В начале первого в церковном году многодневного поста, для того чтобы провести его с пользой для духа, души и тела, важно вспомнить о самой сути поста, его важнейших составляющих и главных плодах.
Суть поста
По сути своей пост есть установленное Церковью особое время усиленной работы человека над своим спасением ради Христа.
Время поста отличается от остального времени церковного года по интенсивности и большему объему аскетической работы над собой.
Содержание поста
Работа над собой во время поста предполагает усиленный триединый духовный, душевный и телесный труд, поскольку человек триедин и состоит из духа, души и тела[1].
Духовный труд включает в себя, во-первых, глубокое изучение Божественного Откровения, через которое Бог обращается к человеку, во-вторых, внимательную молитву, через которую человек отвечает Богу, вступая с Ним в духовное общение, в-третьих, регулярное, систематическое участие в таинствах Исповеди и Причастия, которые благодатно соединяют человека со Христом, в-четвёртых, упражнение в трезвении или духовной рассудительности, благодаря которой человек учится различать привходящие на ум помыслы по их происхождению и последствиям, отбрасывая лукавые и принимая благие, в-пятых, дела милосердия, которые на практике являют любовь к Богу и ближнему.
Посредством всех этих способов и средств верующий открывается для обретения или стяжания освящающей его благодати Божией, которая через дух изливается на душу и тело человека, делая его храмом Духа Святого, придавая ему силы противостоять греху и следовать праведным путём служения Богу и ближнему[2].
Душевный труд предполагает, с одной стороны, насыщение и наполнение рассудка светлыми истинными мыслями, воли – добрыми желаниями, эмоций – чистыми святыми чувствами, с другой – воздержание рассудка от ложных и суетных идей, воли – от злых и мирских желаний, эмоциональной сферы – от скверных и лукавых чувств и впечатлений.
Телесный, или плотской, труд выражается в подчинении тела душе и духу, которые, в свою очередь, подчиняются Богу, исполнению Его воли. Для этого тело ослабляется, истончается и облегчается воздержанием от пищи животного происхождения, иногда голодом, избеганием чувственных наслаждений (похотей плоти и очей), аскетическими телесными упражнениями (поклоны), физическим трудом, терпеливым перенесением болезней и страданий.
Благодаря всем этим душевно-телесным способам и средствам достигается освобождение человека от власти мира сего, от зависимостей и привязанностей к суетному земному существованию, ради любви к Богу, по слову Евангелия:
«Не люби́те мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1Ин. 2, 15–16).
Таким образом, во время поста верующие усиленно работают над тем, чтобы исцелить себя по образу и подобию Божию, восстановив первозданную иерархию всего человеческого существа, его духа, души и тела, объединённых, упорядоченных, наполненных и освящённых благодатью Божией[3].
Иерархия поста
В пост, как и во всё остальное время, духовное следует ставить на первое место, душевное – на второе, а телесное – на третье. Пост – это, прежде всего, духовный труд, затем – душевные усилия, и только потом – телесное воздержание.
Пост – это, прежде всего, духовный труд, затем – душевные усилия, и только потом – телесное воздержание
Недопустимо сводить пост исключительно к телесному воздержанию, забывая о его духовной и душевной составляющих, предпочитать телесное воздержание душевно-духовному труду. Низшая, телесная составляющая поста всегда должна быть подчинённой по отношению к высшим – душевной и духовной.
Если духовно-душевная часть поста всегда неизменна и общеобязательна для всех верующих, то телесная – относительна и вариативна, поскольку зависит от возраста, телесного здоровья и возможностей человеческого организма.
В полной мере, строго по Уставу могут телесно поститься молодые и взрослые здоровые люди. Для других категорий верующих в Церкви предусмотрены различные меры послаблений телесного поста, которые зависят от возрастных и медицинских особенностей людей. Например, для людей, страдающих тяжёлыми заболеваниями, когда есть реальная угроза для их здоровья, телесное воздержание в пище вовсе отменяется. Его роль для них исполняет терпеливое перенесение страданий и скорбей.
Поэтому, по слову апостола,
«Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога» (Рим. 14; 3, 6).
Свобода поста
Когда пост сводится исключительно к телесному воздержанию, тогда он теряет своё позитивное содержание, превращаясь в совокупность запретов, в сплошное «нельзя», в «бремена неудобоносимые» (Мф. 23, 4). Когда же пост исполняется как духовно-душевно-телесный подвиг, то есть сохраняет свою содержательную полноту, тогда во главу угла ставится духовно-душевное «можно», которое делает его «весной духовной»[4].
Пост – это не ограничение и несвобода, как многие воспринимают, но простор для познания Истины и происходящая из этого познания свобода.
«Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и позна́ете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 31–32).
Да, во время поста утесняются плоть и душа, но делается это только для того, чтобы дать полную свободу духу и кардинальным силам души.
Мотивация поста
Для того чтобы пост был настоящим и спасительным, всю эту духовно-душевно-телесную работу необходимо осуществлять ради Христа. Это означает, что единственной мотивацией человека должно быть желание угодить Господу, стремление исполнить Его волю, решимость всецело уподобиться Ему по образу жизни[5].
Поститься нужно не для себя, не для кого-то или чего-то другого, но исключительно ради Господа
Поститься нужно не для себя, не для кого-то или чего-то другого, но исключительно ради Господа. В противном случае мы имеем дело с подменой поста, с его фальсификацией и извращением, когда формально, по видимости, он вроде бы исполняется, по сути же своей – нет.
Извращения поста
К сожалению, пост для многих часто извращается в диету или (не так часто, для некоторых) – в средство своеобразного «аскетического» самоутверждения и тщеславия. В результате он перестаёт быть способом спасения человека, путём, ведущим его в Царство Небесное, превращаясь в одно из земных суетных занятий.
Настоящий пост должен исполнять функцию отстранения человека от мира сего, а не привязывать человека к мирской суете. Последнее происходит, когда мы подчиняем пост своим земным интересам – очищению организма, похудению, экономии средств, желанию произвести впечатление на окружающих и т.д.
Во многом благодаря посту христиане исполняют призыв Христа быть в мире, но не от мира (ср. Ин. 15,19). Именно пост сосредоточивает всё внимание верующего на том, что святые отцы называли богомыслием и боговедением, другими словами, на стремлении к Царству Божьему.
Плоды поста
Когда пост совершается правильно, тогда благодатью Божией в человеке искореняются страсти гордыни, тщеславия, самооправдания, осуждения и своеволия, вместо которых укореняются добродетели смирения, кротости, покаяния и послушания. Пост призван стать для нас временем борьбы с греховными навыками, временем формирования и утверждения навыков праведных.
Пост призван стать для нас временем борьбы с греховными навыками, временем формирования и утверждения навыков праведных
Эти добродетельные навыки и являются истинными, настоящими плодами поста. Если таких плодов не наблюдается, значит, пост оказался бесполезным для человека, значит, во время его проведения была допущена какая-то серьёзная ошибка.
Духовный аудит
Итак, для того, чтобы пост по своим результатам был спасительно-плодотворным, в его начале каждому верующему стоит провести духовный аудит самого себя, ответив на следующие вопросы:
- В чём суть поста?
- Каковы его главные составляющие?
- Каков их порядок и отношения?
- Ради кого и чего нужно поститься?
- Каковы основные задачи и конечная цель поста?
Правдиво и честно ответив на эти вопросы, мы сможем осознанно, трезво, ответственно, правильно и плодотворно совершать дело нашего спасения в радостное время поста[6].