Окно дополненной реальности на Соборной площади в Ульяновске
Троицкий кафедральный собор Симбирска вновь можно увидеть на Соборной площади, на прежнем месте. К сожалению, пока только через стекло: на главной площади Ульяновска установили так называемые «окна дополненной реальности» с 3D-изображениями прежде стоявших здесь Троицкого («летнего») и Никольского («зимнего») кафедральных храмов. Но и это для многих стало событием. У «окон в прошлое» ульяновцы задерживаются и говорят: «Как поднялась рука на такую красоту…».
8 сентября в Ульяновске отметили 200-летие со дня основания Троицкого кафедрального собора. Храм разрушен в 1930-е годы. Попытка его восстановления в 2005-м закончилась неудачей. Но выяснилось, что он по-прежнему дорог многим и продолжает объединять самых разных людей.
В память о героях войны 1812 года
Что скрывать: город по сей день позиционирует себя как «родина Ленина», называет его «нашим великим земляком» и использует в качестве туристической приманки, даже если это противоречит простому здравому смыслу. Например, буквально на днях одна из компаний презентовала свою новую продукцию – пряники (!) с лицом вождя…
Часть старого города сегодня включена в заповедную зону «Родина В.И. Ленина», благодаря этому в городе сохранились памятники деревянного зодчества. Однажды, погуляв по заповеднику, наш гость сказал:
– Вижу красивый старинный русский город. Гуляю, любуюсь. Но чувствую – что-то не так… Потом понял: не видно ни одной церкви. А разве так могло быть в русском городе?
Действительно, в течение ХХ века из Ульяновска пытались сделать образцовый атеистический заповедник. В 1917-м году в Симбирске было 2 монастыря, 3 собора, 21 приходская, 25 домовых и 5 полковых церквей. К началу 1940-х в городе сохранились всего 2 церкви, и обе они перед началом войны были закрыты. К 1989 году на территории Ульяновской области действовали всего 9 приходов, причем в основном в селах, куда даже не было дорог.
Сегодня важно напоминать жителям города, что его история началась не в 1917-м году
Поэтому сегодня так важно напоминать жителям города, что его история началась не в 1917-м году.
История собора – «великой симбирской утраты», как здесь говорят, – напомнила о многих давно забытых страницах Симбирска-Ульяновска. Прежде всего – о воинах Симбирского пехотного полка и ополчения 1812 года. Ведь собор строился в ознаменование победы в Отечественной войне 1812 года и в память о павших героях этой войны.
«Симбирский пехотный полк был сформирован в ноябре 1811 года и вошел в 27-ю дивизию генерала Д.П. Неверовского. Свой первый бой симбирцы приняли 2 августа 1812 года при селе Красном. Отразив 40 атак французской кавалерии, воины Неверовского на сутки сдержали натиск французов, – пишет краевед Иван Сивопляс. – 27 пехотная дивизия встречала наступавших французов в долгой и жестокой битве за Шевардинский редут. И неизвестно, как бы сложилась судьба Бородинской битвы и всей кампании, не успей командир симбирцев Павел Лашкарев заслонить собою от вражеской пули Главнокомандующего российской армией, генерал-фельдмаршала князя М.И. Голенищева-Кутузова. Пуля насквозь пробила Лашкареву голову, войдя в правую щеку и выйдя у левого уха. Последствия тяжелого ранения сказывались потом до конца жизни. Гренадерская рота симбирцев полегла в полном составе. Из 943 нижних чинов Симбирского пехотного полка, вступивших в Бородинское сражение, к вечеру оставался в строю 251 человек.
Помню, как был потрясен, вычитав в учебнике по истории, что Отечественная война 1812 года обошлась России в два миллиона человеческих жертв! Напомню, что всю империю тогда населяло 40 миллионов человек»[1].
Кроме того, после начала войны в городе было сформировано Симбирское ополчение. Губерния вооружила и выставила почти 15 тысяч ратников. Более 3 тысяч из них погибли.
В память о павших симбирцах было предложено построить сначала придел во имя Александра Невского к старому собору, а потом – новый храм, чтобы там постоянно совершалось поминовение воинов, жизнь свою положивших за веру, Царя и Отечество.
Многие из этих фактов, а также имена симбирских ополченцев, были возвращены из забвения благодаря празднованию 200-летия собора: к этой дате был выпущен спецвыпуск краеведческого журнала «Мономах», который уже становится в городе библиографической редкостью. Он был передан во все учебные заведения области. Многие архивные материалы были опубликованы впервые. В день города на Соборной площади работала выставка «Пять веков Симбирска-Ульяновска». На площади архитекторами впервые было обозначено место фундамента Троицкого собора, его очертания. 7–8 сентября, в выходные дни, проходили экскурсии для всех желающих. Часть из них была организована Симбирской епархией. В сентябре во всех учебных заведениях благодаря этому празднованию пройдут «Разговоры о важном», посвященные Отечественной войне 1812 года и ее участникам – землякам, симбирянам.
8 сентября произошло еще одно знаменательное событие: митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин освятил походный палаточный храм во имя Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
– Это копия той походной церкви, которая в 1812-м году была сделана гражданами Симбирска для Симбирского ополчения. После освящения она будет отправлена сегодняшним воинам, которые очень нуждаются в духовной поддержке, в ней будут совершаться богослужения, – рассказал владыка.
Сердце Симбирска
После победы над Наполеоном в России было построено несколько величественных «благодарственных» храмов. В их числе – Казанский собор в Петербурге и храм Христа Спасителя в Москве. Но первым был Троицкий кафедральный собор Симбирска. Для его строительства был выбран проект знаменитого архитектора Михаила Коринфского – автора проектов главного корпуса Казанского университета и Воскресенского собора в Арзамасе, который является архитектурным «братом» собора симбирского.
Император-победитель прибыл в Симбирск, чтобы почтить память симбирских воинов, о героизме которых он хорошо знал
Проект Коринфского был выбран самим Императором Александром I из трех проектов. Кроме того, Государь лично определил место собора на будущей Соборной площади. Впоследствии он прибыл на закладку храма 7 сентября 1824 года и собственноручно положил в его основание первый камень. Надо заметить, что Император-победитель прибыл в Симбирск не случайно, а для того, чтобы почтить память симбирских воинов, о героизме которых он хорошо знал.
К 200-летию памятного дня архитектурной мастерской «Симбирскпроект» под руководством почетного архитектора, вице-президента Союза архитекторов России Александра Капитонова было выпущено уникальное издание: «Троицкий кафедральный собор города Симбирска. Альбом чертежей». Альбом знакомит с цифровыми копиями подлинных документов и чертежей Троицкого собора из фондов Российского Государственного Исторического архива, с личными пометками Императора Александра I.
Собор в день приезда праведного Иоанна Кронштадтского. 1894 г.
Собор стал высоким образцом русского классицизма: он был выстроен в виде объемного креста с четырьмя колоннадами и с одним главным куполом, вознесенным высоко над многоступенчатой ротондой. Храм был освящен в 1841-м году.
В кафедральном соборе находилась главная святыня Симбирска – образ Спаса Нерукотворного, который находился на главных вратах города во время нашествия Стеньки Разина в 1670-м году. При этом Симбирск стал единственным городом, куда Разин войти не смог!
С Троицким собором связаны имена многих известных священнослужителей. С 1896-го по 1898-й год в нем служил диакон Константин Розов – будущий знаменитый Патриарший архидиакон. В 1890-е годы здесь был псаломщиком будущий священномученик Александр (Телемаков). В 1894-м году в соборе совершил богослужение святой праведный Иоанн Кронштадтский.
В 1930-м собор закрыли и приспособили под архив. В мае 1933 года в нем произошел пожар. В огне погибло огромное количество документов дореволюционного периода, утрата которых болезненно ощущается и сегодня теми, кто обращается к фондам Госархива. Поджог списали на беспризорников. Согласно воспоминаниям горожан, храм взорвали летом 1936 г.
Вместе с Троицким («летним») собором был уничтожен и Николаевский («зимний», или старый). Вместе они составляли единый кафедральный комплекс. В Николаевском соборе находилась усыпальница симбирских святителей. Здесь были погребены архиепископ Феодосий (Озеров; † 1858), епископ Евгений (Сахаров-Платонов; † 1888), епископ Варсонофий (Охотин; † 1895), епископ Гурий (Буртасовский; † 1907). После уничтожения храмов, скорее всего, их могилы были просто засыпаны осколками кирпича, а потом закатаны в асфальт. Сейчас над ними эспланада – популярное место для гуляния, занятий спортом, проведения массовых мероприятий. 8 сентября Митрополит Лонгин освятил новый Поклонный крест на месте алтаря Николаевского собора и предположительного захоронения симбирских архиереев.
Освящение креста и походной церкви
Главный редактор ульяновского историко-краеведческого журнала «Мономах» Ольга Шейпак говорит, что долго не могла забыть картину, описанную в спецвыпуске журнала, посвященном собору. Незадолго до сноса храма беспризорники обнаружили в его подвалах сохранившиеся с дореволюционных времен запасы сусального золота, предназначенные для золочения купола. Мальчишки для развлечения рвали листы тончайшего золота и пускали их по ветру. Они летели по городу, искрясь в лучах солнца. За этим призрачным золотым дождем можно разглядеть трагические судьбы города и людей, переживших Гражданскую войну и страшный голод в Поволжье (не менее страшный, чем ленинградская блокада) – ведь именно поэтому в Ульяновске (так город называется с 1924 года) появилось столько беспризорников…
Прерванное возрождение
В начале 2000-х годов в Ульяновске, как и во многих городах России, возникло движение за возрождение Троицкого кафедрального собора на историческом месте. Но эта инициатива вызвала и ожесточенное сопротивление. В частности, очень жестко протестовал против этой стройки директор Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» А.Н. Зубов (1958–2012). Архиепископ Симбирский Прокл очень близко принимал к сердцу эту ситуацию. Понимая, что перед ним были люди, далекие от Православия, он взывал к чувству патриотизма, сохранению истории, приводя в пример соседние города: «Почему Самара и Чебоксары строят храмы, а в Саранске в центре города восстанавливают собор?!»
Владыка Прокл с фото Троицкого собора. 2005 Краевед Ольга Новосад приводит хронику событий 2005 года:
«25 февраля около 400 человек – студенты Ульяновского Государственного Университета и сельхозакадемии, музейные работники, участники Великой Отечественной войны, коммунисты, представители исламских и общественных организаций – требовали остановить строительство собора. 1 марта было напечатано совместное обращение к жителям города и области за подписью архиепископа Прокла и губернатора Морозова с призывом о восстановлении Троицкого собора. 2 марта в Епархиальном управлении прошла пресс-конференция, на которой состоялся показ большого макета будущего cобора. Тогда же было выступление известного краеведа, кандидата философских наук Сергея Борисовича Петрова (1951– 2022), который сообщил, что в его распоряжении есть обращение с подписями жителей города с требованием немедленно прекратить строительство, которое он направил в Администрацию Президента России, и намерен подать иск в областной суд. 7 марта прошло заседание попечительского совета собора во главе с его председателем, губернатором С.И. Морозовым, а 9 марта владыка отслужил молебен и освятил Поклонный крест: ‟Мы это делаем для вас, ваших детей и внуков, чтобы они помнили, чтобы не занимались тем, чем мы сегодня занимаемся – топчем прах наших предков и называем это аллеей отдыха”. 13 марта, в Прощеное воскресенье, губернатором и правящим архиереем было подписано соглашение о сотрудничестве между епархией и обладминистрацией. 14 марта начались работы на месте строительства собора.
Однако практически сразу они были остановлены по той причине, что стены и потолки близстоящих исторических зданий якобы начали трескаться. Руководство заповедника ‟Родина В.И. Ленина” обратилось в прокуратуру, подготовило письма в Управление по делам культуры и искусства».
Стройку остановили и запретили, и даже пытались устроить фонтан-бассейн в уже вырытом для фундамента храма котловане
Были свидетельства, что эти трещины появились задолго до этого: дореволюционные здания почти век использовались без капитального ремонта. Но это было неважно. Стройку остановили и запретили, и даже пытались устроить фонтан-бассейн в уже вырытом для фундамента храма котловане. Такого не было ни в одном городе России…
Происшедшее стало страшным ударом для пожилого владыки, он попал в больницу с тяжелым сердечным приступом.
Что дальше?
В день празднования в честь 200-летия собора в Спасо-Вознесенском соборе Ульяновска состоялось торжественное богослужение: Божественную литургию совершили архиереи Симбирской митрополии – митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин, епископ Барышский и Инзенский Филарет и епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор. Вечером на Соборной площади состоялся большой праздничный концерт «Симбирск – опора души и державы» с участием Ульяновского Государственного симфонического оркестра под управлением Эдуарда Дядюры и хора Спасо-Вознесенского кафедрального собора. В исполнении оркестра прозвучала увертюра П.И. Чайковского «1812 год».
– Это, конечно, немного грустный праздник, потому что мы отмечаем юбилей собора, которого нет. Но, говоря о его истории, тесно связанной с историей нашего города и нашего народа, мы стараемся восстановить разорванную связь поколений, – говорит митрополит Лонгин.
В эти дни владыку часто спрашивают: возможно ли восстановление собора сейчас? Он отвечает:
– Вероятность возвращения к этому вопросу зависит от многих причин: от воли нашего православного народа – если он сочтет это необходимым и будет предпринимать какие-то действия, от воли властей предержащих и от материально-технических возможностей. В то время, когда Троицкий собор начинали восстанавливать, построить его было легко. Сегодня – совсем иная экономическая и политическая ситуация. Восстановить собор будет непросто. Но я думаю, что нет ничего невозможного. У нас сегодня есть и более серьезная проблема: в новых районах города практически нет храмов. С точки зрения стратегических интересов развития церковной жизни, надо сначала удовлетворить потребность в храмах в новых частях города. Собор является неким увенчанием церковной жизни. Когда она будет налажена, то возрастет и актуальность восстановления собора.
Симбирская святыня в эти дни объединила многих людей, переживающих о ее утрате. В организации празднования 200-летия Троицкого кафедрального собора приняли участие областное правительство и мэрия Ульяновска, Симбирская епархия и региональное отделение ИППО, историки, краеведы, архитекторы. Это дает надежду на будущее восстановление архитектурной жемчужины.