Немного о призвании к монашеству

Иеромонах Евтихий

Звонарь. Художник: Сергей Трошин Звонарь. Художник: Сергей Трошин

«Если бы мы знали, какие скорби ждут монахов, никто никогда не пошел бы в монахи, но если бы знали, какие радости ждут монахов в Царствии Небесном, все, не задумываясь, пошли бы в монастыри», – так писал преподобный Иоанн Лествичник в своей изумительной и на все века классической книге о монашестве «Лествица».

Наверное, перед большинством искренно верующих людей когда-нибудь в жизни вставал этот сложный вопрос: идти ли в монастырь или остаться в миру. Читая творения святых отцов о монашестве, жития преподобных, невольно проникаешься светом их мысли и любовью к этому виду жительства. Но когда начинаешь примерять его к своей убогой жизни и грешной душе, то понимаешь, что не просто недостоин, но духовно слаб и вряд ли сможешь понести такой груз. И всё же какой-то таинственный глас своими небесными нотами зовёт нас на этот трудный духовный путь. Возможно, Ангел Хранитель ласково касается нашей грешной души.

Когда воля всё больше склоняется к принятию такого решения, большинство едет искать старца или опытного духовника для совета. Так поступали многие преподобные. Например, святой Серафим Саровский ездил в Киев к преподобному Досифею. Так делают и многие наши современники. Например, иеромонах Василий, новомученик Оптинский, ездил за советом к архимандриту Иоанну (Крестьянкину) в Псково-Печерский монастырь. Ехали они не просто чтобы разрешить свои сомнения, но чтобы познать волю Божию о себе, грешном. Есть ли благословение Божие на этот нелёгкий, скорбный путь?

Автор этих строк сам, по примеру святых и просто благочестивых предшественников, ездил за благословением к старцу, опытному и высокодуховному схиархимандриту. И сразу благословения на монашество не получил, но ещё целый год приезжал на беседы к духовнику. При этом молился Богу, чтобы Он открыл Свою святую волю. За этот год он духовно окреп, и решение стать монахом созрело окончательно. Тогда батюшка и благословил его на монашество.

Но, если человек не знает ни старцев, ни опытных духовников? Что же делать в таком случае? Не надо опускать руки. Ещё в XIX веке святитель Игнатий Брянчанинов описал подобные трудности и дал исчерпывающий ответ. В томе 5-м «Приношение современному монашеству», в главе 13-й – «О жительстве по совету» – он пишет:

«Крупицами названо в предшествовавшей главе духовное жительство, предоставленное Промыслом Божиим нашему времени. Оно основывается на руководстве в деле спасения Священным Писанием и писаниями святых отцов, при совете и назидании, заимствуемых от современных отцов и братии. В собственном смысле это послушание древних иноков, в ином виде, приспособленном к нашей немощи, преимущественно душевной. Древним послушникам их духоносные наставники возвещали немедленно и прямо волю Божию: ныне иноки должны сами отыскивать волю Божию в Писании, и потому подвергаться частым и продолжительным недоумениям и погрешностям. Тогда преуспеяние было быстрым по свойству делания, ныне оно косно, опять по свойству делания. Таково благоволение о нас Бога нашего: мы обязаны покорствовать Ему и со благодарением благоговеть пред ним. Наше современное иноческое жительство по Писанию и совету отцов и братии освящено примером главы монашества – преподобным Антонием Великим. Он не был в послушании у старца, но в новоначалии своём жил отдельно и заимствовал наставления из Писания и от разных отцов и братии».

В другом месте святитель пишет, что нужно читать святых отцов и сверять по ним советы преуспевающей братии, и что согласно со святыми отцами – принимать, а что противно – отвергать.

В отношении же избрания монашеской жизни этот святой высказывает очень глубокую и интересную мысль в «Аскетических опытах», в диалоге мирянина и монаха «О монашестве»:

«Мирянин. Как может христианин знать, способен ли он или неспособен к безбрачной жизни? По мнению моему, этот вопрос должен очень затруднять всякого, намеревающегося вступить в монашество.

Монах. Способен – произволяющий (желающий – о. Е.). Как в непорочном состоянии человека было предоставлено ему на произвол пребывать в этом состоянии, или выйти из него: так и по обновлении естества предоставлено ему на произвол усвоить себе естество обновлённое во всем его развитии, или воспользоваться только в известной степени, нужной для спасения, или же пребыть в состоянии падения и развить в себе падшее естество. Обновление естества есть дар Искупителя. По этой причине всякая евангельская добродетель избирается благим произволением, но даруется Христом произволяющему, как дар. Произволение доказывается принуждением себя к добродетели, а добродетель испрашивается у Бога прилежною и терпеливою молитвою. Все евангельские добродетели несвойственны падшему естеству; ко всем подвижник должен принуждать себя; все должен испросить у Бога смиренною, соединённою с сердечным плачем молитвою. Подобно прочим евангельским добродетелям, безбрачная жизнь избирается произволением; борьбою со стремлениями падшего естества, обузданием тела подвигами доказывается искренность произволения; испрашивается дар чистоты у Бога сознанием неспособности падшего естества к чистоте и теплейшею, исполненною умиления молитвою; ниспосылается дар осенением Божественной благодати, изменяющей, обновляющей естество».

Дорогу осилит идущий, но при этом усердно молящийся Богу и слёзно кающийся перед Ним

Другими словами, дорогу осилит идущий, но при этом усердно молящийся Богу и слёзно кающийся перед Ним.

Другой великий святой начала XX века, преподобный Силуан Афонский, учил: для того, чтобы познать волю Божию о себе, надо усердно молиться о том Богу, и только потом идти и вопрошать духовника. Но при этом надо принимать первое слово священника и не спорить с ним. Потому что духовник, как человек, может поддаться влиянию прекословящего, и голос Божий в его душе будет заглушен.

Потому, если созрела решимость посвятить себя Богу в монашеском служении, усердно помолившись, можно благословиться и у обычного священника – поехать в монастырь на несколько недель, попробовать себя. Затем, взяв отпуск и опять помолившись, поехать в один из понравившихся монастырей. Там, пообщавшись с братией, а главное – с духовником, уже окончательно принять решение оставить мир и выступить на духовную войну.

Автору был знаком один зубной врач, который в 1990-е годы, разведясь с женой, решил уехать за границу. Он продал квартиру и перед отъездом заехал помолиться в монастырь. Там ему настолько понравилось, что он захотел пожить немного на послушании. Через некоторое время врач принял монашеский постриг и остался в монастыре насовсем. Такими извилистыми путями Бог привёл его к монашеству.

В любом случае, прежде чем принять монашеский постриг, человек несколько лет будет жить в монастыре, проходя иноческий искус в послушании игумену. Искус можно понимать и как искушения от врага, и как искусство бороться с ним. За это время будет явлена воля Божия об этом послушнике и игумену, и духовнику, и самому этому человеку. В монастырях обычно говорят: «Если человек пришёл к нам, значит, Бог его призвал». Остаётся только ответить на это призвание покорностью со смирением и благодарной молитвой с покаянием. Да хранит нас Бог.

Иеромонах Евтихий

11 сентября 2024 г.

Смотри также
Брак или монашество? Брак или монашество?
Митр. Лимасольский Афанасий
Брак или монашество? Брак или монашество?
Митрополит Лимасольский Афанасий
Прежде всего надо возлюбить Его. А все остальное – вопрос нашего личного выбора.
Тихое успение праведной американки Феоклитии Тихое успение праведной американки Феоклитии
Монахиня Феофания
Тихое успение праведной американки Феоклитии Тихое успение праведной американки Феоклитии
Монахиня Феофания
Беспрекословное послушание к герондиссе и избежание осуждения людей – вот две добродетели, которые, подобно двум крыльям, подняли душу монахини на Небеса.
«Монашество – это счастье. Но это и крест» «Монашество – это счастье. Но это и крест»
Иером. Петр (Бородулин)
«Монашество – это счастье. Но это и крест» «Монашество – это счастье. Но это и крест»
Иеромонах Петр (Бородулин)
Считать, что причины ухода в монастырь в каких-то внешних обстоятельствах жизни, – это заведомая ошибка. Не внешние обстоятельства приводят в монастырь. Быть человеку монахом или не быть – решает Бог, Которому открыто не только прошлое и настоящее, но и будущее человека.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×