Православный календарьПравославный календарь
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.

«Осваивать иконопись – это совершенно особая радость»

Беседа с иконописцем Александром Айнетдиновым

Александр Айнетдинов – иконописец с большим стажем, написавший несколько иконостасов для храмов. Родился и учился в Москве, здесь же долгое время работал. Вместе с женой Миряной воспитывает троих детей. Уже около 15 лет они живут на родине жены, в Сербии, в городе Нови Сад, где являются постоянными прихожанами монастыря Ковиль, но и с Россией поддерживают тесные контакты, стараются почаще приезжать: взрослые в основном по работе, а дети – потому что относят себя к культурам обеих стран.

По благословению Сербского Патриарха Порфирия Александр проводит авторские онлайн-курсы иконописи для тех, кому интересно постигать азы церковного искусства. Познакомиться с художником, с наиболее важными страницами его творческой биографии, а также узнать подробнее о его курсах мы предлагаем читателям в интервью нашему порталу.

Александр Айнетдинов, иконописец Александр Айнетдинов, иконописец

– Александр, когда и где вы начали рисовать?

– Я рисовал с самого детства, в детском саду, в школе. Мои родители работали, заниматься мной им было некогда, и я сам нашел изостудию, регулярно туда ходил, рисовал. По окончании восьми классов поступил в архитектурно-строительный техникум, где очень много внимания уделялось рисунку, черчению, разного рода изобразительным средствам. Было очень интересно учиться.

После техникума пошел по призыву в Советскую армию, где мое образование оказалось чрезвычайно востребовано. У меня все-таки был уже широкий спектр навыков. Я служил художником в политотделе, оформлял так называемые ленинские – а фактически досуговые – комнаты для солдат, делал разнообразные наглядные материалы, рисовал плакаты. На завершающей стадии службы я сделал огромную объемно-пространственную композицию, посвященную 40-летию Победы. Сам разрабатывал дизайн, сам варил конструкцию из металлического уголка, пришивал к ней щиты из ДСП и расписывал по своим же эскизам. Впечатляющая получилась работа.

Сразу после армии поступил в Московский архитектурный институт, МАРХИ. В институте значительная часть программы была отведена изобразительному искусству: рисунок, акварель, живопись, скульптура. У нас были великолепные, высочайшей квалификации преподаватели, причем они были не только прекрасными высококвалифицированными специалистами, но и замечательно интересными и глубокими людьми. Разных взглядов, но при этом совершенно чудесные люди.

– Значит, у вас уже была прекрасная база и профессиональные навыки. А на свои курсы иконописи вы принимаете людей тоже только с хорошей подготовкой?

У меня есть внутреннее убеждение, что большинству православных христиан важно попробовать самим написать икону

– Готовить специалистов – это прекрасное и нужное дело, но у меня несколько иные цели. У меня есть внутреннее убеждение, что большинству православных христиан, которые живут церковной жизнью, важно поближе познакомиться с иконописью. Попробовать самим писать иконы, а не просто слушать интересные лекции.

Замечательно именно попытаться пройти этот путь, самому попробовать работать карандашом, кистью, пигментами. Посмотреть, как рождается икона, самому принять в этом участие. Я абсолютно убежден, что в процессе этого труда отношение человека к иконе изменится радикально. Он по-другому будет воспринимать икону.

Это совершенно особая радость – осваивать технику иконописи. Иконопись ведь очень технологична. Человек знакомится не просто с художественной частью, а с технологией. Последовательно, один этап идет за другим. То, чему я сам учился в течение нескольких лет, узнавая из разных источников, от разных людей, весь свой опыт я собрал – и делюсь, отдаю. И только от самого человека зависит, сколько он готов вместить сейчас, и какого уровня ему нужно достичь.

Могу сказать из опыта курсов: в наших группах были люди с абсолютно разным уровнем подготовки, а результаты у всех превзошли ожидания.

– Иконопись – это прежде всего церковное искусство. Расскажите о том, как вы пришли в Церковь.

– Крестился я подростком, сознательно, но это было что-то вроде национальной и культурной идентификации. Отец – татарин, мама – русская, а я родился и вырос в Москве. Крестился я еще в 1980 году, в глубоко советское время, причем крестной была моя тетка-парторг. Но в храм после крещения я не ходил.

А в 1990-е годы я переживал сложный внутренний кризис, и поиски смысла привели меня в Церковь. Я недолго думал, где искать смыслы, поскольку был уже на тот момент крещен. Стал интересоваться, задавать вопросы, в результате однажды пришел в храм, и там молодой священник буквально сразил меня одной фразой. Он сказал, что весь этот храм, все, что там происходит (а его тогда начали восстанавливать), – это все делается с одной-единственной целью: чтобы я пришел туда и в Таинстве Причастия получил от Бога дар любви. А надо сказать, что я тогда понимал уже, что любить не умею, и что это как раз то, чего мне не хватает в жизни. И это открытие просто ошеломило меня.

И я начал довольно активно воцерковляться, как это обычно называют. То есть приходить в храм, участвовать в литургии, узнавать о Церкви. Пошел учиться в православный открытый университет. Начал восполнять свое невежество относительно религии вообще, а также Православия в частности. Это оказалось очень увлекательно и интересно. Вот таким образом я стал православным христианином.

Иконы праздничного ряда и деисис, написанные Александром Айнетдиновым Иконы праздничного ряда и деисис, написанные Александром Айнетдиновым – Период воцерковления стал эпохой активной учебы: литургия, университет…

– Самое важное в том периоде, – что многое происходило благодаря людям, с которыми я общался, у которых я учился. Рядом со мной было множество живых примеров церковной жизни. А я был очень внимателен.

Например, в университете была замечательная женщина, художник и искусствовед, которая преподавала историю христианского искусства. Она не только читала лекции – мы вместе с ней ходили в музеи, она рассказывала о каждой иконе. А я благодаря ее замечаниям, репликам, иногда даже случайным фразам вдруг узнавал какие-то совершенно неожиданные, немыслимые для меня раньше глубины веры. И это были не просто слова о вере. У нее была потрясающая судьба, удивительная жизнь и удивительная верность Христу в самых разных, порой очень тяжелых, обстоятельствах.

И таких примеров было много. Огромное, удивительно широкое разнообразие религиозного опыта конкретных людей – вот что было важно, вот что было моим воцерковлением и моей Церковью.

– А в какой момент вы решили заняться иконописью?

– Когда я пришел в Церковь, то увидел пустой храм с каким-то земляным полом, ободранные стены, каменную перегородку, оставшуюся от бывшего иконостаса… Это был примерно 1997 год, храм только начали восстанавливать. Я, конечно, задумывался о том, что хорошо бы было применить себя и свои умения, но не в иконописи, о которой у меня тогда были весьма стереотипные представления.

Заниматься иконописью я начал только тогда, когда Церковь стала для меня неотъемлемой и постоянной частью жизни

Подумать о том, чтобы заниматься иконописью, предложил мне мой духовник, но далеко не сразу, а только когда я уже набрал ход воцерковления, то есть когда Церковь стала для меня неотъемлемой и постоянной частью жизни.

Я как-то приехал к нему, как обычно, задать какие-то вопросы, а он вдруг сказал: «Александр, вам надо попробовать писать иконы». Я удивился: «А с чего это вы взяли?» – «Попробуйте, – говорит. – Не оставляйте свою работу, но попробуйте».

И вот с этого момента все начало складываться как бы само собой, и очень стремительно. Буквально в тот же день, совершенно случайно, я оказался у одного человека, какого-то знакомого моих знакомых, а он, как неожиданно выяснилось, был довольно известным иконописцем. Я поинтересовался у него, как можно научиться иконописи, а он сразу отвел меня в мастерскую своего товарища, тоже иконописца, который прямо с места в карьер предложил мне садиться и на практике учиться, то есть сразу писать икону. В тот же день. Я сказал, что, может, я лучше приду завтра или послезавтра… «Нет-нет-нет, – говорит. – Завтра Апокалипсис, вот сейчас садись и пиши». И я рядом с ним начал писать, точнее сказать, копировать икону Предтечи, которую он мне предложил. Навык-то у меня был копировать, и я копировал.

Так началось мое обучение. Я ездил к конкретным мастерам и учился у них на практике. Изучал и теорию: по книгам, лекциям, занятиям в музеях и мастерских. Научился различать эпохи, стили, направления, выбрал для себя определенный стиль: русская средневековая икона. И продвигался, или даже продирался, от копирования, от письма по прорисям – к осмысленному, осознанному творческому процессу, к самостоятельной проработке образа.

Очень значимой для меня была поездка в Оптину пустынь, к иконописцу, иеромонаху, который возглавлял там все работы по иконописи и по фреске. Он меня поселил в скиту, где у него была мастерская. Ценно было не только то, что сам он хороший художник, но еще и то, что он собрал огромный архив, который можно было изучать. Я у него многому научился: и в иконописи, и в духовной жизни.

Покровский храм в Ерино. Центральная часть деисиса почти готова к установке Покровский храм в Ерино. Центральная часть деисиса почти готова к установке – Теперь, когда вы изучили тонкости мастерства, как вы сочетаете профессиональный взгляд художника на икону с ее духовным восприятием?

– Достаточно буквально коснуться взглядом иконы, чтобы понять, искусство это или нет. От соприкосновения с настоящим искусством, будь то иконопись, музыка, литература или что-либо еще, душа начинает петь. Возникает такой душевный подъем, становится радостно, что люди могут создавать такие произведения. А потом уже, так сказать, подключается профессиональный глаз.

То есть я воспринимаю сначала целостный образ. А дальше я уже начинаю смотреть, как это сделано.

Вообще, для меня центральная часть иконы, ее сердцевина – это лик. Я сам больше всего люблю писать лики, это главное в иконе. Когда мы молимся, то прежде всего обращаем взор к лику, к глазам, и через это происходит молитва, на мой взгляд.

– А если твой беглый взгляд подсказал тебе, что перед тобой не произведение искусства?

– Тогда приходится смотреть в другую сторону. Есть храм, в котором я бываю иногда, там просто какие-то Тевтонские рыцари на иконах, по-другому не скажешь. Они могли бы пригодиться в качестве наглядной агитации Советской армии в ленинской комнате. Но на литургии эти образы мешают молиться. Приходится стоять, потупив глаза всю службу, – я не могу смотреть на то, что там нарисовано.

Хотя я, конечно, работаю над собой, чтобы не взрастить в себе гордыню. И я допускаю, что даже какой-то клочок бумажки, на котором напечатана репродукция иконы не очень хорошего качества, в какой-то особенный момент может сыграть большую роль в жизни человека.

Икона должна возводить ум к первообразу

Но пусть лучше эта икона будет хорошего письма. Икона все-таки должна возводить ум к первообразу.

– Как вы пришли к преподаванию?

– Я начинал со своих детей. У меня трое детей, и когда двое старших подросли, я решил научить их рисовать.

Дома не очень хорошо получалось, поэтому, когда меня позвали в частную школу преподавать рисование, я открыл изостудию для детей, где и мои дети с удовольствием занимались, и младшие занимаются до сих пор. Изостудия находится в Сербии, в городе Нови Сад, и действует уже девять лет. Я учу детей, основываясь на классической, академической советской школе. Мы рисуем с натуры, лепим, занимаемся макетированием. Я стараюсь их научить элементарным азам изобразительного языка: композиция, перспектива, свет, тень, сочетание цветов и так далее.

Я не ставлю себе цель сделать из них художников, но здесь они могут почувствовать на кончиках пальцев изобразительный язык. И через этот язык искусства перед ними вдруг раскрывается целый мир.

До изостудии я никогда не задумывался о преподавании, но здесь вдруг обнаружил в себе настоящий педагогический энтузиазм. Мне самому очень интересно видеть их прогресс, их успехи, радоваться за них. Когда я сопоставляю себя в их возрасте с тем, что делают сейчас они с моей помощью, мне становится очень хорошо на душе.

– Рисунки детей вашей студии очень умелые и при этом очень разные. Значит, у них есть и хорошая база, и свобода творчества. Как получается так организовать все?

– Я всем объясняю одинаково, показываю технические приемы, объясняю секреты рисования, но все люди разные. Даже внешне – при том, что у всех одинаково устроено, например, лицо, но ведь все лица разные. Разные и голоса, и отпечатки пальцев. Так же и здесь: у каждого человека есть свое изобразительное лицо, своя рука. Я только стараюсь выявлять и подчеркивать у каждого его индивидуальность.

Кстати, мне кажется, все-таки сходство есть, но оно носит сугубо технический характер. Это и называется школа, или традиция определенной школы.

Александр с епископом Порфирием, тогда наместником монастыря (2013 г.), ныне – Патриархом Сербским Александр с епископом Порфирием, тогда наместником монастыря (2013 г.), ныне – Патриархом Сербским – А курсы иконописи как возникли?

– В процессе обучения детей постепенно вызревало желание попытаться научить кого-то иконописи. Однажды в разговоре с нашим духовником, епископом Порфирием (ныне Сербским Патриархом), я обмолвился, что хочу преподавать иконопись.

Он дал благословение, но реализация этой идеи как-то затормозилась, и я вернулся к ней только лет через десять. В 2022 году я впервые разместил объявление в одном из социальных пабликов. Сначала откликнулось очень много желающих из разных стран и даже континентов, но в конечном итоге на занятиях остались только четверо, а завершили курс лишь трое. Это три замечательных женщины из разных стран – Америки, Эстонии и Италии.

Мы работали над ликом святого, писали на холсте, я подправлял при помощи стилуса на планшете. На мой взгляд, получилось очень удачно.

Через некоторое время мы с ними провели вторую группу, второй курс, где мы писали Спасителя. Результаты второго занятия были еще более замечательными. И мы будем продолжать, в сентябре открываем новую группу, будем писать икону Богородицы.

Мне понравилось преподавать, передавать свои навыки, я увлекся этим

Мне понравилось преподавать, передавать свои навыки, я увлекся этим. Нынешний интернет дает такие широкие возможности, человеку не надо никуда идти, собираться, можно дома отвести себе уголок, найти время, два часа в неделю, за совершенно небольшую какую-то плату. И, конечно, жизнь человека становится от этого более насыщенной, более богатой именно в смысле христианского восприятия церковного искусства.

Мне самому это очень интересно, и я хотел бы расширить аудиторию. Так что, пользуясь случаем, приглашаю всех желающих.

    С Александром Айнетдиновым
    беседовала Инна Серафимова

    17 октября 2024 г.

    Рейтинг: 9.9 Голосов: 115 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    Контакты Александра Айнетдинова:

    Смотри также
    Памяти Екатерины Сергеевны Чураковой, реставратора и иконописца Памяти Екатерины Сергеевны Чураковой, реставратора и иконописца
    Лариса Узлова
    Памяти Екатерины Сергеевны Чураковой, реставратора и иконописца Памяти Екатерины Сергеевны Чураковой, реставратора и иконописца
    Лариса Узлова
    «Катя, на Страшный суд!» – вспоминала она, как благословлял ее Наместник.
    «Так ли важна традиция в церковном искусстве?» «Так ли важна традиция в церковном искусстве?»
    Оксана Головко
    «Так ли важна традиция в церковном искусстве?» «Так ли важна традиция в церковном искусстве?»
    Ищем ответ на выставке копий в Российской академии художеств
    Оксана Головко
    Копирование произведений позволяет художнику осмыслить, пропустить через себя художественный и духовный опыт Церкви.
    Создать симфонию храма Создать симфонию храма
    Александр Дмитриев
    Создать симфонию храма Создать симфонию храма
    Беседа с художником и искусствоведом Александром Дмитриевым
    Центральный мотив росписи очень редкий. Это Этимассия, Престол уготованный, символ нашего ожидания пришествия Христова. Он сказал, что придет, и мы ожидаем Его и готовы встретить.
    Комментарии
    Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
    Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
    Ваше имя:
    Ваш email:
    Введите число, напечатанное на картинке

    Осталось символов: 700

    Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

    Рассылка выходит два раза в неделю:

    • Православный календарь на каждый день.
    • Новые книги издательства «Вольный странник».
    • Анонсы предстоящих мероприятий.

    Новинки издательства
    «Вольный Странник»

    Новые материалы

    Выбор читателей

    ×