Как уничтожали и пытались возродить кафедральный собор на родине Ленина

Окно дополненной реальности на Соборной площади в Ульяновске Окно дополненной реальности на Соборной площади в Ульяновске

Троицкий кафедральный собор Симбирска вновь можно увидеть на Соборной площади, на прежнем месте. К сожалению, пока только через стекло: на главной площади Ульяновска установили так называемые «окна дополненной реальности» с 3D-изображениями прежде стоявших здесь Троицкого («летнего») и Никольского («зимнего») кафедральных храмов. Но и это для многих стало событием. У «окон в прошлое» ульяновцы задерживаются и говорят: «Как поднялась рука на такую красоту…».

8 сентября в Ульяновске отметили 200-летие со дня основания Троицкого кафедрального собора. Храм разрушен в 1930-е годы. Попытка его восстановления в 2005-м закончилась неудачей. Но выяснилось, что он по-прежнему дорог многим и продолжает объединять самых разных людей.

В память о героях войны 1812 года

Что скрывать: город по сей день позиционирует себя как «родина Ленина», называет его «нашим великим земляком» и использует в качестве туристической приманки, даже если это противоречит простому здравому смыслу. Например, буквально на днях одна из компаний презентовала свою новую продукцию – пряники (!) с лицом вождя…

Пряник с лицом В.И. Ленина Пряник с лицом В.И. Ленина

Часть старого города сегодня включена в заповедную зону «Родина В.И. Ленина», благодаря этому в городе сохранились памятники деревянного зодчества. Однажды, погуляв по заповеднику, наш гость сказал:

– Вижу красивый старинный русский город. Гуляю, любуюсь. Но чувствую – что-то не так… Потом понял: не видно ни одной церкви. А разве так могло быть в русском городе?

Действительно, в течение ХХ века из Ульяновска пытались сделать образцовый атеистический заповедник. В 1917-м году в Симбирске было 2 монастыря, 3 собора, 21 приходская, 25 домовых и 5 полковых церквей. К началу 1940-х в городе сохранились всего 2 церкви, и обе они перед началом войны были закрыты. К 1989 году на территории Ульяновской области действовали всего 9 приходов, причем в основном в селах, куда даже не было дорог.

Сегодня важно напоминать жителям города, что его история началась не в 1917-м году

Поэтому сегодня так важно напоминать жителям города, что его история началась не в 1917-м году.

История собора – «великой симбирской утраты», как здесь говорят, – напомнила о многих давно забытых страницах Симбирска-Ульяновска. Прежде всего – о воинах Симбирского пехотного полка и ополчения 1812 года. Ведь собор строился в ознаменование победы в Отечественной войне 1812 года и в память о павших героях этой войны.

«Симбирский пехотный полк был сформирован в ноябре 1811 года и вошел в 27-ю дивизию генерала Д.П. Неверовского. Свой первый бой симбирцы приняли 2 августа 1812 года при селе Красном. Отразив 40 атак французской кавалерии, воины Неверовского на сутки сдержали натиск французов, – пишет краевед Иван Сивопляс. – 27 пехотная дивизия встречала наступавших французов в долгой и жестокой битве за Шевардинский редут. И неизвестно, как бы сложилась судьба Бородинской битвы и всей кампании, не успей командир симбирцев Павел Лашкарев заслонить собою от вражеской пули Главнокомандующего российской армией, генерал-фельдмаршала князя М.И. Голенищева-Кутузова. Пуля насквозь пробила Лашкареву голову, войдя в правую щеку и выйдя у левого уха. Последствия тяжелого ранения сказывались потом до конца жизни. Гренадерская рота симбирцев полегла в полном составе. Из 943 нижних чинов Симбирского пехотного полка, вступивших в Бородинское сражение, к вечеру оставался в строю 251 человек.

Помню, как был потрясен, вычитав в учебнике по истории, что Отечественная война 1812 года обошлась России в два миллиона человеческих жертв! Напомню, что всю империю тогда населяло 40 миллионов человек»[1].

Кроме того, после начала войны в городе было сформировано Симбирское ополчение. Губерния вооружила и выставила почти 15 тысяч ратников. Более 3 тысяч из них погибли.

Очертания разрушенного собора Очертания разрушенного собора

В память о павших симбирцах было предложено построить сначала придел во имя Александра Невского к старому собору, а потом – новый храм, чтобы там постоянно совершалось поминовение воинов, жизнь свою положивших за веру, Царя и Отечество.

Многие из этих фактов, а также имена симбирских ополченцев, были возвращены из забвения благодаря празднованию 200-летия собора: к этой дате был выпущен спецвыпуск краеведческого журнала «Мономах», который уже становится в городе библиографической редкостью. Он был передан во все учебные заведения области. Многие архивные материалы были опубликованы впервые. В день города на Соборной площади работала выставка «Пять веков Симбирска-Ульяновска». На площади архитекторами впервые было обозначено место фундамента Троицкого собора, его очертания. 7–8 сентября, в выходные дни, проходили экскурсии для всех желающих. Часть из них была организована Симбирской епархией. В сентябре во всех учебных заведениях благодаря этому празднованию пройдут «Разговоры о важном», посвященные Отечественной войне 1812 года и ее участникам – землякам, симбирянам.

Походная церковь Походная церковь

8 сентября произошло еще одно знаменательное событие: митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин освятил походный палаточный храм во имя Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

– Это копия той походной церкви, которая в 1812-м году была сделана гражданами Симбирска для Симбирского ополчения. После освящения она будет отправлена сегодняшним воинам, которые очень нуждаются в духовной поддержке, в ней будут совершаться богослужения, – рассказал владыка.

Сердце Симбирска

Исторические чертежи Исторические чертежи

После победы над Наполеоном в России было построено несколько величественных «благодарственных» храмов. В их числе – Казанский собор в Петербурге и храм Христа Спасителя в Москве. Но первым был Троицкий кафедральный собор Симбирска. Для его строительства был выбран проект знаменитого архитектора Михаила Коринфского – автора проектов главного корпуса Казанского университета и Воскресенского собора в Арзамасе, который является архитектурным «братом» собора симбирского.

Император-победитель прибыл в Симбирск, чтобы почтить память симбирских воинов, о героизме которых он хорошо знал

Проект Коринфского был выбран самим Императором Александром I из трех проектов. Кроме того, Государь лично определил место собора на будущей Соборной площади. Впоследствии он прибыл на закладку храма 7 сентября 1824 года и собственноручно положил в его основание первый камень. Надо заметить, что Император-победитель прибыл в Симбирск не случайно, а для того, чтобы почтить память симбирских воинов, о героизме которых он хорошо знал.

К 200-летию памятного дня архитектурной мастерской «Симбирскпроект» под руководством почетного архитектора, вице-президента Союза архитекторов России Александра Капитонова было выпущено уникальное издание: «Троицкий кафедральный собор города Симбирска. Альбом чертежей». Альбом знакомит с цифровыми копиями подлинных документов и чертежей Троицкого собора из фондов Российского Государственного Исторического архива, с личными пометками Императора Александра I.

 Собор в день приезда праведного Иоанна Кронштадтского. 1894 г. Собор в день приезда праведного Иоанна Кронштадтского. 1894 г.

Собор стал высоким образцом русского классицизма: он был выстроен в виде объемного креста с четырьмя колоннадами и с одним главным куполом, вознесенным высоко над многоступенчатой ротондой. Храм был освящен в 1841-м году.

В кафедральном соборе находилась главная святыня Симбирска – образ Спаса Нерукотворного, который находился на главных вратах города во время нашествия Стеньки Разина в 1670-м году. При этом Симбирск стал единственным городом, куда Разин войти не смог!

С Троицким собором связаны имена многих известных священнослужителей. С 1896-го по 1898-й год в нем служил диакон Константин Розов – будущий знаменитый Патриарший архидиакон. В 1890-е годы здесь был псаломщиком будущий священномученик Александр (Телемаков). В 1894-м году в соборе совершил богослужение святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Интерьер собора Интерьер собора

В 1930-м собор закрыли и приспособили под архив. В мае 1933 года в нем произошел пожар. В огне погибло огромное количество документов дореволюционного периода, утрата которых болезненно ощущается и сегодня теми, кто обращается к фондам Госархива. Поджог списали на беспризорников. Согласно воспоминаниям горожан, храм взорвали летом 1936 г.

Пожар 1933 г. Пожар 1933 г.

Вместе с Троицким («летним») собором был уничтожен и Николаевский («зимний», или старый). Вместе они составляли единый кафедральный комплекс. В Николаевском соборе находилась усыпальница симбирских святителей. Здесь были погребены архиепископ Феодосий (Озеров; † 1858), епископ Евгений (Сахаров-Платонов; † 1888), епископ Варсонофий (Охотин; † 1895), епископ Гурий (Буртасовский; † 1907). После уничтожения храмов, скорее всего, их могилы были просто засыпаны осколками кирпича, а потом закатаны в асфальт. Сейчас над ними эспланада – популярное место для гуляния, занятий спортом, проведения массовых мероприятий. 8 сентября Митрополит Лонгин освятил новый Поклонный крест на месте алтаря Николаевского собора и предположительного захоронения симбирских архиереев.

Освящение креста и походной церкви Освящение креста и походной церкви

Главный редактор ульяновского историко-краеведческого журнала «Мономах» Ольга Шейпак говорит, что долго не могла забыть картину, описанную в спецвыпуске журнала, посвященном собору. Незадолго до сноса храма беспризорники обнаружили в его подвалах сохранившиеся с дореволюционных времен запасы сусального золота, предназначенные для золочения купола. Мальчишки для развлечения рвали листы тончайшего золота и пускали их по ветру. Они летели по городу, искрясь в лучах солнца. За этим призрачным золотым дождем можно разглядеть трагические судьбы города и людей, переживших Гражданскую войну и страшный голод в Поволжье (не менее страшный, чем ленинградская блокада) – ведь именно поэтому в Ульяновске (так город называется с 1924 года) появилось столько беспризорников…

Прерванное возрождение

Митинг протеста 2005 Митинг протеста 2005

В начале 2000-х годов в Ульяновске, как и во многих городах России, возникло движение за возрождение Троицкого кафедрального собора на историческом месте. Но эта инициатива вызвала и ожесточенное сопротивление. В частности, очень жестко протестовал против этой стройки директор Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» А.Н. Зубов (1958–2012). Архиепископ Симбирский Прокл очень близко принимал к сердцу эту ситуацию. Понимая, что перед ним были люди, далекие от Православия, он взывал к чувству патриотизма, сохранению истории, приводя в пример соседние города: «Почему Самара и Чебоксары строят храмы, а в Саранске в центре города восстанавливают собор?!»

Владыка Прокл с фото Троицкого собора. 2005 Владыка Прокл с фото Троицкого собора. 2005 Краевед Ольга Новосад приводит хронику событий 2005 года:

«25 февраля около 400 человек – студенты Ульяновского Государственного Университета и сельхозакадемии, музейные работники, участники Великой Отечественной войны, коммунисты, представители исламских и общественных организаций – требовали остановить строительство собора. 1 марта было напечатано совместное обращение к жителям города и области за подписью архиепископа Прокла и губернатора Морозова с призывом о восстановлении Троицкого собора. 2 марта в Епархиальном управлении прошла пресс-конференция, на которой состоялся показ большого макета будущего cобора. Тогда же было выступление известного краеведа, кандидата философских наук Сергея Борисовича Петрова (1951– 2022), который сообщил, что в его распоряжении есть обращение с подписями жителей города с требованием немедленно прекратить строительство, которое он направил в Администрацию Президента России, и намерен подать иск в областной суд. 7 марта прошло заседание попечительского совета собора во главе с его председателем, губернатором С.И. Морозовым, а 9 марта владыка отслужил молебен и освятил Поклонный крест: ‟Мы это делаем для вас, ваших детей и внуков, чтобы они помнили, чтобы не занимались тем, чем мы сегодня занимаемся – топчем прах наших предков и называем это аллеей отдыха”. 13 марта, в Прощеное воскресенье, губернатором и правящим архиереем было подписано соглашение о сотрудничестве между епархией и обладминистрацией. 14 марта начались работы на месте строительства собора.

Однако практически сразу они были остановлены по той причине, что стены и потолки близстоящих исторических зданий якобы начали трескаться. Руководство заповедника ‟Родина В.И. Ленина” обратилось в прокуратуру, подготовило письма в Управление по делам культуры и искусства».

Стройку остановили и запретили, и даже пытались устроить фонтан-бассейн в уже вырытом для фундамента храма котловане

Были свидетельства, что эти трещины появились задолго до этого: дореволюционные здания почти век использовались без капитального ремонта. Но это было неважно. Стройку остановили и запретили, и даже пытались устроить фонтан-бассейн в уже вырытом для фундамента храма котловане. Такого не было ни в одном городе России…

Происшедшее стало страшным ударом для пожилого владыки, он попал в больницу с тяжелым сердечным приступом.

Что дальше?

В день празднования в честь 200-летия собора в Спасо-Вознесенском соборе Ульяновска состоялось торжественное богослужение: Божественную литургию совершили архиереи Симбирской митрополии – митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин, епископ Барышский и Инзенский Филарет и епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор. Вечером на Соборной площади состоялся большой праздничный концерт «Симбирск – опора души и державы» с участием Ульяновского Государственного симфонического оркестра под управлением Эдуарда Дядюры и хора Спасо-Вознесенского кафедрального собора. В исполнении оркестра прозвучала увертюра П.И. Чайковского «1812 год».

Концерт на площади 8 сентября Концерт на площади 8 сентября

– Это, конечно, немного грустный праздник, потому что мы отмечаем юбилей собора, которого нет. Но, говоря о его истории, тесно связанной с историей нашего города и нашего народа, мы стараемся восстановить разорванную связь поколений, – говорит митрополит Лонгин.

В эти дни владыку часто спрашивают: возможно ли восстановление собора сейчас? Он отвечает:

– Вероятность возвращения к этому вопросу зависит от многих причин: от воли нашего православного народа – если он сочтет это необходимым и будет предпринимать какие-то действия, от воли властей предержащих и от материально-технических возможностей. В то время, когда Троицкий собор начинали восстанавливать, построить его было легко. Сегодня – совсем иная экономическая и политическая ситуация. Восстановить собор будет непросто. Но я думаю, что нет ничего невозможного. У нас сегодня есть и более серьезная проблема: в новых районах города практически нет храмов. С точки зрения стратегических интересов развития церковной жизни, надо сначала удовлетворить потребность в храмах в новых частях города. Собор является неким увенчанием церковной жизни. Когда она будет налажена, то возрастет и актуальность восстановления собора.

Симбирская святыня в эти дни объединила многих людей, переживающих о ее утрате. В организации празднования 200-летия Троицкого кафедрального собора приняли участие областное правительство и мэрия Ульяновска, Симбирская епархия и региональное отделение ИППО, историки, краеведы, архитекторы. Это дает надежду на будущее восстановление архитектурной жемчужины.

Наталья Горенок
Фото Андрея Гутынина и из открытых интернет-источников

16 сентября 2024 г.

[1] Сивопляс Иван. Гроза двенадцатого года.// Журнал «Мономах» № 4 (142). Август 2024 г.

Смотри также
Храм в Пятино: величественная история любви и покаяния Храм в Пятино: величественная история любви и покаяния
Екатерина Любимова
Храм в Пятино: величественная история любви и покаяния Храм в Пятино: величественная история любви и покаяния
Екатерина Любимова
Неравнодушными людьми, у которых сердце не смогло смириться с картиной разрушающейся и ускользающей красоты, было принято решение начать трудное дело восстановления святыни.
Сладкое послушание у Бога Сладкое послушание у Бога
История газеты «Православный Симбирск»
Сладкое послушание у Бога Сладкое послушание у Бога
История газеты «Православный Симбирск»
Сергей Серюбин
Иногда, глядя на незнакомое лицо в храме, думаешь: может, решение перешагнуть порог храма созрело у этого человека после прочтения статьи в «Православном Симбирске»?..
Соборное решение на родине «вождя мирового пролетариата» Соборное решение на родине «вождя мирового пролетариата»
Владимир Басенков
Соборное решение на родине «вождя мирового пролетариата» Соборное решение на родине «вождя мирового пролетариата»
Владимир Басенков
Центральной площади города Ульяновска вернули историческое название – Соборная. Событие только на первый взгляд незначительное. Имена городов и их площадей и улиц задают ориентиры, и очень важно, куда эти ориентиры направляют.
Комментарии
Захаров 17 сентября 2024, 09:10
Анна Никитична Аполеева (1896-1987) рассказывала, что когда рушили Троицкий храм, на этом месте образовалась большая гора из оставшихся камней, словно напоминание о непоколебимости веры.
р.Б.Сергий16 сентября 2024, 10:51
Сил телесных и духовных всем,отстаивающим возрождение христианства в богоспасаемом граде Симбирске(Ульяновске).Бог поругаем не бывает !
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×