Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна – Да окрепнет он, окрепнет, – сказала ей патронажная медсестра в тот первый и единственный свой визит.
А остальные говорили другое. Что сама «как-то не так родила», раз ребенок слабый. Что, наверное, неправильно ухаживает. «Сейчас столько книг по уходу за ребенком!» – кипятилась участковая педиатр. На вопросы о том, что именно не так – молчала.
Помощи Свете ждать было неоткуда. Новоиспеченные бабушки, до того постоянно спрашивавшие со дня свадьбы «когда же внуки», сразу сказали по телефону: «Ой, как он у тебя кричит, у нас так не кричали, вот подрастет – приедем». Муж – тот, конечно, помогал. Уставший с работы, заходил в магазин, приносил какие-нибудь продукты – и, иногда и не поев, проваливался в сон. Ночью вставал в полудреме покачать, но оба к концу второго месяца были уже в том состоянии, когда можно и не проснуться на крик, и это Свету очень пугало. В течение дня она иной раз и до ванной не могла дойти, малыш почти не спал. «Кормящая мать должна питаться правильно!» – это врач. Тут хоть бы вообще улучить момент – мужу что-то сготовить, самой кусок хлеба в рот... И слабость после родов не отпускала до сих пор. А может, это была уже слабость от бессонных ночей.
Света потрогала календарь. Он от этого перекосился. Поправила. 2005 год. Два-ноль-ноль-пять. Вспомнилось, как в детстве ей сказала подружка: «Ты представляешь: когда-то на календарях будут писать не «19..», а два и ноль!» Тогда это казалось фантастикой. Как в книжках про Алису Селезневу. Далекое-далекое будущее. А будущее взяло и наступило. Ее будущее – вот оно, ворочается в кроватке, сейчас закричит, и двадцати минут не поспало.
Света села рядом с кроваткой на стул, и то ли в полусне, то ли наяву перед глазами стали появляться картинки: вот она читает в обычной городской газете статью про святую преподобномученицу Елизавету, про ее милосердие, сострадание к людям и стойкость, и решает, что раз такой прекрасный человек был верующим – то и она, Света, пойдет в церковь. Вот она в храме в честь Святой Елизаветы, и слезы сами текут. «Если у меня когда-то будет дочь – назову в честь этой святой...». Но родился сын, а до этого еще и пришлось переехать, по карте смотрела: ровно 15 километров теперь до любимого храма.
А «приснилось» все это – понятно почему. В эти дни в тот самый храм в честь Святой Елизаветы привезли частицу ее святых мощей. Раньше бы Света была в храме, что называется, в первых рядах. И встречала бы, и провожала. А сейчас?
Раньше бы Света была в храме, что называется, в первых рядах. И встречала бы, и провожала
«Вот твое послушание от Бога», – сказал ей батюшка на Крещении ребенка. Она согласна, полностью согласна. Но ведь речь о святой Елизавете!
– С Витькой езжай, – буркнул вчера полуспящий муж.
Света представила себе поездку с малышом на руках – холод, ветер, две пересадки на общественном транспорте с кричащим ребенком. И слова педиатра на последнем приеме: «Мамаша, вы такая слабая – вы его не роняете? А сами не падаете?» А вдруг?..
И только вздохнула. Ну, и Витька как раз проснулся.
***
На следующий день у Светы разболелся зуб. Вроде бы кариес, несколько дней уже как заметила, простая «дырка в зубе» – но сегодня вокруг зуба еще и воспалилась десна.
– Да потерплю, – сказала она мужу, когда тот понял, что со Светой что-то не так.
– Нет уж, нельзя запускать! – ответил он и вышел за дверь. Кажется, звонил матери и теще. Судя по его выражению лица после этого, они были не очень довольны.
– Что? – спросила Света.
– Ну, что? Всё, как всегда: «А как мы справлялись?»
«Сами же столько рассказывали, как им все мамы-тети с детьми помогали...» – подумалось Свете.
– Ладно, – сказал он. – Звони, записывайся к своему старому доктору. Что-нибудь придумаем. А я пойду, еще не хватало работу из-за опозданий потерять!
– Да уж, – горько усмехнулась Света.
Она помолилась и позвонила. К счастью, освободилось место у врача – на завтра.
***
– Я на несколько часов только отпросился, обратно давай быстрее, – муж качал на руках Витьку, который успокаиваться сегодня совсем не хотел.
Света отправилась на остановку. Влезла в переполненный автобус, и ее оттеснили к окну. «Ну, и хорошо, меньше толкать будут».
Проехали небольшой лесок, отделяющий один район от другого. Света смотрела на голые черные деревья и не переставая думала о малыше: как он там? Еще и десна болела так, что губу дергало, будто током.
Ей очень хотелось бы выпрыгнуть из автобуса на остановке, побежать в церковь, припасть к святыне
Автобус свернул. У Светы перехватило дыхание: вдалеке, между домов, показалась золотая верхушка креста ее любимого храма Святой Елизаветы. Сейчас там великая святыня, мощи святой преподобномученицы. А Света – не там. Ей очень хотелось бы выпрыгнуть из автобуса на остановке, побежать в церковь на зов колоколов, припасть к святыне. Но разве правильно будет не пойти к врачу и обмануть мужа?.. Слезы полились из глаз, как тогда, при «встрече» со святой.
«Дорогая святая Елизавета, – мысленно говорила Света. – Прости, что я к тебе не приехала! Наверное, я что-то делаю неправильно, но как правильно – я не знаю. Пожалуйста, помоги мне!»
– Господи, ну и молодежь пошла слезомойная, – послышалось над ухом. Какая-то женщина недовольно отвернулась и попыталась отодвинуться – да некуда.
***
Врач покачал головой.
– Совсем все плохо? – спросила Света.
Врач еще немного помолчал и, наконец, спросил:
– Так где болит-то?
Света даже опешила. И еще больше растерялась, когда поняла, что боль почти утихла.
– Так вот, здесь же... дырка.
– Нету никакой дырки. Смотри сама!
Врач поднес к ее губам зеркало, для наглядности потыкал в зуб инструментом:
– Где?
Десна была розовая, как ни в чем не бывало, и кариес тоже исчез
Света не знала, что и ответить. Десна была розовая, как ни в чем не бывало, и кариес тоже исчез. Хотя она уже почти неделю им «любовалась», когда чистила зубы, не решаясь сказать мужу, что ей нужно посетить врача.
– Я не знаю, как так вышло, – честно сказала она.
– Ну, тогда смотри. У тебя тут еще на одном зубе уже нехорошо. Вот так больно?
– Ой! Немного. То есть – да, больно.
– Вот, давай сейчас быстренько и вылечим, и побежишь к своему малышу. А десна если побаливает – я напишу, чем полоскать, идет?
– Идет, – улыбнулась Света.
Обычно она боялась лечить зубы. Но сейчас ее мысли были заняты другим. То есть то, что с ней сейчас произошло, – это чудо, да? И значит – святая Елизавета ее услышала? Заплаканную, из окна автобуса, раздражающую какую-то тетеньку? Святая – услышала и пришла на помощь?
***
Света не успела постучать в дверь: муж открыл ей сам.
– Тихо! – шепнул он. – Спит! Уже полчаса, наверное, – когда такое было! Давай, попробуй лечь тоже, вдруг еще поспит, а я побежал. Все удачно?
Света кивнула.
И уже через пять минут – спала.