Ектения: знакомая и неизвестная

Фото: vk.com Фото: vk.com

Что мы особенно любим на каждой службе, к чему чаще всего особенно прислушиваемся, что считаем важным? На всенощном бдении – «Свете Тихий», Полиелей, чтение Евангелия, Великое Славословие… На литургии – антифоны, Трисвятое, Апостол и Евангелие, Херувимскую песнь, анафору (Евхаристический канон)… Но редко мы с особым вниманием прислушиваемся к ектениям; они, как что-то промежуточное между важными песнопениями, часто повторяются. Но вот что пишет о них, частых и обыденных, «православныя веры поборник» святой праведный Иоанн Кронштадтский в книге «Моя жизнь во Христе»:

«Вы слышите в церкви больше всего гласы священнослужителей, чтецов и певцов, поющих о помиловании нас. Что это значит? Это значит, что все мы, сколько нас ни есть в храме Божием, по грехам своим достойны казней Божиих, и что прежде всего – по пришествии нашем в храм – мы должны помнить, что мы – грешники, что пришли к Господу неба и земли, Творцу и Благодетелю, ежедневно и ежечасно прогневляемому нашими неправдами, умолять Его каждый за себя и даже – по христианской любви – за других – о помиловании. Моления о помиловании бывают то великие, то малые, то сугубые. Так как в Церкви нет ни одного лишнего слова, то при пении сугубой ектении нужно особенно сильно молиться Богу, из самой глубины души, от сердца самого сокрушенного, как и говорится об этом в начальной ектеньи: ‟Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем”. В это время отложить нужно и малейшую холодность, малейшее невнимание сердечное, и, горя духом смиренным, ставши весь вниманием, возносить Создателю теплейшую молитву о помиловании нас, грешных. Но что мы видим при возглашении священнослужителя и пении певцов сугубой ектении и великой? Большею частью – обыкновенную невнимательность и равнодушие молящихся»[1].

Что же они такое, эти знакомые и незнакомые нам одновременно ектении?

Ектения – в переводе с греческого значит «сугубое, протяженное [моление]»[2]; это молитва (именно молитва, просьба ко Господу – ведь в богослужении есть очень много и чтений, и гимнов – псалмы и др.); молитва общая, всего храма; в древности даже был обычай: то, что ныне поет хор – «Господи, помилуй» и «Подай, Господи» – отвечал на возглашаемые диаконом (или священником) прошения весь народ. И вообще, в отличие от тайных молитв священника в алтаре, от возносимых предстоятелем от имени всех молящихся прошений, анафоры ектении – это общие прошения.

В отличие от тайных молитв священника в алтаре, от возносимых предстоятелем от имени всех молящихся прошений, анафоры ектении – это общие прошения

Вообще, богослужение «общественное», как его называют иногда, – литургия, всенощное бдение, часы и прочие (в отличие от молебна, панихиды, таинства Крещения, Венчания и проч.), представляет собой молитву, уже составленную, словами которой мы и должны молиться, стоя на службе, а молитва своя, собственными словами, возносится обыкновенно дома. Можно отметить только, что преподобный Амвросий Оптинский советовал, по воспоминаниям одной его духовной дочери-монахини: «Во время службы должно слушать, что читают, и перебирать (четки с молитвой): ‟Господи, помилуй”, а когда не слышно (чтения), то ‟Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную”»[3], – но это направлено к собиранию внимания на молитве, ведь и здесь – не наши личные просьбы, не «своими словами». Ектения же – некоторое исключение из этого правила: здесь, как пишет святитель Феофан Затворник, «дается место и руководство к своеличной молитве»[4], на которую направляют нас прошения, возглашаемые диаконом.

Святитель Иоанн Златоуст, рассуждая о ектении, говорит, что «мы, не зная полезного для нас, просим бесполезного»[5] очень часто; для того и нужна ектения, в которой Церковь подсказывает нам, чего на самом деле нужно просить у Бога, и вместе с нами молится о наших нуждах и – самое главное – спасении. Это, впрочем, совершенно не значит, что все то, что беспокоит нас в нашей каждодневной жизни, лишнее: на ектении, наоборот, мы молимся и о «плавающих, недугующих, страждущих, плененных», и о «благорастворении воздухов» (то есть хорошей для урожая погоде; хотя мы в большинстве сейчас и отвыкли от переживаний, связанных с сельским хозяйством, но все же по-прежнему зависим от земли и ее плодов), о «добрых и полезных душам нашим» (о всем добром и полезном для нас), о мире для наших душ; просим и о «Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея»; о том, чтобы Господь спас и помиловал нас.

На особую важность ектений указывает и то, что в древности некоторые из них совершались коленопреклонно

На особую важность ектений указывает и то, что в древности некоторые из них совершались коленопреклонно, да и сейчас есть несколько ектений (при освящении храма, например), которые совершаются по Уставу коленопреклонно.

Ектении – очень древняя часть богослужения; древнейшие зафиксированные тексты ектений датируются концом IV века, но, скорее всего, они были в нашей службе еще раньше. Ектении бывают четырех основных видов: мирная (великая), малая, сугубая и просительная.

Мирная (великая) ектения начинается словами «Миром Господу помолимся»; отсюда и название. «Миром» – значит, мирным, спокойным сердцем; кстати, до революции перепутать значение этого слова можно было только на слух: оно писалось или «миромъ» и значило спокойствие, мир душевный, или «мiромъ» – в значении вселенной. (Было, правда, еще и «мvромъ», через ижицу, – но это уже от слова «миро»). Правда, на слух все-таки путали: даже Наташа Ростова у Толстого, слыша начальные слова мирной ектении, думает о том, что, значит, молиться будут «мiромъ, все вместе»[6]. Но Церковь учит, что помолиться-то мы должны своим мирным сердцем, а не просто собравшись вместе… Конечно, и общность на богослужении очень важна; но здесь говорится об ином. Мирная ектения возглашается в начале служб: литургии, вечерни, утрени и других.

Малая ектения – сокращенный вариант великой (начинается словами «Паки и паки (т. е. снова и снова) Господу помолимся»). Она состоит всего из двух прошений и возглашается после кафизм (к числу которых относится и песнопение «Блажен муж» на великой вечерне – ведь это сокращенная первая кафизма), антифонов, третьей, шестой и девятой песней канона на утрене и т. д.

Ектения сугубая начинается со слов «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей…». «Сугубый» – значит «двойной» «усиленный»; это указывает на повторение «Господи, помилуй» после каждого прошения не один раз, а три, а также и от «двукратного, усугубленного обращения в начале ектении к милосердию Божию о помиловании»[7].. Сугубая ектения может быть полной (в начале прибавляются еще два прошения – «Рцем вси» и «Господи Вседержителю», после которых поется только однократное «Господи, помилуй»), и сокращенной, начинающейся сразу с «Помилуй нас, Боже» и тройного «Господи, помилуй».

Просительная ектения – «Исполним молитву нашу Господеви» – отличается тем, что хор отвечает, начиная со второго или третьего прошения, не «Господи, помилуй», а «Подай, Господи». К сугубой (а иногда и мирной) ектении прибавляются иногда особые прошения – благодарственные, или, наоборот, просительные – во время войны и бедствия. Мы и сегодня слышим одно из них на каждой литургии… Есть еще ектении об оглашенных в начале литургии верных и некоторые другие, но, по сути, и они соотносятся с перечисленными выше.

Вообще, ектения – это молитвословие, которое свидетельствует о материнской заботе Церкви о каждом из нас. Никакая, пожалуй, другая часть богослужения так явно не «откликается» на наши личные нужды (кроме особых молитв, но они принадлежат конкретным службам, а ектении – общие, но меняются); на всенощном бдении, на литургии, как выше было упомянуто, мы молимся и о душевном мире и спасении, и о телесных наших нуждах (которые тоже важны, как необходимые нам, для Господа); начинается война или другое бедствие – и вот уже в ектении появляются прошения о «еже явити спасение Твое», о избавлении от напасти.

Перед Новым годом мы приходим на новогодний молебен – и слышим ектении, в которых просится: «О еже благословити венец наступаемого лета», «О еже благословити начаток и провождение лета сего, благодатию человеколюбия Своего: времена же мирна, благорастворенны воздухи, и безгрешен нам в здравии с довольством живот даровати, Господу помолимся». Рождается ребенок, его приносят в храм крестить; и все – близкие, священник, клирос – община, по сути, – молятся об этом новом христианине (или христианке): «О еже ныне приходящем к святому просвещению, и о спасении его, Господу помолимся», о том, чтобы и ему принять Крещение, сохранить эту благодать и после кончины войти в Царствие Небесное. Венчаются люди – и также звучит ектения, общая молитва о них: «О еже благословитися браку сему, якоже в Кане Галилейстей…», «О еже возвеселитися им видением сынов и дщерей…», «О еже даровати им же и нам вся ко спасению прошения, Господу помолимся»…

А ведь общецерковная молитва – это очень важно для нас, немощных и грешных. Конечно, мы должны и даже обязаны молиться сами, и дома, и в храме, но в то же время никоим образом нельзя надеяться только на свои слабые силы. Преподобный Макарий Оптинский писал:

«О церковной же молитве знайте, что она выше домашней вашей молитвы, ибо оная возносится от целого собора людей, в числе коих, может, много есть чистейших молитв, от смиренных сердец к Богу приносимых, кои Он приемлет, яко кадило благовонное, с коими и наши, хотя немощные и ничтожные, приемлются»[8] (О. Цв. 59).

Вот так драгоценна для нас молитва Церкви.

…И так во всю жизнь человека Церковь молится вместе с ним, принимая и освящая все, что для нас важно. И по смерти не прерывается эта забота Ее – отпеванием, панихидами Церковь помогает Своим чадам до скончания века. А явным знаком, выражением этой удивительной заботы и любви, единства Церкви, Тела Церковного, для которого дороги и важны все его члены, служит ектения, вбирающая в себя все наши радости и невзгоды, чтобы молитвой помочь нам и в тех, и в других; такая незаметная обычно и такая великая…

Елена Бутарова

16 сентября 2024 г.

[1] Прав. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе.

[2] Желтов Михаил, диакон. Ектения / Православная энциклопедия // https://www.pravenc.ru/text/189661.html

[3] Агапит (Беловидов), архимандрит. Житие преподобного Амвросия, старца Оптинского. Козельск: Издательство Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь. 2012. С. 383.

[4] Цит. по: Ектения / Православная энциклопедия Азбука веры // https://azbyka.ru/ekteniya

[5] Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на Послание к Римлянам. СПб, 1903. С. 669.

[6] Толстой Л.Н. Война и мир. Т. 3–4. Л., 1951. С. 79.

[7] Сугубая ектения // Брокгауз Ф.А, Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Т. 31а. СПб, 1901. С. 901.

[8] Цит. по: Оптинский цветник. Изречения преподобных старцев Оптинских. М, 2010. С. 59.

Смотри также
«Миром Господу помолимся...» «Миром Господу помолимся...»
Митрополит Лимасольский Афанасий
«Миром Господу помолимся...» «Миром Господу помолимся...»
Вторая беседа о Божественной литургии
Митрополит Лимасольский Афанасий
Мир – это не психологическое состояние, когда у нас все в порядке и мы полны оптимизма. Мир – это Христос.
Дети на литургии: Как объяснить детям литургию Дети на литургии: Как объяснить детям литургию
Анна Сапрыкина
Дети на литургии: Как объяснить детям литургию Дети на литургии: Как объяснить детям литургию
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Нужна книга, которая прямо во время службы объяснила бы детям происходящее в храме. Такую книгу я не нашла, поэтому я решила сама сделать ее для своих детей.
Об одной особенности Благовещенского канона Об одной особенности Благовещенского канона
Диак. Владимир Василик
Об одной особенности Благовещенского канона Об одной особенности Благовещенского канона
Диакон Владимир Василик
Есть причины считать, что восьмая песнь канона изначально являлась самостоятельным произведением, принадлежавшим другому автору, а девятая песнь канона была дописана после победы Православия над несторианами.
Комментарии
Alexei17 сентября 2024, 10:05
Старание автора статьи чувствуется и это похвально. Однако, нужно обратить внимание, что ВСЕ ектении - это "сопровождение" той или иной молитвы священника. И поэтому, о чем надо было бы сказать вот что. Существенная, неотрывная часть ектании - это возглас священника или епископа. А эти вознласы: Яко подобает и др., это окончания молитв, которые люди не слышат. Но именно в них - сущность ектений, повторяющихся в течении одной службы. Интересно мне было видеть, как в румынской церкви все молитвы (тайные) в конце ектений священник читает вслух, а не про себя, как у нас.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×