Православный календарьПравославный календарь
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!

Женские судьбы в Речи Посполитой. Гальша Острожская

Княгиня Гальша Острожская Княгиня Гальша Острожская Знаменитая Гальша (Эльжбета) Острожская, племянница князя Василия-Константина, была самой богатой и самой желанной невестой Речи Посполитой. За обладание ее рукой велись настоящие домовые войны, о которых мы вкратце немного расскажем, но богатство ее, знатность рода и прочие атрибуты благополучия не принесли ей, как ни парадоксально, личного счастья. Она прожила очень недолго – всего 43 года, и умерла в Дубно то ли от черной меланхолии, то ли от психического расстройства, в одиночестве, несмотря на то, что трижды побывала замужем: «В последние годы своей жизни княгиня страдала от глубокой депрессии» (Википедия).

Гальша-Эльжбета вошла в историю и прославилась не просто несметными сокровищами и грунтами, и не только своей невероятной по приключениям и перипетиям недолгой жизнью, но прежде всего тем, что основала в Остроге знаменитую академию, куда съехались со всей Европы выдающиеся ученые, поэты, мыслители и писатели. Первым ректором академии был Герасим Смотрицкий, преподавали здесь такие известные люди, как Демьян Наливайко, Василий Суражский, Кирилл Лукарис, Ян Лятос (Лятош), Иван Княгиницкий, полемист с униатами Клирик Острожский и прочие. Здесь в 1581 году впервые была подготовлена и напечатана первая полная церковнославянская Библия, нареченная по месту и по фамильному прозвищу меценатов Острожской. Это масштабное по тиражу и объему издание, напечатанное книгопечатником Иваном Федоровым, было одной из главных целей основания типографии, так как оно должно было стать культурным противовесом польской католической экспансии.

Гальша Острожская была самой богатой и самой желанной невестой Речи Посполитой

К типографии в Остроге самое непосредственное отношение имел и преподобный Иов Почаевский, который до переселения в Почаев в 1604 году более 20 лет был насельником Дубенского Крестного монастыря и духовником князя Василия-Константина. Под его попечительством переводились и издавались здесь труды отцов Церкви.

После отъезда Ивана Федорова во Львов в 1582 году Острожская типография продолжила свою работу. В целом известны 27 наименований книг, напечатанных здесь. Среди работавших и преподававших в Остроге греков были, в частности, экзарх Вселенского Патриарха архидиакон Никифор Парасхес-Кантакузин, уморенный поляками голодом в Мальборкском замке в заточении после достопамятного собора в Бресте 1596-го года, где Никифор вместе с князем Острожским организовал параллельный, уже православный собор, предавший церковной анафеме отступников в епископских мантиях. В 2002 году Никифор был причислен к лику священномучеников в соборах Галицких и Белорусских святых; архиепископ Кизический Дионисий Ралли-Палеолог, будущий Патриарх Александрийский, Патриарх Константинопольский Кирилл Лукарис, ставший также вторым ректором Острожской академии, и многие другие. Тот факт, что такие образованнейшие люди своего времени тесно сотрудничали с Острожской академией, вели здесь исследовательскую и учебную работу свидетельствует об уровне учебного заведения, о его статусе и репутации. Вероятно, вполне по праву Острожская академия считается первым университетом в Восточной Европе, или «Волынскими Афинами», как ее называли. Среди выпускников академии были люди, сыгравшие судьбоносные роли в истории Руси-Украины: автор «Грамматики» Мелетий Смотрицкий (сын первого ректора), гетман Войска Запорожского Петр Конашевич-Сагайдачный, архимандрит Киево-Печерской лавры, основатель Лаврского печатного двора Елисей Плетенецкий, писатель-полемист, философ, автор знаменитого «Апокрисиса» Христофор Филалет и другие. Но славный род князей Острожских пресекся в 1620 году, а старый князь оказался последним православным в родовой цепи. С основанием в Остроге иезуитской коллегии в 1624 году Академия пришла в упадок и в 1636 году прекратила свое существование.

Вот это, на мой взгляд, главный вклад княгини Гальши Острожской в историю и культуру сегодняшней Украины.

Беата Косцелецкая Беата Косцелецкая Обратимся же к личной и непростой судьбе как Гальши Острожской, так и ее матери Беаты Костелецкой. Беата была внебрачной дочерью короля Польши Сигизмунда І Старого от Катаржины Костелецкой (Тельничанки). Богатейшие и образованнейшие женщины Речи Посполитой, лично опекаемые последовательно королями – Сигизмундом 1-м Старым, Сигизмундом 11-м Августом и Сигизмундом 111-м Вазой, – оказались просто живыми куклами в смертельных игрищах представителей первенствующих польских и литовских родов. Следует отметить здесь жестокие нравы эпохи и непримиримость высшего сословия Речи Посполитой, когда в династических сварах и в устроении браков даже слово самого короля не стоило ровным счетом ничего, и соперники устранялись часто не без помощи яда, кинжала и осадных орудий. Если такое творили паны с первенствующими знатными женщинами, то что тогда выпадало на долю простого народа – поляков, русинов, литвы?.. Невозможно, да и страшно это представить.

Беата росла при королевском дворе, где и познакомилась со старшим братом Василия-Константина Острожского Ильей Константиновичем (1510 – 20 августа 1539). В 1530 году после смерти своего отца Илья унаследовал его обширные владения и получил должности старосты брацлавского и винницкого. В 1530, 1531 и 1533 годах молодой князь участвовал в отражении набегов крымских татар на Волынскую землю. В 1534–1536 годах принимал участие в русско-литовской войне, где командовал собственными надворными военными хоругвями. 3 февраля 1539 года в краковском королевском замке Вавель состоялась роскошная свадьба Ильи и Беаты, на которой присутствовал сам Сигизмунд 1-й Старый. Во время торжества устроили рыцарский турнир, во время которого князь Илья Острожский был выбит из седла королевичем Сигизмундом Августом и получил серьезные внутренние повреждения. 16 августа 1539 года князь Илья подписал завещание, в котором записал свои владения на будущего ребенка, которого должна была родить вскоре Беата.

Сразу же после рождения Гальши начались многочисленные споры и судебные тяжбы из-за наследства

Через три месяца после его смерти родилась Эльжбета (Гальша) Острожская (1539–1582). Официальными опекунами младенца стали князья Дмитрий Сангушко и Василий-Константин Острожский, король Сигизмунд 1-й Старый и его жена, королева Бона Сфорца. Новорожденная девочка стала наследницей огромного состояния своего покойного отца, получив во владение половину Острожского княжества, – другую половину унаследовал ее дядя, князь Василий-Константин. Сразу же после рождения Гальши начались многочисленные споры и судебные тяжбы из-за наследства между Беатой Костелецкой и Василием-Константином Острожским. В 1542 году королевская комиссия разделила имущество князя Ильи между его вдовой Беатой и ее трехлетней дочерью Гальшей. Огромное состояние Гальши вызывало, естественно, большой интерес в Польско-Литовском государстве, и в 1551 года сейм в Вильно принял постановление о том, что Гальша Острожская, которой на тот момент было всего 12 лет, не может выйти замуж без согласия близких родственников и опекунов. В опекунский совет входили магнаты Дмитрий Сангушко, Василий-Константин Острожский и король Сигизмунд Август.

Но, как говорится, каждый имеет то, что охраняет, и вот Дмитрий Сангушко, староста каневский и черкасский, один из опекунов малолетней княжны, при помощи своего друга князя Василия-Константина устраивает вполне самостийный брак с 14-летней девицей – даже несмотря на королевский запрет. Князья с сильным военным отрядом прибыли в Острог под предлогом посещения Гальши с дружественным визитом. (Острог же был передан королевской комиссией во владение Беате). Однако Беата Костелецкая, не без оснований подозревая коварный обман и некие планы на судьбу ее дочери, отказалась впустить их в замок. В итоге князья с боем захватили замок и все-таки «навестили» Гальшу, несмотря на враждебное нерасположение к этому визиту матери. Негостеприимная же Беата была попросту заключена своим деверем-князем под домашний арест. Под давлением своего дяди 14-летняя Гальша, разлученная с матерью, вынуждена была согласиться на брак.

Во время церемонии Гальша молчала, и обеты за нее произносил князь Острожский

6 сентября 1553 года в Остроге состоялось бракосочетание Гальши и Дмитрия Сангушка. Во время церемонии Гальша молчала, и обеты за нее произносил князь Острожский. Беата, несмотря на свое заточение, все-таки смогла известить короля Сигизмунда Августа о захвате как Острога, так и Гальши князьями. Разгневанный король приказал им немедленно покинуть замок и освободить из заключения Беату, а брак между Гальшей и Дмитрием объявил незаконным. Сангушко отказался повиноваться королевскому указу и вместе с юной женой уехал к себе в Канев. В ярости король лишил князя всех его должностей. Непокорные князья получили указ явиться на королевский суд 5 января 1554 года в Кнышин. Из-за страха перед последствиями своих действий ни один из обвиняемых в самоуправстве так и не предстал перед королевскими судьями. Правда, за князя Василия-Константина Острожского заступился император Священной Римской империи Фердинанд I Габсбург, и только благодаря его заступничеству князь сохранил свободу и свои владения, но был все-таки лишен королем опекунства над любимой племянницей. Дмитрию Сангушке повезло меньше: из-за его неявки на королевский суд Сигизмунд Август приговорил его к смертной казни, конфискации имущества и лишению чести, приказав ему вернуть Гальшу матери. Князь, вопреки королевскому слову, вместе с Гальшей тайно бежал из польско-литовских владений в Чехию, находившуюся под властью Габсбургов. Они решили укрыться в замке Роуднице-над-Лабем, принадлежавшем великому коронному гетману Яну Амору Тарновскому, тестю князя Василия-Константина Острожского. За беглецами была организована погоня, которую возглавил воевода калишский Мартин Зборовский, который в свою очередь планировал женить одного из собственных сыновей на Гальше. Под руководством Зборовского находились польские магнаты Януш и Анджей Костелецкие, высланные Беатой, а также Лукаш и Анджей Гурки, родственники Костелецких. В начале 1554 года в окрестностях Праги Мартин Зборовский настиг и вероломно пленил князя Дмитрия Сангушко и юную княгиню Гальшу Острожскую. Князь Дмитрий был арестован, избит и закован в кандалы. Мартин Зборовский доставил пленника в Яромерж, на границе с Силезией, где ночью 3 февраля приказал своим слугам его умертвить.

Князь Дмитрий Фёдорович Сангушко Князь Дмитрий Фёдорович Сангушко Таким был первый брак Гальши Острожской.

В войске польских панов, отправившихся за Гальшей Острожской и князем Дмитрием Сангушко в Чехию, был и родственник Беаты, воевода познанский Лукаш Гурка, он-то и стал вторым мужем Гальши. Король Сигизмунд 11-й Август, опасавшийся усиления влияния рода Зборовских, не дал своего согласия на брак с девушкой одного из сыновей калишского воеводы. Но тут уже против королевского решения резко выступила Беата, непримиримая мать Гальши. Что-то ее все время не устраивало в претендентах на руку и сердце бедной Гальши. Пытаясь помешать этому браку, Беата опиралась на положение, согласно которому поляк, который хочет жениться на литвинке, не имеет права на ее имущество и должен заплатить семье невесты сумму, соответствующую 1/4 часть собственности. Чтобы обойти это положение, Сигизмунд Август издал для Лукаша Гурки специальный привилей, но литовский сейм в свою очередь отказался его утверждать. Вот какие силы были задействованы в устройстве судьбы бедной Гальши…

Все дальнейшие попытки Беаты Костелецкой отменить свадьбу закончились неудачей. Сигизмунд Август решил действовать силой и, несмотря на непрекращающееся сопротивление Беаты, все-таки выдал Гальшу Острожскую замуж за Лукаша Гурку. Свадьба состоялась 16 февраля 1559 года в королевском замке Вавель. В этот день Беата пыталась уехать из дворца, но была схвачена и насильно удержана. У нее с руки сняли кольцо и предъявили его Гальше как благословение и согласие ее матери на предстоящую свадьбу. Молодоженов обвенчал епископ познанский Анджей Чарнковский в присутствии самого короля.

Однако Гальша, как послушная дочь, узнав от матери правду о кольце, отказалась признавать Лукаша своим мужем. Сам же Гурка не располагал временем, чтобы отстаивать свое право супруга, потому что сразу после свадьбы отправился на Ливонскую войну с Московским государством. Вскоре после его отъезда мать с дочерью бежали из Кракова во Львов, где укрылись в доминиканском монастыре. Оттуда Беата начала тайные переговоры с Литвой, надеясь выдать свою дочь замуж за князя Семена Юрьевича Слуцкого, племянника Василия-Константина Острожского. Но король Сигизмунд Август снова поддержал графа Лукаша Гурку и приказал старосте львовскому передать королевский приказ Беате: подчиниться и вернуть дочь ее законному мужу. Гурка, воевода ленчицкий и познаньский, вполне уже познавший неисповедимый характер тещи, с собственным немалым отрядом прибыл во Львов, чтобы силой подтвердить свои права на Гальшу и сломить противостояние женщин. Однако Беата наотрез отказалась выполнять королевский приказ и возвращать Гальшу Гурке, заявив, что их брак был заключен по принуждению. Гурка, по обычаю той поры, недолго думая, осадил монастырь по всем правилам военного искусства.

Во время осады в монастырь в одежде нищего пробрался князь Семен Слуцкий, который там же и женился на Гальше Острожской, став таким образом ее третьим мужем. Беата тут же составила и подписала завещание в пользу нового зятя и передала ему во владение все свои имения, чтобы их не захватил ненавистный чем-то ей Гурка. Но 15 марта 1559 года доминиканский монастырь все-таки сдался неотступному воеводе, Гальшу передали львовскому старосте, который отправил ее в Краков, где Сигизмунд 11-й Август отказался признать действительным третий брак Гальши и передал ее прежнему мужу, славному познаньскому воеводе Лукашу Гурке. После долгожданного воссоединения с женой воевода отвез Гальшу в свой родовой замок Шамотулы в Великой Польше. Княгиня же наотрез отказалась жить вместе с ним и была заточена воеводой в одну из замковых комнат.

Несметные богатства, доставшиеся от отца, которого она даже не видела, не принесли ей ничего, кроме горя и многолетней неволи

В это время Беата Костелецкая все еще не сдавалась и, пытаясь преломить немилостивую судьбу, все подавала иски в суд на Лукаша Гурку, требуя от него вернуть свою дочь. Она даже предлагала Гурке сумму в размере 100 тысяч злотых, но тот остался непреклонен в своем брачном праве. Крупные польские сановники – воевода калишский Мартин Зборовский, польский примас Ян Пшерембский, епископ познанский Анджей Чарнковский и гетман великий коронный Ян Амор Тарновский – безуспешно выступали посредниками в этом громком споре о Гальше Острожской. В 1560 году внезапно скончался князь Семен Слуцкий, третий муж Гальши. Ему было всего 18 лет. Думаю, решительный Гурка исправил доступными средствами двусмысленное положение с запутанным замужеством Гальши. В 1564 году сама Беата вышла замуж за воеводу серадзского Альбрехта Лаского, который был моложе ее на 21 год. Она рассчитывала найти в нем для себя и для дочери заступника в противостоянии с Гуркой. Однако вместо помощи и поддержки ее новый муж Лаский после свадьбы сразу же заточил Беату в своем словацком замке Кежмарок, а сам стал управлять ее русскими имениями. Неукротимая Беата Костелецкая долгие 12 лет находилась в заключении у неблагодарного мужа-обманщика, вплоть до своей смерти в 1576 году. Невозможно даже представить, что происходило с этой незаурядной и примечательной во всем женщиной, дочерью короля, которая так дерзновенно противостояла немилостивой к ней и ее дочери судьбе, – 12 лет в неволе и заточении… Немного раньше, в январе 1573, года после смерти своего мужа, воеводы познанского Лукаша Гурки, из подобного же 12-летнего заточения в Великой Польше освободилась и Гальша Острожская. Но женихи все еще не отступали от несчастной вдовы, чьи несметные богатства, доставшиеся от отца, которого она даже не видела, не принесли ей ничего, кроме горя и многолетней неволи. Появился новый претендент на ее руку – великопольский магнат Ян Остророг, но до заключения брака дело так и не дошло. Вероятно, Гальша была уже психологически и психически сломлена, да это вовсе не удивительно.

По поручению князя Василия-Константина его старший сын Януш отвез свою двоюродную сестру в Дубно, где она прожила вплоть до своей смерти в декабре 1582 года. Но все же успела основать и обустроить совместно с князем Василием-Константином и преподобным Иовом Почаевским, который тогда еще подвизался в Дубно, знаменитую Академию и не менее знаменитую типографию…

После ее кончины князь Василий-Константин Острожский стал полновластным хозяином громадного состояния и обширных земельных угодий.

Алексей Григоренко

30 мая 2023 г.

Рейтинг: 9.7 Голосов: 145 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Статьи примирения и Киевский Митрополит Петр (Могила) Статьи примирения и Киевский Митрополит Петр (Могила)
Алексей Григоренко
Статьи примирения и Киевский Митрополит Петр (Могила) Статьи примирения и Киевский Митрополит Петр (Могила)
Алексей Григоренко
Статьи примирения так и остались только лишь на бумаге — своеволие польской шляхты и безнаказанность униатов связывали руки короля.
«Наливайкова вера» и закат Речи Посполитой «Наливайкова вера» и закат Речи Посполитой
Алексей Григоренко
«Наливайкова вера» и закат Речи Посполитой «Наливайкова вера» и закат Речи Посполитой
Алексей Григоренко
В конце XVIII-го века великая и могучая некогда Речь Посполитая исчезла с политической карты Европы.
«Моя единственная политика – святое Евангелие» «Моя единственная политика – святое Евангелие»
Памяти сщмч. Максима Горлицкого
«Моя единственная политика – святое Евангелие» «Моя единственная политика – святое Евангелие»
Памяти священномученика Максима Горлицкого
Матвей Славко
Священник-русин Максим Сандович не раз арестовывался австрийскими властями по доносам униатов и католиков. Чтобы его оставили в покое, ему достаточно было отречься от веры своего народа – Православия. За исповедание ее он был расстрелян.
Комментарии
Серёга19 июня 2023, 19:18
В одной проповеди рассказывалось, что вот этими расстройствами, каким-то неведомым образом спасаются наши души.
Василий 4 июня 2023, 16:05
Большое спасибо, очень интересные и неизведанные темы. Пожалуйста, пишите ещё!
Тамара31 мая 2023, 00:21
Вот и ещё одно подтверждение, что деньги счастья не приносят!! Бедная Эльжбета и её мать Беата!! А ещё и главное, что православию так и остались они обе верны.!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Алексей Григоренко

Новые материалы

Выбор читателей

×