Монахиня Серафима (Осоргина; 1901–1985)

Монахиня Серафима (Осоргина) Монахиня Серафима (Осоргина) Первая волна русской эмиграции открыла миру духовные богатства русской мысли, русской литературы, церковные традиции Православия и долгие десятилетия хранила эти богатства в надежде на возрождение родной страны. Монахиня Серафима (в миру Антонина Михайловна Осоргина) относилась к числу людей, для которых Россия и Православная Церковь – очень дорогие понятия, и которые всеми силами старались способствовать тому, чтобы жизнь русской Церкви и русской культуры продолжалась и на Западе.

Антонина Михайловна родилась 1 июня 1901 года в имении Сергиевское Калужской губернии, в аристократической семье. Отец ее, Михаил Михайлович Осоргин (1861–1939), – действительный статский советник, камергер двора Его Величества, предводитель уездного дворянства, видный общественный деятель. Во время появления на свет Антонины, седьмого и самого младшего ребенка в семье, он служил Харьковским вице-губернатором. Мать, Елизавета Николаевна, урожденная княжна Трубецкая (1865–1935), – дочь Калужского вице-губернатора Николая Петровича Трубецкого. У истоков славного древнего рода Осоргиных стоит праведная Иулиания Осорьина Муромская. Все члены дворянского рода Осоргиных были людьми глубоко верующими и трепетно любившими Россию и свое поместье Сергиевское (ныне село Кольцово Ферзиковского района Калужской области). Глава семьи, Михаил Михайлович, более 30 лет был церковным старостой церкви Покрова Пресвятой Богородицы, расположенной на территории их усадьбы; все его дети пели на клиросе. В 1894 году Михаил Михайлович возглавил Братство праведной Иуалиании «для вспоможения беднейшим жителям».

У истоков древнего рода Осоргиных стоит праведная Иулиания Осорьина Муромская

Детство и отрочество Антонины прошли в усадьбе Сергиевское. Здесь семья после ухода отца в отставку круглый год жила почти безвыездно. Антонина Михайловна оставила воспоминания о своем детстве. Вот отрывок из этих воспоминаний:

«Сегодня я проснулась, и в ушах у меня звучал наш милый Великопостный колокол. Так хорошо мне стало и так охватило настроение среды или пятницы одной из средних недель Великого поста… А там, в церкви, Часы идут, когда я вхожу; монотонный голос Василия Сергеевича, а когда доходит до тропарей, то так хорошо, так хорошо, как и сказать трудно. Кроме того, что я духовно глубоко люблю эту службу, эти великие, высокие молитвы – “Господи и Владыко живота моего”, “Да исправится”, “Ныне силы небесные” и те страшные, таинственные минуты, ни с чем не сравнимые – “Свет Христов просвещает всех” и во время выноса Даров минуты, когда ты сознаешь, так чувствуешь присутствие Духа Божия – я душой, кроме духа, душевным чувством так люблю настроение церкви нашей и постное, хорошее чувство внутри себя. Кругом все гармонирует с этим чувством…»

Антонина росла болезненным ребенком, переболела дифтеритом в тяжелой форме, а в 1913 году суставной ревматизм приковал ее к постели.

«Ей было запрещено всякое движение, и она лежала как пласт», – писал Михаил Михайлович в своих воспоминаниях. Родители возили девочку на лечение в Крым и на заграничные курорты. Всячески оберегая ее, они решили дать ей домашнее образование; мать привила ей любовь к музыке.

Во время Первой мировой войны Осоргины устроили в своем доме лазарет на 500 мест для раненых бойцов, за которыми ухаживали старшие сестры Антонины – Ульяна и Мария. Антонина же по состоянию здоровья не могла помогать сестрам в их благородном деле: ей поручили вести запись прибывающих раненых.

В сентябре 1918 года семья Осоргиных была выселена большевиками из родного гнезда и жила у родственников в окрестностях Москвы. Сергей Голицын в книге «Записки уцелевшего» писал:

«Тоня, с детства болезненная, учила окрестных детей, много читала, была умна».

Святая схиигумения Фамарь (Марджанова) Святая схиигумения Фамарь (Марджанова) В 1920-е годы Антонина Михайловна начала посещать матушку Фамарь (княжну Марджанову), схиигумению Серафимо-Знаменского скита, которая оказывала девушке духовную и молитвенную помощь. В своих воспоминаниях о монахине Фамаре Антонина Михайловна пишет:

«…И теперь еще в разных случаях жизни я не только спрашивала себя, но почти уверена, что знаю, что бы сказала матушка, как бы посоветовала поступить. Наставления ее всегда были определенными, авторитетными, т.е. крепкими».

В 1931 году Антонина вместе с семьей (13 человек) эмигрировала во Францию. На вокзале в Париже их встречали около ста родственников: Трубецкие, Лопухины, Самарины, Лермонтовы, Бутеневы – русские дворяне, оставшиеся без Родины. Оказавшись оторванными от России, Осоргины сохранили любовь к ней и православную веру на всю жизнь. В ноябре 1931 года Михаил Михайлович осуществил свою давнюю мечту стать священником. Антонина стала помогать отцу в качестве псаломщицы в церкви святых равноапостольных Константина и Елены в Кламаре, предместье Парижа. Одновременно стала давать уроки русского языка своим племянникам. Эти уроки очень скоро превратились в русскую школу со многими учениками разных возрастов, так как детей эмигрантов было много и их родители старались сохранить язык, культуру и Православие. Школа получила название «четверговой», потому что этот день во Франции был свободным от учебы и дети имели возможность посещать занятия в русской школе. В этой школе Антонина преподавала чистописание, русский язык и литературу, а Михаил Михайлович – Закон Божий. Позже в программу были введены такие предметы, как география России и история России. Во время Рождественских каникул разыгрывались спектакли. Антонина Михайловна сочиняла детские пьески для малышей, а для старших детей написала несколько инсценировок по произведениям классической литературы. В течение 40 лет продолжалась педагогическая деятельность неутомимой труженицы Осоргиной в четверговой школе – с 1931 по 1971 год.

Оказавшись оторванными от России, Осоргины сохранили любовь к ней и православную веру на всю жизнь

Ученики Антонины Михайловны отзывались о ней как об исключительно талантливом педагоге. Она любила детей, и в этом заключался секрет успеха ее школы, в которой царила теплая, задушевная атмосфера. По воспоминаниям современников, она была скромной, кроткой, ласковой, глубоко верующей, радостной духом, любящей Россию и русскую культуру. Эту любовь к Родине и к ее великой культуре она сумела передать своим ученикам.

Вспоминает один из первых ее учеников – врач-офтальмолог А.Л. Сметанкин:

«В школе Антонины Михайловны я учился в течение 2–3 лет. Занятия проходили на дому у Осоргиных: русский язык, немного истории и Закон Божий. Нас обучалось человек 10–12. Возраст учеников – от 6 до 12 лет. Антонина Михайловна всех принимала близко к сердцу, была добра к нам и целиком отдавалась преподаванию».

С годами количество учащихся росло. В пятидесятые годы прошлого века здесь проходили обучение около двухсот учеников. Один из них, В.В. Кочубей, вспоминал:

Воспитание нескольких поколений русских людей во Франции держалось именно на ней

«…Все, что мои сверстники и я знаем из области русской культуры, – это, несомненно, от А.М. Осоргиной… Антонина Михайловна очень любила Пушкина. Пушкина она читала нам просто в слезах. Ей особенно нравился “Евгений Онегин”… Она оставила глубокий отпечаток в моем сердце… Она дала мне русскость и Православие. Воспитание нескольких поколений русских людей во Франции держалось именно на ней. Сотни детей прошли через нее, через ее школу».

Позднее школа переехала из Кламара в Париж, в церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Антонина Михайловна, став директором этой приходской школы, привлекала к работе в ней лучших преподавателей из Богословского института при Сергиевском подворье в Париже и из института русского языка Сорбонны. Философ протоиерей Василий Зеньковский читал лекции с толкованием Евангелия; отец Александр Шмеман, выдающийся русский богослов, преподавал Закон Божий; князь Сергей Евгеньевич Трубецкой, чудом вырвавшийся из большевистской тюрьмы, читал историю русской революции.

В 1971 году, когда школа была устроена при Свято-Александро-Невском соборе Парижа, Антонина Михайловна передала бразды правления Наталье Борисовне Соллогуб, а сама переехала в Бюсси-ан-От, в Покровский монастырь. Бюсси – это маленький городок в Бургундии, в 150 км от Парижа, где и сегодня находится православный монастырь, основанный русскими верующими. Эта обитель изначально была центром общения русских эмигрантов. В Покровском монастыре умер в 1947 году Иван Шмелев, который при жизни часто посещал его. Там же Антонина Осоргина в 1972 году стала послушницей, а 15 марта 1974 года с благословения архиепископа Георгия была пострижена в малую схиму архимандритом Иовом с наречением имени Серафима в честь преподобного Серафима Саровского.

И в монастыре эта маленькая хрупкая женщина вела неутомимую работу по созданию школы русского языка в Бюсси, в которой за послушание вела занятия по русскому языку и русской истории. Там же она издала воспоминания о матушке Фамари, своей духовной матери. В этих воспоминаниях она приводит рассказы игумении Фамари из своей жизни, в которой было много случаев чудесного исцеления страждущих по молитвам к прп. Серафиму Саровскому. Вот один из рассказов.

«В монастыре умирала инокиня У. На нее упали четыре сажени дров и настолько повредили ее тело, что, когда извлекли ее из-под дров, она лежала без сознания с переломами рук, ног и ребер грудной клетки. Два месяца лежала она недвижимо и даже перестала говорить. Врач признал ее положение безнадежным, так как начался отек легких и постепенное сокращение дыхания. Насельницы уже мысленно простились с ней.

В последнее утешение матушка Фамарь послала ей образ прп. Серафима с тем, чтобы его возложили на грудь страждущей. После этого не прошло и получаса, как ходившая за больной послушница, взволнованная, вбежала во двор и направилась в игуменскую. Все ее спрашивали: “Ну что, умерла?” И та отвечала: “Не только не умерла, а соскочила сама с постели как здоровая”. Оказалось, что через некоторое время после того, как принесли икону, инокиня У. увидела во сне блаженного старца, подошедшего к ней и сказавшего: “Пойди, умойся в моем источнике и будешь здорова”. Это было так реально, что она бросилась с кровати к великому угоднику, пав на колени, стала ему молиться и тут же заговорила. Так произошло внезапное исцеление приговоренной к смерти».

Лечивший ее доктор-атеист после этого случая стал верующим.

В течение двух лет у инокини Серафимы брал уроки протоиерей Савва Михаилидис, окормлявший русскую общину в Лимассоле на Кипре. Он вспоминает о том времени:

Христианское воспитание и благочестие соединялись в ней с подлинным аристократическим благородством

«Она была самая лучшая учительница в моей жизни… Матушка Серафима вела, на мой взгляд, святую жизнь. Христианское воспитание и благочестие соединялись в ней с подлинным аристократическим благородством… Однажды мы читали маленький рассказ А.И. Солженицына “Утенок”. И хотя прошло почти 40 лет, я очень хорошо помню этот рассказ. Мы много занимались историей Церкви, она мне рассказывала об Иоанне Грозном, мы читали его переписку с князем Андреем Курбским. Всего лишь один раз за два года, которые я провел в Бюсси, она немного повысила голос. Мы проходили мимо католической церкви, и она перекрестилась. Я был молодой и сразу критически заметил, что церковь – католическая. Она строго ответила: “Это храм Бога”».

В 1979 году была основана радиостанция «Голос Православия», вещавшая на Россию. Матушка Серафима, став сотрудницей радиостанции, стала составлять передачи, собирать материалы, привлекать работников, воодушевлять работу своими ценными замечаниями.

В монастыре сохранился помянник матери Серафимы, в котором более 500 имен. Она молилась об упокоении А.С. Пушкина, Димитрия Лихачева, убиенного на Соловках брата Георгия, о тех, кто сегодня причислен нашей Церковью к лику святых: Царственных страстотерпцах, архиепископе Иларионе (Троицком), протоиерее Алексии Мечеве, праведном Иоанне Кронштадтском и др.

По поручению Учебно-воспитательного комитета при Епархиальном управлении Западно-европейской православной епархии Антонина Михайловна составила «План преподавания русского языка в четверговых школах», который был издан в 1938 году и которым до сих пор пользуются в своей работе учителя школы. Она также составила четырехгодичный курс «Истории русской литературы от древнейших времен до Пушкина», который был издан в 1955 году в Париже, а в 1969 году вышло ее пособие для старшеклассников «Пушкин и его творчество».

По воспоминаниям монахинь Покровского монастыря, знавших матушку Серафиму, «все было утончено у нее: и голос, и фигура, и ум, и манеры». Рассказывает насельница Покровского монастыря в Бюсси-ан-От монахиня Анна (Грюнвальд):

«Мать Серафима много рассказывала о своей семье, о Сергиевском, о брате Георгии, расстрелянном в Соловках, о святой прародительнице рода Осоргиных – Иулиании Лазаревской… 25 декабря 1985 года мать Серафима преставилась ко Господу. Наверное, она очень молилась, чтобы ей причаститься до смерти. И так получилось, что отец Андрей, который у нас тогда служил, до литургии приехал в больницу и причастил ее. Он был поражен, с каким благоговением она приняла Святые Тайны… Час спустя, во время литургии, монахиня Серафима отошла ко Господу».

В день похорон шел крупный пушистый снег, который она очень любила как напоминание о Родине, о родном Сергиевском – красивейшем уголке России. Похоронили ее на сельском кладбище в Бюсси. Паломники из Калуги иногда навещают ее могилу и оставляют на ней горсть родной земли из так горячо любимого ею Сергиевского.

Матушка Серафима свою долгую жизнь посвятила служению Церкви и передаче традиционных ценностей Православия и русской культуры нескольким поколениям русских эмигрантов. Не погибли бесследно добрые семена, которые долгие годы сеялись ею на благодатной почве. Среди выпускников ее школы – известные священнослужители, в том числе епископы, ученые, врачи.

Да упокоит Всемилостивейший Господь ее душу в Селениях Небесных!

Мария Тоболова

25 декабря 2024 г.

ЛИТЕРАТУРА

  • Осоргин М.М. Воспоминания, или Что я слышал, что я видел и что я делал в течение моей жизни 1861–1920. Российский фонд культуры. Российская государственная библиотека «Российский архив». Студия «Тритэ» Никиты Михалкова. М., 2009.
  • Трубецкой Г.Н. Осоргины в Сергиевском // Подмосковное Измалково. – М.: Индрик, 2006.
  • Голицын С.М. Записки уцелевшего // Наше наследие. 2000. № 57.
Смотри также
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×