Несвятые Хулиганычи Недавно услышал шутку: «Сколько эгоистов потребуется, чтобы вкрутить лампочку? – Один. – Потому что весь мир крутится вокруг него». С одной стороны, смешно; с другой, понимаешь же, что это, к сожалению, действительно так: если человек влюблен в себя, считает себя выше всех, то он волей-неволей остается в одиночестве. Никто ему не поможет, и дело касается далеко не только электрических работ: речь идет о существовании цивилизации. Цивилизации без ближнего.
Всё растущая убийственная «самоизоляция» – один из печальных результатов той антикультуры любви к себе во что бы то ни стало, которая агрессивно насаждается в нынешнем человеческом обществе. Посмотрите на наших детей, разучившихся разговаривать и основную часть детства проводящих, уткнувшись в экраны «гаджетов» (красноречиво: «гад-же-ты»). Посмотрите на месяцами, годами не общающихся между собой родственников и друзей, живущих в одном городе. На стариков, умирающих в холодном доме, пару дней не пивших горячего чаю. Это отдельные примеры, но из таких примеров, думаю, складывается диагноз нашего разобщенного общества, и диагноз неутешительный: под религиозными заклинаниями о коллективном счастье и прогрессе мы стремительно движемся к пропасти.
Всё растущая убийственная «самоизоляция» – один из печальных результатов антикультуры любви к себе
Мы наблюдали и продолжаем наблюдать это, например, во время войны в Косово и Метохии: ведь только «заботой о счастье» были продиктованы бомбардировки и последующая оккупация. То же на Украине в недавние годы: уж сколько слов о счастье, достоинстве и дружбе было сказано. Результат – опустошенная земля, разделенный народ, нищета.
Как противостоять этому? Можно лечь на диван, включить телевизор и начать проклинать политиков. Можно делать то же самое, зайдя в кафе или пивную. Продуктивность, судя по опыту, нулевая: ни на сердце, ни в мире лучше не станет. А можно, начав преодолевать эгоизм, поехать в ДНР, Курск или ЛНР и просто помогать тем, кому гораздо хуже, чем тебе, любимому. Вот за последнее я благодарен проекту Русской Православной Церкви, который подразумевает помощь жителям, пострадавшим от войны. В чем заключается помощь? Она самая разнообразная: работа санитарами в госпиталях и больницах; оказание социальной помощи; доставка продуктов; строительство; ремонт домов и квартир (лампочки тоже вкручивают поодиночке, но дело идет веселее); работа на огородах; стрижка и так далее – всего не перечислишь. Сначала стрижка очень удивила – зачем, думаю. Потом объяснили: оказывается, красивый вид очень важен как с эстетической, так и с этической точки зрения для больного. «Это тебе всё равно – ты можешь выглядеть как последний хиппи. А больным старикам, раненым воинам крайне важно ощущать себя в достойном окружении. Кстати, ты бы тоже постригся, иначе и правда страшно». Так что парикмахеры здесь нарасхват.
Кто принимает участие в этом благотворительном движении? Добровольцы со всех концов России. Самые разные люди, десятки тысяч: медики, строители, студенты, священники… Кстати, при мне приехали студенты из МГИМО, будущие российские дипломаты – хотим, говорят, помочь покрыть крыши домов в Авдеевке. И работали неплохо, несколько домов в достойный вид привели. В этом случае за будущее российской дипломатии я спокоен. Да, и парикмахер был. Тоже работал в Авдеевке, тоже ремонтировал крыши. Но как только тамошние бабушки узнали, что он причесывал Жириновского, а также представителей российской эстрады, ну, вы понимаете, что спать он ложился позже всех – к нему очереди стояли. Впрочем, он не жаловался, а бабушки были счастливы и краше любой эстрадной певицы. В одной бригаде оказался судья и бездомный, один обеспеченный, другой бедный. Расспросил бездомного, как так получилось, – тот рассказал, что, несмотря на три высших образования, не смог справиться с нынешней действительностью и оказался на улице. Судья дал юридическую консультацию и помог с получением необходимых документов на жилье.
Дед по прозвищу Хулиганыч скрыл свой возраст: ему 82, а он сказал, что нет и 70-ти, – чтобы «церковные бюрократы пропустили». Можно понять опасения «церковных бюрократов»: в таком возрасте сложно ожидать нелегкой физической работы от человека. Так этот Хулиганыч ползал по крышам лучше студентов, работал так, что все ахнули. Шутки деда Хулиганыча вошли в архив российского юмора, я думаю: все просто падали под стол от хохота от его комментариев. А хозяева домов, которые мы ремонтировали вместе с ним, просто радовались: кажется, настоящая жизнь возвращается.
Для возвращения настоящей жизни часто требуется просто-напросто по-доброму поговорить с теми, кто испытал на себе войну
Мы заметили, что для возвращения этой самой настоящей жизни часто требуется просто-напросто по-доброму поговорить с теми, кто испытал на себе войну. Часто даже просто – выслушать человека. Не отстраненно вежливо, как какой-нибудь психолог, а по-дружески. Тогда уходит отчуждение, возвращается добрый взгляд, да и работа идет лучше.
Работы много. Не просто много – уйма. То, что ее хватит на всех, которые сопротивляются делом и словом «самоизоляции» общества, очевидно.
Преодолевая последствия войны, мы, похоже, преодолеваем поводы для войны возможной – той, которая неминуемо возникнет, если мы продолжим любить себя больше ближнего. Кстати, примерно так мне во время обеда (я приготовил гуляш на костре) сказал Володя, он чеченец. Почему не Рамзан, мы не стали выяснять, да и неважно. Самые разные наречия, говоры, диалекты, языки (Россия и вправду большая), которые звучали у нас в бригаде, подтверждали его слова. Дед Хулиганыч молча пожал ему руку, уже без шуток. Потом подмигнул и все-таки сообщил: «Несвятые святые просто, а?» Всё может быть. Так что приезжайте в настоящую Россию: с одной стороны, путешествие, с другой стороны, и пользу можно принести. Несколько десятков сербов у нас уже были.