Братья Ткачевы. Фото: belghm.ru
«Ушла эпоха» – это как раз про Ткачевых, с их мощным творчеством, тесно вплетенным в традиции русского искусства, рассказывающим нам о нас, о нашей истории, жизни – и еще о чем-то важном, глобальном, что делает эту жизнь осмысленной... Действительно, ушла эпоха, и мы чувствуем это, иначе не было бы так больно от из ухода – все-таки преклонный возраст и так далее. Но эти внутренние самоубеждения почему-то не срабатывают: все меньше и меньше здесь остается мастеров такого масштаба.
Удивительно, что братья родились с разницей в 3 года, и ушли – с такой же разницей, не дожив до 100 лет несколько месяцев... Сначала старший, Сергей Петрович, а теперь вот и младший, Алексей Петрович.
С творчеством братьев Ткачевых мы, советские дети из провинции, узнавали сначала через репродукции в журнале «Юный художник». Работы Сергея и Алексея Ткачевых просто не могли не обращать на себя внимания. Потом, уже в Москве, мы увидели их картины вживую, и оказалось, что репродукции, даже в альбомах, даже качественные, вообще не передают то важное, что присутствует в их произведениях: многие из них буквально насыщены светом, льющимся на зрителей. Особенно очевидно это становилось на их персональных выставках...
Оказалось, что репродукции, даже качественные, не передают то важное, что присутствует в их работах: многие из них буквально насыщены светом
«Мы все были в одинаковой степени ответственны за судьбу Родины, поэтому и победили. Я горжусь, что принадлежу к этому изумительному поколению. Из него вышло и столько интересных художников, которых искусствоведы называют ‟шестидесятниками” – Гелий Коржев, Владимир Стожаров, Борис Угаров»,
– сказал мне однажды в интервью Сергей Петрович. Он был спикером их творческого союза, Алексей Петрович обычно принимал участие в беседе, когда диктофон был выключен, или, самое большее, вставлял одну фразу в «официальный разговор». Это, вправду удивительное, невероятное поколение. Их волновало не просто собственное творчество, а именно судьба российского искусства, которое они всячески старались поддерживать. Даже достигнув всесоюзной, всероссийской известности, став частью истории отечественного искусства.
Их волновало не просто собственное творчество, а именно судьба российского искусства, которое они всячески старались поддерживать
Мой муж, художник, вспоминает, что всякий раз при встрече Алексей Петрович спрашивал его о творчестве, предлагал приносить показать работы, чтобы что-то посоветовать, а ведь муж учился в другой мастерской МГАХИ им. В. И. Сурикова, где преподавали Ткачевы, у других преподавателей... И такое отношение было практически к каждому, встречающемуся на пути художников. А уж из учеников Ткачевых, тех, кого они учили, так или иначе открывали дорогу в большое творчество, можно составить целую армию – армию прекрасных мастеров отечественного искусства. Фраза про поколение очень точна, ведь к целому ряду современников можно применить определение «великий». И Ткачевы действительно были великие.
«Братья». Авторы: Братья Ткачевы 1981-1983. Холст, масло. 158x184 см. https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/8526
На двойном автопортрете «Братья», 1981–1983, показана идея преданного служения художников своему делу. Сергей Петрович опирается на стул в глубоком раздумье над будущим произведением, Алексей Петрович с палитрой в руках смотрит куда-то вдаль, видя еще не воплощенные образы. А за ними – большой, еще белый холст, на котором затем должно появиться произведение. Сокровенный момент перед началом создания картины…
Удивительное свойство искусства Ткачевых – в том, что, обращаясь к самым бытовым, простым сюжетам, они говорят о значимом, о главном.
Большое место в творчестве художников уделяется теме семьи, в их произведениях всякий раз получается обязательно цельный образ, тесно и гармонично связанный с родной землей, – образ может быть приподнято-радостный («Июньская пора», 1976–1977), или более бытовой («Молодая семья», 1982–1983), или глобально обобщающий, как в триптихе «Семья Пакетовых», 1964. С Верой Петровной Пакетовой, матерью 13 детей, жительницей деревни Новые Котчищи, Ткачевы были в очень хороших отношениях и много раз писали и ее, и членов ее большой семьи.
«Май сорок пятого. Авторы: Братья Ткачевы. culture.ru
Идея семьи как символа жизни особенно ярко звучит, например, в картине «Май сорок пятого», 1979 –1981, где одновременно – тема Победы, семьи, преемственности, тема жизни. У художников есть несколько вариантов этой работы, но тот, где герои располагаются под весенними цветущими деревьями, из Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова, получился наиболее смыслово-наполненным.
Сами Ткачевы росли в большой семье: 8 братьев и сестра. Их родители, Петр Афанасьевич и Мария Васильевна, пока были живы, делали все, чтобы собрать у себя детей из разных уголков страны.
«Родители всегда готовились к встрече с детьми, как к большому празднику. Для отца честь семьи была превыше всего. Вообще, Россия всегда была сильна своими семьями»,
– говорили мне Сергей Петрович и Алексей Петрович.
«Дорогами войны». Авторы: Братья Ткачевы
В женские образы Ткачевых хочется всматриваться. Женщины на их полотнах всегда красивы, и красота эта открывается в том числе через тему материнства. Понятно, что речь идет не только о внешней красоте. Одинаково прекрасны пожилая женщина, дающая напиться колодезной воды солдату (картина «Дорогами войны», 2002–2005), и молодая мать, помогающая сделать своему малышу «Первые шаги» (картина 1960). Обобщающий образ женской красоты – в глубокой работе «Матери», 1960–1961 – это произведение, показывающее вроде бы бытовую сцену, звучит масштабно, всеобъемлюще, не случайно художник показывает героинь фронтально, лицом к зрителю, занимающими все пространство холста.
«Матери». Авторы: Братья Ткачевы 1960-1961. Холст, масло. 170x297 см. https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/8528
«Нелегкая судьба русской женщины-матери, ее безмерный труд, беззаветная любовь к детям стали определяющими в нашем творчестве. Припоминаем, что когда делали свои первые шаги в искусстве, то самой терпеливой натурой была мама. Сама того не ведая, она этим самым поощряла наш труд. Хотя женщина была самого крестьянского происхождения, неграмотная, но сердцем чувствовала, что это нужно ее детям»[1].
Первой в этой серии как раз стала именно работа «Матери», и, как вспоминали сами художники, работа подверглась критике, особенно официальной, художников упрекали, что они искажают советскую действительность, очерняют и омрачают. Насколько же нужно иметь искаженное зрение, чтобы в этом гимне женщине, материнству, причем без романтики и пафоса, когда все по-настоящему, увидеть очернение чего бы то ни было...
«Сыновья». Авторы: Братья Ткачевы 1985–1990. Холст, масло. 150x200 см. https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/museums/belgorodskiy_gosudarstvenniy_hudozhestvenniy_muzey/tkachev_a.p._tkachev_s.p._sinovya._1985-1990._bghm/index.php?lang
Пронзительно и глубоко звучит у художников тема матерей, провожающих сыновей на войну. В семье Ткачевых воевало трое, старший, Серафим, с войны не вернулся. Воевал сам Сергей Петрович, за его плечами – участие в боях, тяжелое ранение… В картине «Сыновья», 1985–1990 гг., как раз трое сыновей – пока они еще здесь, около благословляющей матери, в уюте родного дома, но впереди, там, за дверью, – бескрайность родной земли, которую нужно защищать. Есть более ранняя работа – «Благословение матери», 1976, – на которую художники явно опирались при работе над «Сыновьями». Но здесь еще нет большого пространства, в которое предстоит выйти сыну, о нем напоминает только свет, льющийся из окна, да и он становится домашним, уютным, солнечным пятном устроившись на полу. Красный угол – иконы, горящая лампада – деталь, подчеркивающая, на Чью защиту уповает эта женщина, в Чьи руки вверяет своего сына.
«Благословение. Последний». Авторы: Братья Ткачевы 1976. Холст, масло. 102,5x129 см. Музей братьев Ткачёвых https://ar.culture.ru/ru/subject/blagoslovenie-1
В картине «Родительский дом. Вернулся», 2001–2002, звучит радостная нота – сын, фронтовик, герой, вернулся. Но на лице матери – не только тихая радость, но и скорбь по тем близким, чьи фотографии висят на дальнем плане, которых она не дождалась. Да и за столом у молодежи разные эмоции на лицах. Так и было по всей стране – радость и слезы…
«Детвора». Авторы: Братья Ткачевы 1958–1960. Холст, масло. 121×200 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В том высказывании Сергея Петровича Ткачева, которое процитировано выше, есть еще слова о том, что оно (поколение) «не на пряниках вскормленное, знающее цену краюшке хлеба, товарищеской взаимовыручке». Хочется добавить, что это поколение в целом знало цену жизни. Наверное, поэтому Ткачевы умели ощутить и так точно передать радость каждого мгновения. Светом и легкостью наполнена их работа «Детвора» (1958–1960): солнечные блики, отражающиеся на воде, лёгкие, колышущиеся на ветру платья девочек, сами девочки, тонкие, трепетные, – все это складывается в пронзительный образ детства. Радость и глубина конкретного момента жизни и в работе А.П. Ткачева «Внучка», 1996. Здесь, кстати, не раз встречающееся в работах художников изображение сохнущего, полощущегося на ветру белья – будничная деталь, которая становится символом свежести, чистоты, обновления. Картина «Пора сенокосная», 1975, вариант, что хранится в Иркутском областном художественном музее им. В.П. Сукачева, – снова про радость, которая звучит в трепещущих от ветра березах, в солнечных бликах на воде, траве, на лицах и фигурах молодых женщин, в их будничных, но таких красивых платьях…
Много раз Сергей Петрович рассказывал, в том числе и мне, как в середине 1990-х зашел к ним с Алексеем Петровичем в мастерскую крупный английский дипломат с женой, чтобы приобрести какую-нибудь работу. Внимательно посмотрев подготовленные пейзажи, этюды, дипломат остановился у эскиза к картине «В колхоз» и сказал, что он хочет купить именно эту работу. «Вам нравится коллективизация?» – спросил его Сергей Петрович. В ответ прозвучало: «Нет. Мне нравится живопись братьев Ткачевых».
«В колхоз». Авторы: Братья Ткачевы 1970-1980. Холст, масло. 130x190 см Государственная Третьяковская галерея. https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/8527
Кстати, есть несколько вариантов картины «В колхоз», 1970. Так вот, в том, что находится в Третьяковской галерее, звучат не только радостные, оптимистичные ноты – скорее, даже наоборот, становится жалко вот эту семью, с их собственным крестьянским мирком, который теперь нужно разрушить, вынести устоявшийся уклад туда, за ворота. Возможно, художники и не вкладывали такой смысл в свою работу, но, не устаю повторять, – большие художники умеют показать больше, чем планируют, на то он и талант – дар Божий.
Ткачевы – певцы жизни, которая может быть очень трагичной, но в основе своей все равно остается прекрасной
Иногда до сих пор можно услышать, что они – певцы соцреализма, – с негативной коннотацией, даже не с точки зрения терминологии, хотя пора бы дано отойти от клише. Искусство бывает плохое и хорошее, все остальное – нюансы. Ткачевы – певцы жизни, которая может быть очень трагичной, но в основе своей все равно остается прекрасной, поскольку связана с людьми, живущими на дорогой им земле. Искусствовед В.С. Манин очень точно написал, что существом живописи Ткачевых является «конкретно прекрасная, телесно ощутимая реальность, овеянная свежим ветром в сиянии теплого золотистого неба»[2].