Отец Иеремия – духовное чадо архимандрита Арсения (Папачока), обладатель ученой степени доктора наук в области математики и магистр богословия. Родился в 1978-м г. в Констанце, с детства увлекался математикой, в 9-м классе занял 1-е место на Национальной олимпиаде по математике и после окончания школы был принят в университет Беркли, Калифорния. Здесь учился, работал и в 2007-м г. в возрасте 29 лет защитил докторскую диссертацию. В том же году по благословению старца Арсения вернулся на родину, принял монашеский постриг в монастыре Путна, затем окончил богословский факультет и магистратуру Ясского университета. В 2020-м г. назначен настоятелем румынского Мидлтаунского монастыря Прп. Димитрия Нового, Басарбовского, основанного архимандритом Василе (Василаке), в штате Нью-Йорк.
Положение во гроб. Мозаика храма Гроба Господня
«Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха… Муж скорбей и изведавший болезни» (Евр. 4, 15; Ис. 53, 3).
Вот мы, по благодати Божией, и подошли к третьей Неделе по Пасхе, на которой Церковь постановила особо праздновать жен-мироносиц, первыми увидевших и исповедавших Воскресшего Спасителя. Наряду с ними Церковь постановила праздновать сегодня и Иосифа Аримафейского, «благообразного советника» (Мк. 15, 43), и Никодима, ночью приходившего к Иисусу за советом (ср. Ин. 3).
Нам трудно представить, что сделали для нас жены-мироносицы и эти праведные мужи, ведь мы живем после Воскресения, убеждены в реальности и благодати Воскресения, и нам трудно понять, что было тогда в их сердцах и почему их подвиг так угоден пред Богом.
У этого дня, этого праздника есть две совершенно разные составляющие: до и после Воскресения. Есть что-то от Страстей и что-то от Воскресения. И на клиросе у нас было скорбное песнопение, слава на стиховне, а затем было песнопение, характерное для Воскресения.
Чтобы немного понять тайну праздника, начнем со следующего. Как-то я спросил одного батюшку, в чем особенность отношений человека с Богом в Православии. И батюшка ответил:
– В свободе.
Чтобы пояснить смысл, который он в своем ответе вложил в понятие свободы, он прибег к одному сюжету из Ветхого Завета, из Бытия, касающийся того, что называется страннолюбием Авраама, когда он у дуба Мамврийского принимает трех Ангелов, а обращается к одному Лицу. Это происходит в контексте, когда Бог уже обещал Аврааму, что он станет отцом множества народов, будучи весьма старым. И тогда, в начале 18 главы, мы слышим следующее:
«И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного.
Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него.
Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом,
а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь» (Быт. 18, 1–5).
Почему же батюшка использовал этот эпизод для объяснения нашей свободы, свободы, которую дает нам Бог и в соответствии с которой, как ожидается, мы будем действовать? Здесь Бог пришел исполнить Свое обетование, данное, когда Он говорил Сарре, что на следующий год Они опять придут в это же время, и у нее будет сын (ср. Быт. 18, 10). Вот в этом эпизоде Бог и исполнил Свое обетование Аврааму.
Настоятель Мидлтаунского монастыря протосингел Иеремия (Бербек) с монастырской святыней – Курской Коренной иконой Пресвятой Богородицы. Фото: stmichaelorthodox.com Но почему же он явился образом свободы? Потому что если бы Авраам, сидевший при входе в свой шатер, по своему страннолюбию не настоял на том, чтобы пригласить Их к столу, то Бог (Святая Троица в образе трех Ангелов) не остался бы трапезничать.
Страшно подумать, как же нам легко выбрать то, что не нужно. Бог даровал нам эту свободу, создал нас свободными и такими хочет видеть нас – не принуждаемыми делать добро, и если мы будем делать угодное Ему, тогда встретим Его и получим исполнение обещания.
Этот образ свободы, которую дает Бог, мы находим повсюду и в Евангелии. Многих чудес не произошло бы, если бы соответствующие люди не настаивали до конца (хананеянка, слепой от рождения, иерихонский слепец, сотник и т.д.). Их не было бы!
Сегодняшнее Евангелие начинается так:
«Во время оно, прииде Иосиф, иже от Аримафеа, благообразен советник, иже и той бе чая Царствия Божия, дерзнув вниде к Пилату, и проси телесе Иисусова» (Мк. 15, 43).
Но все-таки начнем с более раннего сообщения главы 15 от Марка (ст. 37), а именно со смерти Спасителя на Кресте:
«Иисус же пущь глас велий, издше. И завеса церковная раздрася на двое, свыше до низу. Видев же сотник стояй прямо ему, яко тако возопив издше, рече: воистинну Человек Сей Сын бе Божий. Бяху же и жены издалеча зрящя, в нихже бе Мариа Магдалина, и Мариа Иакова Малаго и Иосии мати, и Саломиа, яже, и егда бе в Галилеи, хождаху по Нем и служаху Ему: и ины многия, яже взыдоша с Ним во Иерусалим. И уже позде бывшу, понеже бе пяток, еже есть к субботе, прииде Иосиф, иже от Аримафеа, благообразен советник, иже и той бе чая Царствия Божия, дерзнув вниде к Пилату, и проси телесе Иисусова» (Мк. 15, 37–43).
Что же значит «позднее бывшу» («было поздно»)? Это значит, что Тело Спасителя некоторое время – час, два – пребыло висящим на Кресте. Тогда существовала такая практика: оставлять казненных висящими на кресте, чтобы это служило уроком для других. И вот, была такая картина: Спаситель висел на Кресте, и не находилось никого, кто снял бы Его с Креста, похоронил. Он висел, всеми покинутый, ожидая свободного решения кого-нибудь из людей.
Праведный Иосиф Аримафейский у Пилата А у Иосифа Аримафейского могло найтись много причин не делать этого, не идти к Пилату: «Не я самый приближенный к Нему», – мог он сказать. Но он не подумал о том, что он вправе не делать этого, предоставить это ученикам. Ведь распятое Тело Спасителя ждало на Кресте!
И здесь мы видим картину крайней уязвимости, которой подвергся Спаситель наш, Бог Воплощенный. Он целиком отдался на милость или немилость людей. Его распяли, а потом Он висел покинутый на Кресте. Пока этот человек, действуя совершенно свободно, не дерзнул пойти к Пилату и просить Его Тела. У него была хорошая репутация, положение, известность. Этот поступок свидетельствовал о его дерзновении, ведь он просил с честью похоронить человека, «проклятого» самим фактом своего осуждения. А значит, его доброе имя, будучи связано с этим осужденным, могло пострадать, он мог скомпрометировать себя в глазах людей. Поэтому он принял нелегкое решение. И дерзнул совершить этот поступок – совершенно свободно.
Вот как Бог, чтобы вступить в общение с нами, делается уязвимым.
В эпизоде с Авраамом Он предстает в образе утомленного путника. Теперь висит на Кресте, покинутый всеми, позорище миру. Его никто не погребает. Но вот кто-то исполняется жалости и дерзает. Так, благодаря поступку Иосифа, Спаситель был погребен с честью. Это одна из тайн нынешнего дня: как Бог предает Себя в руки людей, чтобы вызвать свободный отклик в их сердце.
Мы видим и Божию Матерь, так же скорбящую, так же уязвленную, Она, конечно, тоже хотела сделать что-нибудь, чтобы Его погребсти. Так что Иосиф своим поступком утешил и Божию Матерь.
Одно древнее церковное песнопение Страстной Пятницы, которое поется в завершение чина Погребения плащаницы, помогает нам лучше понять эту уязвимость: «Отдай мне Этого Странника»:
Перевод на русский язык
«Солнце сокрыло лучи свои, и катапетасма храма разодралась надвое по причине смерти Спасителя, увидев которую, Иосиф пошел к Пилату и горячо просил Тела Его, говоря:
Отдай мне Этого Странника, Которого с младенчества странником принимали в мире;
Отдай мне Этого Странника, Которого единоплеменники Его из ненависти умертвили, как странника;
Отдай мне Этого Странника, странной смертью Которого я поражен, видя ее;
Отдай мне Этого Странника, умевшего принимать нищих и странников;
Отдай мне Этого Странника, чтобы мне во гробе сокрыть Того, Кому как страннику негде было главу приклонить;
Отдай мне Этого Странника, видя Которого мертвым на Кресте, Матерь Его возопила: О Сыне Мой и Боже Мой! Душа Моя пронзается, а сердце разрывается, когда вижу Тебя распятым, но, веря в Твое Воскресение, величаю Тебя».
Это песнопение как нельзя лучше передает ту уязвимость, о которой мы говорили. Бог оставался Странником в руках людей, ожидая нашего отклика. Это был контекст.
Иосиф ничего не получал оттого, что погребет Его. Как и мироносицы. Этот Странник Своим видом показывал, что никак не может защитить Себя и уже не может дать им ничего.
С другой стороны, вторая часть Евангелия описывает, как жены-мироносицы пришли на Гроб. Из сообщения евангелистов мы можем видеть их состояние. Мария Магдалина пришла с утра, увидела землетрясение, камень, отвалившийся в сторону, после чего уходила и возвращалась несколько раз. В конце концов Спаситель открывается ей.
Ее состояние передает нам состояние жен-мироносиц. Они были раздавлены скорбью. В народе сказали бы – были убиты горем. Сердце их было сплошной раной, и с благовониями, приготовленными ими еще в пятницу вечером, они пришли в первый же час, как только смогли. Ничего от этого они не получали, наоборот. Но из любви, из свободы сделали это – и увидели Спасителя воскресшего. И Иосиф, когда погребал Спасителя, сначала просил тела странника, а потом понял, что хоронит Бога воплощенного.
Белый ангел. Монастырь Милешева, Сербия
Хотя евангелисты четко об этом не упоминают, но Матерь Божия тоже была там, и это замечательно объясняет святитель Григорий Палама, говоря, что в сообщении, которое читается в Пасхальную ночь из 28-й главы евангелиста Матфея: «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели (воскресенья), пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб» (Мф. 28, 1), – другая Мария и есть Матерь Божия.
«И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег» (Мф. 28, 1–3).
Здесь ангел показал мироносицам пустой Гроб. Святитель Григорий Палама поясняет, что явление ангела было специально для Матери Божией. Она ждала Воскресения, знала, что Спаситель воскреснет, и могла первой принять эту весть. Это мы видим из церковного песнопения:
«Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба».
Наша Церковь воспевает именно этот факт, что Матерь Божия была первой, кто получил весть о Воскресении, как Ей и подобало. Будучи всецело духовной, Она переживала все в максимальной степени, но не была всецело убита скорбью, как жены-мироносицы. Она ждала Воскресения – и получила весть от ангела.
Произошедшее не могло быть понято умом, который не в силах постигнуть, как Бог позволяет так глумиться над Собой
Жены-мироносицы были в состоянии раздавленности, они были убиты горем. И в этом состоянии, невзирая ни на что: ни на ночь, ни на надгробный камень (они не подумали о том, что не смогут сами сдвинуть его с места), убитые горем, но пылая жаждой послужить Тому, Кто утешал их сердца, они шли по велению своего скорбящего, но полного благодати сердца. По велению сердца, а не ума. Произошедшее не могло быть понято умом, который не в силах постигнуть, как Бог позволяет так глумиться над Собой.
Может, это потрясало и апостолов, которые знали все слова Спасителя, но не могли понять, что сейчас происходит. А жены-мироносицы действовали по зову сердца. Не понимали, что происходит, но не могли не пойти. Не могли не послужить Этому Человеку, так много утешавшему их при жизни. Как мы слышали в древнем песнопении:
«Отдай мне Этого Странника, умевшего принимать нищих и странников».
Отчуждившихся в своих грехах, обнищавших.
И мы потому чествуем, празднуем и возносим сегодня похвалу женам-мироносицам за это их душевное величие, за то, что они, не считаясь ни с чем, ни с репутацией, ни с угрозами, исполнили свой священный долг.
Мы возносим сегодня похвалу женам-мироносицам за то, что они, не считаясь ни с чем, ни с репутацией, ни с угрозами, исполнили свой священный долг
Итак, чему мы можем научиться из нынешнего воскресенья? Что могут сказать нам эти люди: Иосиф Аримафейский, Никодим и жены-мироносицы?
Прежде всего, думается, что Иосиф и Никодим учат нас отказываться от своего статуса, чтобы помогать уязвимым. Спаситель соделался уязвимым, уязвимее любого человека, какой только был и будет когда-нибудь на земле – брошенный всеми, во власти любого могущего причинить ему зло, – именно для того, чтобы приблизиться к нам как можно ближе и вызвать в нас отклик.
Поэтому на Страшном Суде Он говорит: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40). Потому что если вы смогли ощутить их уязвимость, то сможете постичь и Мою уязвимость.
И только так (мы видим это и в житиях святых, и в истории Церкви), только через эту уязвимость Бог становится известен нам во всем Своем всемогуществе. Мы принимаем Его как гостя в своем доме, а потом встречаем как Бога. Это колоссальный парадокс. Но иначе нельзя, коль скоро Бог хочет оставить нас свободными.
Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Мы имеем и пример святой мученицы Елисаветы, Великой княгини Российской. Она была супругой Великого князя, брата Царя Николая, последнего Царя, ее супруг погиб в результате покушения, и тогда она стала вести монашеский образ жизни и открыла обитель милосердия, госпиталь. Эта принцесса королевских кровей ухаживала за больными, омывала им раны, обстирывала их, смиряясь таким образом. Она воистину была женой-мироносицей, то есть человеком, отказавшимся от своего статуса и сделавшимся «позорищем» в глазах людей.
Потому что, чтобы вы знали, уязвимость в миру позорна. Ассоциируясь с нищим, ты уподобляешься ему и становишься причастным его позорного клейма. И таким был Спаситель при жизни. Помогал грешным и блудницам и исцелял их, и на Него смотрели с укором: « Если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина сидит у Его ног» (Лк. 7, 39).
Когда мы ассоциируемся с уязвимым человеком, мы сами становимся уязвимыми и бываем причастны его позора
Так говорили Ему фарисеи, люди, так говорят и нам. Когда мы ассоциируемся с уязвимым человеком, мы сами становимся уязвимыми и бываем причастны его позора. Что ж, Спаситель делал это всю жизнь, чтобы войти в общение с нами. Иначе мы не смогли бы Его услышать: во всем Своем всемогуществе он раздавил бы нас, подавил бы. Поэтому Он принял этот уязвимый образ, смиренный образ, стал кротким и смиренным сердцем, чтобы вступить в общение с нами, но общение свободное, которое мы можем принять, можем открыть перед Ним свое сердце, ум – и таким образом познать Бога или не познать. Такими ужасно свободными Он делает нас. Так можем ли мы открыть свое сердце или не можем?
Есть много примеров уязвимых людей. Я говорю не только о нищих. Вы видите, даже ребенок бывает источником уязвимости для своей матери. Потому что я могу критиковать ребенка, а его мать не может, потому что он – ее чадо, она должна принимать его таким, какой он есть, любить его и стараться его изменить. И она тоже получает укор, который я отнес бы сыну.
Так бывает. Когда мы хотим помочь кому-нибудь, мы тоже причащаемся его уязвимости и страдаем от его креста.
Это делали и Иосиф, и Никодим, и жены-мироносицы. Отложили в сторону свой статус, удобство, комфорт – и вышли на открытую арену, в публичное пространство, и взяли на себя позор уязвимых. Это служит для нас примером, но мы, православные христиане, к сожалению, не часто делаемся уязвимыми в публичном пространстве, не слишком поддерживаем, например, беременных вне брака женщин: «Пускай сама выпутывается, я, что ли, просил ее грешить?» Но мы, христиане, не можем думать так. Помочь человеку – значит взять на себя и его позор, и делая это, ты уподобляешься Спасителю, Который преисполнился нашего стыда, чтобы вступить с нами в общение.
Чему же еще мы учимся отсюда? Коль скоро мы говорили об этом состоянии уязвимости, которое порождает отклик на нашу свободу, нам надо знать, что говорят святые отцы: когда мы чувствуем себя уязвимыми, когда наше сердце «сокрушенно и смиренно», тогда мы ближе всего ко Спасителю. Спаситель очень легко вступает в общение с уязвимыми людьми, то есть с сердцем сокрушенным и смиренным. А на самом деле только так Он делается известен нам в Своем всемогуществе. Другого пути нет. Кто хочет познать Бога, должен понять это.
Чему еще учат нас жены-мироносицы? Когда Петр обещал Спасителю, что не отречется от Него (ср. Мф. 26, 35), ему не удалось этого сделать. Впоследствии он смог, но не тогда. А жены-мироносицы смогли. Хотя все отверглись Христа, они Его не отверглись и пребыли с Ним. Почему? Потому что любили Его. Знали Его в жизни, каким Он был, открылись Ему и остались верны Ему даже после смерти. И, сделав это, узнали Его воскресшим, познали Его всемогущество.
Не могу не привести вам слово отца Арсения (Папачока), давшего одной женщине совет, как бы исходящий от Спасителя:
– Дочь Моя, приди ко Мне. Нам надо говорить от сердца к сердцу об интересах вечных.
Вот чего хочет Спаситель: беседы от сердца к сердцу, в нашей уязвимости. Он делается таким же малым, как я, и вступает в общение со мной.
Вот чего хочет Спаситель: беседы от сердца к сердцу, в нашей уязвимости
«Какая скорбь для Меня – видеть сестру, приступающую ко Мне со скрытым недоверием. Разве Я не умер на Кресте для того, чтобы помогать и спасать? Что Я могу сделать, чтобы убедить Моих чад в Моей безграничной любви, в Моем безграничном благоволении?»
Это приглашение, которое делает нам Спаситель: открыть перед Ним свою уязвимость, и так мы соединимся с Его уязвимостью, познаем Его и познаем Его благодать, которая нас воскресит. Иными словами, как говорит святой апостол Павел:
«Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших» (Евр. 4, 15),
а пророк Исаия сказал о Нем:
«муж скорбей и изведавший болезни» (Ис. 53, 3).
Павел же завершает и говорит:
«Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр. 4, 16).