в это время сидят на ковриках или даже лежат. Священник в храме говорит, что в конце крестного хода нас всех ждет Пресвятая Богородица, и это великое утешение, а сегодня мы в гостях у преподобной Евфросинии. Это место сто лет освящается ее молитвами и предстательством, и сегодня мы здесь, чтобы помолиться и попросить благословения нашему Отечеству.

После ужина в школьной столовой мы с Надей ставим палатку на стадионе, вдалеке от всех, пьем минералку с видом на закат и говорим. Начинается лекция о смысле крестного хода, и я перебираюсь с ковриком к площадке.

Чтец Роман Ларьков приехал специально, чтобы провести лекцию. Я записываю себе в блокнот важные для меня слова.

«Через крестный ход мы возвращаемся к Богу, приобщаемся к подвигу Христа. Чтобы вырасти, человеку нужно трудиться. Когда человек решается на подвиг, происходит синергия, и Бог помогает нести крест человеку.

Бог действует вне логики человека.

Важно ответить себе на вопрос, есть ли любовь между мной и Богом.

Люди видят крестоходцев, лица которых отражают свет Христов, и у них появляется надежда и радость. Многие говорят, что ждали, когда по их местности пройдет крестный ход – для них это настолько важное и трогательное событие. Но это налагает и определенные обязанности: поведение крестоходца должно быть непорочным. Он не должен никоим образом соблазнить того, кто его видит. В этот момент он миссионер, ученик Христа, идет по Его стопам и осуществляет евангельскую проповедь.

Во время крестного хода случается много исцелений, но самое главное – это исцеление души от ран нетерпеливости, гордости.

На нашей земле было много горя – болезни, войны, злоба, ненависть. И по этой земле ступает нога крестоходца, нога, на которой мозоли, замазанные зеленкой, на которой наклеен пластырь. И земля очищается, омывается. Там, где ступила нога крестоходца, распустились цветы святости. Где работа ради Бога, там и Бог. Подвиг человека дает возможность Богу вмешаться. Он видит труд человека и наградит его, как считает нужным. И сила Божия совершается в немощи».

Прошел всего день, а мне кажется, что минимум месяц, – большой мир и его проблемы так далеко!..

Я сижу, укутавшись в спальник. Прошел всего день, а мне кажется, что минимум месяц, – большой мир и его проблемы так далеко!.. Я уже не вспоминаю о новости, которая выбила меня из равновесия, и понимаю, что Господь, зная боль моего сердца, Своей заботливой отеческой рукой отправил меня в дорогу, чтобы его исцелить…

День второй. 27 км

Снова ранний подъем – в 3:30. Сбор вещей, загрузка, дорога в темноте в храм на Божественную литургию. Небольшой перекус и путь из Ивенца в Раков.

– Вот мы молимся часами Иисусовой молитвой, а сколько раз произнесли ее искренне, от сердца? И не просто ли это показуха? Есть ли в этом смысл? – спрашивает одна из сестер.

Вообще, такие мысли – «Что я здесь делаю? Уезжай!» – во время крестного хода посещают многих. Говорят, что это тоже борьба, по силе большая, чем с мозолями и физической болью. Лично я в такие моменты решаю, что просто дойду до конца, чтобы увидеть всё своими глазами.

Обед сегодня в деревне Киевец, возле деревянного Троицкого храма. Зеленая лужайка быстро застилается ковриками и заполняется людьми, которые снимают ботинки и с удовольствием вытягивают уставшие ноги.

Возле храма полевая кухня, всем разливают рассольник. Когда ехали сюда с Алиной, наш водитель Сергей рассказал, что, когда перестал есть сахар и соль, вдруг заново открыл для себя вкус еды. Алина говорит, что здесь, в крестном ходу, происходит то же самое: уходят развлечения, «специи», остается очень простая жизнь. Душа оголяется и начинает чувствовать всё ярче и острее. Суп, кусок черного хлеба, каша, огурец вкуснее самых замысловатых блюд.

Именно в тот момент, когда кажется, что больше не можешь сделать и шагу, законы логики заканчиваются и действует Бог

Начинается дождь, все перемещаются на пол в храме. Вчера вечером я упала на кисть руки, и она опухла. Стою в очереди в скорую, чтобы перевязали. Ко мне подходит Юра (он из Гомеля, идет с первого дня), делится, что первые дни идти было трудно, жара, не был готов, на ногах мозоли, но именно в тот момент, когда кажется, что больше не можешь сделать и шагу, законы логики заканчиваются и действует Бог. Так, на четвертый день в его душе появилась большая радость.

– В какой-то момент я нашел всё это, как в Евангелии, когда народ ходил за Учителем и не имел ни о чем попечения, – говорит Юра. – Так и здесь: Он дает пережить неизбежность Пасхи и, как само имя Его, осветляет всё внутри. Но, видимо, для этого нужен труд: ощутить усталость, перестать надеяться на себя, чтобы вытеснить всё лишнее и найти опору в Его имени, укрыться Им.

«Православие это не грустно и не скучно»

На одном из привалов говорим с Настей, фотографом из Бобруйска, о ее опыте крестного хода.

– В 2010 году, когда мне было 16 лет, я увидела объявление и сказала маме, что пойду в крестный ход. Я тогда не знала, что это такое, но почувствовала в сердце желание идти.

– Как думаешь, откуда это желание возникло?

– Я думаю, это Промысл Божий. И когда ты один раз ощутишь эту атмосферу, близость Бога, ты снова и снова хочешь это пережить. Душа знает эти ощущения и требует: «Давай сюда». Тут, наверное, процентов 20 людей, которые были в прошлом году.

– За счет чего, по-твоему, здесь переживается это чувство близости Бога?

– За счет молитвы, поддержки и любви друг к другу в трудностях. Здесь ты видишь своих людей по духу, которые тоже почитают Бога, понимаешь, что ты такой не один, и всё вместе это дает ощущение присутствия Бога. И я советую всем, особенно молодежи: пусть они идут в крестный ход и видят, что Православие – это не грустно и не скучно, это радость для людей любого возраста.

Рядом со мной идет Ульяна, она из Минска. Ей всего 16. В прошлом году она прошла с друзьями финальный отрезок пути из Заславля в Минск, а это около 36 км.

– Нам очень понравилось, мы выходили в три часа ночи, в компании друзей, семьями. Конечно, мы подростки, и было тяжеловато, но, когда смотришь на бабушек, которые прошли 250 км, твоя усталость ощущается абсолютно по-другому, и даже стыдно кому-то жаловаться. И я понимаю, насколько немощна по сравнению с ними. Силы духа придавала молитва.

Сейчас я решила пройти чуть больше и иду уже второй день, потому что впереди у меня 11 класс, поступление, и мне очень нужно Божие благословение. Я верю, что здесь его получу и что Господь направит меня поступить туда, куда мне нужно. На протяжении всей учебы Он мне очень помогает и направляет меня. Я это чувствую и понимаю, что без Его помощи не смогу. Конечно, не сказать, что у меня сильная молитва, чаще думаю: «Хоть бы дойти». Но ехала я сюда с этой целью.

«Плакать хотела, не могла идти»

Ирина родом из Молдавии, вышла замуж и уже 17 лет живет в Бобруйске, рассказывает:

– Здесь однозначно чувствуется особая близость Бога – на каждом шагу, в мелочах. Начинаешь полагаться не на себя, а на Бога. Я утром плакать хотела, не могла ни идти, ни стоять – мало отдыха, поздно ложимся, рано встаем, ночью в палатке замерзла. Еле дошла до храма, всё болело. А потом посветлело в храме, на улице солнце пробилось сквозь тучи – и появились силы. А когда молишься, забываешь о ногах.

В Молдавии нет такой природы, и это меня тоже радует – лес, воздух, который хочется вдыхать. Во время прошлого крестного хода я в первый раз в жизни ночевала в палатке (у нас на родине не ходят в походы), поэтому для меня это особенные впечатления. А еще после прошлого крестного хода, когда ходила пешком, мне хотелось идти с Иисусовой молитвой.

Крестный ход проходит через деревенские приходы. Местные жители встречают с умилением, особенно старики, стараются чем-то угостить. Крестоходцы несут на груди свои любимые иконы, некоторые подходят к местным жителям, и те прикладываются к ним.

Проходили мимо стада коров. Они вдруг ринулись к дороге и громко замычали. И непонятно, то ли они увидели в нас «стадо», то ли воистину «всякое дыхание да хвалит Бога».

«Слава Богу, что тяжело»

Сергей из Крупского благочиния идет в крестном ходе во второй раз: в том году со старшей дочерью, а в этом – со всей семьей (а это пять детей и жена). Жена и младшие дети шли три дня, а он и старшие остались на весь путь.

Только после ощущения нашей немощи мы понимаем, как действует Божия благодать

– У меня до этого было свое представление о крестоходцах, но именно внутри понимаешь все тонкости крестного хода и для чего это надо. Услышал здесь крестоходную пословицу: «Слава Богу, что тяжело». Мое мнение, что каждому человеку нужно хоть раз побывать в изнурительном крестном ходе, именно изнурительном. Только после ощущения нашей немощи мы понимаем, как действует Божия благодать. Обычно мы ее своим самомнением и своей якобы силой не пускаем. А вот когда ты обессилел, нароптался внутри себя, увидел всё, что у тебя есть в душе, тогда понимаешь, как прекрасно, когда тебе Господь помогает. Всё это словами не объяснишь.

Здесь, как словно ты живешь с кем-то в маленькой комнате, очень быстро вылезают твои гадости. Но тут нет времени дискутировать – нужно мириться. Когда мы идем вместе – мы веник, а по одному нас легко ломать.

– Во время крестного хода такое поле для добрых дел! Можно кому-то подсказать, что-то поднести, кого-то поддержать, можно поговорить на духовные темы, но самое главное – это литургия каждое утро, дальше – соборная молитва. А когда молитва в ритм дыхания – это вообще прекрасно.

Лично я не в состоянии дома 10–12 часов молиться, а соборно – если ты промолчал, кто-то другой тянет молитву, а потом и у тебя она прорывается.

В прошлом году я каждый день внутри себя искал причину, чтобы остановиться, но пришла мысль: «Господи, буду идти ради того, чтобы каждое утро Тебя причащаться». Тут есть всё для духовного роста: тебе приготовили ночлег, трапезу. Иди, человек, и молись.

Конечно, сложнее всего идти последние километры: ног не чувствуешь, стараешься не думать о боли в ступнях, суставах. Всё внимание направляешь на слова молитвы. Вот ты уже идешь по населенному пункту, но он кажется бесконечным. И в этот момент, когда кажется, что больше не можешь ступить ни шага, слышишь колокольный звон. И это такое счастье и радость, что к глазам подступают слезы. Тебя ждали! Думаю о том, что можно дойти куда угодно, если знать, что тебя ждут.

А ведь вот этот песок, камни, гравий – это и есть наша дорога в Царствие Небесное, где нас ждет Христос и хочет, и жаждет ударить в колокол, когда мы туда дойдем.

В Ракове нас встречают в национальных костюмах, играют на дуде. Нам дают номер жительницы города, которая согласна принять несколько человек в душ. Кристина – католичка, часто принимает тех, кто идет через Раков в пилигримку, но при этом с уважением относится к православным. Горячая вода, чай и свежеиспеченные слойки – лучшее завершение дня.

Успеваем вернуться к месту ночевки на окончание концерта, который сегодня проходит на школьном стадионе. Александр из Орши, которого зовут здесь дядя Саша, играет на гитаре и поет:

…Я пред вами сейчас пою, а вообще я едва стою
и горят на ногах ступни, но про это ни-ни.
Я сюда еле дохромал, но я только что осознал,
что снова пойдет вперед крестный ход, крестный ход.

День третий. 36 км

Начало Божественной литургии в 4:30. Выход – в 6:30. Сегодня идем 36 км. Встаю простывшая – ночью в палатке было сыро и холодно. Совсем не понимаю, как сегодня пройду. Уже после крестного хода простуда «догонит меня», и я слягу с температурой на несколько дней.

Ты понимаешь, что дома давно бы себя пожалел и лег в постель, но здесь у тебя впереди километры пути, и ты всем сердцем чувствуешь, как тебе нужен Бог

После Причастия думаю о том, что наша жизнь как сосуд: либо мы его заполняем чувством «я сам», «я всё могу» и не оставляем места Богу, либо уступаем Ему, приглашаем Его принять участие в нашей жизни. Очень сложно умалиться искусственно, а вот когда ты действительно понимаешь, как слаб и пуст, ничего не остается, как бежать к Богу. Простыл, устал, болят ноги – ты понимаешь, что дома давно бы себя пожалел и лег в постель, но здесь у тебя впереди километры пути, и ты идешь к Чаше и всем сердцем чувствуешь, как тебе нужен Бог. Только Он «побеждает естества чин».

Выходим из храма в туман. Солнце прикрыто им, как бабушкина лампа абажуром. От этого утро такое уютное, мягкое, а идти легко и радостно.

В пути к нам присоединяются казаки на лошадях. Они скачут рядом по полю. И когда ждут нас на холме, это так красиво, что невозможно налюбоваться. А на привале в Заславле катают всех желающих.

«Что ты разнылась? Иди с молитвой»

Татьяна весь крестный ход дирижировала во время соборной молитвы веточкой. Они с подругой Евгенией приехали из Гомельской области, Лельчицкий район. На привале общаюсь с ними.

Татьяна: Это мой первый крестный ход. У нас на приходе батюшка объявил– и сердце сразу отозвалось. Решили, что надо ехать, и идем с первого дня.

Моя основная цель – это молитва, здесь можно приблизиться к Богу, почувствовать Его. Ехала сюда, потому что знала, что многие исцелялись, случались чудеса. Хотелось побыть у святынь, укрепиться духом. И я не жалею. Здесь познакомилась с прекрасными людьми, и всё, что я хотела, Господь дал, Он любую мелочь слышит.

На крестном ходу чувствуется единство. Всех объединяют молитва и Христос. Но и без боли не обойтись, все мы что-то отдали Богу: кто-то свои ногти, кто-то мозоли, кто-то нервы. Я взяла с собой пластырь и думала, что мозоли будут только ближе к Минску, но они появились уже на второй день.

Был день, когда мы шли почти 42 км, и под конец я уже теряла терпение. А ведь смысл в том, что, когда ты раздражен, нетерпелив, нужно попробовать подавить это. Устал, не выспался, болят ноги, чуть ходишь, а ты через силу прояви любовь к ближнему – в таком состоянии это подвиг.

Но если бы не помощь Божия, мы бы не дошли. В немощи человеческой сила Божия совершается. Как только начинаешь молиться, забываешь о боли.

Евгения: Причастие каждый день дает силы. Сегодня мы просто летели, не заметили, как прошли первые 18 км.

Татьяна: Мы молимся, призываем имя Божие, и впереди нас идут Христос и Богородица. Они нас несут.

Когда мы сегодня подходили к храму, что-то такое нахлынуло, что объяснить невозможно. Слезы, но это не слезы грусти, печали, боли, раздражения, нет… Господь дает мгновения, когда тебя переполняет такая радость, что боль в ногах уже не волнует. Видишь образа, чудотворные иконы, и от этой близости святыни сердце начинает плакать.

Евгения: Мы уставали, но это была радость, мне было хорошо. Да, ноги болят, но я не плакала от боли, мне хотелось бежать в храм, вставать в три часа ночи.

Татьяна: Я сама по себе соня, рано вставать – это для меня пытка, дома сплю до 10 часов. А тут, знаете, я сама поразилась – звонит будильник, и я как штык, чувствую, что выспалась. Отстаиваешь литургию и потом еще идешь. Наверное, Господь подкрепляет.

Евгения: Но искушения тоже есть: на четвертые сутки, после тяжелых переходов, люди не выдержали и физически, и морально – десять человек уехали.

Татьяна: Я думаю, завтра мы будем плакать, что крестный ход заканчивается. Здесь сроднились с людьми, и они уже не просто знакомые, а действительно братья и сестры, и от сердца оторвать их очень тяжело. Я даже думаю, что я недостойна идти в этом крестном ходу. Здесь такие удивительные люди встречаются, которые поддерживают друг друга! Я почувствовала эту любовь. Это евангельская проповедь в деле…

Евгения: …И не хочется возвращаться в суету.

Татьяна: Большой мир уже какой-то чужой.

Евгения: Нам говорил брат Илья, что после крестного хода мы три дня будем ходить как будто в коконе – так будет действовать благодать.

Пока сам не попробуешь – не узнаешь, что это такое

Татьяна: Но пока сам не попробуешь – не узнаешь, что это такое. Чтобы понять, почувствовать благодать, это нужно пройти, разбить ноги, устать.

Евгения: Когда было очень тяжело (гравийка, полные ботинки камней), сразу подумала про то, как вели Христа на Голгофу. И сказала себе: «Что ты разнылась? Камушки, мозоли – иди с молитвой!»

Последние километры

Весь крестный ход братья и сестры несли святыни – иконы, мощевики. Нести их за специальные ручки должны четыре человека. Очень многие хотят в этом поучаствовать, здесь считается, что тогда ты получаешь больше благодати. В храме перед выходом отец Николай (Савостьянов) говорит женщинам, окружившим его:

– Мы идем последние километры. Чтобы никто не ругался! Вот ко мне подошла одна женщина и сказала, что ее оттолкнули от икон, сказали: «Ты недостойна нести!» Как такое можно сказать про другого? Нужно считать, что это я, я – самый недостойный человек! Так вот, если сказали обидное слово кому-то – пока не обниметесь, не попросите прощения, не облобызаете друг друга, к святыне не прикасайтесь!

Сегодня большой переход, и людям трудно. От долгой ходьбы по горячему асфальту чувство, что подошва кроссовок буквально стирается. Идешь, потому что не идти нельзя. Просто не обращаешь внимания на боль в ногах и делаешь еще один шаг, а затем еще один и еще. Идти, даже когда больно, – хорошее умение для жизни. И крестный ход учит этому не только тело, но и душу.

Когда уже идем по Ждановичам и встречаем местных жителей, одна из сестер напоминает: «Улыбаемся и машем!» Хотя все, конечно, с трудом переставляют ноги.

А когда дошли до храма в Ждановичах и расселись по своим коврикам, рядом со мной один из братьев снял обувь сестре, взял ее измученную ногу в свои руки, аккуратно, внимательно обработал мозоли зеленкой. Вспомнила, как Христос омыл ноги Своим ученикам. Это, наверное, и есть смысл крестного хода – положить уставшие, натруженные ноги ближнего себе на колени.

Финал. Минск

Сегодня день памяти Минской иконы Божией Матери и финальный отрезок пути. Молебен, выход в 6:30. Пять километров до Покровского храма в Минске и пять по городу. Мы все идем натощак, чтобы причаститься. Нас попросили надеть самое нарядное, что есть. Многие идут в специальных майках с надписью «Всебелорусский крестный ход». Чувство приближающегося большого города, суеты, шума и грусти, что вот-вот всё закончится.

По Минску идем медленно, в толпе уже не найти тех, с кем шел рядом все эти дни. Кажется, что людей уже тысячи.

Вот уже звонят колокола Свято-Духова кафедрального собора. Анна из моего города, которая каждый день хотела уехать, когда услышала этот звон, заплакала и сказала: «Я дошла».

Большая часть крестоходцев – это люди за 60. Когда видишь, как идет бабушка с пакетом в руке вместо удобного рюкзака, в неподходящей обуви, но при этом молится, понимаешь, что рядом с ней – Христос.

Когда видишь, как идет бабушка с пакетом в руке, в неподходящей обуви, но при этом молится, понимаешь, что рядом с ней – Христос

В деревне Молчадь крестный ход встретил Эдик, беззубый, болящий, но радостный, как ребенок. В деревне он держит овец, этим и живет. Он внезапно решил пойти за всеми. Ему дали обувь, вещи. Первый раз повели в храм на исповедь. Спросили:

– Ты в Бога веришь?

– Верю!

– В Христа веришь?

– Верю в Христа, в Божию Матерь, в святых!

– Тогда пошли на исповедь.

– Мне было так страшно, так страшно, – говорил он, – а потом так светло!

Когда видишь это, понимаешь, что рядом с Эдиком тоже Христос.

Все эти дни я ловила себя на мысли, что нужно было идти весь ход. И что как будто я потеряла полноту всей радости. Но понимаю, что нужно доверять Богу, и всё случилось так, как нужно.

Когда в Минске к нам присоединяется огромная толпа людей, вспоминаю огласительное слово святителя Иоанна Златоуста на Пасху:

«Кто же подоспел прийти лишь к одиннадцатому часу – и тот не страшися своего промедления! Ибо щедр Домовладыка: принимает последнего, как и первого; ублажает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и трудившегося с первого часа; и последнего одаряет, и первому воздает достойное».

У Бога Своя логика. Все получают радость, она не зависит от того, сколько ты прошел километров и сколько мозолей натер. Трапеза общая для всех, а Господь радуется последнему, как и первому. Так радуется отец, который собрал своих детей на пир. И главный подарок для него – это чтобы пришли все. Кто-то приезжает заранее, помогает накрывать стол, кто-то успевает к началу праздника, а кто-то едет издалека и приезжает только к торту и чаю, но отец каждого выходит встречать лично, обнимает, целует и сажает за стол.

После праздничной Божественной литургии и Причастия думаю о том, что я бы очень хотела, чтобы можно было получать радость без труда. Чтобы не болело тело, чтобы не хотелось есть и пить. Но почему-то чувствуешь Бога, только рискнув отлепиться от привычного и знакомого, вложить свою руку в Его и довериться пути.

И в какой-то момент заплакать от переполняющего чувства «Я дошла».

К Тебе дошла.

Ольга Демидюк
Фотографии Ольги Демидюк, Владислава Чубакова, Юрия Грудецкого
Размещено на сайте obitel-minsk.ru (Свято-Елисаветинский женский монастырь в г. Минске Минской епархии Белорусской Православной Церкви)

9 августа 2024 г.

Смотри также
Это была неделя молитв и благодати Это была неделя молитв и благодати
ФОТОГАЛЕРЕЯ
Это была неделя молитв и благодати Это была неделя молитв и благодати
ФОТОГАЛЕРЕЯ
Армия Христова – из хромых, старых и немощных. И все шли с молитвою, наступая через боль на свои истёртые ноги.
Крестный ход-сплав «Байкальский благовест»: наука о любви к Богу и ближнему Крестный ход-сплав «Байкальский благовест»: наука о любви к Богу и ближнему
Христина Полякова
Крестный ход-сплав «Байкальский благовест»: наука о любви к Богу и ближнему Крестный ход-сплав «Байкальский благовест»: наука о любви к Богу и ближнему
Христина Полякова
Звон церковных колоколов – это молитва в бронзе, зримая проповедь. Звоном слышимо доносится благодать. Он обращен к сердцу человека.
Жировичи – православная жемчужина Белой Руси Жировичи – православная жемчужина Белой Руси
Святыни Белой Руси
Жировичи – православная жемчужина Белой Руси Жировичи – православная жемчужина Белой Руси
Святыни Белой Руси
Иван Стрельцов
Жировичский монастырь, основанный там, где пастухам явился образ Божией Матери, вот уже более пяти веков хранит эту святыню, вопреки всем историческим коллизиям, выпавшим на его долю. Светоч Православия, он долгое время был в униатском плену, выстоял в годы хрущевских гонений – и сегодня в обители вновь возносятся православные молитвы.
Комментарии
Natalie 9 августа 2024, 10:38
Молодцы какие! Удивительно красивые фотографии! Храни Вас Бог и Пресвятая Богородица!!! Храни Бог любимую Беларусь!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×