Православный календарьПравославный календарь
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.

Поколение великих, знавшее цену жизни

О творчестве братьев Ткачевых

Братья Ткачевы. Фото: belghm.ru Братья Ткачевы. Фото: belghm.ru

«Ушла эпоха» – это как раз про Ткачевых, с их мощным творчеством, тесно вплетенным в традиции русского искусства, рассказывающим нам о нас, о нашей истории, жизни – и еще о чем-то важном, глобальном, что делает эту жизнь осмысленной... Действительно, ушла эпоха, и мы чувствуем это, иначе не было бы так больно от из ухода – все-таки преклонный возраст и так далее. Но эти внутренние самоубеждения почему-то не срабатывают: все меньше и меньше здесь остается мастеров такого масштаба.

Удивительно, что братья родились с разницей в 3 года, и ушли – с такой же разницей, не дожив до 100 лет несколько месяцев... Сначала старший, Сергей Петрович, а теперь вот и младший, Алексей Петрович.

С творчеством братьев Ткачевых мы, советские дети из провинции, узнавали сначала через репродукции в журнале «Юный художник». Работы Сергея и Алексея Ткачевых просто не могли не обращать на себя внимания. Потом, уже в Москве, мы увидели их картины вживую, и оказалось, что репродукции, даже в альбомах, даже качественные, вообще не передают то важное, что присутствует в их произведениях: многие из них буквально насыщены светом, льющимся на зрителей. Особенно очевидно это становилось на их персональных выставках...

Оказалось, что репродукции, даже качественные, не передают то важное, что присутствует в их работах: многие из них буквально насыщены светом

«Мы все были в одинаковой степени ответственны за судьбу Родины, поэтому и победили. Я горжусь, что принадлежу к этому изумительному поколению. Из него вышло и столько интересных художников, которых искусствоведы называют ‟шестидесятниками” – Гелий Коржев, Владимир Стожаров, Борис Угаров»,

– сказал мне однажды в интервью Сергей Петрович. Он был спикером их творческого союза, Алексей Петрович обычно принимал участие в беседе, когда диктофон был выключен, или, самое большее, вставлял одну фразу в «официальный разговор». Это, вправду удивительное, невероятное поколение. Их волновало не просто собственное творчество, а именно судьба российского искусства, которое они всячески старались поддерживать. Даже достигнув всесоюзной, всероссийской известности, став частью истории отечественного искусства.

Их волновало не просто собственное творчество, а именно судьба российского искусства, которое они всячески старались поддерживать

Мой муж, художник, вспоминает, что всякий раз при встрече Алексей Петрович спрашивал его о творчестве, предлагал приносить показать работы, чтобы что-то посоветовать, а ведь муж учился в другой мастерской МГАХИ им. В. И. Сурикова, где преподавали Ткачевы, у других преподавателей... И такое отношение было практически к каждому, встречающемуся на пути художников. А уж из учеников Ткачевых, тех, кого они учили, так или иначе открывали дорогу в большое творчество, можно составить целую армию – армию прекрасных мастеров отечественного искусства. Фраза про поколение очень точна, ведь к целому ряду современников можно применить определение «великий». И Ткачевы действительно были великие.

«Братья». Авторы: Братья Ткачевы 1981-1983. Холст, масло. 158x184 см. https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/8526 «Братья». Авторы: Братья Ткачевы 1981-1983. Холст, масло. 158x184 см. https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/8526

На двойном автопортрете «Братья», 1981–1983, показана идея преданного служения художников своему делу. Сергей Петрович опирается на стул в глубоком раздумье над будущим произведением, Алексей Петрович с палитрой в руках смотрит куда-то вдаль, видя еще не воплощенные образы. А за ними – большой, еще белый холст, на котором затем должно появиться произведение. Сокровенный момент перед началом создания картины…

Удивительное свойство искусства Ткачевых – в том, что, обращаясь к самым бытовым, простым сюжетам, они говорят о значимом, о главном.

Большое место в творчестве художников уделяется теме семьи, в их произведениях всякий раз получается обязательно цельный образ, тесно и гармонично связанный с родной землей, – образ может быть приподнято-радостный («Июньская пора», 1976–1977), или более бытовой («Молодая семья», 1982–1983), или глобально обобщающий, как в триптихе «Семья Пакетовых», 1964. С Верой Петровной Пакетовой, матерью 13 детей, жительницей деревни Новые Котчищи, Ткачевы были в очень хороших отношениях и много раз писали и ее, и членов ее большой семьи.

«Май сорок пятого. Авторы: Братья Ткачевы. culture.ru «Май сорок пятого. Авторы: Братья Ткачевы. culture.ru

Идея семьи как символа жизни особенно ярко звучит, например, в картине «Май сорок пятого», 1979 –1981, где одновременно – тема Победы, семьи, преемственности, тема жизни. У художников есть несколько вариантов этой работы, но тот, где герои располагаются под весенними цветущими деревьями, из Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова, получился наиболее смыслово-наполненным.

Сами Ткачевы росли в большой семье: 8 братьев и сестра. Их родители, Петр Афанасьевич и Мария Васильевна, пока были живы, делали все, чтобы собрать у себя детей из разных уголков страны.

«Родители всегда готовились к встрече с детьми, как к большому празднику. Для отца честь семьи была превыше всего. Вообще, Россия всегда была сильна своими семьями»,

– говорили мне Сергей Петрович и Алексей Петрович.

«Дорогами войны». Авторы: Братья Ткачевы «Дорогами войны». Авторы: Братья Ткачевы

В женские образы Ткачевых хочется всматриваться. Женщины на их полотнах всегда красивы, и красота эта открывается в том числе через тему материнства. Понятно, что речь идет не только о внешней красоте. Одинаково прекрасны пожилая женщина, дающая напиться колодезной воды солдату (картина «Дорогами войны», 2002–2005), и молодая мать, помогающая сделать своему малышу «Первые шаги» (картина 1960). Обобщающий образ женской красоты – в глубокой работе «Матери», 1960–1961 – это произведение, показывающее вроде бы бытовую сцену, звучит масштабно, всеобъемлюще, не случайно художник показывает героинь фронтально, лицом к зрителю, занимающими все пространство холста.

«Матери». Авторы: Братья Ткачевы 1960-1961. Холст, масло. 170x297 см. https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/8528 «Матери». Авторы: Братья Ткачевы 1960-1961. Холст, масло. 170x297 см. https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/8528

«Нелегкая судьба русской женщины-матери, ее безмерный труд, беззаветная любовь к детям стали определяющими в нашем творчестве. Припоминаем, что когда делали свои первые шаги в искусстве, то самой терпеливой натурой была мама. Сама того не ведая, она этим самым поощряла наш труд. Хотя женщина была самого крестьянского происхождения, неграмотная, но сердцем чувствовала, что это нужно ее детям»[1].

Первой в этой серии как раз стала именно работа «Матери», и, как вспоминали сами художники, работа подверглась критике, особенно официальной, художников упрекали, что они искажают советскую действительность, очерняют и омрачают. Насколько же нужно иметь искаженное зрение, чтобы в этом гимне женщине, материнству, причем без романтики и пафоса, когда все по-настоящему, увидеть очернение чего бы то ни было...

«Сыновья». Авторы: Братья Ткачевы 1985–1990. Холст, масло. 150x200 см. https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/museums/belgorodskiy_gosudarstvenniy_hudozhestvenniy_muzey/tkachev_a.p._tkachev_s.p._sinovya._1985-1990._bghm/index.php?lang «Сыновья». Авторы: Братья Ткачевы 1985–1990. Холст, масло. 150x200 см. https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/museums/belgorodskiy_gosudarstvenniy_hudozhestvenniy_muzey/tkachev_a.p._tkachev_s.p._sinovya._1985-1990._bghm/index.php?lang

Пронзительно и глубоко звучит у художников тема матерей, провожающих сыновей на войну. В семье Ткачевых воевало трое, старший, Серафим, с войны не вернулся. Воевал сам Сергей Петрович, за его плечами – участие в боях, тяжелое ранение… В картине «Сыновья», 1985–1990 гг., как раз трое сыновей – пока они еще здесь, около благословляющей матери, в уюте родного дома, но впереди, там, за дверью, – бескрайность родной земли, которую нужно защищать. Есть более ранняя работа – «Благословение матери», 1976, – на которую художники явно опирались при работе над «Сыновьями». Но здесь еще нет большого пространства, в которое предстоит выйти сыну, о нем напоминает только свет, льющийся из окна, да и он становится домашним, уютным, солнечным пятном устроившись на полу. Красный угол – иконы, горящая лампада – деталь, подчеркивающая, на Чью защиту уповает эта женщина, в Чьи руки вверяет своего сына.

«Благословение. Последний». Авторы: Братья Ткачевы 1976. Холст, масло. 102,5x129 см. Музей братьев Ткачёвых https://ar.culture.ru/ru/subject/blagoslovenie-1 «Благословение. Последний». Авторы: Братья Ткачевы 1976. Холст, масло. 102,5x129 см. Музей братьев Ткачёвых https://ar.culture.ru/ru/subject/blagoslovenie-1

В картине «Родительский дом. Вернулся», 2001–2002, звучит радостная нота – сын, фронтовик, герой, вернулся. Но на лице матери – не только тихая радость, но и скорбь по тем близким, чьи фотографии висят на дальнем плане, которых она не дождалась. Да и за столом у молодежи разные эмоции на лицах. Так и было по всей стране – радость и слезы…

 «Детвора». Авторы: Братья Ткачевы 1958–1960. Холст, масло. 121×200 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург «Детвора». Авторы: Братья Ткачевы 1958–1960. Холст, масло. 121×200 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В том высказывании Сергея Петровича Ткачева, которое процитировано выше, есть еще слова о том, что оно (поколение) «не на пряниках вскормленное, знающее цену краюшке хлеба, товарищеской взаимовыручке». Хочется добавить, что это поколение в целом знало цену жизни. Наверное, поэтому Ткачевы умели ощутить и так точно передать радость каждого мгновения. Светом и легкостью наполнена их работа «Детвора» (1958–1960): солнечные блики, отражающиеся на воде, лёгкие, колышущиеся на ветру платья девочек, сами девочки, тонкие, трепетные, – все это складывается в пронзительный образ детства. Радость и глубина конкретного момента жизни и в работе А.П. Ткачева «Внучка», 1996. Здесь, кстати, не раз встречающееся в работах художников изображение сохнущего, полощущегося на ветру белья – будничная деталь, которая становится символом свежести, чистоты, обновления. Картина «Пора сенокосная», 1975, вариант, что хранится в Иркутском областном художественном музее им. В.П. Сукачева, – снова про радость, которая звучит в трепещущих от ветра березах, в солнечных бликах на воде, траве, на лицах и фигурах молодых женщин, в их будничных, но таких красивых платьях…

Много раз Сергей Петрович рассказывал, в том числе и мне, как в середине 1990-х зашел к ним с Алексеем Петровичем в мастерскую крупный английский дипломат с женой, чтобы приобрести какую-нибудь работу. Внимательно посмотрев подготовленные пейзажи, этюды, дипломат остановился у эскиза к картине «В колхоз» и сказал, что он хочет купить именно эту работу. «Вам нравится коллективизация?» – спросил его Сергей Петрович. В ответ прозвучало: «Нет. Мне нравится живопись братьев Ткачевых».

«В колхоз». Авторы: Братья Ткачевы 1970-1980. Холст, масло. 130x190 см Государственная Третьяковская галерея. https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/8527 «В колхоз». Авторы: Братья Ткачевы 1970-1980. Холст, масло. 130x190 см Государственная Третьяковская галерея. https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/8527

Кстати, есть несколько вариантов картины «В колхоз», 1970. Так вот, в том, что находится в Третьяковской галерее, звучат не только радостные, оптимистичные ноты – скорее, даже наоборот, становится жалко вот эту семью, с их собственным крестьянским мирком, который теперь нужно разрушить, вынести устоявшийся уклад туда, за ворота. Возможно, художники и не вкладывали такой смысл в свою работу, но, не устаю повторять, – большие художники умеют показать больше, чем планируют, на то он и талант – дар Божий.

Ткачевы – певцы жизни, которая может быть очень трагичной, но в основе своей все равно остается прекрасной

Иногда до сих пор можно услышать, что они – певцы соцреализма, – с негативной коннотацией, даже не с точки зрения терминологии, хотя пора бы дано отойти от клише. Искусство бывает плохое и хорошее, все остальное – нюансы. Ткачевы – певцы жизни, которая может быть очень трагичной, но в основе своей все равно остается прекрасной, поскольку связана с людьми, живущими на дорогой им земле. Искусствовед В.С. Манин очень точно написал, что существом живописи Ткачевых является «конкретно прекрасная, телесно ощутимая реальность, овеянная свежим ветром в сиянии теплого золотистого неба»[2].

Оксана Головко

11 апреля 2025 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 218 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] Ткачев С.П., Ткачев А.П. О том, что в памяти. М.: СоюзДизайн, 2007. – С. 69.

[2] Манин В.С. Русская живопись в трех томах. Том третий. – Спб.: Аврора, 2007. – С. 189.

Смотри также
Художник Алексей Петрович Ткачев. In memoriam Художник Алексей Петрович Ткачев. In memoriam
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Художник Алексей Петрович Ткачев. In memoriam Художник Алексей Петрович Ткачев. In memoriam
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
3 апреля 2025 года на 100-м году жизни скончался замечательный русский художник Алексей Петрович Ткачев, который вместе со своим старшим братом Сергеем составлял знаменитый творческий тандем «Братья Ткачёвы».
Мир, наполненный тишиной. О творчестве художника Юрия Орлова Мир, наполненный тишиной. О творчестве художника Юрия Орлова
Оксана Головко
Мир, наполненный тишиной. О творчестве художника Юрия Орлова Мир, наполненный тишиной
О творчестве художника Юрия Орлова
Оксана Головко
Тишина – главное слово, которое можно применить к творчеству художника в целом. Она есть почти во всех его произведениях, но тишина эта – наполненная, глубокая, содержательная.
Свет в акварелях Сергея Андрияки Свет в акварелях Сергея Андрияки
К 40-му дню Мастера
Свет в акварелях Сергея Андрияки Свет в акварелях Сергея Андрияки
К 40-му дню Мастера
Совместный проект Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки и портала Pravoslavie.Ru.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Оксана Головко

Новые материалы

Выбор читателей

×