В рамках фестиваля колокольного звона «Байкальский благовест» на Байкале состоялся крестный ход-сплав по рекам Иркут и Ангара. После двух лет пандемийной изоляции по сибирским рекам вновь двинулись надувные лодки с крестоходцами, сопровождаемые живительным звоном церковных колоколов. Фестиваль собрал звонарей и прихожан из Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Новосибирска, Красноярска, Иркутска, Улан-Удэ и даже Казахстана. И в непростые времена горстка людей продолжает освящать молитвой самые отдаленные уголки нашей родины.
Там за зорями, за туманами
В тишине лесов и полей
Сокровенное, несказанное
Бьется сердце земли моей.
Если что и есть в мире вечное,
Не подвластное бегу дней,
Ты спроси меня, и отвечу я:
«Это сердце земли моей…»
Выбитые пробки, сомнения и рухнувшая стиралка
Имея за плечами опыт четырех многодневных крестных ходов (в Троице-Сергиеву лавру, Дивеево, Курско-Коренную пустынь), я, конечно, мечтала пройти крестным ходом и на Байкале (самом древнем и глубоком пресноводном озере нашей планеты), где живу и работаю вот уже три года, «променяв» Москву, в которой прожила 28 лет, на родные сибирские просторы, откуда родители увезли подростком.
Вот уже семь лет проходит двухдневный крестный ход-сплав по Иркуту и Ангаре в честь почитаемого на Байкале святителя Софрония Иркутского
Воодушевилась, узнав, что в Иркутске в рамках фестиваля колокольного звона «Байкальский благовест» вот уже семь лет проходит не просто крестный ход, а двухдневный крестный ход-сплав (!) в честь почитаемого на Байкале святителя Софрония Иркутского – на лодках по рекам Иркут и Ангара.
Признаюсь, мероприятия я ждала очень, но… Целых пять дней непрерывного колокольного звона! А вдруг голова станет «чугунной»? А что если звон начнет раздражать?
Однако интерес возобладал: узнать на собственном опыте, что такое крестный ход-сплав, как все организовано, какие люди участвуют, каково это – молиться и петь акафисты под колокольный звон прямо на воде, сплавляясь по Иркуту (зарождающемуся в горах живописнейшего Восточного Саяна) и ледяной красавице Ангаре – единственной реке, вытекающей из великого озера (впадает же в Байкал примерно 336 рек и речушек), несущей лазорево-изумрудные воды в вены и артерии Енисея.
К тому же я еще ни разу не сплавлялась по реке в лодке. Да и откровенно говоря, мне больше по душе походы по Байкалу и окрестным горам, чем сплавы. В горах оно как-то надежней что ли, чем на воде.
В общем, как почти всегда бывает в благих делах вроде крестных ходов, не обошлось без сомнений. И искушений – тоже. Ранним утром накануне сплава в арендованном жилье во время стирки рухнула стиральная машина, выбило пробки. В итоге чуть не опоздала на автобус, отходивший от Спасской церкви в центре города (первый храм Иркутска, жемчужина Сибири с сохранившимися уникальными внешними фресками XVIII века), до Шаманки – села на берегу Иркута, места старта крестного хода-сплава.
Москвички-крестосплавицы
Слава Богу, успела! Более того, с радостью узнала знакомые лица среди участников сплава. Утренние неприятности с выбитыми пробками остались позади – отправляемся! С Богом!
За окном автобуса убаюкиваще-усыпляюще накрапывал дождик. До Иркута около часа пути. Разговорились со знакомым фотографом.
В Иркутске Анна, как и я, москвичка, тоже не так давно, пару лет. Смеемся: две москвички, «променявшие» Москву на Байкал. Анна, правда, уехала из столицы вынужденно, за мужем. Привыкала к новым условиям долго, больше года, но то, что Байкал пленил нас обеих, несомненно. Обе пережили «ломку» по Москве, друзьям, родным. Обеим пришлось адаптироваться в новом городе, заводить знакомства, искать работу – все это потребовало мужества, смелости. И Господь не оставил, устроил все лучшим образом для обеих. Автору этих строк в этом смысле было легче: переезд на Байкал стал делом желанным, как итог путешествия по Бурятии и Иркутской области. Тем не менее «ломку» никто не отменял.
– Я впервые на подобном мероприятии и немного волнуюсь. К тому же я еще только на пути воцерковления, – делится мыслями Анна.
– Будем держаться вместе. Москвич москвича не бросит! – улыбаюсь в ответ. – И, Бог даст, удостоимся звания не просто крестоходиц, а крестосплавиц.
О чем звонит колокол
Программа фестиваля «Байкальский благовест» длится неделю: конференция, двухдневный крестный ход-сплав, концерты звонарей и местных творческих коллективов в Иркутске, городах и селах Байкала.
Цель фестиваля – рассказать людям о Боге, показать красоту Православия посредством колокольного звона
Руководитель фестиваля колокольного звона «Байкальский благовест», организатор крестного хода-сплава, замечательный священник Спасской церкви Иркутска, которого звонари окрестили «дедом Морозом» за его любовь к людям, отзывчивость, доброту, протоиерей Павел Телегин рассказывает:
– Учредителем нашего фестиваля является Иркутская епархия. Цель – рассказать людям о Боге, показать красоту Православия посредством колокольного звона. Большая часть нашего общества склонна к эмоциональным, чувственным переживаниям, а колокольный звон вмещает в себя именно культуру церковную. Слыша звон колоколов, люди на подсознательном уровне обращаются к Богу и вступают в отношения с Ним. Постепенно это поворачивает сознание человека ко Господу. Радостно видеть, как через церковный колокольный звон общение с Богом, соприкосновение с благодатью Божией отражаются на лицах людей.
Святитель Софроний Иркутский, во имя которого совершается крестный ход-сплав, при жизни часто говорил о важности колокольного звона и даже оставил наставления на этот счет. Он считал звон колоколов настолько важным, что этот факт даже отражен в акафисте святителю.
– Еще одна цель фестиваля, – отмечает отец Павел, – это объединение звонарей, сплочение самой Церкви внутри себя и в части звонарского искусства, что очень важно, поскольку звонари – это церковнослужители, которые исполняют определенное служение в Церкви. Объединяя звонарей, повышая их самосознание как церковнослужителей, мы тем самым укрепляем Церковь, делаем Ее сильнее в своей проповеди, несении слова Божия. Именно для этого во время фестиваля собираются круглые столы, проводятся конференции, совершается крестный ход-сплав с молебнами, чтением Евангелия, акафистов в храмах и у поклонных Крестов по пути сплава, организовываются концерты в городах на берегу Байкала. Ну и конечно, общее дело, благодаря которому также достигается сплочение Церкви, – крестный ход-сплав, когда звонари в течение двух дней вместе переносят природные трудности, неудобства, невзгоды, едят практически из одного котелка. Все это укрепляет звонарское братство.
Звон церковных колоколов – это молитва в бронзе, зримая проповедь. А звонарь – это продолжение руки священника
Александр Геннадьевич Ипполитов, руководитель школы церковных звонарей г. Иркутска «Благовестник», старший звонарь храма Спаса Нерукотворного образа, рассказывает:
– Мелодичный колокольный звон пришел на Русь с принятием христианства. Звон колоколов сопровождает русского человека всю жизнь: от рождения (Крещение) до смерти (погребение). Звон церковных колоколов – это молитва в бронзе. Крайне важна связь колокольного звона и богослужения. Звонарь – продолжение руки священника. Через звон происходит благословение окружающей среды. Звоном слышимо доносится благодать. Колокольный звон обращен к сердцу человека, это зримая проповедь, затрагивающая глубинные истоки в человеке. Во время фестиваля звонари развиваются и духовно (посредством общей молитвы), и профессионально (обмениваются опытом друг с другом), что очень ценно. Звонари и прихожане вместе совершают духовное жертвенное дело ради памяти святителя Софрония Иркутского, ради открытой проповеди о Христе, которая осуществляется через крестный ход-сплав и колокольный звон.
Станция «Благодатная»: сбор крестосплавцев, концерт, ночевка в храме
Мы прибыли к месту старта за день до крестного хода-сплава. На единственной автобусной остановке в селе читаю: «Благодатная».
Село Шаманка известно живописными берегами Иркута с разбросанными вдоль них домиками, но прежде всего – причудливыми скалами «33 богатыря» с темно-рубиновыми полосами-всполохами на фоне многоликого сибирского неба – излюбленное место туристов.
Примечательный факт: по пути следования крестного хода-сплава целых три храма (один действует, два строятся), посвященных святителю Софронию Иркутскому: в Шаманке, Шелехове и Мамонах. И все три храма крестосплавцы посетят в ходе сплава, а в одном из них даже будет ночевка.
Собственно, ночь накануне сплава мы и провели в маленьком благодатном храмике на станции «Благодатная», рядом со строящейся деревянной церковью во имя святителя Софрония. Женщины расположились на полу библиотеки, под домовым храмом, на карематах (туристический коврик, она же «пенка»), в спальниках.
А до этого был концерт, ужин, знакомство участников. Замечательная традиция фестиваля – сотворчество звонарей и творческих коллективов из населенных пунктов, которые крестосплавцы проплывают по пути. Вот и в селе Шаманка звонари и местные таланты порадовали собравшихся концертом. Какие песни прозвучали, какая глубина слов и смыслов! «Колокольная Русь», «Сердце земли моей», «За тихой рекою», «Иркут» (сочинили и исполнили жители сел Шаманка и Моты).
В свете последних мировых событий особенно впечатлила трогательная, потрясающе глубокая песня «Сердце земли моей» в исполнении одной семейной четы, несколько слов из которой автор этих строк вынесла в эпиграф данного репортажа.
Отец Павел:
– С самого начала мы старались сделать фестиваль не только церковным, но и общественным, с помощью которого могли бы соединиться усилия не только звонарей, но и близких по духу, культуре народных творческих организаций, объединений. Это и музыкальные коллективы, и мастера ремесленного дела, народного творчества. В этом нам помогают администрации местных муниципальных образований, которые привлекают коллективы, кого-то мы приглашаем.
Мы говорим о нашей культуре, частью которой является колокольный звон, об истории Церкви, неотделимой от истории края, государства, о смыслах человека, народа, общества, заложенных тысячи лет назад. В этом мы едины с руководством администраций. Поэтому мы делаем общее дело. Творческие коллективы действуют в том же ключе: поют русские народные и авторские песни, раскрывающие любовь к родине, святости, святыне. Через народный характер наших мероприятий люди привлекаются к тематике святости, Православия, могут слышать о Боге и высоких смыслах.
Одна из целей нашего фестиваля – просветительская деятельность
– Одна из целей нашего фестиваля – просветительская деятельность, – заметил отец Павел во время концерта. – Впервые мы посвятили фестиваль не просто святителю Софронию, но и определенному событию в истории православного Иркутска – 350-летию строительства первого деревянного (Спасского) храма и основания Воскресенского мужского монастыря. В связи с этим Иркутская епархия напечатала просветительскую брошюру о первых деревянных храмах Иркутска, которую мы дарим гостям фестиваля и всем желающим. Также на фестивале можно получить карту православных храмов Иркутска, акафисты и иконки святителя Софрония Иркутского. В дальнейшем планируем запустить постоянную серию книг, брошюр об истории Православия в Иркутске и вручать людям на фестивале.
К слову, история Православия на Байкале крайне интересна (в Иркутске, например, очень много храмов) и связана в первую очередь с именами великих миссионеров и просветителей народов Сибири: святителями Иннокентиями (Вениаминовым и Кульчицким) и Софронием Иркутскими. Много потрудились святители на ниве просвещения местного населения, память о них с благоговением хранят благодарные сибиряки.
Крестный ход-сплав – тоже своего рода дань памяти миссионерам Сибири, одна из многих акций благодарности и молитвы, которые совершаются православными на Байкале во славу Божию.
Стоит отметить также, что иркутяне – активные, деятельные, творческие люди. Церковная жизнь в Иркутске насыщенна и разнообразна: социальное служение, благотворительность, Фонд культуры, Иркутский кадетский корпус, православная гимназия, богословские курсы, школа звонарей, воскресные школы, интеллектуальные игры и олимпиады для школьников, крестные ходы, экскурсии по храмам и монастырям Иркутска, Иркутской области и Бурятии, литературные вечера, молодежные мероприятия и многое другое.
День 1: колокольная «флотилия» – зримая проповедь
Ночь в спальниках на полу библиотеки была не из легких: кто-то долго не мог заснуть, кто-то, наоборот, спал слишком «громко». Но даже неудобства сплачивают. И лица людей как будто ну очень знакомые (в крестных ходах замечаю такое постоянно), словно уже где-то виделись и будто мы уже родные. Хотя, конечно, не без искушений, как в любом добром деле. Люди есть люди, у всех свои немощи и это надо понимать. Не единожды я отмечала в своих репортажах, что крестный ход – это путь человека к собственной Голгофе, а рюкзак за спиной – крест. А еще крестный ход – это о любви и по любви: наука о любви к Богу и ближнему.
Подъем в шесть утра, утреннее молитвенное правило, трапеза, молебен, помазание святым миром со Святой земли.
Крестным ходом с лампадой, хоругвями, иконами, молитвами шествуем на берег Иркута. Священники кропят крестосплавцев и плавсредства святой водой. Отец Павел осеняет каждого иконой Спаса Нерукотворного. Этот образ Христа сопровождает крестный ход-сплав все семь лет, что проходит сплав. Во время сплава отец Павел везет икону в своей маленькой лодочке, вдвоем с матушкой. Веслами работает сам, все два дня, а это очень непросто физически.
– В этом году хоругви для сплава прибыли из Троице-Сергиевой лавры. Предыдущие были из Почаевской.
Надеваю спасательный жилет, слышу: «Сушим весла! Общее фото! Прибыла команда из Ангарска!» Ряды крестосплавцев пополнили участники из других городов. У лодок суетно, волнительно. Отмечаю, как много детей.
В первый день сплава меня, трусиху, пожалели, усадили в главный плот крестной флотилии с передвижной звонницей на корме, и плыла я, как рыба по воде, – в комфорте, с возможностью вытянуть ноги и даже изредка (когда по мне не ползали дети) подремать под пробивавшимися из-за туч лучами сибирского солнца.
На главном плоту разместилась часть крестосплавцев и многодетная семья с четырьмя очаровательными рыжеволосыми детьми: девочка (6 лет) и три мальчика (2 года, 5 и 10 лет). Главе семьи до встречи в крестном ходе-сплаве с будущей супругой врачи ставили диагноз «бесплодие». По вере и молитвам к святителю Софронию Иркутскому семья состоит теперь уже из шести человек. И, думается, это не предел.
Про удивительных иркутских святых я наслышана давно. К примеру, когда готовила репортаж о Санаксарском монастыре в Мордовии, наместник обители и келейник известного санаксарского старца Иеронима часто упоминали святителя Иннокентия Иркутского, рассказывали, какой он скорый помощник. Кто бы мог подумать, что и меня Господь сподобит побывать у мощей святителя, прочувствовать чудодейственную силу его молитвы.
Наблюдая за детьми на фестивале, убеждаюсь: как же они любят звон колоколов! Дети готовы звонить без перерыва на еду и сон
Наблюдая за детьми на фестивале, убеждаюсь: как же они любят звон колоколов! Дети готовы звонить без перерыва на еду и сон. Даже пятилетки постоянно тянулись к звоннице, с трудом ожидая своей очереди позвонить. Дети пританцовывали у звонницы, непрерывно били в колокола, отвлекаясь разве что на кратковременный сон, трапезу, питье. Не зря говорят, что чистая детская душа явственнее ощущает целительную силу колокольного звона. А еще дети совсем от звона не устают.
В течение дня остановки в трех селах: Моты, Введенщина, Баклаши.
В Мотах молебен у Креста (на месте бывшей часовни), помазание маслами, освященными на мощах разных святых.
В маленьком светлом Введенском храмике села Введенщины, куда мы дошли от берега крестным ходом, после молебна прихожане организовали нам обед. «Давно у нас так много людей не было!» – доносилось вслед крестосплавцам из уст радушных прихожан. В селе жизнь идет своим чередом: труд, храм, молитва, дети возятся с велосипедом, мужчины чинят крышу, коты наблюдают мир на завалинке.
Вечером причаливаем к Распятию в селе Баклаши. На акафист пришли местные жители. Все крестятся, молятся, улыбаются. Бабулечки в белых платочках с сияющими молодыми глазами. Приятно видеть и молодежь.
И даже застенчиво накрапывающий дождик слегка помочил и передумал.
– Сколько сплавлялись, ни разу не было дождя. – замечает отец Павел.
– Чем так привлекает людей крестный ход-сплав? – спрашиваю.
– Они целый год ждут этого события. Однажды войдя в эту воду, лично я не могу уже из нее выйти. Лето, дела, дети, но бросаю все и занимаюсь фестивалем. Любите Бога, это Он нас соединяет и благословляет.
Искусство крестного сплава
Крестный ход-сплав – целое искусство на воде. В условиях сплава нужно и ждать отстающих, и не заплывать впереди главного плота со звонницей, и избегать порогов и опасной близости к береговой линии. При этом крестосплавцы молятся и непрерывно читают акафист святителю Софронию. Вознестись бы в небо, посмотреть сверху, как движется флотилия крестосплавцев в лодках…
Мало того, что физически тяжело весь день управлять лодкой, так еще и математически выверенные пассажи на воде приходится исполнять. При этом колокольный звон не прекращается все два дня сплава.
– Сложность крестного хода-сплава в том, что лодки должны идти строго за главным плотом, на котором расположена звонница. – поясняет Александр Ипполитов. – А у течения реки на каждое плавсредство свое влияние. Главному плоту приходится то обгонять лодки, то ждать отстающих. Скорость высокая, плот идет быстрее, чем лодки, при этом крестный ход не должен растягиваться на большое расстояние.
– Сломал весло? Подгребай! Поможем. – обращается Александр Геннадьевич к «терпящим бедствие» крестосплавцам в крохотной лодке.
Грести тяжело, утомительно, хочется опустить весла, но стихия не позволяет расслабиться, а Господь в такие мгновения невероятно близок
Крестный ход-сплав – молитва утопающего и в море житейском, и в реальной водной стихии. Грести тяжело, утомительно, хочется опустить весла, но стихия не позволяет расслабиться, а Господь в такие мгновения невероятно близок.
Во время остановок в населенных пунктах – небольших передышек от утомительной гребли – отец Павел неустанно служил молебны, читал Евангелие, пел акафисты, произносил проповеди, общался с местными жителями, дарил им иконки, акафисты, брошюры о храмах Иркутска.
Андрей Иванов, звонарь из Санкт-Петербурга, отметил, что отец Павел останется у него в памяти добрым Дедом Морозом, которого он будет вспоминать каждый Новый год:
– Я двадцать лет езжу по фестивалям колокольного звона и хочу отметить, что в Иркутске он особенный: задорный возраст у фестиваля, крестный ход-сплав. Но самое главное – есть общение между звонарями. На других фестивалях общение со временем сходит на нет, теряется сплоченность. Хочу отметить, что все звонари разные, они не должны быть одинаковыми, потому что это живое, как жизнь в Церкви. Мы должны и воцерковляться, и изучать опыт, и проникать к корням. Соотносить то, что ты делаешь на колокольне, с тем, что происходит в храме. Слушать и вслушиваться. Для звонаря очень важна внутренняя свобода. Мы не должны быть ни машинами, ни виртуозами. И мы все, собравшиеся на фестивале, крайне негативно относимся к такому явлению, как электронный звонарь.
Во время некоторых остановок сплава к отцу Павлу присоединялись местные священники и прихожане, соборно служили молебны и пели акафисты, тем самым крестный ход-сплав выходил за пределы воды, распространяясь по земле.
Из одного котелка: гречка в стаканчиках
Местные жители сел и деревень встречали крестосплавцев так, как исстари встречали паломников русские люди
Местные жители сел и деревень с говорящими названиями Моты, Баклаши, Введенщина встречали крестосплавцев так, как исстари встречали паломников русские люди: изобильными от деревенской снеди столами, разносолами местных хозяюшек, хлебом, солью, караваем, рыбным пирогом, домашними малосольными огурчиками, картошечкой, горячим чаем, сладостями. Накормить паломника – святое дело.
Все два дня сплава после очередной трапезы мелькала мысль: доползти бы теперь до лодки и не уснуть после столь сытного обеда. Вообще, прекрасная организация питания во время крестного хода-сплава заслуживает отдельной главы репортажа.
Но все-таки особенно интересный опыт, от которого были в восторге и дети, и взрослые, – обед прямо на Иркуте в лодках, связанных друг с другом веревками (чтобы не унесло течение). Полевой кухней служил главный плот со звонницей, где из огромной кастрюли прихожанка Спасской церкви звонарь Татьяна накладывала гречку с морковью и тушенкой в пластиковые стаканчики и раздавала крестосплавцам в лодках. Вприкуску ‒ ржаной хлеб, сало, колбаса, сыр, огурцы, помидоры, конфеты, яблоки. У меня были припасены орехи и финики, что особенно оценили дети, опустошив пакетик за три минуты. В общем, веселая трапеза на воде стала самой запоминающейся.
В первый день сплава к месту ночлега на туристической базе «Ранчо» мы прибыли уже в сумерках. Ужинали почти в темноте, с фонариками на головах. Но зато какой это был ужин, приготовленный Ириной – просфорницей Знаменского монастыря Иркутска! Наваристая уха, потрясающий плов с тающим во рту нежным мясом… От добавки отказался разве что самый уставший. Но, думается, таких не было.
День 2: Немного тяжело, но много счастливо
Новый день – новые испытания. И, конечно, радости. После утренней трапезы отец Павел посвятил нас с фотографом Анной в крестосплавицы: вручил сувенирные футболки фестиваля, кружки, значки.
Вооружившись молитвой, мы с двумя детьми из многодетной семьи, осмелев, решили пересесть из безопасного плота в неустойчивую резиновую весельную лодку. 10-летний Ростислав учился грести, одновременно напевая строки из акафиста святителю Софронию. И когда взрослые замолкали, своим пением ребенок напоминал, что не время расслабляться, надо молиться и стараться петь акафисты непрестанно. С молитвой и грести легче, и не так страшно на порогах, и время пролетает быстрее.
Во время остановки в селе Мамоны на берегу нас встретил целый автобус верующих. Из автобуса вынесли огромную икону святителя Софрония, крестосплавцы приложились к образу, а затем крестным ходом вместе с местными жителями отправились в строящейся храм святителя Софрония – через поле, по размокшей после ночного дождя земле, в сопровождении собаки и коров.
В будущем Софрониевском храме строительные «леса», голые кирпичные стены. И снова молебен, акафист, проповедь. Трепетно быть свидетелем рождения нового храма. Когда-нибудь здесь будет совершаться литургия, пустота и холод заполнятся горячей людской молитвой.
Рядом, через забор, – маленький храм с колокольней, тоже во имя святителя Софрония, во дворе которого прихожане расставили столы и накормили нас вкусным обедом. Уставших и разомлевших на солнце крестосплавцев до лодок любезно довезли на автобусе.
Ах, Ангара, Ангара!
или Жива Россия молитвой
Пересаживаюсь в главный плот со звонницей, чтобы быть в центре событий: видеть эмоции звонарей и снимать на видео главный момент – вход крестного хода-сплава в Ангару. По Иркуту мы плыли два дня, по Ангаре – от силы минут 20‒30.
Ангара (длина 1779 км) – река судоходная, на лодках перемещаться по ней возможно только со специальным разрешением и обязательно в спасательных жилетах.
Внезапно у главного плота глохнет мотор. До этого мы еще садились на мель, мужчины выталкивали плот из воды. После нескольких попыток мотор завелся. Слава Богу!
Последние минуты на темно-зеленых, болотного цвета водах Иркута пролетели быстро. И вот, началось: «Подплываем!», «Ангара впереди!», «Звоните, звоните, не переставая!», «Вижу Крест на Дьячем острове!».
Перебираюсь на самый край плота, опускаю ноги к воде. В этот момент мы все – внимание. Мы – единый организм. Мы – одно целое во Христе и со Христом.
– Христина, скоро увидите. Не пропустите, не переживайте! Цвет Ангары не сравним с другими реками, – замечает сидящая рядом звонарь Татьяна. – И обратите внимание, какой от вод Ангары идет холод.
Проплываем Распятие на острове Дьячий – устье Иркута. В 1652 году Иваном Похабовым здесь было поставлено первое зимовье, а Иркутский острог в 1661-м возведен Яковом Похабовым на противоположном берегу Ангары – там, где Спасский храм и мемориал «Вечный огонь славы». Впереди замаячила, заискрилась на солнце лазорево-бирюзовая полоса воды. Ох, не зря ее называют дочерью Байкала, неукротимую красавицу Ангару! Байкальский цвет воды Ангары действительно не спутать ни с чем. Мощное, быстрое течение, невероятная прозрачность. И да, повеяло стылостью. Ведь Байкал, из которого вытекает Ангара, невозможно холодный.
Какая панорама открывается с воды! На противоположном берегу во всей красе ‒ Богоявленский кафедральный собор, Спасская церковь (самый первый храм Иркутска), чуть поодаль – Знаменский женский монастырь, в котором находятся мощи первого иркутского епископа святителя Иннокентия (Кульчицкого), могилы писателя Валентина Распутина, «русского Колумба» Григория Шелехова, жены декабриста Екатерины Трубецкой с тремя малолетними детьми, памятник белому адмиралу Александру Колчаку.
Беззащитные лодочки с людьми в ярких спасательных жилетах неумолимо заносило в ледяные ангарские воды. Волнение среди крестосплавцев достигло апогея.
– Братья и сестры, вслушивайтесь! Сейчас храмы одновременно начнут звонить, встречая нас! – доносится со всех сторон. Калейдоскоп голосов Александра Геннадьевича, Светланы Гладковой (староста православного прихода в с. Шаманка), звонарей Татьяны, Александра, детей.
И вдруг по телу пошли мурашки, душа затрепетала, подступили слезы. Неловко-то как, люди вокруг.
Невозможно передать словами духовную силу этого момента – приветствие крестного хода ответными радостными звонами с колоколен храмов Иркутска
Невозможно передать словами духовную силу этого момента – приветствие крестного хода-сплава ответными радостными звонами на всю округу с высоких колоколен храмов столицы Восточной Сибири – Иркутска. Невозможно передать ту пасхальную радость, которая разливается в душе, когда видишь, как совершенно посторонние люди машут руками, приветствуя крестный ход-сплав, как некоторые из них крестятся. Жива наша Россия, все еще жива!
В такие минуты особенно остро ощущаешь неразрывное единство с миром и ближними, любовь к родной земле, своей стране, Церкви, а также – благодарность Богу за неоплатный подарок быть здесь и сейчас, среди своих. Это дорогого стоит. Есть только этот миг, душа и Христос. И так хочется воскликнуть: «Христос воскресе!»
Мастер-классы на Байкале, чудотворные иконы, байкальская клубника и духовный стресс
Едва я решила закинуть спальник на антресоли и погрустить, что крестный ход-сплав завершился, как выяснилось: на следующий после сплава день звонари отправляются в двухдневный тур по городам Байкала, где будут давать концерты и мастер-классы. Желающие могут присоединиться, места в автобусе есть.
Двухдневное путешествие в Слюдянку и Байкальск на берегу Байкала – отдельная, полная приключений и впечатлений, глава в рамках фестиваля колокольного звона.
Если кратко. Запомнилась ночевка в уникальном старинном (1914 г.) Свято-Никольском храме Слюдянки, строительство которого напротив ж/д вокзала благословил сам святой царь Николай II и где хранятся нестандартного письма чудотворные иконы: Богородицы (одна из них самообновляется), пророка Илии (мироточила на Ильин день 2 августа 2001 года), святителя Николая Чудотворца на фоне Байкала (писана в честь спасения рыбаков во время шторма). В храме много удивительных икон, одна из них – образ Спасителя с отверстиями от пуль в алтаре на Горнем месте.
За два дня на Байкале были и потрясающее звездное небо над хребтами Хамар-Дабана, и трогательные концерты, и веселые мастер-классы в Байкальске, и хороводы, и неожиданные встречи со знакомыми походниками, и значки ручной работы от местных мастериц с изображением Байкала (которые мы скупили почти все), и Троицкий храм с дивными росписями, и даже сломанный автобус (с молитвой добрались-таки до Иркутска без особых потерь), вкуснейшая байкальская клубника на сон грядущий, милые ангелочки от местных жителей на память о фестивале.
Некоторые люди, узнав о приезде звонарей, меняли планы. После концерта в Байкальске к звонарям подошли две женщины:
– Мы педагоги и музейные работники из Ангарска Ирина и Евгения. Отдыхали на Байкале, увидели объявление в местной газете о фестивале колокольного звона и решили остаться еще на один день. Интересно отметить, что женские выступления на звоннице отличаются от мужских: другая тональность, больше лиричности. Мы так рады, что остались, благодарим вас!
«Пусть ваша жизнь будет только свет!»
Фестиваль «Байкальский благовест» собирает людей самого разного возраста, социального статуса, степени воцерковления. Не без искушений, конечно, но за пять дней фестиваля мы стали одной семьей во Христе. А с некоторыми участниками сложилось дружеское общение, они оказались такими же любителями горного туризма, как и автор этих строк.
В паузах между выступлениями и мастер-классами в городах на Байкале я успела записать небольшие интервью со звонарями, которыми хочу поделиться с читателями. Ведь как заметил Александр Геннадьевич Ипполитов, «звонари – люди молчаливые, они говорят голосами колоколов». Дадим же им слово.
– На фестивале колокольного звона у людей есть возможность, как в дни Светлой седмицы, ощутить пасхальную радость, – рассказывает звонарь из Иркутска Александр Закузенный. – Эта радость становится сильнее, когда делишься ею. И так проявляется сочувствие. В наше непростое время бесценны встречи, дарующие общение. Тем более встречи, имеющие духовную цель: привлечь человека к Богу через «молитву в звоне».
Сергей Беляков, 68 лет, Омск, звонарский стаж ‒ 10 лет:
– На фестивале собрались разноплановые музыканты, с разным опытом и разных школ. Очень важно так насыщенно общаться, задавать вопросы, чтобы развиваться. В целом замечу, что человека можно привести в Церковь одним ударом колокола. Каким? Благовестником.
Ларисе Бешенцевой 60 лет. Она старожил – участвовала в пяти фестивалях колокольного звона на Байкале. В школе звонарей Иркутска ‒ с 2015 года. Мы разговорились с Ларисой в Байкальске, прогуливаясь по берегу Байкала.
Крестный ход-сплав физически тяжело дается, но оно того стоит. Во время сплава с нами молитвенно пребывает свт. Софроний – покровитель иркутских звонарей
– Звонарей называют кампанологами. Я в этом искусстве вечный ученик (улыбается). Крестный ход-сплав физически тяжело дается, но оно того стоит. Сплав – это единение душ, сплоченность. Во время сплава с нами молитвенно пребывает святитель Софроний – покровитель иркутских звонарей, даже в акафисте ему говорится о кампане. Колокола – это молитва в музыке колокольного звона.
– Людмила, как вы стали звонарем? Все-таки женщин на колокольне куда реже можно увидеть, чем мужчин.
– Услышала объявление по радио, что требуются звонари. Стало очень интересно – звонить в колокола! Это ведь нечто святое. Впервые я позвонила в Крестовоздвиженском храме Иркутска, в последний день Светлой Седмицы. Потом узнала о школе звонарей при Спасской церкви. Что могу посоветовать желающим научиться звонить? Не надо бояться звонить в колокола. Главное – желание, а там Господь все устроит. Звонит душа, а не тело. Поэтому во время звона ощущаешь радость души.
Нынешний год особый, так как было затишье во время пандемии, люди соскучились по общению. В 2022 году отмечается 225-летие со дня рождения святителя Иннокентия (Вениаминова). В рамках праздничных мероприятий был организован крестный ход от Анги (село на берегу реки Лены, где родился святитель) до Братска. Потом в Иркутск привозили мощи преподобного Сергия. 13 июля отмечается память святителя Софрония. Много всего интересного у нас в православной Сибири происходит.
Даниил, 19 лет, Красноярск:
– Мы со звонарями ‒ одна большая команда, одна стая, фестиваль нас объединяет. Я сплавлялся по реке однажды, но крестный ход-сплав – это нечто непередаваемое.
Екатерина Охлопкова, 40 лет, Иркутск:
– Возможность звонить в колокола для меня – это подарок от Бога. Я всего три года в Церкви, но, когда обретаешь Бога, ты без Него уже не можешь. Я занимаюсь на звоннице больше полугода. Как здесь оказалась? Желание сделать что-то для своей души перешло в желание работать в храме. Так я стала звонить Господу. Прежде всего звонарь ведь Господу звонит. В Преображенской церкви Иркутска, где я звоню на колокольне, четыре звонаря-женщины. Когда поднимешься на звонницу, ощущение, что Господь очень близко.
Однажды у меня сильно болела голова, и я раздумывала: идти на занятие в школу звонарей, где я учусь, или нет. Решила все-таки пойти, и во время звона головная боль прошла.
Сплав – это проповедь, во время которой частица Божией благодати достается и тем, кто просто смотрит на крестный ход со стороны
Я впервые на крестном ходе-сплаве, обязательно поеду еще. Во время сплава эмоции настолько захлестывают, что физической усталости не ощущаешь. Сплав – это проповедь, во время которой частица Божией благодати достается и тем, кто просто смотрит на крестный ход-сплав со стороны.
Евгений Устюжин, 65 лет, Казахстан:
– Я, молодой пономарь с седой головой, приехал на фестиваль учиться (улыбается). К слову, родом я из Сибири. В первый раз попал на такое великолепие, такую радость. Звонари – фанаты своего служения, могут не спать и не есть во время занятий любимым делом. На фестивале сильная энергетика, я получил божественный заряд, испытал духовный стресс, сравнимый со входом в алтарь впервые.
Прощаясь со звонарями, Евгений Устюжин исполнил песню, где были такие слова: «Пусть ваша жизнь будет только свет!»
Мы ощутили свою нужность
– Фестиваль удался, хоть и были некоторые опасения. – подытожил отец Павел. – Собраться после длительного перерыва, преодолеть множество сомнений и страхов всегда труднее. Два года прошло все-таки. Мы подали заявку на грант в Министерство культуры и получили его. Это нас вдохновило, стало импульсом для решительных действий.
В этом году приехали замечательные звонари, гости из разных городов России. Меня очень порадовала сплоченность, которую явили не только звонари, но и прихожане иркутских храмов – в частности, первой церкви Иркутска в честь Спаса Нерукотворного образа. Также порадовали жители и творческие коллективы Байкальска, концерт в котором стал заключительным аккордом фестиваля, выражением внутренней силы народа. Выступило большое количество исполнителей и творческих коллективов. Концерт длился почти три часа. В Байкальске было последнее выступление звонарей, и меня это сильно вдохновило на следующие наши фестивали.
Фестиваль показал и наши слабости. Во-первых, мы не уделяем должного внимания распространению информации о фестивале, работа со СМИ в нашей епархии находится в зачаточном состоянии. Мы почти не рекламировали фестиваль. Со СМИ начали связываться буквально за несколько дней до начала.
А в целом, все, что мы сделали, вышло хорошо. Впечатления самые положительные. И уже сейчас есть желание работать над следующим фестивалем. Это результат и поддержки Министерства культуры, и интереса самих звонарей. Я увидел сильное желание подобных мероприятий у простых людей, увидел их реакцию. А это очень важно – видеть, как жители и руководство администраций муниципальных образований реагируют на колокольный звон, на концерты звонарей.
Предыдущие фестивали мы организовывали собственными силами, с Божьей помощью. Конечно, и раньше нас поддерживало руководство администраций муниципальных образований, но такой поддержки, как в этом году – на уровне субсидий Министерства культуры и архивов Иркутской области, – не было никогда. В этом году впервые на открытии фестиваля у памятника Александру III в Иркутске выступил митрополит Иркутский и Ангарский Максимилиан, который утвердил и благословил Положение о фестивале. Очень теплые слова сказала министр, которая вручила мне благодарственное письмо за организацию фестиваля. Через народный характер наших мероприятий люди приобщаются к тематике святости, Православия, могут слышать о Боге и высоких смыслах.
Фестиваль дает звонарям столь важное ощущение нужности, единения
Александр Ипполитов рассказывает:
– В нашем ремесле существует опасность профессионального выгорания, невостребованности, демотивации. Фестиваль все это оживляет, пробуждает, преображает. Ты видишь горящие глаза другого звонаря, и это помогает не потухнуть твоему собственному огоньку внутри. И фестиваль как раз дает звонарям столь важное ощущение нужности, единения. Нынешний год вообще прорывной. Мы все больше ощущаем поддержку, чувствуем, что Небо нам благоволит, мы поняли, что звонари нужны людям. Нечто значимое происходит. А как радуются колокольному звону люди! Во время сплава мы поддерживали на главном плоту огнь неугасимый, фонарь всегда был зажжен. В этом проявляется наше звонарское единство во Христе. Я ощутил чувство локтя и благодарен всем, что вы со мной, а я с вами.
Казалось бы, пять дней непрерывного колокольного звона! Я даже специально проверяла себя: надоело ли мне, не тяжело ли. Итог: звон не раздражает, голова не болит и не устает. Более того, в последний день фестиваля поймала себя на том, что пританцовываю в такт колоколам…
Спустя время, при подготовке интервью для журнала «Монастырский вестник» с иеродиаконом Романом (Огрызковым) – старшим звонарем и руководителем Колокольного центра Свято-Данилова монастыря Москвы, я с радостью узнала, что он дважды приезжал на Байкал для участия в фестивале колокольного звона «Байкальский благовест», сплавлялся крестным ходом по Иркуту и Ангаре. «Незабываемые впечатления, потрясающее мероприятие, объединяющее звонарей по всей стране», – отметил отец Роман. Вот такими неисповедимыми путями соединяет Господь судьбы и сердца собранных во имя Его.