Тамара Андреевна Киселева, старейшая прихожанка, несколько лет быашая бессменным помощником председателя приходского совета, и ныне – деятельный член причта Знаменского храма Ханты-Мансийска, рассказывает о своем жизненном пути и о том, как он привел ее в Церковь.
Трудовой путь
Я родилась в деревне Киприян Уватского района. 16 июля 2024 года мне исполнилось 87 лет. В семье у мамы нас было четверо: три брата и я. Мама меня приучала ко всякому труду. Маму у меня звали Гликерия Емельяновна Кошкарова. Она работала в колхозе, и мы ей всегда помогали там работать. Мама всегда у нас была в почёте, мы ей помогали – вырабатывали трудодни с ней вместе[1]. Она их зарабатывала очень много, и её часто награждали. Это передалось и мне.
Я закончила 7 классов, мне не на что было учиться дальше. Я уехала в Салехард, закончила ФЗО[2] рыбной промышленности. После учёбы приехала в Ханты-Мансийск в 1957-м г. и поступила на работу в Рыбоконсервный комбинат, где без перерывов проработала 37 лет.
Награждена была орденом «Трудового красного знамени», медалями «Ударник 9-й пятилетки», «Ударник 10-й пятилетки». Имею звание «Ветеран труда».
На комбинате 23 года проработала на разделке рыбы. Пятилетку выполнила за 3,5 года – за это и получила орден. Потом, когда уже руки стали сильно болеть, меня перевели в приёмщики рыбы.
Рыбу разделывали ножами вручную. За одну смену выходило около одной тонны чистой тушки. Одна смена – это 8 часов. Далее рыба шла на панировку, обработку, и ее закатывали в банки. Всё шло конвейером.
Приход к вере
К вере я пришла по своей болезни. Работа была очень тяжелой и напряжённой. Нельзя было отвлекаться. За смену у меня был всего один перерыв на обед 15 минут. Из-за этого у меня образовалась прободная язва желудка. Меня положили в больницу, сделали операцию. Я тогда уже была на пенсии.
Дала обещание, что если я выздоровею, то пойду в храм. До этого я уже посещала церковь. В то время только начинала складываться православная община. Приезжал батюшка Зосима (Горшунов)[3] из Тобольска.
Потом я отсутствовала 3 месяца после болезни. Когда я вернулась, то стала работать дежурной. Я проработала зиму и лето, а к осени к нам приехал отец Сергий Кравцов[4]. Я продолжила работать уже в построенной церкви.
После освящения церкви Вера Викторовна Романенко, наша староста, предложила мне работать дежурной при храме. После приезда отец Сергий провел собрание, на котором определили обязанности каждого. Меня назначили заместителем старосты Веры Викторовны Романенко. Должность эта – как завхоз при любой организации. Помощницей по хозяйственной части у нее была Александра Павловна Саламатова. На мне были облачения, продукты, огороды, цветы и т.д. Стирали мы с Александрой Павловной Саламатовой. Она уже отошла ко Господу. У батюшки первое время не было мужчин-помощников. Приходилось нам помогать – зажигали свечи на солее, уходя, гасили, мыли, прибирали всё. Одно время работали сразу на три храма. Гладили, стирали, крахмалили облачения – всё вручную. На руках были мозоли всегда.
Кроме меня, были и другие дежурные. Мы дежурили только по одному дню. Каждый день было по 2 человека. Сначала дежурили с 8 до 5, потом продлили смену до 7 часов, так как люди не успевали в храм после работы.
За прошлые годы людей очень много поменялось, многие уже ушли ко Господу. Из ныне посещающих – это Шиленкова Альвина Фёдоровна, Бессонова Алевтина Михайловна, Доронина Валентина Максимовна. Это наши старейшие работники при храме. Например, Валентина Доронина с Раисой Яковлевной Спасенниковой работали ночными дежурными при храме[5].
Паломничества
Кроме храмовых послушаний, мы также ездили в довольно продолжительные поездки по святым местам.
Съездили к Николаю Чудотворцу в Бари в Италии. Когда возвращались домой, остановились в Москве и посетили храм Христа Спасителя. Нам уже вечером надо было уезжать домой. Обошли весь храм. Были там очень долго. Я рассматривала росписи и вдруг увидела батюшку. Он был такой высокий, белая борода у него, а у креста – крупные кольца, как будто алюминиевые, облачение очень старенькое. Я посмотрела на него и подумала: батюшка ведь с крестом – надо мне взять благословение на дорогу у него. Я подхожу к нему и говорю: «Батюшка, мы сегодня едем на Север, домой. Благословите меня». Он посмотрел на меня, прижал к себе, благословил, пальцем показал и сказал: «Неси свой крест до конца! Ничего тебе больше не скажу». И ушел. А я как раз тогда думала оставить послушание в храме. Теперь этот палец всегда передо мной, и я продолжаю нести свой крест. Запомнила этого батюшку на всю жизнь.
Было очень много разных случаев. Например, пришли мы к блаженной Матроне Московской. Очередь заняли. Была она километра два. Вера Викторовна оставила нас стоять в очереди, а сама ушла. Потом прибежала и позвала нас с собой. Мы пошли, приходим, и нас сразу же пропустили к раке. Я когда зашла, то заплакала от радости. Вера Викторовна говорит: «Плачь! Вставай на колени и плачь». Я много молилась, просила прощения у Господа. Потом мы стали благодарить женщину, которая нас пропустила. Она ответила: «Благодарите не меня, это матушка Матрона заставила вас пропустить». Я не смогла посетить только Валаам и Почаев. А все остальное посетила, была даже в Иерусалиме.
Вера Викторовна тогда была старостой и возила нас. Батюшка Сергий благословлял нас. Ещё он очень сильно хотел, чтобы я съездила в Иерусалим. После Пасхи всегда отправляли по 2–3 человека. Так и до меня очередь дошла.
Церковный огород
Огород у нас большой – почти полтора гектара. Есть две теплицы: одна с помидорами, другая с огурцами. На остальной земле картошку сажаем. Мы всё обрабатываем.
С какого года появился огород, я не помню, но его выхлопотал батюшка Сергий. Сначала мы сажали там, где сейчас построили мужской монастырь в честь Свт. Димитрия Ростовского[6]. Потом выделили другую землю, где мы работаем сейчас.
Ещё выращиваем много цветов, которыми украшаем прихрамовую территорию. Мне помогает дочь, она по 100 петуний выращивает за весну. Её отметили благодарственным письмом.
Церковные награды
Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел награждает Тамару Киселеву
У меня 5 наград. Первую награду мне вручил владыка Димитрий – медаль Батюшки Серафима. Следующие уже вручал владыка Павел[7]: вторая – медаль Святителя Нектария Тобольского – и 3 медали Божьей Матери Знамение. Думаю, что много дали. Не надо было столько давать.
Никому не давала себя по работе перегнать. Мама мне дала такой пример с детства
В комбинате тоже всегда была в почете. Никому не давала себя по работе перегнать. Мама мне дала такой пример с детства.
Счастье
За всю жизнь у меня было только две работы – комбинат и храм. Я всю жизнь была очень счастлива. Муж у меня был очень хороший. Никогда не пил, не курил, не грубил. Тоже был в почёте. Всю жизнь проработал шофёром. Потом работал дворником у нас в храме. Он уже 14 лет как ушёл ко Господу. Его звали Иван Федорович Киселёв.
У меня двое детей, трое внуков и 6 правнуков. Это большое благословение от Господа – видеть продолжение своего рода. Я очень счастлива! Пока есть возможность, несу своё послушание. Мне сестра Эмилия[8], монахиня, которая недавно отошла ко Господу, всегда говорила: «Тамара, пока ноги ходят, ходи в храм, не бросай!» Монахиня Эмилия одно время готовила при храме. Очень вкусно у неё получалось. На свои деньги покупала в трапезную необходимую посуду. Она нас наставляла, очень много подсказывала в духовной жизни. Она сильно ко мне была привязана.
Иерей Тарасий Борозенец и Тамара Киселева
Осталась
Когда нас распределяли по приходам, Вера Викторовна Романенко звала с собой в Покровский[9]. Но батюшка Леонид[10] меня попросил: «Тамара Андреевна, вот найду человека, вы ему ключи передадите потом». Так я и осталась в церкви Знамение, и очень рада этому.
Я здесь всех люблю как родных, особенно батюшек. Они такие все добрые и умные. У меня просто слов нет. Иногда даже плакать хочется.