Лето – пора отпусков. Большинство граждан нашей страны отдыхают на даче, на море, на различных курортах. Но есть совершенно иное. Синодальный отдел по благотворительности с марта 2023 года набирает добровольцев-строителей для ремонта частных домов нуждающихся людей Мариуполя. Кто они, добровольцы-строители? Чем они занимаются и как выстроена их работа – своим опытом делится куратор благотворительного проекта Сергей Радостин.
Бог привел в «цветник»
– Как для вас начался проект по привлечению добровольцев-ремонтников в Мариуполь?
– В проекте я оказался совершенно случайно. Год назад я поступал в Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. При поступлении нужно было предоставить характеристику о причастности к той или иной церковной структуре. Благодаря заботам епископа Пантелеимона (Шатова) меня устроили в социальный отдел помогать завхозу – крутить водопроводные краны и, возможно, дежурить на проходной. Я согласился и 8 марта 2023 года, в день рождения нашего проекта, познакомился с моим будущим начальником. Так случилось, что на следующий день он уехал на новые территории, где возглавил работу строителей, став первым руководителем проекта, а меня попросили обзванивать волонтеров. Я узнавал возраст добровольца, его строительную специальность (если имелась) и возможности добираться до места назначения. Потихоньку я втянулся, и через несколько недель проект приобрел структурность. Спустя год мне предложили стать куратором, чем я и занимаюсь по сегодняшний день.
– Почему решили поехать? Как этот проект изменил вашу жизнь?
Я убежден, что волонтеры – это та самая евангельская «соль земли»
– Для меня волонтерство стало необходимостью. Ведь, разговаривая с ребятами, я должен представлять весь процесс, быть в курсе всех проблем и событий. Но, что самое главное, я убежден, что волонтеры – это та самая евангельская «соль земли». Когда приезжаю восстанавливать дома, я вдохновляюсь и наполняюсь общением с ребятами. Мне трудно в двух-трех словах передать всю полноту нашей работы. Скажу одно: новые территории восстанавливают большие и добрые волонтерские сердца. Они умеют сострадать, а если говорить кратко и по делу – выражают любовь в действии. Это большая редкость. В повседневной жизни не часто встретишь подобных людей, и, если обрящешь хоть одного, радуешься о своей «находке». Там же я нахожусь в своего рода «цветнике» – это очень необычное и радостное ощущение!
Необычные люди
Фото: Алексей Никитин / Синодальный отдел по благотворительности
– Какие обязанности у волонтеров на строительных объектах?
– Мы не заключаем трудового соглашения с волонтерами, поэтому никакие обязанности им не прописываем. Основной вид нашей деятельности – кровля. Мы восстанавливаем частные дома пожилых и инвалидов, тех, кто сам не может отремонтировать свое жилье. Крупные компании не спешат помогать частникам, поэтому мы взяли это на себя. Возможно, те, кто измеряет строительные объемы в тысячах метров и тоннах материала, даже не представляют, как можно организовать работу в отдельно стоящем доме с разбитой шиферной крышей… Оказалось, это наш уровень. Из всех волонтеров, если обобщать, 30% – знающие люди с опытом; 50% – те, кто умеет держать молоток и примерно представляет работу с инструментом, а остальные 20% молотка в руках никогда не держали. Исходя из этого, грамотно распределяется фронт работ. Конечно, мы беремся помочь и тем, кто нуждается не только в починке кровли. Где-то ставим окна, раковины, выполняем внутренние работы, но, повторюсь, основное – это кровля в частном секторе. Сначала мы обследуем дом и крышу. Если понимаем, что кровля восстановлению не подлежит, то устанавливаем стропильную систему и покрываем шифером. Если реставрация возможна – укрепляем старую стропильную систему или перекрываем шифер. Это наша основная деятельность, но все же – не главное в нашей работе.
Фото: Алексей Никитин / Синодальный отдел по благотворительности
Главное – войти под кров этих несчастных и обездоленных людей. Мы призваны помочь им вернуть веру – в жизнь, в людей, в Бога. Нам неважно, какого вероисповедания человек. Часто приходится видеть раздавленных «катком войны» – они с опаской смотрят на наше предложение помочь, им тяжело, у них камень на душе. Наши волонтеры, и это всегда отрадно наблюдать, своим делом растапливают сердца. Я сам видел это. Ребята вкладывают искреннюю любовь в каждый сантиметр своей работы. Они чувствуют сострадание, хотят не на словах, а на деле помочь, искренно. Появляется настоящая духовная связь между добровольцем и нуждающимся. Откуда она берется? Никто сказать не может. Некоторые добровольцы очень стеснительны, первые дни они даже не общаются с хозяином дома, а просто делают свою работу. Через какое-то время им начинают задавать вопросы о причине их помощи, выясняют бытовые подробности, а при завершении работ ребята становятся в этом доме чуть ли не родными людьми! Хотя никакого тесного общения не было.
Я могу много говорить, но понять мои слова можно, только побывав там. Даже если не говорить с волонтерами, а просто постоять рядом, сразу чувствуешь – это необычные люди! У нашего Синодального отдела, кроме стройки, есть и другие направления помощи на новых территориях: уборка квартир стариков, раздача гуманитарной помощи, участие в хозяйственных работах – работы хватит на всех, присоединяйтесь! Анкеты добровольцев можно заполнить на сайте помочьвбеде.рф.
Отдыхаем на крышах
– Как волонтеры проводят свободное время?
– В основном у нас трудятся православные, поэтому по утрам мы читаем утреннее правило, затем завтракаем и разъезжаемся по объектам. С часу до двух – обед, на который мы собираемся в одном месте, и снова на крыши! Потом ужин, небольшое совещание и немного свободного времени. В воскресный день мы не трудимся, но наша основная позиция такова: мы здесь не на отдыхе. И все, кто сюда приехал, это понимают. Многие, работая на объектах продолжительное время, за всю свою командировку даже не искупаются в море, хотя оно в шаговой доступности. Если нам удается собраться всем вместе, то мы пьем чай, беседуем, бывает гитара… Кто-то прогуливается, кто-то читает книги или молится в своей комнате. Но, повторюсь, свободное время для нас – дело десятое. Смешно, но для меня вопрос об отдыхе оказался трудным… Хотя сейчас в голову пришел ответ: наши волонтеры отдыхают на крышах! Мы люди верующие, и нам хватает отдохновения, полученного от совершения доброго дела.
Он уехал, никому ничего не сказав
– Кто обычно приезжает помогать?
– Среди наших волонтеров можно встретить людей разного возраста, пола, профессий, социального статуса. И они никогда не афишируют своих регалий и заслуг. Но однажды случилось так, что Бог открыл нам удивительного человека: Сергея Николаевича Рыжикова. Он так же, как и все, приехал на своей неказистой машине, помог отвезти ребят до Мариуполя, мы вместе грузили консервы… Отработав на крыше, он уехал, никому ничего не сказав. Это уже потом выяснилось, что он космонавт-испытатель, герой России, заслуженный человек.
Сергей Николаевич Рыжиков, космонавт-испытатель, герой России. Фото: ura.news
– Много ли женщин изъявляет желание поехать, или все-таки проект ориентирован исключительно на мужчин?
– Если говорить о количестве мужчин и женщин, то, конечно, подавляющее большинство обращений мы получаем от мужчин, женщины помогают на кухне и в уборке помещений. Это большое дело! Тепло, которое получают волонтеры от заботы о них самих, по-настоящему согревает, помогает морально и физически. У нас были девушки, которые работали на крыше, но это, скорее, исключение. Со мной трудилась одна, колотившая шифер наравне с мужчинами. И, вы знаете, прекрасно справлялась со своей работой! Мы рады всем!
Евангельская норма
– Что, на ваш взгляд, мотивирует людей провести отпуск на крышах домов нуждающихся в Мариуполе, а не на каком-нибудь курорте?
Как ни парадоксально это звучит, но многие ребята действительно умудряются отдохнуть на крышах
– Могу говорить за себя и про то, что видел. Я видел настоящее сострадание, как волонтеры пропускают через себя боль и страх обездоленных и преобразуют это посредством божественной благодати в совершенно противоположное чувство. Такое невозможно назвать мотивацией. Это евангельская норма – духовный закон жизни. Как ни парадоксально это звучит, но многие ребята действительно умудряются отдохнуть на крышах.
Я часто слышу, как волонтеры удивляются, что не устают. Конечно, зависит от человека. Ребята сравнивают наш проект с обителью. Сюда едут, чтобы отдохнуть душой, что-то переосмыслить. Кто-то бежит от своей тяжелой жизни или, наоборот, сменить «тепличные» условия.
Большинство остается до конца смены. Хотя был один случай: к нам приехал, как мы потом узнали, некий блогер. Поработав два дня и «запилив» нужный ему контент, он, по его словам, уехал отдыхать. И такое бывает…
Сергей Радостин, куратор – Расскажите истории волонтеров, которые запомнились вам больше всего.
– Вспомнилась история хорошей дружбы: один живет в Казани, директор IT-компании, другой – москвич, обходчик железнодорожных путей. Поработав на одной крыше, они сблизились, что-то их связало. И после, совместив отпуска, они снова приехали потрудиться и закрыли еще один объект. Мы не пытаемся выискивать уникальных людей. Наверняка среди почти тысячи волонтеров, поучаствовавших в нашей работе, есть замечательные и удивительные личности. Еще раз подчеркну главное. Самое необычное в этих людях – это как раз их готовность помочь, несмотря ни на какую собственную уникальность. Мы рядовые волонтеры и не лезем, как говорят, «в душу». Собираемся после работы за одним столом: небритые, помятые (но довольные), в домашних тапочках и пижаме слушаем гитару. Помолясь, горячо обсуждаем очередной проект. Нам чудесным образом становятся интересны фронтоны, стропила, шифер и многое другое! А кто мы вне нашего проекта – совершенно неважно!
Волонтеры уже отремонтировали более 270 домов. В планах организаторов проекта – восстановить 1000 частных домов пострадавших мирных жителей. Группы добровольцев выезжают каждую неделю. Продолжительность одной смены – от 7 дней. Проживание, питание и проезд из Москвы берет на себя Синодальный отдел по благотворительности. Для добровольцев из других городов вопрос проезда до Мариуполя решается в индивидуальном порядке.
Чтобы стать добровольцем-ремонтником в Мариуполе, необходимо заполнить анкету https://bit.ly/dobroremont или позвонить по телефону горячей линии Синодального отдела по благотворительности: +7 800 70 70 222.