Святитель Петр (Могила) Этот святой жил в очень трудные для Православия годы, которые митрополит Макарий (Булгаков) называет мученическим периодом в истории Русской Церкви. Действительно, за недолгие 50 лет жизни святителя Петра произошли трагические события. В 1605 году в Москве воцарился Лжедмитрий I. Хоть он и был изгнан, но польские войска два года держали в осаде Троице-Сергиеву лавру (1608–1610), а в 1609 году организовали поход на Москву и заняли ее. И только в 1612 году народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского освободило ее от поляков, но всего через несколько лет, в 1617 году, те снова пошли на столицу Руси.
Киев уже был взят ими, поэтому положение Киевской митрополии было еще более трагичным: она стала частью Речи Посполитой, могущество которой достигло апогея, а территория простиралась от моря до моря. В 1596 году в Речи была заключена Брест-Литовская уния, и православных стали насильно переводить в униаты. В 1621 польский король Сигизмунд III, самый ярый гонитель православных, и вовсе издал универсалы, приказывавшие арестовывать православных епископов как турецких шпионов. В митрополии оставалось всего два православных иерарха, когда митрополитом Киевским стал Петр (Могила). Этот героический святитель в одиночку противостоял врагам Православия и отстоял его.
Этот героический святитель в одиночку противостоял врагам Православия и отстоял его
Родился он в самый год заключения унии в глубоко набожной семье правителя Молдавии и был наследником Молдавского престола. Но в 17 лет лишился всего: близких, престола, родины, будущего и стал изгнанником в той самой Речи Посполитой, где преследовали православных. В 26 лет он перебрался ближе к Киеву, центру Православия, и первым делом воздвиг храм. За остававшиеся 24 года жизни святитель Петр кардинально улучшил положение Православия, и уже через два года после его кончины, в 1648 году, деятельность Католической и Униатской церквей вовсе была прекращена на территории Украинского гетманства.
Памятник Петру Рарешу, правителю Молдавии, в монастыре Молдовица. Фото: jurnalfm.ro Сегодня перед зданием Киевской духовной академии, которую основал святитель Петр и которая в его честь была названа Могилянской, стоит замечательный памятник, напоминающий православным потомкам о великих заслугах этого митрополита Киевского.
В 31-й день декабря по старому стилю, или 13 января по новому, совершается память славного и всехвального иерарха Петра (Могилы), митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси. Этот святитель румынского происхождения родился в городе Сучава 21 декабря 1596 года в семье Симиона Мовилы, ставшего впоследствии господарем (великим князем) Мунтении и Молдовы, и его жены Маргиты (Маргареты). Таким образом, Петр доводился правнуком господарю Петру Рарешу (1527–1538; 1541–1546), поскольку его дед Иоанн был женат на дочери Рареша.
Дворец молдавского господаря. Яссы, 1834 г. Фото: mediafax.ro
С малых лет Петр обучался грамоте и воспитывался в страхе Божием, тем более что его дядя Георгий был митрополитом Молдовы, основавшим вместе с другим его дядей, господарем Молдовы Иеремией, монастырь Сучевица. Петр очень любил буковинские монастыри, а более всего любил бывать у святых мощей великомученика Иоанна Нового, которого благоговейно почитал всю жизнь.
Собор в честь вмч. Иоанна Нового в г. Сучава, где покоятся его святые мощи. Фото: discoverbucovina.info
Яссы, Киев и Речь Посполитая при жизни свт. Петра (Могилы), XVI–XVII вв. После того как в 1611 году отец Петра был убит супругой его родного брата Иеремии, жаждавшей власти, Петр со всей семьей бежал в Мунтению, а затем окончательно осел в Польше, где у семьи будущего святителя было много знакомых, а может, и родственников. Здесь он получил возможность продолжить обучение в училище Львовского православного братства, где его непосредственным наставником был весьма искушенный в науках диакон, обучивший его не только богословию, но и многим иностранным языкам (славянскому, украинскому, польскому, литовскому и французскому, а более всего – греческому и латинскому, которыми он был очень увлечен).
В точности неизвестно, но, видимо, он обучался и в Львовской (светской) академии, где углубил свои познания в иностранных языках и философии, поскольку в другом месте так основательно изучить их не мог. Впоследствии, как известно, он учился в Сорбонне, где преподавание также велось на латыни.
Он стал искусным борцом в деле защиты Православия, которому угрожал католический и кальвинистский прозелитизм
По обычаю тех времен он, как сын дворянина, должен был пройти и обучение воинскому искусству и еще в юные годы стал унтер-офицером польской армии. В бытность военным он в 1620 году участвовал в Цуцора-Ясской битве («Цецорская битва»), где румыно-турецкая коалиция победила молдавско-польскую, а в 1621 году участвовал и в Хотинских сражениях. Рвение молодого солдата не принесло больших результатов в отстаивании интересов Речи Посполитой, и в скором времени он стал куда более искусным борцом в деле защиты Православия, которому угрожал католический и кальвинистский прозелитизм.
Валерий Элиаш-Радзиковский. Гибель коронного гетмана Жолкевского под Цецорой
Положение православных на Украине в те времена было очень тяжелым, особенно при фанатичном короле Сигизмунде III, который лишил Православие права на существование, конфисковав множество храмов и даже личное имущество православных.
Не в силах более выносить это, юный Петр в 1622 году удаляется в восточную часть Речи Посполитой, где покупает дом с небольшим наделом земли в Рубежовке неподалеку от Киева и воздвигает там деревянную церковь в честь святого Иоанна Нового Сучавского. Он довольно часто наезжал в Печерскую лавру, но жить предпочитал в этом селе, где молился, очень много читал и проводил отшельническую подвижническую жизнь.
Храм Архистратига Божия Михаила в селе Михайловка-Рубежовка Киево-Святошинского района, построенный в 1905 г. на месте сгоревшей церкви свт. Петра (Могилы)
По прошествии пяти лет уединения и изучения Священного Писания и святых отцов он поступает в братство Печерской лавры, где в ноябре 1627 года принимает монашеский постриг с тем же именем Петр, а всего через несколько месяцев становится настоятелем, будучи возведен в сан архимандрита в 31 год.
Тогда нынешняя Украина входила в состав католического Королевства Польского, которым правил король Сигизмунд III, преследовавший православных. Тем не менее он утвердил избрание Петра (Могилы) Киевским предстоятелем. Выбор этот, сделанный братством Печерской лавры, являвшейся тогда ставропигией Вселенского Патриархата, был подтвержден и Константинопольским Патриархом Кириллом (Лукарисом).
Этот великий Киевский предстоятель уже с первых лет своего монашествования в Печерской лавре и до последней минуты жизни втайне носил под обычными облачениями власяницу, сотканную из очень грубого волоса и утыканную изнутри железными вставками. Еще он носил на теле железный пояс с острыми зубьями, от которых образовывалось множество ран, часто воспалявшихся.
Он печатал книги, призванные оградить Православие от католического влияния
Он очень много молился, бил множество земных поклонов и проливал потоки слез. Однако такое суровое подвижничество не мешало ему в книжной и управленческой работе, которую он проводил на благо Православия. Всего за пять лет настоятельства в Печерской лавре архимандрит Петр развернул бурную церковную и просветительскую деятельность, печатая одну за другой книги, призванные оградить Православие от католического прозелитизма, начавшего опустошать эти края сразу же после заключения в 1596 году Брест-Литовской унии.
Он заложил основы коллегии сначала в лавре, а затем в Братском монастыре, из нее в 1633 году и вырастет знаменитая Киевская духовная академия. В распоряжение академии он предоставил все свои владения в Рубежовке, приобретенные им до принятия монашества.
16 августа 1628 года архимандрит Петр подписал решения Киевского церковного собора, осуждавшие еретиков, примкнувших к унии 1596 года. В 1632 году он поддержал избрание королем Польши Владислава IV, а тот признал права православных епархий Киевской митрополии и поддержал православные братства.
Когда умер старый митрополит Иов (Борецкий), Благий Бог судил архимандриту Петру быть избранным митрополитом Киевским, Галицким и всея Руси (Малой). Это стало возможно благодаря его воеводскому происхождению, но более всего – благодаря его богословской подготовке и поддержке людей, знавших его и видевших в нем спасение Православия, существованию которого угрожали латинские иезуиты. Его рукоположение в архиерея состоялось 28 апреля 1633 года, собор священнослужащих возглавлял Патриарх Иерусалимский Феофан в качестве посланника Кирилла (Лукариса), тогдашнего Вселенского Патриарха.
Как митрополит украино-русской Православной Церкви в Польше он в течение 13 лет вел напряженную церковную и просветительскую работу, особенно в деле печатания церковных книг. Всего известно более 50 изданных им книг. Из богослужебной литературы самым важным является его «Евхологион, или Требник» (1646), который содержит оригинальную часть, а именно – толкование литургических и догматических смыслов богослужений, а также указание на то, как подобает священникам готовиться к их совершению. Другими богослужебными книгами, напечатанными им, являются «Литургиер» («Служебник», 1629), «Евангелиар» («Четвероевангелие», 1636), «Апостол» (1638), «Псалтирь» (1640) и т. д.
Из книг, написанных святителем в защиту Православия, упомянем «Литос» («Камень», 1644), в котором он опровергает примат папы и филиокве, вдохновенно и объективно излагая православные догматы.
Но самым главным трудом этого святителя, конечно же, является «Православное исповедание» (1640), пересмотренное и исправленное Мелетием Сиригом, самым ученым греческим богословом XVII века, присутствовавшим на Ясском соборе, который проходил в трапезной Трехсвятительского монастыря и в котором принимали участие делегаты Вселенской Патриархии, Киевской Церкви и Молдавской Церкви во главе с митрополитом Варлаамом.
Яссы, трапезная Трехсвятительского монастыря, в которой проходил Ясский собор 1642 г. Ныне это Готический зал монастырского музея. Фото: manastireasftreiierarhi.ro
После признания этого труда Константинопольским собором 1643 года он стал Исповеданием всей Восточной Церкви. Сначала оно было подписано Вселенским Патриархом Парфением I, а впоследствии и Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским Патриархами. На народном греческом языке «Исповедание» было напечатано в 1662 году в Амстердаме, а на румынском – впервые в 1691 году в городе Бузэу, в переводе братьев Раду и Шербана Гречану. Долгое время оно использовалось в качестве учебника в духовных школах России и Румынских княжеств, а некоторые достопочтенные иерархи Восточной Церкви, такие как Патриарх Иерусалимский Нектарий и Патриарх Московский Адриан, даже приписывали ему богодухновенный характер.
Этот великий иерарх отреставрировал Киевский Софийский собор и два зависевших от него монастыря, обновил великую церковь Печерской лавры (Успенский собор), возобновил с самого основания церковь Спаса, воздвигнутую святым князем Владимиром (церковь Спаса на Берестове) и т.д. Учредил викариев и протопопов для окормления священников и консисторию для судебного рассмотрения проступков клира.
Киево-Печерская лавра. Фото: Владимир Ештокин / foma.ru
В просветительском отношении святитель Петр уделял особое внимание Киевской духовной академии, преподавательский корпус которой набирался им из членов православного братства, и эта духовная школа является старейшим учебным заведением университетского уровня всех православных славян.
Пребывая вдали от родных краев, он не забывал о румынском народе, из которого произошел
Пребывая вдали от родных краев, великий Киевский иерарх не забывал о румынском народе, из которого произошел, и помогал ему всякий раз, когда в этом была необходимость. Так, он подарил типографии городам Рыговиште, Кымпулуг и Говора, а в Яссы, помимо типографии, прислал четырех преподавателей для новой академии, основанной в 1640 году благочестивым господарем Василием Лупу по образцу Киевской. В 1645 году святитель Петр приезжал в Яссы, чтобы благословить бракосочетание дочери Василия Лупу и польского дворянина Януша Радзивилла.
Памятник свт. Петру (Могиле) перед зданием Киевской духовной академии. Фото: orthodox-canada.com На фронтисписе многих его книг изображен герб господарей Мовилэ и Румынских княжеств, в которых правили члены семьи Мовилэ. А себя он называл «сыном воеводы страны Молдавии» или «сыном Молдавского господаря» в знак любви к роду, из которого происходил.
Святитель Петр отошел ко Господу 22 декабря 1646 года и был погребен в великой церкви Печерского монастыря. Все свое состояние он употребил на восстановление храмов, учреждение школ и их содержание. За свои особые заслуги митрополит Киевский Петр (Могила) был канонизирован Украинской Православной Церковью в 1996 году, а Румынской Православной Церковью – в 2002 году.
Его святыми молитвами, Господи, помилуй и спаси нас. Аминь.