Православный календарьПравославный календарь
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.

Котская жизнь

Заметки с Донбасса

Коты в этом малороссийском монастыре – что-то вроде достопримечательности. Их много, во-первых; во-вторых, все считают себя достойными находиться здесь; в-третьих, всем своим видом они показывают, что еще вопрос, кто достойнее: ты, жалкий паломник, или я, вполне себе уважаемый кот с монастырской пропиской.

Внешний вид и выражение физиономии, разумеется, разные: кто-то выглядит и ведет себя как маститый митрофорный протоиерей, знающий себе цену и понимающий ответственность; кто-то, как зашуганный мальчишка-иподиакон, носится туда-сюда без толку, шипит и пучит глаза. Один кот своей царственной осанкой дает понять, что, переселись он чуть южнее, пришлось бы вам, граждане, переименовать Константинополь в Котонтинополь, и нечего тут. Еще один кот гордо вышагивает, выгуливая на поводке смиренную хозяйку-монахиню. Пользуется всеобщим уважением и состраданием: прибыл с самой линии фронта, так что к нему не очень придираются.

Всем своим видом они показывают, что еще вопрос, кто достойнее: ты, жалкий паломник, или я, уважаемый кот с монастырской пропиской

Но вся дружная орава сбегается ровно в назначенное время к монастырскому крыльцу, где каждая морда получает на отдельной тарелке трапезу. Орава не тунеядствует: ловит крыс и мышей – достойный соперник братии из далекого Эрмитажа. К храму имеют почтение: обходят по периметру, но в саму церковь – ни-ни. Воспитанные морды.

Чего коты, судя по всему, не понимают, так это людского поведения. Точнее, человеческого непостоянства. Взять тот же монастырь. Судя по рассказам монахинь, он был открыт в начале 1990-х годов, и жители поселка, около которого обитель была построена, встретили монахинь в штыки. Мол, здесь до вас, церковников, был Психоневрологический интернат, а вы сюда приехали, работы многих из нас лишили, «мерседесы», «попы», «бездельники» и прочие безумные глаголы. Потом, правда, вынуждены были признать, что никакие монахини не бездельницы, работают вовсю, скотный двор у монастыря на зависть многим, приглашают на работу на ферму и огороды на совсем не унизительных условиях, еще и деньги неплохие заработать можно. «Мерседесов» тоже нет, как ни ищи. Трактор есть, а «мерседеса» нет. Да и с интернатом не все так просто. Во-первых, в лучших традициях нового времени, он был «оптимизирован» тогдашним государством. Во-вторых, как выяснилось, сюда отправляли не только действительно больных людей, но и христиан, которые не угодили коммунистическому руководству. И здесь, в этом заведении, людей подвергали пыткам, карательной медицине: вводили препараты, из-за которых человек превращался, что называется, в «овощ». Многие монахини считают таких христиан мучениками. Вполне вероятно, так оно и есть: пожертвовать разумом ради Христа – разве не мученичество? Слышать после этого брезгливые обвинения в дармоедстве от жителей села странно. Картина, в сущности, знакомая: паломники приезжают в обитель из самых дальних концов страны, любят и знают ее, а местные жители обходят монастырь стороной, предпочитая коротать время, например, на крыльце магазина или за электробудкой.

Ровно до тех пор, пока в эти края не пришла война. Как только раздались первые выстрелы и взрывы, монастырь наполнился ищущими спасения людьми. Слезы, крики, молитвы. Жили в подвалах вместе с «дармоедами», заботились о раненых и лишенных крова односельчанах, молились, наверное, в первый раз по-настоящему в жизни. Кожей поняли, что монастырь, молитва, любовь и боль – все это всерьез. Покаялись.

Война ушла на запад. Обстрелы, взрывы прекратились. Так, далекая канонада слышна время от времени, напоминая страшные месяцы в подвале. Разошлись по домам. И тут же послышалось старое: «попы на мерседесах», «тунеядцы», «лишили нас психушки», возобновились посиделки на крыльце магазина и за электробудкой... Слава Богу, кто-то изменился: в обитель приходит с любовью, благодарностью.

Монастырские коты недоумевают: откуда такое непостоянство? Где, спрашивают, ваша людская логика? Вы, говорят, какие-то алогичные, товарищи люди. Бессловесные какие-то твари, уж простите за котовий славянский.

А монахини спокойно улыбаются: «Наше дело – молитва, – говорят. – Мы за всех молимся. Иначе нельзя». Коты забеспокоились: «За нас-то тоже, надеемся?» – «Обязательно! – улыбаются монахини. – Келейно!» – «А, тогда ладно. Вас, людей, не поймешь. Как у вас война, так сразу плакать и молиться. Но как только мир, вы сами себе всякую пакость устраиваете. Берите пример с нас: вот мы всегда при монастыре».

Сложно быть человеком, похоже.

Петр Давыдов

16 сентября 2024 г.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 813 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Смотри также
Донбасс: «Наши страдания обусловлены нашими страстями» Донбасс: «Наши страдания обусловлены нашими страстями»
Беседа с мон. Зосимой из Свято-Никольского монастыря
Донбасс: «Наши страдания обусловлены нашими страстями» Донбасс: «Наши страдания обусловлены нашими страстями»
Беседа с монахиней Зосимой из Свято-Никольского монастыря
Даже посмотрев на жизнь монастыря в осаде, на страдания беженцев и монахов, она все-таки дала «правильные» координаты тем, кто хочет нас уничтожить. Даже увидев детей, увидев, что здесь нет военных, пустив слезу…
Благословенные бессловесные Благословенные бессловесные
Марина Бирюкова
Благословенные бессловесные Благословенные бессловесные
Марина Бирюкова
Какое место занимают животные в Его мироздании? Как мы должны их воспринимать? Христианское ли это чувство – любовь и жалость к ним?
Кошка. Рассказ Кошка. Рассказ
Свящ. Ярослав Шипов
Кошка. Рассказ Кошка
Рассказ
Священник Ярослав Шипов
Прихожу, а бабулька не спит. И рассказывает: «Я, — говорит, — померла уже»… Да-да, прям так и говорит. Мол, сердце во сне очень сильно болело, а потом боль прошла и хорошо-хорошо стало…
Комментарии
Ольга20 сентября 2024, 09:34
Подскажите, пожалуйста, где этот монастырь находится, может и я там побываю
Антон Бессонов16 сентября 2024, 15:36
Тёплые коты :))) Приятное эссе, спасибо.
Лариса16 сентября 2024, 12:53
Знакомые коты! Была недавно в августе в этом монастыре в качестве трудницы от нашей Церкви. Кстати, благодаря сайту "Православие.ру". Ехала с опаской, а попала в земной рай. Молитва, труд, красота, доброжелательность. Храни Бог этот замечательный монастырь и всех его насельников!
Любовь 16 сентября 2024, 11:13
Спаси Господи за ваши труды. И поучительный рассказ Божьей помощи Вам!!
Виктория16 сентября 2024, 10:33
Всегда нравились статьи автора о Косово, где он с любовью описывал жизнь местных жителей. Было бы интересно прочитать о жителях Донбасса, где-нибудь поближе к фронту. Например, в Старомихайловке под Красногоровкой, где война без передышки одиннадцатый год, а люди не оставляют Храм. " Красная зона" Донецка, где в Храмах на клиросе поют дети. Даже дойти до храма под обстрелом и беспилотниками - подвиг.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×