Благословенные бессловесные

Преподобный Герасим Иорданский. Иконописец: Олег Шуркус / shurkus.ru Преподобный Герасим Иорданский. Иконописец: Олег Шуркус / shurkus.ru

Одна моя знакомая – пожилой уже и чистый сердцем человек – решила помолиться о своем заболевшем коте. Но как молиться? О человеке – понятно как: «Помилуй, Господи, раба Твоего такого-то». А про кота же не скажешь так – «раба Твоего»: какой кот Ему раб? В результате получилось вот что: «Помилуй, Господи, кота Твоего Василия…».

«Помилуй, Господи, кота Твоего Василия…». Василий выздоровел

Василий выздоровел. Вполне возможно, что не в кошачьей живучести тут дело; что Творец вселенной отозвался на молитву женщины, бессознательно исполнившей Его Завет: «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство небесное» (Мф. 18, 3). Впрямь, не в коте дело, а в ней. Или и в коте тоже? Какое место занимают животные в Его мироздании? Как мы должны их воспринимать? Христианское ли это чувство – любовь и жалость к ним? Можно ли за них молиться, и если да, то как?

И да владычествуют они…

Первая глава книги Бытия, сотворение мира:

«И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И стало так. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. (…) И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1. 20–26).

А во второй главе мы прочитаем о том, как Творец привел всех зверей полевых и птиц небесных к человеку, «чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» (19).

Итак, бессловесные твари благословлены Создателем, увидевшим, что они – хороши, что земля, наполняясь ими, становится прекрасной; и Он поставил человека над ними всеми владыкой. Каким владыкой? Конечно, добрым и ответственным. Ведь это был мир до грехопадения. Зла еще не было. Оно вошло в мир потом. Жертвой падения человека безвинно («недобровольно», как пишет апостол Павел) стала вся тварь, и вся она, по слову апостола, «совокупно стенает и мучится доныне», именно от человека ожидая избавления «от рабства тлению» (Рим. 8, 20–22). На утрене праздника Богоявления (Крещения) мы слышим канон:

«Да убелится всякое земное естество, от падения ныне на небо возводимо, Имже бо вся соблюдаются, Словом, текущими струями омывшееся…».

С момента грехопадения отношения царя природы и собственно природы никак не назовешь идиллическими

С момента грехопадения отношения царя природы, каковым человек уже по собственному произволению продолжает себя считать, и собственно природы никак не назовешь идиллическими. Что касается животных – человек не только питается ими и одевается в их шкуры, но и проявляет совершенно страшную к ним жестокость, истребляя и мучая их ради собственного удовольствия, уничтожая места их обитания, обрекая на смерть многие виды. Исторически очень поздно, только в XIX–XX веках, человечество – сначала в лице отдельных личностей, потом уже в лице государств – стало учиться животных беречь, спасать, любить. Сегодня мы не удивляемся, видя спасателей, с риском для собственной жизни выносящих из австралийского пожара перепуганных сумчатых мишек-коал. Но проблема отнюдь не решена, и потому в первое воскресение сентября наша Церковь совершает молебное пение о сохранении творения Божия. Это богослужение призвано напомнить нам о том, что мы – по-прежнему в ответе перед Создателем за этот мир, в том числе и за бессловесных тварей – животных.

Святые и звери

«Распрямившись, авва Зосима увидел у тела преподобной Марии огромного льва, который лизал ее стопы. Старца объял страх, но он осенил себя крестным знамением, веруя, что останется невредим молитвами святой подвижницы. Тогда лев начал ласкаться к старцу, и авва Зосима, возгораясь духом, приказал льву ископать могилу, чтобы предать земле тело святой Марии. По его слову лев лапами ископал ров, в котором и было погребено тело преподобной. Исполнив завещанное, каждый пошел своей дорогой: лев – в пустыню, а авва Зосима – в монастырь, благословляя и хваля Христа, Бога нашего»

Это житие Марии Египетской. На иконах преподобного Серафима Саровского мы видим рядом с ним медведя. Другой косолапый столетиями ранее дружил с преподобным Сергием. Преподобный Герасим Иорданский вылечил раненого льва, и это тоже нашло отражение в его иконописном образе. А еще здесь можно вспомнить тех хищников из римских цирков, которые вдруг отказывались терзать и пожирать христиан…

Неразумная тварь чувствует аромат рая, потому и тянется к святому человеку

Почему звери тянутся к святым? Почему они не боятся лесных и пустынных подвижников, не проявляют к ним агрессии, почему не хотят работать палачами? Святость – это исполненность благодати; это преображение человека, приближение его к тому состоянию, в котором находился человек – Богом поставленный добрый владыка неповрежденного гармонического мира – до своего грехопадения. Неразумная тварь чувствует аромат рая, потому и тянется к святому человеку. Когда мы все – люди, звери, птицы – увидим «новое небо и новую землю» (Откр. 21,1), мы вспомним пророка Исаию, который в VI веке до Рождества Христова провидел гармонию тварного мира, преодоление антагонизма и борьбы за существование в царстве Мессии – отрасли корня Иессеева:

«Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их» (Ис.11, 6).

Александр Лопухин в своем толковании на книгу Исаии пишет:

«Животные должны встретить нового человека, уже сами будучи наперед обновлены, как встретили они некогда первозданного Адама. И все изображение этого мира между животными у пророка находится в полном согласии со сказанием книги Бытия о состоянии первозданного мира».

Дух Божий учит любить все живое

Из записок преподобного Силуана Афонского:

«Один раз без нужды я убил муху, и она, бедная, ползла по земле, больная, с выпавшими внутренностями, и трое суток я плакал за свою жестокость к твари, и до сих пор все помню этот случай.

Как-то у меня в магазине на балконе завелись летучие мыши, и я облил их кипятком, и снова много пролил слез из-за этого, и с тех пор никогда не обижаю я тварь.

Однажды, идя в Старый (Нагорный) Русик из монастыря, я увидел на дороге убитую змию, порезанную на куски, и каждый кусок ее судорожно бился, и стало мне жалко всю тварь, и всякое творение страдающее, и я много рыдал пред Богом.

Дух Божий учит душу любить все живое, так что и зеленого листа на дереве она не хочет повредить, и цветка полевого не хочет потоптать. Так Дух Божий научает любви ко всем, и душа сострадает всякому существу, любит даже врагов и жалеет даже бесов, что они отпали от добра».

Душа, просвещенная и согретая лучами Христовой любви, не может не страдать от страдания твари

Прогресс в отношении человека к животным, о котором я сказала уже выше, произошел во многом под влиянием христианства – душа, просвещенная и согретая лучами Христовой любви – пусть и далеко не настолько, насколько душа афонского подвижника Силуана, – не может не страдать от страдания твари. Особая острота этой боли – жалости к мучимому животному – объясняется, наверное, тем, что животное неразумно, оно не понимает, что с ним делают, и беззащитно перед «хомо сапиенсом». Мучая животное, человек мучает младшего по отношению к себе и того, за кого он в ответе – вот почему это грех, а намеренное истязание животных ради собственного удовольствия – проявление тяжелого душевного недуга.

О неразумии души

Однако о следующую цитату из преподобного Силуана некоторые могут, пожалуй, и «ушибиться»:

«Есть люди, которые привязываются к животным, и гладят их, и ласкают, и разговаривают с ними, и оставили они любовь Божию, и через то теряется любовь между братьями, за которую умер Христос в великих страданиях. Неразумно так делать. Животному и скотине дай пищу и не бей их, в этом милость к ним человека, но привязываться, любить, гладить и разговаривать – есть неразумие души.

Душа, познавшая Господа, всегда в любви и страхе предстоит Ему, и как возможно при этом любить, и гладить, и говорить со скотом, с кошками, собаками? Это значит, что забыл человек заповедь Христову любить Бога всем сердцем, всей душою, всем помышлением…».

Да, трудно нам эти слова принять: кто же из нас не трепал пса, не гладил кота, не разговаривал с ними, выражая таким образом к ним любовь? Да ведь и сами они нуждаются в нашей любви – недостаточно им одной кормежки. Эмоциональные они существа: гамма эмоций собаки, например, весьма высоко развита. Однако не спорить с афонским подвижником мы сейчас должны, а усвоить то, безусловно, для нас полезное, что присутствует в его строгих – пусть даже слишком строгих – словах.

Худо, когда привязанность к животному подменяет любовь к человеку и Богу

Худо, когда любовь (а скорее, привязанность) к животному подменяет любовь к человеку и Богу, компенсирует ее нехватку, а то и полное отсутствие. Адольф Гитлер тоже был привязан к своей овчарке! Да, это крайний, отталкивающий пример. Но я не раз и не два наблюдала людей, у которых буквально истерическая жалость к каким-нибудь бездомным щенкам легко уживалась с холодностью и жестокостью к людям, зачастую – к самым близким. Нередко от этих людей можно услышать рассуждения о том, что животные в целом лучше людей… На самом деле животное просто легче любить, чем человека: это не требует нравственного и духовного труда, самокритики, терпения, смирения. Потому и происходит лукавая подмена. Человек, не научившийся любить ближнего, одинок: в общении с животными он зачастую видит выход из этого одиночества, способ утолить эмоциональный голод. И не замечает, что собака, кошка или морская свинка стали ему дороже людей, что есть уже, действительно, неразумие души и нарушение иерархии – замысла Творца о тварях.

Любовь меж людьми – тоже ведь вещь непростая. Есть любовь к другому человеку, а есть желание его любви к нам, желание этим человеком пользоваться. Различить это, дать себе отчет – «Я не столько его (ее) люблю, сколько его (ее) любви к себе хочу» – человек способен далеко не всегда, и немало семей разрушились от такого неразличения. Нечто подобное зачастую происходит и на линии «человек-животное»: за словами о любви к зверюшкам скрывается желание пользоваться ими ради своего развлечения или ради того, чтобы тешить свою гордыню. Люди отдают огромную сумму за породистого кота – и равнодушно перешагивают через брошенного котенка у себя в подъезде. Я не против породистых животных, особенно собак: иная порода – действительно шедевр, совершенный плод совместного труда человека и природы. Но чтобы владеть собакой этой породы, надо знать ее особенности, использовать ее по назначению, создавать ей условия, в которых она нуждается. В свое время я вела «собачье-кошачью» рубрику в городской газете и помню, сколько драм было связано с породистыми псами, хозяева которых просто ничего в них не понимали и не умели с ними обращаться. Начиная от очумевших хаски, которые не могут жить в тесном закрытом пространстве, вырываются и убегают неведомо куда, и кончая ребенком, которого на глазах родителей изувечил амстафф… И всегда один вопрос: а зачем покупали-то эту псину? – А… хотелось такого! Но причем тут любовь?

И все же, молиться ли о коте?

Да, уравнивать животное с человеком – греховное заблуждение, помрачение. Даже интуитивно – мы содрогаемся, слыша, что в храме некоей как бы христианской конфессии было совершено богослужение для домашних питомцев, что кискам и собачкам было предложено «причастие» и т.д.

Но тем не менее – они живут рядом с нами, они – часть нашей жизни, они нуждаются в нашей заботе… а подчас и в нашей молитве. Вопрос, можно ли молиться о домашних питомцах, священникам задают очень часто, и это, наверное, неслучайно. Совершила ли грех женщина, которая молилась о «…коте Твоем Василии»? Конечно, нет. И все же я спотыкаюсь, колеблюсь, когда у меня возникает стремление помолиться о собственном коте, у которого огромный нарыв на боку и жуткая температура… Мысль: «перед Ним – и о каком-то коте?!», порожденная отчасти и чтением записок преподобного Силуана, все равно возникает. Я боюсь поскользнуться, подменить молитву неким инфантильным сентиментальным выплеском.

Конечно, мы его лечим, этого нашего бедолагу. То есть – мы действуем. А любое действие, любое доброе дело можно и нужно предварять молитвой. Вот так, спокойно, без надрыва, без истерики и сентиментальности: «Господи, помоги. Святой Герасим, бинтующий на иконе лапу льву, – посодействуй: кто нашему зверю поможет, если не мы, люди, которые взяли его некогда в свой дом, и, значит, за него в ответе». Таким образом, разумное и необходимое действие помогает мне выработать душевный и духовный градус, оптимальный и для меня, и для болящего кота.

Мы, безусловно, призваны любить животных, восхищаться ими как прекрасными Божиими творениями

Мы, безусловно, призваны любить животных, восхищаться ими как прекрасными Божиими творениями. Посмотрите, сколько раз упоминаются звери и птицы в Библии, как богат ее космос: здесь и олень, «стремящийся к источникам вод», и «скимны (львята) рыкающие», и гнездо аиста выше всех гнезд на вершине, и пушистый орел с веточкой в клюве, и ежи, и летучие мыши, и гады морские, и зайцы, прячущиеся под камнями, и те самые птицы, которые «ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их»…(Мф. 6, 26)

…Но в том же стихе есть и продолжение: «Вы не гораздо ли лучше их?» И оно напоминает нам, разумным и словесным, о нашем особом месте в мироздании и о нашей ответственности за него.

Марина Бирюкова

18 февраля 2020 г.

Смотри также
Время серого кота Время серого кота
Марина Бирюкова
Время серого кота Время серого кота
Повесть о существовании существующих
Марина Бирюкова
Смысл существования заключен в нем самом. Существование противоположно небытию, пустоте. Существование есть обретение формы, образа, преодоление безликого хаоса.
Лики Афона. Ч. 3. О кошках, змеях, лисах и дельфинах Лики Афона. Ч. 3. О кошках, змеях, лисах и дельфинах
Павле Рак
Лики Афона. Ч. 3. О кошках, змеях, лисах и дельфинах Лики Афона
Часть 3. О кошках, змеях, лисах и дельфинах
Павле Рак
Прихожу как-то и вижу: ласка кушает помидоры. Говорю: «Отец Пахомий, у Вас гость». А он отвечает: «Оставь. Эта ласка очень хорошая. Она знает, как себя вести: один помидор начинает кушать сегодня, завтра приходит и продолжает кушать его же».
Кошка. Рассказ Кошка. Рассказ
Свящ. Ярослав Шипов
Кошка. Рассказ Кошка
Рассказ
Священник Ярослав Шипов
Прихожу, а бабулька не спит. И рассказывает: «Я, — говорит, — померла уже»… Да-да, прям так и говорит. Мол, сердце во сне очень сильно болело, а потом боль прошла и хорошо-хорошо стало…
Комментарии
Людмила30 ноября 2024, 12:57
Есть святые,которым можно молиться за животных ! Любовь ко всем и ко всему это и есть любовь к богу! Как можно не разговаривать с животными,когда они смотрят тебе в глаза и хотят общения и ласки ! И как ,например, не поблагодарить козу ,которя дает каждый день твоей семье молоко! А собака которая однажды нас спасла ,может даже от смерти,когда к нам в дом пытались проникнуть преступники! Поэтому нужно любить и благодарить ,а также молиться о о здоровье братьев наших меньших!
Галина И. 3 ноября 2023, 17:59
Саше. Простите, только сейчас прочитала ваш комментарий. Сын бросил работу в полиции не из -за неприязни к животным, а потому, что растерзанная женщина была известна ему, и это его потрясло. Дома у него есть и кошка, и собака.Не могу же я разгольствовать в ограниченном комментарии. И внимательней прочитайте ещё раз мои комментарии, там говорится об избежании идолопоклонства в отношении к животным и неосторожности с ними.Слава Богу, что вас и ваших родственников не коснулась эта беда, характерная для всей нашей страны. То здесь, то там собаки и медведи кого нибудь да загрызут намертво. У нас в регионе таких случаев немало. Или вас это не касается, вы животных любите больше, что ли, чем людей?
Саша10 мая 2023, 14:32
Галина И "А сын бросил работу в полиции после того, как собирал в тайге останки женщины- грибника, растерзанной медведицей. " Хорошо, что он не видел останки людей, растерзанных маньяками. А то бы вообще бросил всякую работу и ушел в монастырь. В своей неприязни к животным некоторые комментаторы несколько забывают про логику.
Анна21 сентября 2022, 12:47
А у меня и вопроса никогда не возникало, можно ли молиться за животных. Конечно можно и нужно, потому что они твари Божии, и Сам Господь печется о них, и не брезгует ими. Конечно человек выше животного, но этот факт никак не запрещает молиться за животных (особенно за усатых полосатых). Господь не побрезговал телом человеческим, принял природу человеческую, когда родился от Пречистой Девы Марии, но если мы вспомним то при Крещении Сына Божия Святой дух принял вид голубя, значит Богу приятно Его творение и человек и даже голубь (т.е. вся тварь Им сотворенная)
валерий филиппов11 апреля 2020, 01:45
Небольшое уточнение:в книге Бытие Библии сказано, что в день пятый Творения Мира создал Бог душу живую из воды - так появились рыбы в воде , пресмыкающиеся на суше и птицы над ней. В день же шестой создал Бог душу живую из земли (праха земн.) и появились млекопитающие - скоты и гады, и последним человек. Т.е. в эти два дня Творения были произведены на свет Божий твари, обладающие душой, но чётко разделённые по уровню мышления, одной из трёх составляющих ("компонентов") души, как интеллекта в широком смысле слова (в их числе сознание, мышление, чувственность/чувств.восприятие/) Именно поэтому человек, как высшее сущ-во, обязан относиться к "братьям своим меньшим" с заботой и лаской.
Елена Аникина12 марта 2020, 12:59
Мнение старца Силуана есть частное богословское мнение. Давайте, каждый будет поступать по совести и будет стараться быть настоящим христианином. Тогда жизнь собак, кошек, африканских львов, носорогов, дальневосточных леопардов и прочих сильно улучшится.
Алла20 февраля 2020, 13:45
Иоанна, в жизни есть много приятных вещей, которые не являются необходимыми. В частности - содержание домашних животных. Это приносит много положительных эмоций, несмотря на все издержки. Разумеется, не нужно заводить толпу братьев наших меньших, но одна собака в квартире вполне в порядке вещей. А вот в частном секторе чаще всего собакам живется куда хуже, чем в квартирах. Там к ним отношение более утилитарное. А в квартирах их холят и лелеют.
Галина И.20 февраля 2020, 10:50
Ув. Денис, для правильного понимания текста Рим.8 необходимо прочитать его толкование - Лопухина, например. Он объясняет,что "мучения природы...не бесцельны и не бессмысленны, а представляют собою только отдельные моменты, какие должна пройти наша планета на пути к той фазе своего существования, которая совпадет с восстановлением славы чад Божиих"."тварь ожидает себе восстановления в первобытном своем состоянии". Это не воскресение мертвых. Также и прп. Иоанн Дамаскин в гл."О воскресении" (кн.IV "Точное излож.-е прав.веры) говорит о воскресении тел только умерших ЛЮДЕЙ. Книга Откровения, по толкованию, наполнена апокалиптическими символами и видениями. Отк 19: Белый конь- символ победы.
Людмила20 февраля 2020, 02:26
Хорошая статья. Только по поводу легкости отношений с животными, без терпения и смирения. Ха-ха. Примеры из своей жизни приводить не буду. Но, есть хороший рассказ "Рабочая собака" (возможно даже на этом сайте), в котором пес помог хозяину во многом измениться к лучшему. Животные часто посылаются нам с такими характерами, чтобы душа наша исправлялась. А молиться? Господь же хочет, чтобы мы со всем обращались к Нему, как к любящему Отцу. Можно молиться, чтобы машину отремонтировали? А почему нельзя попросить, чтобы живое существо не страдало? И разговаривать приходится, т.к. они часть социума. Что-то им объяснить надо, похвалить за правильные действия. Не следует только делать их кумирами.
Иулиания19 февраля 2020, 21:57
Поясните, пжл, с духовной точки зрения вкушение человеком мяса. Только без эмоциональных крайностей. Хотелось бы услышать мнение священников. Знаю игумена РПЦ, который по благословению вкушает мясо - есть серьезные проблемы со здоровьем. Ушел на покой, так как перед литургией всегда пост, а он не в состоянии был его держать.
Галина И.19 февраля 2020, 21:41
Все хорошо,что хорошо кончается. Излишняя умиленность животными, высокопарные мысли о них и неосторожность могут привести к потери разумности и плохо закончиться.Зверь есть зверь, особенно злой,голодный или одичавший. Речь идет о всех животных. Столько много разных трагических случаев, и тут не до ложной любовной эйфории.Однажды я пошла в лес за ягодами, и меня там окружила большая стая собак. Я прижалась к сосне и стала молиться.Собаки,злобно лая и рыча, все ближе подступали ко мне. И вдруг неожиданно завизжали и бросились врассыпную, словно кто-то невидимый прошелся по ним. А сын бросил работу в полиции после того, как собирал в тайге останки женщины- грибника, растерзанной медведицей.
Денис19 февраля 2020, 15:33
Андрей, не собаки с кошками соблазнились посулами змея, а люди. Не кошки совершают аборты, а человеческие женщины. Не псы предают, а человеческие мужчины бросают жён с детьми.
Денис19 февраля 2020, 15:21
Более того, в девятнадцатой главе откровении святого апостола Иоанна Богослова упоминаются небесные кони, оказавшиеся достойными носить на своих спинах ангелов и самого Господа нашего Иисуса Христа: "19.11 И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. 19.12 Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. 19.13 Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие». 19.14 И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый. 19.15 Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать
Денис19 февраля 2020, 15:21
Что-же касается прямого ответа на вопрос. Будут ли воскрешены животные? То ответ на этот вопрос содержится в послании святого апостола Павла римлянам: 18 Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. 19 Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, 20 потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, 21 что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. 22 Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; 23 и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. (Рим. 8:18-23)
Наталия Ростова19 февраля 2020, 13:49
В 15 -ть лет я совершила тяжкий грех. Усыпила любимую кошку Анфису. Мы с родителями уезжали из Якутии, и моя кошка оказалась никому не нужной из друзей и знакомых. Отец сказал усыпить ее. Взять с собой кошку в самолет, он категорически отказался. Выбросить ее на улицу, было бы еще большим злом, учитывая морозы. Я видела, как в вет.клинике ей сделали укол, а потом куда-то унесли. Я испытала настоящее потрясение. Потом какое-то время заикалась и плакала по ночам. Прошло уже много лет, я до сих пор испытываю страдания, вспоминая это. И чтоб как-то загладить свою вину, у меня постоянно живут коты, одного из них я подобрала на улице. Люди, не обижайте животинок, и за это ответим перед Богом....
Наталь19 февраля 2020, 05:16
Статья мне помогла во многом, спасибо
Александр18 февраля 2020, 19:59
В церкви этот вопрос давно решен. В 1 части требника есть молитва на благословение стада животных, чин благословения пчел и роев пчелиных. В большом требнике святителя Петра Могилы есть чин моления во время губительного мора скотов. Этим чинопоследованием кроме молитв предусмотрено каждение между животными, кропление корма и самих животных святой водой, а также вливание святой воды в поилки для животных!
Анна18 февраля 2020, 19:30
Иоанна, в деревне собаки сидят на цепи, а не двигаются. К тому же в деревне не принято возиться с собаками, они часто только мучаются от такой жизни. Завел собаку - ухаживай, гуляй с ней, делай прививки и находи на это время. Это послушание. В храм к 6:30? Значит с собакой гулять в 05:00.
Андрей18 февраля 2020, 18:36
Абсолютно точны и верны слова св. Силуана. Если мы действительно христиане, стоит прислушаться к этому строгому вразумлению святого. Как и в многом другом, наше время развратилось и в этом. Чрезмерная любовь к животным обычно всегда бывает за счет человеческих существ, это закон. Отдавая без меры тепло своего сердца четвероногим, мы обделяем, как правило, своих ближних, забывая о том, что Христос взошел на крест за людей, а не за собак и кошек. И в этом, как и в любом другом вопросе христианской жизни, нужно мыслить и рассуждать, как мыслят зрелые мужи (1 Кор. 13:11), а не как сердобольные дамочки.
Евгения18 февраля 2020, 18:20
Прошу прощения за долгие рассуждения, но мысль все-таки закончу))) Вот тут своё «серенькое»-то и выйдет наружу: Я НЕ МОГУ с ним говорить, НЕ МОГУ с ним рядом находиться и т.д. Спасибо Вам, Марина за рассуждения! Рада, что у меня есть единомышленники)). А по поводу молиться или не молиться - так любое благое дело лучше делать с молитвой. Почему же не помолиться о выздоровлении своего любимца, если не Господу, то Святым Его?.. И с этой мыслью я согласна.
Евгения18 февраля 2020, 18:07
Продолжение. Это реальные слова реальных людей. Колоссальная подмена, друзья! Порой, действительно, кажется, что животные лучше людей, но мы сравниваем несравнимое. Человек – венец творения Господа, об этом нельзя забывать. Любить животных – ЛЕГЧЕ! Это правда. Они пушистые, мягкие, дружелюбные, хвостами виляют, стресс снимают, радуются тебе или нет (последнее уже второстепенно), одним словом – они без человеческих недостатков! Таких-то, конечно, как не любить. А ты попробуй, хотя бы постарайся понять мотив поведения человека, его слов и действий, попробуй САМ проявить к человеку человечность, если он сейчас такой весь не «беленький», а «серенький».
Евгения18 февраля 2020, 18:02
Я сейчас не буду говорить об элементарной заботе о питомцах, в которой заключается наша, человеческая, ответственность перед ними. Раз уж взял скотинку – занимайся. Это должно быть, об этом и пишет автор. Но мне позиция автора статьи очень близка вот еще в каком смысле! Много раз я замечала какую-то неистовую любовь к животным. Были у меня такие мысли и сомнения - а, может, я чего-то не понимаю, хотя животных люблю... Люди в силу неумения и нежелания учиться любить ближнего своего (я говорю о человеке, конечно) переключаются на любовь к братьям меньшим - и холят, и лелеют. Я не говорю уже о том, что их питомцы для них - это «сыночки», «дочки», члены семьи, а сами они «папочки» и «мамочки».
Иоанна_ 18 февраля 2020, 16:57
Татьяна, В ЧЁМ НЕОБХОДИМОСТЬ взваливать на себя все сложности по уходу за собаками? Это обязательно для нашего спасения? Нет, нисколько! Может быть, лучше в храм сходить? Великим постом служба в будний день начинается в 6:30, так что придётся выбирать. В деревне собака имеет возможность двигаться, а в городской квартире собаке, особенно крупной - одни мучения! Отсюда и болезни, и хождения по ветеринарам. Я очень люблю животных и прекрасно понимаю, что в деревне собака нужна, а в городе - зачем? Да ещё несколько?? Собаки, которых я вижу в парке рядом со своим домом, почти все перекормленные, мне жаль их...
Андрей18 февраля 2020, 16:50
Очень хорошая статья.Призыв и к Любви, и к разумности, и к наблюдению за самим собой. Спасибо.
Галина И.18 февраля 2020, 16:32
"вспомним пророка Исаию, который в VI веке до Рожд. Христ."// Время Исаии относится к 745-695гг до Р.Х.(VIII в.до Р.Х).Еще, по прп. Иоанну Дамаскину, "рай -...истинно Божественное место и жилище, достойное того, кто создан по образу Божию; в нем не пребывало ни одно из бессловесных существ, а один только человек - создание Божественных рук".(Точное изложение Правосл. веры,кн.II,гл ХI)."Человек сотворен был из чувственной и духовной природы". Животные- только из чувственной."Невозможно, чтоб оставался нетленным тот, кто питается чувственною пищею". Животные не способны на духовную пищу. В кн.IV гл.XXVII читаем, что" от бессловесных существ мы различаемся воскресением", т.е.они не воскреснут.
Татьяна18 февраля 2020, 13:00
"Нередко от этих людей можно услышать рассуждения о том, что животные в целом лучше людей… На самом деле животное просто легче любить, чем человека: это не требует нравственного и духовного труда, самокритики, терпения, смирения. Потому и происходит лукавая подмена". Прекрасно можно научится и терпению и смирению и самоотречению, любя домашних животных! Особенно собак. Попробуйте несколько раз в день гулять с собакой в любую погоду, потому что это нужно питомцу. Дождь, мороз, ветер, просто усталость после работы. Но надо гулять - и идешь. С самоотречением тоже самое - собака болеет, отрываешь от себя и идешь в ветлечебницу. Питомцы, особенно проблемные - это просто тренажер смирения.
Марина18 февраля 2020, 11:53
Преподобный Паисий говорил , что мы для животных как боги и они от нас ждут милости ... И да, мы в ответе за того, кого приручили. И за то, что бессловесные страдают, тоже мы в ответе. Они по вине человека страдают. Для меня каждое творение Божье, каждая травинка,каждый даже самый маленький цветок, это гимн Творцу. Благодарю Бога за прекрасный мир, созданный Им. И как же не помолиться о твари Божьей, когда она нуждается в помощи? Бог сотворил всё живое и Он полон любви ко всему живому. И "Всякое дыхание да хвалит Господ".
Юлия18 февраля 2020, 11:50
Святые мученики Флор и Лавр Иллирийских в православии считаются покровителями ветеринарных врачей и животных. Их память совершается 31 августа. В этот день так же установлен День ветеринарного работника.
Галина И.18 февраля 2020, 11:42
Человек- высшее создание Творца, призванное для любви и молитвы.Но для владычества над животными ему необходимы мудрость и рассудительность.Иначе он впадает в заблуждения, идолопоклонство и обожествление животных (пример-вост.гороскоп).Это отступление от Бога Живого."Ты в наказание наслал на них множество бессловесных животных,чтобы они познали, что, чем кто согрешает, тем и наказывается"."Притом они почитают животных самых отвратительных,...ОНИ ЛИШЕНЫ И ОДОБРЕНИЯ БОЖИЯ И БЛАГОСЛОВЕНИЯ ЕГО. Посему они достойно были наказаны чрез подобных животных"."Служение идолам...есть начало и причина, и конец всякого зла" (Прем 11:16,15:18,16:1, 14:27)."признавать власть Твою- корень бессмертия" (15:3).
Марина Бирюкова18 февраля 2020, 11:24
Простите, Анна, а где же у меня написано, что нельзя за животных молиться? Наоборот же!
Денис18 февраля 2020, 10:59
Оскудела любовь среди людей, не любит люди друг друга. Отцы оставляют семьи ради злодейки с наклейкой, с согласия матерей врачи убивают детей в их утробе! Животные же остались такими, как век, тысячу лет тому назад: собаки верными, кошки ласковыми...
Георгий18 февраля 2020, 10:57
"Блажен муж, иже и скоты милует, сердце же нечестивых жестоко."(Притч.Соломоновы) - об этом,наверное говорил прп.Силуан Афонский. А сколько еще мы встречаем бессловесных в Житиях, послуживших Святым - и говорящего верблюда в житии Косьмы и Домиана и незлобивого и смиренного льва в житии св.Парда, которого тот, будучи угрызаемый совестию и желая погибнуть от "уст львовых" пинал и ложился на его пути к водопою...а лев перепрыгивал через него... Наш настоятель давал совет - если хочешь помолиться о своём питомце больном домашнем - проси праведного Ноя - спасителя всего животного мира от Потопа! и помогает Праотец!
Мария18 февраля 2020, 10:05
А ещё животные лишены возможности заботиться сами о себе, не сами выбирают где и как им жить, поэтому у человека ответственность за них выше, чем за других людей. На то человеку и дан разум, руки, чтобы работать и кормить себя.
Анна18 февраля 2020, 09:18
Не согласна с автором о том, что за животных нельзя молиться. Раз они творение Божие, то чем плохо если за них Господа попросить помиловать их и исцелить и напитать и сохранить. Согласна что надо контролировать себя и не ставить животное выше человека. И автор не священник чтобы давать советы. А наши священники (многие которых знаю лично) когда мы просим помолиться о котейках (чтобы их пристроить в добрые руки или еще что) никогда не отказывают в этом (келейно разумеется помолиться). И священники никогда не говорят, что мол нельзя о животных молиться. Хочешь помолиться так и помолись, хуже не будет.
Анна Тарасенкова18 февраля 2020, 07:46
Но Ваше обращение куда лучше!
Геннадий 18 февраля 2020, 07:37
"...и послал Господь Нафана к Давиду... и сказал ему:... были два человека...богатый, а другой бедный; у богатого было много...скота, у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил, и она выросла вместе с детьми его; от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь...пришел к богатому человеку странник, и тот пожалел взять из своих овец..., чтобы приготовить [обед] для странника... а взял овечку бедняка и приготовил ее для человека, который пришел к нему. Сильно разгневался Давид и сказал Нафану...достоин смерти." Нам ли собственникам роскошных квартир и машин, имеющих жен, носящих мужскую одежду, не молится о животных?
Анна Тарасенкова18 февраля 2020, 07:35
Спасибо Вам!Старец Силуан тоже может быть в чем-то не прав, он все-таки не Господь.Как не молиться о несчастных, старых, безногих лошадях, на которых мы занимаемся с "особыми"детьми? Они делают не меньше, чем люди, и ничего взамен не требуют.так и молилась:Не оставь, Господи, своей милостью бессловесных тварей, вверенных Тобою нашему попечению.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×