Монахиня Херувима (Мурузи-Келлер; 1872–1959)

Графиня Мария Александровна Келлер (сидит справа) в лазарете в Харькове. Сентябрь, 1915 г. ЦГФФА Украины им. С. Г. Пшеничного Графиня Мария Александровна Келлер (сидит справа) в лазарете в Харькове. Сентябрь, 1915 г. ЦГФФА Украины им. С. Г. Пшеничного

Кто найдет добродетельную жену?
Цена ее выше жемчугов;
уверено в ней сердце мужа ее…
(Притч. 31: 10–12)

Монахиня Херувима (в миру Мария Александровна Мурузи-Келлер) – вдова графа Федора Артуровича Келлера (1857–1918), знаменитого генерала от кавалерии, героя Первой мировой войны, кавалера орденов Святого Георгия, безукоризненно честного русского офицера, ставшего образцом воинской доблести и христианской верности клятве, данной Государю Императору Николаю II.

В июле 1882 года граф Келлер женился первым браком на баронессе Елизавете Эдуардовне фон Рённе (1862–1929), лютеранке. Брак был невенчанным, по лютеранскому обряду. Елизавета рано осталась сиротой, воспитывалась бабкой, графиней Елизаветой Коцебу, и нанятыми отцом гувернантками. Гордая и строптивая Елизавета замкнулась в провинциальном обществе, где Федор Артурович чувствовал себя весьма неуютно. В Вильне 21 мая 1883 года у четы Келлер появился на свет первенец Павел (1883–1980), а затем родились еще двое детей: дочь Елизавета (1885–1965) и сын Александр (1887–1944). К недовольству и даже некоторому отчаянию отца, дети воспитывались в лютеранской вере. В 1884 году Елизавета с детьми удалилась в родительское поместье.

Федор Артурович глубоко сожалел о том, что жена Елизавета на протяжении десятилетнего брака так и не приняла православную веру. Несколько лет он в молитвах каялся за свой необдуманный шаг, женившись, скорее всего, из жалости на девушке-сироте. Невенчанный брак распался. 10 января 1896 года граф Келлер официально оформил развод с Елизаветой, но и после развода оставался хорошим отцом для своих детей[1].

В начале 1894 года граф Келлер получил назначение на службу в Кишинев, где познакомился с княжной Марией Александровной Мурузи, представительницей древнейшего православного молдавского фанариотского[2] княжеского рода. В ее лице Господь послал Федору Артуровичу благоверную супругу, разделившую с ним и радость его воинских побед, и горечь неудач, и крестный путь во время грозных событий 1918 года.

В 1896 году 39-летний граф обвенчался с 25-летней княжной Марией Александровной Мурузи

В 1896 году 39-летний граф обвенчался с 25-летней княжной Марией Александровной Мурузи. Ко времени бракосочетания Мария находилась в возрасте уже не ранней юности для девушки, рожденной в южном климате. Но Мария дождалась своего рыцаря на белом коне в прямом смысле этого слова. Двухметрового роста богатырь производил на окружающих неотразимое впечатление.

«Чем-то средневековым, рыцарским веяло от этой высокой стройной фигуры. В карих добрых глазах сквозила непреклонная воля и твердость духа…» – свидетельствовал о нем корнет С.В. Марков[3].

Генерал Шкуро вспоминал о «высокой, стройной, хорошо подобранной фигуре кавалериста Келлера», о «добром выражении на красивом, энергичном лице с выразительными, проникающими в самую душу глазами…».

О графине Марии Келлер современники отзывались как о красивой женщине с аристократическими манерами. Даже генерал А.А. Брусилов, испытывавший личную неприязнь к Келлеру, вынужден был признать, что графиня Мария Александровна – «очень скромная и милая особа», чего не мог сказать о прежней жене Келлера.

Мария Александровна Мурузи родилась 6 января 1871 года в семье князя Александра Константиновича Мурузи (1842–1900), камергера Двора, дипломата, и Амалии Павловны, рожденной Зизиния. Девушка получила типичное для того времени образование: французский язык, музыка, танцы и, конечно же, основы православной веры. Ее брак с графом Келлером оказался очень удачным: она во всем соглашалась с мужем, который был намного старше ее. Это был тот случай, когда супруги составляли единое целое, взаимно дополняя друг друга: он – образец мужества, отваги и властности; она – воплощение кротости, застенчивости, доброты, верности мужу, гордости за его воинские подвиги.

Федор Артурович Келлер Федор Артурович Келлер 24 октября 1896 года у четы Келлер родился сын Борис. В 1901 году Федор Артурович Келлер был по службе переведен в Крым, где возглавил Крымский дивизион, обеспечивавший охрану Царской резиденции в Ливадии. Вместе с ним в Крым прибыла и его семья – супруга Мария Александровна с пятилетним сыном Борисом. Так состоялось личное знакомство Федора Артуровича с Государем Николаем Александровичем и императорской семьей. Там же произошла и долгожданная встреча семьи Келлеров с родственниками – князьями Барятинскими, владельцами «Марьино», имения, где когда-то появился на свет граф Федор Артурович Келлер. Княгиня Мария Владимировна Барятинская (1851–1937)[4] стала инициатором создания туберкулезного санатория в Ялте, под строительство которого император выделил свыше 19 десятин земли из царского имения «Массандра». На средства, выделенные Государственным казначейством и собранные по подписке, был основан туберкулезный санаторий, который получил название «Ялтинская санатория для недостаточных чахоточных больных в память Императора Александра III». 25 января 1901 года в Ялте было открыто первое здание санатория, на освящении которого присутствовал император Николай II и его семья.

Императрицу и графиню Марию Александровну объединило благое дело – строительство санатория в Крыму

На супругу Федора Артуровича была возложена почетная миссия наблюдения за ходом строительства храма для крымского санатория по согласованию с Государыней. Обе – царица Александра Федоровна и графиня Мария Келлер – слыли талантливыми пианистками, поэтому скоро подружились на почве любви к музыке. Графиня Мария Александровна Келлер была удостоена чести быть приглашенной на костюмированный императорский бал, состоявшийся в феврале 1903 года в Петербурге. Так в Ялте произошло тесное сотрудничество императрицы с княгиней Марией Владимировной Барятинской и графиней Марией Александровной Келлер. Их объединило благое дело – строительство санатория и санаторского храма в честь святителя Николая Чудотворца. Пробыл граф Келлер в должности командующего крымским дивизионом до 27 ноября 1903 года, когда был переведен в 11-й Драгунский Харьковский полк. Причиной перевода послужило то обстоятельство, что царская семья в ближайшие годы не планировала отдыхать в Крыму.

Во время Первой мировой войны граф Келлер храбро сражался на разных фронтах, получая очередные награды и чины, а графиня Мария Александровна Келлер создала в Харькове госпиталь имени Ея Императорского Величества Государыни императрицы Александры Федоровны для лечения раненых воинов, который изволила посетить императрица Александра Федоровна. Супруга генерала Келлера стала известна всему городу как попечительница военного госпиталя. Ее фотографии в лазарете вместе с ранеными, врачами и сестрами милосердия часто появлялись в харьковских газетах во время Великой войны. В Харькове Мария Александровна возглавила также Харьковское отделение Белого Креста, благотворительной организации, оказывавшей помощь семьям солдат и офицеров.

В феврале 1917 года граф Келлер ожидал приказ о начале весеннего наступления, обещавшего близкую победу над Германией, но вместо него получил известие об измене высшего главнокомандования. Лишь два генерала выразили преданность Государю и готовность вести войска на усмирение мятежа: генерал граф Келлер и Хан Нахичеванский. К сожалению, об их телеграммах Государь узнал только после своего ареста. Генерал Келлер не признал Временное правительство и отказался приводить к присяге вверенные ему войска. Тогда новые правители страны постарались избавиться от неугодного генерала и 17 марта 1917 года отправили его в отставку, сослав в Харьков.

Генерал Келлер не признал Временное правительство и отказался приводить к присяге вверенные ему войска

Около полутора лет полководец-кавалерист Федор Артурович жил с семьей в Харькове, где писал мемуары о Первой мировой войне. В то время графа с супругой Марией Александровной часто видели на богослужениях. В первый год революции супруга графа Келлера давала в Харькове фортепианные благотворительные концерты и таким образом поддерживала царских офицеров.

В ноябре 1918 года псковские монархисты предложили генералу Келлеру возглавить Северную армию, на что он дал согласие и поехал в Киев, чтобы собрать добровольческие дружины, с которыми намеревался отправиться во Псков. На правое дело его благословил Святейший Патриарх Тихон и с Камчатским епископом Нестором (Анисимовым), уезжавшим в Киев, передал нательную иконку Державной Божией Матери и святую просфору.

По прибытии из Харькова в Киев вместе с мужем графиня Мария Александровна поселилась в лазарете княгини Марии Сергеевны Барятинской[5], родственницы графа Келлера, а сам граф Келлер по долгу службы занял комнату в гостинице «Бояр». Он часто навещал супругу и племянницу Марию Сергеевну Барятинскую, так как их дом находился рядом со штабом генерала Келлера на Крещатике.

Весной 1918 года Киев заняли немцы, и призрачное Украинское управление возглавил гетман П.П. Скоропадский, ставленник кайзера. В это время атаман Петлюра поднял против гетмана мятеж, и тогда Скоропадский всю полноту военной и гражданской власти передал графу Келлеру, а сам вскоре бежал в Германию, однако перед побегом лишил генерала Келлера звания Главнокомандующего, и тому пришлось поселиться в Михайловском Златоверхом монастыре Киева.

14 декабря 1918 года в Киев практически без боя вступили войска Петлюры. Оставшиеся в городе царские офицеры под командованием генерала Келлера оказали им сопротивление. В центре города началась перестрелка, в результате которой белые оттеснили петлюровцев. После боя Келлер отвел свой поредевший отряд в Михайловский монастырь и там сердечно распрощался с каждым офицером. Вскоре петлюровцы заняли под жилье кельи монастыря, и генерал Келлер по существу оказался у них в плену.

В последние недели жизни Федор Артурович всё чаще задумывался о принятии пострига, и вскоре его желание осуществилось: он стал иноком Николаем. В Киеве в ноябре 1918 года вместе с супругом ангельский чин с именем Херувима приняла и графиня Мария Александровна Келлер. После пострига монахиня Херувима подвизалась в Межгорье, близ Киева, в обители, приписанной к киевскому Покровскому монастырю. Она перебралась в эту обитель всего за день до вступления петлюровцев в Киев.

Когда вдове сообщили о гибели супруга, она тайно пробралась в Покровский монастырь на отпевание мужа

В ночь с 21 на 22 декабря 1918 года в Киеве был подло убит петлюровцами выстрелами в спину генерал от кавалерии Русской императорской армии граф Федор Артурович Келлер. Когда вдове сообщили о гибели супруга, она тайно пробралась в Покровский монастырь на отпевание мужа, воина-мученика Феодора (в иночестве Николая), которое состоялось спустя три дня после его гибели. Отпевание и погребение своего духовного чада совершил Камчатский епископ Нестор (Анисимов), с которым они были знакомы еще со времен Великой войны. Погребение тайного монаха Николая на территории Покровского монастыря с риском для собственной жизни благословила настоятельница Покровской обители игумения София (Гринева). В течение сорока поминальных дней монахиня Херувима оставалась в ее обители и прислуживала владыке Нестору (Анисимову), который стал служить в храме Покровского монастыря.

Тогда же княгиня Мария Сергеевна Барятинская (рожденная Башмакова), племянница четы Келлер, выхлопотала для вдовы генерала-мученика паспорт на имя «Марфы Гурьевны Николаевой, 1882 года рождения (действительный год рождения Марии Александровны – 1872), родом из Белополья Харьковской губернии».

Революция застала великосветскую даму княгиню Марию Сергеевну Барятинскую в Киеве. Опасаясь ареста, она решила немедленно покинуть Киев и переехать в Берлин. Она предлагала и матушке Херувиме ехать вместе с ней, но та категорически отказалась от предложения племянницы, решив остаться на Родине. Видимо, ее решение было продиктовано желанием не покидать страну, в борьбе за свободу которой отдал жизнь ее отважный супруг, этот «витязь русской славы», как называли его современники. Так началась чреда мытарств и странствий монахини Херувимы по территории Украины.

После 40 поминальных дней в Покровском монастыре монахине Херувиме пришлось скрываться в Киеве и его окрестностях от преследований, грозивших вдове расстрелянного царского генерала Келлера. Некоторое время она жила в квартире племянницы Марии Сергеевны, в созданном ею «Лазарете княгини Барятинской». После петлюровцев Киев заняла Добровольческая армия, а с ее отступлением 16 декабря 1919 года в Киеве утвердились большевики.

Первого марта 1919 года монахиню Херувиму постигла новая трагедия: погиб ее единственный сын, поручик Борис Федорович Келлер (1896–1919). Ему было всего 22 года. Он погиб спустя три месяца после смерти отца. Стоит ли говорить о том, какой это был удар для матери и жены?.. О русском офицере Борисе Келлере известно, что в 1916 году он окончил Оренбургское казачье училище. Служил в чине прапорщика, потом хорунжего, сотника в Оренбургском полку в составе дивизии под командованием своего отца. В 1916 году в возрасте 20 лет обвенчался с 19-летней сестрой милосердия Татьяной Демьяновной Галчун, дочерью дворян Черниговской губернии. Погиб 1 марта 1919 года от рук большевиков в полтавском имении Веприк, принадлежавшем жене Татьяне, которая в то время ждала рождения ребенка. Их дочь Марина родилась спустя три месяца после гибели отца – Бориса Федоровича Келлера.

Первого марта 1919 года монахиню Херувиму постигла новая трагедия: погиб ее единственный сын

В начале 1919 года по благословению священноначалия, в сопровождении малоизвестного в России иеромонаха Филиппа (Гумилевского) монахиня Херувима направилась на Кубань, в Свято-Николаевскую Лебяжскую пустынь. Там находился старинный казацкий Екатерино-Лебяжский Николаевский монастырь[6]. При Николаевской пустыни существовал Марие-Магдалинский женский монастырь. В этом монастыре в 1919–1923 годах и подвизалась монахиня Херувима – графиня Мария Александровна Келлер.

Марие-Магдалинский женский монастырь был основан по указу императора Николая I в 1848 году. На протяжении десятилетий пустынь являлась духовным символом казачьего края. После революции здесь была создана трудовая артель. В 1921 году вышло постановление новой власти о закрытии монастыря и выдворении всех монахинь в течение суток. Вместе с сестрами на улицу выставили и девочек-воспитанниц приюта. Благочестивым прихожанам удалось отстоять Вознесенский собор, который осенью передали приходской общине. Однако в октябре 1923 года Вознесенский собор был закрыт, и матушке Херувиме пришлось искать новое прибежище.

Опасаясь ареста, она добралась из Кубани на свою «родину» – по ее документам она значилась рожденной в городке Белополье Сумского уезда Харьковской губернии. Город Белополье расположен на самой границе Советской России с Украиной, неподалеку от которого находилось поместье князей Барятинских «Бунякино». Видимо, в этом прежнем имении Барятинских в 1929 году она узнала о своих родственниках по мужу, проживавших в Сумах. Поэтому из Белополья матушка отправилась в Сумы вместе с иеромонахом Серафимом (Кондратенко), который направлялся в действовавший в то время Пантелеимоновский мужской монастырь. В Сумах матушка-подвижница отыскала своих родственников и нашла приют у Марии Владимировны Барятинской, в замужестве Родионовой.

Точно неизвестно, где подвизалась монахиня Херувима в период с 1923 по 1930 год. Возможно, что жила у своей невестки Татьяны в ее полтавском имении, помогая растить внучку Марину. Возможно также, что ушла из ее семьи, когда Татьяна вторично вышла замуж. Пока это только предположения, и историкам в этом отношении предстоит еще много работы.

Надо заметить, что из многочисленных князей Барятинских в СССР осталась лишь Мария Владимировна Родионова, рожденная княжна Барятинская, и ее дочь Елена. Именно с семьей Родионовых будет в дальнейшем тесно связана судьба монахини Херувимы, а потому следует подробнее рассказать историю этой семьи.

Мария Владимировна Родионова (урожденная Барятинская) была дочерью князя Владимира Анатольевича Барятинского (1843–1914) и его супруги Надежды Александровны, урожденной графини Стенбок-Фермор (1847–1920). Мария Владимировна Барятинская (1877–1973) в 1912 году вышла замуж за дворянина, донского казака, полковника лейб-гвардии Атаманского полка Василия Васильевича Родионова (1887–1959)[7]. В 1913 году у Родионовых родилась дочь Елена. С 1919 года по 1929 год Мария Владимировна вместе с дочерью Еленой проживала в Сумах. В 16 лет Елена вышла замуж за Ивана Ильича Примина, тюремного служащего, и семья Родионовых-Приминых переехала в Путивль. Матушка Херувима на правах родственницы стала жить в Путивле, в семье Приминых: по новым документам монахиня Херувима стала значиться родственницей Ивана Ильича. В начале 1930-х годов в связи с наступлением голодных лет семья Родионовых-Приминых поселилась в селе Новая Слобода Путивльского района Сумской области у родителей Ивана Ильича Примина. Вместе с Родионовыми там же стала жить и монахиня Херувима. В 1934 году ее арестовали. Своему освобождению из тюрьмы матушка была обязана «племяннику»-чекисту Ивану Ильичу. В его доме она и прожила долгие годы, до самой смерти.

Вместе с матушкой Херувимой в семье Родионовых-Приминых проживала и инокиня Агафья (Примина), родная сестра Ивана Ильича Примина. Она приняла постриг в середине 1930-х годов после кончины от голода своей матери. Духовной матерью инокини Агафьи, в схиме Варвары, стала монахиня Херувима.

Прошли годы. Невестка матушки Херувимы, Татьяна Демьяновна Галчун, вдова Бориса Федоровича Келлера, вступила во второй брак и переехала с дочерью Мариной из Крыма в Харьков. Монахиня Херувима своей внучке, Марине Борисовне Галчун, передала все дореволюционные семейные фотографии, однако сама предпочла продолжать жить в деревне на Слобожанщине вместе с Марией Владимировной Родионовой и своей духовной дочерью, инокиней Варварой.

Сохранилась фотография 1946 года, на которой рядом с монахиней Херувимой запечатлен иеромонах Серафим (Кондратенко)

Сохранилась фотография 1946 года, на которой рядом с монахиней Херувимой запечатлен иеромонах Серафим (Кондратенко)[8]. Он был духовным отцом и Марии Владимировны Родионовой, и обеих монахинь – Херувимы и Варвары. Более подробных сведений о последних годах жизни инокини Херувимы не сохранилось по причине преследований верующих безбожной властью. С уверенностью можно утверждать, что монахиня Херувима посещала храм и до последнего вздоха молилась об упокоении своих дорогих – мужа и сына; молилась о здравии внучки Марины и ее матери Татьяны, а также о здравии и благополучии своих благодетелей, Родионовых-Приминых.

27 октября 1959 года в городе Путивле Сумской области УССР в возрасте 87 лет отошла ко Господу монахиня Херувима, она же графиня Мария Александровна Келлер, вдова генерала от кавалерии Русской Императорской армии графа Федора Артуровича Келлера.

Мария Тоболова

23 января 2025 г.

ИСТОЧНИКИ:

  • Пасичник Неонилла. Монахиня Херувима. Радонеж // Fest radio vera/ru/ 2024/08/02/ monahiniya – heruvima. РНЛ 2024/ 08/02.
  • Граф Келлер. М.: НП «Посев». 2007.
  • Вениамин (Федченков), митр. На рубеже двух эпох. М., 1994.
  • Жизнеописание схиигуменьи Софии (Гриневой), настоятельницы Киево-Покровского женского монастыря. Киев: Свято-Покровский женский монастырь. М., 2012.
  • Миллер-Христеева Надежда. О тайном монашестве воина-мученика Феодора Келлера. РНЛ. 20.12.2024.
  • Керсновский А.А. История Русской Армии. Т. 3. М., 1994.
  • Нестор (Анисимов), митр. «Вернувшийся домой»: жизнеописание и сборник трудов. Т.1. Изд-во Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2010.
  • Федоров С.И. Марьино князей Барятинских. Курск: «Крона», 1994.

[1] О том, что генерал Келлер никогда не забывал о детях от первого брака, говорит тот факт, что его сын, Павел Федорович Келлер, в 1930-е годы в благодарную память о своем отце увековечил на мраморной доске храма Иова Многострадального в Брюсселе подвиги отца Федора Артуровича и сводного брата, Бориса Федоровича Келлера.

[2] Фанариоты – это греческая элита в Османской империи. Они назначались на различные должности на османских дунайских территориях. С 1711 года управляли Молдавским княжеством, а с 1716 года – Валахией.

[3] Граф Келлер. М., 2007. С. 671.

[4] Мария Владимировна Барятинская (1851–1937), российская дворянка, фрейлина и благотворительница. Она известна своей деятельностью в Ялте начала ХХ века, где построила дом и организовала пансион для неимущих легочных больных. Инициировала создание крымского туберкулезного санатория. Она была старшей дочерью генерал-майора свиты князя В.И. Барятинского (1817–1875). Ее мать – Елизавета Александровна Барятинская (1826–1902; до замужества – Чернышева). Первый муж Марии Владимировны, Г.П. Извольский, умер в 1884 году от туберкулеза. Вторым браком она сочеталась с близким родственником, двоюродным братом – Иваном Викторовичем Барятинским. Так Мария Владимировна снова стала госпожой Барятинской, вернув девичью фамилию. Мария Владимировна (старшая) в 1920 году покинула Крым. Умерла в Каннах в 1937 году. После смерти ее римский особняк перешел во владение Русской Православной Церкви, и впоследствии в нем был устроен храм в честь святителя Николая.

[5] Мария Сергеевна Барятинская (урожденная Башмакова) была супругой князя Анатолия Владимировича Барятинского, генерал-майора свиты Его Императорского Величества, героя русско-японской и Первой мировых войн. В годы Первой мировой войны она, окончив курсы медсестер, открыла в Киеве на Институтской улице лазарет и лично ухаживала за ранеными. Уехала в эмиграцию, где написала книгу воспоминаний «Моя русская жизнь».

[6] Лебяжская пустынь была образована черноморскими казаками по приказу императрицы Екатерины Великой, которая в 1792 году подписала манифест, жаловавший земли Черноморскому войску. По старинной традиции старики-казаки остаток жизни проводили в монастырях, в тишине и спокойствии. Хозяйство пустыни пополнялось за счет имущества казаков, принимавших монашество. После 1918 года постройки Лебяжского монастыря занимала коммуна «Набат», которая в 1921 году была разгромлена, при этом был взорван главный храм с оставшимися монахами. По неизвестной причине сгорел храм Архангела Михаила. На территории стала действовать детская трудовая школа. 29 апреля 2011 года в помещении Дома культуры пос. Лебяжий Остров была отслужена Божественная литургия. 19 марта 2014 года решением Синода Лебяжский монастырь был открыт.

[7] Василий Васильевич Родионов (1887–1958) был сыном генерал-майора Василия Матвеевича (1859–1934) и Марии Васильевны Марковой. Василий Васильевич окончил Донской кадетский корпус и Николаевское училище по первому разряду. Принимал участие в Первой мировой войне в звании полковника лейб-гвардии Атаманского полка. Он был храбрым воином, имел много боевых наград. В 1918 году участвовал в Степном походе. С 1918 по 1920 год участвовал в гражданской войне на Юге России, вплоть до эвакуации Белой армии из Керчи в Галлиполи. В 1920 году эмигрировал в Западную Европу, затем в США, где и был похоронен.

[8] Игумен Серафим (в миру Стефан Евтихиевич Кондратенко; 1872–1956) родился в 1872 году в крестьянской семье. В 1891 году поступил в Глинскую пустынь. В 1903 году был пострижен в монашество в Преображенском монастыре Харьковской губернии. В 1914 году его назначили священником в действующую армию. Был награжден наперсным крестом. До переворота 1917 года иеромонах Серафим (Кондратенко) подвизался в древнем Молченском Софроньевском монастыре в Путивле. Монастырь закрыли в 1922 году. С 1929 по 1943 год о.Серафим служил в разных храмах Сумской и Курской епархий. С 1943 по 1949 год служил священником в храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Новая Слобода Сумской области. В 1946 году Святейшим Патриархом Алексием (Симанским) старец Серафим был возведен в сан игумена. В память об этом событии и был сделан снимок, где батюшка Серафим снят в окружении самых близких его духовных чад.

Смотри также
«Я христианин и думаю, что грешно менять присягу» «Я христианин и думаю, что грешно менять присягу»
Памяти генерала Ф.А. Келлера
«Я христианин и думаю, что грешно менять присягу» «Я христианин и думаю, что грешно менять присягу»
Памяти генерала Федора Артуровича Келлера (1857–1918)
Мария Тоболова
Будучи убежденным сторонником императора Николая II, он оказался одним из немногих офицеров, сохранивших в феврале 1917 года верность данной Государю присяге.
Монахиня Серафима (Осоргина) Монахиня Серафима (Осоргина)
Мария Тоболова
Монахиня Серафима (Осоргина) Монахиня Серафима (Осоргина; 1901–1985)
Мария Тоболова
Монахиня Серафима (Осоргина) относилась к числу людей, которые всеми силами старались сохранить жизнь русской Церкви и русской культуры в эмиграции.
Великая Государыня Марфа Иоанновна (1560?–1631) Великая Государыня Марфа Иоанновна (1560?–1631)
Мария Тоболова
Великая Государыня Марфа Иоанновна (1560?–1631) Великая Государыня Марфа Иоанновна (1560?–1631)
Мария Тоболова
В первые годы правления Михаила она постоянно была рядом с ним и мудрыми советами помогала в решении трудных вопросов.
Комментарии
Тамара 2 февраля 2025, 23:23
Царствие Небесное монаху Николаю( воину Феодору), монахине Херувиме(Марии и всем погибшим и умершим во времена революции и Гражданской войны!!!
Антон23 января 2025, 10:12
А что значит "брак невенчаный, по лютеранскому обряду"? Лютеранский обряд не считается венчанием?
Лариса23 января 2025, 07:44
Монахиня Херувима (Мурузи-Келлер; 1872–1959) из заголовка. Мария Александровна Мурузи родилась 6 января 1871 года в семье..... Из текста. Я не поняла, речь о разных людях?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×