История Славяно-греко-латинской академии

Славяно-Греко-Латинская Академия. Заиконоспасский монастырь. Современный вид. Фото: Мария Самохина/mos.ru Славяно-Греко-Латинская Академия. Заиконоспасский монастырь. Современный вид. Фото: Мария Самохина/mos.ru     

Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение в России, целью которой была подготовка образованных людей не только для Церкви, но и для государства1. Академия унаследовала лучшие церковно-богословские и культурно-исторические традиции Православия. Это был также и первый русский центр философской культуры. Академия сыграла видную роль в развитии просвещения и культуры в конце XVII и первой четверти XVIII века. Ее фундаментом послужила Типографская школа, то есть школа при Московском печатном дворе, открытая в 1681 г.

Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение в России

В России в XVII веке основную роль в издательском деле играла Церковь. Производство книг осуществлялось Московской типографией, где печатались Апостолы, Евангелия, Псалтири, а также Собрания поучений святых отцов, церковных деятелей. Заметную роль играла рукописная книга, так как печатный станок не справлялся с потребностью в книгах для чтения. Профессиональное обучение кадров для издательского дела осуществляла Типографская школа: она готовила чтецов, писцов и справщиков («справщик» от слова «справить», т.е. отредактировать). Писцы переписывали от руки печатные издания. Естественно, что копия должна была в точности соответствовать оригиналу. Сверка переписанной книги с оригиналом и исправление ошибок, допущенных переписчиком, были обязанностью справщика. Обычно будущий справщик служил на Печатном дворе в должности книжного чтеца или писца и только через несколько лет достигал звания справщика. Эта должность, требовавшая знаний и опыта, была очень почетной, ответственной и считалась в «числе важных ученых должностей»2. Справщики Печатного двора составляли как бы постоянную комиссию, которая осуществляла редакционную и корректорскую работу при издании книг, а также церковную и государственную цензуру. Ученики Типографской школы обучались славянскому и греческому языкам.

Славяно-греко-латинская академия. Гравюра XIX века Славяно-греко-латинская академия. Гравюра XIX века     

В первой половине XVII века остро ощущалась потребность в грамотных специалистах не только для нужд Печатного двора, но и для подготовки чиновников Посольского и других государственных приказов. Кроме того, стояла задача повысить образовательный уровень русского духовенства, в том числе и для защиты Православия от иноземного влияния. К концу 1670-х – началу 1685 г. относятся первые попытки создания в Москве высшего учебного заведения – академии.

Идея создания в России академии принадлежала известному писателю, педагогу и просветителю – монаху Симеону Полоцкому (1629–1680). Незадолго до своей смерти он по поручению царя Федора составил «Привилегии на Академию» (учредительную грамоту) – проект в виде царского манифеста об учреждении академии. В «Привилегии на Академию» подробно описывалось устройство училища: его задачи, содержание, формы обучения, права – и устанавливался его статус, равный статусам западноевропейских университетов. В академии предполагалось готовить специалистов из разных сословий для государственной службы и обучать их языкам, семи свободным искусствам (грамматике, риторике, диалектике, музыке, астрономии, философии), а главное – богословию. Академия должна быть, по мысли Полоцкого, и органом по охране чистоты религиозных помыслов, вершить суд над еретиками, осуществлять церковную цензуру. Но исполнить свой замысел С. Полоцкому помешала смерть в августе 1680 г.

Вид Славяно-греко-латинской академии. А.И. Мищенко. Москва. 1956. Гравюра на дереве. © МАЭ РАН Вид Славяно-греко-латинской академии. А.И. Мищенко. Москва. 1956. Гравюра на дереве. © МАЭ РАН     

Спустя четыре с половиной года, в начале марта 1685-го, по приглашению Российского патриарха Иоакима в Москву прибыли ученые греки-монахи – братья Иоанникий и Софроний Лихуды. Помимо рекомендательной грамоты от Восточных патриархов, они привезли с собой богословские, философские и исторические книги, творения отцов Церкви. Представ перед царями Иоанном и Петром, Лихуды произнесли приветственные речи по-гречески и по-латыни. В конце марта того же года они организовали школу при Богоявленском монастыре. Федор Поликарпов (1670–1731), директор Московской типографии с 1708 по 1730 г., свидетельствует:

«И повелено им (Лихудам. – М.Т.) жити в Богоявленском монастыре… К ним же переселена и школа из типографии, и дано им в научение типографских учеников первого класса шесть человек, а именно: Алексей Кириллов (Барсов), Николай Семенов, Федор Поликарпов, Федот Агеев, Иосиф Афанасьев, Иов, монах Чудовский»3.

12 декабря 1685 г. состоялось официальное открытие Славяно-греко-латинской академии, для которой к октябрю 1687 г. были построены новые здания в центре Москвы, на Никольской улице, в Заиконоспасском монастыре (точнее – Спасском монастыре за торговым Иконным рядом), получившие название Спасских школ. С переходом в новое помещение число учеников возросло до 80 человек.

Братья Лихуды были носителями одновременно и европейского образования, и святоотеческой традиции

Поскольку Академия ставила своей целью дать высшее образование всем желающим, сословный состав учащихся первоначально не регламентировался: здесь учились не только дети аристократии, чиновников, но и дети дьячков, купцов и даже холопов. Как многие классические европейские университеты, Академия на первом этапе своего существования была в совместном государственном и церковном управлении и готовила образованных людей не только для церковной, но и для государственной службы. И.Е. Забелин пишет:

«Приготовить ученых справщиков для Книгопечатного двора, ученых переводчиков с греческого, способных в точности исправлять вкравшиеся в течение веков описки и ошибки церковных текстов, наконец, в вершине всего – ученых защитников православия, способных бороться с распространявшимся влиянием католичества и протестантства, – вот в чем заключалась основная цель тогдашней нашей науки и всей учености»4.

Как видим, в то время не было разделения образования на духовное и светское.

Академии была пожалована богатая царская библиотека, в которой можно было познакомиться с богословскими книгами, русскими летописями, произведениями Аристотеля, Платона, Плутарха, Демосфена, других древних и средневековых авторов, а также с трудами Лейбница, Бэкона, Декарта. Библиотека была самой обширной и лучшей в то время в России.

    

Братья Лихуды, обладавшие энциклопедическими знаниями, проповедники и мыслители, доктора Коттонианской академии в Падуе, стали первыми руководителями Академии и до 1694 г. были ее единственными учителями. Они были носителями одновременно и европейского образования, и святоотеческой традиции, в основном придерживаясь православно-греческого направления. Лихуды составили учебники грамматики, пиитики, риторики, психологии, физики, логики и других предметов; преподавали грамматику и пиитику на греческом языке, а риторику, логику и физику – на греческом и латинском5. В риторике, логике и физике авторитетом для Лихудов являлся Аристотель. Главным предметом было Священное Писание.

Большое внимание Лихуды уделяли изучению языков. Успехи их учеников были столь значительны, что через три года занятий они могли свободно говорить на греческом и латинском языках. Уже первые ученики Лихудов слыли за искусных переводчиков. Наиболее выдающимися из них были Ф. Поликарпов, Н. Семенов и А. Барсов. Так, в 1687 г. они перевели богословско-полемическое сочинение своих учителей «Акос», в котором отстаивались интересы грекофильских кругов, боровшихся со сторонниками латино-польской образованности. В том же году первые шесть учеников Академии перевели на славянский язык «Енхиридион», сочинение Иерусалимского патриарха Досифея. А.К. Барсову было поручено переводить грамоты восточных патриархов к царю; таким образом, он являлся посредником между русской и греческой церквами6.

В Академии ученики упражнялись также в ведении диспутов, сочинении стихов, составлении и произнесении проповедей и приветственных речей. Так, например, известно, что

в 1691 г. «декабря в 27 день приходили в Крестовую палату греческой школы учителя греки иеромонахи Иоанникий да Софроний со учениками. Пред св. Патриархом ученики говорили по-латыни и по-словенску о Рождестве Христове многие речи. И св. Патриарх пожаловал учителей денежною дачею, а ученикам их Петру Посникову – 3 золотых, Николаю Семенову, Федору Поликарпову, Алексею Кириллову по золотому»7.

Свободный доступ в Академию Лихудов для представителей всех сословий способствовал ее быстрому расширению

Свободный доступ в Академию Лихудов для представителей всех сословий способствовал ее быстрому расширению, и к началу 1689 г. в ней обучалось уже 180 человек. Двум учителям, братьям Лихудам, трудно было заниматься с таким большим количеством учеников, поэтому практиковалась система обучения, получившая впоследствии название ланкастерской, при которой старшие ученики руководили занятиями младших; особенно помогали Лихудам старосты.

В начале 1690-х гг. братьев Лихудов оклеветали, и они были отстранены от преподавания в Академии. После их удаления начался упадок Академии, однако обучение здесь не прекратилось. По благословению Патриарха места наставников заняли ученики Лихудов – Николай Семенов и Федор Поликарпов, которые пять с половиной лет, до 1699 г., преподавали грамматику, пиитику и риторику на греческом языке. Философия и богословие не преподавались, так как Семенов и Поликарпов сами не успели их прослушать.

В 1697 г. Петр I пожелал возобновить в прежнем объеме деятельность Академии и с этой целью вызвать лучших киевских ученых. Ректором Академии стал Палладий (Роговский), первый русский доктор философии, а его помощником – Стефан Яворский, которые провели в начале XVIII века ряд преобразований: в курс преподавания ввели немецкий и французский языки, а также медицину, философию и др.; ведущее место теперь занял латинский язык, с которого и начинались занятия в Академии. Преобразованная Академия ставила своей задачей подготовку священников, свободно владеющих древними и новыми языками; обучение лиц, предназначенных для службы в церковном управлении и народном образовании; обучение студентов для их будущей работы на государственной службе. Таким образом, Академия становится крупным центром подготовки специалистов в самых различных областях гуманитарного знания.

    

Прохождение курса в Славяно-греко-латинской академии было рассчитано на 13 лет. Обучение было разделено на 8 классов, или, как в то время говорили, на 8 «школ», которые включали в себя 4 низших класса: фара, инфирма, грамматика, синтаксима; два средних: пиитика, риторика и логика (на их обучение отводилось 5 лет); два высших: философия и богословие. Обучение велось круглый год, без каникул.

В низших классах шло обучение славянскому и латинскому языкам, арифметике, истории, географии, катехизису. В средних классах ученики продолжали изучать латинский язык, чтобы через два года уже свободно говорить на нем, и осваивали стихосложение, литературное сочинение, красноречие и главный предмет Академии – богословие.

В то время «классические занятия учеников состояли в чтении уроков, в переводах с древних языков, в приготовлении небольших сочинений expromtu, преимущественно на латинском языке, и в непременном употреблении между собою разговоров латинских»8.

Поэзия составляла в Академии отдельный предмет. Молодых людей обучали писать стихи и «вести в поэтической форме рассуждения на заданные темы светского и религиозного характера»9.

В классе философии – предпоследнем – изучали логику, физику, метафизику, философию и богословие. Кроме того, сообщались некоторые сведения из астрономии и других естественных наук. Немногим ученикам удавалось закончить Академию: школ было мало, а потребность в грамотных и образованных людях была велика, поэтому питомцев Академии постоянно забирали на разные работы и в экспедиции.

При Петре I учеников Академии стали посылать за границу «учитися языкам турецкому, арабскому и персидскому» и для «наук литературных», которые изучали во Франции. Ехали учиться во Франкфурт, Амстердам, Геттинген, Швецию. Академия стала известна в Европе. С 1721 г. в ней стали обучаться иностранцы, которые были приравнены к русским учащимся.

В 1731 г. в Славяно-греко-латинскую академию поступил учиться М.В. Ломоносов

В 1731 г. в Славяно-греко-латинскую академию поступил учиться М.В. Ломоносов. Из его биографии известно, что в год его поступления в Академии было 236 студентов. Известно также, что, учась в Академии, он познакомился с лучшими образцами древнерусской литературы, с латинской поэзией, с ораторским искусством, а также с естественными науками, которые преподавали по Аристотелю и Птолемею.

Особую роль сыграли студенты Московской Академии в открытии Петербургского университета. В ноябре 1735 г. ректор Славяно-греко-латинской академии получил от Синода распоряжение послать в Петербург для дальнейшего обучения при Академии наук 20 наиболее способных учеников. После проверки знаний были отобраны 12, среди которых был и Ломоносов. Они были зачислены в студенты только что созданного Университета при Академии наук. В 1747 г. по указу императрицы Елизаветы был новый набор в Петербургский Академический университет, и снова десять лучших студентов Славяно-греко-латинской академии выехали в Петербург на учебу10.

Следующий этап в жизни Академии связан с именем митрополита Платона (Левшина; 1737–1812), который 15 ноября 1775 г. был назначен директором (протектором) Академии. Начало его служения в качестве главы Академии совпало по времени с открытием Московского университета, который стал готовить специалистов светского профиля. Поэтому при митрополите Платоне усилился богословский уклон, и Академия превратилась в высшую богословскую школу, которая стала готовить только лиц духовного звания, давая всестороннее образование православной молодежи. Митрополит Платон был передовым человеком своего времени, реформатором духовного образования. Именно ему обязана Академия своим возрождением. Он увеличил число ее учеников с трехсот до тысячи, выстроил для беднейших воспитанников бурсу (т.е. общежитие), увеличил материальные средства Академии; при нем студенты находились преимущественно на государственном обеспечении. Он сам выбирал учителей, написал для них свое наставление, обязал ежемесячно представлять ему отчеты о ходе занятий. Были заложены основы русской церковно-исторической науки, ограничивалось влияние латыни, усилено было изучение греческого языка, первенствующее значение было предоставлено русскому языку, на котором теперь велось преподавание. Особое внимание стало уделяться изучению церковного Устава, был введен ряд новых предметов: церковная и гражданская история, история философии и др. Директор вменял студентам в обязанность часто бывать на богослужениях в Спасском соборе.

В 1814 г. Славяно-греко-латинская академия была преобразована в Московскую духовную академию и переведена в Троице-Сергиеву лавру

В 1812 г. Заиконоспасский монастырь сильно пострадал от нашествия Наполеона, и оставаться Академии в ветхих зданиях монастыря было невозможно. В 1814 г. Славяно-греко-латинская академия решением Святейшего Синода была преобразована в Московскую духовную академию и переведена из Москвы в Свято-Троицкую Сергиеву лавру, где и располагается до сих пор.

Фото: Мария Самохина/mos.ru Фото: Мария Самохина/mos.ru     

За годы своего существования Славяно-греко-латинская академия выпустила огромное количество известных деятелей науки, государства, дипломатии, Церкви. Из крупнейших руководителей Православной Церкви, выпускников Академии, назовем следующих:

  • епископ Иннокентий Иркутский (1680–1731), первый правящий православный епископ Восточной Сибири, прославленный РПЦ в лике святых;

  • Платон (Малиновский), Московский архиепископ с 1748-го по 1754 гг.;

  • Афанасий (Иванов; 1746–1805), Екатеринославский архиепископ;

  • Амвросий (Протасов; 1762–1831), архиепископ Тверской и Кашинский, талантливый переводчик;

  • Августин (Виноградский; 1766–1819), архиепископ Московский и Коломенский;

  • Евгений (Болховитинов; 1767–1837), митрополит Киевский и Галицкий, церковный историк, археограф и библиограф;

  • Аполлос (Байбаков; 1737–1801), епископ Орловский и Севский, член Российской академии;

  • митрополит Платон (Левшин) и др.

Из Академии вышли многие видные деятели русской культуры:

  • великий ученый-энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов;

  • переводчик, автор ряда учебников (по грамматике, русской истории и др.) Федор Поликарпович Поликарпов-Орлов;

  • ученый и поэт Василий Кириллович Тредиаковский;

  • известный российский историк Василий Никитич Татищев;

  • первый русский сатирик и дипломат Антиох Дмитриевич Кантемир;

  • математик, издатель первого русского учебника арифметики Леонтий Филиппович Магницкий;

  • путешественник, исследователь Сибири и Камчатки Степан Петрович Крашенинников;

  • известный архитектор и художник Василий Иванович Баженов;

  • первые профессора Московского университета Николай Никитович Поповский и Антон Алексеевич Барсов;

  • Петр Васильевич Победоносцев, писатель, профессор Московского университета, отец обер-прокурора Синода К.П. Победоносцева;

  • первый русский доктор медицины Петр Постников;

  • основатель русского театра Федор Волков;

  • поэт и первый переводчик «Илиады» Ермил Иванович Костров и многие другие деятели русского просвещения.

Прямыми наследниками Славяно-греко-латинской академии считают себя Московская духовная академия, Петербургский университет, Российская академия наук и Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.

В 2010 г. возобновила свою деятельность Славяно-греко-латинская академия – негосударственное частное учреждение высшего профессионального образования. Насколько это учебное заведение впитает в себя дух и традиции прежней Академии, покажет будущее.

Мария Тоболова

2 сентября 2024 г.

1 Другие названия ее: Греческие школы, Заиконоспасское училище, Спасские школы, Спасский училищный монастырь, Славяно-греко-латинское училище, Эллино-греческая академия.

2 Евгений (Болховитинов), митр. Словарь русских светских писателей, соотечественников и чужестранцев, писавших в России, служащий дополнением к Словарю писателей духовного чина, составленному митрополитом Евгением. Ч. 1. М., 1845. С. 20.

3 Там же.

4 Забелин И.Е. Первое водворение в Москве греко-латинской и общей европейской науки // Чтения в имп. Обществе истории и древностей российских при Московском университете. Кн. 4. М., 1886. С. 12.

5 Галкин А. Академия в Москве в XVII столетии. М., 1913. С. 53.

6 Смирнов С.К. История Московской славяно-греко-латинской академии. М., 1855. С. 217.

7 Браиловский С.Н. Федор Поликарпович Поликарпов-Орлов, директор Московской типографии // ЖМНП, 1894, сентябрь. С. 9.

8 Смирнов С.К. Указ. соч. С. 182.

9 Западов А.В. Поэты XVIII века (М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин). М., 1979. С. 11.

10 Толстой Д.А. Академический университет в XVIII столетии по рукописным материалам архива Академии наук. СПб., 1855. С. 16.

Смотри также
Святитель Иона, Митрополит Московский Святитель Иона, Митрополит Московский
Елена Бутарова
Святитель Иона, Митрополит Московский Святитель Иона, Митрополит Московский, и время, когда Русская Церковь сохранила для мира Православие
Елена Бутарова
Не будучи по натуре государственным деятелем, он оказался в судьбоносный для Руси и всего Православия момент одним из тех, кто, по воле Божией, должен был принимать решения и претворять их в жизнь.
«Завоевал нам Просвещенье…»<br />Часть 2 «Завоевал нам Просвещенье…»
Часть 2

Владимир Коровин
«Завоевал нам Просвещенье…»<br />Часть 2 «Завоевал нам Просвещенье…»
М.В. Ломоносов – человек веры или человек разума? (Часть вторая)
Владимир Коровин
Научные занятия для Ломоносова были окружены ореолом святости. Но он полагал, что человеческое (научное) знание принципиально ограничено и ответы на самые важные вопросы о творении и Творце можно получить только в Откровении.
«Завоевал нам Просвещенье…» «Завоевал нам Просвещенье…»
Владимир Коровин
«Завоевал нам Просвещенье…» «Завоевал нам Просвещенье…»
Православие и наука в жизни М.В. Ломоносова (Часть первая)
Владимир Коровин
Это уникальная фигура в истории российской науки и образования. Как писатель, как личность он оказался посредником между Древней и Новой (послепетровской) Россией.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×