Православный календарьПравославный календарь
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.

«В беде и в радости с нами Господь»

Захотелось написать о людях, которые в трудных ситуациях надеялись на милость Господа, не чувствуя себя обиженными или несчастными, и о том, как вера в Бога укрепляла их.

Фото: mosmit.ru Фото: mosmit.ru

Лежачий сын

Когда только стала приходить к вере, казалось: веришь в Бога, исповедуешься и причащаешься, делаешь добрые дела – и все будет хорошо. Хорошо – с обывательской или бытовой точки зрения: не настигнут болезни, неприятности, неудачи, потери. Казалось, что именно так –справедливо и правильно. Понять, что такой «алгоритм» – заблуждение, помогло знакомство с постоянной прихожанкой Богоявленского кафедрального собора в Елохове (Москва). Она не только ходила на все службы, занималась делами благотворительности, но и сопровождала с верующими Святейшего Патриарха Алексия II в его пастырских поездках по России. Во время одной из них я ближе познакомилась с ней (я тогда работала корреспондентом агентства «Интерфакс» и много писала о жизни Русской Православной Церкви, приходов, делала интервью с пастырями нашей Церкви).

У этой женщины, Валентины, единственный сын третий год находился в коме. Никаких прогнозов. А она – радостная, всегда делилась просфорами после службы с теми, кто не успел подать записки. Стыдно признаться, однажды я задала ей глупый вопрос:

– А вы не обижаетесь на Бога? Вы же все правильно делаете, живете по совести, а такое несчастье. Разве это справедливо по отношению к вам?

Меня все равно мучил вопрос: как же так, она верующая – а у нее любимый сын между жизнью и смертью?

Собеседница улыбнулась:

– Деточка, мы не на базаре: я тебе рубль – а ты мне самое вкусное яблоко. Конечно, мне грустно за сына, но я не ропщу. Мы же каждую свою молитву заканчиваем словами: «Да будет воля Твоя». Будешь приходить к вере – и поймёшь, что Господь никогда не оставляет, обязательно подаст руку даже в самой, как нам кажется, тяжелой ситуации. Здесь вопрос не в справедливости, а в любви и милости. Кому-то покажется странным, но я еще больше люблю своего Андрея. Прихожу к нему в палату, беру за руку и, как в детстве, обращаюсь: «Андрюшка, мальчик мой, птенчик мой». В больнице в тот момент я забываю, что ему 27 лет, что он в коме, Андрей для меня – снова маленький ребенок. Такое тепло по сердцу разливается! Без помощи и милосердия Господа не было бы так на душе... Это испытание у меня и у сына. Да будет воля Твоя! Значит, так нужно: если будет воля Господа, мы с сыном еще поднимемся в горы, ведь мы увлекаемся альпинизмом. Если угодно Господу – будет по-другому, значит, надо сердечно принять это.

Меня все равно мучил вопрос: как же так, она верующая – а у нее любимый сын между жизнью и смертью?

Возможно, найти ответ помогло постепенное воцерковление и новые знакомства. Господь сводил с удивительными людьми, чтобы на их примере показать настоящую любовь и веру.

Больные детки

В Санкт-Петербурге встретилась с семьей – такие жизнерадостные и милые родители, у них трое детей, и все – с врожденными генетическими аномалиями! Врачи не могут объяснить причину, отец и мать здоровы, в семейных историях не было патологий. Тем не менее старшая, Ира, – от рождения слепая. Второй ребенок, Коля, – аутист.

Мать семейства, моя тезка, Александра, призналась, что не всегда удавалось быть сильной. Когда ей врачи во время третьей беременности сказали о высокой вероятности синдрома Дауна, то всю дорогу домой Александра плакала и даже строила план, как позже напьется таблеток.

Всю дорогу домой Александра плакала и строила план, как позже напьется таблеток

Но путь на несколько секунд преградила красивая, благородная Женщина, Которая обратилась к Александре:

– А как же Ирочка и Коленька будут без тебя? Ты им нужна, они и твой муж так тебя любят! А сама после такого шага где будешь?

От таких простых и искренних слов у Александры появилось желание жить и все принимать с благодарностью Господу. Слезы сами высохли, стало стыдно за «план» совершить самый тяжкий грех – самоубийство. Хотела поблагодарить случайную прохожую и спросить, откуда Она все знает, но Женщина исчезла.

Александра сразу зашла в храм, попросила батюшку исповедовать. Она подходила к иконам, молилась, прося укрепить её в вере, дать сил себе и мужу поднять больных детей, воспитать их в вере. На одной из икон она узнала случайную прохожую – это была Пресвятая Матерь Божья. Александра долго стояла перед образом, плакала и благодарила за то, что Пресвятая Заступница спасла, не дала утонуть в своих грешных помыслах, не дала детям стать сиротами, а третьему ребенку, который еще и не родился, погибнуть вместе с ней.

Предположения врачей подтвердились: третий ребенок, мальчик, родился с синдромом Дауна. В семье не было слез, причитаний, всех детей принимали с любовью. Александра рассказала мне, что родственники уговаривали после первых родов сдать девочку в Дом малютки, а после вторых – сделать стерилизацию, чтобы не рисковать и «не плодить неполноценное потомство».

– И так много инвалидов на свете, куда еще, надо дальше жить и о себе позаботиться, а не слепую за руку всю жизнь водить, – уверяла «заботливая» родня.

Но когда те поняли, что все бесполезно, то отвернулись от Александры и ее мужа. Еще за спиной называли «религиозными фанатиками, упивающимися своими несчастьями».

– Ошибка думать, что мы одни с детьми, со своими бедами, – это не так. Мы не одни, потому что с нами всегда Господь. В беде и в радости с нами Господь. Мы с мужем не принимаем слово «неполноценные»: у Бога не бывает полноценных или неполноценных, все чада Христовы, чада Церкви. Для нас такая радость, что старшая дочка пишет стихи о природе, диктует нам, а мы записываем. Пока она стесняется куда-то их отправлять. Коля прекрасно рисует. Он не может дружить, беседовать, но все свои мысли, вопросы передает через рисунки. А младший – самый улыбчивый – больше других умеет сочувствовать и сопереживать. Стоит случайно порезаться на кухне или обжечься, он бежит, протягивает конфету, обнимает. Разве можно их называть «неполноценными»? Они все серьезно подходят к Чаше, любят подолгу стоять у икон. В такие моменты мы с мужем говорим: «Какие же мы счастливые, как мы благодарны Господу за таких искренних и чистых детей. Конечно, без веры мы бы не выстояли, наш семейный союз распался бы после первых родов, только вера и Господь дают нам силы и радость».

«Нам не хватает любви»

Мне посчастливилось познакомиться с почетным настоятелем Свято-Никольского кафедрального собора Православной Церкви в Америке, профессором Джорджтаунского университета – протоиереем Димитрием Григорьевым. Батюшка крестил дочку Дашу в 2000-м году. Отец Димитрий так объяснил мне:

– Есть вопросы, на которые нет рациональных ответов. Нет алгоритмов, схем. Зато есть любовь, Бог – это значит любовь, мы принимаем с открытым сердцем все. Помнишь, когда ты была ребенком, ты принимала любое решение родителей! Надо идти в школу или в кружок – идешь, мама дает выпить горькое лекарство из ложечки – ты же не думала, что она злая, несправедливая. Конечно, лекарство не нравилось, но маму-то ты любила и доверяла ей. Нам любви не хватает, поэтому и начинаем считать: я так хорошо молюсь, а беды не проходят мимо меня. Забываем, что Господь каждому дает трудности по силам. Нас беды укрепляют, делают сильнее, а любовь становится шире. Твои знакомые показывают такую искреннюю любовь, разве у них есть в сердце обида, недоверие, – у них стоит поучиться настоящей любви и вере. Если мы не будем искать рациональности, а будем доверять Господу, любить Господа, мы поймем слова из Евангелия: «…человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19, 26).

Александра Грипас

14 января 2025 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 421 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарии
Марина16 января 2025, 14:40
Дети-это радость жизни и цветы. Они наполняют жизнь смыслом. Делают её более лучшей и радостней.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Александра Грипас

Новые материалы

Выбор читателей

×