Звонарь. Художник: Сергей Трошин
«Если бы мы знали, какие скорби ждут монахов, никто никогда не пошел бы в монахи, но если бы знали, какие радости ждут монахов в Царствии Небесном, все, не задумываясь, пошли бы в монастыри», – так писал преподобный Иоанн Лествичник в своей изумительной и на все века классической книге о монашестве «Лествица».
Наверное, перед большинством искренно верующих людей когда-нибудь в жизни вставал этот сложный вопрос: идти ли в монастырь или остаться в миру. Читая творения святых отцов о монашестве, жития преподобных, невольно проникаешься светом их мысли и любовью к этому виду жительства. Но когда начинаешь примерять его к своей убогой жизни и грешной душе, то понимаешь, что не просто недостоин, но духовно слаб и вряд ли сможешь понести такой груз. И всё же какой-то таинственный глас своими небесными нотами зовёт нас на этот трудный духовный путь. Возможно, Ангел Хранитель ласково касается нашей грешной души.
Когда воля всё больше склоняется к принятию такого решения, большинство едет искать старца или опытного духовника для совета. Так поступали многие преподобные. Например, святой Серафим Саровский ездил в Киев к преподобному Досифею. Так делают и многие наши современники. Например, иеромонах Василий, новомученик Оптинский, ездил за советом к архимандриту Иоанну (Крестьянкину) в Псково-Печерский монастырь. Ехали они не просто чтобы разрешить свои сомнения, но чтобы познать волю Божию о себе, грешном. Есть ли благословение Божие на этот нелёгкий, скорбный путь?
Автор этих строк сам, по примеру святых и просто благочестивых предшественников, ездил за благословением к старцу, опытному и высокодуховному схиархимандриту. И сразу благословения на монашество не получил, но ещё целый год приезжал на беседы к духовнику. При этом молился Богу, чтобы Он открыл Свою святую волю. За этот год он духовно окреп, и решение стать монахом созрело окончательно. Тогда батюшка и благословил его на монашество.
Но, если человек не знает ни старцев, ни опытных духовников? Что же делать в таком случае? Не надо опускать руки. Ещё в XIX веке святитель Игнатий Брянчанинов описал подобные трудности и дал исчерпывающий ответ. В томе 5-м «Приношение современному монашеству», в главе 13-й – «О жительстве по совету» – он пишет:
«Крупицами названо в предшествовавшей главе духовное жительство, предоставленное Промыслом Божиим нашему времени. Оно основывается на руководстве в деле спасения Священным Писанием и писаниями святых отцов, при совете и назидании, заимствуемых от современных отцов и братии. В собственном смысле это послушание древних иноков, в ином виде, приспособленном к нашей немощи, преимущественно душевной. Древним послушникам их духоносные наставники возвещали немедленно и прямо волю Божию: ныне иноки должны сами отыскивать волю Божию в Писании, и потому подвергаться частым и продолжительным недоумениям и погрешностям. Тогда преуспеяние было быстрым по свойству делания, ныне оно косно, опять по свойству делания. Таково благоволение о нас Бога нашего: мы обязаны покорствовать Ему и со благодарением благоговеть пред ним. Наше современное иноческое жительство по Писанию и совету отцов и братии освящено примером главы монашества – преподобным Антонием Великим. Он не был в послушании у старца, но в новоначалии своём жил отдельно и заимствовал наставления из Писания и от разных отцов и братии».
В другом месте святитель пишет, что нужно читать святых отцов и сверять по ним советы преуспевающей братии, и что согласно со святыми отцами – принимать, а что противно – отвергать.
В отношении же избрания монашеской жизни этот святой высказывает очень глубокую и интересную мысль в «Аскетических опытах», в диалоге мирянина и монаха «О монашестве»:
«Мирянин. Как может христианин знать, способен ли он или неспособен к безбрачной жизни? По мнению моему, этот вопрос должен очень затруднять всякого, намеревающегося вступить в монашество.
Монах. Способен – произволяющий (желающий – о. Е.). Как в непорочном состоянии человека было предоставлено ему на произвол пребывать в этом состоянии, или выйти из него: так и по обновлении естества предоставлено ему на произвол усвоить себе естество обновлённое во всем его развитии, или воспользоваться только в известной степени, нужной для спасения, или же пребыть в состоянии падения и развить в себе падшее естество. Обновление естества есть дар Искупителя. По этой причине всякая евангельская добродетель избирается благим произволением, но даруется Христом произволяющему, как дар. Произволение доказывается принуждением себя к добродетели, а добродетель испрашивается у Бога прилежною и терпеливою молитвою. Все евангельские добродетели несвойственны падшему естеству; ко всем подвижник должен принуждать себя; все должен испросить у Бога смиренною, соединённою с сердечным плачем молитвою. Подобно прочим евангельским добродетелям, безбрачная жизнь избирается произволением; борьбою со стремлениями падшего естества, обузданием тела подвигами доказывается искренность произволения; испрашивается дар чистоты у Бога сознанием неспособности падшего естества к чистоте и теплейшею, исполненною умиления молитвою; ниспосылается дар осенением Божественной благодати, изменяющей, обновляющей естество».
Дорогу осилит идущий, но при этом усердно молящийся Богу и слёзно кающийся перед Ним
Другими словами, дорогу осилит идущий, но при этом усердно молящийся Богу и слёзно кающийся перед Ним.
Другой великий святой начала XX века, преподобный Силуан Афонский, учил: для того, чтобы познать волю Божию о себе, надо усердно молиться о том Богу, и только потом идти и вопрошать духовника. Но при этом надо принимать первое слово священника и не спорить с ним. Потому что духовник, как человек, может поддаться влиянию прекословящего, и голос Божий в его душе будет заглушен.
Потому, если созрела решимость посвятить себя Богу в монашеском служении, усердно помолившись, можно благословиться и у обычного священника – поехать в монастырь на несколько недель, попробовать себя. Затем, взяв отпуск и опять помолившись, поехать в один из понравившихся монастырей. Там, пообщавшись с братией, а главное – с духовником, уже окончательно принять решение оставить мир и выступить на духовную войну.
Автору был знаком один зубной врач, который в 1990-е годы, разведясь с женой, решил уехать за границу. Он продал квартиру и перед отъездом заехал помолиться в монастырь. Там ему настолько понравилось, что он захотел пожить немного на послушании. Через некоторое время врач принял монашеский постриг и остался в монастыре насовсем. Такими извилистыми путями Бог привёл его к монашеству.
В любом случае, прежде чем принять монашеский постриг, человек несколько лет будет жить в монастыре, проходя иноческий искус в послушании игумену. Искус можно понимать и как искушения от врага, и как искусство бороться с ним. За это время будет явлена воля Божия об этом послушнике и игумену, и духовнику, и самому этому человеку. В монастырях обычно говорят: «Если человек пришёл к нам, значит, Бог его призвал». Остаётся только ответить на это призвание покорностью со смирением и благодарной молитвой с покаянием. Да хранит нас Бог.