Благословенные бессловесные

Преподобный Герасим Иорданский. Иконописец: Олег Шуркус / shurkus.ru Преподобный Герасим Иорданский. Иконописец: Олег Шуркус / shurkus.ru

Одна моя знакомая – пожилой уже и чистый сердцем человек – решила помолиться о своем заболевшем коте. Но как молиться? О человеке – понятно как: «Помилуй, Господи, раба Твоего такого-то». А про кота же не скажешь так – «раба Твоего»: какой кот Ему раб? В результате получилось вот что: «Помилуй, Господи, кота Твоего Василия…».

«Помилуй, Господи, кота Твоего Василия…». Василий выздоровел

Василий выздоровел. Вполне возможно, что не в кошачьей живучести тут дело; что Творец вселенной отозвался на молитву женщины, бессознательно исполнившей Его Завет: «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство небесное» (Мф. 18, 3). Впрямь, не в коте дело, а в ней. Или и в коте тоже? Какое место занимают животные в Его мироздании? Как мы должны их воспринимать? Христианское ли это чувство – любовь и жалость к ним? Можно ли за них молиться, и если да, то как?

И да владычествуют они…

Первая глава книги Бытия, сотворение мира:

«И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И стало так. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. (…) И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1. 20–26).

А во второй главе мы прочитаем о том, как Творец привел всех зверей полевых и птиц небесных к человеку, «чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» (19).

Итак, бессловесные твари благословлены Создателем, увидевшим, что они – хороши, что земля, наполняясь ими, становится прекрасной; и Он поставил человека над ними всеми владыкой. Каким владыкой? Конечно, добрым и ответственным. Ведь это был мир до грехопадения. Зла еще не было. Оно вошло в мир потом. Жертвой падения человека безвинно («недобровольно», как пишет апостол Павел) стала вся тварь, и вся она, по слову апостола, «совокупно стенает и мучится доныне», именно от человека ожидая избавления «от рабства тлению» (Рим. 8, 20–22). На утрене праздника Богоявления (Крещения) мы слышим канон:

«Да убелится всякое земное естество, от падения ныне на небо возводимо, Имже бо вся соблюдаются, Словом, текущими струями омывшееся…».

С момента грехопадения отношения царя природы и собственно природы никак не назовешь идиллическими

С момента грехопадения отношения царя природы, каковым человек уже по собственному произволению продолжает себя считать, и собственно природы никак не назовешь идиллическими. Что касается животных – человек не только питается ими и одевается в их шкуры, но и проявляет совершенно страшную к ним жестокость, истребляя и мучая их ради собственного удовольствия, уничтожая места их обитания, обрекая на смерть многие виды. Исторически очень поздно, только в XIX–XX веках, человечество – сначала в лице отдельных личностей, потом уже в лице государств – стало учиться животных беречь, спасать, любить. Сегодня мы не удивляемся, видя спасателей, с риском для собственной жизни выносящих из австралийского пожара перепуганных сумчатых мишек-коал. Но проблема отнюдь не решена, и потому в первое воскресение сентября наша Церковь совершает молебное пение о сохранении творения Божия. Это богослужение призвано напомнить нам о том, что мы – по-прежнему в ответе перед Создателем за этот мир, в том числе и за бессловесных тварей – животных.

Святые и звери

«Распрямившись, авва Зосима увидел у тела преподобной Марии огромного льва, который лизал ее стопы. Старца объял страх, но он осенил себя крестным знамением, веруя, что останется невредим молитвами святой подвижницы. Тогда лев начал ласкаться к старцу, и авва Зосима, возгораясь духом, приказал льву ископать могилу, чтобы предать земле тело святой Марии. По его слову лев лапами ископал ров, в котором и было погребено тело преподобной. Исполнив завещанное, каждый пошел своей дорогой: лев – в пустыню, а авва Зосима – в монастырь, благословляя и хваля Христа, Бога нашего»

Это житие Марии Египетской. На иконах преподобного Серафима Саровского мы видим рядом с ним медведя. Другой косолапый столетиями ранее дружил с преподобным Сергием. Преподобный Герасим Иорданский вылечил раненого льва, и это тоже нашло отражение в его иконописном образе. А еще здесь можно вспомнить тех хищников из римских цирков, которые вдруг отказывались терзать и пожирать христиан…

Неразумная тварь чувствует аромат рая, потому и тянется к святому человеку

Почему звери тянутся к святым? Почему они не боятся лесных и пустынных подвижников, не проявляют к ним агрессии, почему не хотят работать палачами? Святость – это исполненность благодати; это преображение человека, приближение его к тому состоянию, в котором находился человек – Богом поставленный добрый владыка неповрежденного гармонического мира – до своего грехопадения. Неразумная тварь чувствует аромат рая, потому и тянется к святому человеку. Когда мы все – люди, звери, птицы – увидим «новое небо и новую землю» (Откр. 21,1), мы вспомним пророка Исаию, который в VI веке до Рождества Христова провидел гармонию тварного мира, преодоление антагонизма и борьбы за существование в царстве Мессии – отрасли корня Иессеева:

«Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их» (Ис.11, 6).

Александр Лопухин в своем толковании на книгу Исаии пишет:

«Животные должны встретить нового человека, уже сами будучи наперед обновлены, как встретили они некогда первозданного Адама. И все изображение этого мира между животными у пророка находится в полном согласии со сказанием книги Бытия о состоянии первозданного мира».

Дух Божий учит любить все живое

Из записок преподобного Силуана Афонского:

«Один раз без нужды я убил муху, и она, бедная, ползла по земле, больная, с выпавшими внутренностями, и трое суток я плакал за свою жестокость к твари, и до сих пор все помню этот случай.

Как-то у меня в магазине на балконе завелись летучие мыши, и я облил их кипятком, и снова много пролил слез из-за этого, и с тех пор никогда не обижаю я тварь.

Однажды, идя в Старый (Нагорный) Русик из монастыря, я увидел на дороге убитую змию, порезанную на куски, и каждый кусок ее судорожно бился, и стало мне жалко всю тварь, и всякое творение страдающее, и я много рыдал пред Богом.

Дух Божий учит душу любить все живое, так что и зеленого листа на дереве она не хочет повредить, и цветка полевого не хочет потоптать. Так Дух Божий научает любви ко всем, и душа сострадает всякому существу, любит даже врагов и жалеет даже бесов, что они отпали от добра».

Душа, просвещенная и согретая лучами Христовой любви, не может не страдать от страдания твари

Прогресс в отношении человека к животным, о котором я сказала уже выше, произошел во многом под влиянием христианства – душа, просвещенная и согретая лучами Христовой любви – пусть и далеко не настолько, насколько душа афонского подвижника Силуана, – не может не страдать от страдания твари. Особая острота этой боли – жалости к мучимому животному – объясняется, наверное, тем, что животное неразумно, оно не понимает, что с ним делают, и беззащитно перед «хомо сапиенсом». Мучая животное, человек мучает младшего по отношению к себе и того, за кого он в ответе – вот почему это грех, а намеренное истязание животных ради собственного удовольствия – проявление тяжелого душевного недуга.

О неразумии души

Однако о следующую цитату из преподобного Силуана некоторые могут, пожалуй, и «ушибиться»:

«Есть люди, которые привязываются к животным, и гладят их, и ласкают, и разговаривают с ними, и оставили они любовь Божию, и через то теряется любовь между братьями, за которую умер Христос в великих страданиях. Неразумно так делать. Животному и скотине дай пищу и не бей их, в этом милость к ним человека, но привязываться, любить, гладить и разговаривать – есть неразумие души.

Душа, познавшая Господа, всегда в любви и страхе предстоит Ему, и как возможно при этом любить, и гладить, и говорить со скотом, с кошками, собаками? Это значит, что забыл человек заповедь Христову любить Бога всем сердцем, всей душою, всем помышлением…».

Да, трудно нам эти слова принять: кто же из нас не трепал пса, не гладил кота, не разговаривал с ними, выражая таким образом к ним любовь? Да ведь и сами они нуждаются в нашей любви – недостаточно им одной кормежки. Эмоциональные они существа: гамма эмоций собаки, например, весьма высоко развита. Однако не спорить с афонским подвижником мы сейчас должны, а усвоить то, безусловно, для нас полезное, что присутствует в его строгих – пусть даже слишком строгих – словах.

Худо, когда привязанность к животному подменяет любовь к человеку и Богу

Худо, когда любовь (а скорее, привязанность) к животному подменяет любовь к человеку и Богу, компенсирует ее нехватку, а то и полное отсутствие. Адольф Гитлер тоже был привязан к своей овчарке! Да, это крайний, отталкивающий пример. Но я не раз и не два наблюдала людей, у которых буквально истерическая жалость к каким-нибудь бездомным щенкам легко уживалась с холодностью и жестокостью к людям, зачастую – к самым близким. Нередко от этих людей можно услышать рассуждения о том, что животные в целом лучше людей… На самом деле животное просто легче любить, чем человека: это не требует нравственного и духовного труда, самокритики, терпения, смирения. Потому и происходит лукавая подмена. Человек, не научившийся любить ближнего, одинок: в общении с животными он зачастую видит выход из этого одиночества, способ утолить эмоциональный голод. И не замечает, что собака, кошка или морская свинка стали ему дороже людей, что есть уже, действительно, неразумие души и нарушение иерархии – замысла Творца о тварях.

Любовь меж людьми – тоже ведь вещь непростая. Есть любовь к другому человеку, а есть желание его любви к нам, желание этим человеком пользоваться. Различить это, дать себе отчет – «Я не столько его (ее) люблю, сколько его (ее) любви к себе хочу» – человек способен далеко не всегда, и немало семей разрушились от такого неразличения. Нечто подобное зачастую происходит и на линии «человек-животное»: за словами о любви к зверюшкам скрывается желание пользоваться ими ради своего развлечения или ради того, чтобы тешить свою гордыню. Люди отдают огромную сумму за породистого кота – и равнодушно перешагивают через брошенного котенка у себя в подъезде. Я не против породистых животных, особенно собак: иная порода – действительно шедевр, совершенный плод совместного труда человека и природы. Но чтобы владеть собакой этой породы, надо знать ее особенности, использовать ее по назначению, создавать ей условия, в которых она нуждается. В свое время я вела «собачье-кошачью» рубрику в городской газете и помню, сколько драм было связано с породистыми псами, хозяева которых просто ничего в них не понимали и не умели с ними обращаться. Начиная от очумевших хаски, которые не могут жить в тесном закрытом пространстве, вырываются и убегают неведомо куда, и кончая ребенком, которого на глазах родителей изувечил амстафф… И всегда один вопрос: а зачем покупали-то эту псину? – А… хотелось такого! Но причем тут любовь?

И все же, молиться ли о коте?

Да, уравнивать животное с человеком – греховное заблуждение, помрачение. Даже интуитивно – мы содрогаемся, слыша, что в храме некоей как бы христианской конфессии было совершено богослужение для домашних питомцев, что кискам и собачкам было предложено «причастие» и т.д.

Но тем не менее – они живут рядом с нами, они – часть нашей жизни, они нуждаются в нашей заботе… а подчас и в нашей молитве. Вопрос, можно ли молиться о домашних питомцах, священникам задают очень часто, и это, наверное, неслучайно. Совершила ли грех женщина, которая молилась о «…коте Твоем Василии»? Конечно, нет. И все же я спотыкаюсь, колеблюсь, когда у меня возникает стремление помолиться о собственном коте, у которого огромный нарыв на боку и жуткая температура… Мысль: «перед Ним – и о каком-то коте?!», порожденная отчасти и чтением записок преподобного Силуана, все равно возникает. Я боюсь поскользнуться, подменить молитву неким инфантильным сентиментальным выплеском.

Конечно, мы его лечим, этого нашего бедолагу. То есть – мы действуем. А любое действие, любое доброе дело можно и нужно предварять молитвой. Вот так, спокойно, без надрыва, без истерики и сентиментальности: «Господи, помоги. Святой Герасим, бинтующий на иконе лапу льву, – посодействуй: кто нашему зверю поможет, если не мы, люди, которые взяли его некогда в свой дом, и, значит, за него в ответе». Таким образом, разумное и необходимое действие помогает мне выработать душевный и духовный градус, оптимальный и для меня, и для болящего кота.

Мы, безусловно, призваны любить животных, восхищаться ими как прекрасными Божиими творениями

Мы, безусловно, призваны любить животных, восхищаться ими как прекрасными Божиими творениями. Посмотрите, сколько раз упоминаются звери и птицы в Библии, как богат ее космос: здесь и олень, «стремящийся к источникам вод», и «скимны (львята) рыкающие», и гнездо аиста выше всех гнезд на вершине, и пушистый орел с веточкой в клюве, и ежи, и летучие мыши, и гады морские, и зайцы, прячущиеся под камнями, и те самые птицы, которые «ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их»…(Мф. 6, 26)

…Но в том же стихе есть и продолжение: «Вы не гораздо ли лучше их?» И оно напоминает нам, разумным и словесным, о нашем особом месте в мироздании и о нашей ответственности за него.

Марина Бирюкова

18 февраля 2020 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Время серого кота Время серого кота
Марина Бирюкова
Время серого кота Время серого кота
Повесть о существовании существующих
Марина Бирюкова
Смысл существования заключен в нем самом. Существование противоположно небытию, пустоте. Существование есть обретение формы, образа, преодоление безликого хаоса.
Лики Афона. Ч. 3. О кошках, змеях, лисах и дельфинах Лики Афона. Ч. 3. О кошках, змеях, лисах и дельфинах
Павле Рак
Лики Афона. Ч. 3. О кошках, змеях, лисах и дельфинах Лики Афона
Часть 3. О кошках, змеях, лисах и дельфинах
Павле Рак
Прихожу как-то и вижу: ласка кушает помидоры. Говорю: «Отец Пахомий, у Вас гость». А он отвечает: «Оставь. Эта ласка очень хорошая. Она знает, как себя вести: один помидор начинает кушать сегодня, завтра приходит и продолжает кушать его же».
Кошка. Рассказ Кошка. Рассказ
Свящ. Ярослав Шипов
Кошка. Рассказ Кошка
Рассказ
Священник Ярослав Шипов
Прихожу, а бабулька не спит. И рассказывает: «Я, — говорит, — померла уже»… Да-да, прям так и говорит. Мол, сердце во сне очень сильно болело, а потом боль прошла и хорошо-хорошо стало…
Комментарии
валерий филиппов11 апреля 2020, 01:45
Небольшое уточнение:в книге Бытие Библии сказано, что в день пятый Творения Мира создал Бог душу живую из воды - так появились рыбы в воде , пресмыкающиеся на суше и птицы над ней. В день же шестой создал Бог душу живую из земли (праха земн.) и появились млекопитающие - скоты и гады, и последним человек. Т.е. в эти два дня Творения были произведены на свет Божий твари, обладающие душой, но чётко разделённые по уровню мышления, одной из трёх составляющих ("компонентов") души, как интеллекта в широком смысле слова (в их числе сознание, мышление, чувственность/чувств.восприятие/) Именно поэтому человек, как высшее сущ-во, обязан относиться к "братьям своим меньшим" с заботой и лаской.
Елена Аникина12 марта 2020, 12:59
Мнение старца Силуана есть частное богословское мнение. Давайте, каждый будет поступать по совести и будет стараться быть настоящим христианином. Тогда жизнь собак, кошек, африканских львов, носорогов, дальневосточных леопардов и прочих сильно улучшится.
Алла20 февраля 2020, 13:45
Иоанна, в жизни есть много приятных вещей, которые не являются необходимыми. В частности - содержание домашних животных. Это приносит много положительных эмоций, несмотря на все издержки. Разумеется, не нужно заводить толпу братьев наших меньших, но одна собака в квартире вполне в порядке вещей. А вот в частном секторе чаще всего собакам живется куда хуже, чем в квартирах. Там к ним отношение более утилитарное. А в квартирах их холят и лелеют.
Галина И.20 февраля 2020, 10:50
Ув. Денис, для правильного понимания текста Рим.8 необходимо прочитать его толкование - Лопухина, например. Он объясняет,что "мучения природы...не бесцельны и не бессмысленны, а представляют собою только отдельные моменты, какие должна пройти наша планета на пути к той фазе своего существования, которая совпадет с восстановлением славы чад Божиих"."тварь ожидает себе восстановления в первобытном своем состоянии". Это не воскресение мертвых. Также и прп. Иоанн Дамаскин в гл."О воскресении" (кн.IV "Точное излож.-е прав.веры) говорит о воскресении тел только умерших ЛЮДЕЙ. Книга Откровения, по толкованию, наполнена апокалиптическими символами и видениями. Отк 19: Белый конь- символ победы.
Людмила20 февраля 2020, 02:26
Хорошая статья. Только по поводу легкости отношений с животными, без терпения и смирения. Ха-ха. Примеры из своей жизни приводить не буду. Но, есть хороший рассказ "Рабочая собака" (возможно даже на этом сайте), в котором пес помог хозяину во многом измениться к лучшему. Животные часто посылаются нам с такими характерами, чтобы душа наша исправлялась. А молиться? Господь же хочет, чтобы мы со всем обращались к Нему, как к любящему Отцу. Можно молиться, чтобы машину отремонтировали? А почему нельзя попросить, чтобы живое существо не страдало? И разговаривать приходится, т.к. они часть социума. Что-то им объяснить надо, похвалить за правильные действия. Не следует только делать их кумирами.
Иулиания19 февраля 2020, 21:57
Поясните, пжл, с духовной точки зрения вкушение человеком мяса. Только без эмоциональных крайностей. Хотелось бы услышать мнение священников. Знаю игумена РПЦ, который по благословению вкушает мясо - есть серьезные проблемы со здоровьем. Ушел на покой, так как перед литургией всегда пост, а он не в состоянии был его держать.
Галина И.19 февраля 2020, 21:41
Все хорошо,что хорошо кончается. Излишняя умиленность животными, высокопарные мысли о них и неосторожность могут привести к потери разумности и плохо закончиться.Зверь есть зверь, особенно злой,голодный или одичавший. Речь идет о всех животных. Столько много разных трагических случаев, и тут не до ложной любовной эйфории.Однажды я пошла в лес за ягодами, и меня там окружила большая стая собак. Я прижалась к сосне и стала молиться.Собаки,злобно лая и рыча, все ближе подступали ко мне. И вдруг неожиданно завизжали и бросились врассыпную, словно кто-то невидимый прошелся по ним. А сын бросил работу в полиции после того, как собирал в тайге останки женщины- грибника, растерзанной медведицей.
Денис19 февраля 2020, 15:33
Андрей, не собаки с кошками соблазнились посулами змея, а люди. Не кошки совершают аборты, а человеческие женщины. Не псы предают, а человеческие мужчины бросают жён с детьми.
Денис19 февраля 2020, 15:21
Более того, в девятнадцатой главе откровении святого апостола Иоанна Богослова упоминаются небесные кони, оказавшиеся достойными носить на своих спинах ангелов и самого Господа нашего Иисуса Христа: "19.11 И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. 19.12 Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. 19.13 Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие». 19.14 И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый. 19.15 Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать
Денис19 февраля 2020, 15:21
Что-же касается прямого ответа на вопрос. Будут ли воскрешены животные? То ответ на этот вопрос содержится в послании святого апостола Павла римлянам: 18 Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. 19 Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, 20 потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, 21 что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. 22 Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; 23 и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. (Рим. 8:18-23)
Наталия Ростова19 февраля 2020, 13:49
В 15 -ть лет я совершила тяжкий грех. Усыпила любимую кошку Анфису. Мы с родителями уезжали из Якутии, и моя кошка оказалась никому не нужной из друзей и знакомых. Отец сказал усыпить ее. Взять с собой кошку в самолет, он категорически отказался. Выбросить ее на улицу, было бы еще большим злом, учитывая морозы. Я видела, как в вет.клинике ей сделали укол, а потом куда-то унесли. Я испытала настоящее потрясение. Потом какое-то время заикалась и плакала по ночам. Прошло уже много лет, я до сих пор испытываю страдания, вспоминая это. И чтоб как-то загладить свою вину, у меня постоянно живут коты, одного из них я подобрала на улице. Люди, не обижайте животинок, и за это ответим перед Богом....
Наталь19 февраля 2020, 05:16
Статья мне помогла во многом, спасибо
Александр18 февраля 2020, 19:59
В церкви этот вопрос давно решен. В 1 части требника есть молитва на благословение стада животных, чин благословения пчел и роев пчелиных. В большом требнике святителя Петра Могилы есть чин моления во время губительного мора скотов. Этим чинопоследованием кроме молитв предусмотрено каждение между животными, кропление корма и самих животных святой водой, а также вливание святой воды в поилки для животных!
Анна18 февраля 2020, 19:30
Иоанна, в деревне собаки сидят на цепи, а не двигаются. К тому же в деревне не принято возиться с собаками, они часто только мучаются от такой жизни. Завел собаку - ухаживай, гуляй с ней, делай прививки и находи на это время. Это послушание. В храм к 6:30? Значит с собакой гулять в 05:00.
Андрей18 февраля 2020, 18:36
Абсолютно точны и верны слова св. Силуана. Если мы действительно христиане, стоит прислушаться к этому строгому вразумлению святого. Как и в многом другом, наше время развратилось и в этом. Чрезмерная любовь к животным обычно всегда бывает за счет человеческих существ, это закон. Отдавая без меры тепло своего сердца четвероногим, мы обделяем, как правило, своих ближних, забывая о том, что Христос взошел на крест за людей, а не за собак и кошек. И в этом, как и в любом другом вопросе христианской жизни, нужно мыслить и рассуждать, как мыслят зрелые мужи (1 Кор. 13:11), а не как сердобольные дамочки.
Евгения18 февраля 2020, 18:20
Прошу прощения за долгие рассуждения, но мысль все-таки закончу))) Вот тут своё «серенькое»-то и выйдет наружу: Я НЕ МОГУ с ним говорить, НЕ МОГУ с ним рядом находиться и т.д. Спасибо Вам, Марина за рассуждения! Рада, что у меня есть единомышленники)). А по поводу молиться или не молиться - так любое благое дело лучше делать с молитвой. Почему же не помолиться о выздоровлении своего любимца, если не Господу, то Святым Его?.. И с этой мыслью я согласна.
Евгения18 февраля 2020, 18:07
Продолжение. Это реальные слова реальных людей. Колоссальная подмена, друзья! Порой, действительно, кажется, что животные лучше людей, но мы сравниваем несравнимое. Человек – венец творения Господа, об этом нельзя забывать. Любить животных – ЛЕГЧЕ! Это правда. Они пушистые, мягкие, дружелюбные, хвостами виляют, стресс снимают, радуются тебе или нет (последнее уже второстепенно), одним словом – они без человеческих недостатков! Таких-то, конечно, как не любить. А ты попробуй, хотя бы постарайся понять мотив поведения человека, его слов и действий, попробуй САМ проявить к человеку человечность, если он сейчас такой весь не «беленький», а «серенький».
Евгения18 февраля 2020, 18:02
Я сейчас не буду говорить об элементарной заботе о питомцах, в которой заключается наша, человеческая, ответственность перед ними. Раз уж взял скотинку – занимайся. Это должно быть, об этом и пишет автор. Но мне позиция автора статьи очень близка вот еще в каком смысле! Много раз я замечала какую-то неистовую любовь к животным. Были у меня такие мысли и сомнения - а, может, я чего-то не понимаю, хотя животных люблю... Люди в силу неумения и нежелания учиться любить ближнего своего (я говорю о человеке, конечно) переключаются на любовь к братьям меньшим - и холят, и лелеют. Я не говорю уже о том, что их питомцы для них - это «сыночки», «дочки», члены семьи, а сами они «папочки» и «мамочки».
Иоанна_ 18 февраля 2020, 16:57
Татьяна, В ЧЁМ НЕОБХОДИМОСТЬ взваливать на себя все сложности по уходу за собаками? Это обязательно для нашего спасения? Нет, нисколько! Может быть, лучше в храм сходить? Великим постом служба в будний день начинается в 6:30, так что придётся выбирать. В деревне собака имеет возможность двигаться, а в городской квартире собаке, особенно крупной - одни мучения! Отсюда и болезни, и хождения по ветеринарам. Я очень люблю животных и прекрасно понимаю, что в деревне собака нужна, а в городе - зачем? Да ещё несколько?? Собаки, которых я вижу в парке рядом со своим домом, почти все перекормленные, мне жаль их...
Андрей18 февраля 2020, 16:50
Очень хорошая статья.Призыв и к Любви, и к разумности, и к наблюдению за самим собой. Спасибо.
Галина И.18 февраля 2020, 16:32
"вспомним пророка Исаию, который в VI веке до Рожд. Христ."// Время Исаии относится к 745-695гг до Р.Х.(VIII в.до Р.Х).Еще, по прп. Иоанну Дамаскину, "рай -...истинно Божественное место и жилище, достойное того, кто создан по образу Божию; в нем не пребывало ни одно из бессловесных существ, а один только человек - создание Божественных рук".(Точное изложение Правосл. веры,кн.II,гл ХI)."Человек сотворен был из чувственной и духовной природы". Животные- только из чувственной."Невозможно, чтоб оставался нетленным тот, кто питается чувственною пищею". Животные не способны на духовную пищу. В кн.IV гл.XXVII читаем, что" от бессловесных существ мы различаемся воскресением", т.е.они не воскреснут.
Татьяна18 февраля 2020, 13:00
"Нередко от этих людей можно услышать рассуждения о том, что животные в целом лучше людей… На самом деле животное просто легче любить, чем человека: это не требует нравственного и духовного труда, самокритики, терпения, смирения. Потому и происходит лукавая подмена". Прекрасно можно научится и терпению и смирению и самоотречению, любя домашних животных! Особенно собак. Попробуйте несколько раз в день гулять с собакой в любую погоду, потому что это нужно питомцу. Дождь, мороз, ветер, просто усталость после работы. Но надо гулять - и идешь. С самоотречением тоже самое - собака болеет, отрываешь от себя и идешь в ветлечебницу. Питомцы, особенно проблемные - это просто тренажер смирения.
Марина18 февраля 2020, 11:53
Преподобный Паисий говорил , что мы для животных как боги и они от нас ждут милости ... И да, мы в ответе за того, кого приручили. И за то, что бессловесные страдают, тоже мы в ответе. Они по вине человека страдают. Для меня каждое творение Божье, каждая травинка,каждый даже самый маленький цветок, это гимн Творцу. Благодарю Бога за прекрасный мир, созданный Им. И как же не помолиться о твари Божьей, когда она нуждается в помощи? Бог сотворил всё живое и Он полон любви ко всему живому. И "Всякое дыхание да хвалит Господ".
Юлия18 февраля 2020, 11:50
Святые мученики Флор и Лавр Иллирийских в православии считаются покровителями ветеринарных врачей и животных. Их память совершается 31 августа. В этот день так же установлен День ветеринарного работника.
Галина И.18 февраля 2020, 11:42
Человек- высшее создание Творца, призванное для любви и молитвы.Но для владычества над животными ему необходимы мудрость и рассудительность.Иначе он впадает в заблуждения, идолопоклонство и обожествление животных (пример-вост.гороскоп).Это отступление от Бога Живого."Ты в наказание наслал на них множество бессловесных животных,чтобы они познали, что, чем кто согрешает, тем и наказывается"."Притом они почитают животных самых отвратительных,...ОНИ ЛИШЕНЫ И ОДОБРЕНИЯ БОЖИЯ И БЛАГОСЛОВЕНИЯ ЕГО. Посему они достойно были наказаны чрез подобных животных"."Служение идолам...есть начало и причина, и конец всякого зла" (Прем 11:16,15:18,16:1, 14:27)."признавать власть Твою- корень бессмертия" (15:3).
Марина Бирюкова18 февраля 2020, 11:24
Простите, Анна, а где же у меня написано, что нельзя за животных молиться? Наоборот же!
Денис18 февраля 2020, 10:59
Оскудела любовь среди людей, не любит люди друг друга. Отцы оставляют семьи ради злодейки с наклейкой, с согласия матерей врачи убивают детей в их утробе! Животные же остались такими, как век, тысячу лет тому назад: собаки верными, кошки ласковыми...
Георгий18 февраля 2020, 10:57
"Блажен муж, иже и скоты милует, сердце же нечестивых жестоко."(Притч.Соломоновы) - об этом,наверное говорил прп.Силуан Афонский. А сколько еще мы встречаем бессловесных в Житиях, послуживших Святым - и говорящего верблюда в житии Косьмы и Домиана и незлобивого и смиренного льва в житии св.Парда, которого тот, будучи угрызаемый совестию и желая погибнуть от "уст львовых" пинал и ложился на его пути к водопою...а лев перепрыгивал через него... Наш настоятель давал совет - если хочешь помолиться о своём питомце больном домашнем - проси праведного Ноя - спасителя всего животного мира от Потопа! и помогает Праотец!
Мария18 февраля 2020, 10:05
А ещё животные лишены возможности заботиться сами о себе, не сами выбирают где и как им жить, поэтому у человека ответственность за них выше, чем за других людей. На то человеку и дан разум, руки, чтобы работать и кормить себя.
Анна18 февраля 2020, 09:18
Не согласна с автором о том, что за животных нельзя молиться. Раз они творение Божие, то чем плохо если за них Господа попросить помиловать их и исцелить и напитать и сохранить. Согласна что надо контролировать себя и не ставить животное выше человека. И автор не священник чтобы давать советы. А наши священники (многие которых знаю лично) когда мы просим помолиться о котейках (чтобы их пристроить в добрые руки или еще что) никогда не отказывают в этом (келейно разумеется помолиться). И священники никогда не говорят, что мол нельзя о животных молиться. Хочешь помолиться так и помолись, хуже не будет.
Анна Тарасенкова18 февраля 2020, 07:46
Но Ваше обращение куда лучше!
Геннадий 18 февраля 2020, 07:37
"...и послал Господь Нафана к Давиду... и сказал ему:... были два человека...богатый, а другой бедный; у богатого было много...скота, у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил, и она выросла вместе с детьми его; от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь...пришел к богатому человеку странник, и тот пожалел взять из своих овец..., чтобы приготовить [обед] для странника... а взял овечку бедняка и приготовил ее для человека, который пришел к нему. Сильно разгневался Давид и сказал Нафану...достоин смерти." Нам ли собственникам роскошных квартир и машин, имеющих жен, носящих мужскую одежду, не молится о животных?
Анна Тарасенкова18 февраля 2020, 07:35
Спасибо Вам!Старец Силуан тоже может быть в чем-то не прав, он все-таки не Господь.Как не молиться о несчастных, старых, безногих лошадях, на которых мы занимаемся с "особыми"детьми? Они делают не меньше, чем люди, и ничего взамен не требуют.так и молилась:Не оставь, Господи, своей милостью бессловесных тварей, вверенных Тобою нашему попечению.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×