Вольному воля, спасенному рай.
Пословица
Супругам следует строго соблюдать обычаи постановления Церкви в отношении сохранения себя в чистоте в праздничные, воскресные, постные дни (среды и пятницы), помня слова преподобного Серафима и старца Амвросия, что пренебрежения этими установлениями Церкви поведет к болезни жены и детей. При этом следует учитывать, что церковный день начинается с вечера, с шести часов, и следует поэтому сохранять себя в канун праздничного или постного дня, считая окончанием их вечер перед следующим днем.
Известны случаи, когда в христианских семьях нарушался мир и один из супругов доводился до отчаяния из-за отказа другого к брачным отношениям, вызванного незаконной ревностью к воздержанию. Это относится и к периодам длительного поста. Здесь, согласно указаниям апостола Павла, воздержание должно осуществляться лишь при единодушном согласии на то обоих супругов: оно не может иметь места, если один из них тяготится им, теряя от воздержания свой душевный мир.
Но как быть в том случае, если один из супругов не хочет считаться и со днем поста или праздника? Здесь мы встречаемся с одной из тех опасностей, которые таит брак у людей различных взглядов и мировоззрений. Здесь неизбежны душевные драмы и глубокая скорбь. По заповеди апостола супругу отказать нельзя, но при этом будет нарушена святость праздника или поста.
Здесь мы приходим к выводу о том, как важен осмотрительный выбор супруга, предопределяющий счастье в браке. Брак, который по сущности своей есть добровольное подчинение, легок и счастлив лишь тогда, когда душа отдается благочестивому и добродетельному супругу, и нельзя избежать бедствия, если супруг окажется во власти страстей и греха. Недаром печалится апостол Павел по вступившим в брак: «Таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль» (1 Кор. 7, 28).
Из книги «Как соблюдать пост»
О соблюдении поста
Для Адама пост, данный Господом, являлся испытанием верности. Для нас сегодня пост – это также, во-первых, испытание нашей верности. Когда Адам и Ева подвергли сомнению слова Господа и вкусили плоды запретного дерева, то были изгнаны из рая. Точно так же по 69-му Правилу Святых Апостолов отлучаются от церковного общения те, кто не доверяет установленным Церковью постам и самовольно нарушает их. Как говорится: вольному – воля, а спасенному – рай.
Когда мы говорим о себе, что мы православные, то этим определяем свою принадлежность к Православной Церкви, а проявляем свою принадлежность к Православной Церкви, выполняя ее установления. Например, соблюдая посты.
Священник Сергей Николаев, «Время веселое поста»
Чувственный человек ничему не противится с такой силой, как святому посту. Посещать богослужения, приступать к исповеди – на все это соглашаются даже чувственные люди, но возложить на себя иго поста – это кажется для многих христиан слишком тяжелым и даже опасным.
Святитель Иннокентий Херсонский
Как же без поста ты думаешь быть истинным христианином, если не выполняешь распоряжений Матери-Церкви? Непостящийся произвольно отделяет себя от всего сонма постящихся православных чад Церкви. Вам жаль своего слабого сложения? Сжальтесь же над ним действительно и дайте покой своему чреву.
Святитель Иннокентий Херсонский
Пост есть насилие естества, отвержение всего, что услаждает вкус, погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений, освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, виновник бесстрастия, разрешение грехов, врата рая и небесное наслаждение.
Преподобный Иоанн Лествичник
О посте
Прошло две недели Великого Поста, в которые Православная Церковь призывала нас к исправлению, раскаянию. Она, как нежная и любящая мать, предлагала нам пройти святую Четыредесятницу под ее руководством. Предлагала и предлагает она нам правила жизни, поучая одних, кротко обличая других, поддерживая и укрепляя на истинном пути третьих.
Но многие из нас ее совета не слыхали или же не обращали внимания на эти призывы. Для многих из нас время несется вперед, как бурный вихрь, увлекая нас за собой, как бездушные, лишенные самостоятельных сил предметы. И мы, влекомые все дальше и дальше, находимся в странном положении людей, имеющих глаза, но не видящих, имеющих уши, но не слышащих. Гроза гнева Божьего гремит над нами, а мы под ее молотом приходим все в большее и большее умоисступление. Люди из себя представляют истуканов, не чувствующих ни знамения времени, не вразумляющихся наставлениями Церкви, глухих к голосу разума, холодных к мольбам чувства и укорам совести.
Время безостановочно свершает свой ход, и мы только считаем число дней и страшных бед, испытываемых нами, не вдумываясь в их внутреннее значение. Между тем страшные дни заключают в себе грозное назидание и поучение. Мы должны видеть причину случающихся несчастий в себе самих. Губит себя отдельный человек, губит себя и целый народ грехами. Умножение грехов умножает болезни и виды болезней, сокращающих нашу жизнь.
Видимый и явный грех нашего времени – самолюбие, презирающее закон Божий, закон государственный, закон природы. Человек не хочет сдержать своих похотей, не считает необходимым воздержаться. Кому неизвестно, что масса народа гибнет от объядения и от пьянства? Начало этих двух грехов лежит в том, что люди презирают требования Церкви, заповедующие воздержание и трезвость. Если человек нарушил эти требования, то он нарушит требования и те, которое предлагает ему общество.
В дни установленного поста люди ведут жизнь зазорную, не отличая пост от других дней. Когда людям не совестно нарушать пост перед обществом, тогда они идут еще дальше: они пресыщаются и упиваются. И таким образом нарушают третий закон, закон природы. Наказание за нарушение этих требований не опаздывает: мы видим целую массу несчастий, проистекших от невоздержания. Явно и душевные пороки ведут за собой неисчислимые несчастия.
Церковь, как нежная мать, учит смирению, Государство – самоуважению, природа – поддержанию в себе человеческого достоинства. И опять мы свободно нарушаем эти законы, а за нарушением, как за телом, следуют горе и бедствие. Где причина всех наших внутренних и внешних затруднений? В нежелании исполнять закон Божий. Где причина наших безрассудных предприятий и несчастных неудач в предприятиях? В том, что мы беремся не за свое дело, беремся горделиво провести корабль через бурные пучины океана, когда еще не опытны в плавании на реке в лодке. Где причина отсутствия у нас характера, воли? В том, что мы слишком своеобразно и своевольно живем, не ставим для себя ни меры, ни цели. Оттого-то живем долго, а жизнь проходит без удовольствия и наслаждений, Богом назначенных человеку на земле. Человек не бывает в храме, не знает наслаждений, какие дает ему Божье слово, Божественные службы. Человек вольно живет в семье, любит лишь себя самого – от того он не понимает семейной радости и не ощущает в себе самом чувств великодушия, преданности, любви. Привыкши жить для себя и в себе, он не понимает народного горя, не понимает народных печалей и делается похожим на истукана, которого где ни поставь, он будет безгласен и бесчувствен.
Но Церковь опять неумолчно зовет к исправлению. Спаситель зовет нас к вере. Уверуем и исцелимся; и тогда Он нам скажет, как сказал исцеленному расслабленному ныне в Евангелии: отпущаются тебе грехи твои: вера твоя спасла тебя (Мк. 2, 5). Аминь.
Протоиерей Валентин Амфитеатров, «Великий Пост»
Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление.(1 Крф.7)
http://www.pravoslavie.ru/37372.html
Марие: Есть молитвы для неумеренных в питании-
http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-o-chrevougodnike-i-pri-chrevougodii.html
Помоги Вам Господь!
Как раз так и есть канонические ограничения.
"Не уклоняйтесь друг друга кроме поста по взаимному согласию"-ясно и понятно сказано "КРОМЕ ПОСТА".И ,действительно многие святые говорили ,что те,кто не воздерживаются имеют скорби и дети ,зачатые в посты часто болеют.
Люди не животные ,могут и должны обуздывать свои страсти.И поэтому очень правильно выбирать себе суженных свокй веры,тех кто может поддерживать и понести вместе все тяжести и испытания.
Разве Богу угодно, чтобы люди постились из страха перед наказанием за несоблюдение поста и изводили себя и друг друга в конфликтах по поводу того, что в пост можно делать, а что нельзя?
скажешь бедный я человек...как дети малые,всех священников замучили этими вопросами,согласие,жизнь в мире во Христе Господе Нашем
Почему автор этого не упоминает?
Почему-то не опубликована позиция Иоанна Златоуста:
"Не лишайте себе друг от друга, точию по согласию (1 Кор 7:5) - что это значит? Жена не должна, говорит, воздерживаться против воли мужа, и муж - против воли жены. Почему? Потому, что от этого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство. Ведь если иные, имея своих жен, предаются прелюбодеянию, то тем более будут предаваться ему, когда лишены будут этого утешения. Хорошо сказал: не лишайте себе; то, что здесь назвал лишением, выше назвал долгом (1 Кор 7:3), чтобы показать, как велика их взаимная зависимость: воздерживаться одному против воли другого, значит лишать, а по воле - нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно"
В среду и пятницу поститься может каждый (в плане воздержание). Но вот выдержать без проблем длительный пост, могут наверное единицы.
В рамках Предания Церкви (это также абсолютно канонично) существует именно та позиция, которая изложена в статье. Но, в принципе, достаточно просто благоговения, которого так не хватает в наше бурное время, чтобы чувствовать это ограничение без каких-либо ссылок. Дай Бог вразумления всем нам нести на себе легкое бремя поста с воодушевлением и пользой!
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Дивен Бог во Святых своих.
Спаси большое за проповедь прекрасного батюшки ВАлентина Амфитеатрова.
Очень сильно сказано. Человек и глух и слеп, но еще хуже когда начинают противиться Богу и Церкви. Сейчас пост, а некоторые каналы просто провоцируют людей - виновники ДТП - православные священники. Ведь все люди подвержены искушениям и священники тоже. Нельзя показать тех, которые едут к больным или и умирающим по ужасным сельским дорогам! То есть, чтобы человек не переступил порог храма - это оправдание для сомневающихся.
Как часто слышишь - мы что монахи чтобы поститься? А много людей находят оправдание своему неверию, что мол везде нужно за все заплатить в храме.
А поститься можно начинать постепенно. Я сначала и думать боялась, что нужно поститься три дня перед причастием. Три дня стали пыткой. Потом когда начался пост, постилась в среду и пятницу, а следующий пост выдержала весь. Бог обязательно поможет - только решитесь на это и Он вам даст и силы и терпение.
Неделя первая Поста - семя доброе дала,
И прошла уже вторая - ростки благости давая,
Дух Святой нас укрепит - Крест Господень прорастит
Поклонимся мы Кресту - Половина уж Посту
Алексей АРХИПОВ
На мой взгляд, в корне неправильно (и это принципиальнейшая вещь) делать самоцелью приобретение нами каких-то свойств, высоких качеств.
Ведь все самые высокие земные и человеческие подвиги - мерзость перед Богом.
Всё это будет само-собой следствием нашего истинного смирения и духовного возрастания.
А если мы будем как бы тренироваться, чтоб чисто приобрести какие-то сверхспособности (т.е. ради самих этих способностей), то это может привести нас к гордыне, а никак не к смирению (т.е. мы не избавимся от страстей, а подчиним все страсти одной самой страшной - гордыне).
Поэтому, может, и хорошо, что Вы понимаете, что не можете избавиться от страсти чревоугодия, это возможно Вам дано, чтобы Вас по-настоящему смирить.
Ведь как говорят Святые Отцы - истинное смирение не осознает себя смиренным.
Прошу прощения, если я неточно выразил свои мысли, я не священник. Советую на эту тему послушать лекции Осипова А.И.