Генеалогия писателя Василия Никифорова-Волгина

Василий Акимович Никифоров-Волгин (предположительно с юным Алексеем Ридигером) Василий Акимович Никифоров-Волгин (предположительно с юным Алексеем Ридигером)

О самобытном православном писателе, талантливом представителе литературы русского зарубежья 1920–1930 гг. Василии Акимовиче Никифорове-Волгине написано уже довольно много.

Певец утраченного мира, народных традиций и духовности оставил после себя немногочисленное, но яркое литературное наследие

Певец утраченного мира, народных традиций и духовности оставил после себя немногочисленное, но яркое литературное наследие.

В 1936 г. Игорь Северянин посвятил Никифорову-Волгину сонет, тонко отражающий дух его произведений:

Ему мила мерцающая даль
Эпохи Пушкина и дней Лескова,
Он чувствует Шмелева мастерского
И сроден духу родниковый Даль.
Деревню ль созерцает, города ль,
В нем нет невыносимо городского;
Он всюду сын природы. В нем морского
Мороза хруст, что хрупок, как миндаль.

Его творчество вновь пробудило к себе интерес читателей и исследователей в конце XX – начале XXI вв. Большинство публикаций носит литературоведческий характер и посвящено анализу его произведений.

При этом биография Никифорова-Волгина изучена довольно неполно, интерес исследователей в основном был прикован к периоду его творческого расцвета и событиям последних лет жизни. О детстве и юности писателя известно немногое, о его семье и предках – почти ничего.

В своем предисловии к книге «Василий Никифоров-Волгин. Воспоминания детства», опубликованной издательством «Сатисъ» в 2006 г., известный литературовед Сергей Геннадиевич Исаков (1931–2013) приводит такие сведения:

«Василий Акимович Никифоров родился 24 декабря 1900 г. (6 января 1901 г. по новому стилю) в деревне Маркуши Калязинского уезда Тверской губернии на Волге в семье сапожника из крестьян. Вскоре после рождения Васи семья Никифоровых переехала в Нарву… Семья была большой – у Васи было четыре сестры и два брата – и жилось ей трудно».

С.Г. Исаков упоминает, что еще застал в живых сестер писателя, которые делились с ним воспоминаниями о доброте своего брата и его милосердии к ближнему.

«Однажды в жестокий мороз Василий отдал на улице нищему свою шапку и зимнее пальто, а в оправдание дома говорил: “Жаль человека – он мерз, а я уж как-нибудь проживу”».

Однако ни имя матери Никифорова-Волгина, ни сведения о его дальних предках не были известны, что побудило автора данной статьи заняться изучением и составлением генеалогического древа писателя.

Первым делом для поиска метрической записи о рождении необходимо было найти церковь, в которой крестили Василия Акимовича. Его родная деревня Маркуши Калязинского уезда, собственной церкви не имела и была приписана к селу Белое, которое располагалось неподалеку.

Красивая Никольская церковь в селе Белое (ныне деревне Белой) сохранилась до наших дней. Метрические книги этой церкви также сохранились и находятся сейчас в Государственном архиве Тверской области.

Никольская церковь в деревне Белая. Фотография из Википедии под лицензией CC BY-SA 4.0 Никольская церковь в деревне Белая. Фотография из Википедии под лицензией CC BY-SA 4.0

Первая же попытка поиска увенчалась успехом – была обнаружена метрическая запись о рождении будущего писателя.

ГАТО, ф. 160, оп. 15, д. 1669, лл. 398об-399. Фрагмент ГАТО, ф. 160, оп. 15, д. 1669, лл. 398об-399. Фрагмент

Под номером 1 за 1901 г. в метрической книге Никольской церкви села Белое значится младенец Василий, рожденный 24 декабря 1900 г. и крещенный в честь святителя Василия Великого 1 января 1901 г.

«Родители – деревни Маркуши крестьянин Яким Никифоров и законная жена его Ирина Григорьева, оба православные.
Восприемники – села Абрамова крестьянин Адриан Павлов и деревни Папулово крестьянская дочь Анна Григорьева (видимо, сестра матери)».

Так стало известно имя матери Никифорова-Волгина, которое нигде ранее не упоминалось, а также имена дедушек – Никифор и Григорий.

Захотелось копнуть поглубже и поискать сведения о браке его родителей. Запись обнаружилась в метриках за 1900 г.: их брак был заключен 4 февраля (по старому стилю). Василий, рожденный в декабре того же года, оказался их первенцем.

ГАТО, ф. 160, оп. 15, д. 1669, лл. 384об-385. Фрагмент ГАТО, ф. 160, оп. 15, д. 1669, лл. 384об-385. Фрагмент

«Жених – деревни Маркуши крестьянин Яким Никифоров, православный, первым браком, 24 года.
Невеста – деревни Папулово крестьянина Григория Евдокимова дочь Ирина Григорьева, православная, первым браком, 21 год.
Поручители: по жениху – деревни Маркуши крестьяне Максим Никифоров и Гавриил Никифоров (возможно, братья жениха);
по невесте – села Абрамова крестьянин Адриан Павлов и деревни Папулово крестьянин Иван Евдокимов».

Теперь нам известно имя прадеда писателя по материнской линии – Евдоким и братьев отца – Максим и Гавриил.

Таинство венчания (а затем и крещения Василия) совершал священник Михаил Плетнев, который с 1891 г. был настоятелем храма.

Деревни Макруши, Белое и Папулово (родная деревня матери писателя) на современной карте Деревни Макруши, Белое и Папулово (родная деревня матери писателя) на современной карте

У родителей писателя, Акима Никифоровича и Ирины Григорьевны, не было наследственных фамилий

Как видно из метрик, у родителей писателя, Акима Никифоровича и Ирины Григорьевны, не было наследственных фамилий, что вплоть до начала XX века являлось рядовой ситуацией для бывших «владельческих» (то есть населенных крепостными крестьянами) деревень. Роль фамилии выполняло отчество с добавлением суффиксов -ов, -ев на конце: Аким Никифоров сын, Ирина Григорьева дочь. Такая крестьянская фамилия существовала на протяжение одной жизни, не переходя последующим поколениям.

Получается, что Василий Акимович первым в роду носил наследственную фамилию Никифоров. Позднее он присовокупил к ней псевдоним «Волгин».

Далее последовали поиски метрических записей о рождении родителей писателя.

В записи о браке его родителей за 1900 г. указан их возраст: 24 и 21 год. Значит, Аким Никифорович был рожден в 1875 или 1876 г., а его жена Ирина Григорьевна – в 1878 либо 1879 г.

Информацию о рождении отца писателя удалось найти в метрической книге за 1875 г. – младенец Яким, рожден 8 сентября, крещен 14 сентября.

ГАТО, ф. 160, оп. 15, д. 1629, лл. 191об-192. Фрагмент ГАТО, ф. 160, оп. 15, д. 1629, лл. 191об-192. Фрагмент

«Родители – Белгородской волости деревни Маркуши крестьянин Никифор Александров и законная его жена Анна Иудова, оба православного исповедания.
Восприемники – села Белого дьячок Григорий Андреев Плетнев и деревни Маркуши вдова крестьянка Праскева Иванова».

К полученным ранее сведениям добавились имена бабушки писателя по отцовской линии – Анна, а также прадедов – Александр и Иуда.

К сожалению, архивные записи о рождении матери Никифорова-Волгина не сохранились, в метрической книге за 1878 г. отсутствует первая часть (о рождении), а книга за 1879 г. утрачена полностью. Однако можно заглянуть еще глубже, посмотрев исповедные ведомости.

Исповедная ведомость – ежегодный отчетный документ по каждому приходу Православной церкви в Российской империи в XVIII – начале XX вв. Он представлял собой посемейный список всех прихожан (за исключением младенцев в возрасте до года) с записями о каждом члене семьи, был ли он в этом году на исповеди во время постов, причащался ли у своего священника.

Сохранились исповедные ведомости по деревне Маркуши и по деревне Папулово за 1860 г.

Предки писателя по отцу. Исповедная ведомость. ГАТО, ф. 160, оп. 1, д. 17198. л. 968об Предки писателя по отцу. Исповедная ведомость. ГАТО, ф. 160, оп. 1, д. 17198. л. 968об

Предки писателя по матери. Исповедная ведомость. ГАТО, ф. 160, оп. 1, д. 17764, л. 818об Предки писателя по матери. Исповедная ведомость. ГАТО, ф. 160, оп. 1, д. 17764, л. 818об

Данные исповедных ведомостей подтверждают ревизские сказки за 1858 г. по деревням Маркуши и Папулово.

Ревизские сказки – поименные списки податного населения Российской империи, составленные в ходе подушных переписей (ревизий) в период с 1719 по 1859 г. для целей налогообложения. В них указывались имя, отчество, фамилия (если была) главы семьи, его возраст, а также сведения о членах семьи. Всего было проведено 10 ревизий со средней периодичностью в 15 лет.

Ревизская сказка д. Маркуши. ГАТО, ф. 312, оп. 6, д. 1013, лл. 514об-515. Фрагмент Ревизская сказка д. Маркуши. ГАТО, ф. 312, оп. 6, д. 1013, лл. 514об-515. Фрагмент

Ревизская сказка д. Папулово. ГАТО, ф. 312, оп. 6, д. 1019, лл. 648об-649. Фрагмент Ревизская сказка д. Папулово. ГАТО, ф. 312, оп. 6, д. 1019, лл. 648об-649. Фрагмент

Данные о возрасте в ревизской сказке д. Маркуши отличаются от указанных в исповедных ведомостях в пределах года, что вполне нормально. В ревизской сказке и исповедной ведомости д. Папулово сведения о возрасте членов семьи расходятся до трех лет.

Однако основное расхождение – в именах прабабушки писателя по отцу, жены Александра Полиектовича, и сестры деда по материнской линии, Григория Евдокимовича. В ревизских сказках они обе записаны под именем Василиса, в исповедных ведомостях – Васса. Это разные по значению греческие имена.

Василий Акимович с большой любовью описывал в своих произведениях малую родину: деревню Маркуши, ее обычаи, быт, реку Волгу, название которой стало второй частью его авторской фамилии. В рассказе «Тайнодействие» он упоминает о своем прадеде Евдокиме Павловиче, имя которого можно увидеть в ревизском списке членов семьи.

«В этот день я испытывал от пережитого впечатления почти болезненное чувство; щеки мои горели, временами била лихорадка, в ногах была слабость. Не пообедав как следует, я сразу же лег в постель. Мать заволновалась.
– Не заболел ли ты? Ишь, и голова у тебя горячая, и щеки как жар горят!

Я стал рассказывать матери о том, что видел сегодня в алтаре, и, рассказывая, чувствовал, как по лицу моему струилось что-то похожее на искры.
– Великое и непостижимое это дело, совершение Тайн Христовых, – говорила мать, сидя на краю моей постели, – в это время даже ангелы закрывают крылами свои лица, ибо ужасаются тайны сия!

Она вдруг задумалась и как будто стала испуганной.

– Да, живем мы пока под ризою Божьей, Тайн Святых причащаемся, но наступит, сынок, время, когда сокроются от людей Христовы Тайны… Уйдут они в пещеры, в леса темные, на высокие горы. Дед Евдоким не раз твердил: “Ой, лютые придут времена. Все святости будут поруганы, все исповедники имени Христова смерть лютую и поругания примут… И наступит тогда конец свету!”»

Никифоров-Волгин довольно часто упоминает родителей и дальних предков, но почти ничего не пишет о братьях и сестрах

Примечательно, что Никифоров-Волгин довольно часто упоминает родителей и дальних предков, но почти ничего не пишет о братьях и сестрах. Есть лишь одно упоминание сестры в рассказе «Исповедь» и брата в рассказах «Иванушка» и «Отдание Пасхи». Этот факт подтолкнул к тому, чтобы установить состав семьи, выяснить имена сестер и братьев.

В начале XX в. семья писателя переехала в Нарву. Точная дата переезда неизвестна, как и причина, которая побудили его родителей оставить родные места. В поисках помогли метрические книги Нарвы, которая в начале XX в. входила в состав Санкт-Петербургской губернии.

Первым делом следовало определить, прихожанами какой церкви была семья Василия Акимовича в Нарве. Это было несложно, во многих рассказах цикла «Из воспоминаний детства» писатель упоминает Спасо-Преображенский собор.

Спасо-Преображенский собор Нарвы. Фотография из Википедии Спасо-Преображенский собор Нарвы. Фотография из Википедии

Бывший католический собор XV в. (лютеранский с XVI в.), частично перестроенный под православный храм и освященный 29 июня 1708 г., Спасо-Преображенский собор в Нарве не сохранился до наших дней. Его здание было разрушено в 1944 г. в ходе военных действий.

Василий Акимович, с детства хорошо знавший православное богослужение, служил псаломщиком в соборе до весны 1932 г. Перу писателя принадлежит статья «Тайны Нарвского Преображенского собора», опубликованная под ранним псевдонимом «В. Волгин» в газете «Старый нарвский листок» за 1929 г.

Метрические книги собора сохранились за период с 1746 по 1926 гг. Поскольку дата рождения Василия Акимовича (24 декабря 1900 г. по ст. ст.) была известна из метрик храма родного села, в метриках Спасо-Преображенского собора было решено искать, начиная с 1901 г. Первая находка поджидала в метрической книге за 1902 г. – младенец Иоанн, рожден 22 марта, крещен 25 марта.

Метрическая книга Спасо-Преображенского собора Нарвы за 1902 г. Фрагмент Метрическая книга Спасо-Преображенского собора Нарвы за 1902 г. Фрагмент

«Родители – Тверской губернии Калязинского уезда Белгородской волости деревни Маркуши крестьянин Иоаким Никифоров и законная жена его Ирина Григорьева, оба православного вероисповедания, первобрачные.
Восприемники – той же губернии, уезда, волости и деревни крестьянин Гавриил Никифоров и той же губернии, Корчевского уезда, Корчевской волости, деревни Федоровки крестьянская жена Пелагея Иванова Григорьева».

Семья переехала в Нарву почти сразу после рождения Василия

Эта информация позволила установить важный факт: семья переехала в Нарву почти сразу после рождения Василия, поскольку уже в марте 1902 г. в Нарве у них рождается сын Иван. В качестве крестного указан дядя писателя по отцу – Гавриил Никифорович, его семья тоже переехала в Нарву, в дальнейшем мы еще услышим о нем.

Иван умер в младенчестве 14 марта 1903 г., а 10 октября того же года в семье родилась дочь Зинаида (крещена 13 октября).

Метрическая книга Спасо-Преображенского собора Нарвы за 1903 г. Фрагмент Метрическая книга Спасо-Преображенского собора Нарвы за 1903 г. Фрагмент

«Родители – Тверской губернии Калязинского уезда Белгородской волости деревни Маркуши крестьянин Иоаким Никифоров и законная жена его Ирина Григорьева, оба православного исповедания, первобрачные.
Восприемники – той же губернии, Корчевского уезда, Кимрской волости, села Абрамова крестьянин Адриан Павлов Туругин и Ямбургская мещанка вдова Татиана Петрова Тимошкина».

Следующий ребенок появился в 1906 г. – Иоанн (Иван) рожден 12 сентября, крещен 24 сентября.

Метрическая книга Спасо-Преображенского собора Нарвы за 1906 г. Фрагмент Метрическая книга Спасо-Преображенского собора Нарвы за 1906 г. Фрагмент

«Родители – Тверской губернии, Калязинского уезда, Белгородской волости, деревни Маркуши крестьянин Иоаким Никифоров и законная жена его Ирина Григорьева, оба православные, первобрачные.
Восприемники – того же уезда, волости и деревни Маркуши крестьянин Гавриил Никифоров Полионов и Ярославской губернии, Даниловского уезда, Вятской волости, деревни Нагина крестьянская жена Анфиса Андреева Кузьмина».

Обнаруживается интересный факт: у дяди писателя Гавриила Никифоровича появилась фамилия Полионов. Его родной брат по-прежнему записан как Иоаким Никифоров (с фамилией, производной от отчества).

Можно предположить, что фамилия Полионов появилась от их общего предка. Прадеда Акима и Гавриила звали Полиект. Хотя Полиект (долгожданный) и Полиен (многохвальный) – это разные по значению имена греческого происхождения, имя Полиект в устной речи могло редуцироваться (или забыться) и превратиться в более простое Полиен.

Причина, по которой Гавриил Никифорович неожиданно «получил» фамилию, не ясна.

Иван Никифоров умер в возрасте 6 лет, писатель посвятил своему братику рассказ «Иванушка».

«Умирал братец мой Иванушка. Ему было шесть лет. В больших муках умирал он. По деревенскому обычаю, положили его под иконы, чтобы Господь облегчил его… Была пасхальная ночь».

Запись о рождении еще одного ребенка в семье Никифоровых значится в книге за 1909 г. – Пелагия, рождена 20 сентября, крещена 1 октября.

Метрическая книга Спасо-Преображенского собора Нарвы за 1909 г. Фрагмент Метрическая книга Спасо-Преображенского собора Нарвы за 1909 г. Фрагмент

«Родители – Тверской губернии, Калязинского уезда, Белгородской волости, деревни Маркуши, крестьянин Иоаким Никифоров Полионов и законная жена его Ирина Григорьева, оба православного вероисповедания и первого брака.
Восприемники – тех же губернии, уезда, волости и деревни Маркуши крестьянин Гавриил Никифоров Полионов и той же деревни Маркуши крестьянская жена Параскева Михайлова Полионова».

Здесь еще более интересная ситуация: фамилию Полионов обретает отец писателя, Аким Никифорович.

В 1912 г. у Никифорова-Волгина появилась еще одна сестра – Антонина, рождена 29 февраля, крещена 1 марта.

Метрическая книга Спасо-Преображенского собора Нарвы за 1912 г. Фрагмент Метрическая книга Спасо-Преображенского собора Нарвы за 1912 г. Фрагмент

«Родители – Тверской губернии, Калязинского уезда, Белгородской волости, деревни Маркуши, крестьянин Иоаким Никифоров и законная жена его Ирина Григорьева, оба православные и первобрачные.
Восприемники – тех же губернии, уезда, волости и деревни крестьянин Гавриил Никифоров и той же деревни Маркуши крестьянская жена Параскева Михайлова Журавлева».

Снова интересный факт: фамилия Полионов исчезает как у Иоакима, так и у его брата Гавриила. Они, как и раньше, записаны под фамилией-отчеством – Никифоров.

В 1915 г. в семье появилась четвертая дочь – Мария, рождена 29 мая, крещена 5 июня.

Метрическая книга Спасо-Преображенского собора Нарвы за 1915 г. Фрагмент Метрическая книга Спасо-Преображенского собора Нарвы за 1915 г. Фрагмент

«Родители – Тверской губернии, Калязинского уезда, Белгородской волости, деревни Маркуши, крестьянин Иоаким Никифоров и законная жена его Ирина Григорьева, оба православные и первобрачные.
Восприемники – тех же: губернии, уезда, волости и деревни крестьянин Гавриил Никифоров Полионов и тех же: губернии, уезда и волости, деревни Турова крестьянская девица Анна Григорьева Голубева».

Фамилия Полионов вновь фигурирует в записях, но только у дяди писателя – Гавриила Никифоровича.

Интересно отметить, что крестивший детей в 1912 и 1915 гг. и указанный в метрических книгах отец Василий Альбов – это священник Спасо-Преображенского собора с 1897 г., протоиерей с 1908 г. и настоятель собора с 1913 г.

Писатель упоминает его имя в своем рассказе «Святое святых».

«В это время ударили в большой колокол. От первого удара, – вспомнилось мне, – нечистая сила “яже в мире” вздрагивает, от второго бежит, и после третьего над землею начинают летать ангелы, и тогда надо перекреститься.

В алтарь пришел дьякон, улыбнулся мне: ну и хорошо!

За ним отец Василий – маленький, круглый, чернобородый. Я подошел к нему под благословение. Он слегка постучал по моей голове костяшками пальцев и сказал:

– Служи и не балуй! Все должно быть благообразно и по чину».

Последний ребенок, Сергей, родился 18 марта 1920 г., крещен 19 марта.

Метрическая книга Спасо-Преображенского собора Нарвы за 1920 г. Фрагмент Метрическая книга Спасо-Преображенского собора Нарвы за 1920 г. Фрагмент

«Родители – Тверской губернии, Калязинского уезда, Белгородской волости, деревни Маркуши, крестьянин Иоаким Никифоров Никифоров и законная жена его Ирина Григорьева, оба православного вероисповедения и первобрачные.
Восприемники – той же губернии, уезда, волости и деревни крестьянский сын Василий Иоакимов Никифоров и крестьянская дочь девица Зинаида Иоакимова Никифорова».

Установлено, что у семьи Никифоровых было восемь детей

В этой метрической записи много интересных моментов:

1) Фамилия «Никифоров» фиксируется за семьей окончательно как наследственная и прописана наряду с отчеством у всех членов семьи кроме матери.

2) Крестными у младшего брата Сергея указаны сам писатель и сестра Зинаида.

3) Видны карандашные пометки, сделанные в сентябре 1933 г. (возможно, Сергею Никифорову выдавался паспорт или другой документ): даты рождения пересчитаны на новый стиль, ФИО отца написано латиницей, добавлены буквенные и цифровые пометки.

Таким образом установлено, что у семьи Никифоровых было восемь детей (даты рождения указаны по старому стилю). Все, кроме Василия, рождены в Нарве:

  1. Василий Акимович Никифоров – 14.12.1900
  2. Иван Акимович Никифоров – 22.03.1902 (умер в младенчестве)
  3. Зинаида Акимовна Никифорова – 10.10.1903
  4. Иван Акимович Никифоров – 12.09.1906
  5. Пелагея Акимовна Никифорова – 20.09.1909
  6. Антонина Акимовна Никифорова – 29.03.1912
  7. Мария Акимовна Никифорова – 29.05.1916
  8. Сергей Акимович Никифоров – 18.03.1920

В открытой базе данных захоронений Эстонии можно обнаружить сведения о захоронении родителей писателя: они похоронены на Александро-Невском кладбище Таллина.

Мать писателя пережила как своего старшего сына Василия, так и самого младшего – Сергея

Кладбище было основано в 1772 г., после издания Екатериной II указа о запрете захоронений в церквах и окрестностях храмов. На нем захоронены многие известные соотечественники, в том числе Игорь Северянин.

Указаны даты смерти Акима Никифоровича – 22 апреля 1947 г., его жены Ирины Григорьевны – 25 января 1959 г., их младшего сына Сергея – 9 октября 1953 г. Как видно, мать писателя пережила как своего старшего сына Василия, так и самого младшего – Сергея.

Полученные данные помогли составить генеалогическое древо семьи В.А. Никифорова-Волгина:

Кроме того, найденные метрические записи позволяют сделать следующие выводы:

  1. Подтверждены данные С.Г. Исакова, что у писателя были четыре сестры и два брата.
  2. Переезд семьи Никифоровых из деревни Маркуши Тверской губернии в Нарву состоялся сразу после рождения писателя.
  3. Вместе с семьей Акима Никифоровича в Нарву переехал его брат Гавриил Никифорович с семьей.
  4. В 1909-1912 годах родственники писателя использовали фамилию Полионовы, но окончательно она не закрепилась.

Автор выражает огромную благодарность Диане Примако и Ольге Витальевне Дербасовой за помощь в поиске архивных документов и работе с метрическими книгами.

Копирование и иное использование материала без письменного разрешения автора не допускается.

Игорь Будков

18 февраля 2025 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 97 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Смотри также
Комментарии
Игорь20 февраля 2025, 14:02
Я думаю, что семья могла навещать родные места и родственников (до 1917 года точно). Одновременно с этим - его родители много рассказывали ему про малую родину.
Тамара 20 февраля 2025, 11:21
Интересно было прочитать историю семьи писателя Никифора - Волгина!! Какая трудоёмкая работа проделана Игорем Гудковым!!Спаси Господи!!
Татьяна 19 февраля 2025, 14:35
Фотография Никольского храма в Белом селе в статье современная. Никольский храм в годы советской власти был осквернен и заброшен. В 2000 годах храм восстановили. Сейчас в храме есть предел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, а около храма часовня в честь Петра и Февронии Муромских (на фотографии можно увидеть часовню).
Татьяна 19 февраля 2025, 14:24
Спасибо за статью о писателе Никифорове - Волгине! Я сейчас живу в том месте, где родился писатель (в деревне Ноаое село, рядом с Папуловым). Очень люблю рассказы Василия Акимовича! По его рассказам я поняла, что в свои школьные годы он не жил уже в Маркушах. Но я думала, что до школы писатель проживал в деревне Маркуши. В статье говорится, что семья писателя переехала в Нарву сразу после рождения Василия. Как же тогда "Василий Акимович с большой любовью описывал в своих произведениях малую родину: деревню Маркуши, её обычаи, быт, реку Волгу"? Получается писатель не видел всё это.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новые материалы

Выбор читателей

×